Научная статья на тему 'Организация взаимодействия субъектов правоохраны в вопросах противодействия экономической преступности'

Организация взаимодействия субъектов правоохраны в вопросах противодействия экономической преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1479
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / КООРДИНАЦИЯ / СОГЛАСОВАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Потапова Светлана Анатольевна

Автор рассматривает одну из теоретических проблем управления организацию взаимодействия субъектов правоохраны в вопросах противодействия экономической преступности, исследует соотношение понятий «взаимодействие», «организация взаимодействия», «координация».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF INTERACTION OF THE SUBJECTS OF LAW ENFORCEMENT ACTIVITY IN THE FIELD OF ECONOMIC CRIME COUNTERACTION

The author considers one of the theoretical management problems the organization of interaction of the subjects of law enforcement activity in the field of economic crime counteraction, investigates the correlation of the concepts of «interrelation», «organization of interaction», «coordination».

Текст научной работы на тему «Организация взаимодействия субъектов правоохраны в вопросах противодействия экономической преступности»

14. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

ГОСУДАРСТВА

14.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ПРАВООХРАНЫ В ВОПРОСАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Потапова Светлана Анатольевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры организации деятельности органов внутренних дел центра командно-штабных учений

Место работы: ФГКОУ ВО «Академия управления МВД России»

potapova. 18@maile.ru

Аннотация: Автор рассматривает одну из теоретических проблем управления - организацию взаимодействия субъектов правоохраны в вопросах противодействия экономической преступности, исследует соотношение понятий «взаимодействие», «организация взаимодействия», «координация».

Ключевые слова: Правоохранительные органы, организация взаимодействия, координация, согласованные мероприятия, противодействие экономической преступности.

THE ORGANIZATION OF INTERACTION OF THE SUBJECTS OF LAW ENFORCEMENT ACTIVITY IN THE FIELD OF ECONOMIC CRIME

COUNTERACTION

Potapova Svetlana A., candidate of law sciences, senior lecturer of the department of the interior bodies activity administration of the centre of command and training exercise

Place of employment: Academy of management of the Interior Ministry of Russia

potapova. 18@maile.ru

Abstract: The author considers one of the theoretical management problems - the organization of interaction of the subjects of law enforcement activity in the field of economic crime counteraction, investigates the correlation of the concepts of «interrelation», «organization of interaction», «coordination».

Keywords: law enforcement agencies, organization of interaction coordination, coordinated measures, economic crime counteraction.

Организация взаимодействия между правоохранительными органами представляет собой содержательную сторону правоохранительной политики государства. Она является важнейшим фактором и условием реализации ее социально значимых функций, основное назначение которых сводится к интеграции различных общественных сил по обеспечению правопорядка.

В современных условиях экономического развития решение задач борьбы с экономической преступностью играет исключительно важную роль, и требует объединения усилий всех правоохранительных органов. Обеспечению общественной безопасности на долгосрочную перспективу будут также способствовать повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и спецслужб, создание единой государственной системы профилактики преступности и иных правонарушений, включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики, разработка и использование специальных мер, направленных на снижение уровня коррумпированности и криминализации общественных отношений1.

Общепризнанно положение о том, что взаимодей-

1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федера-

ции: Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015

г. № 683 // СЗ РФ. 04.01.2016. № 1, ч. II, ст. 212.

ствие государственных органов, в частности органов внутренних дел и других правоохранительных органов, является необходимым условием успешного выполнения возложенных на них задач. Субъекты (правоохранительные органы), участвующие в этом процессе, наряду с общностью целей, задач и функций имеют четко очерченные законом компетенцию и статус.

Когда речь идет о «деятельности всех правоохранительных органов», независимо от их функциональной направленности (специфики), возникает необходимость в такой управленческой категории, как организация их взаимодействия для достижения поставленной цели - решения задач борьбы с преступностью. Сейчас для правоохранительных органов выработка теоретических подходов и практических мер по совершенствованию их деятельности приобретает приоритетный характер. Исходя из системных позиций, можно выделить организацию взаимодействия органов внутренних дел с другими правоохранительными органами в достижении единой цели - пресечении и раскрытии преступлений, в том числе экономической направленности. Анализ практики показывает, что при организации борьбы с экономической преступностью, целесообразно использовать потенциал всех правоохранительных органов, вырабатывать новые и совершенствовать уже известные средства, приемы и методы, объединять усилия сотрудников этих органов,

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ПРАВООХРАНЫ В ВОПРОСАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

обеспечивать организацию их взаимодействия.

Обязательность организации взаимодействия обусловлена общностью объекта их воздействия, единством задач, стоящих перед системой право охранительных органов, по противодействию экономической преступности страны с использованием различных сил и средств, приемов и методов и в то же время объективной необходимостью согласованной системы действий.

Осмысление проблемы организации взаимодействия субъектов правоохранительной системы в сфере борьбы с экономической преступностью невозможно без выяснения понятий «взаимодействие», «организация взаимодействия» и «координация».

Взаимодействие - это согласованная деятельность различных субъектов, осуществляющих совместные действия. Так, реализуемые совместные действия согласовываются со всеми участниками этого взаимодействия. Наиболее распространенными являются позиции авторов, определяющих взаимодействие различных субъектов как кооперацию труда, средство достижения согласованности, деловое сотрудничество.

Всякая система есть не только набор (множество) элементов, но и то единство, между элементами которого существуют определенные отношения2 В данном случае такими отношениями являются отношения взаимодействия. Главное состоит в том, что взаимодействие осознавалось бы субъектами как сотрудничество, преследующее взаимовыгодные позитивные результаты. Только в этом случае есть основание говорить о взаимодействии в управленческом значении. Поэтому в определениях такого взаимодействия, как правило, встречаются подобные сущностные признаки как согласованность, общность целей, задач, деловое сотрудничество.

Таким образом, анализ теоретических и практических проблемных аспектов самого взаимодействия и организации такого взаимодействия по своей сути является разновидностью управленческой деятельности и обладает специфическими чертами:

а) наличие субъектов, объектов и предмета совместной деятельности;

б) наличие целей;

в) информационное обеспечение и анализ;

г) выработка решений;

д) оценка совместной деятельности.

В широком смысле взаимодействие регламентируется Федеральным законом «О полиции», где указано, что полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами3. В этом плане проблема взаимодействия все больше сводится к согласованию, т. е. выработке совместных мер правоохранительных органов, направленных на противодействие преступности.

Согласованность как основной, необходимый признак взаимодействия коренным образом влияет на совместные действия, объединяя их в единое целое. Выступая в значении некоторого качества или состояния, она предполагает ряд соответствующих действий, в результате которых достигается это качество. К таким действиям в первую очередь следует отнести согласование совместных действий различных субъек-

2 Уемов А. И. Системы и системные исследования. М., 1973. С. 73.

3 О полиции: Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № 3 ФЗ (в ред. Федерального закона РФ от 3.12.2012 № 244-ФЗ) // СЗ РФ, 10.12.2012, № 50 (ч. 5), ст. 6967.

тов по целям, месту и времени их осуществления.

Взаимодействие в узком смысле понимается как организационно-правовые формы, которые регулируют установленные законом взаимоотношения между двумя и более самостоятельными субъектами, не находящимися в состоянии взаимоподчинения.

В юридической литературе уделено значительное внимание понятиям «взаимодействие», «организация взаимодействия».

Исходя из указанных признаков взаимодействия, мы определяем, что взаимодействие субъектов правоохранительной системы есть осуществление ими совместных согласованных действий по выполнению стоящих задач, достижению общих целей правоохранительной деятельности.

На наш взгляд, «организация взаимодействия» - это совместная управленческая деятельность руководителей правоохранительных органов, направленная на обеспечение организации их согласованной деятельности по решению общих для них задач в борьбе с преступностью.

Если для внутреннего взаимодействия субъект такой организации определен самой системой управления органами внутренних дел, должностным положением руководителя соответствующего органа, организующего комплексное использование служб и подразделений, то применительно к организации взаимодействия с другими правоохранительными органами такой определенности нет. Здесь имеют место самостоятельные организации, деятельность которых характеризуется скорее как функциональная общность (оперативно-розыскная, дознания, предварительного следствия, обвинения, прокурорского надзора), выполняемая различными правоохранительными органами, а не организационное единство. Поэтому организация взаимодействия между правоохранительными органами имеет важное значение для управленческой практики органов внутренних дел.

Организация взаимодействия не является стихийным процессом, она не проявляется сама собой, автоматически, а реализуется в процессе специальной деятельности - организации взаимодействия4.

Анализ различных определений организации взаимодействия органов внутренних дел и других правоохранительных органов показывает, что в них имеются общие признаки, характеризующие сущность данного понятия: во-первых, это «согласованность» по цели, месту и времени; во-вторых, построение этой деятельности на законах и подзаконных актах.

Организация взаимодействия, как отмечает Н. Н. Жильский, - это не механическая, а целостная совокупность, обладающая новым, не присущим отдельным элементам качеством, необходимым для достижения общей цели5.

И. О. Кулиев считает, что проблема организации взаимодействия все больше сводится к «координации» и «согласованию», то есть выработке единого или сближающего мнения о целесообразности согласованных действий, при сохранении различия в целях.

4 Геворкян К. С. Некоторые вопросы взаимодействия ОВД. Органы внутренних дел как часть системы исполнительной власти, осуществляющей борьбу с преступностью // Труды Академии МВД России. М., 1999. С. 24.

5 Жильский Н. Н. Правовые и организационные основы взаимодействия органов внутренних дел с внутренними войсками в охране общественного порядка: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 1998. С. 16.

В этом случае на первый план в силу отсутствия связи «власть-подчинение» выдвигается осуществление координации совместных усилий путем взаимодействия для получения результатов, адекватных целям6. С этим мнением мы не можем согласиться, так как считаем, что координация относится к функции управления, а не взаимодействия.

Действительно, различные ученые при исследовании проблем «взаимодействия», «организации взаимодействия» неоднократно сталкивались с разграничением понятий взаимодействия и координации. В практической деятельности происходит смешение этих понятий. Здесь, по нашему мнению, необходимо поддержать позицию А. Ю. Чайки, который, признавая единую природу данных терминов, рассматривает их как два различных понятия.

Координация и организация взаимодействия неразрывно связаны между собой. Занимая основное место в механизме организации взаимодействия, координация предполагает такую организацию взаимодействия, при которой вырабатывается тактическая и стратегическая линия поведения каждого участника, определяются основные, приоритетные направления, устанавливается система координационных отношений, проводится правовое урегулирование совместной деятельности и т. д. В процессе организации взаимодействия субъекты, как правило, вступают в отношения друг с другом как самостоятельные, равноправные участники. Одновременно с этим они, являясь правоспособными, наделены специфическими возможностями для проведения обособленных действий с учетом стоящих задач7.

Координация - функция управления, состоящая в согласовании и установлении функциональной взаимозависимости действий и средств достижения целей. Причем отношения координации - это отношения между субъектами управленческой деятельности, выражающие связи не соподчиненных непосредственно субъектов управленческой деятельности.

Согласование, упорядочивание действий органов внутренних дел и других правоохранительных органов могут при необходимости обеспечиваться с помощью функции координации, которая реализуется с помощью административных полномочий по отношению к координируемым объектам управления.

Под координацией следует понимать «властное и волевое согласование, упорядочивание действий смежных подразделений и других правоохранительных структур при решении стратегических задач и чрезвычайных ситуаций» 8 Координация позволяет придать взаимодействию стабильный, целостный характер, обеспечивает оптимальную расстановку сил, средств, единство замыслов и целей. В случае организации взаимодействия постоянным субъектом управления - руководителем той или иной системы - также присуща координация взаимодействующих субъектов этой деятельности.

При определенных общих чертах организации взаимодействия и координации им присущи и различия, состоящие в следующем: во-первых, организация взаимодействия - лишь одно из проявлений координации, которая включает постоянное поддержание и улучше-

6 Кулиев И. О. Организация взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации в условиях межнациональных конфликтов: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1996. С. 67.

7 Чайка А. Ю. Организация взаимодействия органов предварительного следствия и дознания по раскрытию и расследованию преступлений: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 14-15.

8 Гуткин И .М. Сущность взаимодействия органов предвари-

тельного следствия и дознания в советском уголовном процессе.

М., 1977. С. 256.

ние взаимодействия подчиненных субъектов, ресурсное и иное обеспечение их деятельности; во-вторых, организация взаимодействия может осуществляться при отсутствии постоянного подчинения его субъектов организатору, выступающему в этом качестве лишь временно; координация всегда предполагает подчиненность нижестоящих органов субъекту управления -координирующему центру.

Именно координация в условиях четко поставленных целей позволяет:

а) сосредоточить внимание и усилия всех субъектов правоохранительной деятельности на решении приоритетных задач;

б) сконцентрировать ограниченные ресурсы органов внутренних дел на решении своих задач, привлечь для этого дополнительные ресурсы других правоохранительных органов;

в) решать вопросы с помощью координационных советов, координационных совещаний руководителей правоохранительных органов;

г) перераспределять ресурсы;

д) упорядочивать процессы оперативного регулирования в сфере усиления борьбы с преступностью в сфере экономики и в целом борьбы с организованной преступностью.

Организация взаимодействия должна способствовать интеграции интеллектуальных, информационных, кадровых и иных ресурсов для решения актуальных правоохранительных проблем. Определение и формулирование цели взаимодействия является важным элементом его организации. Как отмечает С.Е. Вицин, если цель не определена, не сформулирована, неизвестна, то управление системой не имеет смысла9.

Организация взаимодействия предполагает сотрудничество с другими правоохранительными органами (прокуратурой, ФСБ, ФТС России и т. д.), а также судами, органами юстиции, региональными органами управления, Вооруженными силами Российской Федерации, общественными объединениями, религиозными организациями, частными детективными и охранными организациями, коллективами и отдельными гражданами и т. д.10

Следовательно, «организация взаимодействия» является разновидностью управленческой деятельности, осуществляемой субъектами, наделенными властными полномочиями, в отношении участников совместной оперативно-разыскной, уголовно-процессуальной и иной деятельности.

Сущностью организации взаимодействия является согласованная, совместная, комплексная деятельность всех его субъектов, основанная на законах и подзаконных нормативных правовых актах; осуществляемая в пределах компетенции с использованием имеющихся сил, средств и методов, в определенных формах (направлениях) с целью борьбы с преступностью, выполнения совместных общих задач, стоящих перед взаимодействующими сторонами.

Одним из этапов организационной деятельности по противодействию экономической преступности является мобилизация сил правоохранительных органов на последовательное осуществление намеченных направлений и мер. Обеспечение слаженности всех звеньев правоохранительных органов, в том числе по

9 Вицин С. Е. Системный подход и преступность: учеб. пособ. М., 1980. С. 128.

10 Организация управления органами внутренних дел: учебник. 2-е изд. доп. и перераб. / под общ. ред. А. М. Кононова, И. Ю. Захватова. М.: «Спутник+», 2016. - 336 с.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ПРАВООХРАНЫ В ВОПРОСАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

комплексному использованию сил и средств субъектов организации взаимодействия, правильная организация противодействия преступлениям в сфере экономики -залог высокой эффективности рассматриваемой организации взаимодействия.

Перечислим основные характеристики рассматриваемой деятельности:

1. только субъекты реализуют в полном объеме функцию по выявлению и раскрытию преступлений, направленную на достижение единой цели;

2. выявление и раскрытие преступлений представляют собой единый, неразрывный процесс;

3. субъекты, участвующие в этом процессе, наряду с общностью целей, задач и функций имеют четко очерченные законом компетенцию и статус, реализуемые самостоятельно или относительно автономно;

4. в связи с различием условий, в которых субъекты функционируют, они наряду с общими оперативно-разыскными методами применяют специфические;

5. эта деятельность осуществляется только на основе законов и подзаконных актов, т. е. имеет нормативно-правовую основу.

Нами был проведен социологический опрос, в ходе которого были собраны и обобщены мнения экспертов по вопросам, связанным с требованиями к организации взаимодействия органов внутренних дел с другими правоохранительными органами по противодействию экономической преступности. По специально составленной анкете было опрошено 170 человек, из которых более половины - руководители (86%), а 14% - сотрудники, являющиеся специалистами-исполнителями. По стажу работы, в органах внутренних дел опрошенные распределились следующим образом: до трех лет - каждый шестой (16%), от трех до десяти лет - около половины (47%), свыше десяти лет - более трети (37%).

Проводившийся опрос был анонимным, что специально было оговорено в обращении к респонденту-эксперту. Так, в анкете был сведен к минимуму круг сведений, сообщаемых о себе респондентом: только должностная категория и стаж службы в органах внутренних дел страны, что способствовало выявлению подлинного мнения респондента, исключению давления на него и со стороны руководства, и со стороны его окружения.

Необходимо отметить, что на вопрос о сегодняшнем состоянии организации взаимодействия органов внутренних дел с другими правоохранительными органами ответы респондентов распределились следующим образом: большинство респондентов (63,3%) отмечают фактическое существование организации взаимодействия органов внутренних дел с другими правоохранительными органами, хотя (26,5%) анкетируемых это отрицают; состояние организации взаимодействия органов внутренних дел с другими правоохранительными органами оценивают как удовлетворительное 19,7% опрошенных, а недостаточным и явно недостаточным его считают 53% респондентов; эффективность организации взаимодействия на уровне руководителей МВД по республике, УМВД России по иному субъекту РФ отметили 63,2% респондентов; ДЭБ МвД России -17,1% анкетируемых; на уровне городских ОВД - 8,6% опрошенных; на эффективность организации взаимодействия в сфере борьбы с экономическими преступлениями указали 47,9% анкетируемых, а 27,4% опрошенных ответили, что наиболее эффективно она осуществляется в борьбе с общеуголовными преступлениями.

Объективная необходимость организации взаимо-

действия обусловлена и тем, что при своеобразном разделении функций и разграничении объема работы по их реализации между различными органами, выполняющими задачи борьбы с преступностью, не каждый из них имеет все необходимые для этого возможности, силы и средства. Например, органы внутренних дел не располагают некоторыми специфическими средствами ФСБ России, а следственные аппараты органов прокуратуры не располагают оперативно-разыскными возможностями органов внутренних дел.

Потребность в согласованности усилий органов внутренних дел и других правоохранительных органов определяется еще и тем, что каждый из них действует в интересах решения общей задачи. В то же время их деятельность обладает относительной самостоятельностью: каждый из них выполняет поставленные задачи специфическими средствами и методами.

Существующая зависимость решения задач, стоящих перед одним правоохранительным органом, от деятельности другого является объективным условием возникновения определенной структуры связей между ними, что в свою очередь можно считать одним из условий установления взаимодействия. Плотность связей, диапазон контактов между правоохранительными органами определяются, прежде всего, характером выполняемых ими функций и взаимной обусловленностью целей деятельности.

Сказанное вовсе не означает, что, выполняя свои задачи, органы внутренних дел, равно как и другие правоохранительные органы, должны привлекать силы и средства друг друга, когда без использования сил, средств и методов «смежников» своевременно и эффективно решить задачи, стоящие перед конкретным правоохранительным органом, невозможно.

Комплексный характер борьбы с экономической преступностью диктует необходимость объединения соответствующих усилий этих, как отмечено нами ранее, специальных государственных органов, реализующих правоохранительную функцию. Анализ нормативных правовых актов о статусе тех или иных государственных органов, выполняющих правоохранительные функ-ции11, позволил установить, что к государственным органам правоохранительного назначения (правоохранительным органам) относятся: органы внутренних дел, прокуратура, суды12, ФСБ, СВР, ФСО, ФНС, органы Министерства юстиции, Росфинмониторинг, ФТС России, природоохранные органы, адвокатура, нотариат, частные детективные и охранные организации.

Государство устанавливает систему юридических норм, регулирующих наиболее значимые отношения между людьми. Оно также создает систему специфических органов, призванных охранять эти нормы от нарушений. Государству как властно-политическому институту присуща наряду с другими и правоохрани-

11Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699; Таможенный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ//СЗ РФ от 2 июня 2003 г. № 22, ст. 2066; О Федеральной службе безопасности: Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ//СЗ РФ от 10 апреля 1995 г. № 15, ст. 1269.

12 См.: Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы: учебник. М., 2005. С. 39-40; Правоохранительные органы Российской Федерации: учеб. пособ. / под ред. В. К. Боброва. М., 2001. С. 134-138; Водопьянов В. П. Правоохранительные органы: конспект лекций в схемах. М., 2000. С. 17-22.

тельная функция. Под последней следует понимать взаимосвязанную деятельность государственных институтов, направленную на обеспечение целостности и безопасности государства, стабильности и сохранности общественных отношений.

Список литературы:

1. Вицин С. Е. Системный подход и преступность: учеб. пособ. М., 1980.

2. Водопьянов В. П. Правоохранительные органы: конспект лекций в схемах. М., 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Геворкян К. С. Некоторые вопросы взаимодействия ОВД. Органы внутренних дел как часть системы исполнительной власти, осуществляющей борьбу с преступностью // Труды Академии МВД России. М., 1999.

4. Гуткин И. М. Сущность взаимодействия органов предварительного следствия и дознания в советском уголовном процессе. М., 1977.

5. Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы: учебник. М., 2005.

6. Жильский Н. Н. Правовые и организационные основы взаимодействия органов внутренних дел с внутренними войсками в охране общественного порядка: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 1998.

7. О Федеральной службе безопасности: Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ // СЗ РФ от 10 апреля 1995 г. № 15, ст. 1269.

8. О полиции: Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (в ред. Федерального закона РФ от 3.12.2012 № 244-ФЗ) // СЗ РФ, 10.12.2012, № 50 (ч. 5), ст. 6967.

9. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 // СЗ РФ. 04.01.2016. № 1, ч.11, ст. 212.

10. Организация управления органами внутренних дел: учебник. 2-е изд. доп. и перераб. / под общ. ред. А. М. Кононова, И. Ю. Захватова. М.: «Спутник+», 2016. - 336 с.

11. Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699.

12. Кулиев И. О. Организация взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации в условиях межнациональных конфликтов: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1996.

13. Правоохранительные органы Российской Федерации: учеб. пособ. / под ред. В.К. Боброва. М., 2001.

14. Таможенный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 28 мая 2003 г. № 61 -ФЗ //СЗ РФ от 2 июня 2003 г. № 22, ст. 2066.

15. Уемов А. И. Системы и системные исследования. М., 1973.

16. Чайка А. Ю. Организация взаимодействия органов предварительного следствия и дознания по раскрытию и расследованию преступлений: дис. . канд. юрид. наук. М., 2002.

РЕЦЕНЗИЯ

на научную статью доцента кафедры организации деятельности органов внутренних дел центра командно-штабных учений Академии управления МВД России, кандидата юридических наук Потаповой Светланы Анатольевны на тему: «Организация взаимодействия субъектов правоохраны в вопросах противодействия экономической преступности» Статья С.А. Потаповой посвящена важной проблеме, какой является организация взаимодействия между правоохранительными органами по противодействию экономической преступности. В современных условиях экономического кризиса и криминализации общества задачи по борьбе с преступностью получили исключительно важное значение, их успешное решение требует объединения усилий всех правоохранительных органов.

Автор достаточно последовательно отмечает обязательность организации взаимодействия правоохранительных органов в вопросах борьбы с экономической преступностью, которая обусловлена общностью объекта их воздействия, единством задач, стоящих перед системой право охранительных органов с использованием различных сил и средств, приемов и методов и в то же время объективной необходимостью согласованной системы действий.

Следует согласиться с мнением автора о том, что существующая ныне некоторая неурегулированность данных взаимоотношений серьезно препятствует организации эффективного взаимодействия этих органов, которое необходимо вывести на принципиально иной - системный уровень, характеризующийся постоянством и устойчивостью связей.

Автор справедливо отмечает, что совершенствование организации взаимодействия органов внутренних дел и других правоохранительных органов Российской Федерации, особенно в условиях криминальной ситуации, складывающейся в настоящий период в стране, в целом может стать основой улучшения правоохранительной деятельности названных органов.

Вывод: научная статья представляет научный интерес и рекомендуется к опубликованию.

Рецензент

Доцент кафедры организации деятельности органов внутренних дел центра командно-штабных учений Академии управления МВД России, кандидат юридических наук, доцент

А. Д. Ульянов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.