Научная статья на тему 'Совершенствование правового обеспечения организации взаимодействия правоохранительных органов в сфере борьбы с экономической преступностью'

Совершенствование правового обеспечения организации взаимодействия правоохранительных органов в сфере борьбы с экономической преступностью Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1243
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / LAW ENFORCEMENT BODIES / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / IMPROVING THE ORGANIZATION OF COMMUNICATION / ОРГАНИЗАЦИОННОЕ И ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ORGANIZATIONAL AND LEGAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — С.А. Потапова

В статье рассмотрена одна из теоретических проблем управления организация взаимодействия органов внутренних дел и иных правоохранительных органов по противодействию экономической преступности, акцентируется внимание на важности обновления нормативной правовой базы в данной сфере деятельности правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — С.А. Потапова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the legal framework for the interaction of law enforcement bodies in the field of fighting economic crime

One of the theoretical problems of management the interaction between the interior bodies and other law enforcement bodies combating economic crime is considered, the importance of updating the regulatory and normative framework in this area of law enforcement activity is emphasized.

Текст научной работы на тему «Совершенствование правового обеспечения организации взаимодействия правоохранительных органов в сфере борьбы с экономической преступностью»

_I

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

правоохранительной деятельностью

С.А. ПОТАПОВА,

преподаватель кафедры управления органами внутренних дел, кандидат юридических наук

(Академия управления МВД России)

Совершенствование правового обеспечения организации взаимодействия правоохранительных органов в сфере борьбы с экономической преступностью

В статье рассмотрена одна из теоретических проблем управления - организация взаимодействия органов внутренних дел и иных правоохранительных органов по противодействию экономической преступности, акцентируется внимание на важности обновления нормативной правовой базы в данной сфере деятельности правоохранительных органов.

правоохранительные органы, совершенствование организации взаимодействия, организационное и правовое обеспечение.

Предметом внимания многих правоохранительных структур, включая органы внутренних дел, являются вопросы создания благоприятных условий функционирования бюджетообразующих отраслей экономики, что предполагает успешное решение задач противодействия экономической преступности. Для этого необходимо создать систему правового и организационного обеспечения совместной деятельности правоохранительных органов, которая позволила бы проводить целенаправленную политику поддержания правопорядка в области производства, распределения и обмена материальных благ.

Вместе с тем исследование правового массива, регулирующего организацию взаимодействия между органами внутренних дел и иными правоохранительными органами в сфере противодействия экономической преступности, показывает, что имеющаяся нормативная правовая база далека от совершенства. Важность ее обновления очевидна, и в основу этого процесса заложена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержден-

ная Указом Президента Российской Федерации Д.А. Медведева [1].

Анализ законодательных и подзаконных нормативных актов в данной сфере показывает, что правовыми нормами в той или иной мере урегулированы лишь некоторые стороны организации взаимодействия — обозначены права и обязанности субъектов, цели, задачи, формы деятельности. Чаще всего эта деятельность осуществляется в силу сложившихся традиций, на основе взаимопомощи и взаимозаинтересованности, товарищеского сотрудничества и т. п. [6, с. 29], хотя важность формирования именно правовых ее основ общеизвестна.

Неэффективная, громоздкая ведомственная нормативная база, регулирующая сферу противодействия экономической преступности, нередко является причиной отсутствия согласованности между законодательными и подзаконными нормативными правовыми актами, иногда противоречащими друг другу. Механическое дублирование в ведомственных актах норм законодательства приводит к неоправданно раздутому объему ведомственной нормативной правовой базы [3, с. 186]. Следовательно, необходимо закрепление исключительной сферы действия закона и, соответственно, отграничения ее от области действия правительственных постановлений, административных правил и других подзаконных актов.

Конечно, ведомственные акты необходимы, однако, учитывая правообеспечительный характер их норм [4, с. 159], следует признать практику издания многочисленных инструкций и положений об организации взаимодействия правоохранительных органов по отдельным направлениям борьбы с преступностью ошибочной [2].

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2011. № 4 (20)

32

Недостатки правового регулирования взаимодействия на законодательном уровне влекут за собой трудности организационно-тактического характера, которые отрицательно сказываются на практических результатах борьбы с экономической преступностью и характеризуются отсутствием единых подходов к организации, проведению и информационному обеспечению совместных мероприятий. Мы согласны с мнением Л.В. Потапова о том, что «на уровне федеральных законов необходима более детальная, чем сейчас, регламентация основных вопросов организации взаимодействия» [5].

Между тем отсутствие четкой договоренности о порядке и времени совместных действий, несвоевременный обмен информацией, непродуманность и односторонняя реализация оперативных данных порой задерживает или делает бесперспективным расследование экономических преступлений.

Отметим, что нормативный правовой документ, регламентирующий организацию взаимодействия правоохранительных органов, противодействующих экономической преступности, отсутствует, хотя усилия по его созданию предпринимались с 1997 г. Межведомственные нормативные правовые акты по отдельным направлениям данного сегмента борьбы с преступностью характеризовались ограниченным сроком действия как правило, не охватывали сферу деятельности всех его участников, и, как следствие, не оказывали эффективного воздействия на борьбу с экономической преступностью, ее организованными формами, даже применительно к отдельному региону России, например Дальневосточному федеральному округу.

Полагаем, к проблемам организации взаимодействия можно отнести следующие:

1) недостаточное правовое урегулирование отношений органов внутренних дел с другими правоохранительными органами и, как следствие этого, низкая эффективность организации этого взаимодействия; недооценка его задач отдельными должностными лицами, а также возможностей и перспектив сотрудничества, пассивность руководителей в вопросах организации взаимодействия; трудности при обмене информацией, заключающиеся в ее полноте и достоверности; отсутствие обратной связи (ответов на представляемую информацию); непринятие мер по предоставляемой информации; неоперативный обмен информацией в условиях осложнения оперативной обстановки, по вопросам борьбы с экономической преступностью и т. п.;

2) отсутствие достаточных полномочий у взаимодействующих органов, неопределенность их функций (в ряде случаев — возможностей), предназначенных для выполнения возложенных на них задач;

3) объективно существующие недостатки в системе критериев оценки вклада каждого ведомства в достижение целей взаимодействия, что приводит к ситуации, когда органы, участвующие в процессе организации взаимодействия, решают лишь узковедомственные, частные задачи;

4) неоперативное решение вопросов организации информационного обмена, отсутствие в нормативных правовых актах (межведомственных приказах, инструкциях, положениях и т. д.) четко сформулированного порядка обмена информацией, представляющей взаимный интерес;

5) слабая аналитическая составляющая деятельности правоохранительных органов при выработке и реализации государственной политики нормативного правового регулирования в области противодействия экономической безопасности государства, что ставит под сомнение саму возможность принятия эффективных управленческих решений;

6) недостаточная правовая регламентация и организационная проработанность совместного проведения оперативно-разыскных мероприятий. Здесь нужно отметить, что наиболее эффективной и апробированной из организационно-тактических форм является создание совместной следственно-оперативной группы, поскольку позволяет наиболее полно реализовать оперативные возможности взаимодействующих субъектов.

Следовательно, необходимо наладить систему рационального использования сил и средств правоохранительных органов в форме сотрудничества, реализации взаимно согласованных мер с сохранением самостоятельности и полноты ответственности каждого из них за выполнение возложенных функций, с учетом требований Федерального закона «О полиции».

При отсутствии единого комплекса мер по реализации взаимосогласованных мероприятий работа координационных советов, создаваемых на местах, малопродуктивна. Сотрудники правоохранительных органов не обучены действовать в режиме постоянных оперативно-служебных контактов. По-прежнему непреодолимым остается стремление к централизации подчиненности, сложны процедурные механизмы согласований предпринимаемых действий, зачастую остаются неразрешенными психологические проблемы взаимных контактов.

Представляется целесообразным издание специального межведомственного нормативного правового акта, полностью посвященного вопросам организации взаимодействия органов внутренних дел с другими правоохранительными органами, противодействующими экономической преступности. Таким актом должен стать Регламент организации взаимодействия органов внутренних дел с другими правоохранительными органами в сфере

ISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2011. № 4 (20)

противодействия экономической преступности. В нем необходимо прописать основное содержание межведомственного взаимодействия; дать четкое определение основных понятий; указать цели и задачи взаимодействующих органов; установить основные принципы взаимодействия; закрепить формы, основания, методы, условия и направления согласованной деятельности каждого ведомства с учетом особенностей выполняемых им функций в системе правоохраны; определить возможность использования приданных сил и средств; произвести разграничение компетенции.

Определяя задачи для правоохранительных органов в целом, необходимо нормативно закрепить конкретные обязанности правоохранительных органов по противодействию экономической преступности, которые должны быть сформулированы таким образом, чтобы итоги их реализации могли выступить в качестве критерия оценки эффективности их деятельности. Следовательно, они должны быть дифференцированы, детализированы и поставлены каждому правоохранительному органу таким образом, чтобы результаты их решения в совокупности обеспечивали реализацию общей цели по эффективному противодействию экономической преступности.

Список литературы

1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Прези-

дента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 // СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2244.

2. Об утверждении Инструкции по взаимодействию правоохранительных органов Российской Федерации при расследовании и раскрытии преступлений, связанных с посягательствами на культурные ценности России: совместный приказ от 25 ноября 1997 г. Генпрокуратуры РФ № 69, МВД России № 777, ФСБ России № 425, ГТК России № 700-1997 г.

3. БеловО.С. Проблемы организации правоохранительной деятельности в сфере экономической безопасности: Теория и практика управления органами внутренних дел в условиях реформирования системы МВД России: сб. статей. М.,

2003.

4. Киричук И.Б. Организация и деятельность органов внутренних дел как предмет правового регулирования (вопросы теории): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1991.

5. Потапов Л. В. К вопросу о совершенствовании механизма взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации // Право и безопасность. М., 2005. № 3 (16).

6. Стахов Я.Г. Уголовная политика в регионах. Основы взаимодействия правоохранительных органов при ее реализации: учеб. пособие. М.,

2004.

E-mail: rioakmvd-1@yandex.ru

В.В. ТАБОЛИН,

доктор юридических наук, профессор

Взаимодействие городских органов самоуправления с полицией

В статье рассмотрены вопросы взаимодействия городских органов самоуправления с полицией на основе анализа Федерального закона «О полиции», изучены основные цели, задачи и формы такого взаимодействия.

Федеральный закон «О полиции», взаимодействие органов городского самоуправления и полиции.

С1 марта 2011 г. вступил в силу Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3—ФЗ [1], который по замыслу авторов и законодателей должен изменить сложившуюся неблагоприятную ситуацию в сфере

охраны общественного порядка в нашей стране. Конституция Российской Федерации в ст. 132 возлагает ответственность за осуществление охраны общественного порядка на органы местного самоуправления, подчеркивая тем самым, что это задача не только полиции.

Охрана общественного порядка на территории города (кроме двух городов федерального значения, остальные являются муниципальными образованиями) в целом зависит от правового регулирования основ взаимоотношений между представительными, исполнительными органами местного самоуправления и вновь созданной полицией. Конечно, устоявшуюся за прошедшие десятилетия систему взаимодейст-

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.