Научная статья на тему 'Об опыте проведения оперативно-профилактических мероприятий «Лесовоз 2014» (по материалам ут МВД России по ДФО)'

Об опыте проведения оперативно-профилактических мероприятий «Лесовоз 2014» (по материалам ут МВД России по ДФО) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
604
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / ТРАНСПОРТНАЯ ПОЛИЦИЯ / ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ОПЕРАТИВНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ ЛЕСА И ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванов П. И., Кузнецов П. Г.

В настоящей статье авторы излагают обобщенный ими опыт проведения УТ МВД России по ДФО оперативно-профилактических мероприятий «Лесовоз-2014».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об опыте проведения оперативно-профилактических мероприятий «Лесовоз 2014» (по материалам ут МВД России по ДФО)»

УДК 349.4

П.И. Иванов П.Г. Кузнецов

об опыте проведения оперативно-профилактических мероприятий «лесовоз - 2014» (по материалам ут мвд России ПО дфО)

В настоящей статье авторы излагают обобщенный ими опыт проведения УТ МВД России по ДФО оперативно-профилактических мероприятий «Лесовоз-2014».

Ключевые слова: Дальневосточный федеральный округ, транспортная полиция, лесопромышленный комплекс, оперативно-профилактические мероприятия, незаконный оборот леса и лесоматериалов.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [1] к числу источников угроз отнесены организованная преступность и коррупция, которые, как известно, существенным образом тормозят проведение рыночных реформ в стране.

Анализ многолетней практики убедительно показывает, что бюджетообразующие отрасли экономики, включая лесопромышленный комплекс, на фоне роста влияния криминальных структур и коррупционных проявлений оказались наиболее криминализированными [2]. Что же касается лесопромышленного комплекса, то эта отрасль экономики привлекает внимание не только российской организованной преступности, но и международной. Криминальные структуры в своих корыстных целях пытаются использовать и то обстоятельство, что лесопромышленный комплекс является одной из самых экспортно- ориентированных отраслей экономики России. По объемам экспорта данный комплекс занимает 4-е место среди российских отраслей промышленности, после экспорта газа, нефти, черных и цветных металлов Не случайно еще в 2007 г. МВД России на

очередном заседании коллегии специально рассмотрело вопрос «О состоянии борьбы с преступлениями в лесопромышленной отрасли Российской Федерации и мерах по повышению ее эффективности» [3]. По итогам коллегии МВД России была предусмотрена система организационных и практических мер по предупреждению и раскрытию преступлений в сфере незаконного оборота леса и лесоматериалов. В 2007 же году Правительством РФ была утверждена Концепция развития лесного хозяйства Российской Федерации до 2010 года [4]. Тогда же была образована межведомственная комиссия по противодействию незаконным заготовкам и обороту древесины [5].

Спустя три года был принят Федеральный закон [6], который предусмотрел несколько иной порядок учета и маркировки древесины, ее транспортировки и учета сделок с ней. Законодательно также была закреплена необходимость создания единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) учета древесины и сделок с ней. В целях реализации норм названного Закона Правительством РФ был принят ряд постановлений [7].

Несмотря на проделанную большую работу, в том числе нормативно-правового плана, не удалось стабилизировать криминогенную ситуацию в лесопромышленном комплексе [8]. Исследователи отмечают, что прогноз экономической и коррупционной преступности в лесопромышленном комплексе в ближайшем будущем неутешителен.

Учитывая данное обстоятельство, мы полагаем полезным распространить положительный опыт, наработанный, в частности, ОВД на транспорте при проведении оперативно-профилактического мероприятия «Лесовоз-2014» (далее - ОПМ «Лесовоз»).

В настоящей статье нами предпринята попытка обобщить опыт организации проведения ОПМ «Лесовоз-2014» в управлении на транспорте МВД России по Дальневосточному федеральному округу (УТ МВД России по ДФО).

Дальневосточный федеральный округ занимает первое место в России по площади лесов, второе место (после Восточной Сибири) по запасу древесины и третье место по добыче леса. Как видим, все «призовые» места достались регионам, входящим в состав названного округа.

Особо следует отметить, что начиная с середины 90-х годов в Приморье (в частности, в Дальнереченском и Красноармейском районах) стал формироваться отлаженный механизм нелегального лесного бизнеса. По оценкам специалистов, общий объем незаконно заготовленной древесины в крае за год составляет около 1,5 миллиона кубометров. Древесина разворовывается и вывозится в соседние страны, прежде всего, в КНР.

Чтобы понять масштабы хищений леса, приведем лишь две цифры. Если весь бюджет Приморского края равен около 300 млн долларов, то объем незаконно заготовленной древесины и вывезенной в Китай составляет порядка 200 млн долларов.

Вот почему возникла объективная необходимость проведения совместных целевых оперативно-профилактических мероприятий «Лесовоз». Основная их цель: перекрытие каналов транспортировки незаконно заготовленной древесины, выявление и документирование преступлений и правона-

рушений в сфере незаконного оборота леса и лесопродукции.

Нельзя не отметить правовую основу проводимых мероприятий: это поручение Правительства РФ от 11 марта 2011 г. № ВЗ-П9-1395, план работы межведомственной комиссии по предотвращению незаконной заготовки и оборота древесины на 2014 г. В соответствии с указанными документами в период с 10 февраля по 31 марта 2014 г. в УТ МВД России по ДФО были проведены эти мероприятия.

На территории участка обслуживания ЛО МВД России на ст. Уссурийск, Владивостокского ЛУ МВД на транспорте, Уссурийской, Владивостокской и Хасанской таможни в истекшем году было зарегистрировано 21 сообщение о преступлениях, предусмотренных ст. 260 УК РФ; 193 УК РФ; 194 УК РФ; 226.1 УК РФ; 159 УК РФ; 327 УК РФ. Для сравнения: в 2013 г. всего было зарегистрировано 3 сообщения о преступлениях в сфере незаконного оборота леса и лесоматериалов.

Отсюда следует, что правоохранительными органами на транспорте и в таможенной сфере в прошлом году на 85% больше было выявлено преступлений указанной категории.

Анализ практики показывает, что проводимые оперативно-профилактические мероприятия оказываются наиболее результативными, когда ЛО (ЛУ) МВД России на транспорте разрабатывают и осуществляют их совместными усилиями территориальных отделов полиции, правоохранительных и контролирующих органов. Сами руководители линейных подразделений УТ МВД России по ДФО, начальники отделов ЭБиПК линейных подразделений УТ МВД России по ДФО входят в состав межведомственных рабочих групп и комиссий по противодействию незаконного оборота леса и лесоматериалов. Они принимают также участие в заседаниях координационных советов правоохранительных органов по рассматриваемой тематике при прокуратурах субъектов ДФО. Только в истекшем году по вопросу организации эффективной работы по пресечению незаконной транспортировки леса и лесоматериалов, выяв-

лению смежных составов преступлений, а также определения единого подхода к квалификации противоправных действий было проведено три координационных совещания в Дальневосточной транспортной прокуратуре с участием представителей Дальневосточного следственного управления на транспорте СК РФ и Дальневосточной оперативной таможни.

Следует отметить, что организационной основой межведомственного взаимодействия с таможенными органами является план оперативно-розыскных мероприятий по выявлению преступлений, предусмотренных ст. 194 и 226.1 УК РФ. Проблемные вопросы межведомственного взаимодействия при документировании преступлений, связанных с незаконным оборотом леса и лесопродукции, а также пути их решения регулярно обсуждались на заседании межведомственной комиссии по предотвращению незаконной заготовки и оборота древесины. Такая комиссия свою работу строит на основе ежегодно принимаемого ею плана.

УТ МВД России по ДФО с целью координации совместных действий и взаимного обмена информацией о лицах, обоснованно подозреваемых в незаконном обороте и транспортировке леса и лесоматериалов, проводит рабочие встречи с представителями правоохранительных и контролирующих органов Дальневосточного региона [9].

Места погрузки и выгрузки лесных грузов на железнодорожном и водном транспорте, складские и терминальные комплексы, подъездные пути и подвижной состав (в том числе по обеспечению миграционного законодательства РФ) как объекты первоочередной оперативной заинтересованности находятся под пристальным вниманием не только подразделений ЭБиПК [10], но и таможенных органов. Для подразделений ЭБиПК и таможенных органов одной из острейших проблем остается выявление и ликвидация фирм-однодневок, которые являются основными нарушителями таможенного законодательства. Среди них немало предприятий со 100% иностранным капиталом, создаваемых ради проведения единственной экспортной операции. После

завершения процедуры государственной регистрации предприятия заключается контракт на экспорт древесины. Российский партнер исполняет свои обязательства по поставке леса за границу. Само предприятие прекращает свою финансово-хозяйственную деятельность. Валютная выручка за экспортированный лес в Россию не поступает. Практикуются плановые совместные их проверки.

Материалы проверки по преступлениям, связанным с незаконным оборотом леса и лесопродукции, с целью их своевременной доработки и реализации в период проведения ОПМ заблаговременно согласовываются как со следственными органами, так и органами прокуратуры.

Представляет интерес и тот факт, что в прошлом году в линейные подразделения УТ МВД России по ДФО для изучения и применения на практике были направлены два указания, две методические рекомендации и один обзор положительного опыта по вопросам выявления и пресечения преступлений в сфере незаконного лесои-спользования, переработки нелегально заготовленной древесины и ее вывоза за рубеж. Руководство УТ МВД России по ДФО регулярно ориентирует личный состав на выявление и документирование фактов коррупции при организации транспортировки лесных грузов, фактов выполнения работ и оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности, незаконной эксплуатации подъездных путей, нелегальной перевозки леса и незаконной порубке леса в зоне оперативной ответственности. Отметим одну особенность: в зоне оперативного обслуживания УТ МВД России по ДФО перемещение лесопродукции осуществляется через два железнодорожных перехода (ст. Гродеково и ст. Хасан) и 14 водных (п. Ва-нино, п. Советская Гавань, п. Николаевск - на - Амуре, п.п. Де-Кастри, п. Владивосток, п. Восточный, п. Находка, п. Заруби-но, п. Ольга, п. Посьет, п. Пластун, п. Славянка, п.п.Рудная пристань, Хабаровский речной порт), которые находятся в оперативном обслуживании Сахалинской, Владивостокской, Хабаровской, Биробиджан-

ской, Гродековской, Хасанской, Ванинской, Амурской таможни. Разумеется, такое перемещение лесопродукции создает значительные сложности в ходе документирования. При необходимости на помощь приходит ГУТ МВД России, которое координирует работу заинтересованных служб и подразделений. Так, сотрудниками ЛО МВД России на ст. Уссурийск совместно с сотрудниками УФСБ России по Приморскому краю в ходе оперативного сопровождения уголовного дела, возбужденного по признакам состава преступления п. «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ, по факту получения взятки сотрудником пограничного таможенного поста Уссурийской таможни в сумме 154 тысяч рублей было установлено, что генеральный директор ООО «Юнь Хай» гражданин «М» инициативно предложил исполнительному директору ООО «Легион» гражданке «К» обеспечить беспрепятственный вывоз из Российской Федерации в КНР от имени ООО «Легион» лесоматериалов, пообещав оказать через своего знакомого сотрудника таможни содействие о неприменении в отношении ООО «Легион» мер таможенного контроля, в обмен на ежемесячное денежное вознаграждение в сумме 3 тысяч рублей за каждый вагон с лесоматериалами. Общая сумма взятки, переданной гражданкой «К» гражданину «М», в качестве оплаты сотруднику пограничного таможенного поста, составила 81 тыс. рублей.

Или другой пример. Сотрудниками отдела ЭБиПК Находкинского ЛО МВД России на транспорте совместно с Находкинской таможней была установлена группа лиц из трех человек, которая осуществила незаконное перемещение через таможенный пост «Морской порт Находка» лесоматериалов на сумму свыше 2 млн рублей. В ходе расследования данного факта в рамках возбужденного уголовного дела по ст. 226.1 УК РФ дополнительно совместной следственно-оперативной группой было установлено еще три аналогичных эпизода преступной деятельности указанной группы.

Нельзя не отметить и то, что после вступления в силу Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 420 «О внесении измене-

ний в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были снижены количественные показатели по выявлению преступлений в рассматриваемой отрасли в УТ МВД России по ДФО. Как известно, в соответствии с названным Законом утратила силу ст. 188 УК РФ «Контрабанда», и дела оперативного учета по данной линии были окончены производством и больше не заводились.В настоящее время прямой контрабанды почти нет. Однако большое распространение получили такие способы, как необоснованное применение преференций, занижение таможенной стоимости товаров и ресурсов, фальсификация кодов товарной номенклатуры и стран производителей товаров, а также фиктивные сделки. К их числу следует отнести создание и регистрацию новых юридических лиц и реквизитов «дочерних» организаций, что обеспечивает получение новых лицензий таможенных перевозчиков и возобновление противоправной деятельности.

Преступления, связанные с незаконным перемещением через государственную границу Российской Федерации стратегически важных товаров и ресурсов [13], продолжают совершаться в сфере внешнеэкономической деятельности. Однако результаты их выявления и раскрытия во многом свидетельствуют о недостаточности принимаемых мер на территории участка обслуживания ЛО МВД России на ст. Уссурийск, Владивостокского ЛУ МВД России на транспорте. Всего в прошлом году было выявлено 5 преступлений по ст. 226.1 УК РФ, связанных с незаконным экспортом леса и лесоматериалов.

Подавляющее большинство преступлений данной категории выявляется посредством проведения встречных проверок документов, подаваемых в ходе декларирования экспортируемого леса и лесоматериалов. Тем самым сотрудники транспортной полиции иным путем (помимо получаемой информации из таможенных органов) мало что могут сделать в части изучения внешнеэкономических операций (сделок), связанных с незаконным перемещением через государ-

ственную границу Российской Федерации стратегически важных товаров и ресурсов. Информационное взаимодействие с таможенными органами, как правило, происходит уже по случившимся фактам либо возбужденным уголовным делам, а не по конкретным оперативным материалам, находящимся в производстве сотрудников таможни, по которым возможно совместное проведение оперативно-розыскных и технических мероприятий с привлечением сил и технических средств транспортной полиции.

В заключение считаем возможным отметить следующее.

Во-первых, в настоящей статье, из-за ограниченности ее объема, нам не удалось

осветить всю проводимую работу в рамках ОПМ «Лесовоз - 2014». Мы сфокусировали свое внимание лишь на наиболее значимой ее части.

Во-вторых, обобщение положительного опыта - не самоцель. Мы перед собой ставим задачу его распространения, с тем, чтобы без проб и ошибок практические подразделения могли бы применять в своей деятельности, связанной с разработкой и проведением ОПМ «Лесовоз».

Наконец, в-третьих, любой опыт предполагает учет местных условий, как организационно-штатных, так и социально-экономических применительно к лесопромышленному комплексу.

литература

1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года : Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 20, ст. 2444.

2. Такая криминогенная ситуация, в частности, в лесопромышленном комплексе, сложилась давно. Об этом см.: Сафиюлина П.Р. Факторы, обусловливающие необходимость защиты лесопромышленного комплекса от преступных посягательств / П. Р. Сафиюлина // Оперативник (сыщик). - 2008. - № 2 (15). - С. 41-42; Иванов П. И. К вопросу о сращивании российской организованной преступности с транснациональной преступностью в сфере незаконного оборота леса и лесоматериалов / П. И. Иванов, Р. Ш. Шегабудинов, П. Р. Сафиюлина // Сборник научных трудов по проблемам транснациональной преступности. - М.: ЦОКР МВД России. - 2009. - С. 40-49.

3. Приказ МВД России № 1169. - 2007 г.

4. Об утверждении Концепции развития лесного хозяйства Российской Федерации до 2010 года : распоряжение Правительства РФ от 28 сентября 2007 г. № 1305 - р // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 41, ст. 4919.

5. Об образовании межведомственной комиссии по противодействию незаконным заготовкам и обороту древесины : приказ Министерства природных ресурсов РФ, МВД РФ № 238/802 от 12 сентября 2007 г.

6. О внесении изменений в Лесной кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях : Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 415-ФЗ.

7. Об утверждении Правил учета древесины : постановление Правительства РФ от 26 декабря 2016 г. № 1525; Об утверждении Перечня информации о маркировке древесины ценных лесных пород (дуб, бук, ясень), предоставляемой в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней : распоряжение Правительства РФ от 17 декабря 2014 г. № 2582-р; Об утверждении Правил представления информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней : постановление Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. № 1301; О порядке эксплуатации единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней : постановление Правительства РФ от 28 января 2015 г. № 55; О направлении запросов о предоставлении информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней: постановление Правительства РФ от 3 ноября 2014 г. № 1148.

8. Организационно-экономические и правовые механизмы реализации национальных интере-

сов в лесной сфере : монография. - М.: ОАО «Институт микроэкономики», 2013. - 308 с.

9. На территории ДФО контрольно-надзорные и правоохранительные функции в ЛПК и внешнеэкономической деятельности осуществляют следующие органы власти: Министерство природных ресурсов, Управление охраны окружающей среды, Комитет лесной промышленности, Управление лесами, включая подведомственные лесхозы и лесничества, таможенные органы, налоговые инспекции, Россельхознадзор, МВД России, ФСБ России, прокуратура по субъектам ДФО.

10. Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 УК РФ: постановление Правительства РФ от 13 сентября 2012 г. № 923.

© Иванов П.И., 2015 © Кузнецов П.Г., 2015 Статья получена: 23.05.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.