Научная статья на тему 'К вопросу об организации воспитательной работы по профилактике экстремизма в ученической среде'

К вопросу об организации воспитательной работы по профилактике экстремизма в ученической среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ЭКСТРЕМИЗМ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / EDUCATIONAL LAW / EDUCATIONAL SYSTEM / EXTREMISM / SENSE OF JUSTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левина Марина Александровна, Потапова Людмила Александровна

В статье анализируются педагогико-правовые вопросы организации воспитательных мероприятий в образовательной среде, и предпринимается попытка сделать методические рекомендации. Раскрываются сложные факторы, способствующие экстремистским проявлениям. Делается вывод о специфике мероприятий направленных на профилактику экстремизма в системе среднего общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Левина Марина Александровна, Потапова Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL WORK ON PREVENTION OF EXTREMISM IN THE STUDENT''S ENVIRONMENT

The article analyzes the pedagogical and legal issues of organizing educational activities in the educational environment, and attempts to make methodological recommendations. Reveals the complex factors contributing to extremist manifestations. The conclusion about the specifics of measures aimed at prevention of extremism in the system of secondary General education.

Текст научной работы на тему «К вопросу об организации воспитательной работы по профилактике экстремизма в ученической среде»

УДК 34.09

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА В УЧЕНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Левина Марина Александровна

студентка 4 курса факультета истории и права

МГПИ им. М.Е. Евсевьева Потапова Людмила Александровна канд. юрид. наук, доцент МГПИ им. М. Е. Евсевьева г. Саранск, Россия E-mail: [email protected]

TO THE QUESTION OF THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL WORK ON PREVENTION OF EXTREMISM IN THE STUDENT'S ENVIRONMENT

Marina Levina

student of the faculty of history and law MGPI im. M. E. Evseveva Lyudmila Potapova Candidate of Science, MGPI im. M. E. Evseveva

АННОТАЦИЯ

В статье анализируются педагогико-правовые вопросы организации воспитательных мероприятий в образовательной среде, и предпринимается попытка сделать методические рекомендации. Раскрываются сложные факторы, способствующие экстремистским проявлениям. Делается вывод о специфике мероприятий направленных на профилактику экстремизма в системе среднего общего образования.

ABSTRACT

The article analyzes the pedagogical and legal issues of organizing educational activities in the educational environment, and attempts to make methodological recommendations. Reveals the complex factors contributing to extremist manifestations. The conclusion about the specifics of measures aimed at prevention of extremism in the system of secondary General education.

Ключевые слова: образовательное право, система образования, экстремизм, правосознание.

Keywords: educational law, educational system, extremism, sense ofjustice.

Значимость вопроса об организации воспитательной работы по профилактике экстремизма в системе среднего общего образования

определяется, во-первых контингентом обучаемых, и во-вторых, их возрастными особенностями. Следует отметить, что в школе собраны дети разных национальностей, с разным вероисповеданием и это может быть предпосылкой крайних настроений. А также, дети и подростки чаще, чем взрослые оказываются вовлеченными в субкульткрные (неформальные) молодежные объединения, совершающие правонарушения. В отличие от обычных групп подростков, совершающих хулиганские действия или акты вандализма, как правило, с целью «поразвлечься», неформальные экстремистские группировки осуществляют свои противоправные действия для «преодоления всех политических и экономических проблем в стране с целью создания «чисто национального» государства». Подростковое мышление и мироощущение в пубертатный период крайне уязвимо и этим пользуются деструктивные секты, предлагающие «другой мир», взамен семейным и школьным проблемам, посредством общения в соцсетях. В современной России насчитывается от 300 до 500 различных деструктивных сект. Численность людей, вовлеченных в эти деструктивные и оккультные религиозные организации, достигает, по самым разным оценкам, до одного миллиона человек, и огромное число среди них - дети и подростки.

Подбирая методику построения воспитательной работы, в условиях непрерывности образования следует помнить о том, что в основе любых форм девиаций, ведущих к молодежному экстремизму, лежат представления об обществе, государстве и личности. Эти понятия должны формироваться в результате конструктивного взаимодействия между субъектами непрерывного образовательного процесса (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных и иных общественных организаций, организаций культуры и спорта, СМИ, бизнес-сообществ), что и отражено в качестве приоритетного направления в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [1]. Однако, в последнее время, специализированные группы и сообщества сети Интернет оказывает воздействие на подростко-

вое мышление и мироощущение, предлагая «иной мир», взамен проблемам в семье и школе. Часто вовлечение идет под маской игровой интриги («Розовая пони», «Синий кит», «Большая игра. Сломай систему», «Аватар»), рассчитанной на разные возрастные группы детей.

Проведенный авторами обзор существующих точек зрения на проблему, позволяет выделить несколько воспитательных направлений: превенция экстремизма несовершеннолетних (А. А. Реан, Л. А. Регуш, Я. Л. Коломинский, Е. М. Дубровская); специальная коррекционная работа с «группой риска», склонной к экстремизму (Ю. М. Антонян, Е. Н. Юрасова, Т. В. Семеновских); проектная форма организации работы различных социальных институтов (Д. Е. Некрасов, Ю. И. Авдеев, Н. М. Сажина); система специальной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования (И. Н. Сенин, М. Я. Яхьев).

Педагогико-правовй подход, используемый авторами предполагает актуализацию нормативно-правового обеспечения профилактики экстремизма в молодежной среде, посредством разработки и принятия законодательных актов, ориентированных на формирование условий поддержки и социализации, обучающихся в условиях образовательной организации и методическое обеспечение учебно-воспитательной работы [2].

В современных условиях наиболее эффективным будет использование интерактивных методов в воспитательной работе (например, открытое обсуждение, ролевое моделирование, проблемные диспуты и другое). Выделяя приоритетным фактор непрерывности образования, и учитывая возрастные особенности обучающихся, мы предлагаем использовать на всех уровнях образования следующие методы профилактики экстремизма: метод диагностики (любая профилактическая работа должна начинаться с анализа исходной ситуации), метод кейс-стади (актуализация ценностных ориентировок посредством рассмотрения конкретных практических ситуаций), метод рефлексии (мониторинг размышлений обучаемых о своем внутреннем состоянии). Отмечая тот факт,

что в возрасте от 13 до 18 лет в силу психологических и социальных факторов подростки наиболее часто попадают в поле зрения активистов экстремистских организаций, наиболее оптимальными формами воспитательной работы являются: тренинги, ролевые игры, конкурсы творческих работ (рисунки, стенгазеты, видеоролики, постеры и т.д.), обсуждение кинофильмов, участие в добровольных школьных обществах, тематические смены в летних лагерях. Работа с данной категорией обучающихся в образовательных организациях строится путем актуализации и активизации молодежных общественных движений, программ, конкурсов, олимпиад, дискуссионных клубов, волонтерских движений, проектов и т.д.

Методические приемы организации воспитательной работы в ученической среде разработаны в научно-исследовательской лаборатории «Научно-методическое обеспечение профилактики экстремизма и ксенофобии в системе российского образования», действующей с 2009 года по настоящее время на базе ФГБО ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева. Руководителем НИЛ является доктор исторических наук, профессор А. В. Мартыненко. Лаборатория включает в себя широкий спектр специалистов по отечественной истории (профессор Т. Д. Надькин, доценты С. С. Еремина и Н. А. Милёшина), этнологии (профессор Н. Ф. Беляева), исламове-дению (профессор А. В. Мартыненко), юриспруденции (доцент Л. А. Потапова), психологии (доцент Е. В. Царева). Лабораторию отличает многоаспектный подход к изучению проблемы воспитательного воздействия на деструктивное состояние обучающейся молодежи (исторический, юридический, психологический и т.д.) и апробация результатов в образовательных организациях и на региональных, всероссийских и международных конференциях, проходивших в Саранске, Казани, Санкт-Петербурге, Тюмени, Саратове, Ханты-Мансийске. Кроме того, результаты работы НИЛ получили освещение за рубежом: на конференциях в Венгрии (Н. Ф. Беляева), в Армении (Л. А. Потапова), Египте, Турции, Израиле, Швейцарии (А. В. Мартыненко) [3].

Подводя итог проведенного исследования, авторы рекомендуют при выборе воспитательных мероприятий ориентироваться конструктивное взаимодействие и стимулирование у обучающихся положительных эмоций от участия в них. Методическое планирование мероприятия должно содержать элементы психокоррекционной профилактики возможных видов агрессии, развитие навыков социального взаимодействия, рефлексии, толерантного поведения, ориентиров на гражданственность и патриотизм.

Список литературы:

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 февраля 2017 года № 162 «Об утверждении качественных и количественных показателей эффективности реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

2. Потапова Л. А. Актуальные проблемы совершенствования законодательства в области противодействия и борьбы с экстремизмом в Российской Федерации // Гуманитарные науки и образование. 2010. № 3. С. 106-109.

3. Потапова Л. А. Функции гражданского общества по предотвращению проявлений экстремизма в молодежной среде // Гуманитарные науки и образование. 2011. № 3. С.102-104.

References:

1. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 fevralya 2017 goda № 162 «Ob utverzhdenii kachestvennyh i kolichestvennyh pokazatelej ehffektivnosti realizacii Strategii razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda» [EHlektronnyj resurs]. // Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus».

2. Potapova, L. A. Actual problems of improvement of legislation in the field of countering and combating extremism in the Russian Federation // Humanities and education. - 2010. - No. 3. - P. 106-109.

Mnp HayKH h o6pa3oeaHHH. 2017. № 3(11)

3. Potapova, L. A. The functions of the civil society for the prevention of manifestations of extremism in the youth environment // Humanities and education. -2011. - No. 3. - P. 102-104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.