Научная статья на тему 'Методика формирования понятия «Конфликта интересов в образовательной среде» на уроках права'

Методика формирования понятия «Конфликта интересов в образовательной среде» на уроках права Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / EDUCATIONAL LAW / EDUCATIONAL SYSTEM / CONFLICT OF INTERESTS / SENSE OF JUSTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батаев Вячеслав Григорьевич, Потапова Людмила Александровна

В статье анализируются причины возникновения конфликтов интересов в образовательной среде, и предпринимается попытка подобрать методы их профилактики. Раскрываются подходы к определению методических приемов формирования правовых знаний по указанной теме. Делается вывод о специфике управления конфликтами в системе образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Батаев Вячеслав Григорьевич, Потапова Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHOD OF FORMATION OF THE CONCEPT OF «CONFLICT OF INTEREST IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT» THE LESSONS OF LAW

The article analyzes the reasons of occurrence of conflicts of interest in the educational environment, and attempts to find methods of prevention. Covers the approaches to the definition of methods of forming of legal knowledge on the topic. The conclusion about the specifics of conflict management in the education system.

Текст научной работы на тему «Методика формирования понятия «Конфликта интересов в образовательной среде» на уроках права»

УДК 34.09

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ» НА УРОКАХ ПРАВА

Батаев Вячеслав Григорьевич

студент 4 курса факультета истории и права МГПИ им. М.Е. Евсевьева Потапова Людмила Александровна канд. юрид. наук, доцент МГПИ им. М. Е. Евсевьева г. Саранск, Россия E-mail: lap-law@ya.ru

THE METHOD OF FORMATION OF THE CONCEPT OF «CONFLICT OF INTEREST IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT» THE LESSONS OF LAW

Vyacheslav Batayev

student of the faculty of history and law MGPI im. M. E. Evseveva Lyudmila Potapova Candidate of Science, MGPI im. M. E. Evseveva

АННОТАЦИЯ

В статье анализируются причины возникновения конфликтов интересов в образовательной среде, и предпринимается попытка подобрать методы их профилактики. Раскрываются подходы к определению методических приемов формирования правовых знаний по указанной теме. Делается вывод о специфике управления конфликтами в системе образования.

ABSTRACT

The article analyzes the reasons of occurrence of conflicts of interest in the educational environment, and attempts to find methods of prevention. Covers the approaches to the definition of methods of forming of legal knowledge on the topic. The conclusion about the specifics of conflict management in the education system.

Ключевые слова: образовательное право, система образования, конфликт интересов, правосознание.

Keywords: educational law, educational system, conflict of interests, sense of justice.

Педагогической практикой установлено, что человек, который знаком со сферой юриспруденции и имеет даже минимальные знания норм права и

законодательных актов, знаком с типичными моделями поведения в экстремальных ситуациях, в меньшей степени нарушает закон, а также может защитить себя и своих близких. В последнее время приобретает особую актуальность изучение вопросов правового регулирования конфликтов интересов в целях создания благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации детей. Озабоченность государства этими вопросами подтверждается важными положениями национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, предусматривающей организацию в образовательных организациях службы медиации, обеспечивающей возможность равной защиты сторон конфликта [2]. Педагогу необходимо владеть знаниями, умениями и навыками предотвращения и урегулирования конфликта интересов, стороной которого он является, иначе трудовой договор между ним и работодателем может быть расторгнут по инициативе последнего, в соответствии с пунктом 7.1 ст. 81 Трудового кодекса РФ.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в пункте 33 статьи 2 описывает ситуацию конфликта интересов в образовательной среде при осуществлении педагогической деятельности в разрезе личной заинтересованности в получении материальной выгоды, которая влияет на надлежащее исполнение профессиональных. В разрезе этой проблемы представляет интерес пункт 2 статьи 48 вышеуказанного закона, который устанавливает прямой запрет педагогическим работникам образовательной организации заниматься оказанием возмездных образовательных услуг для обучающихся в этой организации, однако на практике квалифицировать подобные ситуации не просто. Проблема квалификации состоит в отсутствии четких правовых определений и как следствие открытие поля для злоупотреблений, как самими участниками отношений, так и контролирующими органами. Ситуаций множество: дополнительные платные образовательные услуги педагога одновременно с

проведением занятий у обучающихся, репетиторство с обучающимися, принятие подарков и услуг в различных формах и видах, принятие юридически значимых решений в отношении родственников и близких людей, использование конфиденциальной информации в личных целях и так далее [1].

Подбор методики формирования понятия «конфликта интересов» на уроке права сталкивается с одной из проблем современного образования -отсутствие сосредоточения и низкий коэффициент усвоения знаний. Специалисты объясняют это формированием клипового мышления (фрагменты текста, отрывки видео и т.д.) и считают, что в школах примерно 80% клиповомыслящих детей [3, с.171]. Однако, следует отметить, что кроме минусов есть и плюсы клипового мышления. Например, в современном мире быстроменяющейся информации клиповое мышление обеспечивает защиту мозга от информационных перегрузок. Умение быстро переключиться с одного источника на другой позволяет не перегружать мозг ненужной информацией. Многозадачность позволяет школьнику одновременно слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотографии и при этом делать уроки. Вместе с тем у школьников с клиповым мышлением отсутствует способность к длительной концентрации, поэтому они просматривают материал крайне невнимательно, оставляя в памяти лишь обрывистые поверхностные знания, которые сохраняются ненадолго. Однако, как результат у него снижается или совсем утрачивается способность к аналитическому мышлению, а выражение мысли сводится к тезисному изложению. Воспользовавшись особенностями клипового мышления, осуществлять фрагментарное представление информации, увязывание информации с визуальными образами -презентации, яркие картинки, запоминающиеся формулировки.

Многообразие форм и возможностей интерактивного обучения поможет привлечь внимание к проблеме изучения «конфликта интересов в

образовательной среде» и сформировать навыки применения медиативных процедур. Рекомендуемые интерактивные методы - это, прежде всего: работа в группах («мозговой штурм», «дебаты», различные виды учебных дискуссий), игровое моделирование, большие и малые ролевые игры, деловые игры, обучающие упражнения, а также различные тренинги. Данные формы помогут детям, включится в обсуждение, решение проблемы, выслушать мнения других, увидеть многомерность задачи и т.п.

Дебаты или дискуссии учат участников мыслить, отстаивать свою точку зрения, и понимать противоположную, искать аргументацию и в конечном итоге стимулируют логические процессы. Применительно к указанной нами темы это могут быть дискуссии на тему «Возможности школьной медиации» [4, с. 151].

Ученики и учителя по-разному видят ситуацию конфликта. Выделяя структурные элементы понятия «конфликта интересов», чаще всего ученики выделяют завышенные и необъективные требования учителя. Учителя считают виноватыми учеников. В данном случае, метод парадоксов, может заставить учащихся размышлять, а не просто пропускать через себя информацию, для этого нужно предоставить ему два взаимоисключающих утверждения. Отсутствие четко сформулированной конечной мысли, готового вывода от учителя может заставить школьников задуматься и задействовать логику. Например, «Непродуманные нововведения в школе -причина конфликтов (дополнительные образовательные услуги)» и «Причина конфликтов - отсутствие нововведений в школе».

Важнейшим средством научить ребенка самостоятельно выстраивать образную систему причин и последствий «конфликта интересов», является чтение классической художественной литературы. Всяческое закрепление прочитанного - обсуждение, конспектирование и т.д., способствует выработке умения анализировать, устанавливать связи между явлениями и, в

конечном итоге, приводит к разрушению мозаичной, фрагментированной картины мира.

Павлова А., корреспондент «Литературной газеты», в статье «Чтобы думать и знать» пишет о том, что на Западе поняли, что кризис чтения, особенно в подростковой и молодежной среде приводит к негативным последствиям, ибо только книга через красоту поэтических образов и метафор поможет научить понимать других людей и ощущать зависимость их друг от друга в социуме» [20, с. 34]. Например, представляется интересным чтение басней И. А. Крылова. Он сумел в предельно лаконичной форме выразить не только быт, нравы, обычаи, но и «сгиб русского ума, склад его речи». Через его произведения можно провести анализ пороков человека, свойственные и современному поколению: cамодурство, коварство, жестокость, лицемерие, приспособленчество.

Случаи использования педагогом профессионального статуса вопреки законодательным ограничениям широко представлены в современных средствах массовой информации. В данном случае актуально применение «кейсового метода», который ориентирован на работу в группах и обсуждение конкретных ситуаций конфликта интересов. Следует обратить внимание, что в основе педагогической ситуации лежит конфликт: недовольство чем-нибудь, разногласие, противодействие, нарушение профессиональных связей между субъектами конфликта. Ученикам предлагается разрешить поставленную проблему, получить реакцию окружающих (других учеников, педагога) на свои действия и понять, что риск ответственности за принятые решения лежит на них. Роль учителя заключается в том, чтобы направить беседу или дискуссию в русло обсуждения структурных элементов «конфликта интересов», проконтролировать регламент работы в группах и побудить учащихся отказаться от поверхностного мышления. Применение этого метода должно

вызвать у учеников устойчивый навык правового решения практических задач.

Подводя итог проведенного исследования, следует отметить, что в условиях модернизации и оптимизации государственной системы образования, ставящей перед учителями и учениками новые задачи конфликты в педагогической среде неизбежны. Возможность конструктивного и своевременного разрешения конфликта интересов зависит от понимания структурных элементов его понятия. Требуется четкое представление о проблеме конфликта, субъектном составе конфликта, о правах и обязанностях сторон конфликта. Предложенная методика формирования понятия «конфликта интересов в образовательной среде» ориентирует на выбор оптимальной стратегии активных действий педагогического работника в ситуации конфликта.

Список литературы:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 3 июля 2016 года) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 февраля 2017 года № 162 «Об утверждении качественных и количественных показателей эффективности реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

3. Воробьева О. А. Правовое воспитание несовершеннолетних / О. А. Воробьева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2006. - № 8. - С.171-173.

4. Потапова Л. А. О правовом регулировании конфликта интересов в образовательной среде // Традиционная и инновационная наука: история,

современное состояние, перспективы : сборник статей Международной науч.-практ. конф., 28 марта 2017 г. : в 2 частях : Екатеринбург, 2017. Т.2. С. 150-152.

References:

1. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 29 dekabrya 2012 goda № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» (red. ot 3 iyulya 2016 goda) [EHlektronnyj resurs]. // Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus».

2. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 fevralya 2017 goda № 162 «Ob utverzhdenii kachestvennyh i kolichestvennyh pokazatelej ehffektivnosti realizacii Strategii razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda» [EHlektronnyj resurs]. // Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus».

3. Vorob'eva O. A. Pravovoe vospitanie nesovershennoletnih / O. A. Vorob'eva // Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena. - 2006. - № 8. - S.171-173.

4. Potapova L. A. O pravovom regulirovanii konflikta interesov v obrazovatel'noj srede // Tradicionnaya i innovacionnaya nauka: istoriya, sovremennoe sostoyanie, perspektivy : sbornik statej Mezhdunarodnoj nauch.-prakt. konf., 28 marta 2017 g. : v 2 chastyah : Ekaterinburg, 2017. T.2. S. 150-152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.