Научная статья на тему 'Актуализация отдельных методов профилактики распространения идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде (опыт Нил "Научно-методическое обеспечение профилактики экстремизма и ксенофобии в системе российского образования" МГПИ имени М. Е. Евсевьева")'

Актуализация отдельных методов профилактики распространения идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде (опыт Нил "Научно-методическое обеспечение профилактики экстремизма и ксенофобии в системе российского образования" МГПИ имени М. Е. Евсевьева") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Обзор.НЦПТИ
Область наук
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ТЕРРОРИЗМ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / ЗАКОН / ДЕСТРУКТИВНОСТЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / YOUTH EXTREMISM / EDUCATIONAL ORGANIZATION / TERRORISM / EDUCATIONAL OUTCOME / LAW / DESTRUCTIVENESS / RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Потапова Людмила Александровна

Цель исследования заключается в определении эффективных методов предупреждения распространения идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде, посредством создания образовательной среды свободной от крайних асоциальных проявлений. Методы исследования базируются на ценностно-ориентированном подходе в формировании антиэкстремисткой образовательной среды. Реализация этого подхода предполагает применение личностно-ориентированных технологий, основанных на организации научно-исследовательской деятельности с учетом индивидуальных потребностей, а также комплексном анализе исследовательской литературы, систематизации и научном моделировании полученных результатов. Результат исследования определяется формами профилактической работы на площадке педагогического вуза по решению острейшей проблемы современного российского общества распространению экстремистской и террористической идеологии в молодежной среде. Тиражирование результатов работы научно-исследовательской лаборатории происходило в интегративных условиях взаимодействия с правоохранительными органами и образовательными организациями различных уровней. Выводы, сделанные в работе, актуализируют системное и систематическое взаимодействие различных уровней образования в рамках научно-исследовательской, образовательной, воспитательной и практикоориентированной деятельности педагогических волонтеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Потапова Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Updating individual methods of preventing the spread of the ideology of extremism and terrorism among young people (the experience of the Moscow State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev”)

Background. The purpose of the study is to identify effective methods to prevent the spread of the ideology of extremism and terrorism among young people, by creating an educational environment free from extreme asocial manifestations. Methods. Research methods are based on a value-oriented approach to the formation of an anti-extremist educational environment. The implementation of this approach involves the use of personality-oriented technologies based on the organization of research activities, taking into account individual needs, as well as a comprehensive analysis of the research literature, systematization and scientific modeling of the results. Result. The result of the research is determined by the forms of preventive work at the pedagogical high school site to address the most acute problem of modern Russian society the spread of extremist and terrorist ideology among the youth. Replication of the results of the work of the research laboratory took place in the integrative conditions of interaction with law enforcement agencies and educational organizations of various levels. Conclusion. The conclusions made in the work actualize the systemic and systematic interaction of various levels of education in the framework of research, educational, educational and practice-oriented activities of pedagogical volunteers.

Текст научной работы на тему «Актуализация отдельных методов профилактики распространения идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде (опыт Нил "Научно-методическое обеспечение профилактики экстремизма и ксенофобии в системе российского образования" МГПИ имени М. Е. Евсевьева")»

Актуализация отдельных методов профилактики распространения идеологии экстремизма и терроризма в молодёжной среде

(опыт НИЛ «Научно-методическое обеспечение профилактики экстремизма и ксенофобии в системе российского образования» МГПИ имени М.Е. Евсевьева»)

Потапова Людмила Александровна — кандидат юридических наук, заведующая кафедрой правовых дисциплин, эксперт научно-исследовательской лаборатории «Научно-методическое обеспечение профилактики экстремизма и ксенофобии в системе российского образования» МГПИ, г. Саранск

Формирование в педагогическом вузе антиэкстремистской образовательной среды представляет отдельную задачу с одной стороны направленную на обеспечение безопасности в образовательной организации, а с другой - на подготовку работников системы образования, способных в соответствии с ФГОС формировать у обучающихся российскую гражданскую идентичность в поликультурном социуме и развивать способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым и национальным признакам [1].

Экстремизм как идеология и его крайняя форма - терроризм имеют давнюю историю, но его современные формы существенно отличаются от исторических: многомиллиардным финансированием, высоким уровнем специализированной подготовки активных членов, наличием современной инфраструктуры, использованием новейших систем оружия, активным привлечением в свои круги наемников, интернациональным объемом угрозы. Необходимость координации образовательного вектора определяется уровнем идеологической обра-

ботки и вовлечённости молодёжи в экстремистские организации. Так, по данным Института стратегических и международных исследований, в рядах религиозно-экстремистских и террористических организаций находится около 300 тысяч представителей молодого поколения, не достигших 18 лет. Директор Института стратегических и международных исследований Владимир Норов подчеркнул, что проблема радикализации молодёжи проходит на фоне нерешённых социальных, культурных и нравственных вопросов [2]. По данным Бру-кингского института, в Твиттере может насчитываться до 90 тыс. аккаунтов, которые так или иначе связаны с ИГ («Исламское государство» - запрещённая в России организация). Каждый из них имеет в среднем по тысяче читателей. Существенная часть посетителей данных интернет-ресурсов - юноши и девушки до 18 лет [3].

Правоохранительными органами неоднократно отмечался

факт особого внимания экстремистских и террористических организаций к образовательным организациям и особенно к высшему образованию. Например, в вузах «участились попытки вербовок студенческой молодёжи в так называемое «Исламское государство» - ДАИШ, различные структуры неонацистского толка, квазирелигиозные секты», что определяется недостаточным пониманием образовательными организациями остроты данной проблемы и осуществлением конкретных направлений работы [4, с.4]. Все это происходит на фоне непрерывного роста в Российской Федерации количества зарегистрированных преступлений экстремистской направленности: в 2012 году - 696; в 2013 году - 896; в 2014 году -1034; в 2015 году -1308; в 2016 году увеличилось на 9,1%; в 2017 году увеличилось на 4,9 % [4].

Образовательные организации в России, высоко оценивая уровень угрозы экстремизма и терроризма, по-разному решают вопрос о противодействии.

В Мордовском государственном педагогическом институте имени М.Е. Евсевьева с 2009 года этим направлением занимается научно-исследовательская лаборатория «Научно-методическое обеспечение профилактики экстремизма и ксенофобии в системе российского образования» (руководитель НИЛ - доктор исторических наук, профессор А.В. Марты-ненко). Многолетний опыт работы в области профилактики экстремистской и террористической идеологии в молодёжной среде основывается преимущественно на ценностно-ориентированном подходе. В процессе организации образовательной, научно-исследовательской и воспитательной деятельности применяются лич-ностно-ориентированные технологии, учитывающие различные индивидуальные потребности участников и направленные на формирование религиозной и межнациональной терпимости, патриотизма и здорового образа жизни. Здесь каждое направление работы имеет равное и большое значение.

Деятельность, основанная на методе включения образовательных механизмов, должна вестись с учетом того факта, что в основе любых форм девиаций, ведущих к активной де-структивности, лежат представления обо& ществе, государстве и личности.

Данное представление должно формироваться в результате конструктивного взаимодействия между субъектами

непрерывного образовательного процесса (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных и иных общественных организаций, организаций культуры и спорта, СМИ, бизнес-сообществ), что и отражено в качестве приоритетного направления в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [5]. Учебно-методическая литература, которая используется в процессе обучения в школах и вузах, должна проходить экспертизу на экстремизм и, как предлагает глава комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов, «экспертиза должна быть установлена законодательно» [6]. К слову, одним из первых был учебник для 8 класса средней общеобразовательной школы «Основы исламской культуры», автор которого - руководитель НИЛ МГПИ профессор A.B. Мар-тыненко [7]. А в 2017 году в издательстве «Юрайт» вышел учебник, рекомендованный УМО ВО «Профилактика экстремизма в молодёжной среде», разработанный сотрудниками НИЛ МГПИ, под общей редакцией профессора A.B. Мартыненко [8].

В последнее время специализированные группы и сообщества сети Интернет оказывают воздействие на подростковое мышление и мироощущение, предлагая «иной мир» взамен проблемам в семье и школе.

Часто вовлечение идет под маской игровой интриги («Розовый пони», «Синий кит», «Большая игра. Сломай систему», «Ава-тар»), рассчитанной на разные возрастные группы детей, при этом ставка делается на социально-психологические, физиологические и демографические особенности данной возрастной группы, наиболее восприимчивой к идеологическому воздействию и подверженной максимализму и радикальным настроениям.

В данном случае отдельные исследователи видят необходимость превенции экстремизма несовершеннолетних (A.A. Реан, Л.А. Регуш, Я.Л. Ко ломинский, Е.М. Дубровская) и проведения специальной кор-рекционной работы с «группой риска», склонной к экстремизму (Ю.М. Антонян, E.H. Юрасо-ва, Т.В. Семеновских). Важным признается непрерывность превенции и учет возрастных особенностей обучающихся. Среди рекомендуемых методов эффективными признаются: метод диагностики (любая профилактическая работа должна начинаться с анализа исходной ситуации), метод кейс-стади (актуализация ценностных ориентировок посредством рассмотрения конкретных практических ситуаций), метод рефлексии (мониторинг размышлений обучаемых о своем внутреннем состоянии) [9, с. 8].

В дошкольном образовании проведение профилактических мероприятий ориентировано на

факт интенсивного формирования психики ребенка на основе предпосылок, заложенных в детстве. В этом периоде при участии взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение ребенка, игровые методы, как никакие другие, могут помочь сформировать у ребенка начальные представления об обществе, государстве и личности. Например, занятие-игра «Права сказочных героев» (за основу берутся сюжеты из книг Ш. Пер-ро «Красная Шапочка», А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», русские народные сказки «За-юшкина избушка», «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Три медведя» и др.). В начальном общем образовании следует обратить внимание на формирование социально значимой роли - статуса учащегося с определённым кругом прав и обязанностей.

Интеллектуально-правовая игра «Юридическая азбука» может способствовать формированию правовой культуры, развитию умения работать в группе, формированию межличностных отношений уважения и солидарности, законности как нравственной основы поведения в социальных конфликтах. Содержание игры включает в себя следующие игровые элементы:

1) «Имею право, но обязан»,

2) «Попробуй, угадай»,

3) «Правовые ребусы»,

4) «Компьютерные пазлы»,

5) «Детектив» и др. [10, с.112].

В основном и среднем общем образовании следует учитывать, что в возрасте от 13 до 22 лет в силу психологических и социальных факторов подростки наиболее часто попадают в поле зрения активистов экстремистских организаций. Наиболее оптимальными формами являются: тренинги, ролевые игры, конкурсы творческих работ (рисунки, стенгазеты, видеоролики, постеры и т.д.), обсуждение кинофильмов, участие в добровольных школьных обществах, тематические смены в летних лагерях.

Научно-исследовательское направление наиболее успешно реализуется в среднем и высшем профессиональном образовании, где профилактическая работа концентрируется на базе научных сообществ исследователей и в форме постоянно действующих лабораторий по изучению проблем деструктивного поведения, ведущего к экстремизму. Так, в научно-исследовательской лаборатории МГПИ представлен широкий спектр специалистов по отечественной истории (профессор Т.Д. Надькин, доценты С.С. Еремина и H.A. Милёшина), этнологии (профессор Н.Ф. Беляева), исламоведению (профессор A.B. Мартыненко), юриспруденции (доцент Л.А. Потапова), психологии (доцент Е.В. Царева). Деятельность лаборатории отличается разноуровневым подходом к изучению проблемы деструктивного состояния молодёжи (историческим, юриди-

ческим, психологическим и т.д.) и апробацией результатов в образовательных организациях и на региональных, всероссийских и международных конференциях. Они прошли в Саранске, Казани, Санкт-Петербурге, Тюмени, Саратове, Ханты-Мансийске. Кроме того, результаты работы НИЛ получили освещение за рубежом: на конференциях в Венгрии (Н.Ф. Беляева), в Армении (Л.А. Потапова, H.A. Милёшина), Египте, Турции, Израиле, Швейцарии (A.B. Мартыненко) [11, с. 81]. Работа с молодёжью строится путем актуализации и активизации молодёжных общественных движений, программ, конкурсов, олимпиад, дискуссионных клубов, волонтёрских движений, проектов и т.д. Научные исследования на базе лаборатории показали степень важности и своевременности проводимых мероприятий [12, с. 5].

Важным направлением в работе является научно-образовательное сотрудничество с правоохранительными органами, образовательными организациями и научными центрами страны. Тесное сотрудничество в решении поставленных задач профилактики экстремизма установлено с Пензенским и Нижегородским университетами, Саратовской государственной юридической академией, Московским государственным техническим университетом имени Н.Э. Баумана. В этом ключе межвузовское взаимодействие привело к организации

ежегодного молодёжного международного форума «Мир без экстремизма», и обеспечивает наличие на форуме интересных дискуссионных площадок, обсуждение инновационных идей, обмен опытом в сфере противодействия экстремизму и терроризму.

Одно из научных направлений деятельности связано с проведением экспертизы по делам об экстремизме. Доктор исторических наук, профессор A.B. Мартыненко с 2002 г. осуществляет экспертную деятельность в рамках Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов Института этнологии и антропологии РАН. Сотрудники лаборатории по запросам правоохранительных органов проводят экспертизу аудио-, видео- и печатных материалов на выявление признаков экстремизма. В качестве методики исследования используется: эмпирико-индуктивный метод анализа материалов, предположительно являющихся экстремистскими; психолингвистический и культурологические подходы к анализу исследуемых текстов; юридико-догматический подход к определению процессуального статуса эксперта (специалиста). В силу расплывчатой формулировки понятия экстремизма в Федеральном законе Российской Федерации от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» проведение экспертизы представляет опреде-

лённые трудности. Однако члены лаборатории, проводящие экспертизу, понимают, что результативность деятельности правоохранительных органов, осуществляющих противодействие тому или иному антиобщественному и противоправному явлению, во многом зависит от их способности своевременно и четко выявить признаки экстремизма.

Сотрудничество с правоохранительными органами продолжается и в рамках реализации проектов. Таким примером является совместная реализация государственной программы Республики Мордовия «Противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту» на 2014-2020 годы».

В МГПИ в рамках этого сотрудничества создано и действует студенческое антинаркотическое движение - САД МГПИ. Данное направление реализуется совместно с Управлением по контролю за оборотом наркотиков МВД по Республике Мордовия и Государственным комитетом Республики Мордовия по делам молодёжи.

Воспитательная деятельность. В реализации данного направления особенно актуально сотрудничество образовательных организаций, государственных органов и институтов гражданского общества, задача которых заключается в проявлении повышенной бдительности и демонстрации активной гражданской позиции [13, с.ЮЗ].

В этой связи представляется важным открытие 7 февраля 2019 года в МГПИ им. М.Е. Евсевьева Центра духовно-нравственной культуры и воспитания. Ректор МГПИ Марина Антонова отметила значение создания этого инновационного подразделения для объединения усилий представителей образовательных, религиозных, общественных организаций в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В работе Центра используются дискуссионные методы как основа активного обучения и воспитания. Дискуссионный клуб «Диалог конфессий» организовал работу круглого стола «Традиционные религии против экстремизма», в котором приняли участие представители Саранской епархии Мордовской митрополии РПЦ, Центрального духовного управления мусульман Республики Мордовия, ученые, преподаватели, студенты. Обсуждались вопросы, связанные с ролью традиционных конфессий в духовно-нравственном просвещении российского общества, в том числе в профилактике всех разновидностей экстремизма и ксенофобии в молодёжной среде. Участники дискуссии пришли к общему выводу о необходимости усиления сотрудничества Русской православной церкви и российской мусульманской уммы (общины) в сфере укрепления межэтнической и межконфессиональной толерантности в

России и, в частности, в Республике Мордовия.

Особого внимания заслуживает воспитательная работа со студентами-иностранцами в МГПИ им. М.Е. Евсевьева в условиях приоритетного проекта «Экспорт образования». Реализация данного проекта (с мая 2017 года по ноябрь 2025 года) направлена на повышение привлекательности российских образовательных программ для иностранных граждан на международном образовательном рынке. В результате реализации проекта количество иностранных студентов, которые обучаются по очной форме в российских вузах, должно вырасти с 220 тыс. человек в 2017 году до 710 тыс. в 2025 году. Количество иностранных школьников, прошедших обучение по программам дополнительного образования, должно вырасти в 2025 году по сравнению с 2016 годом вдвое [14]. Увеличение потока иностранных студентов (а в МГПИ - это студенты-туркмены), обладающих своеобразными этнокультурными особенностями, отличными от менталитета и стиля жизни мордвы, может привести к межэтнической разобщённости (местные жители не принимают образ жизни и культуру иностранцев, а иностранцы стремятся сохранить свою самобытность, в том числе и в условиях студенческих общежитий). Всё вышесказанное требует применения методов социализации в процессе организации комплекса воспитательных мероприятий:

а) занятия по формированию поликультурной личности (ознакомление с культурой, обычаями и традициями народов России, участие в национальных праздниках и т.п.);

б) занятия по формированию толерантности (уроки по привитию навыков позитивного диалога с окружающими);

в) занятия по формированию патриотически настроенной личности («уроки патриотизма»);

г) занятия по формированию законопослушной личности (ознакомление с основами международного и российского законодательства);

д) занятия по формированию культуры здорового образа жизни и безопасному поведению (занятия по снятию психологического напряжения, оказание медпомощи, основы этикета работы и ответственности в случае неправомерного поведения в сети Интернет).

Развитие кадрового потенциала вуза - это важнейший фактор, а для педагогического вуза ещё и развитие профессионализма тех, кто завтра будет обеспечивать формирование у обучающихся гражданской идентичности в поликультурном социуме и развитие способностей противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым и национальным признакам. Кадровое и организационное обеспечение деятельности по противодействию идеологии экстремиз-

ма и терроризма предполагает создание образовательных центров для подготовки специалистов по профилактике экстремизма в молодёжной среде, тренинги и семинары для должностных лиц, занимающихся проблемами воспитания молодёжи.

В НИЛ МГПИ им. М.Е. Евсевь-ева были разработаны дополнительные образовательные программы, направленные на формирование компетенций, предусмотренных Профессиональным стандартом «Педагог». С 2009 года реализуется разработанная Т.Д. Надькиным, A.B. Мартыненко и Л.А. Потаповой дополнительная образовательная программа повышения квалификации «Профилактика ксенофобии и экстремизма в образовательных учреждениях (международный и российский опыт)») [15, с. 110]. Основными методами работы НИЛ, направленными на формирование дополнительных компетенций по противодействию экстремизму в молодёжной среде, явились инструктаж, ротация, ученичество и наставничество. Членами НИЛ, доцентами H.A. Милё-шиной, А.Ю. Куприяновым и С.С. Ерёминой были разработаны в учебный процесс вуза элективные курсы соответственно «Патриотическое воспитание в современной России и его роль в формировании толерантности современного общества» и «Православная культура в контексте формирования толерантности» [16, с. 93; 17, с. 88].

Второе направление работы - подготовка работников системы образования, способных сформировать у обучающихся устойчивый им мунитет к экстремистским атакам. В этом направлении активно используются проект ные методы организации различных исследо ваний и методы специальной подготовки.

Так, показателен проект «Патриотический десант», разработанный в НИЛ МГПИ доцентом С.С. Ереминой и аспирантом А.П. Чернышовым, направленный на патриотическое воспитание школьников, причем посредством студенческого наставничества. Активные участники «Патриотического десанта» разрабатывают и проводят в школах «Уроки мужества», концерты патриотической песни, квесты, нацеленные на расширение и углубление исторических знаний, формирование гражданственности, патриотизма, толерантности. Особенно интересны акции - «Туристические тропы» с целью путешествия по памятным историческим местам, а также акции по ремонту памятников и уборке прилегающих территорий, встречи с ветеранами войны и членами их семей, работа со своими родословными в архивах.

Основные умения приобретаются студентами в рамках педагогической практики и внеурочной работы со школьниками. Так, с 2014 по 2016 гг.

был реализован совместный научно-исследовательский проект «Повседневность в истории», нацеленный на сбор и систематизацию исторических источников о повседневной жизни российского общества в XIX столетии, а с 2017 г. была начата реализация нового проекта «Назад в СССР», рассчитанного на 2017-2019 гг. и направленного на систематизацию и публикацию воспоминаний очевидцев о советской эпохе [18, с. 75]. Подобные проекты позволяют не только прочувствовать историю, исследовать её через чувства, эмоции, переживания, события жизни отдельного человека, но и успешно решать проблемы профилактики экстремистского поведения в молодёжной среде. Проект предполагает общение со своими родственниками - свидетелями советской эпохи, длительную и кропотливую работу по сбору и систематизации воспоминаний, создание сайта, где каждый желающий может оставить свои свидетельства. Максимальная занятость, несколько уровней взаимодействия - класс-школа-вуз-межвузовское общение, постоянные организационные встречи требуют от участников проекта большого приложения сил, но при этом оснащают новыми знаниями, опытом, пониманием жизни. Кроме того, подобные проекты позволяют выявить талантливых школьников, проявляющих высокий уровень эрудиции, организа-

ционные, лидерские качества, педагогические способности и помочь им сделать свой профессиональный выбор. Данная работа, с одной стороны, совершенствует профессиональные компетенции будущих педагогов, с другой - имеет огромное воспитательное воздействие как на школьников, так и на студентов.

Важным направлением является работа студенческих педагогических отрядов МГПИ, которые успешно функционируют в рамках организации детского отдыха и оздоровления. Периодически корпусу вожатых приходилось сталкиваться с ситуациями асоциального поведения подростков.

Так, в НИЛ МГПИ возникла идея разработки специальной программы подготовки вожатых и воспитателей для организации работы с подростками с девиантным поведением. Апробация таких смен началась в 2014 г. на базе детских оздоровительных лагерей Республики Мордовия и сразу показала высокие результаты. Обеспечив всестороннюю занятость школьников в каникулярный период, участники педагогических отрядов не только выполнили свою основную функцию, но и приобрели уникальный опыт работы с детьми девиантного поведения.

В целом, предложенные и апробированные в НИЛ «Научно-методическое обеспечение

профилактики экстремизма и ксенофобии в системе российского образования» МГПИ имени М.Е. Евсевьева методы профилактики распространения идеологии экстремизма и терроризма в молодёжной среде -это реальная возможность предотвратить распространение угрозы экстремистских течений в современном российском обществе. Эффективность достигается постоянным и систематическим взаимодействием государственных органов и институтов гражданского общества с образовательными организациями различных уровней в рамках образовательной деятельности, научно-исследовательского сотрудничества, воспитательной работы, педагогической практики и регулярным повышенем квалификации педагогических кадров.

Литература:

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования». URL: http:// base.garant.ru (дата обращения: 10.01.2019).

2. Владимир Норов: идеи «просвещённого ислама» - новая модель для мусульманского мира. URL: https:// anhor.uz/society/norov (дата обращения: 09.02.2019).

3. Европа будет блокировать аккаун-ты джихадистов в соцсетях. URL: https:/' www.euromag.ru/articles/evropa-budet-blokirovat-akkaunty-dzhihadistov-v-socsetjah/ (дата обращения: 03.02.2019).

4. Портал правовой статистики Генеральной Прокуратуры РФ. URL: http://crimestat.ru/analytics (дата обращения 19.12.2018).

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 февраля 2017 года № 162 «Об утверждении качественных и количественных показателей эффективности реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» URL: http: // base.garant.ru.

6. Учебную литературу надо проверять на экстремизм. URL: https://www. pnp.ru/social/uchebnuyu-literaturu-nado-proveryat-na-kstremizm.html

7. Мартыненко A.B. Основы исламской культуры. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. Саранск: Издательство Историко-со-циолог. ин-та Мордовского ун-та, 2006. 116 с.

8. Профилактика экстремизма в молодёжной среде: учебное пособие для вузов / Под общей ред. A.B. Мартыненко. М.: Юрайт, 2017. 221 с.

9. Предупреждение вовлечения молодёжи в террористические и экстремистские организации: методические рекомендации. Антитеррористический центр государств - участников СНГ. СПб.: Русь, 2016. - 64 с.

10. Левина М.А., Потапова Л.А. К вопросу об организации воспитательной работы по профилактике экстремизма в ученической среде / Мир науки и образования. 2017. № 2 (11). С. 8-12.

11. Мартыненко A.B., Надь-кин Т.Д. Современные вызовы Российскому государству как фактор дестабилизации регионального социума (на примере Республики Мордовия) // Известия высших учебных заведений. Поволжский

регион. Гуманитарные науки. 2016. № 3. С. 81-89.

12. Потапова Л.А., Черевко H.A. О правовых механизмах противодействия молодёжной экстремистской деструктивности в условиях образовательной организации (практика регионального вуза) // Сборник статей Международного научно-практического конкурса. Юрист года. 2017. С.112-114.

13. Потапова Л.А. Функции гражданского общества по предотвращению проявлений экстремизма в молодёжной среде // Гуманитарные науки и образование. 2011. № 3 (7). С. 102-104.

14. О приоритетном проекте «Экспорт образования» URL: http:// government.ru/info/27864/

15. Потапова Л.А., Актуальные вопросы совершенствования законодательства в области противодействия и борьбы с экстремизмом в Российской Федерации // Гуманитарные науки и образование. 2010. № 3. С. 106-110.

16. Милёшина H.A. Система ценностей российского дворянства XVII -XIX веков в контексте формирования нравственных приоритетов современного общества Ц Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. № 4. С. 93-101.

17. Милёшина H.A. Традиции дворянского воспитания и формирование толерантности современной молодёжи II Вестник Чувашского университета. Сер. «Гуманитар, науки». 2009. № 1. С. 74-80.

18. Милёшина H.A., Потапова Л.А. Сохранение культурно-исторического наследия дворянства в современной России как средство духовно-нравственного воспитания молодёжи // Гуманитарные науки и образование. 2018. № 4 (36). С. 88-94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.