Научная статья на тему 'Подготовка киберволонтёров по выявлению нацистского и фашистского контента в сети Интернет (опыт Нил «Научно-методическое обеспечение профилактики экстремизма и ксенофобии в системе российского образования» МГПИ имени М. Е. Евсевьева»)'

Подготовка киберволонтёров по выявлению нацистского и фашистского контента в сети Интернет (опыт Нил «Научно-методическое обеспечение профилактики экстремизма и ксенофобии в системе российского образования» МГПИ имени М. Е. Евсевьева») Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
165
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Обзор.НЦПТИ
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Потапова Людмила Александровна, Лукина Валентина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка киберволонтёров по выявлению нацистского и фашистского контента в сети Интернет (опыт Нил «Научно-методическое обеспечение профилактики экстремизма и ксенофобии в системе российского образования» МГПИ имени М. Е. Евсевьева»)»

Подготовка киберволонтёров по выявлению нацистского и фашистского контента в сети Интернет (опыт НИЛ «Научно-методическое обеспечение профилактики экстремизма и ксенофобии в системе российского образования» МГПИ имени М. Е. Евсевьева»)

Потапова Людмила Александровна — кандидат юридических наук, заведующая кафедрой правовых дисциплин, эксперт научно-исследовательской лаборатории «Научно-мето-дическое обеспечение профилактики экстремизма и ксенофобии в системе российского образования» МГПИ им. М.Е. Евсевьева, г. Саранск

Лукина Валентина Анатольевна — студентка группы ИДП-116 факультета истории и права, руководитель проекта «Киберволонтёрская общественная дружина «Код памяти о войне», МГПИ им. М.Е. Евсевьева, г. Саранск

Одним из направлений деятельности НИЛ «Научно-ме-тодическое обеспечение профилактики экстремизма и ксенофобии в системе российского образования» МГПИ имени М. Е. Евсевьева» является подготовка киберволонтёров из числа студентов педагогического вуза для выявления нацистского и фашистского контента в сети Интернет. Основная идея направления - это

сохранение уважения к памяти о защищавших Родину в годы Великой Отечественной войны, укрепление чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечение преемственности поколений россиян, воспитание гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию, а также пресечения проявлений фашизма в любой форме.

Указанное направление решает сразу несколько стратегических задач, стоящих перед педагогическим образованием.

Во-первых, сохранение достойного отношения к памяти о Победе советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., что является актуальным в части реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2019 г.: «Я предлагаю существенно расширить поддержку местных культурных инициатив - проектов, связанных с краеведением, народным творчеством, сохранением исторического наследия народов нашей страны» [4].

В научном плане существует более восемнадцати определений фашизма. В юридической энциклопедии, фашизм (иг. fascismo от fascio - пучок, связка, объединение) - это идеоло-

гия, политическое движение и социальная практика, которые характеризуются следующими признаками и чертами: обоснование по расовому признаку превосходства и исключительности одной нации, провозглашаемой в силу этого господствующей; нетерпимость и дискриминация по отношению к другим «чужеродным», «враждебным» нациям и национальным меньшинствам; отрицание демократии и прав человека; насаждение режима, основанного на принципах тоталитарно-корпоративной государственности, однопартийности и вождизма; утверждение насилия и террора в целях подавления политического противника и любых форм инакомыслия; милитаризация общества, создание военизированных формирований и оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем [11].

Нацизм (от названия Национал-социалистической партии Германии) - название идеологии и практики гитлеровского режима в Германии в 1933-1945 гг., суть которого составляют тоталитарные террористические методы власти, а также официальная градация всех наций по степени их «полноценности». Средством реализации идей нацизма стали военная агрессия и геноцид. В ряде своих существенных черт нацизм сходен с фашизмом [11].

И первое, и второе асоциальное мировоззрение, несмотря на величайшую Победу в самой кровопролитной войне в истории человечества, являются по-прежнему актуальными и обсуждаемыми с разных сторон в сети Интернет. Эксперт по проблемам неонацизма, профессор Б. Ф. Калачёв привёл данные обсуждения темы фашизма в среде Интернет, проведя скрининг на пяти языках - русском, английском,

немецком, испанском и французском в наиболее популярных поисковых системах: Рамблер (Rambler), Гугл (Google), Йаху! (Yahoo!) и Яндекс (Yandex) 189 государств-членов ООН. В результате было выделено 17 стран, где данная проблема особенно активно обсуждалась: Россия (3 млн. откликов), США (2 млн. откликов), Германия (2 млн. откликов), Украина (2 млн. откликов), Франция (942 тыс. откликов), Италия (847 тыс. откликов), Япония (843 тыс. откликов), Латвия (806 тыс. откликов) и т. д. по убыванию [1].

Ещё одной важнейшей задачей является привлечение к разработке научно-методиче-ского обеспечения (научно-ме-тодические пособия, материалы тренинга, памятки и т. д.) по приёмам контроля кибернетического пространства с целью выявления признаков пропаганды нацизма и фашизма, ведущих преподавателей

и известных учёных. Это позволит расширить круг участия молодёжи в волонтёрской деятельности и формировании антифашистских, антинацистских настроений в молодёжной среде, что является актуальным в части реализации п. 5 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.» -«...воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духов-но-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и нацио-нально-культурных традиций» и решения задачи «создания условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтёрства)» [6]. Соответственно формирование волонтёрской профессиональной компетенции у студентов педагогического вуза происходит с учётом потребностей личности и социальным заказом общества и предполагает переход от жёсткой регламентации образовательного процесса к демократически-гуманисти-ческому образовательному пространству, предполагающему добровольность в выборе форм деятельности и доверия к результатам социальной активности. Сформированная волонтёрская педагогическая компетенция представляет собой готовность педагога оказывать безвозмездную помощь

самостоятельно, а также организовывать и координировать такой вид помощи в группах или дружинах.

В-третьих, реализация Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 г., утверждённой Президентом РФ 28 ноября 2014 г., приказ № 2753 [7], а также Указа Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» [8] в области воспитания чувства патриотизма, культуры мирного поведения, межнациональной и межконфессиональной дружбы, обучения навыкам бесконфликтного общения, а также включение в региональные и муниципальные программы по развитию образования и воспитанию несовершеннолетних мероприятий по формированию у подрастающего поколения уважительного отношения ко всем религиям и этносам. В данном случае согласимся с мнением Б.Ф. Ка-лачёва, что если «фашизм - это мировоззрение (идеология), то экстремизм - это орудие, средство реализации подобного мировоззрения» [1].

В-четвёртых, реализация подпрограммы Республики Мордовия «Патриотическое воспитание граждан, проживающих на территории РМ на 2016-2020 гг.» [5] (в части формирования патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга), обеспечивающей решение

задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности территории, вовлечению граждан, проживающих в Республике Мордовия, в активное социальное строительство.

По мнению доктора исторических наук, профессора А. А. Королёва о проблематике современного фашизма, «в современной России количество внушаемых значительно возросло, и одной из причин этого является интернет-зависимость, зависимость от сетей, в которых распространяется идеология фашизма». Ещё одной причиной «является оккультная, мистическая, мифологическая. Установить оккультные корни современного фашизма - дело непростое. Очевидно то, что и здесь срабатывают механизмы тоски по сильной личности, которая наведёт порядок в этом бедламе. И эта

неизбывная потребность в сверхчеловеке воскрешает постулаты исторического фашизма (нацизма), а именно: культ героизма и культ смерти» [2].

Деятельность киберволонтё-ров из числа студентов направления подготовки бакалавров 44.03.05 «Педагогическое образование», профилей «История. Право» была сосредоточена не только на выявлении фашистского и нацистского контента в сети Интернет, но и на проведении усилиями преподаватель-ско-студенческого сообщества комплексного историко-правово-го анализа проблемы реализации правового запрета на использование символики и атрибутики, запрещённой Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» [9]. При этом затрагивались три аспекта деятельности.

1. Информационно-аналитический и просветительский, представляющий собой осуществление контроля интер-нет-источников и новостных лент в социальных сетях, организацию и проведение учебно-воспитательных мероприятий в образовательных организациях по указанной тематике, создание печатной и видеопродукции, работу со средствами массовой информации и правоохранительными органами.

2. Социально-профилак-тический аспект представляет собой комплекс истори-ко-правовых мероприятий в образовательных организациях, направленный на предупреждение распространения неонацистской атрибутики.

3. Культурно-массовый аспект предполагает повышение интереса к изучению материалов о Великой Отечественной войне, вовлечение молодёжи в киберволонтёр-скую деятельность по выявлению, а также недопущению проявления фашизма в любой форме посредством использования творческих навыков (фестивали, флешмобы, тренинги и т. д.).

В НИЛ «Научно-методиче-ское обеспечение профилактики экстремизма и ксенофобии в системе российского образования» МГПИ имени М. Е. Евсевь-ева» будущим педагогам было предложено спроецировать собственную воспитательную траекторию по формированию у обучающихся в средних общеобразовательных

организациях гражданско-правовых и патриотических ориентиров, чувства сопричастности к поступкам и подвигам предыдущих поколений. В результате создана и действует на постоянной основе Кибер-волонтёрская общественная дружина «Код памяти о войне»; были разработаны памятки по алгоритму действий в случае обнаружения противоправного контента в сети Интернет и практикумы по организации тематических смен в организациях детского летнего отдыха; киберволонтёры были обучены приёмам контроля интернет-пространства на наличие признаков атрибутики и символики, запрещённой Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» [9] и Федеральным законом от 22 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [10]; произведена интеграция педагогической Ки-берволонтёрской общественной дружины «Код памяти о войне» в образовательные организации с целью привлечения внимания обучающейся молодёжи к вопросу сохранения исторической памяти о подвиге народа-победителя в Великой Отечественной войне; разработана программа по организации патриотических смен в детских оздоровительных организациях на летний период с целью формирования духовно-нрав-ственных ценностей, достойного отношения к историче-

ской памяти и предупреждения распространения нацистских и неонацистских идей в молодёжной среде; разработана схема взаимодействия с правоохранительными органами и общественными организациями в целях расширения круга киберволонтёров. Этим и другим аспектам деятельности киберволонтёрской общественной дружины способствовало сотрудничество НИЛ «Научно-методическое обеспечение профилактики экстремизма и ксенофобии в системе российского образования» МГПИ имени М. Е. Евсевьева» с Московским государственным техническим университетом имени Н. Э. Баумана по созданию интернет-сообще-ства, нацеленного на профилактику экстремизма и других девиантных проявлений в молодёжной среде. В результате чего участниками межвузовского взаимодействия был разработан и успешно реализуется сайт «Молодёжь и чистый интернет» [12].

Ярким событием в жизни киберволонтёров стало участие в качестве контролё-ров-распорядителей на мероприятиях ЧМ-2018 года по футболу в системе постоянного мониторинга случаев дискриминации. Исполнительный директор антирасистской организации FARE Пиара Повар отметил, что на чемпионате мира в России почти не было случаев дискриминации, несмотря на то, что в Россию приехали 700 тысяч гостей из других стран, паспорта бо-

лельщиков выдали 1,5 миллионам людей. Хотя случаев, когда неофашистские и неонацистские идеологи, успешно внедряющиеся в среду футбольных фанатов и активно демонстрирующие запрещённую символику и атрибутику, показывают своё присутствие на матчах во всех странах, достаточно много. Так, в апреле 2018 г. МИД РФ представил в ООН доклад «Неонацизм -опасный вызов правам человека, демократии и верховенству права», подтверждающий информацию об участившихся случаях демонстрации нацистской свастики и атрибутики во время футбольных матчей между клубами, фанаты которых (в основном подростки и молодёжь, называющая себя «ультрас») не скрывают свою принадлежность к неонацистским движениям [3]. Соответственно в настоящее время назрела необходимость выработки новой научной парадигмы причин массового внедрения идеологии фашизма и нацизма в молодёжной среде. Осознавая, что это стало общемировой проблемой, способной нанести существенный урон процессам глобальной интеграции и сотрудничества государств.

В целом, подготовка киберволонтёров из числа студентов педагогического вуза представляет собой процесс поэтапного освоения и закрепления стереотипов гуман-но-педагогического сознания и выполнение социально значимой функции по выявлению

пропагандистского использования нацистского и фашистского контента в сети Интернет как оскорбляющего память многонационального народа о понесённых в Великой Отечественной войне потерях. Соответственно происходит вовлечение не только студенчества в матрицу патриотических мероприятий, но и школьников в систему гражданско-патрио-тического воспитания и формирования чувства сопричастности к поступкам и подвигам предыдущих поколений.

Литература и ссылки:

1. Калачёв Б.Ф. Вопреки Нюрнбергу: новые тенденции и формы пропаганды фашизма. URL: http:// rossiyanavsegda.ru/read/939/ (дата обращения: 25.04.2019).

2. Королёв А. А. Четыре проявления современного фашизма. URL: http://rusrand.ru/analytics/chetyre-prichiny-poyavleniya-sovremennogo-fashizma (дата обращения: 13.04.2019).

3. Неонацизм - опасный вызов правам человека, демократии и верховенству права: доклад МИД России. URL: http://www.mid.ru/general_ assembly/-/asset_publisher/ (дата обращения: 13.04.2019).

4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20 февраля 2019 г. «Послание Президента Федеральному Собранию» URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_291976/ (дата обращения: 10.04.2019).

5. Постановление Правительства РМ от 23 декабря 2013 г. № 579 «О реализации подпрограммы «Патриотическое воспитание граждан, проживающих на территории РМ на 2016-2020 гг.»» URL: http://docs.pravo.

ru/document/view/ (дата обращения: 18.04.2019).

6. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № Пр-2753 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: http:// base.garant.ru (дата обращения: 10.01.2019).

7. Указ Президента РФ от 28 ноября 2014 г. № 204 «О Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года». URL: http:// base.garant.ru (дата обращения: 12.03.2019).

8. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности до 2020 года». URL: http://base.garant.ru (дата обращения: 12.03.2019).

9. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». URL: http://base.garant.ru (дата обращения: 12.03.2019).

10. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». URL: http://base.garant.ru (дата обращения: 12.03.2019).

11. Юридическая энциклопедия. URL: https://dic.academic.ru/ dic.nsf/enc_law/ (дата обращения: 13.04.2019).

12. Alexander V. Martynenko, Natalya A. Mileshina, Timofey D. Nadkin, Julia E. Paulova, Lyudmila A. Potapova Integrative Interaction of Universities in the Field of Prevention of Deviant Behavior Among Young People // Modern Journal of Language Teaching Methods. Vol. 9, Issue 1, January 2019. URL: https://elibrary.ru/ title_about.asp?id=59589 (дата обращения: 13.04.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.