УДК 343.33 Doi 10.24411/2073-0454-2018-10027
ББК 67 © А.В. Мараева, 2018
Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА РЕАБИЛИТАЦИЮ НАЦИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Анастасия Владимировна Мараева, адъюнкт кафедры криминологии
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Научный руководитель: начальник кафедры криминологии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент А.Б. Кирюхин
Аннотация. Рассматривается история становления ответственности за реабилитацию нацизма, а также социальная обусловленность криминализации указанного противоправного деяния. Для Российской Федерации охрана исторической правды обусловлена, прежде всего, возникающим широким общественным резонансом, который вызывают предпринимаемые попытки переписать историю Второй мировой войны, оправдать пособников нацистских преступлений и очернить освободительную роль Красной Армии. Изучение истории становления законодательства об ответственности за реабилитацию нацизма позволит определить, как менялись методы и средства борьбы с этим негативным социально-правовым явлением в разные периоды времени в России.
Ключевые слова: реабилитация нацизма, фашизм, уголовная ответственность, фальсификация истории, посягательство на историческую память в отношении событий, имевших место в период Второй мировой войны, уголовно-правовая охрана общественных отношений, уголовный закон.
HISTORY OF FORMATION OF THE LEGISLATION ON RESPONSIBILITY FOR REHABILITATION OF NAZISM IN THE RUSSIAN FEDERATION
Anastasiya V. Maraeva, adjunct of the Department of Criminology
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Scientific adviser: head of the Department of Criminology Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', candidate of legal sciences, associate professor A.B. Kiryukhin
Annotation. The article discusses the history of the formation of responsibility for the rehabilitation of Nazism, as well as the social conditionality of the criminalization of the specified illegal act. For the Russian Federation, the topicality of the problem of preserving historical truth is primarily due to the wide public resonance that is being made by attempts to rewrite the history of the Second World War, to justify local accomplices of Nazi crimes and to blacken the liberating role of the Red Army. A study of the history of the formation of legislation on responsibility for the rehabilitation of Nazism will help determine how the methods and means of dealing with this negative socio-legal phenomenon have changed at different times in Russia.
Keywords: rehabilitation of Nazism, fascism, criminal liability, falsification of history, encroachment on historical memory in relation to events that took place during the Second World War, criminal law protection of public relations, criminal law.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Мараева А.В. История становления законодательства об ответственности за реабилитацию нацизма в Российской Федерации. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(6):140—143.
Великая Отечественная война оставила отпечаток в жизни каждого гражданина Российской Федерации и имеет важное историческое значение для нашего народа. Но, к сожалению, и в нашей стране, и за рубежом находятся лица, которые спекулируют данной темой, умышленно искажают историческую правду о событиях того времени, вводят в заблуждения подрастающее поколение, что может в итоге привести к возрастанию радикализации части общества и проявлению националистической активности. Поэтому обращение к данной теме является неслучайным1.
Следует отметить, что проявления оправдания нацизма, попытки искажения событий времен Второй мировой войны привели общественность и специалистов к пониманию значительной опасности этого противоправного явления и необходимости установления ответственности за реабилитацию нацизма. Примером является ряд европейских стран2, которые
1 «Пересмотра истории не будет» // URL: http://rusrand.ru/ac-tuals/peresmotra-istorii-ne-budet
2 Австрии, Бельгии, Германии, Литве, Люксембурге, Польше, России, Словении, Франции, Швейцарии, Канаде.
уже в послевоенное время установили ответственность за оправдание нацизма.
Тяжелая политическая, экономическая обстановка в нашей стране в 1990-2000-е гг., идеологическая вседозволенность приводят к высокому росту нацистских движений и организаций («Русское национальное единство», «Славянский Союз» и др.), большую известность получило молодежное движение «скинхедов». Целью таких движений была организация национальной революции и построение национального государства, а также создание национального государства3.
Понимая всю серьезность борьбы с таким явлением, как «нацизм» и «фашизм», законодателем предпринимается попытка разработать проекты законов, направленных на установление ответственности за оправдание нацизма, а также иных форм политического экстремизма. Таким образом, в указе Президента РФ от 23 марта 1995 г. № 310 было установлено, что в Российской Федерации имеют место случаи разжигания социальной, расовой, национальной и религиозной розни, распространения идей фашизма. Политические экстремисты, многие из которых открыто заявляют об идейном родстве с национал-социализмом, используют фашистские или схожие с ними лозунги, атрибутику и символику, тем самым глубоко оскорбляет хранимую россиянами память о жертвах Великой Отечественной войны и чувства ветеранов4. В п. 7 данного Указа предлагалось подготовить проекты законов о внесении изменений и дополнений, направленных на установление ответственности за проявления фашизма и иных форм политического экстремизма. Российской академии наук предлагалось представить научное разъяснение понятия «фашизм» и связанных с ним понятий и терминов для подготовки предложений по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство5.
Следствием вышесказанного стало вынесение в 1999 г. на рассмотрение Государственной Думы законопроекта «О запрещении пропаганды фашизма в Российской Федерации», в котором содержались основные понятия (фашизм, пропаганда фашизма, фашистская символика и атрибуты), устанавливались пределы действия законодательства и общие принципы противодействия пропаганде фашизма, а также были определены полномочия государственных органов, действия которых направлены на борьбу с проявлением фашизма. В законопроекте было установ-
лено, что в соответствии с гражданским и уголовным законодательством Российской Федерации за необоснованное объявление публичного действия пропагандой фашизма должностные лица и граждане несут ответственность. Однако, в 2004 г. указанный законопроект был снят Советом ГД с последующего обсуждения и принятия6.
В дальнейшем на протяжении почти десяти лет не предпринимались попытки разработки законопроектов, которые были бы направлены на борьбу с проявлением нацизма, реабилитацией нацизма и охрану исторической памяти событий времен Великой Отечественной войны, хотя эта тема всегда оставалась актуальной. Появился ряд авторов, которые свободно и открыто подвергали критике общепринятые взгляды на причины и ход событий Великой Отечественной войны, излагали противоречащие правде доводы о действиях Советской армии, помогали в создании фильмов за рубежом, где СССР выступает стр аной-агрессором.
Значительное влияние на российскую общественную жизнь оказало действие внешнего фактора, а именно ряд провокаций со стороны зарубежных стран, попытки ревизии истории, «подгонки» фактов прошлого в угоду сиюминутным политическим потребностям, фальсификация и замалчивание фактов прошлого.
Исходя из этого, в соответствии с Указом Президента РФ от 15 мая 2009 г. № 549 была создана Комиссия при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России7. Основные задачи, кото-
3 URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Неонацизм#Россия
4 Указ Президента РФ от 23 марта 1995 г. № 310 (ред. от 3 ноября 2004 г.) «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации» // Российская газета. 1995, 25 марта.
5 «Фашизм — это идеология и практика, утверждающая превосходство и исключительность определенной нации или расы и направленная на разжигание национальной нетерпимости, обоснование дискриминации в отношении представителей иных народов, отрицание демократии, установление культа вождя, применение насилия и террора для подавления политических противников и любых форм инакомыслия, оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем» // URL: https://ru.wikipedia.org/
6 URL: http://base.garant.ru/3125635/
7 Указ Президента РФ от 15 мая 2009 г. № 549 (ред. от 8 сентября 2010 г.) «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России» (вместе с «Положением о комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России») // URL: http://www.consultant.ru
рые возлагались на Комиссию состояли в: обобщении и анализе информации о фальсификации исторических фактов и событий; выработке стратегии противодействия попыткам фальсификации исторических фактов и событий; подготовке предложений по осуществлению мер, направленных на противодействие попыткам фальсификации исторических фактов и событий; выработке рекомендаций по адекватному реагированию на попытки фальсификации исторических фактов и событий в ущерб интересам России и по нейтрализации их возможных негативных последствий. Общественность и специалисты высказывали различное мнение относительно необходимости указанной комиссии, но 14 февраля 2012 г. указ о создании комиссии был отменен, и комиссия прекратила свое существование.
В дальнейшем в 2009 г. был разработан законопроект о противодействии реабилитации на территории независимых государств - бывших республик Союза ССР нацизма, нацистских преступников и их пособников. Цель данного документа «состояла в противодействии попыткам пересмотра Приговора Международного военного трибунала в Нюрнберге, оправдания преступлений нацизма, в противодействии реабилитации нацизма, нацистских преступников и их пособников в новых независимых государствах - бывших республиках СССР; в сохранении и противодействии осквернению памяти о понесенных в годы Великой Отечественной войны жертвах». В законопроекте находил отражение понятийный аппарат, основные меры, принимаемые для противодействия реабилитации нацизма, полномочия государственных органов по их осуществлению; новеллой предлагаемого законопроекта являлось учреждение общественного органа, уполномоченного осуществлять противодействие реабилитации нацизма, предусматривалось применение мер воздействия в отношении физических и юридических лиц, вплоть до привлечения к ответственности.
Необходимость принятия такого законопроекта была обусловлена распространением идей нацизма на постсоветском пространстве. В ряде бывших советских республик подобная практика была возведена в ранг государственной политики, также участились случаи актов вандализма в отношении мемориалов и памятников советским воинам-освободителям. Но, к сожалению, данный законопроект не получил должной поддержки у законодателя.
Но уже 6 мая 2009 г. в Государственную Думу был внесен проект федерального закона № 197582-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Раздел XII УК РФ предлагалось дополнить ст. 354.1 «Реабилитация нацизма». Данная норма предусматривала уголовную ответственность за «искажение приговора Нюрнбергского Трибунала, либо приговоров национальных судов, или трибуналов, основанных на приговоре Нюрнбергского Трибунала, допущенное с целью полной или частичной реабилитации нацизма и нацистских преступников, либо объявление преступными действий стран - участников антигитлеровской коалиции, а также одобрение, отрицание преступлений нацизма против мира и безопасности человечества, совершенные публично», а также за эти деяния, совершенные с использованием служебного положения или средств массовой информации8.
Правительство РФ законопроект в данной редакции не поддержало, признав юридически некорректной предлагаемую авторами законопроекта формулировку «искажение приговора Нюрнбергского Трибунала», поскольку из текста законопроекта не ясно, каким образом можно исказить приговор, вынесенный Нюрнбергским трибуналом и вступивший в законную силу. В период до 2013 г. проект не выносился на заседания Государственной Думы.
В 2013 г. была попытка рассмотрения ФЗ «О недопустимости действий по реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников, отрицанию Холокоста»9. В ст. 21 указанного законопроекта предлагалось установить ответственность физических и юридических лиц за совершение деяний, связанных с реабилитацией нацизма, героизацией нацистских преступников и их пособников, отрицанием Холокоста, в том числе вопросы административной и уголовной ответственности в данной сфере. Также была попытка определения термина «реабилитация на-цизма»10. Таким образом, впервые на законодатель-
8 Официальный отзыв от 13 апреля 2009 г. № 2/общ-931 на проект федерального закона «О внесении изменений в уголовный кодекс Российской Федерации» // URL: http://www.consultant.ru
9 Проект Федерального закона № 246071-6 «О недопустимости действий по реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников, отрицанию Холокоста» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25 марта 2013 г.) // URL: http://www.consultant.ru/
10 Проект Федерального закона № 246071-6 «О недопустимости действий по реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников, отрицанию Холокоста» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25 марта 2013 г.) // URL: http://www.consultant.ru/
ном уровне предлагалось закрепить термин «реабилитация нацизма», дав довольно широкое определение этим действиям. Но законодательная инициатива не получила поддержки.
Тогда в феврале 2014 г. в Государственную Думу, наконец, была внесена новая редакция законопроекта от 6 мая 2009 г. Согласно Федеральному закону от 5 мая 2014 г. № 128-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»11 УК РФ был дополнен ст. 354.1 «Реабилитация нацизма»12. За время своего действия уголовно-правовая норма об ответственности за реабилитацию нацизма оказалась востребована у правоприменителя. По данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, за 2015 г. по ст. 3541 УК РФ были осуждены четыре человека: один по ч. 1 и три по ч. 3, за 2016 г. было осуждено пять человек: четыре по ч. 1 и один по ч. 3, за 2017 г. было осужден один человек по ч. 113.
На сегодняшний день тема реабилитации нацизма является достаточно актуальной и установление за ее совершение именно уголовной ответственности поставило определенный заслон искажению традиционных представлений о Великой Отечественной войне и роли СССР в ней. Это было обусловлено тем, что в последние годы в мире выросло количество попыток, направленных на пересмотр результатов, установленных приговором Международного военного трибунала, а также искажение истории событий в период Второй мировой войны, в связи с чем законодатель был вынужден кри-
минализовать действия, связанные с реабилитацией нацизма.
Как показывает проведенный анализ, тенденция правовой охраны исторической правды событий Великой Отечественной войны зародилась в виде запрета действий, направленных на пропаганду фашизма и нацизма, проявления фашизма и политического экстремизма, реабилитации нацизма. Время рассмотрения законодательства об ответственности за реабилитацию нацизма, как правило, совпадало с возрастанием политической роли радикальных националистических движений за рубежом, представители которых оправдывают действия руководства Германии в период Второй мировой войны и называют преступными действия высшего военного и политического руководства СССР в указанный период.
Стоит отметить, что история становления ответственности за реабилитацию нацизма имеет длительный период развития. Так, был разработан ряд законопроектов, которые направлены на борьбу с этим противоправным явлением, что говорит об актуальности данной темы в течении уже 20 лет и позволяет аргументированно подойти к формулированию предложений по совершенствованию правовых средств предупреждения и пресечения реабилитации нацизма в России.
11 Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 128-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2014, 7 мая.
12 Опыт правоприменения // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2014. № 3 (41).
13 URL: https://bsr.sudrf.ru/bigs/portal.html/