Научная статья на тему 'К вопросу об организации образовательного процесса на базе специалитета в ведомственных вузах системы МВД России в условиях цифровой трансформации российского образования'

К вопросу об организации образовательного процесса на базе специалитета в ведомственных вузах системы МВД России в условиях цифровой трансформации российского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / цифровая трансформация / профессиональные компетенции / правоохранительная деятельность / современные образовательные технологии / digitalization / digital transformation / professional competencies / law enforcement / modern educational technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александр Александрович Вихляев

В настоящей статье рассматриваются наиболее актуальные вопросы оптимизации и совершенствования обучения на базе специалитета в соответствии с современными реалиями и требованиями к образовательному процессу, предъявляемыми федеральными государственными образовательными стандартами в условиях цифровизации российского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Александр Александрович Вихляев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the question of the organization of the educational process based on the specialty in the departmental universities of the system of the MIA of Russia in the conditions of digital transformation of russian education

This article discusses the most pressing issues of optimization and improvement of training on the basis of a specialist in accordance with modern realities and requirements for the educational process imposed by federal state educational standards in the context of digitalization of Russian education.

Текст научной работы на тему «К вопросу об организации образовательного процесса на базе специалитета в ведомственных вузах системы МВД России в условиях цифровой трансформации российского образования»

Научная статья УДК 37.013.75

https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2021-4-164-166 NIION: 2018-0077-4/21-071 MOSURED: 77/27-024-2021-04-270

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.1.1. Общая педагогика, история педагогики и образования

К вопросу об организации образовательного процесса на базе специалитета в ведомственных вузах системы МВД России в условиях цифровой трансформации российского образования

Александр Александрович Вихляев

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, vih.alexander2011 @mail.ru

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются наиболее актуальные вопросы оптимизации и совершенствования обучения на базе специалитета в соответствии с современными реалиями и требованиями к образовательному процессу, предъявляемыми федеральными государственными образовательными стандартами в условиях цифровизации российского образования.

Ключевые слова: цифровизация, цифровая трансформация, профессиональные компетенции, правоохранительная деятельность, современные образовательные технологии

Для цитирования: Вихляев А. А. К вопросу об организации образовательного процесса на базе специалитета в ведомственных вузах системы МВД России в условиях цифровой трансформации российского образования // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 4. С. 164-166. https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2021-4-164-166.

Original article

On the question of the organization of the educational process based on the specialty in the departmental universities of the system of the MIA of Russia in the conditions of digital transformation

of russian education

Alexander А. Vikhlyaev

Moscow University of MIA of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, vih.alexander2011@mail.ru

Abstract. This article discusses the most pressing issues of optimization and improvement of training on the basis of a specialist in accordance with modern realities and requirements for the educational process imposed by federal state educational standards in the context of digitalization of Russian education.

Keywords: digitalization, digital transformation, professional competencies, law enforcement, modern educational technologies

For citation: Vikhlyaev A. A. On the issue of the organization of the educational process on the basis of a specialty in departmental universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the conditions of digital transformation of Russian education // Psychology and pedagogy of official activity. 2021;(4):164-166. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2658-63 8Х-2021 -4-164-166.

Последнее десятилетие в Российской Федерации ознаменовалось значительными трансформациями в сфере общественных отношений. Глобальные

© Вихляев А. А., 2021

перемены в процессе перехода к Индустрии 4.0 затронули и сферу высшего профессионального образования.

№ 4 / 2021 ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Пройдя период оцифровки и принятия современных тенденций в области digital-реформ, Россия вступила во вторую фазу процесса - цифровизацию, все более приближаясь к реализации процесса цифровой трансформации.

Если стадия, представленная обычной оцифровкой, характерная для конца 2010-х гг., подразумевала первичный процесс, связанный с переводом образовательных процессов в digital-формат, то цифровиза-ция на текущем этапе предлагает следующий, более глубокий уровень изменений, при которых переведенные в цифровой вид данные и процессы возможно использовать для упрощения и оптимизации более сложных образовательных процессов.

Цифровая трансформация, по ожиданиям экспертов, к 2024 году (т. е. в среднесрочной перспективе) предложит новые цифровые решения и технологии.

Одним из таких решений видится трансформация образовательных технологий.

Кластер высшего профессионального образования по программам специалитета представляет собой специфический сегмент программы цифровиза-ции, требующий комплексного подхода.

Так, действующий Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению 40.05.02 «Правоохранительная деятельность» устанавливает особые требования к получению специальных компетенций обучающимися. В соответствии со Стандартом образовательная организация формирует требования к результатам ее освоения в виде универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускников. Основным требованием к компетенциям, получаемым обучающимися по программе специалитета, является получение последними специальных навыков, позволяющих действовать в условиях высокой степени неопределенности.

При этом универсальные компетенции выпускника требуют от него умений по разработке и реализации профильных проектов, наличие навыков коммуникации, межкультурного взаимодействия, проявления функций командной работы и лидерства, а также наличие системного и критического мышления, сформированной гражданской позиции и инклюзивных компетенций.

Следует заметить, компетентностный подход по своей сути базируется на получении выпускниками в большей степени навыков soft-skills, основываясь на возможности изменчивости и ситуативности при их реализации в последствии на практике.

Наравне с универсальными компетенциями, стандарты подразумевают реализацию обучаемым общепрофессиональных компетенций, рассчитанных не только на ценностно-мотивационную ори-

ентацию, но и на широкий функционал в сфере правоохранительной деятельности и профилактики правонарушений.

Отличительной особенностью указанного направления специалитета в условиях цифровой трансформации является наличие обязательного баланса между возможностями цифрового (дистанционного) освоения учебного материала и требованиями очного освоения ряда специальных дисциплин.

При этом общепрофессиональные компетенции находятся в прямой причинно-следственной связи от соответствующих потребностей правоохранительной системы на текущий период времени.

Если в начале 2010-х годов востребованными направлениями подготовки в области правоохранительной деятельности среди образовательных организаций системы МВД России выступали специальности в области обеспечения охраны общественного порядка, психолого-педагогического сопровождения деятельности органов внутренних дел и подготовка сотрудников для органов предварительного расследования, то современные реалии внесли существенные коррективы в образовательный процесс.

В настоящее время, в условиях динамичного материально-технического прогресса, применения big data-технологий в области документооборота и информационного сопровождения оперативно-служебной деятельности, требования к получению профильных умений и знаний существенно усложнились.

Наравне с внутренней, внешняя среда оказывает также значительное влияние на формирование потребностей в правоохранительной сфере. Противоправные действия в интернет-пространстве, появление новых способов совершения преступлений в области использования современных информационных технологий, распространение в преступной среде навыков социальной инженерии и ее внедрение в информационное пространство, заставляют по-новому взглянуть на процесс подготовки специалистов в правоохранительной деятельности.

В соответствии с требованиями, предъявляемыми к профессиональным компетенциям сотрудников правоохранительных органов, на базе высших учебных заведений системы МВД России получили широкое распространение новые формы проведения практикоориентированных занятий по противодействию правонарушениям в киберпространстве и совершенствованию информационно-аналитической работы и документооборота в деятельности органов внутренних дел. Активно указанным инновациям способствует и развитие электронной информационной образовательной среды.

Приоритетным в настоящем направлении видится изучение элективных дисциплин по получе-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

165

нию специальных компетенций в области современных информационных технологий и цифровизации среди профессорско-преподавательского состава ведомственных вузов и руководящего состава территориальных органов МВД России на районном и региональном уровнях; введение в структуру практических занятий на базе переподготовки кадров дополнительных программ (модулей) по информационно-аналитическому сопровождению деятельности органов внутренних дел, цифровой инфраструктуре и подготовке квалифицированных кадров в рамках проекта цифрового государственного управления.

Среди переменного состава целесообразно введение дополнительных курсов по отработке навыков комплексного цифрового и информационно-аналитического сопровождения деятельности органов внутренних дел при обеспечении общественного порядка и обеспечении общественной безопасности с использованием новейших систем мониторинга и информационного сопровождения цифровой среды.

Указанные формы проведения занятий позволят получить не только образовательный опыт, но и поспособствуют активной научной и учебно-методической деятельности, что однозначно положительно скажется на научном и кадровом потенциале образовательных учреждений.

Безусловно, современные реалии заставляют по-новому взглянуть на образовательный процесс. В связи с этим возможности вариативного построения образовательных блоков (модулей) в приобретении профессиональных компетенций сотрудниками правоохранительных органов, предоставляемые новыми стандартами, позволяют подходить к образовательному процессу креативно и инновационно, внедрять и совершенствовать новые образовательные системы и методики, и в целом, - вступить в новую эпоху - эпоху Цифрового образования.

Библиографический список

1. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 28 августа 2020 г.

№ 1131 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность» [Электронный ресурс] // СПС «Гарант». URL: http://base.garant. ru/74636596 (дата обращения: 20.11.2021).

2. Вихляев, А. А. К вопросу применения методики когнитивного контроля в процессе обучения в профильных высших учебных заведениях при проведении деловых игр и практических занятий, в том числе и в условиях дистанционного обучения / А. А. Вихляев, С. В. Калинина // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 3. С. 122-126.

3. Клементьева, В. С. К вопросу о проблемах реализации прав и свобод в цифровой среде / В. С. Клементьева // Международный журнал конституционного и государственного права. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2019. № 2. С. 61-62.

Bibliographic list

1. Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation No. 1131 dated August 28, 2020 «On approval of the Federal State educational standard of higher education - specialty in the specialty 40.05.02 Law enforcement» [Electronic resource] // SPS «Garant». URL: http://base.garant.ru/74636596 (accessed: 20.11.2021).

2. Vikhlyaev, A. A. On the issue of the application of cognitive control techniques in the learning process in specialized higher educational institutions during business games and practical classes, including in the conditions of distance learning / A. A. Vikhlyaev, S. V. Kalinina // Psychology and pedagogy of service activity. 2021. No. 3. pp. 122-126.

3. Klementyeva, V. S. On the issue of the problems of the realization of rights and freedoms in the digital environment / V. S. Klementyeva // International Journal of Constitutional and State Law. M. : UNITY-DANA, 2019. No. 2. pp. 61-62.

Дополнительная информация об авторе А. А. Вихляев - преподаватель кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Additional information about the author A. A. Vikhlyaev - Educator of Administrative Activity of Internal Affairs Agencies Chair from Moscow University of MIA of Russia named after V.Ya. Kikot'.

Статья поступила в редакцию 07.12.2021; одобрена после рецензирования 13.12.2021; принята к публикации 17.12.2021.

The article was submitted 07.12.2021; approved after reviewing 13.12.2021; accepted for publication 17.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.