Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЦИФРОВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ» НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЦИФРОВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ» НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
221
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ / АУТСОРСИНГ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / «БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вихляев Александр Александрович, Шатковская Ирина Игоревна

Затрагиваются наиболее актуальные вопросы осуществления государственной политики цифровизации сферы общественных отношений в условиях современных реалий; проведен анализ реализации программы предоставления государственных услуг населению применительно к региональной цифровизации в рамках национального проекта «Цифровое государственное управление»; на базе проведенного анализа и исследований по цифровизации сферы государственного управления в сфере цифровой экономики внесены предложения по совершенствованию системы государственного регулирования процесса цифровизации в региональном сегменте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Вихляев Александр Александрович, Шатковская Ирина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT ISSUES OF THE FUNCTIONING OF THE PUBLIC ADMINISTRATION SYSTEM AND THE PROVISION OF PUBLIC SERVICES TO THE POPULATION IN THE CONTEXT OF IMPLEMENTATION OF THE REGIONAL DIGITALIZATION PROGRAM OF THE NATIONAL DIGITAL PROJECT AT THE PRESENT STAGE

The article touches upon the most pressing issues of the implementation of the state policy of digitalization of the sphere of public relations in the conditions of modern realities; the analysis of the implementation of the program for the provision of public services to the population in relation to regional digitalization within the framework of the national project “Digital Public Administration” was carried out; on the basis of the analysis and research on the digitalization of public administration in the digital economy, proposals were made to improve the system of state regulation of the digitalization process in the regional segment

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЦИФРОВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ» НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

УДК 342.922:351.712.2.025 DOI 10.24412/2073-0454-2021-2-211-214

ББК 67.4 © А.А. Вихляев, И.И. Шатковская, 2021

Научная специальность 12.00.14 - административное право; административный процесс

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЦИФРОВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ» НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Александр Александрович Вихляев, преподаватель кафедры административной деятельности ОВД Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: vih.alexander2011@mail.ru

Ирина Игоревна Шатковская, курсант 271 взвода Факультета подготовки сотрудников полиции для подразделений по охране общественного порядка

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: irinashatkovskaya15@yandex.ru

Аннотация. Затрагиваются наиболее актуальные вопросы осуществления государственной политики цифровиза-ции сферы общественных отношений в условиях современных реалий; проведен анализ реализации программы предоставления государственных услуг населению применительно к региональной цифровизации в рамках национального проекта «Цифровое государственное управление»; на базе проведенного анализа и исследований по цифровизации сферы государственного управления в сфере цифровой экономики внесены предложения по совершенствованию системы государственного регулирования процесса цифровизации в региональном сегменте.

Ключевые слова: цифровизация, государственное управление, электронный документооборот, аутсорсинг, информационная безопасность, «большие данные».

CURRENT ISSUES OF THE FUNCTIONING OF THE PUBLIC ADMINISTRATION SYSTEM AND THE PROVISION OF PUBLIC SERVICES TO THE POPULATION IN THE CONTEXT OF IMPLEMENTATION OF THE REGIONAL DIGITALIZATION PROGRAM OF THE NATIONAL DIGITAL PROJECT AT THE PRESENT STAGE

Aleksander A. Vikhlyaev, Educator of the Department of Administrative Activity of Internal Affairs Agencies Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot' (117997, Moscow, ul Volgina, d. 12)

E-mail: vih.alexander2011@mail.ru

Irina I. Shatkovskaya, Cadet of the 271st platoon of the Faculty of Police Training for Public Order Units

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot' (117997, Moscow, ul Volgina, d. 12)

E-mail: irinashatkovskaya15@yandex.ru

Abstract. The article touches upon the most pressing issues of the implementation of the state policy of digitalization of the sphere of public relations in the conditions of modern realities; the analysis of the implementation of the program for the provision of public services to the population in relation to regional digitalization within the framework of the national project "Digital Public Administration" was carried out; on the basis of the analysis and research on the digitalization of public administration in the digital economy, proposals were made to improve the system of state regulation of the digitalization process in the regional segment

Keywords: digitalization, public administration, electronic document management, outsourcing, information security, "big data".

. Akademika

. Akademika

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Вихляев А.А., Шатковская И.И. Актуальные вопросы функционирования системы государственного управления и предоставления государственных услуг населению в контексте реализации программы региональной цифровизации национального проекта «Цифровое государственное управление» на современном этапе. Вестник Московского университета МВД России. 2021(2):211-4.

Жизнь современного общества невозможна без технического прогресса. В эпоху Четвертой промышленной революции многие сферы общественной жизни (от экономики и медицины до культуры и образования) переходят из вербально-контекстной формы передачи информации в сторону дигитализированной (цифровой).

Как отмечают специалисты, цифровизация поможет развить в обозримом будущем новый пласт высокотехнологичного общества, способного выполнять широкий функционал многопрофильных задач.

Так, по данным социологических исследований около 30% рабочих мест с большой вероятностью будет автоматизировано к середине 2030-х годов в развитых и успешно развивающихся странах мира.

При этом, по предварительным подсчетам более 77% работников будут вынуждены в ближайшее время приобрести новые навыки или полностью переквалифицироваться в связи с предстоящей роботизацией и цифровой трансформацией общественных связей.

В краткосрочной перспективе (в период с 2024 по 2030 гг.) 35,5 млн рабочих мест в России (т.е. каждого второго сотрудника) подлежит замене при помощи развиваемых материально-технических и информационных ресурсов1.

Одним из приоритетных направлений в сфере государственной политики дигитализации является программа «Цифровое государственное управление».

Направление «Цифровое государственное управление» нацелено на предоставление гражданам и организациям доступа к приоритетным государственным услугам и сервисам в цифровом виде, создание национальной системы управления данными, развитие инфраструктуры электронного правительства, внедрение сквозных платформенных решений в государственное управление.

Среди ключевых показателей, стоящих перед программой на современном этапе, обозначены:

• предоставление государственных (муниципальных) услуг проактивно и онлайн, внедрение 25 цифровых «супер-сервисов» по жизненным ситуациям;

• 90% внутри- и межведомственного юридически значимого электронного документооборо-

та государственных и муниципальных органов и бюджетных учреждений будет полностью автоматизировано;

• 60% граждан получают цифровое удостоверение личности с квалифицированной электронной подписью2.

Указанные показатели ярко отражают то, что с одной стороны дигитализация выглядит перспективным и приоритетным направлением политики государства в современных условиях, с другой - требует серьезного подхода к указанному процессу в контексте нынешнего уровня технического и информационного развития российского общества.

Одним из важных факторов, существенно влияющих на процесс цифровой трансформации в России, безусловно, является разобщенность системы «центр-периферия» (центр-регион). При этом, развитие субъектов до уровня центра относится к одному из приоритетных направлений государственной политики в области цифровизации.

Так, если более 70% государственных (муниципальных) услуг и сфера электронного документооборота в Москве, Санкт-Петербурге и примыкающим к ним Ленинградской и Московской области полностью цифровизированы, то технологическое обеспечение многих субъектов остается на крайне низком уровне.

В рамках настоящего исследования проводилось выборочное изучение уровня имеющегося технологического обеспечения в Брянской, Владимирской и Тульской областях.

Так, по данным опросов, инициированных в социальных сетях и посредством применения методики контент-анализа официальных ресурсов органов государственной власти указанных регионов, было установлено, что уровень технологического обеспечения остается на «среднем», а в некоторых районах обозначенных субъектов - «ниже среднего» и «низком» уровнях.

При этом, если столичные государственные услуги посредством службы «Единого окна» (многофункциональные центры) и портала «Госуслуг» способны обеспечить потребности широких групп населения, то информационные сервисы описанных регионов не-

1 Официальный сайт РБК. 20 фактов о цифровой трансформации: статистика, прогнозы, опросы [Электронный ресурс] URL: https://

trends.rbc.ru/trends/industry/5ece23569a79479c90f3377b обращения: 05.12.2020 г.).

(дата

2 Официальный сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Программа «Цифровое государственное управление». [Электронный ресурс] URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/882/ (дата обращения 30.11.2020 г.).

способны обеспечить и половины предоставляемых в столице сервисов.

Лицам, входящим в контекстные группы, выбранных для изучения общественного мнения по данному вопросу (гражданам различных социальных слоев, составляющим возрастные группы от 18 до 55 лет, постоянно или преимущественно проживающим в Брянской, Владимирской и Тульской областях), предлагалось ответить на три вопроса:

1. «Считаете ли Вы электронную сферу государственных услуг достаточной для удовлетворения Ваших основных потребностей?»

2. «Считаете ли вы, что уровень цифровизации (технического прогресса, информатизации) в Вашем регионе соответствует критериям, заданным государственной программой по цифровой экономике?»

3. «Опишите критерии, которые, по Вашему мнению, влияют на возможный низкий уровень цифровой трансформации сферы государственных услуг в Вашем регионе?»

Проведенное анкетирование 147 респондентов показало, что граждане, прежде всего, были недовольны сферой госуслуг в своем регионе и считали проведение политики цифровизации в них слабой, либо вовсе ее игнорировали или относились критически (более 70% опрошенных респондентов). И указанные данные, по нашему мнению, могут быть более чем репрезентативными в указанном контексте.

В качестве основных причин подобного мнения респондентами из числа негативно относящихся к уровню цифровой трансформации назывались следующие факторы: удобство материального документооборота - непосредственного предоставления документов в бумажном виде («по старинке») ответственным лицам (17%); выявленные факты коррупции среди ответственных государственных служащих и чиновников (23%); отсутствие необходимого опыта у работников, предоставляющих электронные государственные услуги населению (25%). Однако, основной причиной (35% опрошенных) называлось падение уровня доходов населения, не позволяющее в полной мере реализовать возможности по дигитализации возможностей общества на получение всего спектра возможностей программы цифровизационного обеспечения не только в сфере государственного управления и предоставления необходимых услуг населению, но и формального включения каждого гражданина в указанный процесс в условиях современных реалий.

При этом, для Москвы и Санкт-Петербурга по данным официальной статистики на портале «Госуслуги», Московской области (портал «Добродел») программа цифровой трансформации реализуется в плановом порядке, и по предварительным расчетам, способна достичь запланированных к 2031 году показателей.

Как мы понимаем, указанных результатов уда-

лось достичь благодаря государственному финансированию «центра», инновационным проектам, прорабатываемым не только в рамках государственных программ, но и благодаря грамотной региональной политике, направленной на повышение уровня доступности указанной сферы для населения (мобильные приложения, интернет-порталы и пр.), постоянному технологическому обеспечению и укомплектованности человеческими ресурсами (квалифицированными операторами высокотехнологичных систем, IT-специалистами), необходимым инструментарием и оборудованием.

При этом, регионы видят выход в разрешении указанного вопроса в активном внедрении диверсифицированного технического аутсорсинга, или полагаясь на помощь одиночек-фрилансеров и фриланс-команд в ресурсном обеспечении (на примере Datamasters).

Безусловно, склонение к постоянному аутсорс-внедрению с одной стороны помогает расширить рынок занятости населения в регионе, с другой - не способствует «воспитанию» собственных специалистов в области дигитализации, способных развивать указанную сферу на должном уровне.

Кроме обозначенных, по нашему мнению, следует упомянуть и такие не менее важные проблемы цифро-визации, как проблему хранения «больших данных» и проблему обеспечения информационной безопасности персональных данных граждан.

Указанные проблемы характерны на современном этапе для многих кластеров программы цифровой трансформации и активно обсуждаются на протяжении последних лет.

Отсутствие современного программного обеспечения и отечественных разработок, позволяющих заменить зарубежные аналоги в полном объеме, безусловно, затрудняет развитие сферы информационной безопасности, а отсутствие материально-технической базы - тормозит процессы накопления и систематизации данных, полученных в процессе предоставления необходимых услуг.

В данной статье обозначены не все проблемы, оказывающие существенное влияние на развитие региональной цифровизации в России на современном этапе, однако, по нашему мнению, обозначенные -являются одними из самых основных - требующих скорейшего разрешения.

В качестве предложений по развитию указанного сегмента цифровизации можно выделить следующие:

1) увеличение финансирования и государственного стимулирования экономики субъектов Российской Федерации, позволяющего обеспечить потребности регионов в цифровом наполнении основных, полезных для общественных отношений, ресурсов;

2) подбор и обучение высококвалифицированных специалистов из числа государственных служащих,

способных реализовать весь спектр государственных услуг (от операционного сопровождения до непосредственной обработки, анализа, передачи и хранения информационных массивов данных) и электронного документооборота;

3) усиление сферы государственного контроля в сфере реализации программы цифровизации в регионах;

4) скорейшее разрешение вопроса материально-технического обеспечения процедур накопления, хранения «больших данных», их кластеризации, обработки и доступности для заинтересованных лиц;

5) совершенствование отечественных разработок в сфере программного обеспечения, позволяющего защитить персональные данные граждан и информацию об оказываемых услугах без ущерба для их потребителей, что возможно реализовать за счет развития малого и среднего бизнеса в сфере предоставления IT-услуг;

6) решение вопроса о внедрении современных разработок в использовании нейронных сетей и машинного обучения, способных существенно упростить работу операторов информационных систем с наиболее типичными операциями в процессе предоставления государственных услуг.

Важность цифровой трансформации, ее доступности для населения в краткосрочной перспективе обозначил и Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем докладе в рамках конференции Artificial Intelligence Journey, проходившей 04.12.2020 г. В своем обращении к участникам конференции Президент отметил: «В реализации наших замыслов мы должны опираться на суверенные технологические заделы, <...> использовать нужно разработки отечественных инновационных компаний и стартапов, наших математических школ. Для технологических и научных находок, для их продукции создается громадный рынок...»1.

Обозначенные в данной статье инициативы, по на-

1 Официальный сайт Агентства РИА-Новости. [Электронный ресурс] URL: https://ria.ru/20201204/putin-1587672669.html (дата обращения: 05.12.2020 г.).

шему мнению, позволят обеспечить высокий уровень информационно-технологического прогресса и надлежащим образом реализовать программу «Цифровой экономики» в сфере государственного управления на современном этапе.

Литература

1. Михайленко Н.В., Бабасян Г.Н., Олимпиев А.Ю. «Цифровизация туристических процессов в условиях модернизации государственного управления Российской Федерации» // Государственная служба и кадры. Юнити-Дана. Москва. 2020. С. 151-155.

2. Михайленко Н.В. Отдельные проблемы циф-ровизации органов внутренних дел // Актуальные проблемы кибербезопасности в сети Интернет. Сборник научных трудов, М. 2020. С. 102-105.

3. Вихляев А.А. О некоторых проблемах в осуществлении электронного документооборота в сфере государственного управления // Вестник юридического института МИИТ, №2 (30). М., 2020. С. 73-76.

References

1. Mikhailenko N.V., Babasyan G.N., Olimpiev A.Yu. "Digitalization of tourist processes in the context of modernization of public administration of the Russian Federation" // State service and personnel. Unity-Dana. Moscow. 2020. P. 151-155.

2. Mikhailenko N.V. Selected problems of digitalization of internal affairs bodies // Actual problems of cybersecurity on the Internet. Collection of scientific papers, M. 2020. P. 102-105.

3. Vikhlyaev A.A. On some problems in the implementation of electronic document management in the field of public administration // Bulletin of the MIIT Law Institute, No. 2 (30). M., 2020. P. 73-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.