Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ'

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1152
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИЯ БЛОКЧЕЙН / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / PUBLIC SERVICES / DIGITAL TECHNOLOGY / BLOCKCHAIN TECHNOLOGY / PUBLIC ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Курбатова Ольга Владимировна, Сакулина Любовь Львовна

Рассматриваются перспективы развития цифровых технологий в сфере государственного управления. Обобщены положительные и отрицательные стороны предоставления государственных услуг в электронном виде. Акцентировано внимание на возможности применения блокчейн-технологий в государственной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SERVICES IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF STATE GOVERNANCE

Discussed the prospects for the development of digital technologies in public administration. The positive and negative aspects of the provision of public services in electronic form are summarized. Attention is focused on the possibility of using blockchain technology in the public sphere.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ»

УДК 342.9 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10226

ББК 67.401 © О.В. Курбатова, Л.Л. Сакулина, 2020

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Ольга Владимировна Курбатова, доцент кафедры административного права, кандидат экономических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, д.12) E-mail: office@unity-dana.ru

Любовь Львовна Сакулина, доцент кафедры административного права, кандидат юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, д.12) E-mail: Statya2015@mail.ru

Рецензент: кандидат юридических наук, доцент Д.Н. Шурухнова

Аннотация. Рассматриваются перспективы развития цифровых технологий в сфере государственного управления. Обобщены положительные и отрицательные стороны предоставления государственных услуг в электронном виде. Акцентировано внимание на возможности применения блокчейн-технологий в государственной сфере.

Ключевые слова: государственные услуги, цифровые технологии, технология блокчейн, государственное управление.

STATE SERVICES IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF STATE GOVERNANCE

Olga V. Kurbatova, Associate Professor of Department of Administrative Law, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

E-mail: office@unity-dana.ru

Lyubov L. Sakulina, Associate Professor of Department of Administrative Law, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika

Volgina, d. 12)

E-mail: Statya2015@mail.ru

Reviewer: Candidate of Legal Sciences, Associate Professor D.N. Shurukhnova

Abstract. Discussed the prospects for the development of digital technologies in public administration. The positive and negative aspects of the provision of public services in electronic form are summarized. Attention is focused on the possibility of using blockchain technology in the public sphere.

Keywords: public services, digital technology, blockchain technology, public administration.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Курбатова О.В., Сакулина Л.Л. Государственные услуги в условиях цифровизации государственного управления. Вестник Московского университета МВД России. 2020(4): 186-9.

В последнее время идет активное развитие цифровых технологий в различных сферах, затрагивающих жизнь человека, в том числе и в сфере государственного управления. В научной литературе отмечается, что происходит трансформация государства в цифровую платформу по предоставлению разнообразных услуг

населению. Так, функции государственного управления по большей части стали сводиться к реализации эффективного судебного контроля, контроля исполнительных органов государственной власти и предоставлению государственных услуг [1, с. 139].

Цифровая трансформация государственных услуг

происходит в рамках федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика»1. На Заседании Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности было заявлено, что к 2024 году 70 процентов государственных услуг и для граждан, и для бизнеса должны оказываться в цифровой форме2, а при оказании приоритетных массовых социально-значимых государственных и муниципальных услуг цифровые технологии должны быть внедрены на 100 процентов3.

С позитивной точки зрения предоставление государственных услуг в электронном виде позволяет снизить административное усмотрение и субъективность кадрового персонала, повысить уровень прозрачности в процессе подготовки и принятия административных решений, а также извещения получателей услуг или контролирующего органа о процессе их реализации.

Кроме того, появляется возможность экономии как временных ресурсов, так и финансовых затрат государства на оказание услуг. Этому способствует создание порталов предоставления государственных услуг (Госуслуги, www.mos.ru и др.), в результате чего происходит автоматизация не только непосредственного процесса взаимодействия гражданина с государственными органами, но и государственных органов между собой посредством системы межведомственного взаимодействия. Таким образом, можно говорить о роботизации в сфере государственных институтов по направлению «государство — человек»4.

Автоматизация системы оказания государственных услуг за счет деперсонификации предоставляемых услуг способствует уменьшению коррупционного риска. Еще 1 марта 2018 г. Президентом Российской

1 «Паспорт федерального проекта «Цифровое государственное управление» (утв. президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 28.05.2019 № 9) // Доступ из СПС КонсультантПлюс.

2 https://stroi.mos.ru/shorthand-reports/asiedaniie-pravitiel-stviennoi-komissii-po-tsifrovomu-razvitiш-ispol-zovaшш-informatsionnykh-tiekhnologhii-dHa-uluchshieшia-kachiestva-zhizш-i-uslovii-viedieшia-priedprinimatiel-skoi-dieiatiel-nosti (дата обращения: 15 марта 2020 года).

3 П. 1.37 Паспорта федерального проекта «Цифровое государственное управление // Доступ из СПС КонсультантПлюс.

4 Юридическая концепция роботизации: монография. / Н.В. Антонова,

С.Б. Бальхаева, Ж.А. Гаунова и др.; отв. ред. Ю.А. Тихомиров, С.Б. Нанба. М.: Проспект, 2019 г. // Доступ из СПС КонсультантПлюс (Раздел II. Правовые проблемы роботизации в сферах общественной

жизни. Глава 1. Право и роботизация в сфере государственных институтов. §1. Роботизация государственного управления).

Федерации в Послании Федеральному Собранию5 было акцентировано внимание на том, что цифрови-зация всей системы государственного управления, повышения ее прозрачности — это мощный фактор противодействия коррупции.

При этом предоставление государственных услуг в дистанционном порядке сопряжено с определенными трудностями. Речь идет, например, о несовместимости порталов оказания государственных услуг разных субъектов Российской Федерации, дополнительных временных затратах в случае направления документов для проверки в соответствующие ведомства. Отличается уровень доступности предоставления услуг в электронном виде в разных регионах, не везде обеспечена правильная коммуникация между органами власти в онлайн-режиме, в том числе между федеральными и региональными органами власти. В некоторых случаях нормативно установлено требование о выдаче результата предоставления услуги в виде документа на бумажном носителе, что препятствует цифровой трансформации. Например, справка о наличии (отсутствии) судимости или отказ в выдаче справки о наличии (отсутствии) судимости выдается в виде документа на бумажном носителе6.

В целях оптимизации и повышения эффективности государственного управления при оказании государственных и муниципальных услуг все чаще стала рассматриваться возможность применения блокчейн-технологии, которая изначально позиционировалась как инструмент для проведения транзакций с электронной валютой «биткоин». В настоящий момент рассматриваются возможности использования данной технологии за рамками криптовалют, например, в государственной сфере.

В ряде стран технология блокчейн (технология распределения базы данных или, по-другому, технологии распределенных реестров) уже активно внедряется в сферах недвижимости, интеллектуальной собственности, социального обеспечения, здравоохранения, государственных закупок, в пенсионной системе и др. Так, например, в Эстонии внедрена программа электронного гражданства (e-Residensy), основанная на технологии блокчейн. «Цифровое удостоверение личности» позволяет нерезидентам удаленно регистрировать в

5 Российская газета, № 46, 02.03.2018.

6 П. 133 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утв. Приказом МВД России от 27.09.2019 № 660 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www. pravo.gov.ru, 30.01.2020.

Эстонии компании, использовать онлайн-банкинг и электронную подпись [2, с. 125-126].

Данная технология может быть внедрена практически в любом сегменте государственных услуг, где человек сталкивается с необходимостью документарного оформления или подтверждения своих действий. Чаще всего эту технологию применяют при формировании государственных реестров, когда речь идет о необходимости хранения большого массива данных и подтверждении достоверности информации.

Преимуществами применения технологии блок-чейн являются децентрализация, прозрачность и неизменность.

Идея децентрализованной сети заключается в том, чтобы избавить пользователей от необходимости использовать услуги третьих лиц. Если надо получить информацию или зарегистрировать недвижимость, это можно сделать в любое время без привлечения сторонних посредников. Децентрализация означает, что сеть работает от пользователя к пользователю. В этом смысле можно говорить о значительном сокращении затрат и сроков на документооборот.

Прозрачность данной технологии дает пользователям, с одной стороны, конфиденциальность, а с другой — полную доступность и прозрачность информации в сети. Личность каждого пользователя сети зашифрована с помощью сложной криптографии и представлена только публичным адресом. Несмотря на то, что личность пользователей зашифрована, сеть предоставляет возможность увидеть все операции, которые были проведены по конкретному адресу. Таким образом, получается одновременная и конфиденциальность, и прозрачность сети. Это свойство, по сути, уникально и ранее не предоставлялось ни одним сервисом.

Неизменность технологии блокчейн заключается в том, что каждая новая запись в базе данных связана с предыдущей. Внесение любого изменения или дополнения в блоки влечет за собой изменение всех остальных блоков. При этом все последующие блоки после изменения будут признаны недействительными. По сути это мощная криптографическая защита данных, которая применяется внутри сети. Однажды сделанную запись невозможно подделать или удалить. За счет прозрачности и неизменности, эта децентрализованная система потенциально способна уничтожить коррупцию и разного рода мошенничество.

Отметим, что есть еще одна похожая технология — Sovrin — децентрализованная сеть идентификации с открытым исходным кодом, построенная также на технологии распределенной базы данных.

Однако, в отличие от свойства базы данных блок-чейн — прозрачности, технология Sovrin позволяет владельцу идентификатора принимать решения об открытии своих личных данных самостоятельно. Общим моментом этих технологий является то, что публичные запросы хранятся в распределенной базе данных и видны каждому пользователю сети [3, с. 71].

Наиболее важное преимущество блокчейна по сравнению со стандартными базами данных — это предельная защищенность информации от фальсификации. Какие-либо данные о гражданах, недвижимости, компаниях, сертификатах, дипломах, правах на собственность после занесения в государственные блокчейн-реестры изменить практически невозможно. В результате такой уровень надежности позволяет использовать данные реестров в качестве полноценных юридически значимых документов, так как запись в блокчейн-реестре становится достовернее любой бумаги с подписью и печатью и к тому же доступна всегда и везде.

В нашей стране о возможности применения блок-чейна говорил Д.А. Медведев, поручив Минкомсвязи и Минэкономразвития проработать этот вопрос при подготовке программы «Цифровая экономика»1. Среди государственных органов Росреестр одним из первых принял участие в пилотном проекте по внедрению технологии блокчейн в государственное управление. Основными целями использования технологии является повышение доступности сведений реестра недвижимости и гарантий защиты прав собственности2. Среди субъектов Российской Федерации Нижегородская область одна из первых внедрила данную технологию в пилотном режиме при формировании бюджета на 2020 год3.

Вместе с тем переход к цифровому государственному управлению несет в себе риски углубления цифрового неравенства (еще говорят — цифровой разрыв) как отдельных граждан, так и субъектов Российской Федерации.

В 2015 году, например, более 60% граждан Российской Федерации не использовали механизм получения услуг в электронном виде из-за низкого уровня осведомленности о возможности и преимуществах получения государственных и муниципальных услуг

1 https://ria.ru/20170306/1489365737.html (дата обращения: 18 марта 2020 года).

2 https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2018/02/08/750276-rosreestr-blokchein (дата обращения: 18 марта 2020 года).

3 https://bitnovosti.com/2019/05/27/nizhegorodskaya-oblast-pervoj-v-rossii-vnedryaet-blokchejn-v-gosupravlenii/ (дата обращения: 18 марта 2020 года).

в электронном виде1. Это свидетельствует об «информационной бедности» населения. Данное понятие, введенное еще в 1997 г. в Программе развития ООН, показывает рост социальной дифференциации населения по принципу возможностей доступа к информационно-коммуникационным технологиям.

Такой новый вид социального неравенства, порождаемый отсутствием доступа к современным информационно-коммуникационным технологиям, требует активных действий со стороны руководства страны по его ликвидации. Важно повышать уровень «цифровой» грамотности населения для включения большего числа граждан в цифровое государственное управление.

В заключение хотелось бы отметить, что в результате цифровой трансформации граждане должны получать качественные государственные услуги в режиме онлайн. Одновременно в условиях роста количества киберпреступлений должны быть обеспечены устойчивость и безопасность функционирования российской цифровой инфраструктуры.

Литература

1. Щукина Т.В. Административное усмотрение и его проявление в административных про-

1 Росстат. Итоги наблюдения за использование ИКТ населением России за 2015 год по форме №1-ИТ. Таблица 5.19. (http://www. gks.ru/free_doc/new_site/business/it/fed_nabl-croc/index.html) (дата обращения: 18 марта 2020 года).

цедурах: новые трансформации в условиях цифрового государства и информационного общества // Юридическая наука. 2018. № 2. С. 137-141.

2. Клечиков А.В., Пряников М.М., Чугунов А.В. Блокчейн-технологии и их использование в государственной сфере // International Journal of Open Information Technologies. 2017. №12.

3. Шольц Юрген, Шелер Торстен, Соколов Ю.И., Коцоева В.С., Элькина А.А. Технология blockchain. Принципы работы и перспективы применения // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2017. № 6. С. 67-76.

References

1. Shchukina T.V. Administrative discretion and its manifestation in administrative procedures: new transformations in the digital state and information society // Legal science. 2018. no. 2. Pp. 137-141.

2. Klechikov A.V., Pryanikov M.M., Chugunov A.V. Blockchain technologies and their use in the public sphere // International Journal of Open Information Technologies. 2017. №12.

3. Scholz Jurgen, Scheller Torsten, Sokolov Yu.I., Kotsoeva V.S., Elkina A.A. Blockchain Technology. Principles of work and prospects of application // STAGE: economic theory, analysis, practice. 2017. no. 6. Pp. 67-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.