Научная статья на тему 'Проведение государственного экзамена с применением инновационных технологий'

Проведение государственного экзамена с применением инновационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационные технологии / дистанционные образовательные технологии / электронное обучение / государственный экзамен / образовательные программы / компетенции выпускника / оценка результатов / innovative technologies / remote educational technologies / e-learning / state exam / educational programs / graduate competencies / evaluation of results

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Светлана Викторовна Калинина

В статье кратко представлен анализ процедуры оценки качества подготовки специалистов в условиях проведения государственной итоговой аттестации с применением инновационных технологий, организованной и проведенной на факультете заочного обучения Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Светлана Викторовна Калинина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conduct of the state exam using innovative technologies

The article briefly presents an analysis of the procedure for assessing the quality of training of specialists in the conditions of state final certification using innovative technologies, organized and conducted at the faculty of correspondence training of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikotya.

Текст научной работы на тему «Проведение государственного экзамена с применением инновационных технологий»

Научная статья УДК: 34

https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2021-4-201-205 NIION: 2018-0077-4/21-078 MOSURED: 77/27-024-2021-04-277

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

Проведение государственного экзамена с применением инновационных технологий

Светлана Викторовна Калинина

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, kswik@mail.ru

Аннотация. В статье кратко представлен анализ процедуры оценки качества подготовки специалистов в условиях проведения государственной итоговой аттестации с применением инновационных технологий, организованной и проведенной на факультете заочного обучения Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Ключевые слова: инновационные технологии, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, государственный экзамен, образовательные программы, компетенции выпускника, оценка результатов

Для цитирования: Калинина С. В. Проведение государственного экзамена с применением инновационных технологий // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 4. С. 201-205. https://doi. org/10.24412/2658-63 8Х-2021 -4-201-205.

Original article

Conduct of the state exam using innovative technologies

Svetlana V. Kalinina

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

kswik@mail.ru

Abstract. The article briefly presents an analysis of the procedure for assessing the quality of training of specialists in the conditions of state final certification using innovative technologies, organized and conducted at the faculty of correspondence training of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikotya.

Keywords: innovative technologies, remote educational technologies, e-learning, state exam, educational programs, graduate competencies, evaluation of results

For citation: Kalinina S. V. Conduct of the state exam using innovative technologies // Psychology and pedagogy of service activity. 2021;(4):201-205. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2021-4-201-205.

В соответствии со ст. 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [1] итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы. Итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией.

© Калинина С. В., 2021

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (далее - ФГОС ВО) для бакалавриата, специалитета и магистратуры устанавливают требования к результатам освоения основных образовательных программ, т. е. к концу обучения у выпускника должны быть сформированы универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, оценка сформированности которых проводится в рамках государственной итоговой аттестации.

Государственная итоговая аттестация (далее -ГИА) представляет собой оценку готовности выпускника к профессиональной деятельности. Порядок и формы проведения ГИА образовательная организация определяет самостоятельно на основе общих указаний ФГОС ВО по определенному направлению подготовки и Порядка проведения государственной итоговой аттестации по программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры. Однако ФГОС не регламентирует процедуру оценки результатов образовательной деятельности, что определяет актуальность проблемы оценки сформированности компетенций выпускника не только на этапах текущей и промежуточной, но и государственной итоговой аттестации.

Государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями (далее - ГЭК) в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта.

Государственная итоговая аттестация проводится на основе принципов:

- объективности;

- независимости оценки качества подготовки обучающихся [6].

Реализация образовательными организациями в Российской Федерации образовательных программ согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» может осуществляться с использованием различных образовательных технологий, среди которых особое место занимают дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.

Так, согласно п. 3 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют образовательные программы или их части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ), в том числе, при проведении итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся.

Также п. 19 Приказа Минобрнауки России от 29 июня 2015 г. № 636 «Об утверждении По-

рядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры» организации вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при проведении государственных аттестационных испытаний. Особенности проведения государственных аттестационных испытаний с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий определяются локальными нормативными актами организации.

В соответствии с вышестоящими нормативными правовыми актами, Приказом Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя от 25 декабря 2019 г. № 1825 «Об утверждении Положения о государственной итоговой аттестации (итоговой аттестации) в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя» (далее - Положение) установлена процедура организации и проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, завершающих освоение образовательных программ.

Положение определяет: формы государственной итоговой аттестации; требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации; порядок проведения ГИА; критерии оценивания результатов государственных аттестационных испытаний; порядок подачи и рассмотрения апелляций; особенности проведения ГИА с использованием дистанционных образовательных технологий.

Взаимодействие ГЭК с обучающимся осуществляется с применением информационных и телекоммуникационных технологий, ресурсов электронно-информационной образовательной среды Университета, информационных ресурсов сети Интернет.

Идентификация личности обучающегося обеспечивается проведением авторизации или аудиовизуальным контактом в режиме реального времени.

Взаимодействие обучающегося с ГЭК при проведении ГИА осуществляется из филиала Университета, или органа, организации, подразделения МВД России, направившего на обучение, или места его пребывания.

В соответствии с расписанием ГИА, оператор (преподаватель-методист, закрепленный за курсом) создает групповую конференцсвязь с обучающимися заранее проинформирует их о технических требованиях к оборудованию и каналам связи.

Слушателю предлагается выбрать экзаменационное задание по номеру конверта, в котором оно находится (номер конверта не должен совпадать

с номером экзаменационного задания). Выбранное задание извлекается из конверта и демонстрируется обучающемуся на видеокамеру или отравляется с помощью электронно-информационных ресурсов.

В течение всего периода подготовки к ответу члены ГЭК осуществляют визуальный контроль за соблюдением обучающимися установленных требований. При проведении ГИА обеспечивается: синхронная (одновременная) видеосвязь ГЭК с обучающимся; качественная непрерывная ауди-отрансляция выступления обучающегося.

Экзаменационный билет включает в себя: два теоретических вопроса (Административная деятельность полиции, Организация деятельности участкового уполномоченного полиции или Криминалистика и Уголовное право) и практическое задание (Административная деятельность полиции, Организация деятельности участкового уполномоченного полиции или Криминалистика).

При ответе слушатель должен: самостоятельно использовать знания и навыки по применению административно-правовых норм при осуществлении профилактической и административно-юрисдикционной деятельности участкового уполномоченного полиции или практические навыки в области криминалистики.

Ситуационные задачи представляют собой описание деяния, содержащего признаки преступления или административного правонарушения. Слушателям предлагается выступить в роли участкового уполномоченного полиции качестве очевидца указанного противоправного деяния или должностного лица полиции, получившего сообщение (заявление) о преступлении, административном правонарушении либо ином происшествии.

В решении предложенного практического задания, слушатель дает обоснованную оценку противоправным действиям; комментирует использование нормативных правовых источников; представляет результат выполненного задания.

При оценке практического задания члены ГЭК учитывают: правильность действий слушателя в нестандартных (критических) ситуациях; соблюдение требований законности к выполняемым действиям; умение правильно спланировать алгоритм действий сотрудника; реализацию стандартных требований к расчету времени, необходимого для выполнения действий сотрудника полиции.

Результаты ГИА объявляются обучающимся после обсуждения государственной экзаменационной комиссией.

Также, хотелось бы отметить, что для проведения Государственной итоговой аттестации в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя допустимо использовать не только учебные аудитории, но и полигон ситуационного обучения, а также зал деловых игр и учений Центра современных образовательных технологий, информационное обеспечение которого позволяет организовать работу экзаменационной комиссии и связь со слушателем в режиме реального времени. Такой инновационный подход к проведению государственного экзамена позволяет повысить эффективность и реализацию системного подхода к оценке качества знаний, умений и навыков слушателей; выявить уровень как теоретической, так и практической подготовки выпускника к решению профессиональных задач, а также его готовность к основным видам будущей профессиональной деятельности.

Современное общество выдвигает новые требования ко всем сферам человеческой жизнедеятельности, в том числе и к сфере высшего образования. Сейчас в сфере правоохранительной деятельности востребованы компетентные, мобильные, специалисты, способные самостоятельно эффективно решать реальные профессиональные задачи.

Поэтому кроме хорошей теоретической подготовки образовательный процесс должен формировать практические навыки решения задач и выработку компетенций, которые будут необходимы выпускнику для качественного выполнения своих функций в процессе профессиональной деятельности.

Проведение государственной итоговой аттестации с применением инновационных технологий позволит сочетать базовые профессиональные знания с инновационным типом мышления, исследовательским подходом к решению профессиональных задач, ориентироваться в правоохранительной деятельности, а также эффективно использовать полученные навыки по специальности.

Библиографический список

1. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/.

2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» // СПС «Консультант Плюс». URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_129346/.

3. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р) // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_123444/2f806c88991 ebbad43cdaa1c63c2501dc94c14af/.

4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 мая 2013 г. № 792-р) // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_14649 7/9625f112dd e24953bbb6dd7ece4f76d4e9234034/.

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июня 2015 г. № 636 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам спе-циалитета и программам магистратуры» // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_183511/.

6. Барабанова, С. В., Пешкова (Белогорце-ва) Х. В., Баранов И. В., Менкенов А. В., Селезнева А. Х., Чернусь Н. Ю., Беляев М. А., Зенков М. Ю., Котухов С. А. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс. 2019.

7. Габбасова, Л. З. Инновационные технологии в образовательном процессе / Л. З. Габбасова. Инновационные педагогические технологии : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). - Казань : Бук, 2016. С. 61-63.

8. Егорихина, С. Ю. Государственная итоговая аттестация в магистратуре / С. Ю. Егорихина // Эпоха науки. 2019. № 20. С. 514-518.

9. Егорихина, С. Ю. Совершенствование государственной итоговой аттестации в высшей школе / С. Ю. Егорихина, Е. С. Мироненко // Научный журнал Дискурс. 2019. № 11 (37). С. 18-28.

10. Кардашевский, В. В. Методика организации и проведения итогового междисциплинарного экзамена по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (специализация - административная деятельность, узкая специализация - деятельность участкового уполномоченного полиции) / В. В. Кардашевский // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 4. С. 237-239.

Bibliographic list

1. Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 «On education in the Russian Federation» // SPS «Consultant Plus». URL: http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 /.

2. Decree of the President of the Russian Federation No. 599 dated May 7, 2012 «On measures to implement state policy in the field of education and science» // SPS «Consultant Plus». URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 129346/.

3. The strategy of innovative development of the Russian Federation for the period up to 2020 (approved by the Decree of the Government of the Russian Federation No. 2227-r dated December 8, 2011) // SPS «Consultant Plus». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123444/2 f806c88991ebbad43cdaa1c63c2501dc94c14af/.

4. The State program of the Russian Federation «Development of education for 2013-2020 (approved by the Decree of the Government of the Russian Federation No. 792-r dated May 1, 2013) // SPS «Consultant Plus». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_146497/9625f112dde249 53bbb6dd7ece4f76d4e9234034/.

5. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 636 dated June 29, 2015 «On approval of the Procedure for the state final certification of educational programs of higher education - bachelor's degree programs, specialty programs and master's degree programs» // SPS «Consultant Plus». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_183511/.

6. Barabanova S. V., Peshkova (Belogortse-va) H. V., Baranov I. V., Menkenov A. V., Selez-neva A. H., Chernus N. Yu., Belyaev M. A., Ze-nkov M. Yu., Kotukhov S. A. Commentary to the Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FZ «On education in the Russian Federation» // SPS Consultant Plus. 2019.

7. Gabbasova, L. Z. Innovative technologies in the educational process / L. Z. Gabbasova. Innovative pedagogical technologies : materials of the V International Scientific Conference (Kazan, October 2016). Kazan : Buk, 2016. pp. 61-63.

8. Egorikhina, S. Yu. State final certification in the magistracy / S. Yu. Egorikhina // Epoch of Science. 2019. No. 20. pp. 514-518.

9. Egorikhina, S. Yu. Improvement of the state final certification in higher school / S. Yu. Egorikhina, E. S. Mironenko // Scientific Journal Discourse. 2019. No. 11 (37). pp. 18-28.

10. Kardashevsky, V. V. Methods of organizing and conducting the final interdisciplinary exam in

the specialty 40.05.02 Law enforcement (specializa- V. V. Kardashevsky // Bulletin of the Moscow Uni-tion - administrative activity, narrow specialization - versity of the Ministry of Internal Affairs of Russia. the activities of the district police commissioner) / 2016. No. 4. pp. 237-239.

Информация об авторе

С. В. Калинина - доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел, кандидат юридических наук, доцент.

Information about the author S. V. Kalinina - Associate Professor of the Department of Administrative Activities internal affairs bodies, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 08.11.2021; одобрена после рецензирования 13.12.2021; принята к публикации 17.12.2021.

The article was submitted 08.11.2021; approved after reviewing 13.12.2021; accepted for publication 17.12.2021.

Возможности использования психологических знаний и опыта специалистов-психологов в оперативно-разыскной и следственной деятельности издавна привлекали внимание отечественных и зарубежных криминалистов. Однако долгие годы профессиональное взаимодействие психологов и криминалистов носило эпизодический и далеко не повсеместный характер. Ситуация кардинально изменилась в лучшую сторону в конце прошлого столетия. С того времени в ответ на насущные потребности практической криминалистики психологические знания стали вовлекаться в уголовное производство целенаправленно и все более масштабно.

Приглашаем Вас принять участие в Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы криминалистической психологии».

В рамках мероприятия будут рассмотрены следующие вопросы:

• Поисковый психологический портрет серийного преступника;

• Криминалистическая психолингвистика;

• Криминалистическая полиграфология;

• Криминалистическая гипнология;

• Криминалистическая хронобиология (биоритмология).

В конференции примут участие ведущие ученые и специалисты Российской Федерации, а также стран Содружества Независимых Государств и дальнего зарубежья.

Участникам будут предоставлены сертификат и программа мероприятия. Материалы конференции будут опубликованы в международных журналах издательства «Юнити-Дана».

Авторам, желающим принять участие в конференции, необходимо направить информацию и статьи по электронной почте: professor60@mail.ru с обязательной пометкой названия конференции.

Международная научно-практическая конференция

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.