УДК 378.1 ББК 74.48
DOI 10.24411/2409-3203-2019-12108
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ В МАГИСТРАТУРЕ
Егорихина Светлана Юрьевна
младший научный сотрудник Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Вологодский научный центр Российской академии наук» Россия, г. Вологда
Аннотация: Современное общество выдвигает новые требования ко всем сферам человеческой жизнедеятельности, в том числе и к сфере образования. Сейчас получение высшего образования на магистерском уровне является актуальным и востребованным. Преимуществами обучения в магистратуре выступают и более высокий образовательный статус выпускника, и возможность претендовать на более высокие должности. Важным этапом подготовки специалистов, позволяющей оценить качество реализуемой основной профессиональной образовательной программы и эффективность работы организации, осуществляющей образовательную деятельность, является итоговая аттестация выпускников. В статье рассмотрены основные моменты, связанные с порядком организации и проведения государственной итоговой аттестации по основной профессиональной образовательной программе магистратуры по направлению подготовки 38.04.01 Экономика, профиль «Региональная экономика и развитие территорий» в Вологодском научном центре РАН, а также выделены имеющиеся проблемы по оценке компетенций выпускников в ходе государственной итоговой аттестации.
Ключевые слова: государственная итоговая аттестация, государственный экзамен, выпускная квалификационная работа.
STATE FINAL CERTIFICATION IN MASTER'S DEGREE
Svetlana Yuryevna Egorikhina
junior researcher Federal state budgetary institution of science «Vologda scientific center of the Russian Academy of Sciences»
Russia, Vologda
Abstract: Modern society puts new demands on all spheres of human activity, including education. Now receiving higher education at the master's level is relevant and in demand. The advantages of studying in a magistracy are the higher educational status of the graduate, and the opportunity to apply for higher positions.The important stage of training of specialists which allows to assess the quality of the implemented main professional educational program and the efficiency of the organization carrying out educational activities is the final certification of graduates. The article considers the main points related to the procedure of the organization and conduct of the state final certification of the main professional educational program of the master's degree in the direction of training 38.04.01 Economics, profile "Regional economy and development of territories" in the Vologda Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, and also describes highlighted the existing problems in assessing the competences of graduates during the state final certification.
Key words: state final certification, state examination, final qualification work.
Современный информационный социум требует от выпускников не только новых идей, знаний и информации, но и новых способов ускоренного получения и обновления знаний. Это предполагает формирование нового типа мышления, особых социально-значимых способностей, которые позволят молодым кадрам быть активными, самостоятельными и инициативными. Поэтому назрела необходимость подготовки специалистов, позволяющей сочетать базовые профессиональные знания с инновационным типом мышления, исследовательским подходом к решению профессиональных задач. В связи с этим основной целью высшего образования является подготовка квалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства [1], владеющих профессиональными навыками, ориентирующихся в различных областях деятельности, а также способных эффективно работать по специальности. Высшая школа должна реализовывать образовательные программы по востребованным направлениям подготовки с учетом современных требований, предъявляемых со стороны стремительно развивающихся науки и техники, инновационных технологий, с учетом возрастающих требований рынка труда и ориентированных на перспективу.
Сейчас магистратура - это самостоятельная ступень в системе высшего образования, которая позволяет готовить квалифицированные кадры в конкретных отраслях науки и практики. Содержание магистерских программ позволяет приобрести дополнительные знания и навыки в выбранной профессиональной области, что обеспечивает более глубокий уровень овладения профессией и повышает конкурентоспособность выпускников магистратуры на рынке труда [4, 6, 7].
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) устанавливают требования к результатам освоения программы. Для программ магистратуры контроль качества освоения образовательной программы включает текущий контроль, промежуточную и итоговую (государственную итоговую) аттестацию [2]. Среди данных видов особое значение имеет итоговая аттестация.
Государственная итоговая аттестация (ГИА) является составной частью основной профессиональной образовательной программы и организуется для всех выпускников. Конкретный перечень обязательных государственных аттестационных испытаний определяется ФГОС ВО и Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры [3]. ГИА является заключительным этапом контроля качества освоения образовательной программы и представляет собой оценку готовности выпускника к успешной профессиональной деятельности.
Рассмотрим структурные и организационные аспекты государственной итоговой аттестации по основной профессиональной образовательной программе магистратуры в Федеральном государственном бюджетном учреждении науки «Вологодский научный центр Российской академии наук» (ВолНЦ РАН).
ВолНЦ РАН имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности по программам высшего образования - программам магистратуры, свидетельство о государственной аккредитации и с 2017 года реализует программу магистратуры по направлению подготовки 38.04.01 Экономика, профиль «Региональная экономика и развитие территорий».
Государственная итоговая аттестация в ВолНЦ РАН проводится в соответствии с Положением о порядке проведения ГИА, определяющим правила организации и проведения итоговой аттестации. К государственной итоговой аттестации допускаются студенты, которые в полном объеме выполнили учебный план, индивидуальный учебный план и не имеют академической задолженности. Рабочая программа ГИА раскрывает содержание и формы организации итоговых испытаний. В ее состав входят вопросы и список рекомендуемой литературы для подготовки к государственному экзамену,
509
требования к оформлению и порядку представления выпускной квалификационной работы (ВКР), критерии оценки результатов сдачи государственного экзамена и защиты ВКР, а также рекомендации обучающимся по подготовке к ГИА.
Для проведения государственной итоговой аттестации в ВолНЦ РАН создаются государственная экзаменационная и апелляционная комиссии. Основная задача государственной экзаменационной комиссии заключается в комплексной оценке уровня подготовки выпускника и соответствия его подготовки компетенциям, определенным ФГОС ВО по направлению подготовки 38.04.01. Экономика [2]. Государственная итоговая аттестация выпускников магистратуры ВолНЦ РАН осуществляется в виде сдачи государственного экзамена и защиты выпускной квалификационной работы.
Государственный экзамен позволяет выявить уровень теоретической и практической подготовки выпускника к решению профессиональных задач, а также его готовность к основным видам профессиональной деятельности. Он проводится по билетам в устной форме и носит комплексный характер.
Программа государственного экзамена составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 38.04.01 Экономика и состоит из общей и специальной части. Общая часть включает разделы курсов: методология научного исследования, микроэкономика, макроэкономика, эконометрика, региональная экономика, педагогика высшей школы; специальная часть - инновационное развитие и инвестиционная привлекательность региона, управление проектами и программами, региональное и муниципальное управление, экономика общественного сектора региона, экономическая статистика, маркетинг территорий. В государственный экзамен включены три теоретических вопроса - два по дисциплинам общего блока, один по специальным дисциплинам.
Уровень профессиональной подготовки студента на государственном экзамене оценивается по следующим критериям:
- умение в полном объеме раскрывать содержание основных понятий, используемых для характеристики социально-экономического развития территории и организаций;
- умение грамотно применять понятия к описанию конкретных социально-экономических и управленческих явлений и процессов;
- умение проводить анализ и оценку социально-экономических ситуаций, поиск конкретных путей их решения,
- умение интерпретировать социально-экономические явления и процессы;
- умение разрабатывать предложения, рекомендации и мероприятия по реализации проектов и программ в сфере социально-экономического развития региона;
- умение применять методы экономико-математического и статистического анализа.
Выпускная квалификационная работа выполняется в форме магистерской
диссертации. Тематика ВКР соответствует профилю магистерской программы и основным направлениям научно-исследовательской деятельности ВолНЦ РАН, магистранты являются соисполнителями работ в рамках НИР, по грантам и хозяйственным договорам. Магистерская диссертация готовится в течение всего периода обучения, а практическая ее часть - в период прохождения преддипломной практики. При подготовке диссертации студент должен показать умение самостоятельно ставить и решать задачи будущей профессиональной деятельности, грамотно и логично излагать материал, аргументировать ответы, отстаивать свою точку зрения, опираясь на полученные знания, умения и сформированные компетенции.
Качество ВКР оценивается по следующим критериям: актуальность и новизна исследования; теоретическая и практическая значимость; обоснованность теоретико-методической базы; структура работы, логичность изложения; глубина анализа; соответствие между целью, задачами, содержанием и полученными результатами работы; степень самостоятельности студента; представление работы к защите и качество защиты. При определении окончательной оценки по защите ВКР, членами комиссии учитываются:
510
доклад выпускника по каждому разделу ВКР, ответы на вопросы, оценка рецензента, отзыв научного руководителя.
Уровень знаний выпускника на государственном экзамене и оценка ВКР производится по четырехбалльной шкале: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» по итогам каждого итогового испытания означают успешное прохождение государственной итоговой аттестации, что является основанием для выдачи выпускнику документа о высшем образовании и о квалификации установленного образца.
Таким образом, к концу освоения основной профессиональной образовательной программы магистратуры по направлению подготовки 38.04.01 Экономика, профиль «Региональная экономика и развитие территорий» магистрант готов к научно-исследовательской, проектно-экономической, аналитической, организационно-управленческой и педагогической деятельности, а также способен решать профессиональные задачи в данных видах деятельности. В результате освоения программы магистратуры у выпускника сформированы все необходимые компетенции, обеспечивающие успешное осуществление профессиональной деятельности в таких сферах экономики региона, как: экономические, финансовые, маркетинговые и аналитические службы организаций и фирм; органы государственной и муниципальной власти; научно-исследовательские организации; образовательные организации высшего и дополнительного профессионального образования.
Несмотря на то, что ФГОС ВО по каждому направлению подготовки определяют набор компетенций, которыми должен обладать выпускник, многие организации, осуществляющие образовательную деятельность по программам высшего образования, сталкиваются с проблемами по оценке компетенций выпускников в ходе государственной итоговой аттестации, требующими решения.
Так Прахова М.Ю., Заиченко Н.В., Краснов А.Н говорят о слабой методологической, методической разработке средств и способов формирования компетенций, и почти полном отсутствии инструментария проверки их сформированности на всех этапах контроля (как в ходе текущего и промежуточного, так и в процессе итоговой аттестации выпускников) [ 10, с. 23].
Наумова О.С., Клименко Т.Н. наряду с неразработанной нормативной, методологической, методической базой оценки компетенций обращают внимание на необходимость внедрения современных методов оценивания, в основе которых лежат качественные критерии [9, с. 108].
Зинурова Р.И., Алексеев С.А. также выделяют проблему адекватного контроля и оценки уровня сформированности компетенций обучающихся. Основные причины видят в наличии методологических трудностей, так как у преподавателей сохраняются размытые представления о сущности и структуре компетенций [8, с. 113].
Блохин И.Н. одной из главных проблем считает необходимость приведения компетенций образовательных программ в соответствие с требованиями квалификационных профессиональных стандартов. Образовательные стандарты оперируют относительно длительными промежутками времени (4 года, 6 лет, 9 - 10 лет), связанными со сроками обучения. Профессиональные стандарты, напротив, детализированы в своих квалификационных требованиях и конкретны в описании трудовых функций [5, с. 309].
Конечно, все отмеченные проблемы и трудности определяют необходимость модификации процесса организации и проведения государственной итоговой аттестации с целью получения адекватной и понятной оценки уровня сформированности компетенций. Для этого необходимо установить соответствие между содержанием обучения и характером трудовой деятельности, между знаниями, умениями, опытом, получаемыми в результате освоения образовательных программ, и практическими задачами. Может быть это станет возможным после разработки и утверждения новых ФГОС ВО 3++ по направлению
511
подготовки «Экономика» с учетом профессиональных стандартов, что позволит готовить специалистов, которые будут способны постоянно обновлять свои знания, приобретать новые умения и навыки.
Список литературы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения: 11.09.2019)
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2015 г. № 636 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71045690/ (Дата обращения: 11.09.2019)
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 декабря 2013 г. № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70503294/ (Дата обращения: 11.09.2019)
4. Ensuring Quality in Professional Education Volume I Human Client Fields Pedagogy and Knowledge Structures: Human Client Fields Pedagogy and Knowledge Structures by Karen Trimmer English. 2019. 306 Pages. Pages 19-52. URL: https://link.springer.com/book/10.1007/978-3-030-01096-6 DOI: 10.1007/978-3-030-01096-6 (Дата обращения: 11.10.2019)
5. Блохин И.Н Итоговая государственная аттестация в высшей школе: проблемы и перспективы // Век информации. - 2016. - № 2. С. 307-309. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_25933000_42436807.pdf. (Дата обращения: 15.09.2019)
6. Егорихина С.Ю. Магистратура в научной организации: проблемы и перспективы (на примере Вологодского научного центра РАН) // Вопросы территориального развития. - 2018. - № 3 (43). DOI: 10.15838/tdi.2018.3.43.5. URL: http://vtr.isert-ran.ru/article/26852 (Дата обращения: 14.10.2019)
7. Егорихина С.Ю. Магистратура в системе высшего образования Вологодской области // Проблемы и перспективы развития научно-технологического пространства: материалы II Российской научной интернет-конференции. Вологда, 2019. С. 197-201.
8. Зинурова Р.И., Алексеев С.А. Повышение качества оценки уровня сформированности компетенций в рамках проведения государственной итоговой аттестации // Управление устойчивым развитием. - 2017. - №4 (11). - С. 113.
9. Наумова О.С., Клименко Т.Н. Интегрированная модель итогового государственного экзамена бакалавра педагогического образования в области иностранного языка // Педагогический ИМИДЖ. - 2018. - № 1 (38). - С. 108. URL: https://journal.iro38.ru/files/Naumova-38.pdf (Дата обращения: 15.09.2019)
10. Прахова М.Ю., Заиченко Н.В., Краснов А.Н. Оценка сформированности профессиональных компетенций // Высшее образование в России. - 2015. - № 2. - С. 21-28.