Научная статья на тему 'К вопросу об оптимизации отечественного антикоррупционного уголовного законодательства'

К вопросу об оптимизации отечественного антикоррупционного уголовного законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
216
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПУБЛИЧНОЕ ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО / КОРЫСТЬ / КОНФИСКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирнов Роман Юрьевич

В статье исследуются пробелы в понятии «коррупция» в действующем законодательстве РФ. Предлагается внесение изменений в закон о коррупции, а также в статье раскрыто понятие публичного должностного лица и внесено предложение о применении данного понятия ко всем статьям Уголовного кодекса РФ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об оптимизации отечественного антикоррупционного уголовного законодательства»

К ВОПРОСУ ОБ ОПТИМИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО АНТИКОРРУПЦИОННОГО УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

СМИРНОВ Роман Юрьевич

Аннотация: В статье исследуются пробелы в понятии «коррупция» в действующем законодательстве РФ. Предлагается внесение изменений в закон о коррупции, а также в статье раскрыто понятие публичного должностного лица и внесено предложение о применении данного понятия ко всем статьям Уголовного кодекса РФ.

Ключевые слова: коррупция, публичное должностное лицо, корысть, конфискация.

Публичная функция - это обязанность действовать в публичных интересах, деятельность, обеспечивающая нормальное осуществление государственной власти, государственной службы и призванная защищать государственные и общественные интересы, охраняемые законом права и интересы отдельных граждан. Она представляет собой эффективное исполнение публичных полномочий, которые находятся под контролем государственных служащих или представлены им в целях более внимательного и честного исполнения служебного долга, оказания помощи другим лицам 1.

В УК РФ понятие должностного лица или представителя власти имеет отсылочный характер, которое раскрыто в примеч. 1 к ст. 285 УК РФ и примечании к ст. 318 УК РФ. Согласно примеч. 1 к ст. 285 к должностным лицам относятся «лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации».

По мнению Ц.А. Ямпольской, «должностными лицами являются те государственные служащие, которые при осуществлении слу-

1 См: Международный кодекс поведения государственных должностных лиц, утвержденный Резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 12 декабря 1996 г. № 51/59 «О борьбе с коррупцией».

жебной компетенции имеют право на осуществление юридически значимых действий» 2. Поэтому для определения признаков должностного лица определен перечень признаков, а именно: а) состоит на публичной или общественной службе; б) занимает должность на основании общих или специальных нормативных актов; в) имеет специальные властные (распорядительные) полномочия; г) наделено правом по занимаемой должности выполнять организационно-распорядительные функции по реализации компетенции государственного или общественного органа; д) несет повышенную ответственность (социальную и правовую) за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей 3.

Понятие иностранного должностного лица и должностного лица публичной международной организации введено Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» 4 примечанием к ст. 290 УК РФ.

Под иностранным должностным лицом понимается «любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного

2 Ямпольская Ц.А. О должностном лице в советском государственном аппарате // Вопросы советского административного права. М., 1949. С. 41.

3 Манохин В.М. Служба и служащие в Российской Федерации. М., 1997 ; Чанов С.Е. Правовой статус должностного лица органов государственной власти местного самоуправления : дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2000 ; Кузнецов А.П., Маршакова Н.Н., Паршин И.С. Правовая регламентация противодействия коррупции: национальный, международный и зарубежный аспекты. Н. Новгород, 2012. С. 107.

4 Российская газета. 2011. 6 мая.

ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени». Исходя из смысла, сформулированного законодателем, к указанным выше лицам относятся не только лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-распорядительные функции, но также подразумевается и технический персонал 5.

Данное примечание, в отличие от примечания к ст. 285 УК РФ, ограничивает сферу применения, так как распространяется на ст. 291 и 291.1 УК РФ и касается только статей о взяточничестве, но выпадают статьи о коммерческом подкупе, злоупотреблениях служебным положением и превышениях служебных полномочий 6. Полагаем, что было бы целесообразнее распространить примечание ст. 290 УК РФ на все статьи УК РФ.

Примечание ст. 318 УК РФ выводит признаки представителей власти через полномочия: «...Должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости». Представители власти выполняют функции федеральной государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), государственной власти субъектов Федерации, а также властные полномочия органов местного самоуправления.

Законодательную власть осуществляют депутаты представительных органов государственной власти соответствующего уровня (Федерации и субъектов Федерации). В муниципальных образованиях "законодательную" власть также осуществляют депутаты предста-

7

вительного органа местного самоуправления . На практике не только должностные лица и представители власти, обладающие организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, непосредственно в самих государственных органах, органах

5 См.: Пантюхина И.В. Квалификация получения взятки в крупном размере // Актуальные проблемы современного права и политики : межрегион. сб. науч. тр. Рязань, 2011. С. 37.

6 См.: Изосимов С.В., Кузнецов А.П. Служебные преступления: Учебно-практический комментарий (Глава 23, 30 УК РФ). Н. Новгород, 2003. С. 45.

7 Соловьев О.Г. Проблемы модернизации норм о преступлениях в сфере экономической деятельности: критический анализ законодательной техники // Вестник Ярославского государ-

ственного университета им. П.Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 3. С. 70.

местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждения, но и должностные лица государственных и муниципальных унитарных предприятий, являющихся коммерческими организациями, являются субъектами коррупционных преступлений.

Законодатель учел данные разночтения и в п.1 Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях" дано пояснение, что «под иностранным должностным лицом понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия (например, министр, мэр, судья, прокурор)». Пленум также разъяснил, что к «должностным лицам публичной международной организации относятся, в частности, члены парламентских собраний международных организаций, участником которых является Российская Федерация, лица, занимающие судебные должности любого международного суда, юрисдикция которого признана Российской Федерацией».

Основная цель коррупционных преступлений - получение материальной выгоды8. Для сохранения денежных средств или иной материальной выгоды, полученной преступным путем, должностное лицо переведет это в другие активы или передаст, подарит преступные средства своим ближайшим родственникам. Кроме основной задачи правоохранительных органов - борьбы с преступностью репрессивными мерами и применением видов наказания, такими как: лишение свободы, лишение специального, воинского и почетного звания, классного чина, государственных наград, лишения права занимать определенные должности, назначения кратного штрафа и конфискации нажитого преступным путем. Конфискация с 2006 г. находится в разд. VI «Иные меры уголовно-правового характера», и так как это наказание не является видом уголовного наказания, то конфисковываться будет не все имущество, полученное преступным путем, а только то, которое будет доказано по конкретному делу.

8 Пантюхина И.В. Спорные вопросы квалификации преступлений по признакам их оконченности // Юридическая наука. 2011. N° 2. С. 54 ; Соловьев О.Г., Пантюхина И.В. Дискуссионные аспекты определения момента окончания преступного деяния в практике Пленума Верховного Суда РФ // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. 2014. N° 14. С. 32.

Это означает, что все материальные ценности, денежные средства, полученные ранее должностным лицом, останутся в собственности осужденного должностного лица. По нашему мнению, профилактическая цель - недопущение противоправного поведения любого должностного лица - не будет достигнута, так как будут изъяты только те средства, по которым пройдет судебное разбирательство. Следовательно, необходимо включить конфискацию в основную меру наказания. Конфискация предусмотрена в международных актах, таких как: Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 15 ноября 2000 г. № 55/25 (ст. 12) 9; Конвенция ООН против коррупции, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 г. № 58/4 (ст. 31) 10, Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. (ст. 23) 11.

Исключение конфискации из основного вида наказаний было резко встречено учеными и практическими работниками 12. Включение конфискации в категорию «иных мер уголовно -правового характера» понизило статус конфискации. Подпункт б) пункта 1 статьи 1 ФЗ РФ от 25.12.20008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» указывается о тех же действиях, что и в п.1 вышеназванного закона, но совершенных «от имени или в интересах юридического лица». Следовательно, должностное лицо одновременно должно извлечь пользу для юридического лица из представленного незаконного вознаграждения и иметь корыстный

интерес и для себя, своих родных или близких. Традиционно считается, что при совершении должностным лицом незаконных действий (бездействия) и получением за это денег, ценных бумаг, имущества или прав на имущество пользу юридического лица, но при этом не получая какой-либо выгоды в виде) денег, ценных бумаг, имущества или прав на имущество, а также если действия должностного лица не носили корыстного умысла и (или) иной личной заинтересованности для себя, своих родных или близких, то содеянное не может квалифицироваться как получение взятки.

Получение должностным лицом незаконной имущественной выгоды исключительно в пользу других лиц, а именно: а) физических, не являющихся близкими родственниками; б) юридических лиц и (или) их структурных подразделений, хотя и содержит признаки коррупции, но не достигает уровня общественной опасности коррупционного преступления по причине отсутствия у получателя корыстной мотивации. Однако такие действия содержат признаки таких составов как: злоупотребления должностными полномочиями или превышение должностных полномочий 13.

Считаем необходимым изложить б) пункта 1 статьи 1 ФЗ РФ от 25.12.20008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в следующей редакции: совершение деяний, указанных в подпункте а) настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица при наличии в действиях должностного лица корыстного умысла и (или) иной личной заинтересованности.

9 Собрание законодательства РФ. 2004. № 40, Ст. 3882. Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 26.04.2004 № 26-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2004. № 18. Ст.1684.

10 См: Собрание законодательства РФ. 2004. №. 26. Ст. 2780. Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 08.03.2006, № 40-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. № 12 Ст.1231.

11 См: Россия подписала Протокол 07 мая 2009 г. с заявлением (Распоряжение Президента РФ от 16.03.2009 г. № 158-рп «О подписании Дополнительного протокола к Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию» // Доступ из справочной системы «Консультант плюс».

12 Гулый А.А. Нужно ли России возобновление института общей конфискации имущества // Юрист. 2006. № 4. С. 9-12 ; Соловьев О.Г. Особенности законодательной регламентации наказания за экономические преступления по УК РФ // Эконо-

мическая безопасность России: политические ориентиры, законодательные приоритеты, практика обеспечения. Вестник Нижегородской академии МВД РФ. 2009. № 2 (11). С. 89.

13 Егорова Н. «Острые углы» Постановления Пленума Верховного суда РФ «О коррупционных преступлениях» // СПС «Консультант плюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.