Научная статья на тему 'К вопросу об определении места конституционного регулирования общественных отношений в современной юридической науке'

К вопросу об определении места конституционного регулирования общественных отношений в современной юридической науке Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
303
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РФ / КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГОСУДАРСТВО / ОБЩЕСТВО / НАУКА КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / ПРАВИЛО / СУБЪЕКТ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нурмагамбетов Рашит Габитович

В статье проводиться исследование места конституционного регулирования в современной юридической науке. На основании анализа точек зрения ученых характеризуются элементы определяющие особенности конституционного регулирования как важной категории юридической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF PLACE DEFINITION OF THE CONSTITUTIONAL REGULATION OF THE PUBLIC RELATIONS IN MODERN JURISPRUDENCE

In article to be conducted research of a place of the constitutional regulation in modern jurisprudence, on the basis of the analysis of the points of view of scientists elements the defining features of the constitutional regulation as important category of jurisprudence are characterized.

Текст научной работы на тему «К вопросу об определении места конституционного регулирования общественных отношений в современной юридической науке»

1.4. К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ МЕСТА КОНСТИТУЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Нурмагамбетов Рашит Габитович, канд. юрид. наук. Должность: доцент. Место работы: Челябинский государственный университет. Филиал: Костанайский филиал. Подразделение: кафедра права. E-mail: Orel032@mail.ru

Аннотация: В статье проводиться исследование места конституционного регулирования в современной юридической науке. На основании анализа точек зрения ученых характеризуются элементы определяющие особенности конституционного регулирования как важной категории юридической науки.

Ключевые слова: Конституция РФ, конституционное регулирование, общественные отношения, государство, общество, наука конституционное право, правило, субъект, правовое регулирование.

Annotation: In article to be conducted research of a place of the constitutional regulation in modern jurisprudence, on the basis of the analysis of the points of view of scientists elements the defining features of the constitutional regulation as important category of jurisprudence are characterized.

Keywords: Constitution of the Russian Federation, constitutional regulation, public relations, state, society, science constitutional right, rule, subject, legal regulation.

Вопрос об определении места конституционного регулирования как целостного процесса модернизации различных видов общественных отношений закрепленных в нормах Конституции РФ является далеко не новым для российской правовой действительности. Это способствует уяснению многих теоретических вопросов конституционного регулирования. Среди вышедшей за четыре десятилетия юридической литературы по этой тематике нет работ, в которых бы прямо или косвенно не затрагивались, вопросы конституционного регулирования и не подчеркивалось бы его особое правовое значение в воздействии на общественные отношения. В научной литературе последних лет выделяются и исследуются отдельные аспекты конституционного регулирования. Круг вопросов, касающихся характеристики конституционного регулирования, затрагиваемый авторами достаточно широк. В их содержании можно выделить работы анализирующие понятие конституционного регулирования и его признаки, особенности, способы, пределы, предмет конституционного регулирования, а также методы и механизм конституционного регулирования.

Так, определение общего понятия и особенностей конституционного регулирования можно встретить в

работах С.А. Авакьяна1, Р.Н. Нижника2, М.Ф. Малико-ва3 А.Ю. Степанова4, С.И. Некрасова5, Д.А. Ковачева6 и мн. др. Исследованием предмета конституционного регулирования активно занимались С.А. Авакьян, О.Е. Кутафин, Т.Я. Хабриева, В.Е. Чиркин и мн.др.

В трудах вышеперечисленных авторов в характеристики предмета конституционного регулирования встает вопрос о переосмыслении данной категории. В этом вопросе ученые указывают на необходимость определения понятия предмета конституционного регулирования, критериев видов общественных отношений. Так, без характеристики предмета конституционного регулирования, его содержания, не обходится сегодня ни одно учебное издание по конституционному праву. Этот вопрос не перестает быть объектом повышенного внимания со стороны ученых-конституционалистов, приобретая в их работах все больший смысл и государственное значение. Разнообразие подходов к определению предмета конституционного регулирования исследователи условно разделяют на две группы: понимание предмета конституционного регулирования как комплексной проблемы конституционного права и разработка классификации общественных отношений, входящих в предмет конституционного регулирования путем добавления к этому процессу новых видов общественных отношений или расширения уже имеющихся видов, подлежащих конституционному регулированию.

Новыми, перспективными направлениями научных исследований конституционного регулирования явилось характеристика учеными способов конституционного регулирования - конституционных запретов, ограничений, дозволений, обязанностей и предписаний. Эти термины используются в отношении права, в целом говоря о праве как о предоставленной либо ограниченной (рамками, пределами, границами) возможности совершать либо воздержаться от совершения субъектом действий7. Различие в определениях этих понятий авторами зависит в основном от рассматриваемой сферы жизнедеятельности общества, государства, личности. Конституционные обязанности в сфере прав и свобод исследуются Н.С. Бондарем8, А.В. Дол-

1 Авакьян С.А. Тенденции развития конституционно-правового регулирования общественных отношений в современной России // Конституция Российской Федерации: политико-экономические приоритеты: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Омск, 16 ноября 2009 г.), 2010. - С. 12-24

2 Нижник Н.Р. Правовое регулирование государственно-управленческих отношений: Дисс...докт.юрид. наук, Киев, 1992. С.110.

3 См.: Современные проблемы конституционного права Российской Федерации. Курс лекций / Маликов М.Ф. - Уфа: Дизайн Полиграф Сервис, 2007. - 321 е.; Маликов М.Ф. Методология изучения правового регулирования в Российской Федерации и содружестве независимых государств // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2001, № 8: Вып. 1. - С. 91-97;

4 Степанов А.Ю. Правовое регулирование общественных отношений в условиях экономического кризиса// Современное право. 2009.№9.С.27

5 Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации: учебное пособие для бакалавров. М.,2012.С.17-18..

6 Ковачев Д.А. Предмет, способы и формы конституционного регулирования//Журнал российского права. 1997.№2.С.53.

7См.: Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве (теоретико-информационный аспект):Дисс. .. докт. юрид. наук. Сара-тов.,1995.С.97;

8 Бондарь Н.С. Конституционализация социально-

экономического развития российской государственности (в кон-

тексте решений Конституционного Суда РФ). М.,2006. С.22.

Q А Г) ИИ

жиковым , В.А. Лебедевым , В.В. Лапаевой , Г.А.

1О 1Я 14

Гаджиевым , Б.С. Эбзеевым , С.В. Пчелинцевым , В.И. Круссом15, административные - Б.Т. Базыле-вым16, В.В.Серегиной17, гражданские - В.П. Грибановым18, А.А. Савельевым19, В. Емельяновым20 и др. Сегодня в достаточно общих чертах исследованы правовые пределы и на конституционном уровне, определены их контуры. Так, характеристике пределов конституционного регулирования посвящены научные

гул 00 ОО

работы Р. Иеринга , А.В. Грошева , А. И. Долговой и мн.др. В исследовании пределов конституционного регулирования в юридической литературе наблюдается неопределенность в характеристике понятия, содержание пределов и их классификации. Это связано с отсутствием определенности в характеристике правовых пределов. Все работы в области определения пределов конституционного регулирования сводятся главным образом к анализу пределов нормативного правового регулирования, под которыми понимаются обусловленные определенными факторами границы властного государственного вмешательства в общественные отношения при помощи норм права. Таким образом, содержательная сторона этих явлений остается до конца не исследованной.

Российские исследователи конституционного права всегда уделяли большое внимание правовым пределам. Существенные подходы для становления научной традиции в данной сфере общественных отношений содержатся в работах С.А. Авакьяна24, Л.А. Моро-

9Должиков А.В. Конституционные критерии допустимости ограничения основных прав и свобод: Дисс...канд.юрид.наук. Тю-мень.,2003.

10Лебедев В.А. Ограничение политических прав и свобод граждан в Российской Федерации// Конституционное и муниципальное право.2004.№2.С.20.

"Лапаева В.В.Проблема ограничения прав и свобод человека и гражданина в Конституции РФ (опыт доктринального осмысле-ния)//Журнал российского права.2005.№7.С.13.

12Гаджиев Г.А. Основные экономические права (сравнительно-правовое исследование конституционно-правовых институтов России и зарубежных стран): Дисс. .д-ра юрид. наук. М., 1996.С.267.

13Эбзеев Б.С. Ограничение конституционных прав: понятие и пределы//Теория и практика ограничения прав человека по российскому законодательству и международному праву. Ч.1.Н.Новгород,1998.С.6; .

14 Пчелинцев С.В. Проблемы ограничения прав и свобод в условиях особых правовых режимов. М.,2006. С.47.; Он же: Новое законодательство о противодействии терроризму и ограничение прав и свобод граждан// Журнал российского пра-ва.2006.№5.С.13.

15 Крусс В.И. Теория конституционного правопользования. М.,2007. С.244.

16 Базылев Б.Т. Государственное принуждение и правовые формы его принуждения в советском обществе: Автореф. дисс.... канд. юрид. наук . М., 1968.С.10.; Лившиц Р.З., Никитинский В.И. Принципы советского трудового права//Советское государство и право. 1974. № 8.С.38

17Серегина В.В. Государственное принуждение по советскому праву. Воронеж: Изд-во Воронеж; гос. ун-та, 1991.С.76.

18Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. М.: Статут, 2000.С.82.

19Савельев А.А. О пределах ограничения и обременения права собственности//Юрист. 2007.№1. С.12.

20Емельянов В. Пределы осуществления гражданских прав// Российская юстиция.1999.№ 6.С.14-15.

21 Иеринг Р. Борьба за право. М.: Феникс, 1991.С. 64

22 Грошев А.В. Функции правосознания в механизме уголовно-правового регулирования. // Дисс. . докт. юрид. наук. Екатеринбург. 1997. С. 149-152.

23 Долгова А.И. Изучение правового сознания несовершеннолетних// Проблема социологии права. Вильнюс 1970. С. 205

24 См.: Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс: учеб. пособие: в 2т./С.А. Авакьян. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма: Инфра-М, 2010. С.171.-180.

зовой, В.Е. Богдановой25, Ю.А. Дмитриева26, Ж.И. Ов-сепян , В.Я. Тация28, О.О. Миронова, Ю.А. Юдина29,

30 31 32

Ш.К. Хакимова , Е.И. Козловой , Е.А. Лукьяновой , Н.М. Павличенко33, С.А. Татаринова34, М.С. Плетнико-вой35, С.Г. Сергеева36, Е.С. Аничкина 7, Н.Б. Пастухова38, Б.С. Эбзеева и мн. др.

Значительное количество работ в юридической литературе посвящено рассмотрению правовых пределов применительно к правам человека. Довольно часто термин «предел» используют в характеристике прав как ограниченной (рамками, пределами, границами) свободе граждан.39 Различие в определениях этого понятия авторами зависит в основном от рассматриваемой сферы установления границ в жизнедеятельности общества, государства, личности, сфер действия российского законодательства. Вместе с тем, несмотря то, что в юридической литературе авторами указывается допустимость установления пределов конституционного регулирования и закрепления такой возможности на конституционном уровне, в правовой теоретической науке отсутствует общепринятая трактовка и дефиниция понятия пределов конституционного регулирования общественных отношений. Одни авторы рассматривают пределы в области конституционного права как границы воздействия государства на право (Б.С. Эбзеев, Ш.К. Хакимов), другие - как грани-

25 Богданов В.Е. Конституция Российской Федерации: теория или реальность// Вестник КФ СЗАГС - 2004. Сборник статей. Ч. 2.

- Петрозаводск.2004. С.139.

26 Дмитриев Ю.А. Президентские инициативы и конституционное регулирование: вопросы соотношения // Право и жизнь. -2000. - № 29.

27 Овсепян Ж.И. Основные признаки Конституции: формально-юридические и политико-правовые признаки, предмет (пределы) конституционного регулирования // Северо-кавказский юридический вестник. - 2001. - №1. - С.3.

28 Таций В.Я. Проблемы конституционного регулирования общественных отношений на Украине//Юридическая наука и образование. - 2008. - Вып.1. - С.97.

29 . Юдин Ю.А. Предмет и пределы конституционного регулирования // Российский конституционализм: проблемы и решения (материалы международной конференции). - М.: Ин-т гос. и права РАН, 1999.

30 Хакимов Ш.К. Становление и развития Конституции как политико-правового института в Таджикистане: Дисс...докт.юрид.наук.

- Душанбе.,2003.С. 179.

31 Козлова Е.И. Обоснование новых концепций Российской Конституции в правовой теории/Lex Russia (научные труды МГЮА). -2009. - №2. - С.311.

32 Лукьянова Е.А. Государственность и конституционное законодательство России: Дисс.докт.юрид.наук. - М.,200з.С.75-359.

33 Павличенко Н.М. Принцип разделения государственной власти в конституционном регулировании Российской Федерации: Дисс.канд. юрид.наук. М.,1999.С.16-107.

34 Татаринов С.А. Вопросы конституционного законодательства в Постановлениях Конституционного Суда РФ: Дисс.канд.юрид.наук. - Томск.,2002.С.82.

35 Плетникова М.С. Пределы самостоятельности местного самоуправления в Российской правовой действительности: конституционно-правовой аспект//Вестник калининградского юридического института МВД России. - 2009. - №2(18). - С.52-56.

36 Сергеев С.Г. Учреждающая и ограничивающая роль Конституции: опыт внеконституционных политических институтов в современной России//Конституционное и муниципальное право. -2011. - №3. - С.5-7.

37 См.: Аничкин Е.С. Конституционное законодательство Российской Федерации: причины, типология, пределы неоднородности: Дисс.канд.юрид.наук. - Тюмень., 2003. С.65-189.;

38 Пастухова Н.Б. Проблема суверенитета в системе федеративных отношений // Право и политика. - 2009. - №8. - С. 1631.

39См.: Панов А.В. Система конституционных обязанностей граждан Российской Федерации: Дисс. канд. юрид. наук. - Сара-тов..2008. С.124-125.; Коноваленко О.Л. Становление и развитие

конституционализма в России: Дисс.канд.юрид.наук. -

М.,2005.С.53.;

цы определенные в сфере разделения полномочий органов государственной власти и местного самоуправления (Е.А. Лукьянова, Н.М. Павличенко, С.А. Татаринов, М.С. Плетникова, С.Г. Сергеев), третьи -применительно к установлению границ в конституционном законодательстве (Е.С. Аничкин), четвертые -как барьеры, препятствующие злоупотреблению власти (Н.Б. Пастухова). Вышеприведенные точки зрения, не только указывают на существующий плюрализм мнений на определения понятия, особенности, предмета и пределов конституционного регулирования отношений. На основе анализа обновленных норм Конституции, выделяются особенности конституционного регулирования конституционных положений, по-новому определяющих место этого явления в системе научных знаний. По мнению Л.В.Будько нужно отметить переориентацию Конституции 1993 года на новые ценности, главной из которых является приоритет общечеловеческих ценностей. Этим выражена ориентация на непосредственное регулирование общественных отношений и подчеркнуто важное качество нового Основного закона как закона прямого действия.40 Эти положения содержатся во всех главах Конституции РФ, таких как «Основы конституционного строя» и «Права и свободы человека и гражданина», «Федеративное устройство», «Судебная власть», «Местное самоуправление». Так, исследование всестороннего характера конституционного регулирования позволяет ученым проанализировать смысл и логику норм Конституции РФ, которая четко прослеживается по всей ее структуре. Всесторонний характер конституционного регулирования проявляется в том, что оно регулирует наиболее важные виды общественных отношений в области основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, функционирования органов государственной власти и местного самоуправления. По мнению С.А. Авакьяна «регулирование наиболее важных общественных отношений является базой движения общества по пути исторического прогрес-са»41. Действительно, сегодня сфера конституционного влияния на общественные отношения характеризуется всеохватывающим характером. Таким свойством не обладает ни один нормативный акт в государстве. Конституция РФ устанавливает отправные начала нормативной регламентации экономических, социальных, духовных процессов. В определении места конституционного регулирования несомненную роль играет и характеристика многими исследователями его политико-юридической значимости, которая позволяет глубже понимать социальную и правовую роль Конституции, как сложного юридического и социально - политического явления действительности. Политико-юридическая значимость конституционного регулирования основывается на значении Конституции РФ как документа, направленного на регулирование наиболее важных видов общественных отношений. Сегодня конституционное регулирование занимает ведущее место в системе правового регулирования общественных отношений. Конституция - правовой фундамент государственной и общественной жизни, основной источник национальной правовой системы, регулирующий основные общественные отношения, связанные с орга-

40 Будько Л.В. Конституционная реформа: теоретико -правовой анализ: Дисс.докт.юрид.наук. Санкт-Петербург.,1998.С.179.

41 Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс-2-е изд. перераб.В 2т.Т.1. - М.,2007.С.162.

низацией государственной власти, формами правления и государственного устройства, с правами человека и гражданина, их обязанностями, территориальным устройством, символикой государства.

Обозначение в содержании исследований такого свойства конституционного регулирования как реальность актуализирует проблемные вопросы, связанные с анализом воздействия на общественные отношения, отвечающим современным потребностям общества, интересам субъектов правоотношений42. С.А. Авакьян считает реальность одной из черт (признаков) Конституции РФ.43 Точка зрения С.А. Авакьяна подтверждает мысль о том что реальность конституционного регулирования проявляется в эффективном взаимодействии всех институтов государства по реализации закрепленных в Конституции РФ норм. Для достижения своей цели норма Конституции РФ должна быть определенным образом реализована, т.е., её положения должны быть воплощены в фактические действия людей, государственных органов и их должностных лиц, она должна выполнить роль регулятора тех или иных общественных отношений, которые складываются в социально-правовой среде. Нормы Конституции связывают её с жизнью, реальными общественными отношениями, наиболее полно выражают общественную потребность в Конституции, ее роль в решении социальных задач, удовлетворении общественных и личных интересов; они распространяются на все сферы жизни общества: на политическую жизнь общества, экономику, область социальных отношений, на сферу духовной жизни. Конституционное регулирование напрямую зависит и от их обеспечения этого инструментария гарантиями. Закрепление общего принципа гарантирования характерно как для конституционного законодательства, так и для конституционного регулирования.

Реальность конституционного регулирования зависит во многом и от формирования конституционного правосознания граждан, характеризует наличие в ней большого количества общих положений, дефиниций, программных установлений и норм-принципов, обобщающих и оценивающих наиболее важные, социально значимые явления и процессы материальной и духовной жизни общества. Знание этих конституционных положений, положительное к ним отношение, закладывают основу для восприятия и оценки гражданами иных предписаний, устанавливающих конкретные варианты поведения субъектов права. Имеются работы, в которых учеными конституционное регулирование рассматривается как внутренний согласованный нормативный комплекс, основанный на системности Конституции РФ. Как отмечает по этому поводу Е.В. Не-винская «системность российской конституции на современном этапе ее развития выстраивается на обновленной основе и определяется учреждением основ конституционного строя как обладающая внутренним единством системы основополагающих целей, принципов и ценностей развития общества и государства, всеохватывающим комплексом правовых основ положения личности в обществе и государстве, основ общественного и государственного строя, а также основ структурно-логической модели всей системы пра-

42 Об этом подробнее: Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс- 4-е изд. перераб. В 2т.Т.1. - М.,2010.С.189.

43 Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс. 4-е изд. Т.1. М.,2010. С.188.

ва, определенной иерархией источников российского права, порядком включения общепризнанных принципов и норм международного права в систему россий-

44

ского права».

Системность конституционного регулирования общественных отношений во многом обусловлена системностью Конституции РФ и ее норм, взаимосвязанных между собой. Так, по мнению Ж.И. Овсепян «системность предполагает, что конституционно-правовое регулирование осуществляется комплексно, посредством конституционно-правовых институтов».45 Государство, используя конституционное регулирование четко определяет место, характер, назначение и круг регулируемых ими общественных отношений, которые в силу объективных и субъективных условий своего положения могут быть инициаторами возникновения различных социальных, политических, экономических конфликтов. Обозначение места конституционного регулирования невозможно без анализа его учредительного значения. Оно проявляется в установлении исходных, императивных положений, на основе которых функционирует все российское общество и государство. Это неотъемлемое юридическое свойство проявляется в том, что Конституция РФ является актом учредительного характера, обеспечивающим первичное регулирование общественных отношений во всех сферах жизнедеятельности общества, получающим дальнейшее развитие и детализацию в текущем законодательстве. Очевидным является тот факт, что являясь ядром, основой всей правовой системы, Конституция РФ предстает базовым нормативным правовым актом, направленным на формирование или изменение уровня конституционного правосознания граждан. Не может этот аспект не влиять на определение роли конституционного регулирования общественных отношений, в котором ведущая место принадлежит нормам конституционного права. Эта роль обусловлена широтой воздействия Конституции РФ на наиболее значимые виды общественных отношений. Учреждая своими нормами различные виды общественных отношений, Конституция РФ возводит отношения в ранг незыблемых, неприкасаемых и, как следствие, придает особый характер процессу их регулирования. Не будет ошибочным утверждение о том, что оно обусловлено изменившейся политико-юридической природой конституционного регулирования, наличием особого набора особенностей отличающих их от иных конституционных явлений, таких как его всесторонний характер, реальность и системность, а также характером воздействия на общественные отношения.

Список литературы:

Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. - М.: рЮИд, «Сашко», 2000. - С.16

Авакьян С.А. Политические отношения и конституционное регулирование в современной России: проблемы и перспективы//Журнал российского права. - 2003.-№11.- С.34-54.

Авакьян С.А. Тенденции развития конституционно-правового регулирования общественных отношений в современной России // Конституция Российской Федерации: политико-экономические приоритеты: Материа-

44 Системообразующая функция Конституции Российской Федерации. Дисс. ... канд. юрид. наук / Невинская Е.В. - Екатеринбург, 2008. - С.45.

45 Овсепян Ж.И. Конституционно-правовые нормы и институты // Северо-кавказский юридический вестник. - 2002. - № 4. - С.6.

лы Всероссийской научно-практической конференции (Омск, 16 ноября 2009 г.), 2010. - С. 12-24

Аничкин Е.С. Конституционное законодательство Российской Федерации: причины, типология, пределы неоднородности: Дисс.канд.юрид.наук. - Тюмень., 2003. С.65-189.;

Базылев Б.Т. Государственное принуждение и правовые формы его принуждения в советском обществе: Автореф. дисс.... канд. юрид. наук . М., 1968.С.10.;

Белянская О.В. Механизм непосредственной реализации прав и свобод личности: Дисс.канд.юрид.наук. Тамбов.,2003.С.59.

Богданов В.Е. Конституция Российской Федерации: теория или реальность// Вестник КФ СЗАГС - 2004. Сборник статей. Ч. 2. - Петрозаводск.2004. С.139.

Бондарь Н.С. Конституционализация социально-экономического развития российской государственности (в контексте решений Конституционного Суда РФ). М.,2006. С.22.

Будько Л.В. Конституционная реформа: теоретико -правовой анализ: Дисс.докт.юрид.наук. Санкт-Петербург.,1998.С.179.

Гаджиев Г.А. Основные экономические права (сравнительно- правовое исследование конституционно-правовых институтов России и зарубежных стран): Дисс. .д-ра юрид. наук. М., 1996.С.267.

Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. М.: Статут, 2000.С.82.

Грошев А.В. Функции правосознания в механизме уголовно-правового регулирования. // Дисс. ... докт... юрид. наук. Екатеринбург. 1997. С. 149-152.

Дмитриев Ю.А. Президентские инициативы и конституционное регулирование: вопросы соотношения // Право и жизнь. - 2000. - № 29.

Долгова А.И. Изучение правового сознания несовершеннолетних// Проблема социологии права. Вильнюс 1970. С. 205

Должиков А.В. Конституционные критерии допустимости ограничения основных прав и свобод: Дисс.канд.юрид.наук. Тюмень.,2003.

Емельянов В. Пределы осуществления гражданских прав// Российская юстиция.1999.№ 6.С.14-15.

Ковачев Д.А. Предмет, способы и формы конституционного регулирования//Журнал российского права. 1997.№2.С.53.

Козлова Е.И. Обоснование новых концепций Российской Конституции в правовой теории/Л_ех Russia (научные труды МГЮА). - 2009. - №2. - С.311.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конституционное право России в вопросах и ответах : учебно-методическое пособие/Под ред. А.В. Малько -М.: Юрист, 2009 . С.31-32.;

Крусс В.И. Теория конституционного правопользова-ния. М.,2007. - С.244.

Лапаева В.В.Проблема ограничения прав и свобод человека и гражданина в Конституции РФ (опыт док-тринального осмысления)//Журнал российского права. - 2005.- №7. - С.13.

Лебедев В.А. Ограничение политических прав и свобод граждан в Российской Федерации// Конституционное и муниципальное право.2004.№2.С.20.

Лукьянова Е.А. Государственность и конституционное законодательство России: Дисс.докт.юрид.наук. -М.,2003.С.75-359.

Макарцев А.А. Дозволения, запреты и позитивные обязывания в избирательном режиме: проблемы метода правового регулирования // Государственная власть и местное самоуправление. - М.: Юрист, 2008, № 1. - С. 6-8;

Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве (теоретико-информационный аспект):Дисс. .. докт. юрид. наук. Саратов.,1995.С.97;

Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации: учебное пособие для бакалавров. М.,2012.С.17-18..

Нижник Н.Р. Правовое регулирование государственно-управленческих отношений: Дисс.докт.юрид. наук, Киев, 1992. С.110.

Общие дозволения и общие запреты в советском праве / Алексеев С.С.; Ред.: Плеханова Л.А. - М.: Юрид. лит., 1989. - 288 е.;

Овсепян Ж.И. Основные признаки Конституции: формально-юридические и политико-правовые признаки, предмет (пределы) конституционного регулирования // Северо-кавказский юридический вестник. -2001. - №1. - С.3.

Павличенко Н.М. Принцип разделения государственной власти в конституционном регулировании Российской Федерации: Дисс...канд. юрид.наук. М.,1999.С.16-107.

Панов А.В. Система конституционных обязанностей граждан Российской Федерации: Дисс. канд. юрид. наук. - Саратов..2008. С.124-125.

Пастухова Н.Б. Проблема суверенитета в системе федеративных отношений // Право и политика. - 2009.

- №8. - С. 1631.

Плетникова М.С. Пределы самостоятельности местного самоуправления в Российской правовой действительности: конституционно-правовой аспект//Вестник калининградского юридического института МВД России. - 2009. - №2(18). - С.52-56.

Пчелинцев С.В. Проблемы ограничения прав и свобод в условиях особых правовых режимов. М.,2006. С.47.;

Савельев А.А. О пределах ограничения и обременения права собственности//Юрист. 2007.№1. С. 12.

Сергеев С.Г. Учреждающая и ограничивающая роль Конституции: опыт внеконституционных политических институтов в современной России//Конституционное и муниципальное право. - 2011. - №3. - С.5-7.

Серегина В.В. Государственное принуждение по советскому праву. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 1991.С.76.

Невинская Е.В Системообразующая функция Конституции Российской Федерации. Дисс. ... канд. юрид. наук / Невинская Е.В. - Екатеринбург, 2008. - С.45.

Современные проблемы конституционного права Российской Федерации. Курс лекций / Маликов М.Ф. -Уфа: Дизайн Полиграф Сервис, 2007. - 321 е.;

Степанов А.Ю. Правовое регулирование общественных отношений в условиях экономического кризиса// Современное право. 2009.№9.С.27

Татаринов С.А. Вопросы конституционного законодательства в Постановлениях Конституционного Суда РФ: Дисс.канд.юрид.наук. - Томск.,2002.С.82.

Татаринов С.А. Вопросы конституционного законодательства в Постановлениях Конституционного Суда РФ: Дисс.канд.юрид.наук. - Томск.,2002.С.82.

Таций В.Я. Проблемы конституционного регулирования общественных отношений на Украине/Юридическая наука и образование. - 2008. - Вып.1.

- С.97.

Хакимов Ш.К. Становление и развития Конституции как политико-правового института в Таджикистане: Дисс.докт.юрид.наук. - Душанбе.,2003.С.179.

Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности -М., 2007. С. 211.

Юдин Ю.А. Предмет и пределы конституционного регулирования // Российский конституционализм: проблемы и решения (материалы международной конференции). - М.: Ин-т гос. и права РАН, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.