6'2014
Пробелы в российском законодательстве
1.2. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КАК НАУЧНОЙ КАТЕГОРИИ В СОВЕТСКИЙ И СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
Нурмагамбетов Р.Г., канд. юрид. наук. Должность: доцент. Место работы: Челябинский государственный университет. Филиал: Костанайский филиал. Подразделение: кафедра права.
Черменинов А.Г. Должность: доцент. Место работы: Челябинский государственный университет. Филиал: Костанайский филиал. Подразделение: кафедра права.
Аннотация: В статье проводиться характеристика основных этапов становления конституционного регулирования в современной юридической науке. На основании анализа точек зрения ученых характеризуются элементы определяющие особенности конституционного регулирования как важной категории юридической науки.
Ключевые слова: Конституция РФ, конституционное регулирование, общественные отношения, государство, общество, наука конституционное право, правило, субъект, правовое регулирование, политико-правовая категория,
правотворческая деятельность.
Annotation: In article to be carried out the characteristic of the main stages of formation of the constitutional regulation in modern jurisprudence. On the basis of the analysis of the points of view of scientists elements the defining features of the constitutional regulation as important category of jurisprudence are characterized.
Keywords: Constitution of the Russian Federation, constitutional regulation, public relations, state, society, science constitutional right, rule, subject, legal regulation, political and legal category, law-making activity.
Очевидно, что регулирование отношений в различные исторические периоды в России не оставалось неизменным, расширяясь, оно получало специфическое преломление в условиях изменений территории, формы правления и государственного устройства. А.М. Даниеляна по этому поводу пишет что « с переходом общества от одной исторической эпохи к другой изменяется его структура, а в соответствии с этим и характер государства и права».1 Советский период развития конституционного регулирования как политико-правового явления был обусловлен теоретическим его становлением. Эволюционно наблюдается поэтапное расширение содержания отношений входящих в предмет конституционного регулирования. С принятием каждой новой советской конституции в ее нормах утверждалось новая послереволюционная модель регулирования отношений, основанная на всевластие Советов, господство социалистической собственности и диктатуре городского и сельского пролетариата и
1 Даниелян А.М. О предмете теории государства и права и ее системе//Правоведение. 1960. №3.С.118.
беднейшего крестьянства, федеративную форму государственного устройства. Эта модель получила свое окончательное оформление лишь после принятия в государстве Конституции 1977 года на фоне тенденции к значительному ослаблению тоталитарных черт государства. Эти процессы не могли, не повлиять на конституционное регулирование положительной стороной в ее развитии явилось ее активное исследование в научных трудах. Появляется большое количество работ, в которых оно предстает как многогранное необходимое политико-правовое явления с присущими особенностями. Это выделяло конституционное регулирование из числа других правовых явлений. Опубликованные научные труды ученых С.Л. Зивса2, А.И. Кима3, М.Г. Кириченко, Ю.А. Тихомирова4, Н.А. Михалевой5, В.Ф. Котока6, А.И. Лепешкина7, С.М. Равина8, Е.И. Фарбера во многом способствовали решению этой задачи. В этих работах происходит окончательное теоретическое внешнее и внутреннее оформление конституционного регулирования как политико-
правовой категории, обосновывается его место в сложной системе правовых регуляторов. Так, анализируя соотношение конституционного права и конституционного законодательства в различные периоды функционирования Конституций, профессор М.Г. Кириченко отмечал, что «Конституция СССР 1977 года в сравнении с Конституциями 1918, 1924 и 1936 годов охватывала неизменно более широкий круг общественных отношений, а именно 174 их вида».9 Анализ ее норм показывает, что объем закрепленных в ней обязанностей был значительно расширен в сравнении с Конституцией СССР 1936 г. Причем это произошло на фоне тенденции к значительному ослаблению тоталитарных черт государства. Социальная напряженность в обществе, экономические неурядицы, распад некогда единого жизненного пространства, дезинтеграция, морально-психологическая неустойчивость общества не способствовали поддержания авторитета действовавшей Конституций СССР 1977 и РСФСР 1978 годов. Верховный Совет СССР в 1988 году констатировал эти расхождения, указывая, что обстановка в стране продолжает ухудшаться и приближается к критическому состоянию; положение в политической, социальноэкономической сферах и на потребительском рынке осложняется; острота межнациональных отношений приобрела опасный характер; происходит распад
2 Зивс С.Л. Конституция СССР в системе советского законода-тельства//Советское государство и право. 1978.№6. С.11-17.
3 Ким А.И. Конституционное регулирование общественных отношений и вопрос о предмете государственного права.- Доклады итоговой научной конференции юридических факультетов (декабрь 1968 г.) .Часть 1.Изд.-во Томск. ун-та.1968.С.28.
4 Тихомиров Ю.А. Проблемы теории социалистической Конституции// Советское государство и право. 1978.№2. С.3-9.
5 Михалева Н.А. Конституционные нормы в механизме правового регулирования//Конституция СССР и дальнейшее развитие государствоведения теории права. - М.,1979.
6 Куприна-Высоцкая В.Б., Ребельская Э.В. Коток В.Ф., Куприц Н.Я. Конституция СССР: Учеб. пособие. - М.: Учпедгиз, 1954. - 271 с. // Советское государство и право. - М.: Наука, 1955, № 5. - С. 144-146
7 См.: Лепешкин А.И. К вопросу о понятии предмета советского государственного права // Советское государство и право. - М.: Наука, 1959, № 6. - С. 75-87
8 Равин С.М. Конституционные принципы советского государства (к 40-летию Конституции РСФСР 1918 г.) // Правоведение. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1958, № 2. - С. 26-36
9 Кириченко М.Г. Соотношение конституционного права и конституционного законодательства // Конституция СССР: проблемы государствоведения и советского строительства. - М.: Изд-во ИГиП АН СССР, 1980. - С. 26-29
14
СТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Нурмагамбетов Р.Г.
Черменинов А.Г.
структур исполнительной власти; падают дисциплина и порядок, растет преступность.10 11 И.М. Степанов по этому поводу справедливо отмечал, что «совсем перестала быть похожей на саму Конституцию РСФСР 1978 г., пока еще формально сохранявшая за собой статус Основного закона страны. В период с июня 1990 года по май 1990 года правотворческая деятельность государства по нормативному оформлению была связана с работой конституционной комиссии, которая начинала свою деятельность в период острой борьбы за власть.11 Разработанный конституционной комиссией проект Конституции впервые закреплял обновленные нормы в сфере защиты основ конституционного строя (ст.4,ст.5,ст.6,ст.12), основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, защиту собственности, труда и предпринимательства (ст.57-ст.61). В отдельные главы проекта Конституции были отнесены нормы регламентирующие деятельность общественных объединений (ст.62-ст.66), средств массовой информации (ст.73). В области определения федеративного устройства вводились нормы, устанавливающие конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации, порядок их взаимоотношений с Федерацией, государственной границы РФ в сторону ее уменьшения (ст.75). В проекте Конституции устанавливаются также нормы регламентирующие деятельность Президента РФ (ст.93), судебной власти (ст.105,106).
Помимо проекта Конституции, подготовленного конституционной комиссией, в этот период получили нормативное оформление в проекте Конституции, подготовленном Президентом РФ Б.Н. Ельциным, и в других альтернативных проектах - в проекте Конституции РФ, разработанной рабочей группой под руководством С.М.Шахрая12, в проекте, подготовленном Политсоветом Российского движения демократических реформ.13 С мая 1993 г.- по июль 1993 г. происходила доработка конституционным совещанием норм закрепленных в статьях проекта Конституции, разработанного конституционной комиссией, и проекта подготовленного Президентом РФ. Учитывались при доработке проекта Конституции и проекты, разработанные рабочей группой под руководством С.М. Шахрая и Политсоветом Российского движения демократических реформ. В этот исторический период времени происходит систематизация конституционных норм, закрепленных в этих проектах Конституции. Работа по доработке положений проводилась, раздельно в заседаниях 5 рабочих групп. На протяжении всего процесса работы конституционного совещания (с 2 июня 1993 г. по 12 июля 1993 г.) статьи, не один раз постатейно обсуждались, исправлялись, в них вносились изменения. 12 июля 1993 года проект новой Конституции РФ, разработанный конституционным совещанием, был одобрен Президентом РФ. В новом проекте Конституции РФ нормы, регулирующие отношения в области сохране-
10 Материалы XIX Всесоюзной конференции Коммунистической партии Советского Союза 28 июня - 1 июля 1988 г. М., 1988. С. 107.;
11 См.: Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный
курс. Т.1.М.,2005.С.256; Кикоть В.А., Страшун Б.А. О статусе Конституционного Собрания//Журнал российского пра-
ва.1998.№12.С.3.
12 См.: Конституция России: история приня-
тия//Законодательство и экономика.2003.№12.С.6.;Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.,1995.С.326.
13 См.: Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция,
современность. М.,2000.С.137.
ния неприкосновенности государственного суверенитета и целостности власти, гражданства, идеологического и политического многообразия, были закреплены в первой главе «Основы конституционного строя». В отдельную вторую главу «Права и свободы человека и гражданина» были отнесены нормы в области прав и свобод человека и гражданина без какого-либо разделения на личные, социальные, экономические и политические, культурные. Несколько скорректированы в проекте новой Конституции РФ оказались нормы регулирующие деятельность Президента РФ. Так, не были включены конституционным совещанием в проект Конституции нормы, содержащийся в ст.71 проекта Конституции РФ, разработанного Президентом РФ, согласно которому Президент РФ не может быть депутатом Федерального Собрания, лицо, являющееся Президентом РФ, может получать заработную плату только по этой должности.14 Легитимизация проекта новой Конституции, разработанного конституционным совещанием, происходило в условиях острой борьбы нового руководства во главе с Б.Н. Ельциным с Верховным Советом и депутатами Съезда народных депутатов, затянувшейся на четыре месяца и закончившейся победой Б.Н. Ельцина. Следствием этих событий стала повторная доработка текста проекта Конституции созванным Президентом РФ конституционным совещанием, образование Государственной палаты конституционного совещания, привлечение к обсуждению проекта Конституции широкого круга общественности. Обновленные положения Конституции после одобрения проекта Конституции подписанного Президентом РФ не претерпевают никаких изменений.
С этого периода в юридической литературе начинается процесс переоценки содержания конституционного регулирования с учетом изменений произошедших в государстве. Итогом этого процесса является окончательное оформление конституционного регулирования как юридической категории. Как политико-правовой инструмент оно получило и получает иное смысловое понимание и как следствие меняется теоретическое его предназначение и целеполагание. Так, по верному утверждению А.Н. Кокотова «Конституция РФ закрепляет цели развития государства, всего общества, ориентирует национальное право, стимулирует совершенствование отраслевого законодательства, направляя последнее на детализацию собственного содержания применительно к конкретным общественным условиям. Конституция - та постоянная суть, которая в разных исторических условиях требует несовпадающих нормативных решений однотипных ситуаций”15 Это объективный процесс, связанный с эволюционным развитием России, изменением ее правовой формы, структуры государственного устройства, политического режима. Анализ научных работ показывает, что ученые по-разному подходили и подходят к определению сущности конституционного регулирования, выделению его особенностей. В литературе сформировались различные, порой противоречивые точки зрения, раскрывающие теоретические стороны и порождающие дискуссионность широкого круга новых проблем конституционного регулирования. Тематика развития конституционного регулирования в
14 Крылов Б.С., Михалева Н.А. Новая Конституция суверенной России.М.,1994; Лафитский В. Два проекта. Сравнительноправовой анализ//Независимая газета.1993.6 авг.
15 Конституционное право России: Учебник/Отв ред. А.Н. Кокотов. М.И. Кукушкин. - Екатеринбург: Изд-во УрГюА, 2001. С.20.
15
6'2014
Пробелы в российском законодательстве
условиях новой социально-экономической и политической реальности нашла свое отражение в работах С.А. Авакьяна16, Н.А. Богдановой17, Н.В. Витрука18, В.Д. Зорькина19 В.И. Крусса20, Ю.А. Дмитриева21, М.П. Ав-деенковой22, В.Я. Тация23, Г.А. Борисова, П.Н. Кириченко, С.И. Некрасова, Ж.И. Овсепян24 и мн.др.25 Оно рассматривается правоведами, как на общетеоретическом уровне, так и в рамках конкретных отраслей российского права. Общим, что объединяет формулировки авторов в вопросе определения содержания конституционного регулирования - это указание и на то, что оно является юридическим инструментом государства призванным привести общественные отношение в соответствии с действующими нормами доступными правовыми средствами. Особенностью конституционного регулирования является опора на государственный аппарат, и наличие особой конституционной формы при помощи, которой государством регулируются отношения - это отличает его от иных социальных, духовных регуляторов. «Посредством конституционно-правовой формы регулирования общественных отношений государство закрепляет основы конституционного строя страны, основы правового статуса личности, основы правового положения органов государства и местного самоуправления и обеспечивает охрану этих важнейших устоев и институтов государственного и общественного устройства - отмечает по этому поводу в своей работе С.Абиш.26 Авторы в определении конституционного регулирования указывают на то, что являясь важной правовой катего-
16 См.: Авакьян С.А. Тенденции развития конституционноправового регулирования общественных отношений в современной России // Конституция Российской Федерации: политикоэкономические приоритеты: Материалы Всероссийской научнопрактической конференции (Омск, 16 ноября 2009 г.), 2010. - С. 12-24;
17 Богданова Н.А. Общее и особенное в методологии конституционного права и методике его преподавания // Конституционное право и конституционная компаративистика в системе российского юридического образования: Сборник докладов. - М.: Институт права и публичной политики, 2009. - С. 104
18 См: Витрук Н.В. Перспективы развития современной отечественной науки конституционного права // Государственная власть и местное самоуправление. - М.: Юрист, 2010, № 11. - С. 3-5
19 Зорькин В.Д. Ценностный подход в конституционном регулировании прав и свобод // Журнал российского права. - М.: Норма, 2008, № 12. - С. 3-14
20 Крусс В.И. Российская конституционная аксиология: актуальность и перспективы // Конституционное и муниципальное право. -М.: Юрист, 2007, № 2. - С. 7-14
21 См. Дмитриев Ю.А. Президентские инициативы и конституционное регулирование: вопросы соотношения // Право и жизнь. Независимый правовой журнал. - М.: Манускрипт, 2000, № 29. - С. 5-14.
22 См.: Правовое регулирование конституционных общественных отношений/ Конституционное право Российской Федерации: Основы теории конституционного права. Курс лекций. Ч. 1 / Авде-енкова М.П., Дмитриев Ю.А. - М., 2002. - C.54-85.
23 Таций В.Я. Проблемы конституционного регулирования общественных отношений в Украине // Юридическая наука и образование. - М.: Изд-во МГЮА, 2008, № 1. - С. 97-107
24 Овсепян Ж.И. Основные признаки конституции: формальноюридические и политико-правовые признаки. Предмет (пределы) конституционного регулирования // Северо-кавказский юридический вестник. - Ростов-на-Дону, 2001, № 1. - С. 3-16
25 Борисов Г.А. Конституция Российской Федерации: особенности юридической природы/В кн.: Конституция Российской Федерации: проблемы дальнейшего совершенствования законодательства в области охраны прав и свобод человека и гражданина организации и деятельности правоохранительных органов: Доклады и сообщения региональной научной конференции. 26 мая 2004 года. Белгород. 1994. С.6-9.
26 Абиш С.С. Конституционное регулирование в Республике Ка-
захстана: Дисс. ... канд юрид. наук : - Алматы, 2008. - С.13
рией науки конституционного права, конституционное регулирование имеет только присущие ей особенности.27 Эти особенности определяют сущность конституционного регулирования как широкого исторического, политического и правового феномена.
Таким образом, конституционное регулирование с одной стороны предстает как инструмент государственной власти, а с другой как вид сложившейся системы регулятивных средств, общепризнанных в юридической литературе. Оно является одной из самых распространенных наряду с другими категориями понятий, которое имеют историю и сложившиеся научные традиции. Неоднозначность толкования и применение этого понятия связано, во-первых, с историческими особенностями его появления и развития, а, во-вторых, со сложностью самого феномена «конституционное регулирование» в эволюции которого можно выделить следующие основные этапы развития законодательного регулирования конституционного регулирования в России: дореволюционный, советский и постсоветский.
Список литературы:
1. Абиш С.С. Конституционное регулирование в Республике Казахстана: Дисс. ... канд юрид. наук : - Алматы, 2008. - С.13
2. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. Т.1.М.,2005.С.256;
3. Аничкин Е.С. «Преобразование» Конституции РФ: природа, содержание, тенденции // Российская юридическая наука: состояние, проблемы, перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 45-летию юридического образования на Алтае. - Барнаул: Изд-во Апт. ун-та, 2009. - С. 19
4. Богданова Н.А. Общее и особенное в методологии конституционного права и методике его преподавания // Конституционное право и конституционная компаративистика в системе российского юридического образования: Сборник докладов. - М.: Институт права и публичной политики, 2009. - С. 104
5. Борисов Г.А. Конституция Российской Федерации: особенности юридической природы/В кн.: Конституция Российской Федерации: проблемы дальнейшего совершенствования законодательства в области охраны прав и свобод человека и гражданина организации и деятельности правоохранительных органов: Доклады и сообщения региональной научной конференции. 26 мая 2004 года. Белгород. 1994. С.6-9.
6. Витрук Н.В. Перспективы развития современной отечественной науки конституционного права // Государственная власть и местное самоуправление. - М.: Юрист, 2010, № 11. - С. 3-5
7. Даниелян А.М. О предмете теории государства и права и ее системе//Правоведение. 1960. №3.С.118.
8. Дмитриев Ю.А. Президентские инициативы и конституционное регулирование: вопросы соотношения // Право и жизнь. Независимый правовой журнал. - М.: Манускрипт, 2000, № 29. - С. 5-14.
9. Зивс С.Л. Конституция СССР в системе советского законодательства//Советское государство и право. 1978.№6. С.11-17.
27 См.: Аничкин Е.С. «Преобразование» Конституции РФ: природа, содержание, тенденции // Российская юридическая наука: состояние, проблемы, перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 45-летию юридического образования на Алтае. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2009. - С. 19
16
СТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Нурмагамбетов Р.Г.
Черменинов А.Г.
10. Зорькин В.Д. Ценностный подход в конституционном регулировании прав и свобод // Журнал российского права. - М.: Норма, 2008, № 12. - С. 3-14
11. Кикоть В.А., Страшун Б.А. О статусе Конституционного Собрания//Журнал российского пра-
ва.1998.№12.С.3.
12. Ким А.И. Конституционное регулирование общественных отношений и вопрос о предмете государственного права.- Доклады итоговой научной конференции юридических факультетов (декабрь 1968 г.) .Часть
1.Изд.-во Томск. ун-та.1968.С.28.
13. Кириченко М.Г. Соотношение конституционного права и конституционного законодательства // Конституция СССР: проблемы государствоведения и советского строительства. - М.: Изд-во ИГиП АН СССР, 1980. - С. 26-29
14. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.,1995.С.326.
15. Конституционное право России: Учебник/Отв ред.
А.Н. Кокотов. М.И. Кукушкин. - Екатеринбург: Изд-во УрГюА, 2001. С.20.
16. Конституция России: история приня-
тия//Законодательство и экономика.2003.№12.С.6.;
17. Крусс В.И. Российская конституционная аксиология: актуальность и перспективы // Конституционное и муниципальное право - 2007, № 2. - С. 7-14
18. Лафитский В. Два проекта. Сравнительноправовой анализ//Независимая газета.1993.6 авг.
19. Лепешкин А.И. К вопросу о понятии предмета советского государственного права // Советское государство и право. - М.: Наука, 1959, № 6. - С. 75-87;
20. Михалева Н.А. Конституционные нормы в механизме правового регулирования//Конституция СССР и дальнейшее развитие государствоведения теории права. - М.,1979.
21. Овсепян Ж.И. Основные признаки конституции: формально-юридические и политико-правовые признаки. Предмет (пределы) конституционного регулирования // Северо-кавказский юридический вестник. -Ростов-на-Дону, 2001, № 1. - С. 3-16
22. Правовое регулирование конституционных общественных отношений/ Конституционное право Российской Федерации: Основы теории конституционного права. Курс лекций. Ч. 1 / Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. - М., 2002. - C.54-85.
23. Равин С.М. Конституционные принципы советского государства (к 40-летию Конституции РСФСР 1918 г.) // Правоведение. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1958, № 2. - С. 26-36
24. Таций В.Я. Проблемы конституционного регулирования общественных отношений в Украине // Юридическая наука и образование. - М.: Изд-во МГЮА, 2008, № 1. - С. 97-107
25. Тихомиров Ю.А. Проблемы теории социалистической Конституции// Советское государство и право. 1978.№2. С.3-9.
17