Научная статья на тему 'К вопросу об определении содержания общих особенностей конституционного регулирования общественных отношений'

К вопросу об определении содержания общих особенностей конституционного регулирования общественных отношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
484
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РФ / КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / НОРМЫ КОНСТИТУЦИИ РФ / КОНСТИТУЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / THE CONSTITUTIONAL REGULATION / PUBLIC RELATIONS / NORMS OF THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / THE CONSTITUTIONAL INFLUENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нурмагамбетов Рашит Габитович

Статья посвящена характеристике общих особенностей конституционного регулирования общественных отношений. Проводится их классификация, раскрывается содержание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Нурмагамбетов Рашит Габитович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To a Question on Definition of the Maintenance of the General Signs the Constitutional Regulation of Public Relations

Article is devoted characteristics of the general signs of the constitutional regulation of public relations, to be spent their classification and reveal the maintenance.

Текст научной работы на тему «К вопросу об определении содержания общих особенностей конституционного регулирования общественных отношений»

разграничиваются сферы законодательной деятельности Федерации и ее субъектов, называется ряд федеральных законов, призванных регламентировать определенные области общественных отношений. Конституция закрепляет круг субъектов законодательной инициативы, процедуру принятия и вступления законов в силу. Ею определен порядок принятия поправок и пересмотра Конституции, принятие новой. Детализация данных конституционных положений осуществляется федеральными и федеральными конституционными законами. К сожалению, федеральный конституционный закон о Конституционном Собрании до настоящего времени не принят, что свидетельствует о неисполнении Федеральным Собранием России своей конституционной обязанности.

Принятие актов, предусмотренных конституцией, развитие и совершенствование законодательства, параметры которого определены ее нормами, есть показатель верховенства конституции, ее правотворческой функции. Исследование конституционных проблем, функций конституции имеет теоретический и практический смысл, способствуя формированию стратегии, долгосрочного планирования развития и совершенствования законодательства, воплощения велений Основного Закона в реальную жизнь.

1 См.: Радько Т.Н. Теория государства и права: учебник. М., 2011. С. 320.

2 См.: Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной Конституции. М., 2005. С. 60.

3 См.: Радько Т.Н. Социальные функции советского права. Волгоград, 1974; Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 1997. С. 156-158; Витрук Н.В. Верность Конституции. М., 2008. С. 118-128.

4 См.: Бомба И. Юридическая функция Конституции социалистического государства (по материалам СССР и ПНР): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1987. С. 12.

5 См.: Чиркин В.Е. Конституционное право России: учебник. М., 2006. С. 64.

6 См.: Конституционное право России: учебник / под ред. И.В. Мухачева. Т. 1. Ставрополь, 2007. С. 80-88.

7 Витрук Н.В. Указ. соч. С. 118-128.

8 См.: Конституционное право России: учебник / отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. М., 2008. С. 74.

9 См.: Авакьян С.А. Конституционное право России: учебник. Т. 1. М., 2010. С. 161-167.

10 Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М., 2002. С. 35; см. также: Петрова А.В. Основные функции Конституции Российской Федерации: вопросы теории): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.

11 Лассаль Ф. Соч. Т. 2. СПб., 1905. С. 28.

12 Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. Т. 2. М., 1956. С. 256.

13 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 17. С. 345.

14 См.: Вильданов Р.Х. Конституция в политической системе буржуазного общества. М., 1968. С. 63; Мишин А.А. Государственное право США. М., 1976. С. 29-35; Практика буржуазного конституционализма: критические очерки. М., 1982. С. 39; Витрук Н.В. Указ. соч. С. 4.

15 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 7. С. 40.

16 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 13, ст. 1447; 2011. № 1, ст. 1.

Р.Г. Нурмагамбетов

К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩИХ ОСОБЕННОСТЕЙ

КОНСТИТУЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Проблема определения понятия и особенностей конституционного регулирования — одна из центральных проблем современной юриспруденции, имеющая огромное теоретическое и практическое значение. Анализ юридической литературы показывает что многочисленные трудности, с которыми сталкиваются ученые-юристы при характристике особенностей конституционного регулирования, обусловлены целым рядом объективных обстоятельств, и в частности, огромным разнообразием форм человеческой деятельности, ее универсальностью, а также отсутствием достаточно полной, основательно разработанной классификации особенностей конституционного регулирования общественных отношений на современном этапе функционирования норм Конституции РФ.

По нашему мнению, особенности конституционного регулирования вытекают из признаков, свойств норм конституционного права и юридических свойств Конституции РФ. В связи

© Нурмагамбетов Рашит Габитович, 2012

Кандидат юридических наук, старший научный сотрудник отдела аспирантуры и докторантуры (Челябинский государственный университет).

с этим их выделение позволит полнее раскрыть социальное предназначение конституционного регулирования, его внутреннюю природу и сущность; выявить специфику конституционного воздействия на общественные отношения; направления, характер этого воздействия; глубже уяснить ее роль в формировании, развитии правовой системы и т.д.

Как любое правовое явление конституционное регулирование имеет свои особенности. Понимание особенностей в научной литературе неоднозначно1. Хотя в настоящее время и имеются работы по ряду аспектов конституционного регулирования общественных отношений, выходят учебные пособия по конституционному праву, тем не менее, специальному рассмотрению особенности конституционного регулирования еще не подвергались. В связи с этим следует более подробно проанализировать их сущность и содержание.

В определении особенностей конституционного регулирования сегодня необходимо исходить из предположения, что существуют общие особенности, свойственные правовому регулированию в общем и конституционному в частости; имеются действующие нормы конституционного права, а также нормы, регулирующие отношения в сфере действия Конституции РФ. Таким образом, в основе определения особенностей конституционного регулирования общественных отношений учитываются как особенности, характерные для норм права в целом, так и присущие непосредственно конституционному регулированию.

Вопрос об особенностях конституционного регулирования общественных отношений активно исследовался Л.А. Морозовой, которая указывает, что «будучи частью единой системы нормативного правового воздействия общественных отношений в Советском государстве, конституционное регулирование обладает всеми его свойствами»2. Исходя из этого к числу особенностей конституционного регулирования автор относила следующие: системность конституционного регулирования, их нормативность, общеобязательность, высокую государственную обеспеченность, особую политико-юридическую значимость, четкость классовых позиций, комплексный характер, учредительность, устойчивость в сочетании с динамизмом регламентации общественных отношений, программное значение, высокую степень его реальности3.

Встает вопрос: насколько сегодня актуально содержание выделяемых Л.А. Морозовой и другими авторами особенностей?4 Необходимо ли их исследование? Анализ норм Конституции РФ показывает, что в настоящее время особенности конституционного регулирования нуждаются в переосмыслении, поскольку сама жизнь права, развивающаяся социальная практика вносит коррективы в теоретические конструкции, часть которых потеряла актуальность5. Во многом это относится к таким особенностям, характерным для регулирования социалистических общественных отношений, как четкость классовых позиций и програмное значение.

В этой связи можно согласиться с выводом Г.А. Василевича о том, что «с принятием новой Конституции главной задачей является формирование конституционной практики, отвечающей букве и духу Основного Закона, обеспечение непосредственного действия Конституции, ее единообразного применения. Необходимо сделать все, чтобы юридическая и фактическая конституции совпадали. Роль права, и прежде всего конституционного как политико-правовой категории в современный период, особенно в связи с трансформацией политической системы, переходом к рыночным отношениям, возрастает чрезвычайно»6.

Анализ понятия конституционного регулирования и его особенностей позволяет отметить, что особенности конституционного регулирования многомерны и многоплановы. В этой связи необходимо в системе конституционного регулирования выделять общие и отличительные особенности конституционного регулирования.

Общие особенности конституционного регулирования — это его неотъемлемые свойства, признаки. При отсутствии любого из них явление перестает быть самим собой. Они характеризуют особенности конституционого регулирования и вытекают из признаков (свойств) норм конституционного права и юридических свойств Конституции РФ.

Рассмотрим ряд общих особенностей более детально.

Всесторонний характер — отличительная особенность конституционного регулирования общественных отношений. Это отчетливо видно, если проанализировать смысл и логику норм Конституции РФ, которые четко прослеживаются во всей ее структуре. Всесторонний характер конституционного регулирования проявляется в том, что оно направлено на наиболее важные виды общественных отношений в области основ конституционного строя,

прав и свобод человека и гражданина, функционирования органов государственной власти и местного самоуправления. По мнению С.А. Авакьяна, «регулирование наиболее важных общественных отношений является базой движения общества по пути исторического прогресса»7. Действительно, сегодня сфера конституционного влияния на общественные отношения имеет всеохватывающий характер. Таким свойством не обладает ни один нормативный акт в государстве. Конституция РФ устанавливает отправные начала нормативной регламентации экономических, социальных, духовных процессов.

Реальность конституционного регулирования. В характеристике этого признака необходимо исходить из того, что конституционное регулирование оказывает воздействие на общественные отношения, отвечающие современным потребностям общества, интересам субъектов правоотношений. С.А. Авакьян считает реальность одной из черт (признаков) Конституции РФ8. Сегодня реальность конституционного регулирования наиболее ярко проявляется в эффективном взаимодействии всех институтов государства по реализации закрепленных в Конституции РФ норм. Для достижения своей цели норма Конституции РФ должна быть определенным образом реализована, т. е. иначе говоря, она должна выполнять роль регулятора тех или иных общественных отношений, которые складываются в социально-правовой среде. Нормы Конституции связывают ее с жизнью, реальными общественными отношениями, наиболее полно отражают общественную потребность в Конституции, ее роль в решении социальных задач, удовлетворении общественных и личных интересов; распространяются на все сферы жизни общества: политику, экономику, область социальных отношений, духовную сферу. Как отмечает В.А. Рыжов, «конституционное право посредством своих норм и институтов регулирует общественные отношения, которые составляют фактическую конституцию общества, «основу всего устройства общества и государства и непосредственно связаны с осуществлением публичной, главным образом государственной, власти. Это отношения между человеком, обществом и государством и основополагающие отношения, определяющие устройство государства и его функционирование»9.

Реалии современной жизни показывают, что конституционое регулирование напрямую зависит и от его обеспечения гарантиями. Мы предлагаем исходить из понимания гарантий как условий, обеспечивающих реальность вероятного явления. В юридической литературе наиболее общепризнанно деление гарантий на общие (политические, нравственно-духовные и другие общественные условия), специальные (юридические) и организационные гарантии10, хотя некоторые авторы рассматривают организационные гарантии как вид общих и юридических гарантий11, как вид одних общих гарантий12, как отдельный вид юридических гарантий13. Из числа юридических гарантий особого внимания требуют конституционные гарантии, обеспечивающие реальность конституционного регулирования, т. к. именно они выступают связующим звеном между общими и юридическими (специальными) гарантиями, содержащимися в отдельном законодательстве14. Общепризнанным в юридической литературе считается тот факт, что Конституция России закрепляет основные права и свободы человека и гражданина и тем самым гарантирует свободу человеческой личности. В современном конституционном праве действует правило: ограничения прав и свобод могут быть обоснованы только самой Конституцией15. Реже говорится о существовании конституционных гарантий, гарантий-принципов16, содержащихся в конституционном законодательстве. Выступая в качестве идей гарантирования, они конкретизируются в текущем нормотворчестве, на что в Конституции РФ прямо указано в следующих формулировках: «охраняется государством», «преследуется по федеральному закону». Закрепление общего принципа гарантирования характерно как для конституционного законодательства, так и для конституционного регулирования. С.А. Авакьян по этому поводу правильно указал на то, что «реальность любой конституции, в том числе и Конституции РФ, должна обеспечиваться постоянным углублением ее социально-экономических, политических, организационных гарантий. Мало пользы от основного закона, состоящего из прекрасных лозунгов и положений, не имеющих под собой как реальной почвы, так и стремления ее создавать и укреплять»17. Реальность конституци-оного регулирования зависит во многом и от формирования конституционного правосознания граждан. Для нее характерно наличие большого количества общих положений, дефиниций, программных установлений и норм-принципов, обобщающих и оценивающих наибо-

лее важные, социально значимые явления и процессы материальной и духовной жизни общества. Знание этих конституционных положений, положительное к ним отношение закладывают основу для восприятия и оценки гражданами иных предписаний, устанавливающих конкретные варианты поведения субъектов права.

В качестве следующего признака конституционного регулирования можно назвать системность, которая проявляется в том, что конституционное регулирование представляет собой внутренне согласованный нормативный комплекс. Системность конституционного регулирования общественных отношений во многом обусловлена системностью Конституции РФ и ее норм, взаимосвязанных между собой. Так, по мнению Ж.И. Овсепян, «системность предполагает, что конституционно-правовое регулирование осуществляется комплексно, посредством конституционно-правовых институтов»18. Соглашаясь с выводом Ж.И. Овсепян, необходимо отметить, что анализ Конституции РФ показывает, что в настоящее время государство при помощи конституционного регулирования четко определяет место, характер, назначение и круг регулируемых ими общественных отношений, которые в силу объективных и субъективных условий своего положения могут стать причиной возникновения различных социальных, политических, экономических конфликтов. В этой связи уместен вывод С.А. Авакьяна о том, что «ценность конституционного регулирования именно в том и состоит, что в концентрированной форме оно может создавать непосредственную базу развития общественного отношения даже без дальнейшего законодательного регулирования. Если этого не учитывать, то нормы конституции обречены на роль только декларативных правил»19.

Учредительность. По мнению ученых-конституционалистов, главенствующая роль Конституции РФ и конституционого права выражается в том, что она учреждает, устанавливает исходные, императивные положения, на основании которых функционируют все российское общество и государство20. Это неотъемлемое юридическое свойство Конституции РФ, присущее и конституционному регулированию общественных отношений. Данный феномен объясняется тем, что Конституция РФ является актом учредительного характера, обеспечивающим первичное регулирование общественных отношений во всех сферах жизнедеятельности общества, получающим дальнейшее развитие и детализацию в текущем законодательстве. Очевиден тот факт, что, являясь ядром, основой всей правовой системы, Конституция РФ предстает базовым нормативным правовым актом, направленным на формирование или изменение уровня конституционного правосознания граждан. Не может этот аспект не влиять на определение роли конституционного регулирования общественных отношений в системе правового регулирования, в котором ведущее место принадлежит нормам конституционного права. Так, по мнению Б.Н. Габричидзе, В.П. Елисеева, А.Г. Чернявского, «авторитет и влияние Конституции РФ обусловлены целым рядом факторов и обстоятельств, прежде всего, охватом, своим правовым управляющим воздействием на важнейшие сферы и области общественной жизни — политику, экономику, социальную сферу, внешнеполитическую деятельность и ряд других ведущих сфер и отраслей жизни и управления»21. Учреждая своими нормами различные виды общественных отношений, Конституция РФ возводит их в ранг незыблемых, неприкасаемых и как следствие придает особый характер процессу их регулирования. В этой связи можно согласиться с О.В. Белянской в том, что «особенность конституционного регулирования связана с юридической природой Конституции, имеющей в системе правовых актов наивысшую юридическую силу и служащую правовой основой для развития всех без исключения отраслей российского права»22.

Особая политико-юридическая значимость позволяет глубже понимать социальную и правовую роль Конституции как сложного юридического и социально-политического явления действительности23. Политико-юридическая значимость конституционного регулирования основывается на значении Конституции РФ как политико-юридического документа, направленного на регулирование наиболее важных видов общественных отношений. Сегодня конституционное регулирование занимает особое место в системе правового регулирования общественных отношений. Основываясь на нормах конституции оно — правовой фундамент государственной и общественной жизни, основной источник национальной правовой системы, регулирующий общественные отношения, связанные с организацией государственной власти, формами правления и государственного устройства, с правами человека и граждани-

на, их обязанностями, территориальным устройством, символикой. Как справедливо отмечает М.Т. Баймаханов, «если в советском правоведении господствовало мнение о том, что конституция, не являясь политической программой, закрепляет лишь «завоеванное» и достигнутое, регулирует уже существующие общественные отношения и, следовательно, содержит только расчитанные на них нормативные правовые предписания, но в настоящее время преобладает представление о наличии в конституции, помимо отмеченных норм, определенного перечня програмных положений, направленных на утверждение новых общественных отношений в том числе и тех которые пока в действительности отсутсвуют или только складываются»24. Согласно Конституции РФ, она имеет наивысшую юридическую силу. Наивысшая юридическая сущность конституционого регулирования проявляется в том что нормы Конституции имеют приоритет над нормами законов и подзаконных нормативно-правовых актов. Это означает, что последние характеризуются подчиненностью. Нельзя не согласиться с мнением С.Т. Сейдеманова о том, что «конституция в жизни любого общества занимает исключительное место, выступает главным политическим и правовым документом государства, закрепляя важнейшие стороны экономической и социально-политической системы и определяя основные права и свободы»25.

Таким образом под конституционным регулированием общественных отношений нами понимается упорядоченное политико-правовое воздействие Конституции РФ и конституционного законодательства на различные виды общественных отношений, воплощающих сущностные стороны основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, организации государственной власти и взаимодействие Федерации и ее субъектов, местного самоуправления, осуществляемого при помощи системы специфических конституционных средств, способов, приемов и конституционных норм. Обладая общими свойствами, такими как реальность, системность, общеобязательность, учредительность и другие, конституционное регулирование представляет собой правовое явление, упорядочивающее наиболее значимые виды общественных отношений.

1 См.: МинникесИ.А. Принципы права: некоторые теоретические аспекты // Принципы права: общетеоретические и отраслевые аспекты: материалы межвузовского «круглого стола», проводимого в рамках 70-й конференции преподавателей и докторантов БГУЭП (Иркутск, 25 марта 2011 г.). Иркутск, 2011. С. 7-10; Орешкин С.И. Понятие и признаки компенсационных норм гражданского права // Вестник СгЭу «Актуальные проблемы правоведения»: научно-теоретический журнал. Самара, 2006. № 3 (21). С. 73-75; Прийма С.В. Толкование норм права: понятие и признаки // Политика и право: проблемы интеграции и пути их решения: труды Международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2009. Вып. 3. С. 27-29.

2 Морозова Л.А. Конституционное регулирование в СССР М., 1985. С. 21.

3 См.: Там же.

4 См.: Фарбер И.Е. Конституционные отношения и их регулирование // Ученые записки ВИЮН. Саратов, 1966. Вып. 14. С. 85-97; Он же. Конституционное регулирование в советском обществе // Проблемы конституционного права: межвузовский научный сборник. Саратов, 1974. Вып. 1 (2). С. 3-14.

5 МиникесИ.А. Индивидуальное правовое регулирование (теоретико-правовой анализ): дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2009. С. 4-6.

6 Василевич Г.А. Конституционные принципы и нормы — важнейшие составляющие законодательного регулирования общественных отношений // Вестник Половецкого государственного университета. Сер. экономические и юридические науки. 2004. Сер. й. С. 3.

7 Авакьян С.А. Конституционное право России: учебный курс: в 2 т. 2-е изд., перераб. Т. 1. М., 2007. С. 162.

8 Подробнее об этом см.: Авакьян С.А. Конституционное право России: учебный курс: в 2 т. 4-е изд., перераб. Т. 1. М., 2010. С. 189.

9 Рыжов В.А. Предмет и метод конституционного права // Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник для студентов юридических вузов / отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1999. С. 34.

10 См.: ВитрукН.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979. С. 197; Черченко А.В. Гарантии и защита прав местного самоуправления: дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2006. С. 13.

11 См.: Патюлин В.А. Субъективные права граждан: основные черты, стадии, гарантии реализации // Советское государство и право. 1971. № 6. С. 31; Шварц О.А. Организационные и процессуальные гарантии права человека на судебную защиту: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 56.

12 См.: Малько А.В. Об ограничениях прав и свобод человека и гражданина в проекте Конституции Российской Федерации // Государство и право. 1993. № 3.

13 См.: Коробова Е.А. Законные интересы личности в конституционном праве Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2005. С. 88; ЧечотД.М. Субъективное право и формы его защиты. Л., 1968. С. 25.

14 См.: Лебедев В.А. Конституционные юридические гарантии социалистической законности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1983.

15 Правовые акты: учебно-практическое и справочное пособие / под ред. Ю.А. Тихомирова, И.В. Котелев-ской. М., 1999. С. 101.

16 См.: Боброва Н.А. О конституционных гарантиях основных прав, свобод и обязанностей граждан // Советское государство и право. 1979. № 3. С. 4; Недбайло П.Е. Система юридических гарантий применения советских правовых норм // Советское государство и право. 1971. № 3. С. 46.

17 Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. М., 2000. С. 16.

18 Овсепян Ж.И. Конституционно-правовые нормы и институты // Северо-кавказский юридический вестник. 2002. № 4. С. 6.

19 Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. 2-е изд. С. 56.

20 См.: Конституционное право России: учебник / под ред. С.В. Васильевой, В.А. Виноградова, В.Д. Мазае-ва. М., 2010. С. 33; Сергеев С.Г. Учреждающая и ограничивающая роль Конституции: опыт внеконституционных политических институтов в современной России // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 3. С. 5-8.

21 Габричидзе Б.Н., Елисеев В.П., Чернявский А.Г. Конституционное право современной России: учебник для вузов. М., 2001. С. 7.

22 Белянская О.В. Механизм непосредственной реализации прав и свобод личности: дис. . канд. юрид. наук. Тамбов, 2003. С. 59.

23 См.: Петрова А.В. Основные функции Конституции Российской Федерации (Вопросы теории): дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 35.

24 Баймаханов М.Т., Аюпова З.К.,Ибраева А.С. Становление правового государства и конституционный процесс в Республики Казахстан. Алматы, 2001. С. 92.

25 Сейдеманов С.Т. Конституционная реформа и представительные органы власти // Конституционная реформа — новый этап в развитии Казахстана: материалы «круглого стола» (22 мая 2002 г). Алматы, 2007. С. 25.

А.Г. Нерсисян

ГЕНЕЗИС ИНСТИТУТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

Какое бы юридическое понятие мы ни взяли, каждое из них пережило множество изменений, прежде чем предстало перед нами в том развитом и расчлененном образе, в каком оно является в современных юридических теориях. Над видимым хаосом беспорядочной смены одних юридических норм и учреждений другими царит, в действительности, строгая последовательность правовых явлений, причинная зависимость одних от других, преемственность их развития1.

История Российского государства, к сожалению, до сих пор не знает примеров законодательного закрепления института федеральной интервенции как такового в том плане, что отсутствует какая-либо формулировка данного понятия или даже прямое указание, или упоминание его. Однако это не говорит об отсутствии исторического опыта применения инструментов и мер федеральной интервенции и их законодательном закреплении. Мы полагаем, что первый факт применения мер федеральной интервенции, заключающийся в расширении и предоставлении государственному органу чрезвычайных полномочий в целях сохранения и укрепления государственного строя, относится ко времени, предшествующему началу строительства федерализма, а именно к 1880 г. Так, 12 февраля 1880 г. именным Указом императора Александра II, представленным Сенату, в целях прекращения покушений на государственный и общественный строй России была учреждена Верховная распорядительная комиссия по охранению государственного порядка и общественного спокойствия2.

Верховная распорядительная комиссия была создана после взрыва в Зимнем дворце, произведённого 5 февраля 1880 г. и представляла собой чрезвычайный государственный орган в Российской империи, действовавший с февраля по август 1880 г. Она состояла из главного начальника, генерал-адъютанта графа Михаила Лорис-Меликова и назначаемых для содействия ему по непосредственному его усмотрению членов. Сверх того, главный начальник мог приглашать в комиссию всех лиц, присутствие коих признавалось им полезным.

Для решения возложенной на него задачи главному начальнику были даны чрезвычайные полномочия. Кроме прав главноначальствующего в Санкт-Петербурге и непосредственного ведения дел о государственных преступлениях в столице и местном военном округе, ему было предоставлено право делать все распоряжения и принимать все меры, которые он при-

© Нерсисян Артур Гарикович, 2012

Аспирант кафедры конституционного и международного права (Саратовская государственная юридическая академия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.