УДК 342
КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
THE CONSTITUTIONAL REGULATION OF THE PUBLIC RELATIONS Р. Г. НУРМАГАМБЕТОВ (R. G. NURMAGAMBETOV)
На основании существующих точек зрения в современном российском правоведении характеризуется роль конституционного регулирования общественных отношений, которое охватывает своим действием все стороны общественной жизни, так как воздействует на наиболее важные для жизни общества и государства виды общественных отношений.
Ключевые слова: Конституция РФ; конституционное регулирование; общественные отношения; исторические пределы конституционного регулирования; государство; общество.
In article on the basis of the existing points of view the place of the constitutional regulation of the public relations in modern Russian jurisprudence which covers the action all parties of public life is characterized as influences the most important for society and state life types of the public relations.
Key words: Constitution of the Russian Federation; constitutional regulation; public relations; historical limits of the constitutional regulation; state; society.
В последние годы наблюдается повышенный интерес к процессу конституционого регулирования, изменению его направленности в современной России. В юридической литературе отмечается, что конституционное регулирование в настоящее время приобрело качественно новые особенности, которыми оно не обладало ранее. Изменилась его природа, характер воздействия на общественные отношения в обществе. Конституционное регулирование стало носить более расширенный характер. Это обусловлено изменившимися общественными отношениями, которые основываются на новой конституционно закреплённой системе прав и свобод человека и гражданина, принципах государственнотерриториального устройства Российской Федерации и её субъектов, организации органов государственной власти и местного самоуправления.
Справедливо отмечается, что Конститу -ция охватывает все стороны общественной жизни, так как в ней закрепляются положения, имеющие наиболее важное значение для жизни общества на данном историческом этапе [1].
Именно в содержании Конституции РФ определены исходные начала всего процесса конституционного регулирования: цель конституционного регулирования, его задачи, пределы, способы. В дальнейшем они конкретизируются в нормах других отраслей юридической науки. Этим обстоятельством и объясняется повышенный интерес представителей науки конституционного права к анализу различных его аспектов.
По нашему мнению, правовая природа конституционного регулирования - это природа воздействия на фундаментальные общественные отношения, воплощающие сущностные устои конституционного строя правового положения личности, организации и деятельности органов государства и местного самоуправления в отдельно взятый исторический период, законодательно закреплённые в нормах конституций. Новая Конституция РФ законодательно закрепила широкий круг общественных отношений и процессов, усложнение которых, как писал по этому поводу Д. А. Керимов, «происходит ныне со скоростью геометрической прогрессии» [2]. Этот процесс напрямую повлиял на изменение
© Нурмагамбетов Р. Г., 2014
содержательной основы конституционного регулирования и определения его места в современном российском правоведении.
Место конституционного регулирования предопределено его значением как целостного процесса модернизации различных видов общественных отношений, закреплённых в нормах Конституции РФ. Остановимся на их характеристике. В тексте Конституции Российской Федерации закреплены принципиальные положения. Они определяют конституционную основу провозглашенных устоев государства, прав и свобод и обязанностей человека и гражданина, статус институтов государственной власти, административнотерриториального деления государства, органов государственной власти и государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления.
По мнению Л. В. Будько, нужно отметить переориентацию Конституции 1993 г. на новые ценности и приоритеты, главным из которых является приоритет общечеловеческих ценностей. Ярко выражена ориентация на непосредственное регулирование общественных отношений, подчёркнуто важное качество Основного закона как закона прямого действия [3]. Конституция задаёт ориентиры правового регулирования всем органам государственной власти. И в зависимости от объекта воздействия оно рассматривается в литературе по-разному и наделяется разными смыслами.
Можно согласиться с выводом Г. А. Василевича о том, что «с принятием новой Конституции главной задачей является формирование конституционной практики, отвечающей букве и духу Основного Закона, обеспечение непосредственного действия Конституции, её единообразного применения. Необходимо сделать всё, чтобы юридическая и фактическая Конституции совпадали. Роль права, и прежде всего конституционного, как политико-правовой категории в современный период, особенно в связи с трансформацией политической системы, переходом к рыночным отношениям, возрастает чрезвычайно» [4].
Очевиден тот факт, что с принятием новой в Российской Федерации Конституции РФ 1993 г., в том числе перед теоретической наукой, остро возникла проблема ответов на вопросы: что сегодня необходимо включать
в содержание понятия конституционного регулирования, существует ли необходимость в переосмыслении уже выделенных многими учёными особенностей, пределов, основных направлений воздействия, способов и т. д.
Так, определение общего понятия и особенностей конституционного регулирования в настоящее время можно встретить в работах С. А. Авакьяна, Н. Р. Нижник, М. Ф. Маликова, А. Ю. Степанова, С. И. Некрасова, Д. А. Ковачева и др. [5].
Учёные указывают на необходимость выведения научно обоснованного определения понятия «конституционное регулирование общественных отношений» и его содержания. Однако в правовой доктрине до сих пор нет единого мнения о том, что подлежит конституционному регулированию.
Так, по мнению Д. А. Ковачева, А. Е. Постникова, Л. В. Андриченко, В. И. Васильева, Н. М. Колосовой, А. В. Павлушкина, Е. Е. Никитиной, А. Н. Черткова, Л. В. Васильева,
Н. Е. Егоровой до сих пор не определено, в чем именно проявляется особенность конституционного регулирования в настоящее время [6].
Отсутствует единая трактовка понятия «конституционное регулирование общественных отношений». По нашему мнению, исследование вопроса о понятии конституционного регулирования общественных отношений не может осуществляться в отрыве от рассмотрения категории правовое регулирование, которое достаточно подробно исследовано в трудах учёных теоретиков права.
Приоритет научного обоснования данной позиции принадлежит И. Е. Фарберу. Он, в частности, отмечал, что «конституционное регулирование представляет собой политикоправовое воздействие на общественные отношения». Близкую к этой позицию занимали Ю. П. Еременко, Н. А. Михалева и Ю. И. Скуратов. Так, Ю. П. Еременко считал, что «конституционное регулирование выступает первоначальным этапом сознательного и планомерного воздействия людей на процесс общественного производства» [7]. Похожее по смысловому значению определение понятия конституционного регулирования общественных отношений предлагает Н. А. Михалева. Конституционным регулированием она считает «юридическое средство, способ воз-
действия на отношения в целях достижения коммунистического идеала» [8]. На политико-правовой аспект понятия конституционного регулирования указывает в своей работе и Ю. И. Скуратов, отмечая, что «конституционное регулирование представляет собой политико-правовое воздействие на общественные отношения» [9].
В содержании понятия конституционного регулирования выделяются отличительные особенности, ограничивающие его от иных конституционных явлений. Наличие этих особенностей обусловлено сложным внешним и внутренним содержанием конституционного регулирования, его зависимостью от многообразных исторических факторов, усложнением общественных отношений. И всё это обуславливает необходимость расширения содержания конституционного регулирования.
Л. А. Морозова к особенностям конституционного регулирования относила: системность конституционного регулирования, его нормативность, общеобязательность, высокую государственную обеспеченность, особую политико-юридическую значимость, чёткость классовых позиций, комплексный характер, учредительность, устойчивость в сочетании с динамизмом регламентации общественных отношений, программное значение, высокую степень его реальности [10]. Хотя выводы Л. А. Морозовой сделаны на основе советского права, многие из них являются актуальными и сегодня. В то же время анализ норм Конституции РФ показывает, что в настоящий момент особенности конституционного регулирования нуждаются в переосмыслении, поскольку сама жизнь права, развивающаяся социальная практика вносит коррективы в теоретические конструкции, часть которых потеряла актуальность [11]. Во многом это относится к таким особенностям, характерным для регулирования социалистических общественных отношений, как чёткость классовых позиций и про-грамное значение.
Обновленные конституционные положения по-новому определяют и место конституционного регулирования в системе научных знаний, служащих во многом основой для проведения научных исследований.
В связи с этим не будет ошибочным утверждение о том, что в определении места
конституционного регулирования в российском правоведении необходимо отталкиваться от того факта, что форма конституционного регулирования за длительный исторический период его теоретического оформления не изменилась, кардинально поменялось его содержание. К сожалению, как отмечает Е. Н. Дорошенко, освобождение от тяжёлых оков догматического подхода к проблемам юридической науки поставило перед исследователями сложную задачу переосмысления теоретических основ конституционного регулирования порядка взаимоотношения государства и гражданского общества [12]. Так, без характеристики предмета конституционного регулирования, его содержания не обходится ни одно современное учебное издание по конституционному праву [13]. Несмотря на большое количество научных работ, проблема остаётся объектом повышенного внимания со стороны конституционалистов, приобретая в их работах всё больший смысл и государственное значение. «В правовой доктрине, - отмечает Д. А. Ковачев, - до сих пор нет единого мнения о том, что же подлежит конституционному регулированию» [14].
Авторы, в частности, отмечают необходимость чёткого определения предмета кон-ституционого регулирования, критериев разделения видов общественных отношений [15]. В постсоветский период исследованием предмета конституционного регулирования активно занимались С. А. Авакьян, О. Е. Ку -тафин, Т. Я. Хабриева, В. Е. Чиркин и др. В трудах вышеперечисленных авторов в исследовании предмета конституционного регулирования поднимается вопрос о переосмыслении данной проблемы с учётом использования огромного научного потенциала советской и современной науки конституционного права. При этом для характеристики отношений, входящих в предмет, часто используются понятия «предмет конституционного права», «предмет государственного права», «предмет отрасли конститутуционно-го права» и т. д. [16].
Разнообразие подходов юридической науки к определению предмета конституционного регулирования современные исследователи условно разделяют на три группы: понимание предмета конституционного регулирования как комплексной проблемы кон-
ституционного права; классификация общественных отношения, входящих в предмет конституционного регулирования, исходя из содержания анализа конституционных норм; расширение предмета конституционного регулирования путём добавления новых видов общественных отношений или расширения уже имеющихся видов общественных отношений, подлежащих конституционному регулированию.
Характеристике пределов и способов конституционного регулирования посвящены научные работы Р. Иеринга, А. В. Грошева, А. И. Долговой [17] и др. Наблюдается неоп-ределённость в понятии пределов конституционного регулирования, их содержании и классификации. В теории права понимаются обусловленные определёнными факторами границы властного государственного вмешательства в общественные отношения при помощи норм права [18]. Содержательная сторона этих явлений остаётся не исследованной. Пределы конституционного правового регулирования отражены в работах С. А. Авакьяна, Л. А. Морозовой, В. Е. Богданова, Н. А. Богдановой, Ю. А. Дмитриева, Ж. И. Овсепян, В. Я. Тация, О. О. Миронова, Ю. А. Юдина, Ш. К. Хакимова, Е. И. Козло-вой, Е. А. Лукьяновой, Н. М. Павличенко, С. А. Татаринова, М. С. Плетниковой, С. Г. Сергеева, Е. С. Аничкина, Н. Б. Пастуховой [19], Б. С. Эбзеева и др.
Значительное количество работ посвящено рассмотрению конституционных запретов, ограничений, дозволений, обязанностей и предписаний [20]. Конституционные обязанности в сфере прав и свобод исследуются
H. С. Бондарем, А. В. Должиковым, В. А. Лебедевым, В. В. Лапаевой, Г. А. Гаджиевым, Б. С. Эбзеевым, С. В. Пчелинцевым, В. И. Крус-сом [21].
На современном этапе конституционное регулирование общественных отношений выступает как многогранное политико-правовое явление, отражающееся во взаимозависимом сочетании конституционной идеологии, конституционной теории и конституционной практики развития российской государственности.
I. См.: Авакьян С. А. Конституционное право России : учебный курс : в 2 т. - М. : Юристь,
2005. - Т. 1. - С. 136, 155 ; Будько Л. В. Кон -ституционная реформа: теоретико-правовой анализ : дис. ... д-ра юрид. наук. - СПб., 1998. - С. 177.
2. Керимов Д. А. Проблемы конституционной реформы и государственного строительства в России. - М. : Изд-во РАГС, 2000. - С. 27.
3. Будько Л. В. Указ. соч. - С. 179.
4. Василевич Г А. Конституционные принципы и нормы - важнейшие составляющие законодательного регулирования общественных отношений // Вестник Половецкого государственного университета. Серия «Экономические и юридические науки». - 2004. - Серия Б. - С. 3.
5. Авакьян С. А. Тенденции развития конституционно-правового регулирования общественных отношений в современной России // Конституция Российской Федерации: политикоэкономические приоритеты : материалы Всероссийской научно-практической конференции (Омск, 16 ноября 2009 г.). - Омск, 2010. -С. 12-24 ; Нижник Н. Р. Правовое регулирование государственно-управленческих отношений : дис. . д-ра юрид. наук. - Киев, 1992.
- С. 110 ; Современные проблемы конституционного права Российской Федерации : курс лекций / М. Ф. Маликов. - Уфа : ДизайнПо-лиграфСервис, 2007. - 321 с. ; Маликов М. Ф. Методология изучения правового регулирования в Российской Федерации и Содружестве Независимых Государств // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2001. - № 8. - Вып. 1. - С. 91-97 ; Основы конституционного права Российской Федерации : учебное пособие / М. Ф. Маликов. -Уфа : Изд-во БашГУ, 2003. - 240 с. ; Степанов А. Ю. Правовое регулирование общественных отношений в условиях экономического кризиса // Современное право. - 2009. -№ 9. - С. 27 ; Некрасов С. И. Конституционное право Российской Федерации : учебное пособие для бакалавров. - М., 2012. - С. 1718 ; Ковачев Д. А. Предмет, способы и формы конституционного регулирования // Журнал российского права. - 1997. - № 2. - С. 53.
6. Постников А. Е., Андриченко Л. В., Васильев В. И., Колосова Н. М., Павлушкин А. В., Никитина Е. Е., Чертков А. Н., Васильева Л. В., Егорова Н. Е. Концепция развития конституционного законодательства // Концепции развития российского законодательства / под ред. Т. Я. Хабриевой, Ю. А. Тихомирова. - М. : Эксмо, 2010. - С. 123 ; Ковачев Д. А. Указ. соч. - С. 53.
7. Еременко Ю. П. Конституционные основы экономической системы и законность // Советская Конституция и законность / науч. ред.
В. А. Ржевский. - Саратов, 1982. - С. 78.
8. Михалева Н. А. Теоретические проблемы социалистической конституции (сущность, содержание, форма) : дис. ... д-ра юрид. наук. -М., 1983. - С. 118.
9. Скуратов Ю. И. Политические отношения как объект конституционного регулирования // Конституционные основы государственного строительства : межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. Д. Н. Бахрах, М. И. Кукушкин. - Свердловск, 1981. - С. 3.
10. Морозова Л. А. Конституционное регулирование в СССР. - М. : Юрид. лит., 1985. -С. 21.
11. Миникес И. А. Индивидуальное правовое регулирование (теоретико-правовой анализ) : дис. ... д-ра юрид. наук. - Екатеринбург, 2009.
- С. 4-6.
12. Дорошенко Е. Н. Конституционное право и экономика: к вопросу о пределах регулирования // Закон и право. - 2004. - № 7. - С. 52.
13. См.: Конституционное право России в вопросах и ответах : учебно-методическое пособие / под ред. А. В. Малько. - М. : Юрист, 2009. - С. 31-32 ; Червонюк В. И. Конституционное право зарубежных стран : курс лекций : в 10 вып. - Вып. 1: Введение в конституционное право. - Ч. 1. - М., 2008. - С. 60 ; Кокотов А. Н. Конституционное право в российском праве: понятие, назначение и структура // Правоведение. - 1998. - № 1. - С. 17 ; Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации : учебник для вузов. - М., 1998. - С. 4 ; Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. - 2-е изд. -М., 1998. - С. 5 ; Богданова Н. А. Конституционное право. Общая часть. - М., 2009. -С. 39.
14. Ковачев Д. А. Указ. соч. - С. 53.
15. См.: Конституционное право Российской Федерации : курс лекций : в 9 т. - Т. 1: Основы теории конституционного права / М. П. Авде-енкова, Ю. А. Дмитриев. - М. : Весь мир, 2005. - С. 58 ; Авакьян С. А. Политические отношения и конституционное регулирование в современной России: проблемы и перспективы // Журнал российского права. - 2003. -№ 11. - С. 34-54.
16. См.: Кутафин О. Е. Источники конституционного права Российской Федерации. - М. : Юрист, 2002. - С. 35 ; Умнова И. А., Алешко-ва И. А. Конституционное право РФ : учебник для бакалавров. - М. : Юрайт, 2012. - С. 113 ; Кочев В. А Конституционное право. Общие понятия и институты : учеб. пособие для вузов. - Пермь, 1999. - С. 6. См. также: Безуглов А. А., Беломестных Л. А. Конституционное право России : учеб. для юрид. вузов. -М., 2004. - С. 8 ; Тихомиров Ю. А., Талапи-на Э. В. Введение в российское право. - М., 2003. - С. 143 ; Круглов А. Н. Конституцион-
ное право Российской Федерации : учебное пособие. - Норильск, 2010. - С. 7.
17. Иеринг Р. Борьба за право. - М. : Феникс, 1991. - С. 64 ; Грошев А. В. Функции правосознания в механизме уголовно-правового регулирования : дис. . д-ра юрид. наук. - Екатеринбург, 1997. - С. 149-152 ; Долгова А. И. Изучение правового сознания несовершеннолетних // Проблема социологии права. -Вильнюс, 1970. - С. 205.
18. См.: Алексеев С. С. Проблемы теории права. -Свердловск, 1972. - Т. 1. - С. 317 ; Мини-кес И. А. Индивидуальное правовое регулирование: проблемы теории и практики : монография. - Иркутск: Институт зак-ва и правовой информации, 2008. - С. 49 ; Шафир М. А. Конституционное регулирование компетенции СССР и союзных республик // Конституционная реформа в СССР: Актуальные проблемы / отв. ред. Е. К. Глушко. - М., 1990. -С. 85 ; Лазарев В. В. Сфера и пределы правового регулирования // Советское государство и право. - 1970. - № 11. - С. 38-45 ; Сырых В. М. Теория государства и права : учеб. -М. : Юрид. Дом «Юстицинформ», 2001. -С. 156-161 ; Яковлева Т. В. К вопросу о соотношении понятий «злоупотребление правом» и «правонарушение» // Вопросы российского и международного права. - 2011. - № 3. -С. 52.
19. См.: Авакьян С. А. Конституционное право России: учебный курс : учеб. пособие : в 2 т. -4-е изд., перераб. и доп. - М. : Норма : Ин-фра-М, 2010. - С. 171-180 ; Богданов В. Е. Конституция Российской Федерации: теория или реальность // Вестник КФ СЗАГС-2004 : сборник статей. - Ч. 2. - Петрозаводск, 2004.
- С. 139 ; Богданова Н. А . Развитие теории советской Конституции и наука советского государственного права // Вестник МГУ. -Серия 11, Право. - 1982. - № 2. - С. 11-19 ; Дмитриев Ю. А. Президентские инициативы и конституционное регулирование: вопросы соотношения // Право и жизнь. - 2000. -№ 29 ; Овсепян Ж. И. Основные признаки Конституции: формально-юридические и политико-правовые признаки, предмет (пределы) конституционного регулирования // Северо-кавказский юридический вестник. - 2001.
- № 1. - С. 3 ; Таций В. Я. Проблемы конституционного регулирования общественных отношений на Украине // Юридическая наука и образование. - 2008. - Вып. 1. - С. 97 ; Юдин Ю. А. Предмет и пределы конституционного регулирования // Российский конституционализм: проблемы и решения : материалы Международной конференции. - М. : Ин-т гос. и права РАН, 1999 ; Хакимов Ш. К. Становление и развития Конституции как политико-правового института в Таджикистане :
дис. ... д-ра юрид. наук. - Душанбе, 2003. -С. 179 ; Козлова Е. И. Обоснование новых концепций Российской Конституции в правовой теории // Lex Russia (научные труды МГЮА). - 2009. - № 2. - С. 311 ; Лукьянова Е. А. Государственность и конституционное законодательство России : дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2003. - С. 75-359 ; Павли-ченко Н. М. Принцип разделения государственной власти в конституцинном регулировании Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1999. - С. 16-107 ; Татари-нов С. А. Вопросы конституционного законодательства в Постановлениях Конституционного Суда РФ : дис. . канд. юрид. наук. -Томск, 2002. - С. 82 ; Плетникова М. С. Пределы самостоятельности местного самоуправления в Российской правовой действительности: конституционно-правовой аспект // Вестник Калининградского юридического института МВД России. - 2009. - № 2(18). -С. 52-56 ; Сергеев С. Г Учреждающая и ограничивающая роль Конституции: опыт вне-конституционных политических институтов в современной России // Конституционное и муниципальное право. - 2011. - № 3. - С. 5-7. См.: Аничкин Е. С. Конституционное законодательство Российской Федерации: причины, типология, пределы неоднородности : дис. . канд. юрид. наук. - Тюмень, 2003. - С. 65189 ; Пастухова Н. Б. Проблема суверенитета в системе федеративных отношений // Право и политика. - 2009. - № 8. - С. 1631.
20. См.: Общие дозволения и общие запреты в советском праве / С. С. Алексеев ; ред.: Л. А. Плеханова. - М. : Юрид. лит., 1989. -288 с. ; Зубков А. И., Рыбаков В. А. Дозволения в уголовно-исполнительном законодательстве // Вопросы совершенствования нормативного регулирования деятельности органов внутренних дел : сборник научных трудов. - Уфа : Изд-во Уфим. ВШ МВД России, 1991. - Ч. 2. - С. 13-19 ; Макарцев А. А. Дозволения, запреты и позитивные обязывания в избирательном режиме: проблемы метода правового регулирования // Государственная власть и местное самоуправление. - М. :
Юрист, 2008. - № 1. - С. 6-8 ; Соловьев Д. Н. Дозволения и запреты в практике применения должностными лицами уголовно-процессуальных норм // Актуальные проблемы юридической науки и правоприменительной практики : сборник научных трудов (по материалам VII Международной заочной научнопрактической конференции, состоявшейся 17 октября 2008 г.) : в 2 ч. - Киров, 2008. - Ч. 2.
- С. 232-235.
21. Бондарь Н. С. Конституционализация социально-экономического развития российской государственности. - М., 2006. - С. 22 ; Дол-жиков А. В. Конституционные критерии допустимости ограничения основных прав и свобод : дис. . канд. юрид. наук. - Тюмень, 2003 ; Лебедев В. А. Ограничение политических прав и свобод граждан в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2004. - № 2. - С. 20 ; Лапае-ва В. В. Проблема ограничения прав и свобод человека и гражданина в Конституции РФ (опыт доктриального осмысления) // Журнал российского права. - 2005. - № 7. - С. 13 ; Гаджиев Г. А. Основные экономические права (сравнительно-правовое исследование конституционно-правовых институтов России и зарубежных стран) : дис. . д-ра юрид. наук.
- М., 1996. - С. 267 ; Эбзеев Б. С. Ограничение конституционных прав: понятие и пределы // Теория и практика ограничения прав человека по российскому законодательству и международному праву. - Ч. 1. - Н. Новгород, 1998. - С. 6. См. также: Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву. «Круглый стол» // Государство и право. - 1998. - № 10. - С. 52 ; Пче-линцев С. В. Проблемы ограничения прав и свобод в условиях особых правовых режимов. - М., 2006. - С. 47; Его же. Новое законодательство о противодействии терроризму и ограничение прав и свобод граждан // Журнал российского права. - 2006. - № 5. -
С. 13 ; Крусс В. И. Теория конституционного правопользования. - М., 2007. - С. 244.