УДК 613.632:613.62]-07
А. Л. Ковачев, Г. М. Костадинова, А. М. Джежев
К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ДОПУСТИМЫХ ЭКСПОЗИЦИЙ И ТРУДОВОГО СТАЖА РАБОЧИХ ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ ВРЕДНЫХ ФАКТОРОВ
Институт гигиены и профессиональных заболеваний — Медицинская академия: Научно-исследовательский институт профсоюзных проблем при ЦС БПС им. Г. Димитрова,
София, НРБ
Эпидемиологические исследования не позволяют точно оценить существующий профессиональный риск при воздействии вредных веществ без определения общей экспозиции с учетом стажа работы с этими веществами. Чаще всего определяемая на практике средняя дневная экспозиция — недостаточно достоверный критерий, так как существенное значение имеет число дней, в течение которых рабочие подвергались данному вредному воздействию.
Определение профессионального риска экспериментальным путем связано с рядом трудностей, а полученные результаты не всегда могут быть экстраполированы на человека без риска допустить ошибку. Экспозиционные тесты, разработанные для некоторых вредных веществ, в известной степени позволяют решать этот вопрос, но только в отношении средней дневной экспозиции (3. Запрянов; В. Шедивец).
С другой стороны, в производственных условиях еще не везде существуют технологические возможности, позволяющие достичь ПДК отдельных факторов рабочей среды. Именно в этих случаях необходимо определение допустимых экспозиций и трудового стажа рабочих при воздействии вредных веществ. Это позволило бы своевременно внедрить необходимые медико-профилактические меры и предотвратить инва-лидизацию рабочих.
Для решения этого вопроса в качестве критерия мы использовали закономерность доза — ответ. Под «дозой» мы понимали общую стаже-вую экспозицию в отношении данного вредного воздействия (независимо от места работы), а под «ответом» — соответствующую для каждого неблагоприятного производственного фактора самую небольшую количественную степень специфической обратимой клинической или другой реакции организма, определенной в профпатоло-гии.
В качестве модели для исследований мы изучали железоплавильное производство одного из металлургических комбинатов в НРБ, на котором концентрация марганцевых аэрозолей в воздухе рабочей среды превышает ПДК (П. Коль-ковски и соавт., А. Джежев и Е. Коен; Г. Гено-ва-Костадинова).
Интоксикация, вызванная марганцем, длительно протекает скрыто при бедной (преимущественно со стороны нервной системы) симптомати-
ке, а в тяжелой форме чаще всего сопровождается паркинсоноподобным состоянием, приводящим к инвалидности (Г. Ганев).
Для определения допустимых экспозиций и трудового стажа этих рабочих с целью предотвращения интоксикации необходимо знать, какое дневное количество аэрозолей марганца воздействует на рабочих («доза») и когда появляются в зависимости от этого ее первые обратимые специфические признаки («ответ»).
Для определения средней дневной, общей ста-жевой и средней профессиональной экспозиции рабочих в отношении аэрозолей марганца проведена гигиеническая оценка элементов трудовых операций и установлено время воздействия этого вредного фактора на рабочих (детальные хроно-метражные исследования трудового процесса по профессиям).
По бухгалтерским ведомостям и личному делу было определено число действительно отработанных дней в условиях воздействия марганца для каждого рабочего — А) (абсолютное число), для чего из трудового стажа каждого рабочего вычитали число дней, проведенных в отпуске, командировке, по болезни, беременности, уходу за ребенком и т. д.
Была определена вентиляция легких у каждого из рабочих при отдельных трудовых операциях, на основе чего рассчитывали общее количество воздуха, проходящего через органы дыхания в смену — В, (м3).
Содержание аэрозолей марганца в пыли в зоне дыхания каждого рабочего определяли с помощью индивидуальных аспираторов типа «Ка-селла» (М. Луканов и Г. Генова-Костадинова). Пробы брали в течение всей рабочей смены на фильтры из советского материала ФПП-15. Фильтры с пылью взвешивали, соответствующим образом обрабатывали и определяли в них содержание марганца с помощью атомно-абсорб-ционного спектрофотометра. Вычисляли среднюю концентрацию аэрозолей марганца, которая воздействует на каждого рабочего, осуществляющего в этих условиях определенную трудовую деятельность, — С\ (мг/м3).
С использованием показателей Л,-, В, и С, вычисляли общую стажевую экспозицию, т. е. количество поглощаемого каждым рабочим марганца в течение его трудового стажа по формуле Е1 = А1В1С, (мг).
Для установления «ответа», который развивается в результате поглощения этого количества марганца, были проведены следующие исследования: определение содержания марганца в крови, сыворотки крови и моче в конце рабочего дня (В. П. Протопопова); определение состояния вестибулярного аппарата с помощью различных отоневрологнческих методов, а также их » психического состояния с помощью теста Ми-нессота (ММР1).
Из общего числа рабочих (АО были выделены такие (л), у которых получен «ответ» в отношении одного, нескольких или всех показателей. В этом случае рисковое число (р) представляет собой частное от деления числа дающих «ответ» рабочих на общее число занятых в производстве:
п
Р = ~М~ . Однако с помощью полученного таким образом рискового числа не представляется возможным вывести математическую связь между «дозой» и «ответом», в связи с чем мы определяли среднюю стажевую экспозицию рабочих (£Ср)- Она представляет собой частное от деления суммы индивидуальных экспозиций всех дающих «ответ» рабочих (Е£<) на общее их чис-
? ло (п):Еср= „ (мг). Кроме того, мы вычисляли средний трудовой стаж дающих «ответ» рабочих (аСр).
С помощью этих двух величин можно определить среднюю дневную экспозицию дающих «от-
£ср
вет» рабочих (еср) по формуле «ср = аср (мг),
которая выражает среднее дневное количество аэрозолей марганца, которое воздействует на дающих «ответ» рабочих. В данном железоплавильном производстве это количество составило 22,54 мг аэрозолей марганца за рабочий день.
Средняя дневная экспозиция, однако, не позволяет определить существующий для каждого рабочего профессиональный риск, так как вентиляция легких и поглощаемое количество аэрозолей марганца у них различно. Следовательно, каждый рабочий подвергается определенному персональному профессиональному риску относительно воздействия аэрозолей марганца. Но последний зависит от другой величины — персональной средней дневной экспозиции (еп). которая представляет собой произведение количества воздуха, проходящего за одну рабочую смену через легкие каждого исследуемого рабочего (Ьа), и средней персональной концентрации воздействующих в течение рабочего дня аэрозолей марганца, (сп): еп = Ьпсп (мг).
Для каждого рабочего можно найти персональное рисковое число, определяющее профессиональный риск относительно воздействия марганца на базе полученного ранее «ответа» других рабочих, занятых в этом производстве. Персональное рисковое число (еп) представляет собой частное от деления персональной средней
дневной экспозиции (еп) на среднюю дневную экспозицию всех дающих «ответ» рабочих (еСр): еп
:8П = Оно Равно 0. если рабочий не на-
ходится в контакте с аэрозолями марганца, и 1 — если его персональный профессиональный риск равен среднему, характерному для рабочих данного производства.
Для гигиены труда и медицинской профилактики необходимо знать продолжительность трудового стажа (персональное время), при котором каждый рабочий вероятно бы дал «ответ» в отношении этого вредного воздействия, т. е. его допустимый трудовой стаж (а„). Он может быть вычислен с помощью средней продолжительности трудового стажа, при которой рабочие этого производства отвечают на систематическое неблагоприятное воздействие аэрозолей марганца на их организм специфическими обратимыми клиническими или другими реакциями, которые воспринимаются в данном случае как начальные ранние поражения (аср).
Показатель а„ может служить основой для определения допустимого трудового стажа каждого вновь поступившего рабочего, в течение которого он мог бы работать на данном предприятии при наличии определенного гигиенического фактора в норме или выше ПДК без наступления в его организме начальных поражений. Для получения данного показателя производят следующий подсчет: определяют вентиляцию легких вновь поступившего рабочего при выполнении определенных трудовых операций, после чего с помощью хронометражных данных об их продолжительности вычисляют количество воздуха, вдыхаемого рабочим в течение рабочей смены — Ьп (м3). Затем определяют персональную среднюю концентрацию вредного фактора, воздействию которого подвергается вновь поступивший рабочий, — сп (мг/м3) на основе данных, полученных в течение рабочей смены с помощью индивидуального прибора для отбора проб, установленного на уровне зоны дыхания рабочего. По формуле еп = ЬпСв вычисляют среднюю дневную экспозицию вредного фактора, действию которого вновь поступивший рабочий будет подвержен при выполнении определенной трудовой деятельности.
На основе предварительно аналогично определенной средней стажевой экспозиции (еср) вычисляют персональное рисковое число для каждого вновь поступившего на данное производство
рабочего по следующей формуле: ®п = ес"р ,
С помощью персонального рискового числа (еп) и среднего трудового стажа для данного производства (аср) вычисляют персональный допустимый трудовой стаж (сигнальное время) по аср
формуле ап = . В течение этого времени каждый вновь поступивший рабочий может ра-
3*
— 67 —
ботать без профессионального риска начальных повреждений его организма, вызванных систематическим воздействием определенного вредного производственного фактора.
Выводы. 1. На основе закономерности доза — ответ, установленной при воздействии аэрозолей марганца, предложен метод определения допустимой экспозиции и трудового стажа рабочих.
2. Для оценки профессионального риска определено персональное рисковое число, которое ограничивает допустимую экспозицию и трудовой стаж рабочих и может быть использовано в случаях, когда по технологическим причинам невозможно достичь ПДК.
3. Предлагаемое персональное рисковое число сходно с известными модификациями, относящимися в основном к индивидуальному определению вредного фактора в зоне его воздействия и выбору комплекса медицинских критериев, может быть использовано для оценки профессионального риска при систематическом воздейст-
вии на организм рабочих и других неблагоприятных производственных факторов.
Литература. Протопопова В. П. — Гиг. труда, 1958, № 4, с. 40—43.
Ганев Г. Паркинсонизм. София, 1976.
Генова-Костадинова Г. Някои трудовохигиенни проблеми във феросплавното производство у нас. Автореф. дне. София, 1980.
Джежев А., Коен Е. — В кн.: Хнгиена на основни отрасли на пронзводството. Под ред. М. Луканова. София, 1978, с. 81—84.
Запрянов 3. Промени в обмяната на триптофана при олов-но въездействие и значението им за съездаване на нови експозиционни тестове. Дис. канд. София, 1978.
Кольковски П., Бобев Г., Коен Е. Химически анализ на работната среда. София, 1977.
Луканов М., Генова-Костадинова Г. — Хиг. и здрав., 1979, ' № 1, с. 100—103.
Шедивец В. — В кн.: Координационное совещание специалистов стран—членов СЭВ по теме «Усовершенствование методов определения токсических веществ в воздухе рабочей зоны и биосферах». Сборник докладов. Прага, 1978, с. 1—27.
Поступила 25.11.81
УДК 614.771:615.285.7
Ф. Меллер, М. Бритц О РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРОМЕТРИНА В ПОЧВЕ
Окружной институт гигиены, Потсдам (ГДР)
При возделывании марковн в ГДР для уничтожения сорняков применяется препарат увон на базе триазина. Этот препарат содержит 50 % прометрина. В зависимости от вида почвы, значения pH и влажности препарат сохраняет в течение 2—4 мес гербицидную активность (Н. И. Гордиенко; С. Я. Найштейн и Г. В. Ме-ренюк; Maier-Bode). По действующим предписаниям при предвсходовом применении норма расхода увона составляет 2,5—3 кг/га, при после-всходовом — 3 кг/га (AdL).
Находящийся в почве прометрин переходит в морковь через корневую систему. Несмотря на относительно хорошую водорастворимость, прометрин мигрирует в почве с атмосферными осадками на глибину 30 см (Н. И. Гордиенко; Heinisch и соавт.; Miller и соавт.). Активность почвенной микрофлоры под влиянием прометрина не подвергается существенному влиянию (Н. И. Гордиенко; Н. В. Лазарева и В. Г. Бло-хин; Maier-Bode; Domsch). В растениях происходит биохимическое разложение прометрина путем окисления, гидролиза и разрушения кольца углерода с выделением С02 и алифатических соединений азота (Maier-Bode). Heinisch и Reifenstein при разовом применении прометрина обычно не обнаруживали измеримых остатков прометрина в убранной моркови (менее 0,01 мг/кг). При двукратном применении препарата среднеранние сорта моркови содержали до 0,15 мг/кг, а поздние — до 0,10 мг/кг.
Токсичность прометрина, по данным ряда авторов, для теплокровных относительно низкая. Недействующие дозы по Maier-Bode: для крыс—1250 мг/кг, для собак—150 мг/кг, для крупного рогатого скота—100 мг/кг. Однако Н. И. Гордиенко, ссылаясь на данные В. 3. Мар-тынюка и соавт., отмечает, что 5 мг/кг оказывают эмбриотоксическое действие на крыс. Достоверных данных о токсичности прометрина для человека мы не обнаружили. В отношении моркови установлены максимально допустимые остаточные количества прометрина в широком диапазоне: в Бельгии и Голландии—1,0 мг/кг, в Югославии и ФРГ — 0,05 мг/кг. В ГДР максимально допустимым остаточным количеством прометрина для моркови является 0,1 мг/кг. При переработке моркови с целью получения продуктов для детского питания допускается содержание прометрина ^0,02 мг/кг (MfGe).
Окружной институт гигиены в Потсдаме с 1972 г. производит серийные исследования остаточных количеств прометрина в моркови, предназначенной для детского питания. Почвы, на которых выращиваются морковь, характеризуются легкими и реже среднетяжелыми типами (песок, суглинистый песок, песчаный суглинок). Выращиваются на ней в первую очередь поздние сорта, посев которых производится в марте. Обработка культур прометрином осуществляется в соответствии с утвержденными правилами по защите растений. Пахотный слой почвы исследует-