моркови при совместной переработке ее с другими продуктами на консервы.
Таким образом, общая величина ПДК про-метрнна в почве по рекомендации авторов составляет 0,5 мг/кг, что соответствует величине ПДК для прометрина, установленной в СССР (№ 1496—76, 11/УШ 1976 г.). Это соответствие подтверждает достоверность установленной величины норматива.
Литература. Гордиенко Н. И. — Гиг. и сан., 1977, № 1, с. 22—25.
Лазарева Н. В., Блохин В. Г. — Химия в сельском хоз-ве,
1969, № 8, с. 49—51. Найштейн С. Я., Меренюк Г. В. Санитарная охрана внешней среды от загрязнения пестицидами. Кишинев, 1971.
Agrochemikalien in der Umwelt. / Heinisch E., Paucke H„ Nagel H.-D. et al. Jena, 1976.
Akademie der Landwirtschaftswissenschaften der DDR (AdL), Institut für Pflanzenschutzforschung Kleinmachnow: Pflanzenschutzmittelverzeichnis 1978/79. Berlin, 1978.
Domsch K. H. — Ber. Landwirtschaft, 1972, Bd 50, S. 392— 403.
Heinisch £., Reifenstein H. — Ernährungsforsch., 1971, Bd 26, S. 605-615.
Maier-Bode H. Herbizide und ihre Rückstände. Stuttgart, 1971.
Ministerium für Gesundheitswesen der DDR (MfG). Rückstandsmengen—Anordnung, 1980, v. 3. Juni. — Gesetzblatt Sonderdruck, 1980, 24 Juli.
Miller 1. H.. Keeley P. £., Thullen R. J. et al. — Weed Sei., 1978, v. 26, p. 20—27.
Поступила 08.02.82
УДК 371.71 :в12.821.1/.3:в12.89
Н. Семова, Цв. Страшимирова, Р. Дамянова, П. Павлова, Е. Бирчева, А. Божанов
5-ДНЕВНАЯ УЧЕБНАЯ НЕДЕЛЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Научный институт гигиены и профессиональных заболеваний — Медицинская академия, София, НРБ
Умственный труд продолжает быть доминирующим в учебной деятельности ученика. Исследования, проведенные в последние годы, установили, что при напряженной работе, в том числе умственной, создается функциональная система, объединяющая высшие нервные центры, которые осуществляют непосредственную работу, и вегетативные центры, регулирующие обеспечение эффективной умственной деятельности (П. К. Анохин; Н. А. Аладжанова и соавт.). Ю. И. Кунди-ев и соавт., М. Гельцель считают, что при умственной деятельности увеличивается степень корреляции между функциями определенных областей коры и различными показателями вегетативных функций.
Для того чтобы оценить возможности перехода ученнков начальных классов к 5-дневной учебной неделе наряду с исследованием ряда показателей было изучено функциональное состояние организма учеников на базе параллельного исследования реактивности центральной и вегетативной нервной системы и активности коры надпочечников.
Исследование проводили в течение 3 учебных лет в школах с организованной учебно-воспитательной работой на протяжении всего дня, но с 5- и 6-дневной учебной неделей (соответственно экспериментальные и контрольные). Функциональное состояние учеников оценивали в начале и в конце учебного года, в дневной и недельной динамике. Об изменениях корковой нейродина-мики судили по длительности латентного периода простой и сложной зрительномоторной реакции, определенной методом А. Г. Иванова-Смоленского. Особенности внимания, координацию
движений и скорость ответной реакции исследовали при помощи аппарата Пиорковского. Состояние гемодинамики определяли по частоте сердечных сокращений, величине артериального давления, а также по величинам ударного и минутного объема сердца, определенным по Starr. Активность коры надпочечников определяли по содержанию выделенных с мочой 17-оксикортико-стероидов (методом Porter — Silber).
Латентный период простой зрительномоторной реакции находился в границе принятых норм для 7, 8 и 9-летних детей.
У учеников всех классов (экспериментальных и контрольных) время реакции в конце учебного года было меньшим, чем в начале года (Р< <0,001). Этот факт является доказательством благоприятного воздействия учебно-воспитатель-ной работы на подвижность основных нервных процессов. Латентный период простой зрительномоторной реакции у учеников экспериментальных классов в начале учебного года был короче, чем у учеников контрольных групп. Среди первоклассников различие в пользу тех, которые обучаются в условиях 5-дневной учебной недели, имеет большое статистическое значение (Р<0,001). У учеников 2-го и 3-го классов различия были минимальными.
В конце учебного года результаты исследования у первоклассников были аналогичными. Латентный период реакции у учеников экспериментальных классов был более коротким (Р< <0,001). У второклассников выявлена та же зависимость, но при Р< 0,05—0,02. Только у учеников 3-го класса, обучающихся в условиях 5-дневной учебной недели, латентный период
простой зрительномоторной реакции был несколько более длительным, чем в контрольных группах.
Однонаправленными были результаты определения сложной зрительномоторной реакции. Латентный период у учеников всех контрольных классов был более продолжительным, чем в экс-* периментальных группах: в 1-м и 2-м классах различия имеют большую статистическую значимость (Р<0,001).
Подобная динамика времени реакции при умственной работе является отражением хорошего функционального состояния центральной нервной системы, уравновешенности нервных процессов с преобладанием в незначительной мере процесса возбуждения, оказывающегося благоприятной предпосылкой для высокой работоспособности. Это обстоятельство позволяет дать положительную оценку функционального состояния нервной системы в сфере первой сигнальной системы у учеников контрольных и экспериментальных групп с некоторым преимуществом для тех, которые обучаются в условиях 5-дневной учебной недели.
Результаты исследования ошибок при диффе-' ренцировке в начале учебного года показывают, что ученики экспериментальных классов ошибаются меньше, чем их сверстники из контрольных классов. В конце года результаты не так однонаправленны, но ученики 3-го класса, у которых ученический стаж в условиях 5-дневной учебной недели наиболее длителен, допускают также меньше ошибок, чем их сверстники, которые обучаются в условиях традиционной 6-дневной учебной недели.
По сравнению с началом учебного года ошибки при дифференцировке в конце года, за небольшим исключением, имеют выраженную тенденцию к снижению в одинаковой мере у учеников контрольной и экспериментальной групп. Эти изменения указывают на положительные сдвиги функционального состояния центральной нервной системы и представляют собой непрямое доказательство благоприятного воздействия учебно-воспитательной работы и в условиях 5-дневной учебной недели.
Точность и координация движений, а также взаимодействие между зрительным и двигательным анализаторами показали благоприятную динамику в исследуемых группах. Однако первоклассники контрольной школы допускают больше ошибок, чем их сверстники, обучающиеся в экспериментальной школе (Р<0,05—0,001), при общей тенденции к снижению во время второй учебной четверти. Ученики 3-го класса ошибаются меньше, чем ученики 1-го класса, а дневная динамика выражает тенденцию к снижению в конце учебных занятий. Не установлено существенного различия между учениками экспериментальных и контрольных классов (Р> >0,05).
Динамика основных показателей кровообращения у учеников экспериментальной и контрольной школ однонаправленна и отражает хорошую адаптацию учеников к учебно-воспитательной работе в течение 3 учебных лет.
Одинакова тенденция к умеренному замедлению частоты сердечных сокращений после учебных занятий, что больше выражено во время занятий утром (Р<0,05). Эти изменения в конце года были больше, что обусловлено выраженными явлениями утомления. Во время послеобеденных занятий динамика пульса у учеников исследуемых групп была разнонаправленной. В то время как у первоклассников экспериментальной школы тенденция к замедлению или учащению была слабо выражена (Р>0,05), в контрольной группе в течение всех дней недели она замедлялась, причем в большинстве случаев различия по сравнению с исходными величинами были статистически значимы (Р<0,01). Во 2-м и 3-м классах изменения пульсовой частоты в послеобеденные часы имели более благоприятный характер у учеников с 5-дневной учебной неделей. На сердечно-сосудистую реактивность в большей мере влияет различная организация послеобеденного режима.
При измерении артериального и пульсового давления во время учебных занятий выявлены умеренные колебания показателей и быстрое восстановление их до исходных величин, что отражает степень умственной активности. В этом смысле адаптивные возможности кровообращения при умственной работе у учеников контрольных классов во время всего периода наблюдения были небольшими.
В пользу подобных рассуждений свидетельствуют значения ударного объема и его динамика во время учебных занятий. У учеников экспериментальных классов значения ударного объема более высокие, чем у их сверстников из контрольной школы. Во время учебных занятий значения ударного объема имели тенденцию к снижению (Р>0,05)).
При оценке состояния гемодинамики во время учебных занятий информативны значения минутного объема. В течение дня этот показатель колебался, отмечено его незначительное снижение в обеих группах (Р>0,05). Близкие средние значения минутного объема у учеников экспериментальных и контрольных классов, сохранение одного и того же уровня во время учебных занятий свидетельствуют о хорошем приспособлении учеников к учебно-воспитательному режиму, организованному и при 5-дневной учебной неделе. Результаты большинства исследований, проведенных во время учебных занятий, свидетельствуют о большем ударном объеме у учеников экспериментальных классов, чем у учеников контрольных классов, у которых тот же уровень минутной циркуляции был результатом увеличения частоты сердечных сокращений. Это является
показателем более эффективного кровообращения у учеников, обучающихся в условиях 5-дневной учебной недели.
При оценке функционального состояния коры надпочечников по индивидуальным кривым выделения 17-оксикортикостероидов существенных различий между учениками экспериментальных и контрольных классов не было выявлено.
Выводы. 1. Учебная нагрузка в начальных классах не оказывает отрицательного влияния на процессы высшей нервной деятельности и на интенсивность психических процессов у учеников. Установлено благоприятное функциональное состояние центральной нервной системы в сфере первой сигнальной системы.
2. Изменения основных гемодинамических показателей отражают реакцию кровообращения, адекватную умеренной умственной нагрузке. У учеников экспериментальных классов регуляция кровообращения более эффективна.
УДК 614.761:614.39
Широкое строительство животноводческих комплексов на промышленной основе, осуществляемое в нашей стране в последние годы, поставило перед гигиенистами и практическими санитарными врачами ряд конкретных вопросов, решение которых связано с изучением влияния выбросов этих комплексов на окружающую среду. Одним из недостаточно изученных является вопрос о степени загрязнения атмосферного воздуха в окружении свиноводческих комплексов различной мощности отдельными вредными веществами, образующимися в процессе эксплуатации этих комплексов, и дальности распространения этих токсических веществ в атмосферном воздухе.
С целью определения степени загрязнения атмосферного воздуха на различных расстояниях от свиноводческих комплексов на 12 000 свиней аммиаком, который можно считать лимитирующим показателем для определения необходимой ширины санитарно-защитной зоны от свиноводческих комплексов, Щелковская санэпидстанция в 1980— 1981 гг. проводила лабораторные исследования содержания аммиака в атмосферном воздухе на расстояниях 300, 500, 1000 и 1500 м от дзух свиноводческих комплексов на 12 000 свиней каждый, размещенных на различных участках Щелковского района. Расстояние между свинокомплексами 15 км.
Исследования проводили в окружении свиноводческих комплексов Назимиха совхоза «10 лет Октября» и Никифорове совхоза «Красный луч», построенных в 1975 г. по типовым проектам, разработанным проектным институтом «Росгипросельстрой» в 1971 г. Направление обоих свиноводческих комплексов — откормочное свиноводство. Содержание свиней групповое, в станках. Планировка тер-
3. Дневная и недельная динамика глюкокор-тикоидной активности у учеников, обучающихся в условиях 5- и 6-дневной учебной недели, не различается по существу, что свидетельствует об одинаковом психоэмоциональном напряжении у учеников во время учебно-воспитательной работы.
4. При рациональной организации учебно-вос-питательного режима в течение всего дня имеются реальные возможности введения 5-дневной учебной недели для учеников 1—3-х классов.
Литература. Лладжанова Н. А., Монова Н. А., Руса-лев В. М. — Физиология человека, 1975, т. 1, № 5, с. 739-745.
Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М„ 1975.
Гельцель М. — Физиология человека, 1976, т. 2, №2, с. 253-261.
Кундиев Ю. И., Иавакатикян А. О., Томашевская Л. И. и др. — Там же, № 3, с. 433—440.
Поступила 29.01.82
ритории и примененные для строительства свинарников и других объектов проекты в обоих свиноводческих комплексах одинаковые. Свинарники оборудованы централизованными системами водоснабжения, канализации, отопления и вентиляции. Свинокомплекс Назимиха построен на большой поляне и со всех сторон окружен лесом, а свинокомплекс Никифорове размещен на опушке леса и с трех сторон окружен пахотными землями совхоза.
Отбор проб воздуха, производимый под факелом выброса, и их лабораторные исследования выполняли в точном соответствии с общепринятыми методиками. Всего выполнено 300 анализов, результаты которых представлены в таблице.
Приведенные в таблице данные свидетельствуют о том, что свиноводческие комплексы являются источниками интенсивного загрязнения атмосферного воздуха аммиаком, содержание которого в концентрациях, превышающих ПДК, обнаруживается на значительном расстоянии от источников выброса. Так, на расстоянии 1000 м от свинокомплексов концентрации аммиака, превышающие ПДК, обнаружены в 36—52 % случаев. В то же время концентрации аммиака в атмосферном воздухе на расстоянии 1500 м значительно ниже и превышают ПДК лишь в 10—14 % случаев. Следует также отметить влияние лесного массива на уменьшение дальности распространения загрягнений: на расстояниях 500, 1000 и 1500 м от источника загрязнений число случаев обнаружения Концентраций, превышающих ПДК, было значительно больше в окружении свинокомплекса Ннкнфорово, размещенного на опушке леса, чем свино-
Из практики
В. Е. Поляк
К ОБОСНОВАНИЮ ШИРИНЫ САНИТАРНО-ЗАЩИТНОЙ ЗОНЫ СВИНОВОДЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ
Щелковская санэпидстанция Московской области