показателем более эффективного кровообращения у учеников, обучающихся в условиях 5-дневной учебной недели.
При оценке функционального состояния коры надпочечников по индивидуальным кривым выделения 17-оксикортикостероидов существенных различий между учениками экспериментальных и контрольных классов не было выявлено.
Выводы. 1. Учебная нагрузка в начальных классах не оказывает отрицательного влияния на процессы высшей нервной деятельности и на интенсивность психических процессов у учеников. Установлено благоприятное функциональное состояние центральной нервной системы в сфере первой сигнальной системы.
2. Изменения основных гемодинамических показателей отражают реакцию кровообращения, адекватную умеренной умственной нагрузке. У учеников экспериментальных классов регуляция кровообращения более эффективна.
УДК 614.761:614.39
Широкое строительство животноводческих комплексов на промышленной основе, осуществляемое в нашей стране в последние годы, поставило перед гигиенистами и практическими санитарными врачами ряд конкретных вопросов, решение которых связано с изучением влияния выбросов этих комплексов на окружающую среду. Одним из недостаточно изученных является вопрос о степени загрязнения атмосферного воздуха в окружении свиноводческих комплексов различной мощности отдельными вредными веществами, образующимися в процессе эксплуатации этих комплексов, и дальности распространения этих токсических веществ в атмосферном воздухе.
С целью определения степени загрязнения атмосферного воздуха на различных расстояниях от свиноводческих комплексов на 12 000 свиней аммиаком, который можно считать лимитирующим показателем для определения необходимой ширины санитарно-защитной зоны от свиноводческих комплексов, Щелковская санэпидстанция в 1980— 1981 гг. проводила лабораторные исследования содержания аммиака в атмосферном воздухе на расстояниях 300, 500, 1000 и 1500 м от дзух свиноводческих комплексов на 12 000 свиней каждый, размещенных на различных участках Щелковского района. Расстояние между свинокомплексами 15 км.
Исследования проводили в окружении свиноводческих комплексов Назимиха совхоза «10 лет Октября» и Никифорове совхоза «Красный луч», построенных в 1975 г. по типовым проектам, разработанным проектным институтом «Росгипросельстрой» в 1971 г. Направление обоих свиноводческих комплексов — откормочное свиноводство. Содержание свиней групповое, в станках. Планировка тер-
3. Дневная и недельная динамика глюкокор-тикоидной активности у учеников, обучающихся в условиях 5- и 6-дневной учебной недели, не различается по существу, что свидетельствует об одинаковом психоэмоциональном напряжении у учеников во время учебно-воспитательной работы.
4. При рациональной организации учебно-вос-питательного режима в течение всего дня имеются реальные возможности введения 5-дневной учебной недели для учеников 1—3-х классов.
Литература. Лладжанова Н. А., Монова Н. А., Руса-лев В. М. — Физиология человека, 1975, т. 1, № 5, с. 739-745.
Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М„ 1975.
Гельцель М. — Физиология человека, 1976, т. 2, №2, с. 253-261.
Кундиев Ю. И., Иавакатикян А. О., Томашевская Л. И. и др. — Там же, № 3, с. 433—440.
Поступила 29.01.82
ритории и примененные для строительства свинарников и других объектов проекты в обоих свиноводческих комплексах одинаковые. Свинарники оборудованы централизованными системами водоснабжения, канализации, отопления и вентиляции. Свинокомплекс Назимиха построен на большой поляне и со всех сторон окружен лесом, а свинокомплекс Никифорове размещен на опушке леса и с трех сторон окружен пахотными землями совхоза.
Отбор проб воздуха, производимый под факелом выброса, и их лабораторные исследования выполняли в точном соответствии с общепринятыми методиками. Всего выполнено 300 анализов, результаты которых представлены в таблице.
Приведенные в таблице данные свидетельствуют о том, что свиноводческие комплексы являются источниками интенсивного загрязнения атмосферного воздуха аммиаком, содержание которого в концентрациях, превышающих ПДК, обнаруживается на значительном расстоянии от источников выброса. Так, на расстоянии 1000 м от свинокомплексов концентрации аммиака, превышающие ПДК, обнаружены в 36—52 % случаев. В то же время концентрации аммиака в атмосферном воздухе на расстоянии 1500 м значительно ниже и превышают ПДК лишь в 10—14 % случаев. Следует также отметить влияние лесного массива на уменьшение дальности распространения загрягнений: на расстояниях 500, 1000 и 1500 м от источника загрязнений число случаев обнаружения Концентраций, превышающих ПДК, было значительно больше в окружении свинокомплекса Ннкнфорово, размещенного на опушке леса, чем свино-
Из практики
В. Е. Поляк
К ОБОСНОВАНИЮ ШИРИНЫ САНИТАРНО-ЗАЩИТНОЙ ЗОНЫ СВИНОВОДЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ
Щелковская санэпидстанция Московской области
Содержание а ммиака в атмосферном воздухе в окружении свиноводческих комплексов
со н о * «У о О е* О Число исследований В том числе Концентрация аммиака, мг/м*
X 2 к с о X н о О я 3 £2 в пределах ПДК выше ПДК 3 раза 5 раз 10 раз средняя ее • «в = г и X
а! 5 г £ « £2 в абс.\ % абс. % 1 1 со 1 ю л п а а
Свинокомплекс Назимиха
300 34 23 67,6 11 32,4 7 3 1 0,22±0,05 1,27
500 16 14 87,5 2 12,5 2 — _ 0,13±0,07 0,26
1000 50 32 64,0 18 36,0 16 2 _ 0,20±0,02 0,69
1500 50 45 90 ,С 5 10,С 5 — — 0,09±0,01 0,25
( М1НО комп .ккс Нш с ифс >РОЙ »
500 23' 46,0 27 54,0 23 __ 4 0,30±0,05 1,50
1000 50 24 48,0 26 52,0 20 _ 6 0,29±0,04 1,28
1500 50 43 86,0 7 14,0 7 — — 0,11±0,01 0,38
Примечание. ПДК аммиака в атмосферном воздухе 0,2 мг/м3.
комплекса Назимиха, окруженного со всех сторон лесом. Такая же закономерность отмечена при сопоставлении средних и максимальных концентраций аммиака, обнаруженных на одинаковых расстояниях от этих свиноводческих комплексов.
Выводы. 1. Свиноводческие комплексы на 12 000 голов на расстоянии 500—1000 м от источников выброса являются источником загрязнения атмосферного воздуха аммиаком. В зоне 1500 м концентрации аммиака значительно ниже и в отдельных случаях онн превышают допустимые гигиенические нормы (средняя концентрация 0,11—0,01 мг/м').
2. Вокруг свиноводческих комплексов на 12 000 свиней должна быть установлена санитарно-защитная зона шириной не менее 1500 м даже при размещении этих комплексов в сплошном лесном массиве, что следует учесть при корректировке «Санитарных норм проектирования промышленных предприятий» СН 245—71.
Поступила 28.01.82
УДК 613.$92:656.2
А. М. Лакшин
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ РТ-200
ВНИИ железнодорожной гигиены, Москва
Калининский вагоностроительный завод в содружестве с рядом предприятий и научно-исследовательских институтов разработал и изготовил вагоны типа РТ-200 для скоростного поезда с локомотивной тягой. Состав состоит из 8 пассажирских вагонов, 2 из которых имеют бар-буфет и радиокупе. В каждом вагоне имеются общий салон для пассажиров, 2 туалетных помещения, купе проводников, служебное отделение и 2 тамбура. В вагонах с баром-буфетом дополнительно предусмотрены раднокупе и купе для буфетчиков. По внешнему виду вагоны с баром-буфе-том и без бара одинаковы. С каждой стороны вагона имеются по две входные двери для пассажиров. Для сквозного прохода вдоль поезда в каждом вагоне предусмотрены торцовые двери.
В открытом пассажирском салоне имеется центральный проход, по сторонам которого размещены комфортабельные мягкие двухместные кресла для 76 пассажиров. (В вагоне с баром-буфетом 44 места.) Конструкция кресел обеспечивает необходимые удобства, наклон спинки может изменяться по желанию пассажира. В спинках кресел вмонтированы откидывающиеся столики. С целью облегчения вагонов их кузов выполнен из легких сплавов. В облицовке вагона применены бумажно-слоистые пластики и декоративные алюминиевые профили. Основное освещение вагона люминесцентное (в виде двух непрерывных светящихся линий). Вагон оборудован системой кондиционирования воздуха, которая включает системы вентиляции, отопления, охлаждения и автоматического регулирования.
Нами проводились исследования во время испытательных рейсов РТ-200 по маршруту Москва — Ленинград — Москва в переходный период года. Исследования вклю-«лн изучение планировки вагона, температуры, влажности I скорости движения воздуха в нем, температуры отражающих поверхностей, концентрации СО; и СО в воздухе, шбрации. Температурно-влажностный режим определяли с юмошью аспирационного психрометра Ассмана, скорость (внження воздуха — электротермоанемометром, темпера-
туру ограждающих поверхностей — электротермометром ЭТ-2А, содержание СО н СОг— газовым хроматографом, вибрацию — прибором фирмы «Брюль». Наряду с гигиеническими исследованиями проводились физиологические наблюдения, касающиеся пребывания пассажира в вагоне скоростного поезда.
Исследования показали, что температура воздуха в салоне вагона была в пределах 24,4—25,4 С, относительная влажность воздуха — 34—50 %, скорость движения воздуха при различных режимах работы вентиляции колебалась в пределах 0,25—0,3 м/с. Количество воздуха, подаваемого в вагон вентиляционной установкой, равнялось 3900 м3/ч при летнем режиме работы вентиляции и 2850 м3/ч — при зимнем. Количество воздуха, подаваемого в вагон, не зависело от скорости движения поезда. Подпора наружного воздуха в вагон не наблюдалось. Перепад температур по горизонтали и вертикали был в пределах 2—3°С. Температура ограждающих поверхностей внутренней обшивки вагона колебалась в пределах 20,5—21,9 °С, температура в центре стекла была 18,5— 21,4 °С. Разность температур наружной стенки и температуры воздуха в вагоне равнялась 2,4 °С. В вагоне преобладала высокочастотная вибрация.
При оценке планировки вагона отмечено, что проход между креслами составляет 0,5 м (норма 0,7 м); площадь служебного купе равняется 1,2 м2, что на 1,3 м* меньше нормы для поездов дальнего следования; площадь радиокупе на 1 мг меньше установленной нормы. Количество СОг и СО в воздухе помещений вагона была в пределах нормы.
Физиологические исследования выполнены на 15 пассажирах в возрасте от 12 до 65 лет, объединенных в 3 возрастные группы. Проводились электрокардиологические исследования, определение скорости зрительно-моторной реакции (простой и сложной), исследования артериального давления.
Исследования проводили до начала п во время движения поезда, а также после поездки. Физиологические исследования проводили в положении сидя (обычное поло-