Научная статья на тему 'ОБ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА СОДЕРЖАНИЕМ ОКИСИ УГЛЕРОДА В ОТРАБОТАВШИХ ГАЗАХ АВТОТРАНСПОРТА'

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА СОДЕРЖАНИЕМ ОКИСИ УГЛЕРОДА В ОТРАБОТАВШИХ ГАЗАХ АВТОТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
16
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА СОДЕРЖАНИЕМ ОКИСИ УГЛЕРОДА В ОТРАБОТАВШИХ ГАЗАХ АВТОТРАНСПОРТА»

Из практики

УДК 614.72:621.43.013.101-074:546.262-31.06

Л. И. Малин

об организации контроля;за содержанием окиси углерода в отработавших газах автотранспорта

Волховская районная санэпидстанция

В данном сообщении сделана попытка обобщить накопленный опыт по снижению уровня окиси углерода в отработавших газах карбюраторных автомобилей, составляющих 80% автопарка города и района. Основой являлся контроль за соблюдением автотранспортными предприятиями положений ГОСТа 16533-70, а с 1/УП 1978 — пришедшего ему на смену ГОСТа 17.2.2.03-77 «Охрана природы. Атмосфера. Содержание окиси углерода в отработавших газах. Нормы и методы определения». Данный раздел работы включал два основных направления: контроль за деятельностью автотранспортных предприятий по соблюдению положений ГОСТа 17.2.2.03-77 и контроль за содержанием окиси углерода на городских магистралях. В настоящее время по требованию санэпидстанции большинство автотранспортных предприятий обеспечено аппаратурой, позволяющей определять количество окиси углерода в отработавших газах. Врач санэпидстанции проверяет на объекте своевременность проведения проверок автомобилей (при каждом техническом обслуживании № 2 — ТО-2 и ремонте-регулировке топливной системы, проводимой и вне ТО-2), полноту их, исправность приборов. Полноценность проверок определяется при сопоставлении с данными о числе автомобилей, прошедших ТО-2, и нарядами на выполнение работ по ремонту карбюраторов. Данные замеров, проводимых предприятиями, вносятся в журналы и специальные ведомости. По нашему требованию в рекомендованные вышестоящими организациями формы внесена графа «Время выпуска автомобиля», так как для автомобилей выпуска после 1/УП 1978 г. нормы содержания окиси углерода более жесткие.

Хорошие результаты дает проверка выхлопных газов автомобилей на содержание окиси углерода перед выходом их на линию, которая проводится, как правило, совместно с органами Госавтоинспекции, что позволяет оперативно принять меры к «загрязняющему» атмосферный воздух автомобилю, так как автоинспектор изымает у водителя технический талон. Это вынуждает администрацию предприятия переводить такой автомобиль в ремонтную зону для устранения причин увеличения содержания окиси углерода в отработавших газах, после чего выполняются контрольные замеры силами предприятия с регистрацией в журнале и указанием причин исследования. Обычно проверка автомо-

билей перед выходом их на линию и работы автопредприятия по соблюдения требований ГОСТа совмещаются. Результаты проверки фиксируются в акте, где отмечаются и все выявленные автомобили с повышенным содержанием окиси углерода в отработавших газах. Проверка выполнения предложений данного акта ведется при последующих обследованиях предприятий по соблюдению требований стандарта, а также при осмотре автомобилей перед выходом их на линию. Такие проверки не представляют затруднений, поскольку марка автомобиля с повышенным содержанием окиси углерода в отработавших газах и государственный номер фиксируются в акте. Регулярно проводимые проверки автотранспортных предприятий и автотранспорта перед выходом его на линию позволили снизить в течение года процент автомашин с повышенным содержанием окиси углерода в отработавших газах на 12%. ^

Несколько хуже обстоит дело с дизельными автомобилями ввиду отсутствия у предприятий и практических врачей приборов контроля. Субъективный же метод визуального определения дьгмности не может в настоящее время удовлетворить ни санитарных врачей, ни технических работников. Этот вопрос становится все более актуальным в связи с пуском Камского автомобильного завода, что ведет к увеличению удельного веса дизельных автомобилей.

Контроль за уровнем окиси углерода на основных магистралях города проводится в соответствии с разработанной программой контроля. Основой ее являлась «Методика санитарного контроля за автотранспортом как источником загрязнения атмосферного воздуха», разработанная Ю. Г. Фельдманом и соавт., которая позволяет установить прямую зависимость между количеством автомашин и содержанием окиси углерода на магистралях, что особенно ярко проявляется на перекрестках. В связи с усилением контроля- за автотранспортом число проб с превышением ПДК по окиси углерода в жилой зоне уменьшилось на 9%.

Выводы

1. Для снижения концентраций окиси углерода в селитебной зоне необходимо проведение комплекса мероприятий, включающих контроль за авто-

транспортными предприятиями и количеством углерода на городских магистралях. 2. Результаты исследований отработавших га-

*

В Щелковском районе выстроено и в 1975 г. введено в эксплуатацию два свиноводческих комплекса на 12 тыс. свиней каждый (в отделении Никифорово совхоза «Красный луч» и отделении Назимнха совхоза «10 лет Октября»). Направление их — откормочное свиноводство. Проекты обоих комплексов разработаны проектным институтом «Росгипро-сельхозстрой» в 1971 г. Содержание свиней групповое, в станках. Свинарники оборудованы централизованными системами водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции. Корма готовятся централизованно, в кормокухне, раздача их полностью механизирована. В качестве кормов исполь-у з уюте я пищевые отходы и концентраты в соотношении 1:1.

Согласно проекту, удаление навоза из свинарников должно было осуществляться путем гидросмыва в отводные канавы, по которым он транспортировался бы в канализационную насосную станцию, а оттуда перекачивался на горизонтальные отстойники — навозонакопители-чеки. Ил из отстойников после обезвоживания вывозится на поля для использования как удобрение. По технологии на отстойники поступает с каждого свинокомплекса примерно по 300 м3/сут стоков, из них навоза — 60 м3/сут при влажности 83%. Из чеков после отстаивания сточная жидкость освобождается от навоза и других примесей, через шандоры и дренажную систему направляется в регулирующую емкость, откуда через вторую станцию перекачки — на Щелковские очистные сооружения мощностью 230 000 м3/сут, в приемной камере смешивается с бытовыми и производственными сточными водами Щелковской межрайонной системы канализации, вместе с ними подвергается механической и биологической очистке и хлорированию и сбрасывается в Клязьму, на берегу которой размещены эти очистные сооружения. В вегетационный период основная часть отстоенных стоков свинокомплекса отделе-ния Никифорово должна быть направлена на полив кормовых культур. Отделение же Назимиха земельных угодий, на которых могут быть использованы отстоенные сточные воды свинокомплекса,

зов автомашин и атмосферного воздуха на содержание окиси углерода позволяют оценить эффективность проводимой системы контроля.

не имеет. Проектное решение о направлении сточных вод со свинокомплексов на городские очистные сооружения было мотивировано экономическими соображениями, а также возможностью значительного разведения этих вод на очистных сооружениях.

Поскольку очистка сточных вод свиноводческих комплексов на городских очистных сооружениях — новая и неразработанная проблема, ответить на вопрос о том, как отразится на эффективности работы городских очистных сооружений, рассчитанных на обработку бытовых и производственных сточных вод, поступление специфических по своему составу сточных вод свинокомплексов, не могли ни работники проектного института, ни специалисты по эксплуатации очистных сооружений. Поэтому было необходимо проверить теоретические положения, заложенные в проектной документации, в натурных условиях.

В связи с этим Щелковская санэпидстанция изучает влияние отстоенных сточных вод обоих свинокомплексов на эффективность работы Щелковских городских очистных сооружений путем периодической подачи отстоенных сточных вод свинокомплексов в приемную камеру очистных сооружений и лабораторного контроля за эффективностью деятельности очистных сооружений при различных условиях подачи на них отстоенных сточных вод свиноводческих комплексов.

В составе городских сточных вод, поступающих на Щелковские очистные сооружения в количестве 230 000 м3/сут, соотношение бытовых и промышленных сточных вод 3 : 2 (60 и 40% соответственно). В период проведения исследований на очистные сооружения подавалось не более 150 м3/сут сточных вод от свиноводческих комплексов, т. е. до 0,06% от общего количества сточных вод, поступающих на эти очистные сооружения.

Отстоенные сточные воды обоих свиноводческих комплексов по своему составу, согласно анализам, выполненным в химической и бактериологической лабораториях Щелковской санэпидстанции, имеют следующие показатели: цвет черный, запах 5 бал-

ЛИТЕРАТУРА

Фельдман Ю. Г. — В кн.: Санитарная охрана атмосфер- ного воздуха городов. М., 1976, с. 91 — 126.

Поступила 3/1 1979 г.

%

УДК 628.312:636.41:628.32

Канд. мед. наук В. Е. Поляк, Н. П. Полубабкина

об очистке сточных вод свиноводческих комплексов НА городских очистных сооружениях

Щелковская санэпидстанция Московской области

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.