Научная статья на тему 'Экологические проблемы г. Полысаево'

Экологические проблемы г. Полысаево Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
977
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ПРЕДПРИЯТИЯ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Шерина У. В., Игнатова А. Ю., Кузьмина Н. Д.

Проведена оценка экологической ситуации в г. Полысаево в связи с воздействием на городскую среду ряда предприятий ТЭК, автотранспорта. Предложены рекомендации по улучшению экологической обстановки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Шерина У. В., Игнатова А. Ю., Кузьмина Н. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологические проблемы г. Полысаево»

УДК 504.05 (571.17)

У. В. Шерина, А. Ю. Игнатова, Н. Д. Кузьмина

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ Г. ПОЛЫСАЕВО

Город Полысаево Кемеровской области - самый молодой город Кузбасса, образован 31 октября 1989 г. на территории рабочего поселка Полысаево. Площадь территории 65 км2. Численность населения - 30,8 тыс. человек. Удельный вес в численности населения области 1,1 %. Количество действующих предприятий - 262 [1].

Основой экономики города исторически являются предприятия угольной промышленности. Их удельный вес в общем объеме промышленного производства составляет 99,6 %. Годовой объем добычи угля в 2007 году составил 11,5 млн. т, за последние 5 лет он вырос на 3,3 млн. т [1]. В связи с развитием угольной промышленности территория города, его жители испытывают большую техногенную нагрузку, в городе острая экологическая ситуация.

Планировка города и типы зданий также оказывают влияние на экологическую обстановку в городе. В 60-70 гг. прошлого века в период интенсивного жилищного строительства появились 5-ти этажные, а в 80-90-е гг. - 9-ти этажные дома. Такой тип застройки стал преобладающим.

Большая плотность населения, расположение зданий по замкнутому периметру, уменьшение объема работ по благоустройству и озеленению дворов привело к ухудшению условий среды обитания жителей города.

Цель данных исследований - изучение экологической ситуации в г. Полысаево в районах социально-значимых объектов города (школ, Дома творчества) и выявление источников негативного воздействия на городскую среду.

Основными источниками загрязнения городской среды являются: ОАО «Разрез Моховский», 4 шахты («Заречная», «Алексиевская», «Октябрьская», «Полысаевская»), автомобильный транспорт, котельные города, частный сектор с печным отоплением и Беловская ГРЭС, находящаяся в 20 км от города. При шахте «Заречная» действует обогатительная фабрика «Спутник», сданная в эксплуатацию в 2003 г. Строительство фабрики связано с разработкой высокозольных угольных пластов.

В выбросах предприятий ТЭК содержатся

взвешенные вещества, оксиды углерода, оксиды азота, диоксид серы.

Весомый вклад в общее количество выбросов вносит и автотранспорт, доля которого в общей массе выбросов с каждым годом увеличивается.

По данным статистической отчетности, предоставленной Администрацией города, количество выбросов Беловской ГРЭС составляет в среднем 67 тыс. т в год, в том числе без очистки выбрасывается 19 тыс. т.

Воздушный бассейн над разрезом «Мохов-ский» и его окрестностями значительно загрязнен пылью неорганического происхождения и оксидами азота. По данным экологической службы разреза, объем взорванной горной массы составляет порядка 6 млн. м3 в год, выбросов вредных веществ - 360 т, сброшенных карьерных и сточных вод - около 7 тыс. м3. С учетом розы ветров, большая часть загрязняющих веществ оседает на приусадебных участках горожан и непосредственно в г. Полысаево.

Велико влияние угольной промышленности и на водные ресурсы. Количество сбрасываемых веществ в реки Полысаево составляет 24,4 тыс. т в год. Река Мереть, правый приток р. Иня, катастрофически мелеет. Главная причина обмеления реки - это добыча угля открытым способом, которая ведется «Моховским» и «Грамотеинским» разрезами. Разработка угольных месторождений привели к уменьшению площади водосбора, сокращению и почти исчезновению гидрографической сети, уменьшению подземного стока реки. Кроме того, с талыми, дождевыми водами пыль, зола и вредные вещества сливаются в реку. В сбрасываемых угольными предприятиями водах содержатся нефтепродукты, хлориды, сульфаты, фенолы, железо, марганец, нитраты и т. д. Общее количество загрязняющих веществ, сбрасываемых в реки г. Полысаево, составляет порядка 25 тыс. т в год.

Размещение основного отхода угледобычи -породы - осуществляется на отвалах шахт. Площадь отвала ОАО «Шахта Полысаевская» составляет 10 га, вместимость по проекту - 3000 м3. Шахта расположена на западе по отношению к

Таблица І.Количественная оценка выбросов предприятий ТЭК в г. Полысаево

Предприятия Выбросы

Всего (т) Твердые (т) Жидкие и газообразные (т)

ОАО «шахта Полысаевская» 28691 315 28376

ОАО «шахта Заречная» 1952 95 1857

ОАО «разрез Моховский» 360 нет данных нет данных

Районная котельная 1824 334,7 1489,6

городу, и все загрязняющие вещества оседают в черте города и его окрестностях.

Дренажные воды отвала шахты «Заречная» мутные, содержание в них ряда загрязняющих веществ превышает ПДК (нитраты - в 1,7 раза, кадмий - в 7 раз, железо - в 10 раз). Анализ проб на содержание химических веществ выполнен испытательным центром ГЦАС «Кемеровский».

В табл. 1 приводятся количественные значения среднегодовых выбросов некоторых предприятий города (по данным статотчетности).

В целом, масса выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников в г. Полысае-во составляет 36,4-41,2 тыс. т ежегодно [5].

Проведены исследования химического состава почв в районах центральных школ города, Дома творчества, садово-огородных участков, а также автодорог.

Пробы почвы брали на обочине автотрассы Кемерово-Новокузнецк, у технологической дороги, у ряда школ, в центральной части садовоогородных участков. Почвенные пробы подвергали качественному анализу с целью выявления тяжелых металлов, хлорид- и сульфат- ионов.

Выявили в пробах почв, взятых с территории школ № 9 и № 14, а также у технологической дороги и на обочине автотрассы повышенное содержание тяжелых металлов (железа, цинка, меди, свинца и кадмия). Также обнаружено, что реакция почвенной вытяжки образцов, отобранных вблизи указанных объектов, слабо кислая и почвы загрязнены хлоридами, что говорит о засоленности почв. В образцах, взятых по обочинам дороги, помимо хлоридов, выявили сульфаты. Загрязнение территории школ № 9 и №14, по всей вероят-

ности, вызвано близким расположением к ним котельных. Вблизи школы № 9 расположены две котельные средних размеров, а у школы № 14 в непосредственной близости находится главная городская котельная. К северу от школы №14 проходит автотрасса Кемерово-Новокузнецк, с юга - автомобильная дорога по ул. Космонавтов.

Выгоднее в экологическом плане территория школ № 35, 44 и Дома творчества, что вызвано хорошим озеленением прилегающих территорий и отсутствием мощных источников загрязнения.

С целью оценки озелененности города в течение 3 -х лет проводились наблюдения за зелеными насаждениями на центральных улицах города. Проведены подсчет деревьев и кустарников на улицах города, оценка жизненного состояния деревьев на школьных дворах, оценка поглотительной способности деревьев в отношении твердых частиц из расчета, что одно дерево в среднем поглощает около 30 кг пыли за сезон (табл. 2, 3).

Наибольшее количество пыли поглощается деревьями на ул. Крупской (34,4 тыс. кг пыли за сезон), наименьшее - на ул. Иркутской (7,9 тыс. кг). Зеленые насаждения имеют огромное значение для города, учитывая, что вокруг города расположены шахты, разрез, а в центре - котельные. Однако город хорошо озеленен только в старой части. В новых микрорайонах деревьев меньше, а вдоль новой трассы Федерального значения Кеме-рово-Новокузнецк лесопосадок нет совсем.

Около школы № 44 произрастает больше всего деревьев, в том числе наибольшее количество здоровых деревьев - 632, но также много старых и мертвых деревьев. Наименьшее количество здоровых деревьев отмечено у школы № 14 (7 дере-

Таблица 2. Состояние озеленения центральных улиц г. Полысаево

Виды деревьев Космонавтов Бакинская Волжская Иркутская Крупской

Тополь 80 301 98 74 584

Клен 95 518 43 44 408

Карагач 50 36 75 63 43

Рябина 110 2 18 6 10

Береза 66 38 62 54 68

Ель 8 - - - -

Яблони - 11 5 1 15

Черемуха 10 8 5 - -

Кустарники 25 124 205 21 20

Всего деревьев 444 1038 511 263 1148

Количество поглощаемых твердых частиц (кг) 13320 31140 15330 7890 34440

Таблица 3. Оценка жизненного состояния деревьев, произрастающих вблизи школ города

№ школы Группы по шкале оценки жизненного состояния Всего деревьев

I II III IV V

9 238 3 2 4 14 261

14 7 5 2 - - 14

35 555 20 26 3 14 618

44 632 68 78 83 204 1065

вьев), в целом озелененность территории возле этой школы низкая.

Проведен расчет количества загрязняющих веществ в выбросах автотранспорта.

Количество загрязняющих веществ в выбросах автотранспорта находили расчетным путем, подсчитывая количество проходящих машин за 1 час по автодорогах [2, 3]. Общее количество выхлопных газов составило от 6000 до 30000 м3 в час, а на Федеральной трассе - 72000-96000 м3 в час. Результаты расчетов выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта представлены в табл. 4, 5, 6. Наибольшее количество выбросов загрязняющих веществ выявлено на ул. Крупской, на которой наблюдается наиболее интенсивное движение автотранспортных средств.

По результатам исследований предложена программа мероприятий по улучшению состояния окружающей среды в городе Полысаево.

Среди мероприятий, направленных на улучшение экологической обстановки в городе и его окрестностях, можно назвать установление границ водоохранных зон, расчистка, углубление дна, регулирование русел рек, берегоукрепляющие гидротехнические работы.

Поскольку город недостаточно озеленен, нами

предложено высаживать деревья вдоль автодорог и вблизи школ. Мы рекомендовали высаживать тополь, так как он растет быстрее, чем другие деревья, и кустарники, так как у них большая газопоглотительная способность.

Также известно, что на подрабатываемых шахтами территориях идет деградация естественных лесов. Выросшие до ведения горных работ леса не в состоянии приспособиться к резко изменившимся гидрологическим условиям и в большей части погибают. В то же время молодые лесонасаждения, созданные на подработанных шахтами территориях в процессе их рекультивации, способны адаптироваться к своеобразным эдафи-ческим условиям, поскольку они изначально формировались в этих условиях [4]. Поэтому целесообразно заменять естественные деградирующие леса на шахтных полях молодыми лесонасаждениями. Кроме того, с экологической позиции природоохранные функции искусственных лесонасаждений с высокой плотностью выше вследствие большей биомассы на единицу площади, чем в естественных лесах.

С целью экологического воспитания, воспитания чувства личной ответственности, приобщения к решению экологических проблем города к

Таблица 4. Выбросы оксидов азота

Название улиц Кол-во автомобилей (за 1 ч) Выбросы NOx от 1 автомобиля на 1 км пробега (г) Выбросы NOx от 1 автомобиля за время проезда по улице (г) Всего NOx от автомобилей за 1 ч (г)

Иркутская 10 0,5 0,16 1,55

Космонавтов 30 0,5 1,45 43,5

Волжская 40 0,5 0,42 16,8

Крупской 50 0,5 1,67 83,3

Бакинская 40 0,5 0,57 22,8

Таблица 5. Выбросы оксидов углерода

Название улиц Кол-во автомобилей (за 1 ч) Выбросы СOx от 1 автомобиля на 1 км пробега (г) Выбросы СOx от 1 автомобиля за время проезда по улице (г) Всего СOx от автомобилей за 1 ч (г)

Иркутская 10 4,3 1,33 13,33

Космонавтов 30 4,3 12,47 374,1

Волжская 40 4,3 3,61 144,5

Крупской 50 4,3 14,32 716,0

Бакинская 40 4,3 4,90 196,1

Таблица 6. Выбросы углеводородов

Название улиц Кол-во автомобилей (за 1 ч) Выбросы ОДп от 1 автомобиля на 1 км пробега (г) Выбросы ОДп от 1 автомобиля за время проезда по улице (г) Всего ОДп от автомобилей за 1 ч (г)

Иркутская 10 0,8 0,25 2,48

Космонавтов 30 0,8 2,32 69,6

Волжская 40 0,8 0,67 26,9

Крупской 50 0,8 2,66 133,2

Бакинская 40 0,8 0,91 36,5

работам по улучшению экологической обстановки были привлечены школьники. Силами школьников проведена лесопосадка вдоль технологической трассы по окраине города (2000 деревьев), посадка рябин и лиственниц по улице Космонавтов (1000 штук), очистка от мусора берега местного пруда, разбивка цветников и клумб на школьном дворе, обрезка кустарников.

Через «Городскую газету» мы обратились к жителям города Полысаево, имеющим сады и огороды в окрестностях города, с рекомендациями, как защититься от негативных влияний окру-

жающей среды. Рекомендовали для снижения повреждаемости растений токсичными газами вносить в почву удобрения, содержащие кальций, который повышает устойчивость растений к сернистому газу и фтороводороду. Путем внесения фосфорных удобрений удается снизить содержание кадмия в растениях. Также рекомендуется вносить в почву органические удобрения (навоз, компосты), что поможет не только повысить плодородие земель и урожайность культур, но и снизить доступность тяжелых металлов для растений и избежать накопления их в растениях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Методика определения выбросов автотранспорта для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферы городов. Утв. Приказом Госкомэкологии России № 66 от 16.02.99. - М., 1999.

2. Расчетная инструкция (методика) по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ от автотранспортных средств на территории крупнейших городов. - М.: Автополис-плюс, 2008. - 80 с.

3. Салагаев, А. Ф. Влияние угледобычи на лесные экосистемы / А. Ф. Салагаев // ЭКО-бюллетень ИнЭкА № 7-8, 2003, С. 10-11.

4. Экологические проблемы Кузбасса: отдельный выпуск Горного информационно-аналитич. бюлл. -М.: Из-во Моск. гос. Горного ун-та, 2006. - № 10. - С. 78.

□ Авторы статьи:

Шерина Ульяна Владимировна, студентка гр. СТ-082 КузГТУ, тел. 8-923-492-71-85

Игнатова Алла Юрьевна, канд. биол. наук, доцент каф. химической технологии твердого топлива и экологии КузГТУ, тел. 8-903-071-50-36

Кузьмина Наталья Дмитриевн,а учитель географии СОШ № 44, г. Полысаево (Кемеровская область)

УДК 504.05:656 (571.17)

А. Ю. Игнатова, П. В. Арнольд, Р. С. Калинин, О. Ю. Манякин

ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОТРАНСПОРТА

В Г. КЕМЕРОВО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проблема экологической безопасности автомобильного транспорта являются составной частью экологической безопасности страны. Значимость и острота этой проблемы растет с каждым годом. В инфраструктуре транспортной отрасли России насчитывается около 4 тыс. крупных и средних автотранспортных предприятий, занятых пассажирскими и грузовыми перевозками. В городах на долю автотранспорта приходится до 75% от общего количества выбросов. Автотранспорт является одним из основных загрязнителей атмосферы содержащимися в выхлопных газах оксидами азота NOx (смесь N0 и N0^ и оксидом углерода (СО). Доля транспортного загрязнения воздуха по СО превышает 60%, по N0x - 50% от общего загрязнения атмосферы этими газами. Помимо этих газов в выбросах автотранспорта содержится около 200 веществ, таких как углеводороды, акролеин, ксилол, бенз(а)пирен, сернистый ангидрид, фенол, формальдегид, сероводород, твердые частицы и др. Для автотранспорта нор-

мируются выбросы угарного газа, углеводородов и оксидов азота в пересчете на N0^

Количество автомобилей в Кемеровской области ежегодно увеличивается в среднем на 5%, в основном, за счет личного транспорта. Только в г. Кемерово насчитывается 109740 единиц автотранспорта. В личном пользовании находится 8082% автомобилей от общего количества транспортных единиц. Соответственно растет объем выбросов загрязняющих веществ от автомобильного транспорта. Доля вклада выбросов автотранспорта по области в валовом выбросе оксида углерода составляет 35%, оксидов азота - 23%, углеводородов - 7% [5].

Выбросы от автотранспорта по Кемеровской области в среднем составляют 18% от валового выброса загрязняющих веществ, тогда как по г. Кемерово выбросы от автотранспорта являются превалирующими и составляют 53% от валового выброса вредных веществ в атмосферу [5].

Таблица 1 .Значения стандартного гауссового отклонения при удалении от кромки проезжей части

Приходящая солнечная радиация Значения стандартного гауссового отклонения с при удалении от кромки проезжей части, м

10 20 40 60 80 100 150 200 250

Сильная 2 4 6 8 10 13 19 24 30

Слабая 1 2 4 6 8 10 14 18 22

Примечание: Сильная солнечная радиация соответствует ясной солнечной погоде, слабая - пасмурной. Уровень солнечной радиации принимается в зависимости от того, какая погода преобладает в расчетный месяц.

Таблица 2.Зависимость концентрации загрязнений от расстояния до проезжей части

7

Вид выбросов Концентрация загрязнений в атмосфере на расстоянии (м) от кромки проезжей части дороги, мг/м3

ПДК, мг!м3 20 40 60 80

Оксид углерода (СО) 3 2,01±0,64 1,35±0,18 0,45±0,13 0,32±0,11

Углеводороды (СпНт) 1,5 0,31±0,12 0,15±0,09 0,09±0,06 0,07±0,05

Оксиды азота (N0^ 0,04 0,08±0,06 0,04±0,02 0,027±0,008 0,01±0,006

Передвижные источники загрязнения (автотранспорт) пространственно рассредоточены по территории города и расположены в непосредственной близости к жилым районам, что создает общий повышенный фон загрязнения.

Они располагаются невысоко от земной поверхности, в результате чего отработавшие газы автомобилей слабее рассеиваются ветром по сравнению с промышленными выбросами и скапливаются в зоне дыхания людей. Затруднено рассеивание выбросов автомобилей на тесных улицах.

В итоге практически все жители города испытывают на себе вредное влияние загрязненного воздуха.

В данном исследовании расчетным методом были определены концентрации оксида углерода, углеводородов, оксидов азота в атмосферном воздухе г. Кемерово на расстояниях 20, 40, 60 и 80 м от автомобильных дорог.

Определяли число единиц автотранспорта (по типам), проходящего на участке автодороги за один час.

Для этого на разных участках автодорог в течение 20 мин фиксировали все проехавшие автомашины. Затем с использованием полученных данных выполняли расчеты загрязнения атмосферного воздуха выбросами вредных веществ с отработанными автомобильными газами.

Подсчет автотранспортных единиц выполнен студентами 2-3 курсов транспортных специальностей на 48 участках наиболее оживленных городских автодорог в часы «пик». Исследования проведены в сентябре-октябре 2010 г.

Методика расчета основана на поэтапном определении эмиссии (выбросов) токсичных веществ (оксида углерода - СО, углеводородов -СпИт, оксидов азота - МОх) с отработавшими газами автомобильного транспорта, концентрации загрязнения воздуха этими веществами на различном удалении от дороги [1, 3, 4].

При расчете выбросов учитываются различные типы автотранспортных средств и конкретные дорожные условия (средняя скорость потока движения, скорость ветра).

Средняя скорость движения транспортного потока установлена экспериментально и равна 40 км/ч, данные по скорости ветра брали из сети Internet непосредственно перед каждым наблюдением.

Мощность эмиссии CO, CnHm, NOx в отработанных газах определяется по формуле:

q = 2,06 • 10"

• m •

i

• N • K

ik Nik Kk

+

+

i

id • Nid •К

d

где д - мощность эмиссии данного вида загрязнений от транспортного потока на конкретном участке дороги, г/м с; 2.06-10-4 - коэффициент

перехода к принятым единицам измерения; т -коэффициент, учитывающий дорожные и автотранспортные условия в зависимости от средней скорости транспортного потока, Огк - средний эксплуатационный расход топлива для данного типа (марки) карбюраторных автомобилей, л/км;

- то же, для дизельных автомобилей, л/км;

Ыгк - интенсивность движения каждого выделенного типа карбюраторных автомобилей, авт./ч;

- то же, для дизельных автомобилей, авт./ч;

Кк и Кй - коэффициенты, принимаемые для

данного компонента загрязнения для карбюраторных и дизельных типов двигателей соответственно.

При расчете рассеяния выбросов от автотранспорта и определения концентрации токсичных веществ на различном удалении от дороги используется модель гауссового распределения примесей в атмосфере на небольших высотах.

Концентрация загрязнений атмосферного воздуха оксидом углерода, углеводородами, оксидами азота вдоль автомобильной дороги определяется по формуле:

С = -

у/2р • о •V • ъ'тф где С — концентрация данного вида загрязнения в воздухе, г/м3; а — стандартное отклонение гауссо-вого рассеивания в вертикальном направлении, м, принимается по табл. 1; V — скорость ветра, м/с; ф

— угол, составляемый направлением ветра к трассе дороги. При угле от 90 до 30° скорость ветра следует умножать на синус угла, при угле менее 330°

— коэффициент 0,5; ^ — фоновая концентрация загрязнения воздуха, г/м3.

Результаты расчета по формуле сопоставляются с предельно допустимыми концентрациями (ПДК) данных веществ в воздушной среде, установленными органами Министерства здравоохранения и социального развития с учетом класса опасности для токсичных составляющих отработавших газов тепловых двигателей в воздухе населенных мест [2].

Исследования, проведенные на наиболее оживленных городских магистралях выявили, что интенсивность движения составляет в среднем 1400 единиц в час, доля легковых автомобилей в потоке в среднем — 77%, малых грузовых карбюраторных — 8%, автобусов — 12%, наименьший вклад в общий поток вносят грузовые автомобили дизельные и карбюраторные грузоподъемностью 6 т и более.

Концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе уменьшаются по мере удаления от дорог (табл. 2).

Средние концентрации оксида углерода и уг-

концентрация оксидов азота на расстоянии 20 м от автодорог превышает ПДК в 2 раза, и только на расстоянии 40 м от проезжей части приближается к ПДК. Кроме того, на отдельных участках концентрация оксида углерода на расстоянии 20 м от дороги также превышала ПДК в 1,5-2 раза.

Установлено, что концентрация оксидов азота в 20 м от кромки дороги превышала ПДК в 39,6% случаев, оксида углерода на том же расстоянии - в 6,25% случаев (табл. 3).

Наиболее высокая интенсивность транспортного потока отмечена на площади Советов, перекрестке ул. Сибиряков-Гвардейцев - пр. Кузнецкого, ул. Терешковой, перекрестке ул. Терешковой - пр. Октябрьский. Интенсивность движения составила 2763, 2997, 2501 и 3320 автомобилей в час соответственно. На этих же участках зафиксировано превышение санитарных норм по содержанию оксида углерода и оксидов азота. Так, на перекрестке ул. Сибиряков-Гвардейцев и пр. Кузнецкого концентрация CO составила 8 мг/м3 (2,7 ПДК) на расстоянии 10 м от кромки дороги, 4 мг/м3 (1,3 ПДК) в 20м; концентрация NOx - 0,8 мг/м3 (20 ПДК) в 10 м и 0,4 мг/м3 (10 ПДК) в 20 м от автодороги.

Повышенные концентрации диоксида азота в атмосферном воздухе, по данным экспертов ВОЗ, ведут к увеличению заболеваний нижних дыхательных путей у детей на 20%, способствуют нарушению функций легких и бронхов и увеличению числа симптомов со стороны верхних дыхательных путей [6]. Отравленный оксидами азота воздух начинает действовать с легкого кашля. При повышении концентрации оксидов азота возникает сильный кашель, рвота, иногда головная боль. При контакте с влажной поверхностью легких оксиды азота образуют кислоты HNO3 и HNO2 , поражающие альвеолярную ткань, что приводит к отеку легких. При продолжительном нахождении

леводородов не превышают ПДК, однако средняя

Таблица 3.Концентрация загрязняющих веществ в 20 м от проезжей части

Вид выбросов ПДК, мг/м3 Число случаев превышения ПДК % случаев превышения ПДК

Оксид углерода (СО) 3 3 6,25

Углеводороды (СпИ^) 1,5 0 0

Оксиды азота (NOx) 0,04 19 39,6

Таблица 4.Улицы с наиболее высокими концентрациями примесей в атмосферном воздухе в 20 м от проезжей части

Улица Интенсивность движения, авт./ч Концентрация СО Концентрация ОД* Концентрация NOx

Пл. Советов 2763 1,2 0,23 0,12

Ул. Сибиряков-Г вар-дейцев - пр. Кузнецкий 2997 3,98 0,635 0,41

Ул. Терешковой 2501 0,96 0,197 0,097

Ул. Терешковой - пр. Октябрьский 3320 3,618 0,745 0,366

Пр. Шахтеров 2004 0,88 0,16 0,088

Ул. Красноармейская -ул. Дзержинского 2055 1,195 0,304 0,13

в среде с концентрацией N02 0,8-5 мг/м3 развиваются хронический бронхит, эмфизема легких и астма.

В табл. 4 приведены примеры наиболее опасных в экологическом отношении городских улиц.

С целью решения проблем обеспечения экологической безопасности в дорожно-транспортном комплексе необходимо решение вопроса регламентирования норм предельно допустимых выбросов вредных веществ автомобилями на основе международных стандартов.

Российский стандарт экологической безопасности не соответствует нынешним мировым требованиям и отстает от них.

В России с 2008 г. для новых транспортных средств принят экологический стандарт Евро-3, регулирующий содержание вредных веществ в выхлопных газах транспортных средств с дизельными и бензиновыми двигателями., тогда как в Евросоюзе с 2005 г. введен стандарт Евро-4, а с октября 2008 г. для всех новых грузовых автомобилей, продаваемых в Евросоюзе, обязателен стандарт Евро-5.

Российские стандарты, распространяющиеся на весь автомобильный транспорт РФ — это ГОСТы 1975, 1977, 2003 гг. (ГОСТ 17.2.2.03-77, ГОСТ 1393-75 ГОСТ Р 52033-2003, ГОСТ Р 52160-2003) и ОСТ 37.001.234-81.

Для уменьшения загрязнения воздушной среды рекомендуется предусматривать защитные зеленые насаждения, экраны, защитные валы, прокладку автомобильной дороги в выемке при расположении дорожного полотна ниже поверхности земли.

Возможно проведение таких мероприятий, как изменение параметров дороги, направленное на повышение средней скорости транспортного потока; ограничение движения отдельных типов автомобилей полностью или в отдельные интервалы времени; улучшение качества дорог, специальные развязки и объезды, усиление контроля за движением автомобилей с неотрегулированными двигателями по участку, чувствительному к загрязнению воздушной среды, в целях минимизации токсичных выбросов.

Для улучшения экологической ситуации требуется обновление подвижного состава, а также применение экологически менее опасных видов моторного топлива.

Проведенные исследования показали, что качество атмосферного воздуха вблизи автодорог в г. Кемерово не соответствует экологическим нормативам. Предложена программа по снижению загрязненности атмосферного воздуха выбросами автотранспорта.

список литературы

1. Волкодаева, М.В. Научно-методические основы оценки воздействия автотранспорта на атмосферный воздух: дисс. д. тех. наук: 25.00.36 — С.-П., 2009. — 283 с.

2. ГН 2.1.6.1983-05 Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Утверж. Главным гос. сан. врачом РФ (21.05.2003 г.). — М.: «Нефтяник», 2003 — 47 с.

3. Игнатова, А.Ю. Расчет загрязнения атмосферного воздуха автомобильным транспортом. МУ по экологии /А.Ю. Игнатова, А.Г. Ушаков, Г.В. Ушаков. — Кемерово, ГУ КузГТУ, 2010. — 25 с.

4. Методика расчетов выбросов в атмосферу загрязняющих веществ автотранспортом на городских магистралях. — М.: М-во транспорта РФ и М-во охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, 1997. — 54 а

5. Материалы к Государственному докладу «О состоянии и охране окружающей природной среды Кемеровской области в 2008 г.», — Кемерово: ИНТ, 2008 гг. — 320 с.

6. Онищенко, Г.Г. Основы оценки риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду / Г.Г. Онищенко, С.М. Новиков, Ю.А. Рахманин. — М.: НИИ ЭЧ и ГОС, 2002. — 408 с.

□Авторы статьи:

Игнатова Алла Юрьевна, канд. биол. наук, доц. каф. химической технологии твердого топлива и экологии КузГТУ, тел. 8-903-071-50-36

Арнольд Павел Викторович, студент гр. 0Д-091 КузГТУ, тел. 8-950-595-95-67;

Калинин Роман Сергеевич, студент гр. МА-081 КузГТУ, тел. 8-951-604-42-91

Манякин Олег Юрьевич, студент гр. МА-081 КузГТУ, тел. 8-904-998-13-62

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.