УДК 37
К ВОПРОСУ ОБ ОБУЧЕНИИ МУЗЫКЕ ЛЮДЕЙ С ГЛУБОКИМИ НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ А.А. Говорова
Аннотация. В статье анализируются особенности процесса преподавания музыки с использованием музыкально-компьютерных технологий незрячим людям, обусловленный, в частности, сложностью комплекса психических реакций лиц с глубокими нарушениями зрения. Рассматривается возможность изменений в содержании музыкального образования в связи с использованием специализированного программного и аппаратного обеспечения, цифровых образовательных ресурсов, преобразующие среду обучения музыке учащихся с нарушением зрения.
Ключевые слова: информационные технологии в образовании; музыкально -компьютерные технологии; компьютерное музыкальное творчество; инклюзивное образование; музыкальное образование; лица с глубокими нарушениями зрения.
MUSIC LESSONS FOR PEOPLE WITH DEEP VIOLATIONS OF SIGHT WITH THE USE OF MUSIC COMPUTER TECHNOLOGIES:
AN ATTEMPT OF ANALYZING PEDAGOGICAL PROBLEMS
A. Govorova
Abstract. In article features of process of teaching music with the use of musical and computer technologies to blind people which is caused, in particular, by complexity of a complex of mental reactions of persons with deep violations of sight are analyzed. Possibility of changes in the maintenance of music education in connection with the use specialized program and hardware, digital educational resources, transforming the environment of training in music of pupils with sight violation is considered.
Keywords: information technologies in education; musical and computer technologies; computer musical creativity; inclusive education; music education; persons with deep violations of sight.
Развитие информационных технологий позволяет существенно расширить способы получения информации. Особое значение имеет возможность использования
музыкального компьютера (МК) [1; 7; 11] музыкантами с глубокими нарушениями зрения, для которых он является средством осуществления контактов с «внешним миром», а также помогает в реализации их творческого потенциала и адаптации в современной социальной среде. С помощью речевых синтезаторов (программ экранного доступа, таких как «Jaws» или «NVDA»), использования «горячих» клавиш»
представляется возможным освоить
музыкальные программы. Овладение МК позволяет облегчить и сделать более эффективным учебный процесс. Появляется возможность создания аранжировок, воспроизведения и транспонирования желаемой мелодии в любом темпе и на любом инструменте; запись собственного голоса и его обработки с помощью различных эффектов, что позволяет создать ощущение концертного зала или выступления на большой сцене. Примечательно то, что можно, находясь у себя дома, через глобальную сеть Интернет войти в
контакт с музыкантами, которые расскажут и помогут освоить необходимое программное обеспечение. Всё это делает незаменимым применение МК в обучении студентов с нарушениями зрения. Компьютер открывает перед незрячими музыкантами широкие возможности для более эффективного изучения разнообразного по содержанию и способам представления учебного материала, в то же время, способствуя достижению положительных результатов обучения за более короткий срок.
Инновационная музыкальная педагогика на современном этапе связана с применением МКТ — современного и эффективного средства повышения качества обучения музыкальному искусству на всех уровнях образовательного процесса. Однако особенности освоения музыкально-компьютерных технологий (МКТ) [3; 8] музыкантами с глубокими нарушениями зрения имеет ряд характерных особенностей, которые наиболее ярко проявляются в начальный период обучения. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальный способ постижения МКТ незрячими музыкантами. Для этого мы разработали методику обучения данным технологиям, рассматривая МКТ не
357
только в качестве необходимого элемента знаний современного музыканта, но и как одно из средств передачи музыкальной культуры детям с нарушением зрения. МКТ являются «незаменимым инструментом
образовательного процесса для различных социальных групп в приобщении к
высокохудожественной музыкальной
культуре, а также уникальной технологией для реализации инклюзивного педагогического процесса при обучении людей с
ограниченными возможностями здоровья» [2, с. 257]. Высокотехнологичная
информационная образовательная среда требует поиска новых подходов и
принципиально новых систем обучения в Школе цифрового века [3]. Применение МКТ в сфере инклюзивного образования открывает широкие перспективы как перед людьми с ограниченными возможностями здоровья, так и перед педагогами, работающими в данной области. Для музыкантов, имеющих глубокие нарушения зрения, МКТ в первую очередь являются средством осуществления контактов с «внешним миром». С другой стороны, МКТ способствуют адаптации незрячих людей в современной социальной среде и становятся инструментом для реализации их творческого потенциала.
Выявление особенностей применения
МКТ-программ при обучении музыке детей с глубокими нарушениями зрения и возможностей использования МКТ в
музыкальных школах для слепых детей - одна из наиболее актуальных задач современного инклюзивного образования, что было
отражено в выступлениях учёных и педагогов-практиков, участников ежегодной
международной научно-практической
конференции «Современное музыкальное образование» [4].
Процесс преподавания МКТ людям с глубокими нарушениями зрения связан с двумя основными моментами. Прежде всего, компьютер облегчает незрячему человеку доступ к информации разного рода, однако при этом у лиц с глубокими нарушениями зрения возникает сложный комплекс психических реакций, которые педагогу необходимо иметь в виду при проведении занятий.
Специфика обучения незрячих МКТ заключается также и в том, что данный контингент учащихся разнороден по типу имеющихся зрительных патологий, по виду нарушения зрения, по времени наступления дефекта и т.д. (комплексным исследованием данной проблемы занимаются Ю.Е.
Криводонова и А.М. Воронов). Именно визуализация имеет огромное значение в процессе освоения незрячими людьми компьютера, поскольку именно благодаря возможности создавать в воображении определённую картинку при изучении той или иной компьютерной программы у реабилитанта складывается адекватное представление о собственных действиях; это формирует образ человека себя как деятеля, способного разобраться в тех или иных компьютерных программах [3]. Особенно важную роль играет визуализация в освоении незрячими людьми объективно более трудных для изучения, чем базовые, МКТ-программ. При обращении к данному аспекту изучаемого вопроса необходимо отметить, что у каждого человека, имеющего глубокие нарушения зрения, независимо от времени наступления зрительного дефекта и степени его тяжести визуализация сугубо факторов индивидуальна. Данное явление обусловлено комплексом различных факторов как собственно коррекционного, так и музыкально-методологического профиля [4; 12]. Необходимо подчеркнуть, что способность конкретного человека с глубокими нарушениями зрения к визуализации становится мощнейшим механизмом, позволяющим ему овладеть той или иной музыкальной программой. Таким образом, для достижения наилучших результатов в обучении лиц с глубокими нарушениями зрения преподавателю МКТ следует, прежде всего, сформировать у незрячих учащихся умение соотносить реальный образ, появляющийся в процессе овладения определёнными знаниями, с воображаемым.
Кроме того, необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что у людей с глубокими нарушениями зрения все чаще встречаются так называемые «сочетанные патологии», то есть наряду с дефектом зрения имеются сопутствующие заболевания (т.н., «сочетанные патологии»), нередко связанные с деятельностью центральной нервной системы. В основном вследствие этих заболеваний возникают трудности в усвоении предлагаемой информации, что значительно усложняет успешное осуществление процесса обучения и негативно отражается на проведении групповых занятий. В связи с этим одну и ту же информацию преподавателю МКТ следует преподносить по-разному, учитывая весь комплекс психофизических особенностей конкретного человека. При этом для людей, имеющих разного рода вторичные дефекты, работа должна строиться дозировано, чтобы не нанести вреда их здоровью. Отмечается, что
358
таким реабилитантам не рекомендовано работать постоянно в наушниках, слушая голос синтезатора программ «Jaws» или «NVDA», т. к. именно наушники и звучащий голос синтезатора вызывают у реабилитанта повышенное чувство усталости. Отметим, что все приведенные психолого-педагогические особенности обучения МКТ лиц, имеющих тяжелые зрительные патологии, в равной степени относятся как к работе с взрослыми людьми, так и к занятиям с детьми, обучающимися в специализированных музыкальных школах для детей с глубокими нарушениями зрения. Индивидуальный подход с учетом состояния здоровья и психологических особенностей конкретного человека - это основной принцип работы с незрячими людьми любого возраста. Однако необходимо подчеркнуть, что в России систематические занятия с применением МКТ в специализированных ДМШ и музыкальных классах для слепых и слабовидящих детей, к сожалению, до настоящего времени не проводились.
Анализ особенностей использования МКТ людьми с глубокими нарушениями зрения показал, что в настоящее время при обучении незрячих людей МКТ применяются главным образом в области среднего и высшего профессионального образования. С одной стороны, это связано с психологическими особенностями освоения МКТ-программ незрячими музыкантами, а с другой - с системой музыкального образования в целом. Так, например, во многих колледжах и вузах наряду с традиционными дисциплинами существуют специальные предметы, в рамках которых студенты овладевают МКТ в их разнообразных проявлениях. В музыкальных школах для детей с глубокими нарушениями зрения на данный момент подобные предметы отсутствуют. Это обусловлено комплексом причин: низким уровнем владения незрячими учащимися базовыми навыками пользователя компьютером; недостатком материальнотехнических условий; отсутствием
квалифицированных специалистов в данной области и т.д.
Тем не менее, процесс внедрения МКТ в музыкальные школы для слепых и слабовидящих детей уже начался. Это, как мы видим, в первую очередь относится к реализации обучающих, познавательных, креативных и коммуникативных
возможностей МК. Немаловажную роль в обучении детей с глубокими нарушениями зрения играет применение МКТ для создания
Брайлевских адаптированных нотных сборников и учебно-методических пособий по теоретическим предметам, которые способствуют значительному расширению игрового репертуара начинающих незрячих музыкантов, а также обобщению и систематизации их теоретических знаний [7]. Использование коммуникативных
возможностей МК в свою очередь содействует повышению эффективности учебного процесса, в то же время существенно расширяя музыкальный кругозор незрячих учеников, формируя и укрепляя их творческие контакты. Овладение функциями мультимедийного компьютера открывает огромные возможности для освоения безграничного пространства звукового и музыкального мира студентам с нарушением зрения. Безусловно, в значительной степени это относится и к незрячим учащимся музыкальных школ. Однако в данной сфере, как уже не раз подчеркивалось, существуют характерные особенности. В ряде учебных пособий, изданных в РГПУ им. А.И. Герцена и за рубежом, учтены особенности изложения материала, связанного с изучением информационных технологий в музыке, МКТ и особенностей компьютерного музыкального творчества для студентов-музыкантов с нарушением зрения [6; 9; 10; 13].
Применение МКТ в обучении незрячих детей должно быть дозированным, своевременным и пропорциональным возможностям каждого ученика, поскольку только индивидуальный подход с учетом состояния здоровья и психологических особенностей конкретного ребенка может стать основой занятий с детьми, имеющими глубокие нарушения зрения. В связи с этим освоение МКТ-программ целесообразно производить также и на индивидуальных занятиях, а не только групповых.
Для введения в учебный план специальных дисциплин, направленных на систематическое изучение МКТ, необходимы значительные изменения в системе начального музыкального образования детей с глубокими нарушениями зрения. Начинать реализацию подобных проектов, на наш взгляд, наиболее целесообразно с программ предпрофессиональной подготовки, которые осуществляются в 10-12 классах и направлены на поступление незрячих учащихся в музыкальные колледжи и высшие учебные заведения. В рамках подобных программ было бы логично заниматься практическим освоением МКТ, изучать нотные редакторы и т.д. Овладение данным направлением возможно при
359
соблюдении следующих условий: наличие
компьютерного класса, оборудованного специализированной аппаратурой, рассчитанной на практическое применение детьми с глубокими нарушениями зрения; введение специальных дисциплин, ориентированных на детальное освоение разнообразных возможностей МКТ-программ; разработка и апробация учебных программ по предметам, адаптированных к возможностям восприятия незрячих детей. Лишь в этом случае представляется возможным постепенное и систематическое внедрение МКТ в процесс обучения детей с глубокими нарушениями зрения на начальном этапе музыкального образования, которое способно поднять возможности обучения музыке на новую и обеспечить необходимый информационно'-коммуникативный уровень адаптации незрячих людей в современной
Литература:
1. Белов Г.Г., Горбунова И.Б., Горельченко
А.В. Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта): учебное пособие для 10-11 кл.
общеобраз. учреждений. Победитель конкурса по созданию учебной литературы нового поколения для средней школы, проводимого НФПК и Министерством образования Российской Федерации. - СПб.: СМИО Пресс, 2006. - 212 с.
2. Воронов А.М., Горбунова И.Б., Камерис А., Романенко М.Ю. Музыкально-компьютерные технологии в Школе цифрового века // Вестник Иркутского государственного технического университета. - № 5(76). - 2013. - С. 256-261.
3. Говорова А.А., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как средство обучения людей с нарушениями зрения музыкальному искусству // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 11. - С. 298301.
4. Говорова А.А. Освоение нотного текста детьми с глубокими нарушениями зрения: основные проблемы и пути их решения // Современное музыкальное образование // Материалы межд. науч.-практ. конф. / Под общ. ред. И.Б. Горбуновой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - С. 428-431.
5. Горбунова И.Б. Архитектоника звука: монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - 125 с.
6. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. - Т. 1: Архитектоника музыкального звука: учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. - 175 с.
7. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер: монография. - СПб.: «СМИО Пресс», 2007. - 399 с.
8. Горбунова И.Б. Музыкально-
компьютерные технологии в подготовке педагога-музыканта // Проблемы музыкальной науки». -2014. - № 3(16). - С. 5-11.
9. Горбунова И.Б. Новые художественные миры. Интервью профессора РГПУ им. А.И.
социальной среде и стать инструментом для реализации их творческого потенциала [8; 9]. (В России на данном этапе не существует МКТ-программ, позволяющих адекватно «переводить» плоскопечатный нотный текст в Брайлевский. Поэтому создание нотных сборников рельефноточечным шрифтом - серьезный творческий процесс, требующий специальных знаний и технической подготовки.) Вместе с тем следует отметить определённые успехи в области компьютерного моделирования процесса музыкального творчества с использованием МК [5; 14; 15], что создаёт благоприятные условия и возможности адекватного его отображения с использованием описанных ранее систем экранного доступа и речевых синтезаторов для людей с глубокими нарушениями зрения.
Герцена И.Б. Горбуновой // Музыка в школе. -2010. - № 4. - С. 11-14.
10. Горбунова И.Б. Эра информационных технологий в музыкально-творческом пространстве // XII Санкт-Петербургская межд. конф. «Региональная информатика - 2010» («РИ - 2010»), Санкт-Петербург, 20-22 октября 2010 г.: Труды конф. / СПОИСУ. - СПб. - 2010. - С. 232-233.
11. Горбунова И.Б., Горельченко А.В. Музыкальный компьютер в детской музыкальной школе: учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - 68 с.
12. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Товпич И.О. Комплексная модель семантического пространства музыки и перспективы взаимодействия музыкальной науки и современного музыкального образования // Научное мнение. - 2014. - № 8. - С. 238-249.
13. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Компьютерное музыкальное творчество: теория и практика. - Saarbrucken, Germany. - 2014. - 125 с.
14. Горбунова И.Б., Чибирёв С.В. Музыкальнокомпьютерные технологии: к проблеме
моделирования процесса музыкального творчества: монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. - 160 с.
15. Горбунова И.Б., Чибирёв С.В. Компьютерное моделирование процесса музыкального творчества // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2014. - № 168. - С. 84-93.
References:
1. Belov G.G., Gorbunova I.B., Gorel'chenko
A.V. Muzykal'nyj komp'juter (novyj instrument muzykanta): uchebnoe posobie dlja 10-11 kl.
obshheobraz. uchrezhdenij. Pobeditel' konkursa po sozdaniju uchebnoj literatury novogo pokolenija dlja srednej shkoly, provodimogo NFPK i Ministerstvom obrazovanija Rossijskoj Federacii. - SPb.: SMIO Press, 2006. - 212 s.
2. Voronov A.M., Gorbunova I.B., Kameris A., Romanenko M.Ju. Muzykal'no-komp'juternye tehnologii v Shkole cifrovogo veka // Vestnik
360
Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. - № 5(76). - 2013. - S. 256-261.
3. Govorova A.A., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'juternye tehnologii kak sredstvo obuchenija ljudej s narushenijami zrenija muzykal'nomu iskusstvu // Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija. - 2015. - № 11. - S. 298-301.
4. Govorova A.A. Osvoenie notnogo teksta det'mi s glubokimi narushenijami zrenija: osnovnye problemy i puti ih reshenija // Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie // Materialy mezhd. nauch.-prakt. konf. / Pod obshh. red. I.B. Gorbunovoj. - SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2014. - S. 428-431.
5. Gorbunova I.B. Arhitektonika zvuka: monografja. - SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I Gercena, 2014. - 125 s.
6. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke. - T. 1: Arhitektonika muzykal'nogo zvuka: uchebnoe posobie. - SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2009. - 175 s.
7. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'juter: monografja. - SPb.: «SMIO Press», 2007. - 399 s.
8. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'juternye tehnologii v podgotovke pedagoga-muzykanta // Problemy muzykal'noj nauki». - 2014. - № 3(16). - S. 5-11.
9. Gorbunova I.B. Novye hudozhestvennye miry. Interv'ju professora RGPU im. A.I. Gercena I.B.
Gorbunovoj // Muzyka v shkole. - 2010. - № 4. - S. 1114.
10. Gorbunova I.B. Jera informacionnyh tehnologij v muzykal'no-tvorcheskom prostranstve // HII Sankt-Peterburgskaja mezhd. konf. «Regional'naja informatika - 2010» («RI - 2010»), Sankt-Peterburg, 20-22 oktjabrja 2010 g.: Trudy konf. / SPOISU. - SPb. - 2010. - S. 232-233.
11. Gorbunova I.B., Gorel'chenko A.V. Muzykal'nyj komp'juter v detskoj muzykal'noj shkole: uchebnoe posobie. - SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2003. - 68 s.
12. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Tovpich I.O. Kompleksnaja model' semanticheskogo prostranstva muzyki i perspektivy vzaimodejstvija muzykal'noj nauki i sovremennogo muzykal'nogo obrazovanija // Nauchnoe mnenie. - 2014. - № 8. - S. 238-249.
13. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Komp'juternoe
muzykal'noe tvorchestvo: teorija i praktika. -
Saarbrucken, Germany. - 2014. - 125 s.
14. Gorbunova I.B., Chibirjov S.V. Muzykal'no-komp'juternye tehnologii: k probleme modelirovanija processa muzykal'nogo tvorchestva: monografja. -SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2012. - 160 s.
15. Gorbunova I.B., Chibirjov S.V. Komp'juternoe modelirovanie processa muzykal'nogo tvorchestva // Izvestija RGPU im. A.I. Gercena. -2014. - № 168. - S. 84-93.
Сведения об авторе:
Говорова Анастасия Анатольевна (г. Санкт-Петербург, Россия), преподаватель Музыкальных классов для слепых и слабовидящих детей Охтинского Центра Эстетического Воспитания г. Санкт-Петербурга, e-mail: [email protected]
Data about the author:
A. Govorova (St. Petersburg, Russia), teacher of music for children with profound visual impairment at the Children's School of Arts of St. Petersburg, e-mail: [email protected]
361