Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СТУДЕНТАМИ ДУХОВНЫХ ШКОЛ'

К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СТУДЕНТАМИ ДУХОВНЫХ ШКОЛ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ "ТЕОЛОГИЯ" / СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / ПОСТМОДЕРНИЗМ / ДУХОВНАЯ ПРОЗА / ОСОБЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА КОНЦА ХХ - НАЧАЛА XXI ВЕКА / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильина Анна Михайловна

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся изучения современной литературы студентами духовных школ в рамках государственного образовательного стандарта «Теология». Автор обосновывает необходимость изучения литературы в процессе получения духовного образования, дает краткую характеристику курса «Христианские мотивы в русской литературе », изучаемого студентами Смоленской семинарии; описывает основные трудности, с которыми могут столкнуться преподаватель и студенты при изучении современной литературы с учетом особенностей литературного процесса конца ХХ - начала XXI векаThe article deals with the study of modern literature of the students of theological schools within the state educational standard of “Theology”. The author proves the necessity of studying literature in the process of obtaining a religious education, gives a brief description of the course “Christian motives in Russian literature”, which the students of the Smolensk Seminary study; It describes the main difficulties that the teacher and the students may face in the study of modern literature, taking into account peculiarities of the literary process of the late XX - early XXI century

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СТУДЕНТАМИ ДУХОВНЫХ ШКОЛ»

Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. 2015. С. 103-111

УДК 271.2:378 Ильина Анна Михайловна Смоленская Православная Духовная Семинария

К вопросу об изучении современной литературы студентами духовных школ

Ключевые слова: содержание образования; духовное образование; государственный образовательный стандарт «Теология»; современная литература; постмодернизм; духовная проза; особенности литературного процесса конца ХХ — начала XXI века; аксиологический подход; нравственное воспитание.

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся изучения современной литературы студентами духовных школ в рамках государственного образовательного стандарта «Теология». Автор обосновывает необходимость изучения литературы в процессе получения духовного образования, дает краткую характеристику курса «Христианские мотивы в русской литературе», изучаемого студентами Смоленской семинарии; описывает основные трудности, с которыми могут столкнуться преподаватель и студенты при изучении современной литературы с учетом особенностей литературного процесса конца ХХ — начала XXI века.

«Проблема определения содержания образования, неразрывно связанная с его целями, относится к разряду вечных педагогических проблем, так как одно из основных назначений института образования состоит в социализации новых членов общества, а процесс социализации в значительной степени заключается в усвоении индивидом определенного объема знаний, соответствующих уровню развития и потребностям общества на данном этапе» [2, с. 5]. Чаще всего содержание образования понимается как определённая часть совокупного социального опыта, «усвоение которой устанавливается как одно из условий прогрессирующего развития материальной и духовной культуры» [1, с. 85].

Главным фактором, определяющим содержание образования, являются потребности общества и цели, которые оно ставит перед обучением. Содержание образования отражает мировоззрение общества и направлено на формирование у обучаемых не только общего представления о мире, но и интеллектуального и эмоционально-ценностного отношения к нему.

И.Я. Лернер, характеризуя содержание образования на основе анализа человеческой культуры, определяет его как совокупность системы знаний, раскрывающих картину мира, опыта осуществления известных для человека способов деятельности, опыта творческой деятельности по решению новых проблем, обеспечивающих развитие способности у человека к дальнейшему развитию культуры, науки и человеческого общества; опыт ценностного отношения к миру [8].

На разных уровнях формирования содержания образования мировоззрение отражается по-разному: на теоретическом уровне — как обоснование подхода к составу

содержания образования; на уровне учебного предмета — как свод идей, подлежащих усвоению; на уровне учебного материала — как отбор видов знаний.

В рамках данной статьи предполагается рассмотрение некоторых вопросов, связанных с изучением современной литературы студентами духовных школ. Это касается и дискуссии о возможности изучения литературы как таковой, месте дисциплин подобного рода в содержании процесса образования студентов нефилологических специальностей вне зависимости от того, в каком высшем учебном заведении они обучаются, и роли литературы в формировании духовно-нравственных качеств личности будущего специалиста.

Согласно «Концепции высшего духовного образования Русской Православной Церкви», «духовное образование есть целенаправленный процесс обучения и воспитания, имеющий своей целью подготовку пастырей, а также богословов и церковных специалистов для осуществления миссии Церкви в современном мире... Священнослужитель в современном мире призван к тому, чтобы нести проповедь Слова Божия людям с различным образовательным уровнем и социальным статусом, . должен осуществлять свою миссию не только среди прихожан, но и в образовательных учреждениях, воинских соединениях, больницах, пенитенциарных заведениях... организовывать социальное и образовательное служение при приходе» [6].

Отметим, что в настоящее время активно продолжаются процессы изменения в сфере отечественного духовного образования: семинарии приобретают статус высших учебных заведений, получая лицензии на реализацию Государственного образовательного стандарта «Теология» и государственную аккредитацию. Это постепенно вводит их «в ранг высших учебных заведений, ориентирующихся на мировые и отечественные образовательные стандарты нового поколения. Государственная аккредитация выступает в данном процессе как факт признания государством соответствия образования, получаемого в семинарии, требованиям госстандарта. Аккредитованные духовные семинарии и академии могут подняться на иную качественную ступень своего развития, интегрируя традиционный опыт богословского образования с лучшими достижениями современной науки» [18].

Указанный Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению 48.03.01 «Теология» предполагает получение высшего образования (уровень бакалавриата) и самым непосредственным образом соотносится, в том числе, с целями и задачами, отраженными в «Концепции высшего духовного образования РПЦ». Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает как систему теологического знания, традиционные духовные ценности общества и человека, теологическое образование, науку и просвещение, религиозную культуру и философию, так и сферу государственно-конфессиональных, межконфессиональных и общественных отношений, практические аспекты жизни конфессий и соответствующую им социальную активность [11]. При этом объектами профессиональной деятельности выпускников являются основополагающие духовные ценности и опыт, определяемое ими мировосприятие, теоретически оформленные в соответствующей религии и осмысляемые в систематическом единстве, исторической реализации и современной практике, а также в межрелигиозном, культурном (цивилизационном), общественном, государственном и научном контексте [Там же]. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обла-

дать профессиональными компетенциями, позволяющими ему осуществлять учебно-воспитательную и просветительскую деятельность: способностью актуализировать представления в области богословия и духовно-нравственной культуры для различных аудиторий, разрабатывать элементы образовательных программ; способностью вести соответствующую учебную, воспитательную, просветительскую деятельность в образовательных и просветительских организациях [Там же].

Разрабатываемые на основе указанного Стандарта учебные планы ОПОП ВО дают возможность и духовным, и светским учебным заведениям самостоятельно составлять вариативную часть, включая в нее дисциплины, изучение которых будет в наибольшей степени способствовать не только формированию необходимых компетенций, но и развитию духовно-нравственных качеств учащихся.

Актуальность проблемы воспитания духовной культуры личности и потребности формирования профессионального потенциала специалиста на данный момент, на наш взгляд, не подвергается сомнению. Данный процесс вне зависимости от типов учебных заведений не может полноценно проходить без приобщения к национальным ценностям отечественной культуры. Как отмечает В.Н. Мезинов, «в определении содержания образования исходными, концептуальными положениями... являются ценностно-целевые ориентиры, обращенные к развитию духовно-нравственной сферы личности будущего специалиста» [10]. Ученый предлагает структурировать содержание профессионального воспитания по нескольким направлениям, первое из которых состоит в решении проблемы «гармонизации единения знания и веры, их мировоззренческого синтеза, возвращения человеку понимания смысла его жизни» [Там же].

В решении данной проблемы роль гуманитарных дисциплин является ведущей, о чем свидетельствует также и проведенный 19 — 20 марта 2015 года в Северо-Кавказском федеральном университете форум «Совершенствование преподавания русского языка и литературы в школах и вузах Российской Федерации» и направления работы Российского Союза ректоров [12]. Признавая необходимость изучения литературы не только студентами-филологами, участники форума призвали вносить в учебные планы вузов спецкурсы в том числе и по современной литературе, делились накопленным высшими учебными заведениями Северо-Кавказского федерального округа опытом. В докладах ректора МГУ им. М.В. Ломоносова В.А. Садовничего, заместителя министра образования и науки РФ А.А. Климова, российского эссеиста и журналиста В.И. Толстого и других участников акцентировалось внимание на уникальной роли литературы в нравственном воспитании студентов вузов.

Задачи воспитания обучающихся в духовных школах определяются положениями Концепции духовного образования РПЦ — «приготовление к пастырскому служению происходит через духовно-нравственное возрастание и приобретение знаний, оно имеет своей целью утвердить будущего служителя Церкви в истинах веры, благочестии и страхе Божием» [6] и Устава православных духовных семинарий, где в п. 2 «Цели и задачи, основные формы (предмет) деятельности и компетенция семинарии» ведущей целью определено «обучение религии и религиозное воспитание» [16].

В решении указанных задач, на наш взгляд, значительную роль может играть и изучение художественной литературы в духовных семинариях. Великая художественная литература «поднимает человеческий дух, приближает человека к высшим ценностям,

вводит личность в соприкосновение с этими ценностями» [15]. И если целеполагани-ем религии является задача «возвышать человеческую душу, поднимать ее над землей, открывать перед духовным взором человека перспективу вечности, помогать ему обрести такую стратегию жизни, которая уходит в вечность, преодолевая всяческие препятствия, произрастающие от нашего повседневного бытия, то в этом смысле между подлинной религией и подлинной культурой не может быть никаких противоречий» [Там же].

О важности, необходимости изучения художественной литературы в семинариях в настоящее время говорят многие преподаватели духовных школ, подчеркивая, что «современному священнослужителю требуется широкий культурный кругозор — это необходимое условие его проповеди, необходимое условие доверия к нему со стороны его прихожан, со стороны людей образованных» [13].

Обратимся к вопросам, касающимся практического выполнения поставленных задач.

В настоящее время в учебный план ОПОП ВО Смоленской Православной Духовной Семинарии включена дисциплина «Христианские мотивы в русской литературе». Она входит в базовый компонент вариативную часть (обязательные дисциплины) учебного плана, направление подготовки 48.03.01 «Теология», профиль подготовки «Практическая теология», квалификация (степень) выпускника — академический бакалавр.

Данный курс обусловлен, в том числе, и необходимостью подготовки выпускников к дальнейшей самостоятельной профессиональной деятельности, предполагающей преподавание различных дисциплин и междисциплинарных курсов богословского характера.

Исходя из того, что бакалавр теологии должен обладать необходимой глубиной знаний в области гуманитарных дисциплин, соответствующих реализации его профессиональной деятельности, целями курса «Христианские мотивы в русской литературе» являются:

— формирование профессиональной компетентности студентов в рассмотрении духовного потенциала русской литературы на протяжении ее исторического развития;

— овладение основными приемами работы с различными видами художественных текстов;

— осознание роли русской словесности в формировании интеллектуального и духовного богатства отечественной культуры [3, с. 4].

Однако если при изучении классической литературы трудности, с которыми могут столкнуться преподаватель и студенты, будут связаны, скорее всего, с выбором наиболее рациональной организации способов и методов изучения материала, то при изучении современной литературы возникают вопросы иного рода.

Во-первых, само понятие «современная литература» может определяться по-разному: «в зависимости от контекста термин может означать литературу последнего десятилетия (и в этом случае он синонимичен обозначению "новейшая литература"), либо же всемирную литературу после Второй мировой войны» [19].

Во-вторых, следует признать существование культурного стереотипа восприятия современной литературы: «её принято ругать, скептически оценивать достоинства произведений и не видеть значительных имён, определяющих лицо эпохи» [4].

Если при решении вопроса о рамках современного литературного процесса можно отталкиваться от уже сформировавшихся в литературоведении авторитетных точек зрения, то сама его оценка на настоящий момент не может быть сформулирована однозначно и четко, что нередко ставит и преподавателя, и студентов в затруднительное положение.

Хронологические рамки современной русской литературы XX века определяются периодом последних 50 — 70 лет. Литературоведы считают ее началом «оттепель» середины 50-х годов [4] или события 1985 и 1991 года [5]. «Вехой текущей современности признана вторая «оттепель» середины 80-х, открывшая новую эпоху прежде, чем она успела состояться [4]». 1991 год формально обозначает рождение нового политического, культурного и исторического сообщества, стимул к формированию качественно иного сознания, определившего последующее развитие литературы [5]. Итоговый период современной литературы — последние два текущих десятилетия XX века завершают целое её истории, при этом период конца XX века определяется как переходный, но конкретные обозначения его начала и конца могут быть разными [4; 5].

Для литературного процесса 80 — 90-х годов характерно взаимодействие разных направлений, жанрово-тематических образований, течений [4]. Постоянными и повсеместными становятся дискуссии о прозе «новой волны», постмодернизме. Очевидно следующее: в литературе наблюдаются разнообразные стилевые, жанровые и языковые поиски [5].

Именно многообразие, подчас кажущееся хаотическим, послужило причиной большинства негативных оценок современной литературы. Она «перестала решать нравственные задачи. слишком пессимистична. не способна предложить героя, которого мы привыкли называть положительным. инертна и бедна по сравнению с другими формами культурного сознания... в ней много разных версий и деконструкций, но мало жизненной правды. соблазненная западными технологиями, она изменила национальным традициям, перестала быть русской» [17].

Действительно, оценивая современную литературу постмодернизма, нельзя не отметить характерные для нее ценностные изменения: «деканонизацию, размытость или разрушение оппозиций «добро — зло», «любовь — ненависть», «смех — ужас», «прекрасное — безобразное», «жизнь — смерть»; представление о человеке с точки зрения антропологического пессимизма, примат трагического над идеальным; торжество иррационального начала, имманентного сознания, апокалиптического мироощущения, эсхатологического мировоззрения» [9]. При этом на уровне строения самого художественного текста — политекстуальность, интертекстуальность, насыщенность текста внетекстовыми аллюзиями, реминисценциями, наличие широкого культурологического контекста [9], что во многом или явно привлекает читателя, или так же явно его отталкивает.

Сложность осмысления русской литературы конца XX века может быть обусловлена и тем, что для обозначения художественных явлений постмодернистской ориентации возникает масса параллельных названий: постлитература, металитература, поставангард, трансавангард, маргинальная культура, андеграунд, брутальная литература, литература эпатажа, литература в минусовой системе координат, шокинг-проза; литература новой волны, «другая» литература; неоманьеризм, необарокко, неомодернизм, неонатурализм, неореализм, искусство в стиле псевдо-дзен (форма без содержания) [9], — в которых способен запутаться даже самый пытливый читатель.

Невольно возникает вопрос: следует ли изучать такую литературу студентам духовных школ?

В данном случае целесообразно прислушаться к словам А.В. Татаринова: «Есть смысл не презирать современную речь, отмахиваясь от нее надоевшим словом постмодернизм, а стремиться к качественной оценке литературы наших дней...» [17]. Необходимо понять существенные особенности современного литературного процесса: де-центрацию, очевидную зависимость от экономического фактора, от массовости, ставку на формальный успех, внешнюю обреченность интеллектуального текста [Там же].

При этом писатели «хотят говорить о религии, прежде всего, о христианстве... Особым жанром стали литературные апокрифы — художественные пересказы, трансформации, переложения-версии событий Священного Писания. В этом проявляется и коммерческий дух сегодняшней словесности, и тоска по новой встрече с истинным первоисточником, и жажда сенсации, пусть художественно-имитационной, и мысль об особом статусе текста, который хоть как-то касается сакрального» [Там же].

Несомненно, что «под влиянием рыночных отношений книга становится товаром, который должен быть употреблен, т.е. прочитан» [5]. Тем не менее, стремясь к объективной оценке современной литературы, стоит признать, что ситуация не настолько безнадежна и пессимистична. Происходящие процессы изменения литературы все же приводят к необходимости поиска нравственного идеала и художественных приемов его выражения.

Одним из наиболее интересных новых направлений в современной литературе можно считать духовную прозу, привлекающую к себе все большее количество читателей и становящуюся предметом многочисленных дискуссий и исследования литературоведов. Оставляя за рамками текущего размышления споры о возможности существования в современном литературном процессе православной литературы, в качестве определения данного направления примем следующее: «духовная проза — это пласт художественных произведений религиозно-церковной тематики, авторами которых являются как православные священнослужители, так и верующие светские писатели. В качестве синонима может употребляться термин "православная проза", более конкретно подчеркивающий конфессиональную принадлежность ее создателей» [7, с. 7].

При этом, как считают И.С. Леонов и В.А. Корепанова, одним из ведущих критериев духовной прозы является художественность, в «произведениях православных авторов отсутствует прямое назидание или миссионерство, характерные для проповеди или поучения. Православные мировоззрение .находит воплощение в сюжете, системе образов, раскрытии внутренних противоречий персонажей, художественной специфике» [Там же].

Говоря об аксиологической системе духовной прозы, исследователи в качестве стержневой доминанты, объединяющей различные в жанровом и стилевом отношении произведения, определяют теоцентризм, то есть понимание Бога как источника жизни и любого блага. В центре внимания православной прозы находится тема духовной эволюции личности, которая понимается как поиск и обретение веры [Там же].

Отметим, что феномен духовной прозы, а также и поэзии в современной литературе заслуживает, без сомнения, тщательного изучения. К тому же в рамках изучения

современной литературы в духовных школах данное направление не может быть не включенным в программу.

Указанная ранее дисциплина «Христианские мотивы в русской литературе» в Смоленской семинарии изучается в течение второго и третьего семестров. Учебный курс строится по традиционному хронологическому принципу, и рассмотрение современной литературы проходит на завершающих занятиях: «Обзор современной русской поэзии», «Современная русская проза», «Итоги XX века в русской литературе. Основные тенденции современного литературного процесса». Изучение двух первых тем предваряется вводной лекцией для каждой из них, затем проходят семинары, рассмотрение последней темы происходит на двух семинарах.

В рамках данной статьи не представляется возможным подробное описание проводимых занятий, остановимся лишь на отдельных аспектах, касающихся объема учебного материала и способов его изучения.

Отдельно следует отметить, что читательский опыт студентов в настоящее время очень разнообразен. Во-первых, существенными могут быть различия между студентами, пришедшими в семинарию со школьной скамьи и теми, кто уже имеет за плечами какое-либо образование, кроме школьного. Во-вторых, вчерашние школьники тоже могут иметь разный читательский опыт в силу как многообразия школьных программ по литературе, так и предпочтений учителей, и, что немаловажно, собственного отношения к чтению.

Целесообразным представляется в ходе лекций ознакомить студентов с основными течениями и направлениями в современной поэзии и прозе, дать им краткую характеристику, несомненно, с учетом ценностных ориентаций авторов. Многообразие течений и направлений современной литературы свидетельствует о поиске смысла жизни, поиске героя, поиске себя и, конечно, поиске Бога. Результатами этого можно считать стихотворные и прозаические произведения, с которыми студенты работают в ходе проведения семинаров. Выбор произведений для анализа определяется необходимостью познакомить студентов с различными представителями современной поэзии (Е. Лавут, Д. Самойлов, В. Коркия, А. Кушнер, А. Еременко, С. Аверинцев, З. Мир-кина, Н. Карташёва, О. Седакова, Е. Шварц и др.) и прозы (в данном случае в рамках первого занятия можно остановиться на таких именах, как В. Дудинцев, Д. Гранин, В. Астафьев, В. Распутин и др.).

Анализу основных традиций современного литературного процесса и его проблематике [3, с. 9—10] посвящается два семинарских занятия, при этом учебная группа делится на подгруппы, каждая из которых работает по выбранному направлению (выбор направления осуществляется на основе читательских предпочтений студентов или их личного отношения к тому или иному автору/течению). Затем в ходе проведения семинара подгруппы представляют результаты своей работы, и таким образом у учащихся формируется общее представление о новейшей литературе и свое осознанное ее восприятие.

Описанные приемы работы являются достаточно распространенными, отражают опыт проведения занятий со студентами Смоленской семинарии в течение трех лет, не претендуя на оригинальность.

Обобщая сказанное, еще раз отметим, что сегодня мы возвращаемся к осознанию того, что для русской литературы, классической и современной, характерен христи-

анский взгляд на жизнь, глубокое понимание человека и богоискательство. При этом «многие христианские смыслы могут ярче открываться в ткани художественного произведения, чем в теоретических богословских построениях, и, расширяя рамки учебного процесса, изучение художественной литературы формирует вкус к чтению, что впоследствии позволит студентам отличать второсортные произведения от подлинных шедевров и самим писать и говорить правильно» [14].

Литература

1. Гинецинский В.И. Знание как категория педагогики: Опыт педагогической когитологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. 142 с.

2. Ильина А.М. Лингвистический компонент нормативно-научной картины мира школьника: содержательный и методический аспекты: дис. ... канд. пед. наук. Смоленск, 2008. 418 с.

3. Ильина А.М. Христианские мотивы в русской литературе: учебно-методическое пособие по направлению 031900.62 «Теология» (для очной формы обучения). Смоленск, 2011. 56 с.

4. Кисель Н.А. Актуальные проблемы современной русской литературы конца XX — начала XXI вв.: методические материалы для студентов. [Электронный ресурс]. URL: http://sfedu.ru/ lib1/filolog/021700/m5_021700.htm (дата обращения 08.05.2015).

5. Колядич Т.М., Капица Ф.С. Русская проза XXI века в критике: рефлексия, оценки, методика описания // The Lib.Ru. Электронная библиотека: [сайт]. URL: http://thelib.ru/books/ tatyana_mihaylovna_kolyadich/russkaya_proza_xxi_veka_v_kritike_refleksiya_ocenki_metodika_ opisaniya-read.html (дата обращения 08.05.2015).

6. Концепция высшего духовного образования Русской Православной Церкви. // Официальный портал Учебного комитета Русской

7. Учебный комитет Русской Православной Церкви: [сайт]. URL: http://www.uchkom.info/ index.php?option=com_content&view=article&id=132&Itemid=60 (дата обращения 08.05.2015).

8. Леонов И.С., Корепанова В.А. Поэтика православной прозы XXI века. Ярославль: Редмер, 2011. 122 с.

9. Лернер И.Я. Теоретические основы содержания общего среднего образования. М.: Просвещение, 1983. 205 с.

10. Лихина Н.Е. Актуальные проблемы современной русской литературы: Постмодернизм: Учеб. пособ. // Библиотека Гумер — гуманитарные науки: [сайт]. URL: http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/Literat/lihina/01.php (дата обращения 08.05.2015).

11. Мезинов В.Н. Духовно-нравственное воспитание личности в ВУЗе // Современные научные исследования: электронный научный журнал. 2011. №1. URL: http://www.sni-vak.ru (дата обращения 08.05.2015).

12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 февраля 2014 г. N 124 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 48.03.01 Теология (уровень бакалавриата)» // Интернет-портал «Российской газеты». URL: http://www. rg.ru/2014/05/07/minobrnauki-dok.html (дата обращения 08.05.2015).

13. Российский Союз ректоров: [сайт]. URL: http://www.rsr-online.ru/index.php (дата обращения 08.05.2015).

14. Симеон (Томачинский), иеромон. Значение художественной литературы для формирования будущих священников // Православие.т: [сайт]. URL: http://www.pravoslavie.ru/ jurnal/54708.htm (дата обращения 08.05.2015).

15. Симеон (Томачинский), иеромон. Наша задача — выбрать в литературе все самое ценное в духовном плане // Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3765110.html (дата обращения 08.05.2015).

16. Слово Святейшего Патриарха Кирилла на отпевании писателя В.Г. Распутина // Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского патриархата: [сайт]. URL: http://www. patriarchia.ru/db/text/4015271.html (дата обращения 08.05.2015).

17. Смоленская Православная Духовная Семинария: [сайт]. URL: http://www.smolensk-seminaria.ru/disclosure/index.html#/row/239 (дата обращения 08.05.2015).

18. Татаринов А.В. Проблемы современной литературы: концепция. // ZARLIT Интернет-страница кафедры зарубежной литературы и сравнительного культуроведения Кубанского государственного университета. URL: http://zar-literature.ucoz.ru/index/sovremennaja_ literatura/0-21 (дата обращения 08.05.2015).

19. Урбанович Г., прот. Государственное признание духовного образования: проблемы, решения и перспективы // Научный богословский портал Богослов.т. URL: http://www.bogoslov.ru/ text/2016971.html (дата обращения 08.05.2015).

20. Черняк М.А. Современная русская литература: учеб. пособие. [Электронный ресурс]. URL: http://padaread.com/?book=42321&pg=1 (дата обращения 08.05.2015).

Uina A. M.

Smolensk Orthodox Theological Seminary

On the question of studying of modern literature by students of Theological Schools

Keywords: content of education; religious education; State educational standard of "Theology"; modern literature; postmodernism; spiritual fiction; especially features of the literary process late XX — early XXI century; axiological approach; the moral education.

The article deals with the study of modern literature of the students of theological schools within the state educational standard of "Theology". The author proves the necessity of studying literature in the process of obtaining a religious education, gives a brief description of the course "Christian motives in Russian literature", which the students of the Smolensk Seminary study; It describes the main difficulties that the teacher and the students may face in the study of modern literature, taking into account peculiarities of the literary process of the late XX — early XXI century.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.