Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ (ПРАВОСЛАВНЫХ) ДИСЦИПЛИН'

СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ (ПРАВОСЛАВНЫХ) ДИСЦИПЛИН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / ПРАВОСЛАВНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / СТАНДАРТ "ТЕОЛОГИЯ" / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Урбанович Любовь Николаевна

В статье обращается внимание на важность педагогической подготовки студентов духовных школ в условиях введения в учебные планы образовательных учреждений предметов с религиозным содержанием. Автор обосновывает место курса «Методика преподавания теологии и религиозных дисциплин» в учебном плане Смоленской Духовной Семинарии, описывает цели, задачи и содержание дисциплины; раскрывает конкретные приемы, методы и формы, используемые при обучении студентов «Методике…»; отмечает имеющиеся трудности и проблемы, требующие дальнейшего исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ (ПРАВОСЛАВНЫХ) ДИСЦИПЛИН»

Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. 2015. С. 86-95

УДК 271.2:378 Урбанович Любовь Николаевна Смоленская Православная Духовная Семинария

Специфика обучения студентов духовной семинарии методике преподавания религиозных (православных) дисциплин

Ключевые слова: педагогическая подготовка; религиозное образование; методика преподавания; православно ориентированные дисциплины; стандарт «Теология»; профессиональные компетенции.

В статье обращается внимание на важность педагогической подготовки студентов духовных школ в условиях введения в учебные планы образовательных учреждений предметов с религиозным содержанием. Автор обосновывает место курса «Методика преподавания теологии и религиозных дисциплин» в учебном плане Смоленской Духовной Семинарии, описывает цели, задачи и содержание дисциплины; раскрывает конкретные приемы, методы и формы, используемые при обучении студентов «Методике...»; отмечает имеющиеся трудности и проблемы, требующие дальнейшего исследования.

Необходимость введения в образовательный процесс духовных семинарий предмета «Методика преподавания теологии и религиозных дисциплин» вызвана рядом причин. Исторически сложившаяся практика в дореволюционный период обязывала священнослужителей преподавать в школе религию в форме Закона Божьего. Целая череда проведенных реформ в сфере духовного образования в XIX веке определила систему педагогической подготовки семинаристов. Теоретические знания учащиеся получали в процессе изучения педагогики-дидактики, а практические навыки — в ходе самостоятельного преподавания в «образцовых» начальных школах при семинариях под контролем наставника. Среди педагогических требований, которые предъявлялись к будущему пастырю и законоучителю, особо подчеркивалось наличие «педагогической нацеленности»; умение организовать урок, внеклассные занятия и внешкольные мероприятия (чтения, экскурсии, паломничества и др.); владение методическими приемами преподавания; умение выстраивать отношения с детьми и их родителями, с епархиальным и гражданским начальством и др. [8]. Однако из-за недостаточно качественной подготовки будущего законоучителя в содержательном, методическом и практическом аспектах ситуация, как известно, была далеко не идеальной.

В настоящее время актуальность обучения студентов семинарии методике преподавания православно ориентированных дисциплин обусловлена введением в школах, средних специальных, высших учебных заведениях учебных курсов духовно-нравственной и религиозной направленности. С 2009 года в качестве эксперимента в 19 регионах страны, а с 2012 года как обязательный предмет на всей территории Россий-

ской Федерации был введен в общеобразовательные школы учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».

В нормативные правовые документы1 (Закон об образовании в РФ №273-ФЗ), инструктивные и разъяснительные письма Министерства образования и науки включены положения о религиозном образовании, о статусе духовных школ, о преподавании теологии в государственных вузах, также определены сферы взаимодействия религиозных организаций с образовательными учреждениями. Отметим лишь основные возможные формы сотрудничества в области духовно-нравственного просвещения и воспитания: участие централизованных религиозных организаций в учебно-методическом обеспечении курсов по ОРКСЭ и Теологии; участие в курсовой подготовке, переподготовке учителей, в заседаниях методических объединений по оказанию помощи в религиозной части образовательной программы, в школьных мероприятиях духовно-нравственной и патриотической направленности; проведение научно-практических и просветительских конкурсов, конференций и других мероприятий для обучающихся и педагогических работников; конфессиональная экспертиза примерных образовательных программ по курсу «Основ религиозных культур и светской этики».

Насущной потребностью сегодняшнего дня является специальная подготовка учителя, преподающего православно ориентированные дисциплины. Профессиональное педагогическое образование, которое получали учителя в советский и постсоветский периоды, исключало возможность знакомства с религией во всех ее проявлениях. Поэтому сегодня учитель испытывает определенные трудности и, как следствие, нуждается в конфессиональном сопровождении не только в информационно-содержательном, но и мировоззренческом и научно-методическом плане.

Как отмечает в своем исследовании О.В. Розина, в православных духовных учебных заведениях (академиях, семинариях) сложилась стройная система теологической подготовки, но педагогическая, если и присутствует, то носит ознакомительный характер. Это связано с тем, что духовные заведения готовят клириков Церкви, а не педагогов [7, с. 11]. Поэтому, с одной стороны, имеются учителя, получившие профессиональное педагогическое образование, но не имеющие знаний и опыта работы с религиозным материалом, с другой — выпускники православных духовных семинарий и академий, овладевшие всем корпусом богословских наук, но не знакомые с теорией и методикой преподавания православно ориентированных дисциплин с учетом специфики светского характера образования. Это возникшее противоречие, как нам представляется, требует своего разрешения.

Следует отметить, что в международной практике такой проблемы не существует ввиду того, что разработана система конфессионального сопровождения преподавания религии в школе. Как указывает И.В. Понкин, в ряде стран (например, в Австрии, Бельгии, Испании, Польше, Португалии, Чехии, Греции, на Кипре, Мальте) религиозное образование организуется и контролируется религиозными общинами,

1 См. Письмо Министерства образования и науки России № 03-1584 от 13 июля 2007 г. об использовании примерного соглашения о сотрудничестве органа управления образованием субъекта Российской Федерации и централизованной религиозной организации епархии Русской Православной Церкви; Письмо директора Департамента государственной политики в образовании МОН РФ Реморенко И.М. №03-1032 от 21 мая 2010 г. «В дополнение к методическим материалам по преподаванию ОРКСЭ»; Письмо Министерства образования и науки от 21.04.2014 № 08-516 «О реализации курса ОРКСЭ».

которые берут на себя подготовку и отбор преподавателей, рецензирование программ и учебников. Кандидаты на должность преподавателя религии, успешно сдавшие государственные экзамены, получают допуск Церкви к преподаванию (так называемая церковная аккредитация). Полученный сертификат является удостоверением доверия со стороны Церкви [5].

В Германии преподавателем религии может стать только тот, кто имеет документ о сдаче университетского экзамена, документ о государственном экзамене в референда-риате (т. е. прошедший практическую подготовку) и удостоверение от Церкви. Преподавателями религии являются и священники, и иные церковные служащие, отвечающие соответствующим требованиям, т. е. имеющие научно-богословское и практическое специальное (педагогическое) образование [12].

Аналогичный опыт присутствует и в Польше. В этой стране богословское образование до 1990 года существовало только в рамках церковных учебных заведений, и оно не было признаваемо государством. Для того чтобы решить проблему обеспечения школ квалифицированными преподавателями религии, было принято решение об открытии направления «Теология» во всех ведущих государственных университетах и о получении государственной аккредитации всеми семинариями. Диплом магистра Теологии стал обязательным и для ведения педагогической деятельности, и для рассмотрения вопроса о рукоположении выпускника семинарии. Таким образом, в Польше священник одновременно является и школьным учителем религии. Польская Православная Церковь сегодня продолжает осуществлять конфессиональное сопровождение преподавания религии в школе через методистов-советников и епархиальных инспекторов по вопросам религиозного образования [2].

В России на сегодняшний день профессиональную подготовку учителя к реализации дисциплин с религиозным содержанием осуществляют Свято-Тихоновский гуманитарный университет по программе «Религиозная культура, этика, культурно-просветительская и добровольческая деятельность в школе» и несколько вузов в качестве эксперимента по программе «Культура конфессий» [7, с. 13]. Однако этого недостаточно и ввиду ограниченного количества вузов, и ввиду их удаленного месторасположения от регионов, и в силу невозможности длительного отрыва от работы. Обычно учителя проходят подготовку/переподготовку или без отрыва от работы, или с минимальным отрывом в каникулярное время. Справедливости ради надо отметить, что в ряде регионов РФ готовы рассматривать кандидатуру выпускника, получившего теологическое образование и имеющего диплом государственного образца, в качестве преподавателя данной дисциплины в школе. Но наиболее остро сегодня ощущается потребность в квалифицированной помощи специалистов, имеющих богословское и педагогическое образование, способных осуществлять конфессиональную поддержку и сопровождение учебных предметов, курсов с религиозным содержанием в образовательных учреждениях всех уровней.

Обозначенные обстоятельства указывают на необходимость формирования педагогической грамотности у будущих священнослужителей в духовных школах. Согласимся с С.Ю. Дивногорцевой, что педагогическая подготовка будущего православного священника должна отличаться от педагогической подготовки студента светского вуза, в первую очередь, тем, что «должна быть религиозно осмыслена и обоснована»

[1, с. 43], а также должна быть конфессионально и профессионально ориентирована с учетом специфики подготовки церковных кадров.

Как выход из сложившейся ситуации можно рассматривать реализацию Федерального государственного стандарта по направлению «Теология» в духовных семинариях и академиях. В рамках предложенного стандарта может быть органично реализовано и педагогическое образование. Стандарт предполагает формирование у выпускника семинарии профессиональных компетенций в области учебно-воспитательной и просветительской деятельности. Освоивший программу по направлению «Теология» должен иметь способность актуализировать представления в области богословия и духовно-нравственной культуры для различных аудиторий, разрабатывать элементы образовательных программ; вести соответствующую учебную, воспитательную, просветительскую деятельность в образовательных и просветительских организациях, использовать современные учебно-организационные методики и принципы воспитания, в том числе и при ассистировании в учебном процессе в высших учебных заведениях (Стандарт по направлению «Теология» 033900 и 48.03.01). Таким образом, в учебный план аккредитованных духовных семинарий включены необходимые психолого-педагогические дисциплины и педагогическая практика.

Смоленская Православная Духовная Семинарии как аккредитованное высшее учебное заведение с 2011 года реализует государственный образовательный стандарт «Теология», и за это время сложилась своя модель педагогического образования. Ее методологической и концептуальной основой являются нормативные акты Министерства образования, Федеральный государственный стандарт и церковные постановления в области духовного образования и православного просвещения [11, с. 49 — 60].

В учебные планы по направлению «Теология» (бакалавриат) входят такие дисциплины как «Педагогика», «Методика преподавания теологии и религиозных дисциплин», «Основы организации и ведения образовательной деятельности на приходе», катехизаторско-педагогическая практика, осуществляемая в воскресных и общеобразовательных школах, а также научная деятельность студентов в области педагогических исследований.

Особого внимания заслуживает учебный курс «Методика преподавания теологии и религиозных дисциплин». Структурно и содержательно учебный курс «Методика...» органично связан с психолого-педагогическими и профильными церковно-практиче-скими дисциплинами («Практическое руководство для пастырей», «Социальное учение РПЦ», «Основы организации и ведения образовательной деятельности на приходе» и др.). На освоение дисциплины в учебном плане отводится 3 кредитных единицы или 108 часов на 4 курсе.

Целью программы описываемого курса является содействие формированию у студентов теоретических знаний и практических навыков самостоятельной преподавательской деятельности, в том числе и в качестве консультантов, осуществляющих конфессиональное сопровождение, специалистов отдела религиозного образования и катехизации, тьюторов курсов подготовки и переподготовки учителей православно ориентированных предметов.

Авторская рабочая программа курса «Методика преподавания теологии и религиозных дисциплин» представлена тремя содержательными разделами:

1. Общие основы религиозной педагогики в системе светского и церковного образования.

2. Методика преподавания религиозных дисциплин в общеобразовательной школе.

3. Особенности организации учебной деятельности в области теологического (богословского) образования.

Первый раздел знакомит с понятием «религиозное образование», существующими моделями, типами и подходами к преподаванию религии в международной и отечественной практике. Особое внимание уделяется вопросу культурологического подхода в преподавании Основ православной культуры в школе. Отмечается, что сегодня важно донести до аудитории истинный смысл Православной веры, не ограничиваясь обрядно-периферийными сторонами Православия, но в то же время, сообразуясь со светским характером школы. Отдельного рассмотрения заслуживают современные педагогические трудности и риски при реализации предметов с религиозным содержанием.

Программа дисциплины включает рассмотрение места и статуса богословия (теологии) в духовной и светской системе образования, сравнительную характеристику теологии и религиоведения, анализ особенностей религиоведческого подхода в преподавании религиозных дисциплин в образовательных учреждениях, а также ознакомление с современной системой религиозного образования Русской Православной Церкви.

Важным моментом в курсе обучения студентов методике преподавания религиозных дисциплин представляется знакомство с нормативными правовыми документами в сфере религиозного светского и церковного образования. Будущему церковно- и священнослужителю необходимо знать границы правового поля своей деятельности, возможные виды и формы взаимодействия с образовательными учреждениями, которые регламентируются соответствующими актами, иметь представления о нормативных документах ведения образовательной деятельности в области религиозного образования и катехизации РПЦ.

Второй раздел учебной программы раскрывает теоретические подходы и методические особенности преподавания религиозно-культурологических дисциплин в светской школе. Уделяется внимание таким педагогическим условиям, как свобода религиозного выбора учащегося, вовлеченность преподавателя и ученика в предмет изучения, диалогичность, компетентность, учет возрастных особенностей учащихся в усвоении духовно-нравственных и религиозных категорий и понятий. Данный раздел также предполагает ознакомление с содержанием учебно-методических комплексов по предмету «Основы православной культуры». Второй раздел в целом ориентирован на обучение студентов конкретным методам и приемам работы с учебным материалом религиозного содержания (например, приемы работы с понятиями, притчами, текстами житийной литературы, иллюстративным материалом и др.), организационным формам, в том числе и внеаудиторным, дополнительным (экскурсии, паломниче-ско-туристические поездки, предметные кружки и др.).

Третий раздел программы содержит учебный материал о современной системе церковного образования в Русской Православной Церкви, специфике организации учебно-воспитательного процесса в духовных школах в исторически сложившейся традиции, знакомит с современными требованиями к занятиям в высшей школе и особенностями преподавания теологии в духовных и светских высших учебных заведениях.

В помощь студентам для изучения курса разработано и выпущено учебно-методическое пособие [10]. В пособии представлены авторская рабочая программа по курсу, методические материалы, содержащие примерные планы и рекомендации для проведения практических занятий и организации самостоятельной работы, варианты контрольных работ, а также терминологический справочник и некоторые информационно-методические материалы.

Согласно основной образовательной программе семинарии после периода теоретического обучения студенты проходят катехизаторско-педагогическую практику на базе воскресных и общеобразовательных школ. Поэтому приоритетной задачей дисциплины «Методика преподавания теологии и религиозных дисциплин» является формирование первоначальных практических умений и навыков. В связи с этим в курсе уделяется особое внимание практическим занятиям, которые охватывают более половины отведенных на освоение дисциплины часов. Общеизвестно, что практические занятия обеспечивают связь теории и практики и содействуют выработке у студентов умений и навыков применения знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы. Практические занятия в рамках изучения курса проводятся в различных формах: семинар-дискуссия («Нужна ли теология в светском вузе»), коллоквиум («Теологическое образование в вузах: взаимодействие Церкви, государства и общества»); педагогические мастерские («Методика работы с евангельскими притчами»); семинары-практикумы, на которых предлагается просмотр видеозаписей уроков с комментарием, сравнительный анализ по определенным критериям имеющихся программ и учебных пособий по предмету «Православная культура», составление тезисов, раскрывающих основные положения изучаемой темы, библиографического списка к теме, составление интеллект-карты, написание отзыва о наблюдаемом уроке, рецензии на статью и пр.

Приведем в качестве примера семинар-дискуссию на тему «Педагогическое образование в духовной школе». Студентам в качестве опережающего задания предлагается подготовиться к дискуссии по следующим вопросам:

— Нужна ли в семинарии «Педагогика»?

— Что должны изучать семинаристы в курсе «Педагогика»?

— Какие требования предъявляются сегодня Священноначалием к педагогическому образованию в духовных школах?

В результате дискуссии участники приходят к пониманию необходимости получения комплекса знаний, умений и навыков в области педагогики и применения полученных знаний в интеграции с богословским образованием. Осмысление современных вызовов в области духовного просвещения и нравственного воспитания мотивирует к изучению данной дисциплины.

Особое место в учебном процессе занимают непосредственно практикумы, предполагающие анализ конспектов уроков учителей-практиков в области преподавания православной культуры, разработку под руководством преподавателя учебно-методических и дидактических материалов к уроку (технологическая карта, план-конспект, информационный лист, презентация и др.).

Важно при обучении студентов методике преподавания самому преподавателю использовать различные традиционные и инновационные формы, методы и приемы обучения. Как нам представляется, семинаристов необходимо, прежде всего, научить

актуализировать полученные богословские знания с помощью методического инструментария для различных аудиторий, осмысливать богословский тезаурус и интерпретировать основные положения в соответствии с духовной и историко-культурной традицией Православия.

В качестве примера можно привести практикум по проектированию урока на тему «Чудо в жизни христианина» для учащихся начальных классов в рамках курса ОРКСЭ. Сложность и непонимание учителем смыслосодержания категории «чудо» нередко побуждает его искать свой способ интерпретации и изложения этой темы на уроке. В результате появляется риск мифологизации и излишней ангажированности вещественных доказательств чудесных явлений.

Отметим, что практикум проходил по определенному алгоритму и предлагал учащимся разные активные и интерактивные методы и приемы работы. На подготовительном этапе учащиеся получили задание составить тезисный план на тему «Богословское понимание категории чуда». Основополагающим этапом в проектировании урока, как известно, является формулирование темы и определение способов целе-полагания в условиях требования ФГОС. У студентов такие задания вызывают особое затруднение. В связи с этим преподавателю самому необходимо было в начале занятия продемонстрировать некоторые методические приемы. Студентам было предложено, опираясь на план, сформулировать вопросы, которые помогут определить цели и задачи и одновременно послужить маршрутным листом при освоении новой темы. Далее с помощью приема «Мозговой штурм» раскрыть ценностно-смысловое содержание понятия «чудо» и, проанализировав подготовленные тезисы, расширить ассоциативный ряд и составить смысловую карту.

На следующем этапе работы, используя интеллект-карту, студенты составили план объяснения нового материала, подобрали дидактический материал и методический инструментарий. Рефлексивный этап занятия позволил определить степень проникновения в содержание заявленной темы и методику объяснения нового материала. Эффективность проведения подобных практических занятий определяется степенью включенности всех участников образовательного процесса в активную деятельность, которые обязаны думать, осмысливать, применять полученные теоретические знания.

Обучение студентов Методике преподавания теологии и религиозных дисциплин имеет свои особенности. И главная из них — дать понять, что учитель, преподающий религиозные дисциплины, должен уметь, прежде всего, работать не с информацией, а со смыслами, научить думать, рассуждать, присваивать духовные ценности, соотносить услышанное и увиденное со своим личным опытом. Для этого требуется определенное методическое мастерство, владение современными образовательными технологиями и методиками, что, естественно, приходит с практикой, педагогическим опытом, но познакомиться с методическим инструментарием студенты должны еще в процессе обучения в духовной семинарии.

В плане получения обратной связи от учащихся информативной формой является написание эссе на предложенные высказывания, авторитетные мнения (например, об учителе и педагогической профессии). Так, при изучении темы «Введение в педагогическую деятельность» предлагается написать небольшое эссе на следующие высказывания: «Учи, чтобы самому научиться, и доставишь пользу слушателям» (прп. Ефрем Сирин); «Принявший на себя подвиг учительства не должен внимать похвалам по-

сторонних людей и без них ослабевать душой. Он должен поучать так, чтобы угодить Богу» (свт. Иоанн Златоуст). Такая форма работы позволяет использовать личный опыт учащихся как источник обучения, выделять главную мысль, раскрывать ее, приводить аргументацию собственного мнения, делать выводы, осмыслить и актуализировать изученный теоретический материал.

Как практическое применение полученных знаний в ходе изучения дисциплины «Методика преподавания теологии и религиозных дисциплин» можно рассматривать активную катехизаторско-педагогическую практику студентов в воскресной и общеобразовательной школе. В результате прохождения данной практики приобретаются навыки подбора учебного материала и проектирования учебной деятельности, составления планов-конспектов уроков и внеклассных мероприятий духовно-нравственной направленности, изложения материала в доступной форме для учащихся разных возрастных групп. Производственная практика позволяет студентам самостоятельно проводить занятия в воскресной школе и средней общеобразовательной школе, анализировать наблюдаемые уроки, систематизировать и обобщать накопленный за время прохождения производственной практики учебно-методический материал и опыт собственной педагогической деятельности.

Имеющийся опыт руководства педагогической практикой подтверждает целесообразность и важность данного вида учебной деятельности в духовной школе. Семинаристы отмечают заинтересованность во взаимодействии с учащимися, желание поделиться своими знаниями, радуются полученной обратной связи с учениками. В ходе практики у студентов появляется убежденность в дальнейшем не оставлять педагогическую работу, осознается полезность и нужность получения опыта учительства.

В заключение отметим, что в настоящее время невозможно говорить о сложившейся системе подготовки студентов к педагогической деятельности в духовных образовательных учреждениях. Причин тому, на наш взгляд, несколько. Самая главная из них заключается в неопределенности и неоднозначности концептуальных положений в области практической применяемости педагогического образования в церковном и священном служении. Ряд нормативных документов Русской Православной Церкви [3; 4; 6; 9] указывает на необходимость получения педагогических знаний для современных священнослужителей. Например, в Стандарте педагога в сфере православного образования подчеркивается, что преподаватели вероучительных дисциплин в православных образовательных учреждениях должны иметь «высшее образование по направлению подготовки "Теология" или "Религиоведение", или духовное образование на уровне духовной семинарии или академии» [9]. В Положении о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего церковного образования в духовных образовательных организациях Русской Православной Церкви [4], педагогическая практика определена в качестве основного вида учебной деятельности. Из приведенных примеров следует, что в духовных семинариях и академиях обучающиеся должны быть ознакомлены с методическими особенностями реализации дисциплин с религиозным (православным) содержанием. Вместе с тем разработанный и представленный новый учебный план для духовных школ содержит лишь минимальное количество часов на психолого-педагогические дисциплины в вариативной части по выбору студентов, а методика преподавания религиозных дисциплин так же, как и обязательная педагогическая практика, отсутствует.

Как уже отмечалось выше, в правовых нормативных и инструктивных документах Министерства образования и науки РФ предусмотрены виды и формы взаимодействия образовательных учреждений с религиозными организациями в реализации дисциплин с религиозным компонентом. Это дает основание полагать, что даже в том случае, если сам священник непосредственно не будет вести педагогическую деятельность, он должен быть готов осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных православно ориентированных программ общего и дополнительного образования. Также отметим, что нерешенным на сегодняшний день остается вопрос о повышении квалификации и переподготовке для священнослужителей в области православно ориентированной педагогики. В связи с данной неопределенной позицией видятся и возможные риски в будущем: не приведет ли сложившаяся ситуация к тому, что для выпускников семинарий и академий могут быть закрыты двери в школу и другие светские образовательные учреждения? Даже в случае если священнослужитель, имеющий богословское образование, пройдет курсовую переподготовку в области православной педагогики, он получит документ церковного образца, который, к сожалению, не будет иметь юридической силы для светских образовательных структур. Эти вопросы и риски требуют особого к себе внимания в условиях современных вызовов.

Литература

1. Дивногорцева С.Ю. К вопросу о формировании педагогической компетентности учащихся духовных школ Русской Православной Церкви // Интеграция светского и религиозного образования в российской и международной практике в условиях развития культурно-образовательной среды: Материалы научно-практической конференции (15—16 мая 2014) / под общ. ред. Л.Н. Урбанович. Смоленск, 2014. С. 40-48.

2. Лаврешук М., прот. Организация обучения православной религии в Польше в конце XX-начале XXI вв. // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. Вып. 1 (7). 2014. С. 182-190.

3. О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви // Православное образование: [сайт]. URL: http://pravobraz.ru/o-religiozno-obrazovatelnom-i-katexizicheskom-sluzhenii-v-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi/ (дата обращения: 21.03.2014).

4. Положение о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего церковного образования в духовных образовательных организациях Русской Православной Церкви // Русская Православная Церковь: официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3333340.html (дата обращения: 08.04.2014).

5. Понкин И.В. Преподавание знаний о религии в светской школе: европейский опыт правового регулирования // Преподавание религии в школе: актуальная дискуссия в России и Германии: материалы международной конференции. Москва, 24-25 февраля 2010 г. / под общ. ред. Л.П. Шмидта. М., 2010. С. 19-57.

6. Постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2-5 февраля 2013 года) // Православное образование: [сайт]. URL: http://pravobraz.ru/postanovleniya-osvyashhennogo-arxierejskogo-sobora-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi-2-5-fevralya-2013-goda (дата обращения: 13.04.2014).

7. Розина О.В. Православная культура в школе: формирование и развития профессиональных компетенций педагога. М., 2015. 252 с.

8. Синельников С.П. Законоучитель дореволюционной школы: личность и исполнение обязанностей. Ч. 1. [Электронный ресурс]. URL: http://www.orthedu.ru/news/3208-zakonouchitel-dorevolyucionnoj-shkoly-lichnost-i-ispolnenie-obyazannostej.html (дата обращения: 16.03.2015).

9. Стандарт педагога в сфере православного образования (проект) // Министерство образования и науки РФ: [сайт]. URL: минобрнауки.рф/документы/3071 (дата обращения: 24.03.2015).

10. Урбанович Л.Н. Методика преподавания христианской теологии. Смоленск, 2011. 88 с.

11. Урбанович Л.Н. Модель педагогического образования Смоленской Православной Духовной Семинарии в рамках госстандарта «Теология» // Интеграция светского и религиозного образования в российской и международной практике в условиях развития культурно-образовательной среды: материалы научно-практической конференции 15—16 мая 2014 г. / под общ. ред. Л.Н. Урбанович. Смоленск, 2014. С. 49-60.

12. Энглерт Р. Создание и структура системы подготовки учителей в Германии // Преподавание религии в школе: актуальная дискуссия в России и Германии: материалы международной конференции. Москва, 24-25 февраля 2010 г. / под общ. ред. Л.П. Шмидта. М., 2010. С. 115-127.

Urbanovich L.N. Smolensk Orthodox Theological Seminary

specifics of teaching of the students of Theological seminary with teaching methods of religious (orthodox) disciplines

Keywords: teacher training; religious education; teaching methods; the orthodox-oriented disciplines; the standard of "Theology"; professional competence.

The article draws attention to the importance of the spiritual teacher training of the students of religious schools_in conditions of introduction of items with religious content into the curriculum of educational institutions. The author proves the place of the course "Methods of theology teaching and religious subjects" in the curriculum of Smolensk Theological Seminary, describes the goals, objectives and content of the discipline; discloses the specific techniques, methods and forms used in teaching students "Methods..."; notes difficulties and problems that require further investigation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.