Научная статья на тему 'СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО КУРСА "БРАК И СЕМЬЯ В ХРИСТИАНСТВЕ" В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПРАВОСЛАВНОЙ СЕМИНАРИИ'

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО КУРСА "БРАК И СЕМЬЯ В ХРИСТИАНСТВЕ" В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПРАВОСЛАВНОЙ СЕМИНАРИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРАК / СЕМЬЯ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / СЕМЬЯ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПОДГОТОВКА К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ / MARRIAGE / FAMILY / FAMILY VALUES / FAMILY OF A CLERGYMAN / EDUCATIONAL PROCESS / PREPARATION FOR FAMILY LIFE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Урбанович Любовь Николаевна

В настоящей статье предметом рассмотрения являются содержание и методическое своео- бразие учебной дисциплины «Брак и семья в христианстве», преподаваемой в Смоленской духовной семинарии. Особое внимание уделяется влиянию курса на формирование готовности студентов к семей- ной жизни и пастырской деятельности в вопросах попечения о семье. Обращается внимание на то, что и семья священнослужителя не застрахована от трудностей и семейных проблем, поэтому студентам, которые в будущем планируют принять священ- нический сан, необходимо знать и понимать духовные и психологические основы семейной жизни с позиции христианского учения. Организация учебных занятий в рамках данного курса требует особых знаний и педагоги- ческих компетенций преподавателя, поэтому в статье приводятся примеры педагогических технологий, способствующих присвоению учащимися знаний и преобразованию их в лич- ностно значимый результат.The subject of the present article is the contents and methodological peculiarities of the academic discipline "Marriage and family in Christianity" taught in Smolensk Orthodox Theological Seminary. Special attention is paid to the influence of the course on the formation of students' readiness for family life and pastoral activities in the matters of family care. Attention is drawn to the fact that the family of a priest is not immune to difficulties and family problems, so students who plan to take up the priesthood in the future have to know and understand the spiritual and psychological foundations of family life from the point of view of the Christian doctrine. As far as organization of training sessions in the context of the present course requires special knowledge and pedagogical competencies of the teacher, the article provides examples of pedagogical technologies that promote acquiring knowledge by students and its transformation into a personally significant result

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Урбанович Любовь Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО КУРСА "БРАК И СЕМЬЯ В ХРИСТИАНСТВЕ" В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПРАВОСЛАВНОЙ СЕМИНАРИИ»

Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. 2018. С. 96-102

УДК 271.2:378 Урбанович Любовь Николаевна Смоленская Православная Духовная Семинария

Содержательные и методические особенности учебного курса «Брак и семья в христианстве» в образовательном пространстве православной

семинарии

Ключевые слова: брак, семья, семейные ценности, семья священнослужителя, образовательный процесс, подготовка к семейной жизни.

В настоящей статье предметом рассмотрения являются содержание и методическое своеобразие учебной дисциплины «Брак и семья в христианстве», преподаваемой в Смоленской духовной семинарии.

Особое внимание уделяется влиянию курса на формирование готовности студентов к семейной жизни и пастырской деятельности в вопросах попечения о семье.

Обращается внимание на то, что и семья священнослужителя не застрахована от трудностей и семейных проблем, поэтому студентам, которые в будущем планируют принять священнический сан, необходимо знать и понимать духовные и психологические основы семейной жизни с позиции христианского учения.

Организация учебных занятий в рамках данного курса требует особых знаний и педагогических компетенций преподавателя, поэтому в статье приводятся примеры педагогических технологий, способствующих присвоению учащимися знаний и преобразованию их в лич-ностно значимый результат.

Благосостояние человеческого общества, каждой отдельной личности тесно связано с благополучием в супружеских и семейных отношениях. На протяжении многих веков в различных культурах брак как человеческий институт подвергался многочисленным изменениям, но вместе с тем некое осознание достоинства брачного союза, «святости» семьи существовало и существует во всех культурах.

Сегодня мы сталкиваемся с эпохальными вызовами, на которые современный человек не всегда может адекватно ответить. Понятия «брак», «семья» теряют свой подлинный смысл, а человеческая жизнь превращается в лабораторный продукт, свобода приобретает облик вседозволенности, человеческая личность перестаёт быть ценностью, различие между полами стираются и подменяются свободно принимаемой сексуальной ориентацией. Открытость информационного пространства, масс-медиа, к сожалению, не способствуют тому, чтобы семья и брак выглядели привлекательными для молодежи. Резонансные разводы медийных личностей, отсутствие соответствующего контента в кинематографе, ценностно дезориентирующие ток-шоу — всё это разрушает имидж брака. Не имея положительных образцов в жизни и на экране, молодые люди не получают правильных ориентиров жизни в браке и семье.

Есть и ещё одна серьезная причина происходящих трансформаций в брачно-се-мейной сфере. Мир стремительно меняется, меняется и сам человек. Человек все больше и больше увлечен самим собой и оказывается в своей «стеклянной капсуле полного индивидуализма» (Ж. Липовецки). Происходит формирование нового антропологического типа, ориентированного на ценности индивидуализма, гедонизма и потребительства, для которого брак не представляет в своей сути никакой значимости. Вместе с тем Церковь и образовательные организации, как единственные значимые институты воспитания молодежи, продолжают сохранять и передавать из поколения в поколение фундаментальные ценности отечественной культуры, его духовную константу, обеспечивающую народу относительную социальную стабильность, устойчивость и развитие [2].

Православная традиция имеет глубокое богословское осмысление Таинства брака, супружества, семейных отношений, укорененное в Священном Писании. Приобщение к истинам этого богословия оказывает неоценимую помощь в понимании истинной ценности брака и семьи.

Для будущего священнослужителя проблема готовности к семейной жизни приобретает особую остроту в связи с определенным статусом священника и его служением. Это продиктовано выполнением канонических норм, касающихся как выбора супруги, так и образа семейной жизни. В Посланиях апостола Павла к Тимофею имеется конкретное указание, что священником может быть лишь муж зрелый, «хорошо управляющий своим домом» (1 Тим 3:4). «Муж зрелый», т.е. самостоятельный, ответственный, умеющий преодолевать трудности, способный к принятию осознанных и ответственных решений. «Хорошее управление домом» предполагает особый талант и наличие повышенных душевных качеств — заботу о своей семье, как о Церкви Христовой, иными словами быть в своей семье заботливым мужем и отцом.

В качестве существующих канонических предписаний для священника в сфере брачно-семейных отношений напомним следующие:

— священник не может жениться на иноверной (IV Вселенский собор, 14 пр.);

— невеста будущего священника, равно как и он сам, должны сохранить целомудрие до брака, а потому она не может быть вдовой или разведенной (Апостольское правило 18; VI Вселенский собор, 3 пр.);

— члены семьи должны быть православно верующими (Карфагенский собор, 45 пр.);

— дети священника не должны сочетаться браком с нецерковными людьми (Лао-дикийский собор, 10 пр.; Карфагенский собор, 30 пр.).

Такая строгая требовательность со стороны Церкви обусловлена тем, что семья священнослужителя православной Церкви является своего рода свидетельницей подлинной красоты супружеских отношений и семейной жизни для паствы. «Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1Тим. 4, 12).

Вместе с тем, необходимость введения учебного курса «Брак и семья в христианстве» обусловлена не только его личной значимостью, но и профессиональными требованиями для выпускника семинарии. Федеральный государственный образовательный стандарт по теологии, который реализуется в учебном процессе совре-

менных семинарий, предполагает формирование особых профессиональных компетенций, в том числе и таких, как способность использовать теологические знания в решении задач социально-практической деятельности, связанных с объектами профессиональной деятельности (ПК-7). В рамках указанного курса это можно интерпретировать как знание православного учения о браке и семье, умение раскрыть и донести суть и духовное значение семьи в жизни человека, готовность оказать помощь в применении евангельских, христианских правил и принципов в построении супружеских и детско-родительских отношений.

В связи с вышеуказанными обстоятельствами актуальность учебного курса «Брак и семья в христианстве» приобретает особый смысл для студентов православных духовных школ, готовящихся к принятию священнического сана. Он направлен на формирование у студентов личностных качеств, ценностной ориентации на брач-но-семейные отношения на основе христианских идеалов и православной традиции, а также на формирование профессиональных компетенций [5, с. 5].

Изучение данного курса предполагает ознакомление с библейско-евангельским учением о браке, духовными и нравственными основами семейной жизни, христианскими семейными ценностями (любовь супругов, жертвенность, духовное единение, верность, отношение к детям, уважение к родителям и старшим, служение ближнему, почитание семейных святынь, духовная атмосфера семьи), с базовыми категориями и понятиями семейной психологии, этическими и педагогическими аспектами супружеских и детско-родительских отношений. Перечислим только некоторые изучаемые в курсе темы: «Мужчину и женщину сотворил их» (о духовной природе брака, мужской и женской психологии, проблеме понимания потребностей мужчины и женщины); «Выбор спутника жизни» (общие и специальные критерии, факторы, влияющие на выбор); «Брак — Богом установленный союз» (духовные и психологические аспекты, Таинство брака и подготовка к венчанию), «Оставит человек отца и матерь...» (союз родов и поколений, «оставление» на физическом, психологическом и духовном уровне, эмоциональная зависимость детей от родителей), «Семья священнослужителя» (брак священника — свидетельство в этом мире, особенности семейной жизни священника). Подробнее с содержанием учебного курса можно познакомиться в авторском учебно-методическом пособии [5].

Такая тематика предполагает тесную межпредметную интеграцию представленного курса, как с гуманитарными дисциплинами — «Педагогика», «Психология», так и профессиональными — «Этика и аксиология в религии», «Библеистика: введение в Ветхий и Новый Завет», «Основы организации ведения образовательной деятельности на приходе», «Пастырское богословие», «Практическое руководство для пастырей». Обозначенные интегративные связи обеспечивают его практическую направленность. Православная Церковь считает своей обязанностью в настоящее время уделять особое внимание подготовке верующих к Таинству брака и духовно-просветительской работе с семьей, а также проводить просветительскую работу, способствующую поднятию значимости института брака и распространению семейных ценностей среди молодежи в современных условиях жизни [3].

Учебный курс «Брак и семья в христианстве» имеет методическую поддержку в виде учебной программы и учебно-методических пособий1, а также научно-популярное сопровождение в формате авторских статей2.

Особое внимание в преподавании курса уделяется организации учебных занятий. Современные тенденции развития высшего профессионального образования определяют кардинальное изменение подходов к организации образовательного процесса в высшей школе. Как справедливо замечается, «преподаватель высшей школы должен выполнять не только функцию транслятора знаний, но и уметь выбирать оптимальную стратегию преподавания, использовать современные образовательные технологии, направленные на создание творческой атмосферы образовательного процесса» [1, с. 6].

В контексте современных тенденций, учитывая личностно ориентированную характеристику курса, активные и интерактивные методы и технологии становятся ведущими в организации и проведении занятий. Активные и интерактивные технологии предполагают обсуждение проблемных и волнующих вопросов, включают моделирование и анализ психологических и этических ситуаций, решение ситуативных заданий, дискуссию, диспут, деловую игру, психологический практикум. В качестве примера можно назвать дискуссию на тему: «Особенности воспитания в однодетной и многодетной семье», психологический практикум «Методика предотвращения и разрешения конфликтов в семье», диспут «Брак по любви или дружбе?», деловую игру «Учимся планировать и расходовать средства» и др.

Вышеперечисленные педагогические формы и методы побуждают студентов задуматься о проблемах, которые могут появиться в ближайшем будущем, откорректировать собственное отношение к ним, способствуют формированию жизненной позиции, выработке убедительных аргументов, повышению общей и речевой культуры в процессе полемики. При этом, безусловно, ключевая роль принадлежит преподавателю, который направляет дискуссию, создает доверительную атмосферу открытого диалога и полилога, при необходимости инициирует новые вопросы и проблемы, подводит к возможному решению.

Важной составляющей успешного обучения студентов в духовной семинарии, как и в любом высшем учебном заведении, является способность самостоятельно приобретать знания. Самостоятельная работа студента в рамках изучение курса «Брак и семья в христианстве» предполагает такие формы работы, как комментированный анализ и аннотирование статей, составление тезисов, конспектов, составление библиографического списка, подбор дополнительных материалов, подготовка сооб-

1 Урбанович Л.Н. Семья и брак в христианстве: духовно-нравственные и психологические аспекты. Смоленск: Свиток, 2016; Урбанович Л.Н. Нравственные основы семьи и брака: учебно-методическое пособие. Смоленск, 2008; Морозова Е.А. Гармония в семье и браке: духовные и психологические аспекты. Самара, 2006; Морозова Е.А. Диалоги о семье и браке. М., 2014, свящ. А. Лоргус. Книга о счастье. Москва: Никея, 2014.

2 Урбанович Л.Н. Союз любви и верности // Мамино счастье. № 7. 2011. С.13 — 16. Урбанович Л.Н. Влияние семейной культуры на нравственное развитие личности ребенка // Мамино счастье. № 8. 2011. С.16 - 18.

Урбанович Л.Н. Трансформация типов брачно-семейных отношений в истории России ХХ века: уроки столетия // Теологический Вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии: ежегодный научный журнал. — №3. — Ч. 1. — Смоленск: Свиток, 2017. — С.76 -86.

щений, мультимедийной презентации, подготовка к текущему и промежуточному контролю. В качестве примера укажем на некоторые статьи, которые предлагаются для самостоятельного ознакомления и анализа: Аверинцев С.С. «Несвоевременный опыт христианского взгляда на вещи», Ткаченко А. «Ребро Адама: православный взгляд на проблему взаимоотношений мужчины и женщины»; Ткаченко А. «Когда завянут помидоры. Мужские размышления о главной причине разводов»; Волков А. «Брак священника, или битва за кольцо» и другие.

Особое место в курсе занимает метод показа (демонстрации). Поддержка лекционного материала мультимедийной презентацией создает определенные «содержательные рамки», позволяет структурировать материал, логично и последовательно его излагать. Эмоционально-личностному восприятию курса способствует использование произведений художественной литературы, музыки, фильмов и др. В виде-отеке имеются документальные и художественные фильмы, затрагивающие вневременные проблемы отношений супругов, детей и родителей, а также актуальные проблемы настоящего времени, связанные с кризисом семьи и брака [5, с. 57—58].

В связи с развитием современных информационных технологий может показаться, что время письменных творческих работ ушло безвозвратно. Однако написание эссе на предложенные цитаты, афоризмы или высказывания на философско-этиче-ские и религиозные темы позволяет студенту серьезно задуматься над поставленной проблемой, проанализировать ее, поделиться своим отношением, проявить творческие способности, воплотить свои мысли в словесную форму. В связи с этим к подбору высказываний преподавателю следует отнестись со всей ответственностью, принимая во внимание поставленную образовательную и воспитательную цель. Так в качестве примерных тем эссе можно предложить следующие высказывания, которые одновременно могут быть проблемными заданиями для последующих обсуждений. «Вне Другого нет спасения, или семейная жизнь — это путь к совершенству через преодоление личного эгоизма». «Идеальная супружеская пара — такого явления вообще не существует, есть только постоянное стремление к совершенству». «Добрые браки основываются не на золоте и красоте, но на добродетели». «Кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли заботиться о Церкви Божией» (I Тим.).

Написание эссе и устное собеседование могут быть и формами промежуточного контроля, в результате которого важным представляется не проверка суммы знаний и запоминание информации, полученной на занятиях, а рефлексия, личная отзывчивость студентов на предложенный материал, фиксация тех личностных изменений, приобретения полученного опыта, подтверждение собственных ожиданий.

По итогам многолетней работы и на основании обработки имеющихся результатов мониторинга можно сделать вывод, что учебный курс «Брак и семья в христианстве» не оставляет студентов равнодушными, каждый для себя находит ответы, делает выводы и заметки на будущее, проявляет намерение применить полученные знания в своей семейной жизни и пастырской деятельности.

В заключение настоящей статьи хотелось бы акцентировать внимание на том, что тема семейной жизни священнослужителей, по общепринятому мнению, является закрытой темой. Однако это не значит, что в данной сфере у священников нет про-

блем. Об этом свидетельствуют данные неофициальной статистики: практически в каждой епархии в среднем два-три случая развода священнических пар в год, участились случаи, когда священники официально не разводятся с матушками, но не живут семьей, наблюдается уход из церкви детей священников по достижении ими подросткового и юношеского возраста. Все это тревожно сигнализирует, что священники и молодые люди, готовящиеся ими стать, нуждаются в определенных знаниях в области этики и психологии семейных отношений, соотнося их с христианским учением и пониманием сущности брака и святости семейных отношений.

В связи с изложенным, выразим собственное убеждение, что учебный курс «Брак и семья в христианстве» в духовной семинарии сегодня является своевременным и актуальным. Но есть одно очень важно условие: это должен быть честный и прямой разговор, имеющий целью оказать реальную помощь в создании крепких счастливых семейных отношений, чтобы семья священника стала свидетельницей христианства в этом мире, потерявшем нравственные и духовные ориентиры.

Литература

1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. ТГ. Мухина. Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. 97 с.

2. Каневский А., свящ. Церковь и семья в условиях построения однополярного глобального мира. URL:http://msMine.m/analitika/2013/11/14/cerkov_i_semya_v_usloviyah_postroeniya_ odnopolyarnogo_globalnogo_mira (дата обращения 22.11.2018).

3. О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви // Материалы официального сайта Русской Православной Церкви: [сайт]. URL: http:// www.patriarchia.ru/db/text/1909451.html (дата обращения: 23.11.2018).

4. Урбанович Л.Н. Нравственные основы семьи и брака: учебно-методическое пособие. Смоленск, 2008. 328 с.

5. Урбанович Л.Н. Семья и брак в христианстве: духовно-нравственные и психологические аспекты: учебно-методическое пособие для студентов по направлению подготовки 48.03.01 Теология (христианская теология). — Смоленск: Свиток, 2016. 124 с.

Urbanovich L.N.

Smolensk. Orthodox Theological Seminary

Contents and methodological peculiarities of the training course "Marriage and Family in Christianity" in the educational space of an orthodox seminary

Key words: marriage, family, family values, family of a clergyman, educational process, preparation for family life.

The subject of the present article is the contents and methodological peculiarities of the academic discipline "Marriage and family in Christianity" taught in Smolensk Orthodox Theological Seminary.

Special attention is paid to the influence of the course on the formation of students' readiness for family life and pastoral activities in the matters of family care.

Attention is drawn to the fact that the family of a priest is not immune to difficulties and family problems, so students who plan to take up the priesthood in the future have to know and understand the spiritual and psychological foundations of family life from the point of view of the Christian doctrine.

As far as organization of training sessions in the context of the present course requires special knowledge and pedagogical competencies of the teacher, the article provides examples of pedagogical technologies that promote acquiring knowledge by students and its transformation into a personally significant result

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.