Научная статья на тему 'Предвенчальная катехизацияв церковно-пастырском служениив современных условиях'

Предвенчальная катехизацияв церковно-пастырском служениив современных условиях Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
343
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / FAMILY / ТАИНСТВО ВЕНЧАНИЯ / ПОДГОТОВКА К БРАКУ / PREPARATION FOR MARRIAGE / MATRIMONY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мельников Андрей Николаевич

Статья посвящена актуальному вопросу церковно-пастырского служения подготовке молодоженов к вступлению в церковный брак. Рассматриваются предпосылки и причины востребованности данного направления в социальной деятельности Русской православной церкви. Анализируются церковные нормативные документы, предписывающие работу с семьей на приходах. Приводятся примеры реализации предвенчальной катехизации на приходах в некоторых епархиях РПЦ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREMARITAL CATECHESIS IN THE CONTEXT OF MODERN CHURCHPASTORAL MISSION

The article focuses on the high priority aspect of the church pastoral mission, i. e. preparation of newly-weds for holy Matrimony. It examines prerequisites and reasons behind the high demand for this type of involvement of the Russian Orthodox Church with the society. The article analyses church guidelines for working with families in parishes. It also provides examples of premarital catechesis as practiced by parishes in some Russian Orthodox Church dioceses.

Текст научной работы на тему «Предвенчальная катехизацияв церковно-пастырском служениив современных условиях»

А. Н. Мельников

Предвенчальная катехизация в церковно-пастырском служении в современных условиях

Статья посвящена актуальному вопросу церковно-пастырского служения — подготовке молодоженов к вступлению в церковный брак. Рассматриваются предпосылки и причины востребованности данного направления в социальной деятельности Русской православной церкви. Анализируются церковные нормативные документы, предписывающие работу с семьей на приходах. Приводятся примеры реализации предвенчальной катехизации на приходах в некоторых епархиях РПЦ.

ключевые слова: семья, таинство венчания, подготовка к браку.

Сегодня общество сталкивается с эпохальными вызовами, на которые современный человек не всегда может адекватно ответить. Понятие «семья» теряет свой подлинный смысл, человеческая жизнь превращается в лабораторный продукт, свобода человека приобретает облик вседозволенности, человеческая личность перестает быть ценностью, различия между полами стираются и подменяются свободно принимаемой сексуальной ориентацией. Брак как основной институт общества выглядит не имеющим привлекательности. Те преимущества и приобретения, которые традиционно связывались со вступлением в брак и представлялись вполне очевидными: статус, быт, дети, собственность, — для современного человека не имеют прежнего принципиального значения.

Проповедь, свидетельство, присутствие — так можно сформулировать триединую миссию Церкви во все времена [Мень]. При этом в своей просветительской деятельности Церковь всегда учитывала конкретные условия жизни общества. Проповедь в современном мире означает не только провозглашение евангельских идеалов, но и осмысление актуальных проблем, которые стоят перед каждым человеком, с позиции Евангелия, нахождение

языка, понятного и доступного людям нашего времени. В связи с этим очень важно переосмыслить христианское учение о браке и донести его до современников. Свидетельство же предполагает не только нахождение своей жизненной позиции, своего места в жизни в соответствии с христианскими ценностями, но и личный пример, в котором отражается вся жизнь и умение донести суть исповедуемого учения. Этот аспект миссии Церкви подчеркивает значимость личности катехизатора, его опыта, в том числе опыта семейной жизни, потому что свидетельство Церкви должно быть свидетельством не об идеологии, а о живом присутствии в нас Бога.

Насущная забота о семье, браке со стороны Церкви обусловила более пристальное внимание к обязательной подготовке к венчанию и семейной жизни. В связи с этим вопрос предвенчальной катехизации является актуальным и одним из первостепенных для Церкви сегодня.

Традиционно функцию подготовки молодых людей к браку осуществляла семья, и весь необходимый багаж опыта и знаний приобретался в семейном укладе, религиозной и народной культуре. Семейная жизнь веками была само собой разумеющейся ценностью, и у отцов Церкви не было особой нужды заострять внимание на этой теме [Петр (Мещеринов)].

В настоящее время, когда разрушены культурно-религиозные традиции, искажены нормы отношений между полами, нивелировано понимание святости семейного союза, большинство молодых людей лишены представления о счастливой семейной жизни. Указанные вызовы современности, неподготовленность молодых людей к ответственному выполнению семейных ролей и неправильное понимание сущности таинства брака определяют острую необходимость предвенчальной катехизации. Церковь же, являясь хранительницей традиционных семейных ценностей, призвана и способна в своей просветительской деятельности помочь вступающим в церковный брак обрести прочные основы для созидания крепких семейных отношений. Церковная традиция свидетельствует о том, что современная востребованность в предвенчальной катехизации беспрецедентна.

Если обратиться к истории вопроса, то катехизация как форма церковного служения была максимально востребована и актуальна до IV века. А сегодня ситуация в обществе в чем-то напоминает первохристианские времена, что обусловило возрождение древних форм катехизации. Интересно отметить,

А. н. мЕльников • предвенчальная катехизация в цЕрковно-пАстырском служении в современных условиях

что сходство эпох особенно проявляется в вопросах семейной этики. Взгляд христианства на семью и брак, на взаимоотношения мужчины и женщины резко контрастировал с воззрениями позднеантичного общества периода Империи, более того — осознанно ему противостоял. В знатных и богатых семьях, как и теперь, всячески избегали деторождения. Нежеланных детей убивали, и это не считалось преступлением \ Лишь в 315 г. законодательно было запрещено выбрасывать детей, как практиковалось до этого времени [Болотов, 137]. И в наше время аборт является узаконенным правом на детоубийство, а иногда расценивается и как моральное обязательство. Общество отошло от прежних патриархальных римских добродетелей, прославивших его в свое время, — как и сейчас многим кажутся смешными, нелепыми и старомодными такие понятия, как честь семьи, репутация, доброе имя, благословение родителей. Кроме того, такие современные демографические проблемы как падение рождаемости, неустойчивость семейных союзов были также важными проблемами римского общества первых трех веков христианской эры [Каледа]. Позже, благодаря влиянию Церкви и первых христиан, т. е. римских граждан, преображенных благодатью Божьей, римское общество стало другим. Вместо языческого принципа «человек человеку волк» определяющим стал христианский принцип «человек человеку бог» [Ильяшенко, 17].

Огласительная предвенчальная практика, следует отметить, была в Церкви изначально. Так священномученик Игнатий Богоносец во II в. пишет в послании Поликарпу Смирнскому: «епископ должен увещевать супругов, безбрачных и вступающих в брак» [Игнатий Богоносец]. Подобные выражения встречаются и в более поздних святоотеческих писаниях. «Необходимо призвать священников и молитвами и благословениями утвердить супругов в совместной жизни, чтобы супруги в радости проводили жизнь, соединяемые помощью Божией», — говорил святитель Иоанн Златоуст 2. О необходимости произнесения огласительного пастырского слова перед совершением таинства брака прямо говорится и в Требнике. Но если раньше это оглашение носило характер напутственного слова и опиралось на имеющиеся

1. Корнелий Тацит. О происхождении и местах обитания германцев // Кнабе Г. С. Корнелий Тацит. М. : Наука, 1981. С. 135. Цит. по: [Каледа].

2. Цит. по: [Балашов, 24].

у супругов понятия о семейных ценностях, то в современной ситуации в ходе предвенчальной катехизации необходимо объяснять и доказывать ценность семьи и актуальность традиционных взглядов на семейную жизнь.

Отвечая на вызовы современности, Церковь в своей нормативно-правовой деятельности принимает ряд церковных документов, обосновывающих и предписывающих духовно-просветительскую деятельность в сфере брачно-семейных отношений, в частности в практике проведения предвенчальной катехизации. Так, в «Основах социальной концепции РПЦ» указано: «Священнослужители призваны проводить беседы с желающими вступить в брак, разъясняя им важность и ответственность предпринимаемого шага» [Основы социальной концепции РПЦ]. Помимо признания необходимости таких бесед, в документе определяются и их цели: духовное воспитание брачующихся и содействие укреплению супружеских уз, а также намечается общая тематика предвенчальных бесед. Данный документ, принятый на Архиерейском Соборе в 2000 г., определяет новое поле просветительской деятельности священника, а также предлагает христианское осмысление вопросов семейных отношений с учетом реалий современного общества.

Непосредственно о предвенчальной катехизации речь шла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2011 году. Так, в «Определении» Собора указано на необходимость более ответственного подхода к таинству брака, совершение которого должно предваряться раскрытием перед желающими в него вступить всей важности создания крепкой христианской семьи, основанной на любви и верности [О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности РПЦ].

В документе «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви» сказано, что «по причине невоцерковленности большинства вступающих в церковный брак представляется необходимым установить перед Таинством Брака обязательные подготовительные беседы, во время которых священнослужитель или катехизатор-мирянин должен разъяснить вступающим в брак важность и ответственность предпринимаемого ими шага, раскрыть христианское понимание любви между мужчиной и женщиной, объяснить смысл и значение семейной жизни в свете Священного Писания и православного учения о спасении» [О религиозно-образовательном и катехизическом служении в РПЦ].

а. н. мельников • предвенчальная катехизация в церковно-пастырском служении в современных условиях

Проект документа Межсоборного присутствия «Упорядочение практики совершения браков (в частности повторных)» также предписывает приходским священникам проводить катехизацию готовящихся к вступлению в брак, напоминая им о назначении христианской семьи и о взаимной ответственности супругов в браке [Упорядочение практики].

В Церковном образовательном стандарте по подготовке катехизаторов отмечается, что система приходской катехизации (духовно-просветительской деятельности) должна включать в себя предвенчальную катехизацию [Церковный образовательный стандарт]. Получение катехизического образования сегодня уже не мыслится без ориентации и на просветительскую работу с семьей, на подготовку молодоженов к осмысленному вступлению в церковный брак. Приведенные документы и складывающаяся практика катехизического служения указывают на возможность участия в предвенчальном оглашении и катехизатора-мирянина. Ведь возрождение традиций катехизации должно осуществляться именно в церковном и пастырском аспектах, когда просветительская деятельность является не только прерогативой и обязанностью клира, но предполагает активное участие мирян, всей общины.

Таким образом, создана достаточная нормативная база для осуществления предвенчальной катехизации. Однако имеются определенные трудности, связанные с уровнем подготовленности лиц, проводящих катехизацию, а также сложности методического и организационного плана.

Вместе с тем в ряде епархий уже есть некоторый опыт подготовки молодоженов к вступлению в церковный брак. Так, в зависимости от условий, предвенчальная катехизация осуществляется в следующих формах:

• беседа перед венчанием;

• цикл подготовительных бесед;

• прохождение специальной многонедельной программы подготовки.

Выбор формы катехизации определен с одной стороны возможностями церковной общины проводить такую подготовку, а с другой — желанием или нежеланием пар в ней участвовать, ведь предвенчальная катехизация не является обязательной и в большинстве случаев на приходах она не осуществляется.

Проведение одной беседы непосредственно перед венчанием — наиболее распространенная форма оглашения. В этом слу-

чае особенно важно серьезно подойти к определению содержания этой беседы. Мы считаем, что она должна включать раскрытие сущности самого таинства, значения духовной жизни в семье, а также обязанностей и призвания мужа и жены в семье. В настоящее время прослеживается своеобразная мода на венчание: венчаются для того, чтобы лучше жить или чтобы торжественно и красиво устроить свою свадьбу. Поэтому объяснение важности веры и желания жить по Божьим заповедям как непременных условий совершения таинства брака — главная задача предвен-чальной беседы.

Практика проведения цикла бесед перед венчанием существует в Ростовской и Новочеркасской епархии. В ходе встреч с молодоженами рассматриваются следующие темы:

• богословское значение семейной жизни в деле спасения;

• церковный брак как таинство единства мужа и жены по образу единства Христа и Церкви;

• об обязанностях и призвании мужа и жены;

• о необходимости государственной регистрации брака перед венчанием;

• препятствия к венчанию;

• пояснения к чину совершения таинства брака;

• преодоление возможных суеверий, магического восприятия, профанации таинства;

• о нерасторжимости церковного брака;

• о путях сохранения целостности брака и предотвращения развода [Руководство, 67].

Еще одна форма катехизации — многонедельная подготовка к таинству брака — значительно сложнее в организационном и методическом отношении. Она требует составления специальной программы, привлечения специалистов из разных сфер деятельности (психологов, психотерапевтов, юристов, медиков и др. специалистов), особой литературы, определенного уровня образования священника (катехизатора). Такая форма катехизации предполагает подготовку молодоженов не только к таинству, но и к будущей сознательной и ответственной семейной жизни.

Особый интерес представляет работа в данном направлении Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской митрополии, где на базе сектора семейных образовательных программ осуществляется девятинедельная подготовка супружеских пар, готовящихся к вступлению в церковный брак. Эта программа рассчитана на девять вечеров один раз в неделю,

А. н. мельников • предвенчальная катехизация в церковно-пастырском служении в современных условиях

каждый вечер включает в себя несколько бесед, посвященных различным аспектам супружеской жизни, продолжительностью около трех часов. Программу проводят специально подготовленные ведущие пары и священник [«Счастье навсегда»]. Такая система подготовки заимствована из практики Римско-католической церкви, где она была разработана, апробирована и получила широкое распространение, однако в практике нашей церкви данный опыт священника Александра Дягилева является пока единственным.

Конечно, просветительская работа с семьей на приходе не может ограничиваться предвенчальной катехизацией, она должна быть продолжена в форме сопровождения и консультирования семьи по духовно-нравственным, психологическим и педагогическим вопросам. В связи с этим появляется целый ряд документов Русской православной церкви, касающихся вопросов приходского семейного консультирования. Следует отметить, что особое внимание этому вопросу уделяется в документах, регламентирующих образовательную деятельность духовных школ РПЦ. Реформа системы духовного образования в России в настоящее время предъявляет качественно новые требования к подготовке священнослужителя. На место священника-требоисполни-теля советского периода должен прийти проповедник, учитель, миссионер, способный в условиях прихода организовывать и осуществлять пастырско-попечительскую и духовно-просветительскую деятельность [Урбанович].

В «Положении о практике обучающихся в духовных школах» указывается, что катехизаторская и педагогическая практика должна соответствовать, с одной стороны, основным формам катехизической и педагогической деятельности, в числе которых важное место занимают предвенчальная катехизация и духовно-просветительская работа с семьей, а с другой — отвечать на нравственные вызовы Церкви, которые появились в современном обществе. А именно на вызов, связанный с разрушением связей между поколениями, отчуждением и противостоянием в семье (катехизическая и педагогическая задача заключается в содействии налаживанию внутрисемейных отношений, повышении значимости семейных ценностей в подростковой и молодежной среде) [Положение о практике].

В качестве примера отметим, что в образовательной программе Смоленской православной духовной семинарии особое внимание уделяется дисциплине «Основы организации и ведения образовательной деятельности на приходе» (с 2011 г. данный предмет

введен в учебный план), где изучаются вопросы катехизации, в том числе и предвенчальной катехизации, и рассматривается, анализируется, обобщается имеющийся в РПЦ опыт. Отметим также, что неоценимую помощь будущему священнослужителю при проведении предвенчальной катехизации способен оказать учебный курс «Брак и семья в христианстве», изучаемый студентами на третьем курсе семинарии. Все это создает необходимую теоретическую базу для осуществления просветительской, катехизаторской деятельности с семьей на приходе. В резолюции Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства отмечается, что именно семья с детьми должна стоять в центре социальной деятельности прихода 3.

Подводя итоги, следует отметить, что правильно организованная предвенчальная катехизация сегодня призвана стать достойным ответом Церкви на вызовы современного общества. Для методического и организационного обеспечения просветительской деятельности в этой сфере Церковь имеет богатый опыт и традиции катехизации. Кроме того, накоплен современный опыт осуществления предвенчальной катехизической деятельности в ряде епархий РПЦ, который может быть принят, осмыслен и реализован в конкретных условиях. Необходимо также подчеркнуть значимость предвенчальной катехизации в становлении и развитии комплексной просветительской работы с семьей на приходе.

Церковные нормативные документы

1. О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности РПЦ = О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви : Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 4 февраля 2011 года. URL: http://www. patriarchia.ru/db/text/1402551.html (дата обращения: 08.08.2014).

2. О религиозно-образовательном и катехизическом служении в РПЦ =

О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви : Определение Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2011 года. Журнал № 152. URL:

3. Резолюция заседания Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства от 6 апреля 2012 года. URL: http://www.patriarchia. ru/db/text/2142909.html (дата обращения: 08.08.2014).

А. н. мЕльников • предвенчальная катехизация в цЕрковно-пАстырском служении в современных условиях

http://www.patriarchia.ru/db/text/1909451.html (дата обращения: 08.08.2014).

3. Основы социальной концепции РПЦ = Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/ text/141422.html (дата обращения: 08.08.2014).

4. Положение о практике = Положение о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего церковного образования, в духовных образовательных организациях Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3333340.html (дата обращения: 08.08.2014).

5. Упорядочение практики = Упорядочение практики совершения браков : Проект документа. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3225472. html (дата обращения: 08.08.2014).

6. Церковный образовательный стандарт = Церковный образовательный стандарт по подготовке катехизаторов. URL: http://kateheo.ru/snb/ article/cerkovnyi-obrazovatelnyi-standart-po-podgotovke-kat/ (дата обращения: 08.08.2014).

Источники и литература

7. Балашов = Балашов Н. В. И сотворил Бог мужчину и женщину : Комментарии к Социальной концепции Русской Православной Церкви. М. : Даниловский благовестник, 2001. 96 с.

8. Болотов = Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви : В 4 т. Т. 3 : История Церкви в период Вселенских Соборов. М. : Издание Спасо-Пре-ображенского Валаамского ставропигиального монастыря, 1994. 340 с.

9. Ильяшенко = Ильяшенко Александр, прот. Как найти семейное счастье // Семейное счастье. М. : Даниловский благовестник, 2008. 384 с.

10. Игнатий Богоносец = Игнатий Богоносец, свщм. Послание к Поликарпу. URL: http://predanie.ru/lib/html/67544.html#TOC_id2458158 (дата обращения: 08.08.2014).

11. Каледа = Каледа Глеб, прот. Домашняя Церковь. URL: http://predanie. ru/lib/book/68753/ (дата обращения: 08.08.2014).

12. Мень = Мень Александр, прот. Роль Церкви в современном мире // Мировая духовная культура. URL: http://www.alexandrmen.ru (дата обращения: 08.08.2014).

13. Петр (Мещеринов) = Петр (Мещеринов), игум. Семья в современной Церкви. URL: http://www.tserkov.info/numbers/diskus/?ID=2169 (дата обращения: 08.08.2014).

14. Руководство = Практическое руководство катехизатора. Вып. 1. М. : Фонд сохранения духовно-нравственной культуры «Покров», 2014. 140 с.

15. «Счастье навсегда» = «Счастье навсегда» — подготовка к Таинству Венчания и семейной жизни. URL: http://eoro.ru/prihody/pravoslavnaya-semya/semya-obr-programmy/schaste-navsegda/ (дата обращения: 08.08.2014).

16. Урбанович = Урбанович Л. Н. Педагогическая подготовка студентов семинарии как одно из приоритетных направлений духовного образования в XXI веке. URL: http://www.spbda.ru/news/a-330.html (дата обращения: 08.08.2014).

A. N. Melnikov

Premarital Catechesis in the Context of Modern Church Pastoral Mission

The article focuses on the high priority aspect of the church pastoral mission, i. e. preparation of newly-weds for holy Matrimony. It examines prerequisites and reasons behind the high demand for this type of involvement of the Russian Orthodox Church with the society. The article analyses church guidelines for working with families in parishes. It also provides examples of premarital catechesis as practiced by parishes in some Russian Orthodox Church dioceses. KEYWORDS: family, Matrimony, preparation for marriage.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.