Научная статья на тему 'Формирование представлений о традиционных семейных духовно-нравственных ценностях у студентов педагогического вуза'

Формирование представлений о традиционных семейных духовно-нравственных ценностях у студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ / ТРАДИЦИИ / ВИДЕОМЕТОД / БРАК / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / FAMILY / PERSONAL VALUES / TRADITIONS / VIDEO METHOD / MARRIAGE / PEDAGOGICAL PROCESS / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Березина Татьяна Юрьевна, Пузеп Любовь Геннадьевна

Рассматривается проблема формирования представлений о семейных духовно-нравственных ценностях у современной молодежи. Представлен опыт работы по реализации грантового проекта, направленного на понимание традиционных духовно-нравственных ценностей, включая счастье, любовь, жизнь, семью, материнство, а также на расширение представлений молодежи о значении семейных традиций в жизни человека, его ответственности за выбор супруга/супруги. Раскрыты формы работы со студентами педагогического вуза, способствующие обсуждению в молодежной среде вопросов создания семьи, сохранения бесконфликтных отношений, утверждению уважения и взаимопонимания между членами семьи. Обоснована продуктивность использования видеометода в работе со студентами, позволяющего сочетать наглядные образы с групповой дискуссией. Описан процесс работы с аудиторией на примере обсуждения представлений о понятиях «любовь» и «верность» в российском обществе с опорой на образы, созданные в древнерусском тексте XVI века и в современной его экранизации. Акцентировано внимание на значимости взаимодействия различных социальных институтов, в частности вуза и Русской православной церкви, по вопросам духовно-нравственного воспитания молодежи.The article is devoted to the problem of formation of family spiritual and moral values of modern youth. The article presents results of the implementation of the research grant aimed at the understanding of spiritual and moral values such as happiness, love, life, family, motherhood. The realization of the research grant is also aimed at the expansion of youth's ideas about the importance of family traditions, the person's responsibility for the choice of spouse. The article deals with forms of interactions with pedagogical university undergraduates that promote discussion among youth the issues about family creation, non-confrontational relationship, respect and understanding between family members. The productivity of the use of the video method while teaching students which allows for combining visual images with a group discussion is proved. The article describes the process of working with the audience on the example of the discussion of view about definitions of "love" and "loyalty" in Russian society, based on the images created in the Old Russian text of the 16th century and in the modern movie version. The article focuses on the importance of interaction between various social institutions, in particular, a university and the Russian Orthodox Church on the issues of spiritual and moral education of youth.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование представлений о традиционных семейных духовно-нравственных ценностях у студентов педагогического вуза»

DOI: 10.25586^и.НЕТ.18.10.Р.31 УДК 371

Т. Ю. Березина, Л. Г. Пузеп,

Филиал Омского государственного педагогического университета в г. Таре

Формирование представлений о традиционных семейных духовно-нравственных ценностях у студентов педагогического вуза

Духовно-нравственные

ориентиры современной молодежи

В современном мире нарастает тенденция к разрушению традиционных представлений о семье. Она выражается прежде всего в том, что ценности семейной жизни, воспитания детей если и не отвергаются многими молодыми людьми, то и не принимаются ими во внимание.

В качестве своих ориентиров молодежь выбирает карьеру и материальное преуспеяние, свободу сексуальных отношений, эгоистический и потребительский образ жизни [1]. Большинство молодых людей не видят необходимости во вступлении в брак по церковному обряду или в признаваемой обществом и государством форме регистрации семейных отношений. На уровень нормы сегодня возводится сожительство, безосновательно именуемое «гражданским браком», причем не осознается, что гражданским браком являются именно официально зарегистрированные супружеские отношения.

Нечеткие жизненные ориентиры молодежи, неопределенные ценности ведут к деформации традиционных норм морали и этических норм, нравственных установок. В связи с этим в Российской Федерации был принят ряд документов, ориентированных на формирование у современной молодежи адек-

ватных представлений о традиционных семейных духовно-нравственных ценностях. В разработку проблем, связанных с утверждением традиционных ценностей в молодежной среде, активно включились и видные отечественные ученые. Так, согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработанной коллективом авторов в составе А. Я Дани-люка, А. М. Кондакова и В. А Тишко-ва, духовно-нравственное развитие гражданина России осуществляется в педагогически организованном процессе восприятия и приятия обучающимися таких базовых

ценностей, как семья, культура и традиции народов Российской Федерации, а также ценностей традиционных российских религий [2].

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Правительством России, приоритетной задачей государства в сфере воспитания детей определено формирование высоконравственной личности, которая разделяет такие традиционные российские духовные ценности, как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро, и стремится к исполнению нравственного

© Березина Т. Ю., Пузеп Л. Г., 2018

ТАТЬЯНА

ЮРЬЕВНА

БЕРЕЗИНА

кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин и правоведения филиала Омского государственного педагогического университета в г. Таре. Сфера научных интересов: русская религиозная лирика, творчество любомудров, русский романтизм. Автор более 40 опубликованных научных работ

долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством [12].

Формирование ценностей представителей молодого поколения происходит в процессе взаимодействия различных социальных институтов, расширения направлений сотрудничества между государством и обществом, а также общественными организациями и институтами [8]. В ходе духовно-нравственного воспитания детей существенную роль играет взаимодействие с традиционными религиозными общинами, направленное на усвоение базовых общечеловеческих ценностей.

ЛЮБОВЬ ГЕННАДЬЕВНА ПУЗЕП

кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии и специального (дефектологического) образования филиала Омского государственного педагогического университета в г. Таре. Сфера научных интересов: психология креативности, социальная и педагогическая психология. Автор более 40 опубликованных научных работ

Развитие культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей происходит в основных социальных институтах: семья, школа, вуз, трудовой коллектив. Бесспорно, духовно-нравственное воспитание личности начинается в семье, однако немаловажной является роль учителя в процессе формирования духовно-нравственных ценностей. Для становления личности будущего педагога вузу необходимо сформировать у него четкое представление о традиционных семейных ценностях, которое будет спрое-

цировано в процессе профессиональной педагогической деятельности.

В студенческом возрасте многие молодые пары начинают строить совместные отношения, пробуют жить вместе. Согласно данным опроса студентов, если молодые люди живут вместе без регистрации брака, то девушка считает себя замужем, а юноша - холостым. Особенно тревожит, что сожительство считают приемлемым многие родители молодых людей. Все большее число из них весьма наивно предполагают, что лучше попробовать пожить вместе и, если не получится, разойтись с «чистым паспортом», не фиксируя в документах количество неудавшихся союзов.

Не случайно развод в первые годы брака является наиболее распространенным среди молодежи. Кроме всего прочего, этот факт свидетельствует о том, что семейным ценностям надо учить, их надо воспитывать. Тем более что многие молодые люди воспитывались в неполных семьях [11, с. 227]. Именно поэтому обсуждение с юношами и девушками вопросов создания семьи, сохранения бесконфликтных отношений, уважения и взаимопонимания между членами семьи, рассмотрения «секретов счастья» на примерах конкретных семей видится нам актуальным.

Формы работы

со студентами в учебном процессе

Формы работы в направлении духовно-нравственного ориентирования молодежи могут и должны быть разнообразными, включая проведение диспутов, круглых столов, панельных дискуссий и тренингов [10, с. 158]. На таких занятиях существенным будет информирование современной молодежи о возможностях непосредственного общения по наполнению категории ценности «семья» [4, с. 212]. Это позволит молодым людям расширить и пе-

Рассматривается проблема формирования представлений о семейных духовно-нравственных ценностях у современной молодежи. Представлен опыт работы по реализации грантового проекта, направленного на понимание традиционных духовно-нравственных ценностей, влючая счастье, любовь, жизнь, семью, материнство, а также на расширение представлений молодежи о значении семейных традиций в жизни человека, его ответственности за выбор супруга/супруги. Раскрыты формы работы со студентами педагогического вуза, способствующие обсуждению в молодежной среде вопросов создания семьи, сохранения бесконфликтных отношений, утверждению уважения и взаимопонимания между членами семьи. Обоснована продуктивность использования видеометода в работе со студентами, позволяющего сочетать наглядные образы с групповой дискуссией. Описан процесс работы с аудиторией на примере обсуждения представлений о понятиях «любовь» и «верность» в российском обществе с опорой на образы, созданные в древнерусском тексте XVI века и в современной его экранизации. Акцентировано внимание на значимости взаимодействия различных социальных институтов, в частности вуза и Русской православной церкви, по вопросам духовно-нравственного воспитания молодежи.

Ключевые слова: семья, ценностные ориентации личности, традиции, видеометод, брак, педагогический процесс, духовно-нравственное воспитание.

The article is devoted to the problem of formation of family spiritual and moral values of modern youth. The article presents results of the implementation of the research grant aimed at the understanding of spiritual and moral values such as happiness, love, life, family, motherhood. The realization of the research grant is also aimed at the expansion of youth's ideas about the importance of family traditions, the person's responsibility for the choice of spouse. The article deals with forms of interactions with pedagogical university undergraduates that promote discussion among youth the issues about family creation, non-confrontational relationship, respect and understanding between family members. The productivity of the use of the video method while teaching students which allows for combining visual images with a group discussion is proved. The article describes the process of working with the audience on the example of the discussion of view about definitions of "love" and "loyalty" in Russian society, based on the images created in the Old Russian text of the 16th century and in the modern movie version. The article focuses on the importance of interaction between various social institutions, in particular, a university and the Russian Orthodox Church on the issues of spiritual and moral education of youth.

Key words: family, personal values, traditions, video method, marriage, pedagogical process, spiritual and moral education.

Семья - это не просто ячейка общества, это его душа и скрепа

реосмыслить свои представления о роли мужчины и женщины в семье, о значении счастья не только для себя, но и для близких, познакомит с различными примерами проявления традиционных для русской культуры семейных ценностей (счастье, любовь, верность) [15, с. 174].

Все названные нами формы работы характерны для учебного процесса [7, с. 276]. Но обсуждение вопросов, связанных с семейными ценностями, не должно быть заорганизованным. Например, оно может стать особенно интересным для участников в традиционной форме вечёрок, во время которых происходило знакомство молодых людей на Руси. Осмысление ожиданий каждого юноши и каждой девушки о качествах будущего супруга, путях знакомства и создания семьи, сохранения атмосферы взаимопонимания в семье будет более продуктивным в неформальной атмосфере. Вечёрки позволят познакомить с традициями русской вечёрки и принять участие в инсценировании актуальных моментов знакомства молодых людей. Сочетание традиционной культуры и современного подхода позволяет обогатить содержание вечёрки, а также поднять авторитет старшего поколения в вопросах создания молодой семьи.

В формировании представлений о семье у молодежи важную роль может сыграть включение в воспитательную работу священнослужителей Русской православной церкви. Общение со священнослужителем позволит глубже осознать, что ценностями для русской семьи исконно являлись любовь, жертвенность, воспитание детей. Традиционной была большая семья, в которой устанавливались прочные связи между поколениями и царила атмосфера взаимопонимания и уважения.

Современные молодые люди нуждаются в помощи старших, чтобы осознать, что любовь и преданность являются не только мо-

ральным, но и общественным обязательством, укрепляющим семью. В случае заключения официального брака на защиту семьи становятся конкретные социальные институты общества. Это обеспечивает безопасность и стабильность молодым супругам, родителям, а затем и детям. Венчание в церкви, скрепляя молодых узами брака, позволяет осознать ответственность за другого человека, понять ценность семьи.

Использование видеометода в вузе

Используя формат вечёрок, важно выбрать метод, позволяющий организовать активное обсуждение вопросов создания и сохранения семьи. С целью осмысления содержания рассматриваемых понятий нами использовался видеометод [6, с. 56]. Этот метод выбран нами в качестве наиболее эффективного, так как информация, представленная в наглядной форме, доступнее для восприятия, усваивается быстро и прочно. Ис-

пользование видеометода в учебном процессе обеспечивает возможность дать студентам более полную, достоверную информацию об изучаемом явлении, удовлетворить запросы, желания и интересы в плане поиска ответов на необходимые вопросы, наладить обратную связь. Эффективность видеометода связана также с воздействием наглядных образов, дидактическая роль которых может быть реализована только при условии их сочетания с групповой дискуссией. Очевидно, что результативность видеометода зависит во многом от качества используемого видеоматериала.

Для работы со студентами нами был выбран новый проект режиссеров-постановщиков Юрия Рязанова и Юрия Кулакова - мультипликационный фильм «Сказ о Петре и Февронии», вышедший на экраны в 2017 году. Мультфильм основан на «Повести о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма, созданной в XVI веке [3, с. 277-288]. Текст повести изучается студентами-

филологами в рамках дисциплины «Древнерусская литература» еще на I курсе, но не знаком студентам других профилей [5, с. 97]. Выбор мультфильма для обсуждения был поддержан священнослужителями. По их мнению, «Сказ о Петре и Февронии» можно рассматривать как притчу [13], то есть как малый поучительный рассказ в дидактико-аллегоричном литературном жанре, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость), так как одной из тем древнерусской литературы и философии были моральные и нравственные ценности [9, с. 226-227]. Повесть в такой форме почти полностью превратилась в сказку, однако элементы агиографического жанра сохранила: «мудрость Февронии сродни дару провидения, типичному для житийных героинь» [14, с. 333].

В ходе осуществления нашего воспитательного проекта мы отказались от традиционной формы применения видеометода, когда проводится просмотр видеоматериала с последующим выполнением заданий или обсуждением увиденного. Видеофильм был разделен на смысловые части, по каждой из которых была разработана система вопросов, направленных на осмысление цен-

Петр и Феврония

ности семьи современной молодежью. Вопросы для обсуждения в ходе просмотра мультфильма были сформулированы последовательно в соответствии с основными стадиями сюжета. Большое количество вопросов было связано именно с первой частью мультфильма, что позволило акцентировать внимание на многогранности понятия «любовь», включающего и чувство любви к Отечеству, и желание встать на его защиту. Приведем примеры этих вопросов:

1. Почему там, где зависть, возникают «мысли черные да дела злые»?

2. Слова старца «помоги отвести беду от земли нашей» - это выражение любви? По отношению к чему или кому проявляется эта любовь?

3. «Не справятся они без меня», -говорит Петр. Его слова - это выражение любви или демонстрация собственной силы?

Осмысление выбора Петром невесты развивается на основе следующей части сказа и обсуждается с помощью следующих вопросов:

1. «Где отыскать достойную любви моей? - говорит Петр. - Разве что в Царь-граде - царевну византийскую». О чем свидетельствуют эти слова Петра?

2. «Когда снег летом выпадет, тогда и суженая моя объявится», - шутит Петр. В чем смысл фразы? Планирует ли герой вообще жениться? Серьезно ли он относится к браку?

3. «Колечко простое, да слово княжеское», - говорит Феврония. Выражают ли слова Февронии любовь и доверие по отношению к Петру?

4. «В своем ли ты уме, чтобы князь на простолюдинке женился?!» — возмущается Петр. Его слова демонстрируют отказ от любви или ее отсутствие?

В процессе работы с аудиторией акцент делался на фразе «сила ваша в любви и вере», которая и

становится основой для заключительных выводов на занятии.

В итоге обсуждения аудитория сделала четкие выводы о значении семьи в жизни человека, необходимости заключения официального брака. Поступки героев видятся как проявление их любви и верности, которая творит чудеса. Собравшиеся поделились своими представлениями о любви и влюбленности, любви как основе брака, супружеской гармонии, рассмотрели эти категории с религиозной, научной, житейской точек зрения.

Занятия в данной форме были организованы в 2018 году в рамках проекта «Молодежный клуб „Вечёрки"» конкурса «Православная инициатива 2017-2018» Фонда поддержки гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество». Проект направлен на становление всесторонне развитой личности через просвещение молодежи по вопросам создания семьи и заключения брака. Социально значимая проблема проекта - изменение отношения молодежи к традиционной семье, ее укладу, предупреждение распространения так называемых гражданских браков, разводов, прерываний беременности. В рамках проекта акцентируется внимание молодежи на осознанном выборе спутника жизни, осмыслении значения семьи для жизни и счастья человека с позиции Русской православной церкви.

Ожидается, что реализация проекта будет способствовать принятию молодыми людьми обдуманных и взвешенных решений в отношении брака и семьи, осознанию ими необходимости следования семейным традициям, созданию условий для решения семейных проблем как в собственной семье, так и в педагогической деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бурмистрова Е. А, Бурмистров М. Ю. Современная семья. Психология отношений. М.: Изд-во Даръ, 2016. 544 с.

2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М, Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. URL: http://odshi2.muzkuLt.ru/img/upLoad/2033/documents/fiLes-fiLes-koncepcija_dukhovno-nravstvennogo_ razv.PDF (дата обращения: 10.09.2018).

3. Ермолай-Еразм. Повесть о Петре и Февронии Муромских // Древнерусская литература. М.: Дрофа, 2010. 414 с.

4. Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов. М.: Логос, 2004. 376 с.

5. Лихачев Д. С. Великое наследие // Лихачев Д. С. Избранные работы: в 3 т. Т. 2. Л.: Худож. лит., 1987. С. 3-342.

6. Педагогика: теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш.и средн. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 512 с.

7. Подласый И. П. Педагогика: в 3 кн. Кн. 3: Теория и технологии воспитания: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика». 2-е изд., испр. и доп. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. 463 с

8. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса: учеб. для академического бакалавриата: в 2 ч. Ч. 1. / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, Д. В. Лубовский. М.: Юрайт, 2016. 271 с.

9. Руденко А. М. Философия в таблицах и схемах. Ростов н/Д: Феникс, 2016. 382 с.

10. Сергеев И. С. Основы педагогической деятельности: учеб. пособ. СПб.: Питер, 2004. 316 с.

11. Степанов В. Г. Психология трудных школьников. М.: Издательский центр «Академия», 1998. 320 с.

12. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://static.government.ru/ media/fiLes/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHLBitwN4gB.pdf (дата обращения: 10.09.2018).

13. Тимофеев Л. И, Тураев С. В. Словарь литературоведческих терминов. URL: http://Litena.ru/Literaturovedenie/item/f00/ s00/e0000420/index.shtmL (дата обращения: 20.04.2018).

14. Травников С. Н. История русской литературы. Древнерусская литература: учеб. пособ. для вузов. М.: Дрофа, 2007. 510 с.

15. Философия: Курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 384 с.

LITERATURA

1. Burmistrova E. A, Burmistrov M. Y. Sovremennaya sem'ya. PsihoLogiya otnoshenij. M.: IzdateL'stvo Dar, 2016. 544 s.

2. Danilyuk A. Y, Kondakov A. M., Tishkov V. A. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya Lichnosti grazh-danina Rossii. URL: http://odshi2.muzkuLt.ru/img/upLoad/2033/documents/fiLes-fiLes-koncepcija_dukhovno-nravstvenno-go_razv.PDF (data obrashcheniya: 10.09.2018).

3. Ermolaj-Erazm. Povest' o Petre i Fevronii Muromskih // Drevnerusskaya Literatura. M.: Drofa, 2010. 414 s.

4. Kanke V. A. FiLosofiya. Istoricheskij i sistematicheskij kurs: uchebnik dLya vuzov. M.: Logos, 2004. 376 s.

5. Lihachev D. S. VeLikoe nasLedie // Lihachev D. S. Izbrannye raboty: v 3 t. T. 2. L.: Hudozh. Lit., 1987. S. 3-342.

6. Pedagogika: teorii, sistemy, tekhnoLogii: ucheb. dLya stud. vyssh.i sredn. ucheb. zavedenij / S. A. Smirnov, I. B. Kotova, E. N. Shiyan-ov i dr. M.: IzdateL'skij centr «Akademiya», 2006. 512 s.

7 Podlasyj I. P. Pedagogika: v 3 kn. Kn. 3: Teoriya i tekhnoLogii vospitaniya: ucheb. dLya studentov vuzov, obuchayushchihsya po napravLeniyam podgot. i speciaL'nostyam v obL. «Obrazovanie i pedagogika». 2-e izd., ispr. i dop. M.: Gumanitar. izd. centr VLADOS, 2007. 463 s

8. PsihoLogo-pedagogicheskoe vzaimodejstvie uchastnikov obrazovateL'nogo processa: uchebnik dLya akademicheskogo baka-Lavriata: v 2 ch. Ch.1. / A. M. Prihozhan, N. N. ToLstyh, D. V. Lubovskij. M.: Yurajt, 2016. 271 s.

9. Rudenko A. M. FiLosofiya v tabLicah i skhemah. Rostov n/D: Feniks, 2016. 382 s.

10. Sergeev I. S. Osnovy pedagogicheskoj deyateL'nosti: ucheb. posobie. SPb.: Piter, 2004. 316 s.

11. Stepanov V. G. PsihoLogiya trudnyh shkoL'nikov. M.: IzdateL'skij centr «Akademiya», 1998. 320 s.

12. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. URL: http://static.government.ru/media/ fiLes/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHLBitwN4gB.pdf (data obrashcheniya: 10.09.2018).

13. Timofeev L. I., Turaev S. V. SLovar' Literaturovedcheskih terminov. URL: http://Litena.ru/Literaturovedenie/item/f00/s00/ e0000420/index.shtmL (data obrashcheniya: 20.04.2018).

14. TravnikovS. N. Istoriya russkoj Literatury. Drevnerusskaya Literatura: ucheb. posobie dLya vuzov. M.: Drofa, 2007. 510 s.

15. FiLosofiya: Kurs Lekcij: ucheb. posobie dLya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. M.: Gumanit. izd. centr VLADOS, 2004. 384 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.