Научная статья на тему 'ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ АГИОНИМАМ'

ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ АГИОНИМАМ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
121
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ / АГИОНИМЫ / АГИОАНТРОПОНИМЫ / АГИОТОПОНИМЫ / ЯЗЫКОВЫЕ / ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ / ЭККЛЕЗИОНИМЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Зыбина Тамара Михайловна

В статье представлена общая система изучения агионимов; определены лингвометодические основы обучения агионимам на основе методологического принципа синергии светского и религиозного знания; предлагается методика обучения агионимам на уроках русского языка в рамках новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»The article presents a study of the overall system of agionyms; linguistic and methodological bases of teaching agionyms based on methodological principle of synergy of secular and religious knowledge are identified; the technique of teaching agionyms in the lessons of Russian language within the new domain “Fundamentals of spiritual and moral culture of peoples of Russia is offered”.the study of modern literature, taking into account peculiarities of the literary process of the late XX - early XXI century.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ АГИОНИМАМ»

Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. 2016. С. 114-119

УДК 808.5 Зыбина Тамара Михайловна Смоленская Православная Духовная Семинария

лингвометодические основы обучения агионимам

Ключевые слова: имена собственные; агионимы; агиоантропонимы; агиотопонимы, экклезионимы; языковые, лингвистические, коммуникативные и культурологические компетенции учащихся.

В статье представлена общая система изучения агионимов; определены лингвоме-тодические основы обучения агионимам на основе методологического принципа синергии светского и религиозного знания; предлагается методика обучения агионимам на уроках русского языка в рамках новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Имена собственные являются предметом изучения лингвистов, географов, историков, этнографов, психологов, литературоведов, так как они несут яркую культурно-историческую нагрузку. По мнению свящ. Павла Флоренского, «... существующие имена суть некоторый наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев» [7].

В ономастической системе русского языка существует особый сакральный пласт имен собственных — агионимы (греч. agios — священный и onyma — имя). В современной лингвистической литературе этот термин употребляется в узком и широком смыслах. В узком смысле слова агионим — имя святого [3], в широком — «словосочетание, служащее для именования лиц или объектов, на которых почивает благодать Божия или святость через чин прославления или освящения» [1]. И.В.Бугаева, предложившая расширенное употребление этого термина, обозначение святости в ономастическом пространстве русского языка представляет в виде четырехуровневой системы. Она включает в себя следующие разновидности агионима: агиоантропонимы — наименования святых (преподобный Сергий, игумен Радонежский, всея Руси чудотворец); иконимы — наименования икон (икона преподобного Сергия Радонежского); экклезионимы — названия храмов и монастырей (храм преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе); эортонимы — названия церковных праздников (25 сентября/8 октября Преставление прп. Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца); агиотопонимы — названия географических объектов с использованием имен святых или названий церковных праздников (город Сергиев Посад, улица Рождественская).

Вслед за И.В.Бугаевой, мы используем расширенное понимание термина «агионимы» по двум основным причинам. Во-первых, оно отражает общепринятое лингвистическое разделение имен собственных на имена собственные в узком смысле этого слова и 2) наименования [6, с. 458-459]. Во-вторых, оно наиболее полно представляет понятие «святости», которое является одной из доминантных характеристик русской истории и культуры.

Имена собственные изучаются в начальной школе и в среднем звене. В программе по русскому языку данная тема занимает незначительное место, агионимы в ней не представлены. И поэтому для абсолютного большинства наших школьников агионимы являются агнонимами — неизвестными, непонятными или малопонятными лексическими единицами. Исключение составляют немногие уроки, на которых творчески думающие учителя обращаются к этой теме [2].

Проблема школьного изучения агионимов нуждается в тщательной и детальной разработке. Необходима научно обоснованная и экспериментально апробированная лингвометодическая система обучения агионимам. Это перспективная многогранная исследовательская цель, конкретные задачи которой еще даже не сформулированы. В настоящей статье предпринята попытка общего осмысления данной проблемы.

Как известно, в школьное обучение и воспитание введена новая предметная область — «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее — предметная область ОДНКНР). Данная предметная область в соответствии с вводимым федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования с 1 сентября 2015 года должна обеспечить знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности [4]. Реализация данной предметной области предполагает, в частности, включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания.

Какое место могут занимать агионимы в рабочих программах по русскому языку? Наш ответ на данный вопрос содержится в приводимой ниже таблице.

Таблица 1

Агионимы в системе компетенций в области русского языка

Компетенции (в соответствии с современным ФГОС) Направления формирования компетенций

Языковая (осведомленность школьников в системе родного языка) Приобретение и систематизация знаний о значении агионимов, их разрядах, структуре и образовании

Коммуникативная (осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) Расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся с помощью агионимов Формирование умения правильно понимать и использовать агионимы в общении Формирование умение адекватно понимать и анализировать употребление агионимов в художественном тексте Формирование орфографической грамотности учащихся при написании строчной и прописной буквы в агионимах

Лингвистическая (знания о русском языке как науке, о методах этой науки, об этапах развития, о выдающихся ученых-лингвистах) Расширение знаний учащихся об ономастике как науке с помощью сакрального ономастического пласта

Культуроведческая (знания о русском языке как отражении истории, духовной культуры и менталитета русского народа) Комплексный анализ специально подобранного дидактического материала, выявляющий тесные связи агионимов с историей, духовной культурой и менталитетом русского народа

Как видно из таблицы, работа над агионимами — этим сакральным лексическим пластом русского языка — содержит в себе большие возможности для формирования языковой, лингвистической, коммуникативной и культурологической компетенций школьников. Агионимы таят в себе богатейший культурологический и воспитательный потенциал, ярко отражают историю русского народа и развитие его духовной культуры.

Какие лингвометодические основания должны лежать в основе работы над агионимами? В самом общем виде их можно представить в виде следующей таблицы.

Принципы, методы и приемы работы с агионимами

Принципы обучения Методы и приемы обучения

Экстралингвистический интегративный метод — связь значения агионима с понятиями, явлениями и фактами действительности, изучаемыми на других уроках (русского языка, литературы, истории, географии); наглядное представление значения слова

Лексико-грамматический метод языкового разбора — анализ структуры агионима, способа его образования

Семантический конструирование словосочетаний и предложений с агионимами; определение культурологического наполнения агионима

Духовно-эстетический метод духовной этимологии агионима — определение роли агионима в духовной картине мира

Как видно из таблицы, эта работа должна строиться с учетом принципов, методов и приемов, определенных и апробированных в методике обучения лексике. Однако сакральный характер агионимов для их полного понимания диктует обращение к религиозным знаниям и представлениям. В основе всей работы с агионимами должен лежать методологический принцип синергии светского и религиозного знания. Приведем три примера, иллюстрирующих содержание данного принципа.

Пример первый. Выяснение лингвистической сущности агиоантропонимов (имен святых) невозможно без обращения к такому богословскому понятию, как чины святости (равноапостольные, преподобные, святители, мученики, великомученики и др.). В отличие от светского имени, которое может быть однокомпонентным (Ольга, Сергей), агиоантропоним (имя святого или святой) как минимум включает в себя два компонента, первый из которых — чин святости (равноапостольная Ольга, преподобный Сергий).

Пример второй. Работа над топонимикой родного края и ее историей невозможна без обращения к агиотопонимам, так как в дореволюционной топонимике в названиях географических объектов часто использовались имена святых или названия церковных праздников. Вот, например, как выглядит сопоставление названий улиц современного и дореволюционного Смоленска.

Таблица 2

Агиотопонимы Смоленска (дореволюционные наименования улиц)

Современные наименования Дореволюционные наименования

Ул. Бакунина Большая Казанская

Большая Советская улица Молоховская — Большая Благовещенская

Ул.Войкова Большая Воскресенская

Ул. Докучаева Большая Одигитриевская

Ул. Кашена Марселя Петропавловская

Ул. Большая Краснофлотская Богословская

Ул. Козлова Маловознесенская

Ул.Ленина Кирочная — Пушкинская

Ул.маршала Жукова Авраамиевская

Ул. Октябрьской революции Ильинская

Ул. Пржевальского Большая Вознесенская

Ул. Реввоенсовета Спасская

Ул. Тимирязева Покровская

Ул.Урицкого Костельная

Ул. Фурманова Георгиевская

Большинство приведенных дореволюционных названий улиц Смоленска связано с названиями храмов, посвященных определенному святому, или церковному празднику. («К чему дорога, если она не приводит к храму?» Фильм Тенгиза Абуладзе «Покаяние»).

Пример третий. Без понимания сакрального ономастического пространства, представленного в творчестве классиков нашей литературы, невозможно и понимание тех высоких смыслов, которые заложены в их произведениях. Большой интерес в этой связи представляет книга «Религиозная лексика в стихах русских поэтов Серебряного века: А — Я» [5]. В ней представлены ре-лигионимы с примерами их употребления в поэзии И. Анненского, А. Ахматовой, А. Блока, С. Есенина, М. Кузмина, О. Мандельштама, В. Маяковского, Б. Пастернака, В. Хлебникова, М. Цветаевой.

Заметим при этом, что недавние жаркие споры современных ученых о соотношении светского и религиозного образования (их сходство и различие, противопоставление и т.д.) ушли в прошлое. Знание — едино. Это понимание нашло свое отражение во введении ВАК РФ новой научной специальности «Теология».

В центре сакральной ономастической системы русского языка находятся агиоантропонимы, поэтому знакомство с этой системой должно начинаться именно с них. Глубоко актуальными являются мысли замечательного русского историка, философа, автора книги «Святые Древней Руси» Г.П. Федотова о том, что изучение русской святости является одной из насущных задач нашего христианского и национального возрождения: «В русских святых мы чтим не только небесных покровителей святой и грешной России: в них мы ищем откровение нашего собственного духовного пути... Их идеал веками питал народную жизнь; у их огня вся Русь зажигала свои лампадки. Если мы не обманываемся в убеждении, что вся культура народа, в последнем счете, определяется его религией, то в русской святости найдем ключ, объясняющий многое в явлениях и современной, секулярной русской культуры» [8].

Выполнение поставленной перед начальной и средней школой и закрепленной в официальных документах задачи духовно-нравственного воспитания учащихся невозможно без обращения к национальным духовным традициям, без изучения, освоения и усвоения традиционной православной культуры, основные понятия которой обозначаются, в частности, с помощью агионимов.

Литература

1. Бугаева И.В. Обозначения святости в ономастическом пространстве русского языка [Электронный ресурс] URL: http://www.portal-slovo.ru/philology/37388.php (дата обращения: 22.03.2016).

2. Наний С.М. План-конспект интегрированного урока русского языка и литературы Тема: «Библейские мотивы, сопровождаемые именами собственными, в творчестве А.А.Ахматовой и М.И.Цветаевой» [Электронный ресурс]. URL: http://infourok.ru/ plankonspekt-integrirovannogo-uroka-russkogo-yazika-i-literaturi-tema-bibleyskie-motivi-soprovozhdaemie-imenami-sobstvennimi-v-t-705678.html (дата обращения: 28.03.2016).

3. Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии/ Отв. ред. А.В. Суперанская. М.: Наука, 1978. 198 с.

4. Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015. г. № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» [Электронный ресурс]. URL: http://mosmetod. ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/normativno-pravovaya-dokumentatsiya/pismo-minobmauki-rossii-ot-25-05-2015-g-08-761-ob-izuchenii-predmetnykh-oblastej-osnovy-relig.html (дата обращения: 28.05.2016).

5. Религиозная лексика в стихах русских поэтов Серебряного века: А — Я / Сост.: Григорьев В.П. (отв. ред.), Шестакова Л.Л. (ред.), Колодяжная Л.И. (ред.), Гик А.В., Реутт Т.Е., Фатеева Н.А. [Электронный ресурс]. URL: http://www.wco.ru/biblio (дата обращения: 10.03.2016).

6. Русская грамматика. Т. 1: Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология / Н. Ю. Шведова (гл. ред.). М.: Наука, 1980. 784 с.

7. Священник Павел Флоренский. Малое собр. соч. Вып. 1. Имена. М.: Купина, 1993. [Электронный ресурс]. URL: philologos.narod.ru/florensky/imena-main.htm (дата обращения: 29.04.2015).

8. Федотов Г.П. Святые древней Руси // Собр. соч. в 12 тт. Т.8. М.: Мартис, 2000. [Электронный ресурс]. URL: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2281859 (дата обращения: 13.03.2016).

Zibina T. M.

Smolensk Orthodox Theological Seminary

Linguistic and methodological bases of teaching agionims

Key words: proper names; agionyms; agioantroponyms; agiotoponyms, ekklezionyms; language, linguistic, communication and cultural competence of students.

The article presents a study of the overall system of agionyms; linguistic and methodological bases of teaching agionyms based on methodological principle of synergy of secular and religious knowledge are identified; the technique of teaching agionyms in the lessons of Russian language within the new domain "Fundamentals of spiritual and moral culture of peoples of Russia is offered".the study of modern literature, taking into account peculiarities of the literary process of the late XX — early XXI century.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.