Научная статья на тему 'СВЯТОСТЬ КАК ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЙ КОНЦЕПТ: ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

СВЯТОСТЬ КАК ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЙ КОНЦЕПТ: ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
18
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯТОСТЬ / ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / АГИОНИМЫ / ЛИНГВОДИДАКТИКА / МЕТОДО- ЛОГИЯ ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТИ / HOLINESS / TRANSDISCIPLINARITY / AGIONYMS / LINGUODIDACTICS / METHODOLOGY OF TRANSDISCIPLINARITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Зыбина Тамара Михайловна

В статье на примере обучения агионимам через науковедческое понятие трансдисциплинар- ности уточняется и конкретизируется принцип синергии светского и религиозного знания как методологической основы школьных предметныхобластей «Основы религиозных куль- тур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»; опреде- ляется трансдисциплинарность как инструмент лингводидактическихконцепций; очерчива - ется трансдисциплинарное пространство концепта «святость».In the article on the example of learning the problem of science, the notion of transdisciplinarity clarifies and concretizes the principle of synergy of secular and religious knowledge as the methodological basis of school subject areas "Fundamentals of religious cultures and secular ethics" and "Fundamentals of the spiritual and moral culture of the peoples of Russia"; transdisciplinarity as an instrument of linguodidactical concepts is defined; the transdisciplinary space of the concept of "holiness" is delineated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СВЯТОСТЬ КАК ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЙ КОНЦЕПТ: ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. 2017. С. 86-94

УДК 808.5 Зыбина Тамара Михайловна Смоленская Православная Духовная Семинария

Святость как трансдисциплинарный концепт: лингводидАктичЕСкий аспект

Ключевые слова: святость; трансдисциплинарность; агионимы; лингводидактика; методология трансдисциплинарности.

В статье на примере обучения агионимам через науковедческое понятие трансдисциплинар-ности уточняется и конкретизируется принцип синергии светского и религиозного знания как методологической основы школьных предметныхобластей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»; определяется трансдисциплинарность как инструмент лингводидактическихконцепций; очерчивается трансдисциплинарное пространство концепта «святость».

Настоящая статья продолжает цикл работ, посвященных системе изучения агио-нимов. В них была представлена общая система изучения агионимов; определены лингвометодические основы обучения агионимам на основе методологического принципа синергии светского и религиозного знания; предложена методика обучения агионимам на уроках русского языка в рамках школьных предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» [4, 5, 6].

В триаде «педагогическая теория — образовательная практика — стейкхолдеры1 развития образовательного пространства» «педагогическая наука сегодня явно слабое звено, и не в состоянии оказывать опережающее влияние на развитие практики обучения и воспитания» [8]. Современная педагогическая наука находится в интенсивном поиске методологических оснований для построения новых концепций образования и воспитания.

1 Любые индивидуумы, группы или организации, оказывающие существенное влияние на принимаемые решения или оказывающиеся под воздействием этих решений.

Целое больше, чем сумма его частей.

Аристотель

Трансдисциплинарность в лингводидактике

Одним из таких оснований является идея трансдисциплинарности (от лат. trans — сквозь, через, за), которая тесно связана с идеями целостности (холизма), интеграции, самоорганизации (синергетики).

В современной научной литературе подробно рассматриваются философские предпосылки появления трансдисциплинарности, история термина «трансдисци-плинарность» в науке, значения, виды и формы трансдисциплинарности, сходство и различие таких понятий, как полидисциплинарность, междисциплинарность и трансдисциплинарность, методологические принципы трансдисциплинарных исследований, соотношение трансдисциплинарности и синергетики, трансдисциплинарности и когнитивной науки, трансдисциплинарное пространство науки будущего и др. [7, 8, 12].

В самом общем виде, трансдисциплинарность — это исследовательская стратегия, которая пересекает дисциплинарные границы и развивает холистическое видение, это способ расширения научного мировоззрения, заключающийся в рассмотрении того или иного явления вне рамок какой-либо одной научной дисциплины.

Среди основных позиций трансдисциплинарности, имеющих важное значение для педагогических исследований, И.А. Колесникова выделяет следующие: осознание сложности, многомерности и постоянной изменчивости мира; признание способности человеческого сознания отражать являющуюся ему в теоретическом и практическом опыте сложность и многомерность мира;

утверждение принципиальной дополнительности форм познания и, в силу этого, необходимости не только объединения смыслов, лежащих за пределами конкретных дисциплин, но и выхода за пределы междисциплинарных и сугубо научных форм познания;

ориентация на выявление и практическое решение наиболее сложных жизненных проблем, важных для общества, которые по своей природе не могут быть осмыслены в рамках только научного знания;

признание права широкого публичного обсуждения научной информации, стратегически важной для жизни общества, и сферы ее применения.

Основаниями для выделения ключевых педагогических объектов, нуждающихся в трансдисциплинарном понимании, может стать онтологическая аутентичность, степень сложности их природы, наличие понятийно-смысловых соответствий в других областях знания [8].

Следует заметить, что трансдисциплинарные стратегии исследования органично присущи педагогическим наукам: «Знание о том, как воспитывать и учить человека, изначально трансдисциплинарно, поскольку педагогика объединяет в себе черты философии, религии, науки, ремесла, искусства, техники, народной мудрости [8]. В качестве примера можно привести выдающуюся лингводидактическую концепцию XX столетия — теорию закономерностей усвоения родной речи Л.П. Федоренко, включающую в себя аксиоматику таких наук, как языкознание, физиология и психология речи, логика, педагогика, философия, этика, эстетика, русистика, семиотика, риторика [19].

Как известно, в современной педагогической науке выделяются три составные части: теория обучения (дидактика), теория воспитания и частные методики. До 60-х годов прошедшего столетия методика русского языка строилась на общедидактических принципах, т.е. принципах, общих для всех школьных предметов, — научности, доступности, систематичности, сознательности, прочности усвоения, наглядности и др. Дидактика являлась теорией методики, методика — «рецептурным разделом дидактики» [3, с. 34.], ее технологическим приложением, разделом педагогики, изучающим и систематизирующим способы преподавания русского языка, его литературных норм[16, с. 141].

Принципиальное отличие своей теоретической концепции от существовавшей ранее (и отчасти существующей и сегодня) методики обучения русскому языку Л.П. Федоренко объяснила следующим образом: «В русской традиции методикой преподавания русского языка считают науку, отвечающую на вопросы: — чему учить? — как учить? Наша методика считает важным третий вопрос — он основополагающий: — почему надо учить этому, а не другому и так, а не иначе? Этот третий вопрос, точнее ответ на него, делает нашу методику наукой» [18, с.3]. Ответом на данный вопрос и явилась теория закономерностей усвоения родной речи, которая проходит сквозь смежные дисциплины, открывая за их горизонтами новую лингвометодическую когнитивную схему — трансдисциплинарную концептуальную «добавку», выходящую за пределы смежных наук.

Именно трансдисциплинарный характер концепции Л.П. Федоренко определяет ее эффективность при изучении сложных культурологических идей, понятий и концептов, которые составляют предметное поле «Основ религиозных культур и светской этики» и «Основ духовно-нравственной культуры народов России» [6, 14].

Среди современных лингводидактических концепций выраженный трансдисциплинарный акцент, на наш взгляд, имеет методическая лингвоконцептология Н.Л. Мишатиной, позволяющая формировать культурологические компетенции учащихся в рамках целостного аксиологического контекста [10, 11]. По мнению автора, «важно научить юных людей (так называл школьников С.Л. Рубинштейн) видеть и оценивать ситуацию из «разных горизонтов» (в понимании Х.-Г. Гадамера), что предполагает целенаправленное и постепенное восхождение ученика от фраг-ментированного знания к контекстуализации знаний о базовых концептах русской культуры» [10, с. 3].

Святость как понятие

Одним из базовых концептов русской культуры является понятие святости [15].

Абстрактное имя существительное «святость» имеет производящую основу в слове «святой», значение которого определяется В.И. Далем следующим образом: «духовно и нравственно непорочный, чистый, совершенный; все, что относится к Божеству, к истинам веры, предмет высшего почитания, поклонения нашего, духовный, божественый, небесный. Святой Дух, третья ипостась, выражающая деятельность Божественную. О человеке: непорочный и угодный Богу, первообраз человека» [2].

В.Н. Топоров приводит развернутую этимологию этого слова: «Прежде всего нужно напомнить, что само понятие святости (как и соответствующее слово), столь существенное в христианстве, в частности, в православии и еще уже— в русской цер-ковно-религиозной традиции, гораздо древнее и христианства и времени сложения русского языка, культуры и народа. В основе слова святой лежит праславянский элемент *svet- (=*svent-), родственный обозначениям этого же понятия в балтийских (ср. лит. ventas), иранских (ср. авест. sрэnта-) и ряде иных языков. В конечном счете этот элемент в приведенных примерах и других им подобных образует звено, которое соединяет и теперешнее русское слово святой с индоевропейской основой *к'иеп— to-, обозначающей возрастание, набухание, вспухание, то есть увеличение объема или иных физических характеристик» [17].

Глубоко актуальными являются мысли замечательного русского историка, философа, автора книги «Святые Древней Руси» Г.П. Федотова о том, что изучение русской святости является одной из насущных задач нашего христианского и национального возрождения: «В русских святых мы чтим не только небесных покровителей святой и грешной России: в них мы ищем откровение нашего собственного духовного пути... Их идеал веками питал народную жизнь; у их огня вся Русь зажигала свои лампадки. Если мы не обманываемся в убеждении, что вся культура народа, в последнем счёте, определяется его религией, то в русской святости найдём ключ, объясняющий многое в явлениях и современной, секулярной русской культуры» [20].

В.Н. Топоров в предисловии к своей книге «Святость и святые в русской духовной культуре» отмечает, что еще несколько лет назад обращение к теме святых и святости в русской культуре могло бы показаться странным, безнадежно устаревшим, ненужным и вредным (не говоря уже об опасности выдвижения такой темы), однако происходящие в последнее время изменения в отношениях государства к церкви и религии и в общественном сознании приводят к возрождению интереса к тому, что было забыто, отринуто, поругано. «Появляется желание найти в прошлом то, что может помочь разобраться в настоящем и бросить луч света на будущее, иначе говоря, возобновить права наследования, от которых столь поспешно отказались ранее, и взять с собой это родовое наследие в дальнейший путь» [17].

Трансдисциплинарное пространство концепта «святость»

Какие же исследовательские процедуры предполагает трансдисциплинарное исследование? И.А. Колесникова формулирует правила «интеллектуального путешествия» по различным областям знания, которые представляются нам логичными и убедительными [8]. Прокомментируем первые шаги в этом путешествии применительно к понятию «святость».

1. «Выделение реально существующего в педагогической действительности объекта изучения (не симулякра, как это теперь часто принято), к которому может быть применена стратегия трансдисциплинарного исследования»[8].

Святость как объект изучения реально существует в современной педагогической действительности. Приведем лишь один пример. Так, на XVI областную на-

учно-практическую конференцию студентов и обучающихся «Шаг в науку» (2016) (учредителями этой конференции являются Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодёжи, ГАУ ДПОС «Смоленский областной институт развития образования». Научно-практическая конференция проводится при содействии Смоленской митрополии Русской Православной Церкви) в духовно-нравственном направлении были представлены 27 работ, 4 из которых непосредственно связаны с агионимикой: «Святые Борис и Глеб на Смоленщине», «Образ Евфроси-ньи Полоцкой в русской литературе» «Великий путь иконы Божией Матери Смоленской Одигитрии», «Исчезнувшие храмы Смоленска».

В 2017 году на эту ежегодную конференцию в духовно-нравственном направлении было представлено 33 работы, 7 из них посвящены проблематике, связанной с агионимами: «Будем учиться у святых»,«Русская Голгофа патриарха Тихона», «Мой любимый святой. Святой Фёдор Ушаков», «Почитание Меркурия Смоленского на Смоленской земле», «История Казанско-Пятницкого храма в городе Рославле», «Прошлое и настоящее церквей и храмов города Рославля», «Роль Петра Барановского в истории Болдинского монастыря».

2. «Построение логики и структуры обращения к другим областям знания при изучении и описании объекта (трансдисциплинарное древо познания, матричное представление соотношения источников знания и др.). Определение направлений поиска концептуальной «прибавки» к интерпретации объекта (определение белых пятен в понимании его природы, формирование информационного запроса к областям, лежащим вне конкретной дисциплины или вне имеющегося корпуса научных знаний)»[8].

Логика и структура обращения к различным областям знания при изучении святости диктуется самой природой данного концепта.

Первым шагом при изучении святости и святых является лингвистическое осмысление данных понятий. Понятие «святость» с точки зрения лингводидактики раскрывается через агионимы — ««словосочетание, служащее для именования лиц или объектов, на которых почивает благодать Божия или святость через чин прославления или освящения» [1].

Имена собственные изучаются в начальной школе и в среднем звене. В программе по русскому языку данная тема занимает незначительное место, агионимы в ней не представлены. И поэтому для абсолютного большинства наших школьников аги-онимы являются агнонимами — неизвестными, непонятными или малопонятными лексическими единицами.

Между тем работа над этим сакральным лексическим пластом русского языка содержит в себе большие возможности для формирования культурологической компетенции школьников. Агионимы таят в себе богатейший культурологический и воспитательный потенциал, ярко отражают историю русского народа и развитие его духовной культуры.

И.В. Бугаева обозначение святости в ономастическом пространстве русского языка представляет в виде четырехуровневой системы. Она включает в себя следующие разновидности агионима: агиоантропонимы — наименования святых (преподоб-

ный Сергий, игумен Радонежский, всея Руси чудотворец); иконимы — наименования икон (икона преподобного Сергия Радонежского); экклезионимы — названия храмов и монастырей (храм преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе); эор-тонимы — названия церковных праздников (25 сентября/8 октября Преставление прп. Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца); агиотопонимы — названия географических объектов с использованием имен святых или названий церковных праздников (город Сергиев Посад,улица Рождественская) [1].

Совершенно очевидно, что изучение агиоантропонимов невозможно без обращения к агиографии и истории нашей страны, в становлении и развитии которой святые в определенные периоды играли исключительную роль. Достаточно вспомнить, что у истоков формирования нашего государства стояли святые — святой равноапостольный великий князь Владимир, святой благоверный великий князь Ярослав Мудрый, святой благоверный великий князь Владимир Мономах и др. Изучение иконимов предполагает знакомство с иконописью и живописью, эортонимы диктуют анализ религиозных праздников как области русской православной культуры, агиотопонимы обращают нас к географии. Изучение агионимов невозможно без обращения к древнерусской и русской классической литературе, герои которой искали в святости «откровение собственного духовного пути» (Г.П. Федотов).

В практической работе с агионимами приобретает особую актуальность методологическое и методическое положение, сформулированное Я.А. Коменским: «Чувство улавливает и различает то, с чем оно непосредственно соприкасается... разум — то, что обнаруживает лишь известные следы, в то время как главная часть вещи остается сокрытой; наконец откровение и вера выводят наружу из бездны вечности тайны, которые иначе были бы сокрыты вечностью» [9]. «Концептуальной прибавкой» к изучению и интерпретации святости, сверхзадачей данной работы является, на наш взгляд, приближение к пониманию святости как «тайны бездны вечности», «первообраза человека» (В.И. Даль), живого чувства традиции и «возрастание, набухание, вспухание» (В.Н. Топоров) в учащихся тех духовно-нравственных характеристик, которые они сами вкладывают в понятие святость и святые. Констатирующий эксперимент, цель которого состояла в определении уровня понимания учащимися 5-7-х классов православной религиозной лексики, показал, что святой, по мнению участников эксперимента, это чистый, добрый, подлинный, примерный, праведный, счастливый [6, с. 16].

Трансдисциплинарный подход к изучению темы святости (агионимов) в духовно-нравственной культуре русского народа может быть схематично изображен следующим образом.

Рис. 1. Агионимы в контексте школьных образовательных предметов

3. «Поиск и отбор круга источников информации и получения сведений, необходимых для формирования трансдисциплинарного знания об этом конкретном объекте» [8].

Трансдисциплинарное знание о концепте «святость» должно формироваться у учащихся на основе сведений из школьных образовательных предметов, представленных на Рис. 1.

Необходимо подчеркнуть, что данное положение не вступает в противоречие со светским характером преподавания культурологических предметов в школе. Об этом убедительно свидетельствует В.Н. Топоров: «Значит ли это, что понятие святости закрыто наглухо для носителя безрелигиозного сознания, бесполезно для него и не может затронуть его сердце, душу, чувства, ум? Совсем нет, если только не отталкивать от себя конкретные факты и всю традицию. Существуют реальности разного рода, не позволяющие отмахнуться от проблемы даже самому «внешнему» наблюдателю, — реальность языка, когда говорят: «он святой человек» или «это святое дело»; реальность источников (житийных текстов и других исторических свидетельств), реальность «гласа» самой традиции, хранящей память о примерах святости столетия и даже тысячелетия, ее живого чувства» [17].

Трансдисциплинарный подход к изучению святости определяется такими методологическими постулатами, как 1) признание различных уровней реальности (видимых и невидимых), холистическое видение картины мира, 2) соединение по принципу дополнительности того, что рассматривалось как противоположное и 3) попытка понять реальность в ее сложном многообразии [7].

Применение данного подхода к изучению святости позволяет конкретизировать принцип синергии светского и религиозного образования и представить один из ведущих культурологических концептов во всей его полноте.

Литература

1. Бугаева И.В. Агионимы в православной среде: структурно-семантический анализ: монография. М.: ФГОУ ВПО РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, 2007. 139 с.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. 1863-1866 гг.: [сайт]. URL: http://dal.slovaronline.com/.

3. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики // Под ред. М.Н. Скаткина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1982. 319 с.

4. Зыбина Т.М. Агионимы как средство формирования культурологической компетенции учащихся // Материалы научно-практической конференции «Слово. Словесность. Словесник». Рязань. 19 марта 2016 г. С. 172-176.

5. Зыбина ТМ. Лингвометодические основы обучения агионимам // Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии: ежегодный научный журнал. Смоленск: Свиток, 2016. С. 114-119.

6. Зыбина Т.М. От слова — к Слову. Интегрированное обучение религиозной лексике: учебно-методическое пособие. Смоленск, 2014. 156 с.

7. Князева Е. Н. Трансдисциплинарные стратегии исследований // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 10. С. 193-201: [сайт]. URL: http://iph.ras. ru/upffile/evolep/helena/knyazeva_e-_n-_193_2 (дата обращения:07.08.17).

8. Колесникова И.А. Трансдисциплинарная стратегия исследования непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. Выпуск 4 (8). 2014. С. 14-36: [сайт]. URL:https:// cyberleninka.ru/article/n/transdistsiplinarnaya-strategiya-issledovaniya-nepreryvnogo-obrazovaniya (дата обращения: 07.08.2017)

9. Коменский Я.А. Великая Дидактика. Избр. пед. сочинения. М.: Изд. Наркомпрос, 1939. Т. 2. С. 271.

10. Мишатина Н.Л. Патриотизм: «со словом надо обращаться честно» // Русский язык в школе. 2017.№ 6. С. 3-7.

11. Мишатина Н.Л. Технология освоения концептов русской культуры: уч.-метод. пособие (Серия «Инновационные технологии в филологическом образовании»). СПб: Книжный дом, 2011. 80 с.

12. Мокий М.С., Мокий В.С. Трансдисциплинарность в высшем образовании: экспертные оценки, проблемы и практические решения // Современные проблемы науки и образования. 2014.№ 5: [сайт]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14526 (дата обращения: 11.07.2017).

13. Опередившая время: Лидия Прокофьевна Федоренко / Авторы-составители: Т. М. Вои-телева, Л. П. Денисова, Т М. Зыбина. Под общ. ред. академика РАО Ю. Г. Круглова. М., «Таганка», 2008. 132 стр.

14. Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015. г. № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:[сайт]. URL:http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/normativno-pravovaya-dokumentatsiya/pismo-minobrnauki-rossii-ot-25-05-2015-g-08-761-ob-izuchenii-predmetnykh-oblastej-osnovy-relig.html (дата обращения: 28.05.2016).

15. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. 824 с.

16. Текучев А.В. Методика преподавания русского языка // Русский язык. Энциклопедия. Гл. ред. Ф.П.Филин. М.: Сов. энциклопедия, 1979.432с.

17. Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т1. : [сайт]. URL:http:// predanie.ru/toporov-vladimir-nikolaevich/svyatost-i-svyatye-v-russkoy-duhovnoy-kulture-1/#/book/ (дата обращения: 28.05.2016).

18. Федоренко Л.П. Анализ теории и практики методики обучения русскому языку: учебное пособие. Курск, 1994. 206 с.

19. Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку:пособие для учителей. М.: Просвещение, 1973. 160 с.

20. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. // Собр. соч. в 12 тт. т.8. М.: Мартис, 2000: [сайт]. URL: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2281859 (дата обращения: 13.08.2017).

Zibina T. M.

Smolensk Orthodox Theological Seminary

Holiness as a transdisciplinary concept: the linguodidactic aspect

Key words: holiness, transdisciplinarity, agionyms, linguodidactics, methodology of transdisciplinarity.

In the article on the example of learning the problem of science, the notion of transdisciplinarity clarifies and concretizes the principle of synergy of secular and religious knowledge as the methodological basis of school subject areas "Fundamentals of religious cultures and secular ethics" and "Fundamentals of the spiritual and moral culture of the peoples of Russia"; transdisciplinarity as an instrument of linguodidactical concepts is defined; the transdisciplinary space of the concept of "holiness" is delineated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.