Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ЦИКЛА'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ЦИКЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОРКСЭ И ОДНКНР / СИНЕРГИЯ СВЕТСКОГО И РЕЛИГИ- ОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРИНЦИПЫ ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТИ / ЛОГОЦЕНТРИЧНОСТИ / РИТОРИЗАЦИИ / ДУХОВНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП / METHODS OF TEACHING ORKSE AND ODNKNR / SYNERGY OF SECULAR AND RELIGIOUS EDUCATION / PRINCIPLES OF TRANSDISCIPLINARITY / LOGO-CENTRICITY / RHETORIZATION / SPIRITUAL AND AESTHETIC PRINCIPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зыбина Тамара Михайловна

В статье представлен общий анализ современных подходов к принципам и методам препода- вания дисциплин духовно-нравственной направленности. На основе анализа теоретической литературы, а также практики преподавания ОРКСЭ и ОДНКНР, которая находит свое вы- ражение в учебниках, учебных пособиях, статьях, методических разработках и рекомендаци- ях учителей из опыта работы были определены следующие принципы: синергии светского и религиозного образования, трансдисциплинарности, логоцентричности, риторизации педа- гогического общения и духовно-эстетический принцип.The article presents a general analysis of modern approaches to the principles and methods of teaching disciplines of spiritual and moral orientation. On the basis of the analysis of theoretical literature, as well as the practice of teaching ORKSE and ODNKNR, which finds expression in textbooks, teaching aids, articles, teaching materials and teachers' recommendations coming from practical experience, the following principles were identified: synergies of secular and religious education, transdisciplinarity, logocentricity, rhetorization of pedagogical communication and the spiritual and aesthetic principle

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зыбина Тамара Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ЦИКЛА»

Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. 2018. С. 103-110

УДК 37.02 Зыбина Тамара Михайловна Смоленская Православная Духовная Семинария

методические проблемы школьного преподавания дисциплин духовно-нравственного цикла

Ключевые слова: методика преподавания ОРКСЭ и ОДНКНР; синергия светского и религиозного образования; принципы трансдисциплинарности, логоцентричности, риторизации; духовно-эстетический принцип.

В статье представлен общий анализ современных подходов к принципам и методам преподавания дисциплин духовно-нравственной направленности. На основе анализа теоретической литературы, а также практики преподавания ОРКСЭ и ОДНКНР, которая находит свое выражение в учебниках, учебных пособиях, статьях, методических разработках и рекомендациях учителей из опыта работы были определены следующие принципы: синергии светского и религиозного образования, трансдисциплинарности, логоцентричности, риторизации педагогического общения и духовно-эстетический принцип.

Введение в современное школьное образовательное поле новых дисциплин духовно-нравственной направленности — «Основ религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) и «Основ духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) — требует научного осмысления методики преподавания данных предметов, создания новых учебников, методических пособий, разработок и рекомендаций.

Такое осмысление предмета, призванного приобщить учащихся к духовным ценностям христианской культуры, в современной отечественной педагогической науке ведется уже боле 15 лет. В 2002 г. в школьную программу был введен факультативный курс по истории и культуре православия, в 2012 г. в школах РФ в обязательную программу был включен учебный предмет «Основы религиозной культуры и светской этики», и, наконец, с 1 сентября 2015 года Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования введена новая предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР), которая должна обеспечить «знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности» [9].

За это время появилось много научных работ, посвященных данной проблеме (диссертации, монографии, сборники научных статей), научно-методических пособий, методических разработок и рекомендаций, учебников. В федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, содержится 27 учебников по ОРКСЭ и ОД-

НКНР [13].

В учебном пособии «Преподавание религиозно-культурологических дисциплин в контексте школьного образования: теория и методика» Л.Н. Урбанович анализирует правовые, дидактические, методические, культурологические, психологические и этические аспекты интеграции религиозных знаний в российское образование [11]1.

В подразделе пособия «Общедидактические и специальные принципы преподавания религиозно-культурологических дисциплин» автор называет и раскрывает содержание таких общедидактических принципов, как принцип научности, системности, культуросообразности, природосообразности и последовательности изложения. К специальным принципа обучения предметам духовно-нравственной ориентации Л.Н. Урбанович относит принципы другодоминантности, диалогического общения, ориентации на идеал, следования нравственному примеру, иерархичности, связи полученных знаний с жизнью, сбалансированности [11, с. 52—58].

Однако при всем разнообразии подходов к вопросам духовно нравственного образования и воспитания методика преподавания дисциплин духовно-нравственной ориентации, как справедливо замечает Л.Н. Урбанович, «находится сегодня в стадии становления и предстоит ещё выработать и научно обосновать систему принципов обучения, характеризующую сущностную специфику и особенности нового учебного предмета» [11, с. 57—58].

Общий анализ предлагаемых подходов к принципам и методам преподавания дисциплин духовно-нравственной направленности, а также бесценного опыта преподавания этих дисциплин, который содержится в многочисленных статьях, методических разработках и рекомендациях учителей из опыта работы позволяет выделить следующие общие и частные принципы.

В основе преподавания данных дисциплин лежит методологический принцип синергии светского и религиозного образования. Известно, что синергия как термин пришел из христианства, где он обозначал идею соработничества Бога и человека в реализации Божьего замысла о спасении мира и человека (греч. synergeia — сотрудничество, содействие, помощь, соучастие, сообщничество). В настоящее время этот термин понимается как возрастание эффективности деятельности в результате соединения, интеграции, слияния отдельных частей в единую систему за счет так называемого системного эффекта, эмерджентности, «суммирующий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующийся тем, что их действие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента в виде их простой суммы» [10]. Синергия — это иллюстрация известного афоризма Аристотеля: «Целое больше, чем сумма его частей».

В современной педагогической литературе убедительно доказывается плодотворность синергии светского и религиозного просвещения, обращается внимание на то, что «ортодоксальное христианское учение о человеке, носителем которого является Церковь, по существу соответствует образовательным подходам, признанным светской педагогикой актуальными в современных условиях» [1]. Современная педаго-

1 Данная работа стала победителем ежегодного Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодёжью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» (2017).

гика в поисках оснований для новых концепций ищет ответы в трудах христианских богословов, в теоретических работах и практическом опыте дореволюционных отечественных педагогов — К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, Н.Х. С.А. Рачинского, С.П. Шевырёва, В.В. Зеньковского и других.

Одной из иллюстраций к необходимости синергии светского и религиозного образования могут служить работы учителей, представленные на конкурс, проведенный Смоленским институтом развития образования, по урокам ОРКСЭ. Сравнительный анализ разработок уроков и внеклассных мероприятий по модулям «Основы православной культуры» и «Основы светской этики» демонстрирует поверхностное понимание важнейших нравственных категорий при их интерпретации с позиций «светской этики» [6]. Так, например, работа над такими понятия, как «добро» и «зло», вне христианского контекста их понимания является нарушением современного дидактического культурологического принципа, так как «добро» и «зло» в русской культуре неотделимы от их православных корней.

Общим методологическим принципом является, на наш взгляд, трансдисципли-нарность — исследовательская процедура, которая выходит за рамки дисциплинарных границ.

В самом общем виде, трансдисциплинарность — это исследовательская стратегия, которая пересекает дисциплинарные границы и основывается на следующих принципах: 1) признание различных уровней реальности (видимых и невидимых), холистическое видение картины мира, 2) соединение по принципу дополнительности того, что рассматривалось как противоположное и 3) попытка понять реальность в ее сложном многообразии [3].

В преподавании дисциплин духовно-нравственного содержания данное методологическое положение имеет тесную корреляцию с принципом синергии светского и религиозного образования.

Как данный принцип может реализовываться в педагогической практике? Так, например, при обращении учителя и учеников к святому благоверному князю Александру Невскому можно рассмотреть следующие вопросы: Александр Невский: биографические факты; проект «Имя Россия» (2008); рака Александра Невского; встреча с Батыем; орден Александра Невского; Александр Невский в устном народном творчестве и русской поэзии; святой Александр Невский в оценке русских историков; образ Александра Невского в кино, скульптуре и живописи; иконы святого благоверного князя Александра Невского; храмы в честь святого Александра Невского.

К общим методическим принципам следует отнести и принцип риторизации педагогического общения. Наиболее полно этот принцип находит свое выражение в педагогической риторике — одной из частных современных риторических дисциплин, в которой излагается теория эффективной речевой коммуникации в сфере педагогического общения, а также практика ее оптимизации. «Педагогика — одна из сфер так называемой «повышенной речевой ответственности», в которых важность особенностей речевого поведения человека (учителя), последствия его умения (или неумения) владеть словом трудно переоценить» [7, с. 135].

В основе принципа риторизации педагогического общения лежит гармонизация коммуникативного общения в форме различных видов диалога. Данный принцип реализуется во всех учебно-методических материалах, связанных с дисциплинами духовно-нравственной направленности. Приведем пример из богатой медиатеки Смоленского областного института развития образования [6].

Так, на уроке «Святыни православия» по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» (Терлецкая Ирина Павловна, учитель истории обществознания СОШ №35 г. Смоленска) принцип риторизации педагогического общения находит свое выражение как в самом типе урока (урок-исследование), так и в современной образовательной технологии развития критического мышления через личностно-о-риентированный деятельностный подход с помощью интерактивных методов и приемов обучения. Уже на первом этапе урока ставится цель — включение каждого ученика в процесс деятельности.

«Учитель. Я хочу поделиться с Вами приятным для меня событием. Я купила удивительную книгу — «100 великих святынь православия». Можете предположить, о чём конкретно эта книга?

Комментарий. Понятие «святыни» в курсе еще не рассматривалось. Поэтому ответ возможен буквальный — о святынях, о храмах.

Учитель. Храм действительно является православной святыней. Но книга не только о храмах.

Почему у вас возникла трудность?

Какой информации Вам не хватает, чтобы рассказать о содержании книги? (Примерный ответ: Знать, что такое святыня).

Учитель. Как будем действовать? Где можно найти информацию?

( Примерный ответ: в словаре, в учебнике)

Учитель. Обратимся к словарю».

Принцип риторизации педагогического общения предполагает формирование таких межпредметных коммуникативных компетенций учащихся, как умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить речевое высказывания в устной и письменных формах, находить конструктивные способы взаимодействия с окружающими. Как справедливо замечает Ж.В. Лука-шенкова, «нельзя сегодня вести урок как курьерский поезд, набитый пассажирами с закрытыми глазами, с заткнутыми ушами и крепко сжатыми ртами! Вся воспитательная сила и возможность педагогического процесса духовно-нравственного образования именно в том, чтобы создать совместное действие на уроке, когда мысли и чувства учеников и учителя сопрягаются со всем культурным и духовным багажом человечества. У нас есть возможность не учить, а участвовать, проживать открытия, сделанные на учебном занятии, вместе с детьми. И в этом особенно ценен свободный, живой, эмоционально значимый диалог [5, с. 18]1.

1 Работа Ж.В Лукашенковой «Формирование духовно-нравственных ценностей у школьников на уроке и во внеурочной деятельности» (Смоленск, Смоленская православная духовная семинария, 2013) стала победителем ежегодного Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодёжью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» (2012).

Следование данному принципу позволяет избегать прямого дидактизма, безоговорочной назидательности, противопоказанных духовно-нравственному воспитанию.

По результатам анализа современной «методической копилки» в области преподавания дисциплин духовно-нравственной направленности можно также сформулировать принцип логоцентричности, сущность которого заключается как в пристальном внимании к словам, обозначающим основные понятия духовно-нравственной культуры, специальная работа над теми глубокими смыслами, которые в них заложены, так и в специальной работе над текстами духовно-нравственного содержания. От слова — к Слову, так кратко можно определить стержневое содержание данного принципа [2].

Обозначенный принцип нашел свое наиболее полное выражение в учебно-методическом комплексе для общеобразовательных организаций «Родное слово. 5 класс» Б.И. Пивоварова. Он включает в себя учебное пособие, рабочую тетрадь к учебному пособию, хрестоматию и рабочую программу по предмету. В основе данного УМК лежит концепция нравственно-развивающего обучения К.Д. Ушинского на основе родного слова и российской словесности.

Центральной смысловой частью УМК Б.И. Пивоварова является учебное пособие [8]. Оно состоит из двух разделов: 1 — «Такие разные слова» (11 уроков), 2 — «Введение в русскую словесность» (14 уроков). В конце пособия приводятся краткие приложения — хронологический минимум по русской словесности, словарик терминов по русской словесности, краткий словарь терминов православной культуры, значения наиболее распространенных имен, из кладезя русской словесности, условные обозначения названий книг Священного Писания (Библии) [8, с. 166—178].

По словам автора, целью данного пособия является поиск ответов на четыре вопроса: 1 — Откуда берутся слова? 2 — Почему столь разные слова окружают нас? 3 — Как православная культурная традиция учит дорожить даром слова? и 4 — Какие словесные сокровища хранит великая русская литература?

С логоцентричным принципом тесно связан духовно-эстетический принцип, сущность которого заключается, в частности, в показе красоты православной культуры посредством анализа выразительных средств текстов с духовно-нравственной тематикой, соединение в данном анализе стилистического аспекта с духовной эти-мологий слова. В качестве примера приведем возможную работу над стихотворением М.Ю. Лермонтова «Молитва».

Прочтите вслух стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва». Какова его главная мысль? Когда обращается герой стихотворения к молитве? Как изменяется настроение героя стихотворения после чтения молитвы? Какие выразительные средства использует автор для передачи «благодатной силы» молитвы?

В минуту жизни трудную, Теснится ль в сердце грусть, Одну молитву чудную Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная В созвучьи слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них. С души как бремя скатится, Сомненье далеко — И верится, и плачется, И так легко, легко...

Перечисленные принципы (синергии светского и религиозного образования, трансдисплинарности, риторизации педагогического общения, логоцентричности и духовно-эстетический принцип), как видно из приведенных примеров, тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Одним из эффективных методов реализации данных принципов является определенный Федеральным государственным стандартом основного общего образования метод «смыслового чтения» как способ формирования межпредметных компетенций школьников.

Методика «смыслового чтения» должна быть направлена на то, чтобы учить учащихся:

— находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

— ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

— устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

— резюмировать главную идею текста;

— интерпретировать текст;

— критически оценивать содержание и форму текста;

— овладевать культурой активного использования словарей и других поисковых систем [12].

Приведем пример использования метода «смыслового чтения» при работе над поэмой А.Н. Майкова «Победа Александра Невского над шведами (1240)».

— Прочтите внимательно поэму.

— Определите по толковому словарю значение непонятных вам слов.

— Сформулируйте главную идею поэмы.

— Разделите текст поэмы на смысловые отрезки.

— Составьте план данного поэтического повествования.

— Какие выразительные средства использует А.Н. Майков для характеристики Александра Невского?

— Используя перечисленные в поэме географические наименования (топонимы), нарисуйте карту битвы.

— Подготовьте рассказ о битве на реке Нева от лица одного из участников.

Принципиально важным вопросом при изучении с учащимися текстов духовно-нравственного содержания является подбор текстов, определение методов и приемов их изучения. Рассмотрим данное положение на примере изучения святых подвижников.

В предисловии к автобиографии святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «Я полюбил страдание...» обращается внимание на качество литературы, в которой повествуется о сподвижниках. Выделяется целый пласт произведений «псевдодуховной литературы» [4].

В них часто факты из жизни святых искажаются, приводятся недостоверные сведения об их духовном пути, вместо православной святоотеческой духовности предлагается сусальное псевдоподвижничество в примитивной и поверхностной форме.

Автор предисловия напоминает о золотом правиле автора «Житий святых» святителя Димитрия Ростовского (1651—1709): «Да не будет ми лгати на святого», то есть «Да не скажу неправду о святом».

Чтобы не нарушать этого правила, следует обращаться к проверенным агиографическим источникам — житиям святых. Эти тексты должны дополняться другими авторитетными материалами, а также текстами из художественной прозы и поэзии.

Заметим при этом, что выбор приемов изучения должен быть осторожным и разумным, целесообразным. Так, например, на наш взгляд, вряд ли будут уместны и оправданы при изучении святости такие современные методы развития критического мышления учащихся, как кластеры и синквейны. Помимо стилистического диссонанса, возникающего при задании, например, «создать синквейн «Святой благоверный князь Александр Невский», самое главное — возникает при этом когнитивный диссонанс. Святость как сакральное культурологическое понятие и явление имеет столь глубокое содержание, что помещение его в узкие формальные рамки кластера или синквейна может быть определено словами святителя Димитрия Ростовского — «лгати на святого».

Принципы трансдисплинарности и риторизации педагогического общения являются общими современными дидактическими принципами, то есть они применимы ко всем школьным предметам. Контурно очерченные в нашей статье принцип синергии светского и религиозного образования и духовно-эстетический принцип относятся преимущественно к дисциплинам духовно-нравственной направленности и нуждаются в дальнейшей разработке.

Литература

1. Димитриева В.Н. Образовательные подходы современной светской педагогики в контексте христианского учения о человеке (к вопросу о концептуальных основах социального взаимодействия вуза и Церкви в образовательном пространстве): [сайт]. URL: http://www.rusnauka. com/28_Nn_2012/Pedagogica/4_118102.doc.htm (дата обращения: 09.11.2018).

2. Зыбина Т.М. От слова — к Слову. Интегрированное обучение религиозной лексике: учебно-методическое пособие. Смоленск, 2014. 156 с.

3. Князева Е. Н. Трансдисциплинарные стратегии исследований // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 10. С. 193-201: [сайт]. URL: http://iph.ras. ru/uplfile/evolep/helena/knyazeva_e-_n-_193_2 (дата обращения: 07.08.2017).

4. Лука (Войно-Ясенецкий), свт. «Я полюбил страдания.». Автобиография: [сайт]. URL: http://predanie.ru/luka-voyno-yaseneckiy-svyatitel/book/70926-ya-polyubil-stradanie-/ (дата обращения: 21.10.2018).

5. Лукашенкова Ж.В. Формирование духовно-нравственных ценностей у школьников на уроке и во внеурочной деятельности. Смоленск, Смоленская православная духовная семинария, 2013. 336 с.

6. Медиатека СОИРО, Смоленск, 2017.

7. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. ТА. Ладыженской и А.К. Михальской; сост. А.А. Князьков. М.: Флинта, Наука, 1998. 312 с.

8. Пивоваров Б.И. Родное слово. 5 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций. Новосибирск: Православная гимназия во имя преподобного Сергия Радонежского. 2015. 180 с.

9. Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»: [сайт]. URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/normativno-pravovaya-dokumentatsiya/pismo-minobrnauki-rossii-ot-25-05-2015-g-08-761-ob-izuchenii-predmetnykh-oblastej-osnovy-relig.html (дата обращения: 07.10.2018).

10. Синергия: [сайт]. URL: https://kartaslov.ru/значение-слова/синергия (дата обращения: 09.11.1918).

11. Урбанович Л.Н. Преподавание религиозно-культурологических дисциплин в контексте школьного образования: теория и методика: учебное пособие / Л.Н. Урбанович. Смоленск: Свиток, 2016. 184 с.

12. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс]. URL: https://portal.iv-edu.ru/dep/mouorodnrn/rodrn_kaminsk/commondocs/ФГОС/ ФГОС_ООО^ (дата обращения: 28.10.2018).

13. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования: [сайт]. URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/umk/federalnyj-perechen-uchebnikov-po-orkse-soglasno-prilozheniyu-k-prikazu-minobrnauki-rossii-ot-31-03-2014-g-253.html (дата обращения: 07.10.2018).

Zybina T. M.

Smolensk Orthodox Theological Seminary

Methodical problems of teaching disciplines of the SPIRITUAL and moral CYCLE AT SCHooL

Key words: methods of teaching ORKSE and ODNKNR; synergy of secular and religious education; principles of transdisciplinarity, logo-centricity, rhetorization; spiritual and aesthetic principle.

The article presents a general analysis of modern approaches to the principles and methods of teaching disciplines of spiritual and moral orientation. On the basis of the analysis of theoretical literature, as well as the practice of teaching ORKSE and ODNKNR, which finds expression in textbooks, teaching aids, articles, teaching materials and teachers' recommendations coming from practical experience, the following principles were identified: synergies of secular and religious education, transdisciplinarity, logocentricity, rhetorization of pedagogical communication and the spiritual and aesthetic principle

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.