УДК 94(470.51):373.5.016
В. С. Воронцов, Р. В. Зворыгин, Р. Н. Касимов
ИСТОРИЯ ВНЕДРЕНИЯ И ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ КОМПЛЕКСНОГО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» В ШКОЛАХ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Статья посвящена истории внедрения и практике преподавания комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в общеобразовательных организациях Удмуртской Республики. Авторы убеждены, что изучение курса ОРКСЭ обладает не только большим образовательным, но и воспитательным потенциалом. В комплексе с другими гуманитарными предметами (история, литература) он может стать одним из ключевых элементов в системе духовно-нравственного воспитания, в профилактике проявлений ксенофобии и экстремизма в детской и молодежной среде, способствуя, в конечном итоге, укреплению национальной безопасности нашей страны. В статье сделан краткий обзор нормативной правовой базы реализации комплексного учебного курса, приводится хронология внедрения курса в российских школах с обозначением опыта Удмуртской Республики. Обозначены основные трудности, с которыми приходилось сталкиваться работникам образования в ходе апробации и преподавания в общеобразовательных организациях страны комплексного учебного курса ОРКСЭ. Подводя итог своим рассуждениям, авторы предлагают возобновить широкую экспертную и общественную дискуссию о возможности создания единого интеграционного курса в рамках уже имеющегося модуля «Основы мировых религиозных культур».
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, светское образование, религиозная компетентность, основы религиозных культур и светской этики, модульная система, духовная культура народов Удмуртии, этнокультурная специфика образования в начальной школе.
DOI: 10.35634/2224-9443-2021-15-3-527-539
История вопроса
Прошло 10 лет с начала апробации в общеобразовательных учреждениях страны комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - ОРКСЭ). Необходимость данного предмета в школьном образовании была вызвана идейным вакуумом, сложившимся в стране после распада СССР и отказа от коммунистической идеологии. Напомним: статья 13 Конституции Российской Федерации закрепила идеологическое многообразие в стране и запрет на установление какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной. Именно в этот период в общеобразовательных учреждениях были распущены массовые детские и молодежные организации, а сама школа фактически отстранена от воспитательного процесса. Переходный период и связанные с ним кризисные явления в общественной жизни, смена ценностных ориентиров оказали негативное влияние на духовно-нравственное состояние общества. Как известно, в период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, деформируются традиционные для страны моральные нормы и нравственные установки [Данилюк, Кондаков, Тишков 2009, 4].
К решению идейных и мировоззренческих проблем подключились не только государственные и общественные структуры, но и религиозные организации. По их инициативе уже в 1990-х гг. в ряде регионов страны в школах стали вводиться курсы по изучению отдельных религиозных культур. В субъектах РФ с преобладающей долей православного населения школьники, как правило, изучали основы православной культуры, а там, где был широко распространён ислам, был введен предмет, направленный на изучение исламской культуры. К началу 2000-х гг. территория и масштабы распространения предметов духовно-нравственной направленности существенно расширились. Отдельные дисциплины были введены в учебный процесс и преподавались в рамках национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов в обязательном порядке либо на факультативной основе. Дисциплины опирались на самые разные программы, в том числе - религиозной вероучительной направленности1. Более того, руководство Русской православной церкви призвало организовать преподавание основ православной культуры во всех государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, мотивируя это тем, что православные составляют абсолютное большинство населения страны, а православие сыграло огромную роль в развитии российского государства и общества. В 2002 г. Министерство образования и науки Российской Федерации подготовило и направило в регионы примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура», тем самым сделав первый шаг к обязательному и повсеместному изучению предмета2.
Перспектива обязательного изучения в школах курса «Православная культура» вызвала критику со стороны представителей других конфессий (мусульман, буддистов, иудеев и др.) и значительной части научного сообщества. Сторонники и противники введения нового школьного предмета высказывали свои мнения на мероприятиях разного уровня, но прийти к компромиссу не смогли. Дискуссия по вопросу изучения религиозной культуры в школе еще более обострилась после публикации открытого письма десяти академиков РАН Президенту Российской Федерации В. В. Путину (22 июля 2007 г.)3. В письме российские ученые высказали обеспокоенность «все возрастающей клерикализацией российского общества» и «активным проникновением церкви во все сферы общественной жизни». Авторы письма полагали, что под видом «Основ православной культуры» иерархи Русской православной церкви пытались ввести в школах «Закон Божий». По мнению ученых, гегемония одной конфессии (РПЦ МП) в многонациональной и многоконфессиональной стране может спровоцировать конфликты, создаст угрозу целостности страны. В заключение академики указали, что уважают чувства верующих и не ставят своей целью борьбу с религией; они поддерживают идею преподавания в школах культурологического курса «История мировых религий». Но не могут «оставаться равнодушными, когда предпринимаются попытки подвергнуть сомнению научное Знание, вытравить из образования «материалистическое видение мира», подменить знания, накопленные наукой, верой»4.
Письмо академиков вызвало заметный резонанс в СМИ; ответом на него стало (наряду с другими отзывами) открытое письмо одному из авторов - академику Э. П. Круглякову - настоятеля храма в честь Всех Святых в земле Российской просиявших (новосозданного Православного прихода в Академгородке Новосибирска) протоиерея Бориса Пивоварова. Священнослужитель на-
1 Например, в Белгородской, Брянской, Калужской и Смоленской областях предмет «Основы православной культуры» был утверждён в качестве обязательного компонента школьной программы; в Архангельской, Владимирской, Курской, Московской, Новгородской, Орловской, Рязанской, Самарской, Свердловской, Тверской областях и Республике Мордовия предмет преподавался на факультативной основе.
2 Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура» -приложение к письму Минобразования России от 22 октября 2002 г. № 14-52-876ин/16 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс» (дата обращения: 02.03.2021).
3 Письмо подписали академики Российской академии наук: Абелев Г. И., Александров Е. Б., Алферов Ж. И., Барков Л. М., Воробьев А. И., Гинзбург В. Л., Инге-Вечтомов С. Г., Кругляков Э. П., Садовский М. В., Черепащук А. М.
4 Открытое письмо Президенту Российской Федерации В.В. Путину [Электронный ресурс] // Наука в Сибири. 2007. № 28-29 (26 июля). URL: http://www.nsc.ru/HBC/hbc.phtml?2+426+1 (дата обращения: 02.03.2021).
зывал письмо ученых «антицерковной петицией» и обвинял их в «догматическом атеизме». По его мнению, большинству граждан России давно уже не нужен так называемый «научный атеизм», и Конституция России должна учитывать интересы не только атеистического меньшинства, но и православного большинства населения страны5.
Дискуссия сторонников и противников преподавания в школе предметов религиозной направленности все больше обострялась и грозила переместиться со страниц печатных и электронных СМИ, с конференций и круглых столов в общеобразовательные организации. На сложившуюся ситуацию должна была последовать реакция представителей федеральной власти.
21 июля 2009 г. на совещании с руководителями крупнейших российских конфессий президент Российской Федерации Д. А. Медведев поддержал предложение о преподавании в школах дисциплин, направленных на духовно-нравственное просвещение подрастающего поколения. Вместе с тем он подчеркнул, что Россия - светское государство, и выбор учащихся и их родителей должен быть абсолютно добровольным, а преподавать эти предметы должны светские педагоги. «Главное соображение простое: мы должны воспитывать порядочных, приличных, терпимых, честных граждан, которые с интересом относятся к окружающему миру, с уважением относятся ко взглядам и убеждениям своих сограждан»6.
В соответствии с поручением Президента России от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 была начата организационная работа по введению в школах комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». В новом курсе предполагалось наличие шести модулей: «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики», «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы православной культуры». Целью учебного курса должно было стать «формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений»7.
К 1 сентября 2009 г. Министерство образования и науки России подготовило проект распоряжения Правительства России, предусматривающий организационные меры по апробации в ряде субъектов Российской Федерации курса ОРКСЭ8. 29 октября распоряжение Правительства России было подписано9. Изначально предполагалось, что каждый школьник самостоятельно или с участием родителей (законных представителей) выберет один из шести модулей. При этом все модули нового курса должны были носить исключительно светский, культурологический характер, а преподавание вестись учителями по светским учебным пособиям. Курс ОРК-СЭ планировалось преподавать в течение двух четвертей: в 4 классе (IV четверть) и в 5 классе (I четверть), а на весь курс выделить 34 часа. Выбор возраста учащихся мотивировался тем, что детям в возрасте 10-11 лет «в большей мере присущи такие социально-психологические ха-
5 Открытое письмо академику Э. П. Круглякову [Электронный ресурс] // Наука в Сибири. 2007. № 30-31 (9 августа). URL: http://www.nsc.ru/HBC/artide.phtmr?md=427&id=17 (дата обращения: 02.03.2021).
6 Стенографический отчёт о совещании по вопросам преподавания в школах основ религиозной культуры и светской этики и введения в Вооружённых Силах Российской Федерации института воинских и флотских священнослужителей (21 июля 2009 г.) [Электронный ресурс] // Президент России: офиц. сайт. URL: http://news.kremlin.ru/transcripts/486 (дата обращения: 02.03.2021).
7 Об учебном курсе «Комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики» [Электронный ресурс] // Издательство «Просвещение»: офиц. сайт. http://old.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=20402 (дата обращения: 02.03.2021).
8 В третьей четверти 2009/2010 уч. г. в эксперименте приняли участие 19 регионов, в том числе 5 республик - Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Удмуртская Республика, Чеченская Республика, Чувашская Республика; 3 края - Камчатский, Красноярский, Ставропольский; 10 областей - Вологодская, Калининградская, Костромская, Курганская, Новосибирская, Пензенская, Свердловская, Тамбовская, Тверская, Томская; 1 автономная область - Еврейская автономная область. В 2010/2011 уч. г. к апробации присоединились 2 субъекта Российской Федерации - Республика Марий Эл и Ярославская область.
9 Об апробации в ряде субъектов Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»: распоряжение Правительства РФ от 29 октября 2009 г. № 1578-р [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс» (дата обращения: 02.03.2021).
рактеристики, как бесконфликтность, мягкость, доброта, сопереживание, что созвучно содержанию указанных учебных курсов»10.
Форсирование процесса внедрения нового курса в образовательный процесс поставило всех участников апробации в весьма сложное положение. В крайне сжатые сроки необходимо было определиться с регионами, провести разъяснительную работу с родителями, внести коррективы в учебные планы, изыскать часы на новый курс, разработать и растиражировать учебно-методический комплекс (рабочие программы, учебные пособия, методические рекомендации, книги для учителей, мультимедийные учебные пособия), подготовить учителей. Всю подготовительную работу необходимо было завершить к 1 апреля 2010 г.
Собственно, спешка и недостаточный учет предложений педагогической общественности предопределили многочисленные сложности и нестыковки, возникшие в ходе подготовки апробации курса ОРКСЭ. Критике подверглись сама идея разделения курса на 6 модулей11, подготовленные учебные пособия12, качество подготовки учителей-тренеров [Пасечник 2010; Орлова, Каменская 2010]. Педагоги справедливо отмечали, что у шести предложенных модулей нет общего начала, они решают разные задачи: четыре модуля являются введением в основы религиозных культур, один - культурологическим обзором мировых религий, а последний модуль посвящен основам некой «светской» этики. По сути, единый предмет разрывался на шесть частей.
«Эксперимент» по раздельному преподаванию курса ОРКСЭ вызывал недоумение не только у педагогов и родителей, но и у религиозных деятелей. Так, руководитель аппарата Совета муфтиев России Х. Саубянов высказал опасение, что «деление детей на группы может привести к конфликтам, ведь изначально планировалось, что в школах будут изучать основы мировых религий, и дети разных вероисповеданий будут обсуждать одни и те же проблемы. Для более глубокого изучения своих религий они могли бы ходить на факультативы или в соответствующие религиозные учреждения<...>. Теперь же, чтобы изучение курсов по выбору приобрело цивилизованные формы, чтобы избежать недоразумений, потребуется активное участие школьной администрации, профессионализм учителей»13.
Похожее мнение озвучил президент Российской ассоциации буддистов Школы Карма Ка-гью А. Койбагарова: «Выбор курсов по отдельным религиям не стимулирует воспитание толе-рантности<.. .>; было бы гораздо эффективнее ввести единый предмет, который максимально объективно и отстраненно рассказывал бы об истории возникновения разных религий, их сути, доктрине, учении, религиозной практике, о том, как это все повлияло на культуру человечества и разных стран. Причем делать это стоило бы в старших классах, где изучение подобных вещей действительно приемлемо и необходимо»14.
10 Об апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации: офиц. сайт. URL: http://mon.gov.ru/press/ reliz/5660/ (дата обращения: 02.03.2021).
11 Выбор курсов по отдельным религиям не воспитает толерантность [Электронный ресурс] // РИА Новости. URL: http://www.rian.ru/edu_analysis/20090922/185967855.html (дата обращения: 02.03.2021); Воронцов В. С. К вопросу о преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики» // Безопасность в российском и региональном измерении: теоретические и прикладные аспекты / редкол.: М. Ю. Малышев [и др.]. Ижевск, 2009. С. 26-33.
12 Сахарных Д. М. Рец. на: Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2010. 95 с. [Электронный ресурс] // Портал-Credo.ru. URL: http://www.portal-credo.ru/site/?act=tv_reviews&id=326 (дата обращения: 02.03.2021); Экспертная оценка О.П. Зубец на оригинал-макет учебника Бондаренко Л. И., Перов В. Ю. «Основы светской этики. 4-5 кл.» [Электронный ресурс] // Институт философии РАН. URL: http://iph.ras.ru/page50562154.htm (дата обращения: 02.03.2021); Экспертное заключение Н. А. Канаевой на учебник «Основы буддистской культуры» курса «Основы религиозных культур и светской этики» [Электронный ресурс] // Институт философии РАН. URL: http://iph.ras.ru/ page52623242.htm (дата обращения: 02.03.2021).
13 Школам РФ нужно сотрудничать с религиозными конфессиями [Электронный ресурс] // РИА Новости. URL: http:// www.rian.ru/edu_analysis/20090923/186101014.html (дата обращения: 02.03.2021).
14 Выбор курсов по отдельным религиям не воспитает толерантность [Электронный ресурс] // http://www.rian.ru/edu_ analysis/20090922/185967855.html (дата обращения: 02.03.2021).
12 октября 2010 г. Общественный совет при Министерстве образования и науки России подвел первые итоги введения в школах курса ОРКСЭ. Докладчики из регионов (представители Красноярского края и Вологодской области) отметили, что серьезных конфликтных ситуаций при выборе модулей и дальнейшем изучении предмета зафиксировано не было. Во время обсуждения были сформулированы основные проблемы, связанные с новым школьным курсом: недостаточная квалификация учителей и несовершенство учебников. Кроме того, отмечалось, что в малочисленных сельских школах и в школах с пятидневной рабочей неделей сложно было выделить часы на преподавание нового курса; возникали трудности и в решении финансовых вопросов.
Ситуация с выбором модулей в некоторых регионах вызвала обеспокоенность членов Общественного совета. Так, в Чеченской Республике, где количество участников эксперимента было одним из самых высоких, из 20 718 детей модуль «Основы исламской культуры» изъявили желание изучать 20 645 детей (99,6%), и лишь 73 ребенка выбрали «Основы православной культуры»; другие модули остались невостребованными. В этой связи член Общественного совета А. Венедиктов выразил опасение, что появятся моно республики, в которых жители «будут знать все про себя и не знать ничего - про других»15. В конечном итоге это может привести к формированию у детей неправильного отношения к религии и нравственности в целом.
Членами Общественного совета были высказаны предложения по совершенствованию преподавания курса ОРКСЭ:
• создать единый курс, предполагающий не параллельное изучение модулей, а последовательное;
• не ограничивать преподавание курса только младшими классами;
• создать не учебник, а книгу для чтения;
• не расширять географию эксперимента до подведения итогов апробации и внесения необходимых корректив16.
В результате апробация курса ОРКСЭ была признана успешной, и с 2012/2013 уч. года он стал обязательным во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. При этом несколько скорректирован возраст учащихся: курс был предложен к изучению в 4 классе с начала уч. года. По месту в учебном плане и по своему содержанию он служит важным связующим звеном между гуманитарным образованием и воспитанием школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся начальной школы, с другой - предваряет начинающееся в 5 классе изучение гуманитарных предметов (история, литература)17.
Опыт школ Удмуртии. В 2009 г. Удмуртская Республика вошла в число 19-ти пилотных регионов по апробации нового комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». По данным Министерства образования и науки Удмуртии, на первом этапе в эксперименте приняли участие 13 939 учащихся 4-х классов из 539 общеобразовательных учреждений республики. После проведения родительских собраний 51% школьников выбрали курс «Основы светской этики», 30% - «Основы мировых религиозных культур», 16,2% -«Основы православной культуры», 2,8% - «Основы исламской культуры». Напомним: на начало 2010 г. в республике действовало более 300 религиозных объединений, из которых 225 имели статус юридического лица. Большая часть религиозных организаций - 134 - относилась к
15 12 октября 2010 г. состоялось заседание Общественного совета при Министерстве образования и науки РФ [Электронный ресурс]. URL: http://sovet-edu.ru/os/zasedania.shtml/xPages/entry.616.htm (дата обращения: 02.03.2021).
16 Там же.
17 О внесении изменений в Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312: приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. № 74 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс» (дата обращения: 02.03.2021).
православию, 68 - к различным протестантским деноминациям, 19 - к исламу. Кроме того, две зарегистрированных организации имели сторонники иудаизма и по одной приверженцы буддизма и язычества [Воронцов, Ильинский, Семенов 2010, 123].
В феврале 2010 г. в г. Москве в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования прошли обучение учителя сельских и городских школ Удмуртии, а также преподаватели Удмуртского государственного университета, Глазов-ского государственного педагогического института и Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртии (всего - 57 слушателей). В свою очередь тренеры-преподаватели ОРКСЭ в период с 1 по 31 марта 2010 г. на республиканских курсах повышения квалификации «Актуальные вопросы преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» провели обучение 869 педагогов Удмуртии. К сожалению, необходимые учебно-методические материалы по новому курсу поступили в республику уже после окончания обучающих курсов, что существенно затрудняло учебный процесс.
Как отмечал один из тренеров-преподавателей ОРКСЭ Д. М. Сахарных, курсы проходили в обстановке существенной неопределенности. Было не ясно, на какой нормативно-правовой базе будет осуществляться преподавание ОРКСЭ в школах, как решать вопрос с оплатой труда учителей и выделением часов под новый предмет и др. Тем не менее благодаря плодотворному сотрудничеству Министерства образования и науки УР с представителями педагогического сообщества к новому учебному году в республике был сформирован корпус тренеров-преподавателей и учителей ОРКСЭ [Матушанская 2018, 679].
Вместе с тем родители и педагогическая общественность Удмуртии отмечали многочисленные трудности, с которыми пришлось столкнуться в ходе апробации курса ОРКСЭ. По данным анкетирования родителей, в качестве рисков, связанных с введением нового предмета, отмечались рост нагрузки на школьников, вероятность формирования формального отношения к религии и вере, навязывание выбора модуля со стороны руководства школы. Последнее особенно вероятно в сельских малокомплектных школах, где обеспечить преподавание даже двух разных модулей было весьма проблематично [Орлова, Каменская...].
По сути, не были учтены и пожелания родителей по формам преподавания нового курса. Так, по данным социологического опроса жителей Удмуртии (2010 г.), большинство респондентов (56,4%) полагали, что курс ОРКСЭ должен преподаваться в школе в виде факультатива, 13,2% опрошенных посчитали, что данный курс вообще не должен преподаваться в школах, и лишь 14% респондентов отметили необходимость преподавания нового предмета как обязательного, остальные затруднились с ответом18.
В части организационных вопросов возникли трудности с расчетом заработной платы педагогов и выделением академических часов. Так, на комплексный учебный курс ОРКСЭ в четвертой четверти 2009/2010 уч. года выделялось по 2 академических часа в неделю. В утвержденном в начале года учебном плане эта нагрузка не была предусмотрена, поэтому необходимые часы пришлось перераспределить: в школах с шестидневной учебной неделей - за счет краеведения, в школах с пятидневной неделей или с преподаванием на национальных языках -за счет предметов «Окружающий мир» и «Литературное чтение». В результате преподавателям «урезанных» предметов не хватало часов для выработки ставки [Воронцов, Семенов 2010, 114].
Возникали сложности и с обеспечением школьников и учителей учебными пособиями. Вся учебно-методическая литература поставлялась из Москвы в строгом соответствии с количеством заранее поступивших из регионов заявок, однако никто не предусмотрел возможность изменения учащимся модуля либо его перевода в другую школу. Кроме того, на момент апробации курс был разделен между 4 и 5 классами. Как известно, при переходе в 5 класс происходит «перетасовка» учащихся, в школу приходят новые дети, которые могли
18 Опрос проведен в 6 городах и 13 районах Удмуртской Республики, опрошено 1215 респондентов. Руководитель исследования - к.и.н. В. С. Воронцов.
изучать другие модули. Подобная ситуация приводила к нарушению принципов непрерывности и преемственности преподавания. Кроме того, были случаи, когда учителя не могли воспользоваться CD-дисками, которыми укомплектованы учебники, по причине отсутствия в школах необходимой компьютерной техники и программного обеспечения. Серьезные претензии педагоги Удмуртии высказывали и в отношении содержания имеющихся учебников [Пузанова 2010].
Знакомство с пособиями по истории разных религий и анализ первых итогов апробации курса свидетельствовали о том, что изучение одной отдельно взятой религиозной культуры могло приводить к приобщению учащихся к некоторым положениям соответствующей религии, тем самым провоцируя разделение детей по конфессиональному принципу. Педагогическая и научная общественность высказывала опасение, что преподавание курса ОРКСЭ в столь юном возрасте может привести к формированию у детей упрощенного взгляда на исторические процессы, примитивного понимания сложных философских категорий.
А что же думали сами дети о новом курсе? Данные социологического опроса учащихся пятых классов, изучавших курс ОРКСЭ в 2010/2011 уч. году, показали следующее: 51,8% учащихся заявили о желании продолжить изучение курса в дальнейшем, 20,7% дали отрицательный ответ, и 27,5% не смогли дать определённого ответа. Для сравнения: учащиеся, освоившие курс годом ранее, по его завершении дали следующие ответы: о желании продолжить изучение предмета заявили 76,4% учащихся, 18% респондентов затруднились с ответом и лишь 5,6% опрошенных заявили о нежелании изучать курс ОРКСЭ. Среди причин отсутствия интереса к новому предмету учащиеся назвали следующие: обилие непонятного материала, новых слов (38%), повторение ранее изученного (31,6%), скучная подача материала (21%), нежелание изучать предмет (9,4%). При этом 73,4% учащихся отметили, что им всё понятно в текстах учебного пособия, 25,5% - что понятно не всё, и только 1,1% - что тексты пособия непонятны полностью [Сахарных 2011, 9].
Учителя республики, преподававшие курс ОРКСЭ, стремились разнообразить уроки, применяли различные технологии, использовали видеоматериалы, проводили экскурсии в культовые сооружения, знакомили учащихся с традициями и праздниками народов Удмуртии. Благодаря опыту и неравнодушию педагогов удалось сгладить часть просчетов, допущенных при введении курса.
На состоявшемся в июне 2010 г. республиканском семинаре, посвященном обсуждению промежуточных итогов апробации курса ОРКСЭ, учителя и методисты внесли несколько предложений по совершенствованию его преподавания:
• рекомендовать образовательным учреждениям высшего и дополнительного профессионального образования республики обеспечить научно-методическое сопровождение работы общеобразовательных учреждений по преподаванию курса ОРКСЭ;
• предложить проведение дальнейшей апробации курса ОРКСЭ только в рамках второй ступени общего образования;
• для решения задач духовно-нравственного воспитания на этапе внедрения курса в практику обучения необходимо учесть преемственность содержания образования между всеми ступенями общего образования и межпредметные связи в содержании предметных курсов;
• предложить авторам и издателям повысить качество учебно-методических комплексов по курсу ОРКСЭ19.
Итак, что изменилось за 10 лет преподавания модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики»?
Во-первых, подготовлена качественная нормативная правовая база преподавания курса ОРКСЭ.
19 Республиканский семинар-совещание по теме: «Промежуточные результаты апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики» в Удмуртской Республике: первые итоги и перспективы» [Электронный ресурс] // АПК и ППРО. URL: http://orkce.apkpro.ru/173.html (дата обращения: 02.03.2021).
Во-вторых, сформирована система мониторинга и методического обеспечения введения курса, открыты программы повышения квалификации учителей ОРКСЭ.
В-третьих, курс ОРКСЭ стал преподаваться только в 4 классе, что позволило обеспечить его целостность.
В-четвертых, были существенно переработаны и скорректированы учебно-методические комплексы модулей курса ОРКСЭ, расширился круг авторов (авторских коллективов) учебников и учебно-методических пособий, в том числе за счет авторов из регионов.
В-пятых, с 1 сентября 2015 г. на уровне основного общего образования введен новый предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее - ОДНКНР). Предмет ОДНКНР является логическим продолжением учебного курса ОРКСЭ и предусматривает освоение обучающимися основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование у них представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности, но не предполагает изучения религии. В рамках предметной области ОДНКНР возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации20.
В свою очередь в Удмуртии сложилась региональная модель реализации курса ОРКСЭ с собственными оригинальными чертами, накоплен большой положительный опыт преподавания и научно-методического сопровождения преподавания курса, сформирован банк данных методических разработок. С момента начала апробации для координации деятельности педагогов, занятых в реализации курса ОРКСЭ, и в целях совершенствования работы в области духовно-нравственного воспитания учащихся, в Институте повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики (в настоящее время - АОУ ДПО УР «Институт развития образования») была создана рабочая группа по информационно-методическому сопровождению духовно-нравственных, религиоведческих, морально-этических учебных предметов в образовательных учреждениях республики. Рабочая группа разработала образовательные программы учебных модулей и семинаров по сопровождению преподавания курса ОРКСЭ, подготовила программы краткосрочных курсов повышения квалификации по преподаванию отдельных модулей ОРКСЭ. Члены рабочей группы - тренеры-преподаватели курса и методисты Центра поликультурного образования АОУ ДПО УР «Институт развития образования» В. Н. Осипов, Н. В. Борлукова, Р. Н. Касимов - организуют публичные мероприятия по проблематике ОРКСЭ (конференции, круглые столы, семинары), осуществляют издание учебно-методических материалов [Совина, Ковальчукова 2013; Касимов Ковальчукова, Сови-на 2014; Касимов, Воронцов 2018] и научных статей [Матушанская 2018; Сахарных 2019]. На виртуальных образовательных платформах АОУ ДПО УР «Институт развития образования» создана отдельная тематическая рубрика, посвященная ОРКСЭ. В рамках краткосрочных курсов повышения квалификации осуществляется взаимодействие с представителями Ижевской и Удмуртской епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Регионального Духовного Управления Мусульман Удмуртии в составе Центрального Духовного Управления Мусульман России.
В 2020/2021 уч. году в 518 школах Удмуртии курс ОРКСЭ изучали 20 012 учащихся 4-х классов: 6 865 чел. (34,3%) выбрали модуль «Основы мировых религиозных культур», 9 198 (46%) - модуль «Основы светской этики», 3 920 чел. (19,6%) - модуль «Основы православной культуры», 26 чел. (0,1%) - модуль «Основы исламской культуры» и один учащийся - модуль «Основы буддистской культуры». За прошедшее десятилетие колебания при выборе учащимися отдельных модулей ОРКСЭ хотя и наблюдались, но не превышали 10% (табл. 1).
20 Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»: письмо Минобрнауки России от 25 мая 2015 г. № 08-761 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс» (дата обращения: 02.03.2021).
Таблица 1
Выбор модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики» учащимися Удмуртской Республики, в %
Учебный год ОМРК* ОСЭ* ОПК* ОИслК* ОИудК* ОБК*
2010/2011 30,0 51,0 16,2 2,8 - -
2012/2013 38,0 47,3 14,3 0,4 - -
2013/2014 38,8 45,4 15,5 0,2 менее 0,1 менее 0,1
2014/2015 39,4 47,9 12,6 0,1 - -
2015/2016 36,1 49,1 14,6 0,1 - -
2016/2017 34,1 46,2 19,5 0,1 менее 0,1 -
2017/2018 34,0 43,8 22,0 0,1 - -
2019/2020 34,9 42,0 23,0 0,1 - -
2020/2021 34,3 46,0 19,6 0,1 - -
* ОМРК - «Основы мировых религиозных культур», ОСЭ - «Основы светской этики», ОПК - «Основы православной культуры», ОИслК - «Основы исламской культуры», ОИуК- «Основы иудейской культуры», ОБК - «Основы буддийской культуры».
Наиболее популярными модулями в Удмуртии неизменно остаются «Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы православной культуры». Все эти годы в республике сохранял актуальность и модуль «Основы исламской культуры», хотя доля изучавших его школьников была существенно ниже доли жителей региона, исповедующих ислам (по данным этносоциологического исследования, проведенного на территории Удмуртии в 2020 г., 5,6% совершеннолетних респондентов идентифицировали себя с исламом21). Модули «Основы иудейской культуры» и «Основы буддийской культуры» в регионе не востребованы: их выбирают менее 0,01% учащихся, причем не каждый учебный год.
Для сравнения приведем данные по Российской Федерации. В 2020/2021 уч. году распределение учащихся по модулям выглядит следующим образом: «Основы светской этики» - 43,3%, «Основы православной культуры» - 36,7%, «Основы мировых религиозных культур» - 16,6%, «Основы исламской культуры» - 3,1%, «Основы буддистской культуры» - 0,27% и «Основы иудейской культуры» - 0,03% (253 чел.).
Из приведенных данных видно, что доля учащихся общеобразовательных учреждений Удмуртии, выбравших модуль «Основы светской этики», соответствует общероссийским показателям. В то же время сведения о выборе двух других наиболее востребованных модулей - «Основ православной культуры» и «Основ мировых религиозных культур» - демонстрируют серьезные отличия от данных по Российской Федерации. Подобная ситуация, вероятно, вызвана целым рядом обстоятельств: недостаточным количеством учителей, степень подготовки и уровень знания материала которых позволяет с необходимой полнотой раскрыть специфические особенности религиозных культур; малокомплектностью сельских школ и сложностями с размещением групп, изучающих разные модули; опасениями родителей, что курсы носят вероучительный характер и могут приобщить детей к религии; убежденностью части педагогов, директоров школ и работников органов управления образованием в нарушении принципа светскости образования при изучении «религиозных» модулей и др. [Зворыгин 2017, 101].
Стоит отметить, что одним из основных факторов, снижающих эффективность реализации курса ОРКСЭ в школах Удмуртии, многие эксперты называют устаревшие учебники. По данным общеобразовательных организаций, большинство учебников (71%), используемых в рамках преподавания курса ОРКСЭ, изданы в 2010-2013 гг., при этом часть из них (8%) не вклю-
21 Опрос проведен в 6 городах и 16 районах Удмуртской Республики, опрошено 1600 респондентов. Руководитель исследования - к.и.н. В. С. Воронцов.
чена в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования [Борлукова 2017, 13].
Многие другие трудности, связанные с преподаванием ОРКСЭ, на наш взгляд, обусловлены, прежде всего, «родовой», методологической ошибкой, допущенной при разработке курса, - его разделением на отдельные модули. Логичней и эффективней был бы единый курс, где учащиеся из семей, в которых придерживаются разных религиозных традиций, вместе получали бы общие знания. Курс ОРКСЭ, как и система образования в целом, должен способствовать интеграции учащихся, а не их разделению по конфессиональному признаку.
В этой связи, на наш взгляд, следует возобновить широкую экспертную и общественную дискуссию о возможности создания единого интеграционного курса в рамках уже имеющегося модуля «Основы мировых религиозных культур». Подобный курс позволил бы сообща получать специфические культурологические и религиоведческие знания удмуртам и марийцам, русским и украинцам, татарам и башкирам, представителям других национальностей вне зависимости от исповедуемой ими религии. Данный модуль в большей степени является предметным, и в рамках его изучения пригодятся знания педагога начальной школы по краеведению, географии, истории, языкам и литературе, изобразительному искусству и музыке. Можно выделить очевидные преимущества этого модуля:
• дети узнают о наличии разных религиозных учений, их сходстве и различии;
• дети знакомятся с лучшими образцами духовной культуры человечества, с памятниками религиозной культуры, традициями и обрядами различных народов, с особенностями географии и климата;
• модуль расширяет кругозор школьников, формируя позитивную мотивацию к восприятию предметных знаний по географии, истории, обществознанию, МХК, литературе на следующих ступенях образования.
Модуль «Основы светской этики», который является основным «конкурентом» модуля «Основы мировых религиозных культур», имеет метапредметный характер и направлен на формирование глобальных компетенций. Например, осознавать и принимать уникальные социокультурные (в том числе религиозные), экономические и политические, расовые и иные различия народов и государств, которые могут оказывать влияние на образы и идеи, суждения и взгляды (как наши собственные, так и других людей). Но, отвечая на сложные вопросы, «что такое хорошо и что такое плохо?», педагог вынужден работать со специфическими философскими категориями, в числе которых - мораль и нравственность, мужество и достоинство, патриотизм и вселенская любовь. При этом немалая часть педагогов начальной школы не обладают достаточными знаниями по философии или культурной антропологии. С другой стороны, дети в 4-м классе не готовы адекватно воспринимать подобные сложные темы. Очевидно, что предмет «Философия» сложен для восприятия детьми и младшими подростками, а школьная программа и без того перенасыщена. Скорее можно было бы согласиться с преподаванием формальной логики или теории логических доказательств как необходимой базы для развития критического мышления на последующих ступенях образования. В этой связи можно было бы пересмотреть программы модулей ОРК-СЭ, сделать их более адаптированными под возможности педагогов и учащихся.
Подводя итог обзора, стоит отметить, что, несмотря на прошедшее с введения курса ОРК-СЭ время, проделанную серьезную работу по оптимизации преподавания всех модулей, решение многих организационных и методических вопросов, разногласия по поводу изучения в школах курса «Основы религиозных культур и светской этики» не исчезли. Возможно, не так активно и безапелляционно, но в общественном дискурсе периодически возникают острые дискуссии между условно защитниками и противниками преподавания «религиозных» курсов в общеобразовательных учреждениях. Подобная ситуация свидетельствует об особой актуальности данного вопроса для российского социума, а также о необходимости соблюдения баланса отношений и интересов этнических, социальных, религиозных сообществ в такой многоэтничной и поликонфессиональной стране. В этой связи задача государства состоит в выстраивании целенаправленной поли-
тики по снижению конкуренции между религиозными организациями в рамках школьного образования, по обеспечению поддержания высокого уровня преподавания культурологических и религиоведческих дисциплин без их разделения по конфессиональному принципу, по созданию эффективной системы подготовки педагогов, обладающих необходимыми компетенциями.
В современном российском социуме представители традиционных религий ведут большую и часто совместную работу по преодолению всех видов ксенофобии, национальной и конфессиональной нетерпимости, социального и политического экстремизма. Курс «Основы религиозных культур и светской этики», обладая не только большим образовательным, но и воспитательным потенциалом, может являться одним из ключевых элементов в системе профилактики негативных явлений в молодежной среде, способствовать повышению социальной стабильности российского общества, а в конечном итоге - укреплению национальной безопасности Российской Федерации.
ЛИТЕРАТУРА
Борлукова Н. В. О некоторых результатах мониторинга реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в Удмуртской Республике в 2016/2017 учебном году // Педагогический родник. 2017. № 2 (88). С. 12-14.
Воронцов В. С, Семёнов Ю. В. Активная позиция школы и родителей // Этнокультурное образование. Методы социальной ориентации российской школы / ред. В. В. Степанов. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2010. С. 108-126.
Воронцов В. С. К вопросу о преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики» // Безопасность в российском и региональном измерении: теоретические и прикладные аспекты / редкол.: М. Ю. Малышев [и др.]. Ижевск: Удмуртский университет, 2009. С. 26-33.
Воронцов В. С., Ильинский С. И., Семёнов Ю. В. Трансформация конфессионального пространства Удмуртии // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». 2010. Вып. 3. С. 121-129.
Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. 23 с.
Зворыгин Р. В. Конфессиональный фактор в образовательной сфере современной России: на материалах Удмуртской Республики // Стратегия формирования экономики знаний и инноваций в России: сборник статей / под ред. М. В. Кудиной. М., 2017. С. 98-106.
Касимов Р. Н., Воронцов В. С. На пути в сады праведных (изучение исламской культуры в курсе ОРКСЭ и ОДНКНР): учебно-методическое пособие. Ижевск: АОУ ДПО УР ИРО, 2018. 145 с.
Касимов Р. Н., Ковальчукова А. В., Совина Л. П. Основы мировых религиозных культур: книга для учителя. Ижевск: ФГБУН УИИЯЛ УрО РАН, 2014. 142 с.
Матушанская Ю. Г., Сахарных Д. М. Реализация курса «Основы религиозных культур и светской этики» в Удмуртской Республике // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2018. Т. 43. № 4. С. 678-683.
Орлова М., Каменская Ю. В. Удмуртии предлагают ввести «уроки религии» с 5 по 11 классы [Электронный ресурс] // Комсомольская правда (Ижевск). URL: http://kp.ru/online/news/690395/ (дата обращения: 02.03.2021).
Сахарных Д. М. ОРКСЭ: к итогам 2010/2011 учебного года // Вестник образования и науки Удмуртской Республики. 2011. № 3. С. 8-10.
Сахарных Д. М. Религиоведение и курс ОРКСЭ: «Конь и трепетная лань» или «стерпится - слюбится»? // ОРКСЭ в системе школьного образования: панорама взглядов: сб. статей / отв. ред. С. В. Рязанова. Пермь: Пермский государственный институт культуры, 2019. С. 63-68.
Совина Л. П., Ковальчукова А. В. Основы светской этики: книга для учителя. Ижевск, 2013. 131 с.
Поступила в редакцию 19.04.2021
Воронцов Владимир Степанович,
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Удмуртский институт истории, языка и литературы УдмФИЦ УрО РАН, 426004, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 4,
e-mail: [email protected]
Зворыгин Роман Викторович,
старший преподаватель, УНЦ «Новая Россия. История постсоветской России», Российский государственный гуманитарный университет, 119991, Россия, г. Москва, ГСП-3, ул. Миусская площадь, д. 6,
e-mail: [email protected]
Касимов Рустам Нуруллович,
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Удмуртский институт истории, языка и литературы УдмФИЦ УрО РАН, 426004, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 4,
e-mail: [email protected]
V. S. Vorontsov, R. V. Zvorygin, R. N. Kasimov
THE HISTORY OF IMPLEMENTATION AND EXPERIENCE OF TEACHING A COMPREHENSIVE TRAINING COURSE "FUNDAMENTALS OF RELIGIOUS CULTURES AND SECULAR ETHICS" IN SCHOOLS OF THE UDMURT REPUBLIC
DOI: 10.35634/2224-9443-2021-15-3-527-539
The article is devoted to the history of implementation and practice of teaching a comprehensive course "Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics" (ORCSE) in educational organizations of the Udmurt Republic. The authors are convinced that the study of the ORCE course carries not only great educational, but also educational potential, and in combination with other humanitarian subjects (history, literature) will be one of the key elements in the system of spiritual and moral education, prevention of manifestations of xenophobia and extremism. in the children's and youth environment, contributing to the strengthening of the national security of our country. The paper provides a brief overview of the regulatory legal framework for the implementation of a comprehensive training course, provides a chronology of the implementation of the course in Russian schools, indicating the experience of the Udmurt Republic. The main difficulties that educators had to face in the course of testing and teaching in the general educational organizations of the country of the comprehensive training course of the ORCSE are noted. Summing up their arguments, the authors propose to resume a broad expert and public discussion about the possibility of creating a single integration course within the framework of the existing module "Foundations of World Religious Cultures".
Keywords: spiritual and moral education, secular education, religious competence, foundations of religious cultures and secular ethics, modular system, spiritual culture of the peoples of Udmurtia, ethnocultural specificity of education in primary school.
Citation: Yearbook of Finno-Ugric Studies, 2021, vol. 15, issue 3, pp. 527-539. In Russian. REFERENCES
Borlukova N. V. O nekotorykh rezul'tatakh monitoringa realizatsii kompleksnogo uchebnogo kursa "Osnovy religioznykh kul'tur i svetskoi etiki" v Udmurtskoi Respublike v 2016/2017 uchebnom godu [On some results of monitoring the implementation of the comprehensive training course "Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics" in the Udmurt Republic in the 2016/2017 academic year]. Pedagogicheskii rodnik [Pedagogical Spring], 2017. № 2 (88). Pp. 12-14. In Russian.
Vorontsov V. S., Semenov Yu. V. Aktivnaya poziciya shkoly i roditelej [The active position of the school and parents]. Etnokul'turnoe obrazovanie. Metody social'noj orientacii rossijskoj shkoly [Ethnocultural education. Methods of social orientation of the Russian school]. Moscow: Institut etnologii i antropologii RAN Publ., 2010. Pp. 108-126. In Russian.
Vorontsov V. S. K voprosu o prepodavanii kursa "Osnovy religioznykh kul'tur i svetskoi etiki" [On the issue of teaching the course "Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics"]. Bezopasnost' v rossiiskom i regional'nom izmerenii: teoreticheskie iprikladnye aspekty [Security in the Russian and regional dimensions: theoretical and applied aspects]. Izhevsk: Udmurtskii universitet Publ., 2009. Pp. 26-33. In Russian.
Vorontsov V. S., Ilinsky S. I., Semenov Yu. V. Transformaciya konfessional'nogo prostranstva Udmurtii [Transformation of the confessional space of Udmurtia]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya «Istoriya i filologiya» [Bulletin of the Udmurt University. Series "History and Philology"], 2010. № 3. Pp. 121-129. In Russian.
Danilyuk A. Ya., Kondakov A. M., Tishkov V. A. Konceptsiya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii [The concept of spiritual and moral development and education of the personality of a citizen of Russia]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 2009. 23 p. In Russian.
Zvorygin R. V. Konfessional'nyi faktor v obrazovatel'noi sfere sovremennoi Rossii: na materialakh Udmurtskoi Respubliki [The confessional factor in the educational sphere of modern Russia: on the materials of the Udmurt Republic]. Strategiya formirovaniya ekonomiki znaniii innovatsii v Rossii: sbornik statei [Strategy for the formation of the economy of knowledge and innovation in Russia: collection of articles]. Moscow, 2017. Pp. 98-106. In Russian.
Kasimov R. N., Vorontsov V. S. Na puti v sady pravednyh (izuchenie islamskoj kul'tury v kurse ORKSE i ODNKNR): uchebno-metodicheskoe posobie [On the way to the gardens of the righteous (study of Islamic culture in the course of the ORCSE and ODNKNR): teaching aid.]. Izhevsk: AOU DPO UR IRO Publ., 2018. 145 p. In Russian.
Kasimov R. N., Kovalchukova A. V., Sovina L. P. Osnovy mirovyh religioznyh kul'tur: kniga dlya uchitelya [Fundamentals of World Religious Cultures: a book for teachers]. Izhevsk: FGBUN UIIYAL UrO RAN Publ., 2014. 142 p. In Russian.
Matushanskaya Yu. G., Sakharnykh D. M. Realizatsiya kursa "Osnovy religioznyh kul'tur i svetskoj etiki" v Udmurtskoj Respublike [Implementation of the course "Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics" in the Udmurt Republic]. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Sociologiya. Pravo [Scientific Bulletin of Belgorod State University. Series: Philosophy. Sociology. Right], 2018. Vol. 43. № 4. Pp. 678-683. In Russian.
Orlova M., Kamenskaya Yu. V Udmurtii predlagayut vvesti "uroki religii" s 5 po 11 klassy [In Udmurtia, they propose to introduce "lessons of religion" from grades 5 to 11]. Komsomol 'skayapravda (Izhevsk) [Komsomolskaya Pravda (Izhevsk)]. URL: http://kp.ru/online/news/690395/ (accessed 2 March 2021). In Russian.
Sakharnykh D. M. ORKSE: k itogam 2010/2011 uchebnogo goda [ORCE: to the results of the 2010/2011 academic year]. Vestnik obrazovaniya i nauki Udmurtskoj Respubliki [Bulletin of Education and Science of the Udmurt Republic], 2011. № 3. Pp. 8-10. In Russian.
Sakharnykh D. M. Religiovedenie i kurs ORKSE: "Kon' i trepetnaya lan'" ili "sterpitsya - slyubitsya"? [Religious Studies and the ORCSE course: "A horse and a quivering doe" or "if it endures, it will fall in love"?]. ORKSE v sisteme shkol'nogo obrazovaniya: panorama vzglyadov: sb. statej [ORKSE in the system of school education: a panorama of views: collection of articles. articles]. Perm: Permskij gosudarstvennyj institut kul'tury Publ., 2019. Pp. 63-68. In Russian.
Sovina L. P., Kovalchukova A. V. Osnovy svetskoj etiki: kniga dlya uchitelya [Fundamentals of secular ethics: a book for the teacher]. Izhevsk, 2013. 131 p. In Russian.
Received 19.04.2021
Vorontsov Vladimir Stepanovich,
Candidate of History, Senior Research Associate, Udmurt Institute of History, Language and Literature, UdmFRC UB RAS 4, Lomonosova st., Izhevsk, 426004, Russian Federation e-mail: [email protected]
Zvorygin Roman Victorovich,
Assistant professor, Research and Training Center "New Russia.
History of post-Soviet Russia", Russian State University for the Humanities, GSP-3, 6, Miusskaya, Moscow, 125993, Russian Federation
e-mail: [email protected]
Kasimov Rustam Nurullovich,
Candidate of History, Senior Research Associate, Udmurt Institute of History, Language and Literature, UdmFRC UB RAS 4, Lomonosova st., Izhevsk, 426004, Russian Federation
e-mail: [email protected]