DOI 10.25588/CSPU.2019.70.77.015
УДК 378
ББК 74.484(2)738.8
Н. П. Шитякова1, И. В. Верховых2, И. В. Забродина3
^RCID № 0000-0002-1015-5896 Доцент, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
2ORCID № 0000-0003-4799-9985 Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
3ORCID № 0000-0003-0885-9461 Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ К ПРЕПОДАВАНИЮ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ в КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
ж
S
-"О
^ Аннотация
С
^ Введение. В статье раскрываются проблемы повышения
^ квалификации учителей, преподающих курс «Основы религиозных
з культур и светской этики» (ОРКСЭ) в общеобразовательной школе [1].
^ Цель статьи — на основе анализа опыта подготовки учителей
к ведению курса ОРКСЭ уточнить структуру программы ^ профессиональной подготовки педагогов к преподаванию данного курса и сформулировать основные положения, которые необходимо учитывать при ее разработке.
Материалы и методы. Для достижения цели были ^ использованы такие методы, как анализ научной литературы, опрос
участников исследования, метод контент-анализа.
Результаты. На основе анализа научно-методической литературы; мнения и предложений учителей, прошедших курсы повышения квалификации учителей по проблемам преподавания ОРКСЭ; контент-анализа конспектов и технологических карт уроков уточнены планируемые результаты реализации соответствующей образова- а тельной программы, дано описание ее модулей и сформулированы 3 основные положения, которые необходимо учитывать при их разработке.
Обсуждение. Сложившийся в течение нескольких лет опыт совместной работы Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета и Челябинской епархии по повышению квалификации учителей ОРКСЭ и проведенные исследования стали основой для совершенствования соответствующей программы.
Ключевые слова: основы религиозных культур и светской этики, содержание процесса повышения квалификации, духовно-
о № а о д г о Т о в к и У ч и
нравственное воспитание. О
Основные положения:
- программа повышения квалификации учителей ОРКСЭ | представляет собой совокупность трех модулей: культурологического, аксиологического и методического, отличительной особенностью которых является дифференциация, 0 как содержания, так и методов повышения квалификации в
зависимости от степени готовности педагогов к преподаванию г
о
модульного курса. §
№
1 Введение (Introduction) Ц
Комплексный курс ОРКСЭ как обязательный введен в школы России с 2012 года. Правовой основой его введения являются Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» [1], Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [2], и «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [3]. В Федераль-
а ж а
-"О
0
а
с-о
05
•о
«о
1
сц
05 «О
О «
2
1=3 £
ном законе цель воспитания сформулирована как развитие личности в соответствии с духовно-нравственными и социокультурными ценностями российского общества и определено право родителей на выбор модуля комплексного курса. Второй документ является методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта. В нем перечислены базовые национальные ценности, среди которых — традиционные религии России.
Подготовка учителей к ведению курса ОРКСЭ приобрела особую актуальность в связи с введением данного курса в качестве обязательного во все школы Российской Федерации. Об актуальности проведенного исследования свидетельствует интерес современных ученых к проблемам профессиональной подготовки педагогов к духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения в общем и к преподаванию предметов духовно-нравственной направленности, в частности. В научных трудах представлены психолого-педагогические основы преподавания предметов духовно-нравственной направленности [4], определены особенности развития культурологической позиции личности педагога [5], охарактеризованы компетенции преподавателей основ православной культуры [6].
С. Ю. Дивногорцева обосновала идею подготовки студентов к проектированию и организации уроков по Основам православной культуры во взаимосвязи с организацией инновационной внеурочной деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников в традициях православной культуры; с культурно-просветительской деятельностью, с организацией добровольческой деятельности школьников [7]. В работах О. Н. Орловой дана структурно-институциональная характеристика системы повышения квалификации учителей ОРКСЭ, раскрыты организационные формы и содержание повышения квалификации учителей религии [8].
Педагогами-учеными и практиками подготовлено научно-методическое обеспечение профессиональной подготовки. Разработаны учебные программы для учреждений высшего образования. Ут-
верждена Типовая (примерная) дополнительная профессиональная программа (повышение квалификации) «Актуальные вопросы преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)» [9]. Созданы учебно-методические пособия для слушателей программ дополнительного профессионального образования по духовно-нравственному воспитанию: Н. Н. Ушакова [10], А. М. Де- § нисов [11], Л. Л. Шевченко [12] и др. Однако вышеназванные ра- §
боты не раскрывают затруднения и запросы педагогов, знание кото- $
Й
рых необходимо для совершенствования их профессиональной § подготовки, не определяют требования к структуре соответствую- | щих программ и др. о
В зарубежной педагогике проблемы повышения квалифика- |
|
ции учителей по вопросам религии и улучшения качества преподава- |
ния предмета освещены в работах Г. С. Ляймгрубера Leimgruber), л
§
Х.-Г. Цибертца (Н.-О. [13], Г. Стетбергера (Н. 81е1;Ьег§ег), §
Г. Хильгера (G. Hilger) [14] и др. В современных работах этих уче- *' ных сделан акцент на понятии «межрелигиозная эмпатия» и «эмпа- л
о
тическая библейская дидактика». §
|§
Цель настоящей статьи — на основе анализа опыта подго- | товки учителей к ведению курса ОРКСЭ уточнить структуру прог-
о §
раммы профессиональной подготовки учителей к преподаванию данного курса, планируемые результаты и сформулировать основные положения, которые необходимо учитывать при ее разработке.
2 Материалы и методы (Materials and methods)
Основным методом нашего исследования стал опрос учителей начальных классов, которые преподают основы религиозных культур и светской этики. Он проводился в различных формах: Ц письменный опрос (анкетирование), устный опрос (беседа) и компьютерное анкетирование, которое дало возможность в кратчайшие сроки опросить большое количество респондентов, а также автоматизировать обработку результатов. Метод контент-анализа позволил нам выявить основные проблемы, с которыми сталкивается учитель при подготовке урока по ОРКСЭ.
3 Результаты исследования (Results)
Опрос учителей г. Челябинск демонстрирует освоение ими различных по объему программ подготовки к преподаванию курса ОРКСЭ (Таблица 1).
Таблица 1 — Объем программ повышения квалификации по преподаванию ОРКСЭ
Table 1 — The amount of professional development programmes on teaching ORKSE
16 часов 72 часа Больше 100 часов Не проходили подобные курсы
25,0 % 48,6 % 4,2 % 22,2 %
Учителя, не проходившие курсы ОРКСЭ, составляют без малого четверть — 22,2 %. Четвертая часть учителей проходила курсы объемом 16 часов, что, на наш взгляд, недостаточно для полноценного преподавания такой сложной дисциплины. Поэтому потребность в проведении подобных курсов очевидна. Современные требования к объему часов профессиональной подготовки выполнены только для 4,2 % педагогов.
Результаты компьютерного анкетирования, в котором приняло участие 72 учителя начальный классов г. Челябинск, свидетельствуют о том, что большинство педагогов выбрали бы модули «Основы светской этики» (63 %) или «Основы мировых религиозных культур» (15,1 %). Модуль «Основы православной культуры» стал выбором 13,7 % педагогов, а модуль «Основы исламской культуры» назвали 8,2 % опрошенных.
Необходимо отметить, что свой выбор больше половины педагогов (63 %) обосновывают уверенностью в преподавании данного модуля. 6,8 % опрошенных исповедуют ту религию, которая лежит в основе преподаваемого модуля. Несмотря на то, что курс ОРКСЭ ведется в школах уже несколько лет, среди родителей, а также в СМИ не утихает критика, связанная с целью введения данного курса. Многие видят в нем навязывание детям религии. Ответы
учителей на вопрос «Каково, на Ваш взгляд, предназначение данной дисциплины?» свидетельствую о понимании ими воспитательной роли модульного курса ОРКСЭ. Так, например, 50,7 % респондентов считают, что это воспитание культуры поведения на основе знания этических норм, 21,9 % педагогов называют воспитание на отечественных духовно-нравственных традициях. 23,3 % педагогов § видят предназначение курса в формировании у обучающихся зна- §
ний о традиционных религиях России. $
Й
Однако есть и те представители педагогической обществен- § ности, их всего 4,1 %, которые считают, что данный курс направлен на принуждение детей к вере в Бога.
Заслуживают внимания мнения учителей о воспитательном,
о
нравственно-развивающем характере учебных пособий по модулям | ОРКСЭ. Наиболее высоко по критерию воспитательный, нравст- 1 венно-развивающий характер учителя оценили учебные пособия по 1 модулю «Основы светской этики»: около 50 % респондентов дали положительную оценку. Воспитательный, нравственно-развивающий характер учебных пособий, которые раскрывают ту или иную
3
№ а о д а а
религиозную культуру, отметили от 5 до 20 % учителей. Эти данные g
S
вызывают тревогу, поскольку, по мнению авторов статьи, участники опроса не обратили внимание на воспитательное значение вопросов и заданий, предлагаемых авторами учебников. Например, А. Кураев в учебном пособии «Основы православной культуры» предлагает такие вопросы, как: «Какой мир труднее изменить — внешний или внутренний? Кто мой ближний? Почему покаяние называют лекарством для души? Зачем нужно преодолевать зависть? Что помогает в борьбе с ней? Как уберечься от осуждения других? Какое поведение Ц называют хамским? Разрешает ли совесть бросать заболевшего или постаревшего супруга?» [15]. Думается, что в процессе повышения квалификации учителей необходимо сделать акцент на значении подобных заданий для воспитания обучающихся.
4 Обсуждение (Discussion)
В связи с внедрением в образовательный процесс школы учеб-
а н и д
о р
а
С-0
сц л
в
1
е В
сц
,а в о к
2
С5 £
ного курса ОРКСЭ на базе Челябинского государственного педагогического университета (ЮУрГГПУ) с 2013 года начали функционировать курсы повышения квалификации педагогов, которые готовили их к проведению уроков по этой дисциплине. Несмотря на то, что такие курсы организовывались впервые и опыта проведения не было, слушатели отмечали, что результаты оказались лучше, чем ожидались у 23,8 %; ожидание в целом оправдались у 66,7 % слушателей; не в полной мере у 9,5%. Среди слушателей были учителя-практики челябинских школ: учителя истории, МХК и ИЗО, учителя начальных классов, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования. Курсы были успешны, удачным оказалось сотрудничество педагогического университета и Челябинской епархии, поэтому в течение следующих трех лет данная программа успешно ре-ализовывалась на базе вуза. Изменения происходили в названии, содержании и объеме часов учебной работы (с 2016 г. — «Богословские и педагогические основы православного образования» в объеме 108 часов). По окончании курсов ежегодно слушатели принимали участие в опросе.
Затруднения у слушателей вызвало изучение церковно-сла-вянского языка и Священного Писания. Наиболее полезным, по мнению слушателей, было изучение мировых религий, нормативно-правовой базы ОРКСЭ, разработка уроков по курсу. Слушатели выразили желание освоить проблемно-диалоговую технологию обучения, оценочную деятельность при безотметочном обучении, а также углубить свои знания в православной педагогике и психологии.
Среди предложений по ведению курса высказывалось следующее:
- увеличить количество тем, связанных непосредственно с методикой преподавания ОРКСЭ;
- включить в содержание программы экскурсии в храмы;
- предоставить методические материалы для урока;
- учитывать методическую подготовку практикующих учителей;
- привлекать к преподаванию священнослужителем;
- продолжить работу педагогических мастерских по проектированию уроков.
Курсы повышения квалификации 2018-2019 учебного года отличались от предшествующих и по тематике («Актуальные вопросы преподавания ОРКСЭ в общеобразовательной школе»), и по §
содержательным блокам («Нормативно-правовые и методические 3
й
основы преподавания ОРКСЭ» и «Предметное содержание и методика преподавания модуля Основы православной культуры»), и по § количеству часов (144 часа). В программе курса и организации его §
проведения учитывались пожелания слушателей предыдущих лет. г
о
Методические основы преподавания ОРКСЭ были выделены от- 3
№
дельным блоком, объем которого составил 70 академических часов.
8
Конечно, часть методических заданий готовилась самостоятельно, а консультации проводились дистанционно, однако значительно подробнее рассматривались и разрабатывались уроки курса 3 «Основы религиозных культур и светской этики».
Анкетирование показало, что 96 % слушателей посещают
>■3 №
а
3
д
§
№ §
Ж
курсы на добровольной основе (это сказалось и на заинтересованнос- з
ти учителей, на активной работе самих курсов, на предложениях, с
§
высказанных слушателями). Сложными для восприятия показались темы богословского и религиозного характера: наука и религия, ли-тургика, церковно-славянский язык. Однако и проблемы методики преподавания остались актуальными: современные подходы к конт- Ж
о
рольно-оценочной деятельности, цели и задачи урока ОРКСЭ. |
Опыт реализации программ повышения квалификации учи- у телей, анализ результатов их анкетирования, контент-анализ технологических карт уроков ОРКСЭ показали стремление учителей реа-лизовывать требования современного образовательного стандарта, использовать разнообразный иллюстративный материал, применять современные педагогические технологии. В то же время результаты исследования продемонстрировали неумение педагогов формулиро-
а н и д
о р
а
С-0
сц л
в
1
е В
сц
,а в о к
2
С5 £
вать конкретные образовательные цели-результаты урока; выявили дисбаланс между информационным и эмоциональным компонентами урока; затруднения в проектировании элементов урока, связанных с формированием личностных результатов освоения образовательной программы и т. п. Все вышеперечисленное свидетельствует о необходимости совершенствования профессиональной подготовки и повышения квалификация учителей, преподающих ОРКСЭ.
Несмотря на постоянное совершенствование содержания, методического обеспечения и организации самого процесса проведения курсов повышения квалификации, остается нерешенным ряд вопросов:
- каким образом осуществлять профессиональное совершенствование учителей в дисциплине ОРКСЭ, учитывая тот факт, что некоторые педагоги приходят на курсы каждые три года?
- какие модули должна содержать программа повышения квалификации учителей по преподаванию курса ОРКСЭ?
- каково оптимальное соотношение светских педагогов и священнослужителей в проведении курсов для педагогов общеобразовательных школ?
Анализ наших программ, результатов опроса педагогов, изучение опыта реализации аналогичных курсов в других регионах позволили нам выделить в структуре содержания профессиональной подготовки три модуля: культурологический, аксиологический и методический.
Культурологический модуль необходим, прежде всего, потому, что курс ОРКСЭ имеет культурологическое значение. Обращаясь к Основной образовательной программе начального общего образования, мы видим, что одним из планируемых результатов курса является развитие первоначальных представлений о традиционных религиях народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской)
этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина Российской Федерации.
Результаты проведенного нами исследования констатируют факт выбора учителями модуля курса ОРКСЭ для преподавания в зависимости от своей компетентности в вопросах той или иной религии. Следовательно, для подготовки специалистов к преподава- §
нию популярных в нашем регионе модулей (Основы мировых рели- ^
й
гиозных культур, Основы православной культуры, Основы § исламской культуры) необходимо обеспечить педагогов ключевыми § знаниями по вышеназванным религиям. §
Учитывая один из личностных результатов курса ОРКСЭ — г
3
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и
уважения к истории и культуре всех народов, — считаем целесооб-
§
разным располагать содержание по каждой религии в культурологи- § ческом модуле по следующим блокам: история возникновения ре- Ц
праздники и обряды; искусство религии.
л
лигии; основатели религии; священные книги; религиозные 3
д
§
№ §
Ж
Аксиологический модуль программы повышения квалифика- з
ции педагогов предполагает опору на познание и осмысление базовых С
§
национальных ценностей, что обусловлено современными требованиями к организации процесса духовно-нравственного воспитания в школе. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России обозначены базовые национальные Ж
о
ценности, которые должны быть усвоены и приняты обучающимися. | В связи с этим считаем необходимым актуализировать работу с пе- у дагогами по определению сущности каждой базовой национальной ценности. Для этого предлагаем включить в содержание занятий анализ Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Соотнесение ценностных ориентиров каждого из направлений программы с планируемыми результатами изучаемых модулей ОРКСЭ позволит вы-
а ж s
о
VO*
а
с-о
и;
¡si jf
•о
«о
и
сц
И5
а
«о
о «
S
ti
делить те ценности, которые необходимо осмыслить непосредственно педагогам для реализации воспитательного потенциала уроков.
Методический модуль программы повышения квалификации необходимо построить в соответствии со следующими аспектами: конкретизация планируемых результатов урока; определение ценностных ориентиров урока; критерии выбора дополнительного материала к уроку; усиление эмоционально-ценностного аспекта урока; реализация технологии проблемного обучения в процессе проведения урока; рефлексия и оценивание результатов урока.
Содержание модулей должно строиться с учетом разного опыта слушателей курсов, что может найти свое отражение в дифференцированных заданиях для самостоятельной работы.
В ходе исследования были откорректированы планируемые результаты профессиональной подготовки учителей ОРКСЭ. Так, например, они усваивают знания нормативно-правовых документов реализации курса ОРКСЭ, исторического наследия и культурных традиций российского общества; общего и специфического в разных культурах; ценности религии как значимого компонента духовной культуры; основ культурологического подхода в преподавании курса ОРКСЭ и др. У педагогов формируются умения оценивать поликультурную сущность курса ОРКСЭ как средства профилактики межнациональной розни, ксенофобии, экстремизма; осуществлять преподавание учебного курса ОРКСЭ на основе современных принципов диалога и сотрудничества и обеспечивать уровень ориентированности учеников и их родителей на базовые культурные ценности, диалог и сотрудничество и др. Решено более четко формулировать результаты изучения тех тем программы, которые вызывают у слушателей наибольшее затруднение.
5 Заключение (Conclusion)
Таким образом, подготовка и профессиональное совершенствование учителей в преподавании дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) по-прежнему остается актуальной.
Библиографический список
1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] :
Вып. 3 (22). С. 10-11 (Серия «Педагогика. Психология»).
7. Дивногорцева С. Ю. Преподавание религиозной культуры в современной школе: проблемы и перспективы // Нива Господня : вестник Пензенской духовной семинарии. 2017. № 3 (5). С. 105-112.
8. Орлова О. Н. Опыт организации повышения квалификации учителей религии в земле Северный Рейн-Вестфалия (Германия) // Известия Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена : научный журнал. 2007. № 11 (32). С. 337-345 (Серия «Аспирантские тетради»).
тур и светской этики (ОРКСЭ)» : типовая (примерная) дополнительная профессиональная программа (повышение квалификации). М. : ФГАОУ ДПО «АПК и ППРО», 2016. -124 с.
Необходима постоянная корректировка содержания программы и методического оснащения курсов повышения их квалификации. Структура программы курсов должна включать три модуля: аксиологический, культурологический и методический, содержание которых должно раскрывать поликультурную сущность ОРКСЭ. Содер-
х
жание модулей должно строиться с учетом разного опыта слушателей § курсов, что может найти свое отражение в дифференцированных за- ^
о
даниях для самостоятельной работы. Важным является сотрудничест- §
^
во всех религиозных объединений в достижении целей профессио- §
о
нальной подготовки учителей. §
а
о
д
г о
к
федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Ж
ч
и
Федерации 21 дек. 2012 г. : одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 дек. 2012 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». е
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального § общего образования [Электронный ресурс] : утвержден приказом Министерства ^
л
образования и науки Рос. Федерации от 6 октября 2009 г. N 373. Доступ из справ.- о правовой системы «КонсультантПлюс». §
3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно- § нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. : к Просвещение, 2014. - 26 с.
4. Шитякова Н. П. Психолого-педагогические основы преподавания пред- С метов духовно-нравственной направленности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 1. С. 109-116.
а
о
5. Уайханова М. А., Ушакова М. Н. Развитие культурологической пози- о ции личности в условиях поликультурного образования // Science for Education Today. 2019. № 2. С. 200-214.
6. Розина О. В. Ключевые и предметные компетенции в мировоззрении и г
самосознании преподавателей «православной культуры» // Вестник ПСТГУ. 2011. о
ж
3
у 3
ко
9. Актуальные вопросы преподавания курса «Основы религиозных куль-
Щ
10. Ушакова Н. Н. Многоуровневая модель непрерывного повышения квалификации педагогов курса «Основы религиозных культур и светской этики» // Непрерывное педагогическое образование : научно-практический журнал. 2019. № 1 (1), С. 42-48.
11. Денисов А. М. «Основы православной культуры» в школе: проектирование педагогического процесса : учебно-методическое пособие. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2013. - 171 с.
12. Шевченко Л. Л. Основы православной культуры. 4 класс : методическое пособие для учителя. М. : Издательство «Центр поддержки культурно-исторических традиций». 2018. - 176 с.
13. Hilger G., Hrsg. Cybertz H.G. (2001), "Was soll ich lernen — Inhalt des Religionsunterrichts (zusammen mit S. Leymgruber)", Religionsdidaktik (Leitfaden für Studium, Ausbildung und Beruf), München, ss.168-179.
14. Hilger G., Hrsg Cybertz H.-G. (2001), "Blick durch den Zaun — Religionsunterricht in Europa", Religionsdidaktik (Handbuch für Studium, Ausbildung und Beruf), München, ss.101-104.
15. Кураев А. В. Основы православной культуры. 4 класс : учебное пособие. М. : Просвещение, 2018. - 144 с.
N. P. Shityakova1, I. V. Verkhovikh2, I. V. Zabrodina3
1ORCID No. 0000-0002-1015-5896 Docent, Professor of the Department of pedagogy, Psychology and subject methods, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
2ORCID No. 0000-0003-4799-9985 Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor of the Department of pedagogy, psychology and subject methods, South-Ural State a Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
or b
N 3ORCID No. 0000-0003 -0885-9461
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor of the Department of pedagogy, psychology and subject methods, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
ANALYSIS OF THE RESULTS OF TRAINING TEACHERS TO TEACH THE COURSE "FUNDAMENTALS OF RELIGIOUS
a v
vko
a tya
^ CULTURES AND SECULAR ETHICS"
^ Abstract
Introduction. The article reveals the problems of professional development of teachers teaching the course "Fundamentals of religious cultures and secular ethics" (in abbreviation — FRCSE) in secondary school [1].
The purpose of the article is to clarify the structure of the program of professional training of teachers for teaching this course and to formulate the main provisions that should be taken into account when developing IT.
Materials and methods. To achieve the goal, such methods as analysis of scientific literature, survey of research participants, the method of content analysis were used.
Results. Based on the analysis of scientific-methodical literature; views and suggestions of teachers who have passed courses of improvement of qualification of teachers on teaching FRCSE; content analysis ^ of materials and routings lessons specified deliverables to implement an appropriate educational program, a description of its modules and formulated the basic provisions that must be considered in their design.
Discussion. The experience of joint work of the South Ural state £ humanitarian and pedagogical University and the Chelyabinsk diocese
on the improvement of teachers ' qualification and the conducted re- U
n
search allowed to systematically improve the relevant program. Cur- a
s
rently, it is a set of three modules: cultural, axiological and methodolog- | ical, a distinctive feature of which is the differentiation of both the content and methods of training, depending on the degree of readiness l of teachers to teach a modular course FRCSE.
s
a
S?
ta
R
e s S
T
s g
e
ft
a
Conclusion. Thus, the training and professional development of o
=f
teachers in teaching the discipline "Fundamentals of Religious Cultures | and Secular Ethics" (FRCSE) remains relevant. Constant adjustment of a the content of the program and methodological equipment of continuing ^ education courses is needed. The structure of the course program should include three modules: axiological, cultural and methodological, the content of which should reveal the multicultural essence of the FRCSE.
The content of the modules should be built taking into account the different experiences of the course participants, which can be reflected in differentiated tasks for independent work. Important is the cooperation of all religious associations in achieving the goals of teacher training.
Keywords: fundamentals of religious cultures and secular ethics, the content of the process of professional development, spiritual and moral education.
Highlights:
The teacher training program for the discipline "Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics" is a combination of three modules: cultural, axiological and methodological. Their distinguishing feature is the differentiation of both the content and methods of advanced training, depending on the degree of readiness of teachers to teach a modular course.
References
1. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii (Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ) [On education in the Russian Federation (Federal Law of December 29, 2012 No. 273-03)]. Prinyat Gosudarstvennoy Dumoy Federal'nogo Sobraniya Rossiyskoy Federatsii 21 dekabrya 2012 g. [Adopted by the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation on December 21, 2012]. Odobren Sovetom Federatsii Federal'nogo Sobraniya Rossiyskoy Federatsii 26 dekabrya 2012 g. [Approved by the Council of the Federation of the Federal Assembly of the Russian Federation
i on December 26, 2012.]. Spravochno-pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus". (In
o Russian).
2. Ministry of Education and Science of the Russian Federation (2009), N ^ 373 ot 6 oktyabrya 2009 g.: Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart
nachal'nogo obshchego obrazovaniya [No. 373 dated October 6, 2009: Federal state educational standard of primary G "Konsul'tantPlyus". (In Russian).
educational standard of primary General education]. Spravochno-pravovaya sistema
vo
%
& 3. Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M. & Tishkov V.A. (2014), Koncepciya dux-
^ ovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii [The concept
of spiritual and moral development and education of the individual citizen of Russia]. | Izdatel'stvo "Prosveshcheniye", Moscow, 26 p. (In Russian).
Is 4. Shityakova N.P. (2015), Psixologo-pedagogicheskie osnovys prepo-
ty
davaniya predmetov duxovno-nravstvennoj napravlennosti [Psycho-pedagogical baS
^ ses of the teaching of moral and spiritual orientation]. Vestnik Chelyabinskogo gosu-
^ darstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 1, 109-116. (In Russian).
5. Uajxanova M.A. (2019), Razvitie kuFturologicheskoj pozicii lichnosti v usloviyax polikulturnogo obrazovaniya [Development of culturological position of personality in the conditions of multicultural education]. Science for Education Today, 2, 200-214. (In Russian).
6. Rozina O.V. (2011), Klyuchevy^e ipredmetny^e kompetencii v mirovozzre-nii i samosoznaniiprepodavatelej "Pravoslavnoj kuVtury"" [Key and subject competence in the worldview and identity of teachers "Orthodox culture"]. Vestnik Pra- n voslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriya "Pedagogika. Psixologiya", 3 (22), 10-11. (In Russian).
Chelyabinsk,. 171 p. (In Russian).
12. Shevchenko L.L. (2018), Osnovy' pravoslavnoj kuVtury\ 4 klass (Metodicheskoe posobie dlya uchitelya) [Fundamentals of Orthodox culture. Class 4
o
7. Divnogorceva S.Yu. (2017), Prepodavanie religioznoj kuVtury' v sov- %
remennoj shkole: problemy" i perspektivy" [Teaching religious culture in a modern ft school: problems and prospects]. VestnikPenzinskoj duxovnoj
seminarii Niva Gos- [
podnya", 3 (5), 105-112. (In Russian). [
8. Orlova O. N. (2007), Opyst organizaciipovy^sheniya kvalifikacii uchitelej ^ religii v zemle Severny'j Rejn-Vestfaliya [Experience of the organization of profes- § sional development of teachers of religion in the land of North Rhine-Westphalia]. i
Nauchnyy zhurnal "Izvestiya Rosiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo uni- ^
versiteta im. A. I. Gertsena". Seriya "Aspirantskiye tetradi", 11 (32), 337-345. (In ft
Russian). —
ft
9. Federal State Autonomous Educational Institution of Continuing Profes- 2 sional Education "Academy for Continuing Education and Professional Retraining of ° Education Workers" (2016), Protokol№ 12/2016 ot «22» dekabrya 2016g.: Tipovaya §
(primernaya) dopolniteTnaya professionaVnaya programma (povy'shenie kvalifikacii) "AktuaFny'e voprosys prepodavaniya kursa "Osnovy" religioznysx kuTtur i ft svetskoj e"tiki (ORKSE" [Minutes No. 12/2016 dated December 22, 2016: Typical j? (Approximate) additional professional program (Advanced training) "Actual issues of teaching the course "Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics ^ (FRCSE)"]. Izdatel'stvo Tsentra proyektno-vnebyudzhetnoy deyatel'nosti i razvitiya n svyazey s sub"yektami Rossiyskoy Federatsii Federal'nogo gosudarstvennogo m avtonomnogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya dopolnitel'nogo professional'nogo n obrazovaniya "Akademiya povysheniya kvalifikatsii i professional'noy perepodgo-
tovki rabotnikov obrazovaniya", Moscow, 124 p. (In Russian). f
R
10. Ushakova N.N. (2019), Mnogourovnevaya model' nepreryvnogo pov- l
ysheniya kvalifikatsii pedagogov kursa "Osnovy religioznykh kul'tur i svetskoy etiki" °S.
u
s u
[A multilevel model of continuing education for teachers of the course "Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics"]. Nauchno-prakticheskiy zhurnal "Nepre-ryvnoye pedagogicheskoye obrazovaniye", 1 (1), S. 42-48. (In Russian). r
11. Denisov A.M. (2013), Osnovy' pravoslavnoj kul'tury'» v shkole: proek-tirovanie pedagogicheskogo processa (Uchebno-metodicheskoe posobie) [Fundamen- nd tals of Orthodox culture" in the school: designing the pedagogical process (Teaching
e cu
aid)]. Izdatel'stvo Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, a
r
i
c
(Methodical manual for teachers)]. Izdatel'stvo "Tsentr podderzhki kul'turno-is-toricheskikh traditsiy" Moscow, 176 p. (In Russian).
13. Hilger G., Edr. Cybertz H.G. (2001), "What should I learn — content of religious instruction (together with S. Leymgruber)", Didactics of religion (guidelines for study, training and occupation), Munich, pp. 168-179. (In German).
14. Hilger G., Hrsg Cybertz H.-G. (2001), "Blick durch den Zaun — Religionsunterricht in Europa", Religionsdidaktik (Handbuch für Studium, Ausbildung und Beruf), München, ss.101-104. (In German).
15. Kuraev A.V. Osnovy' pravoslavnoj kultury'. 4 klass. Uchebnoe posobie [Fundamentals of Orthodox culture. 4 class. Textbook/ Izdatel'stvo "Prosvesh-cheniye", Moscow 2018. 144 p. (In Russian).
a
R ^
O
r
-Q
a N
I £ o
1!
a
ü a -fr