К вопросу об использовании метода кластерного анализа Тесевич А. А.1, Итпекова Г. С.2
]Тесевич Анастасия Андреевна / Tesevich Anastasija Andreevna - магистрант;
2Итпекова Галина Семеновна /Itpekova Galina Semenovna - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теоретической физики и информационных технологий в образовании,
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Хакасский государственный университет имени Н. Ф. Катанова, г. Абакан
Аннотация: основой педагогической профессии является педагогическая деятельность. Анализ данного понятия в полной мере позволяет осуществить метод кластерного анализа.
Abstract: the basis of the teaching profession is teaching. Analysis of the concept fully enables the method of cluster analysis.
Ключевые слова: педагогическая деятельность, педагогическая задача, метод кластерного анализа, профессиональная деятельность.
Keywords: pedagogical activity, pedagogical problem, the method of cluster analysis, professional activity.
Термин «кластерный анализ» впервые был введен Р. Трионом (R. Tryon) в 1939 году, он включает в себя более ста различных алгоритмов. Впервые эти методы стали применяться в антропологии и психологии. В отличие от задач классификации, кластерный анализ не требует априорных предположений о наборе данных, не накладывает ограничения на представление исследуемых объектов, а позволяет анализировать показатели различных типов данных (интервальным данным, частотам, бинарным данным). При этом переменные должны измеряться в сравнимых шкалах [1].
Смыслом педагогической профессии является педагогическая деятельность, которая представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Для этой деятельности педагог должен решать огромное количество задач различных типов, классов и уровней. Специфической особенностью решения педагогических задач является то, что они нередко требуют напряженной работы мысли, анализа множества факторов, условий и обстоятельств. Очень трудно разработать алгоритм решения той или иной педагогической задачи, так как каждый случай по-своему уникален, поэтому в решении каждой задачи имеются свои нюансы. Если же такой алгоритм существует, его применение разными педагогами может привести к различным результатам. Это объясняется тем, что творчество педагогов связано с поиском новых решений педагогических задач [2]. Рассмотрим различные трактовки понятия «Педагогическая деятельность» (табл.1).
Таблица 1. Подходы к раскрытию термина «Педагогическая деятельность»
№ Источник Содержание термина
1 Современный словарь по педагогике [3] Разновидность профессиональной деятельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания
2 Педагогическая психология [4] Воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования
3 Введение в педагогику [5] Педагогическая деятельность включает профессиональную активность учителя, направленную на решение задач развития и обучения подрастающего поколения
Детально рассмотреть это понятие может помочь один из методов анализа - «метод кластеров». Преимущество данного метода анализа в том, что он позволяет сократить размерность материала, выполнив сбор данных (в нашем случае, это термин «педагогическая деятельность» с точки зрения разных авторов), содержащий некоторую информацию, по этой информации можно выделить некоторое количество объектов и затем упорядочить эти объекты в сравнительно однородные группы [6].
Рассмотрим понятие «педагогическая деятельность» с использованием метода кластерного анализа. В данном случае он позволяет представить содержание табл. 1 в другой форме представления информации, а именно на языке схем (схема 1).
Исходя из рассмотренного выше содержания термина «педагогическая деятельность» (табл. 1) методом кластерного анализа (схема 1), можно сделать вывод о том, что «педагогическая деятельность» включает в себя профессиональную деятельность учителя, направленную на решение задач, касающихся воспитания и обучения ученика, способствуя саморазвитию и самосовершенствованию его личности, что соответствует ФГОС.
Схема 1. Кластерный анализ понятия «педагогическая деятельность» Литература
1. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.
/
В. А. И. Ф. Шиянов;
В. А. - М.:
центр 2002. -
Заведений.
Сластенин,
Исаев, Е. Н.
Под ред. Сластенина. Издательский «Академия»,
576 с.
2. Боженко С. В., Брут-Бруляко А. А. Кластерный анализ в экономических исследованиях: направления и опыт использования. Вестник КГТУ № 18 2009. [Электронный ресурс] URL: kstu.edu.ru/science/vestnik/18/doc/2-5.doc (дата обращения: 25.04.2015).
3. Современный словарь по педагогике. / Сост. Е. С. Рапацевич. - Мн.: Современное слово, - 2001. - 928 с.
4. Айсмонтас Б. Б. Педагогическая психология. / [Электронный ресурс] URL: http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/12.html (дата обращения: 20.04.2015).
5. Дука Н. А. Введение в педагогику: учеб. Пособие. / Н. А. Дука; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. - 108 с.
6. Райзин Дж. Вэн, Классификация и кластер. / Под ред. Дж. Вэн Райзина. / М.: Мир, 1980, 390 с.