Научная статья на тему 'К вопросу об использовании метода кластерного анализа'

К вопросу об использовании метода кластерного анализа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PEDAGOGICAL ACTIVITY / PEDAGOGICAL PROBLEM / THE METHOD OF CLUSTER ANALYSIS / PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тесевич Анастасия Андреевна, Итпекова Галина Семеновна

Основой педагогической профессии является педагогическая деятельность. Анализ данного понятия в полной мере позволяет осуществить метод кластерного анализа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об использовании метода кластерного анализа»

К вопросу об использовании метода кластерного анализа Тесевич А. А.1, Итпекова Г. С.2

]Тесевич Анастасия Андреевна / Tesevich Anastasija Andreevna - магистрант;

2Итпекова Галина Семеновна /Itpekova Galina Semenovna - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теоретической физики и информационных технологий в образовании,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Хакасский государственный университет имени Н. Ф. Катанова, г. Абакан

Аннотация: основой педагогической профессии является педагогическая деятельность. Анализ данного понятия в полной мере позволяет осуществить метод кластерного анализа.

Abstract: the basis of the teaching profession is teaching. Analysis of the concept fully enables the method of cluster analysis.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, педагогическая задача, метод кластерного анализа, профессиональная деятельность.

Keywords: pedagogical activity, pedagogical problem, the method of cluster analysis, professional activity.

Термин «кластерный анализ» впервые был введен Р. Трионом (R. Tryon) в 1939 году, он включает в себя более ста различных алгоритмов. Впервые эти методы стали применяться в антропологии и психологии. В отличие от задач классификации, кластерный анализ не требует априорных предположений о наборе данных, не накладывает ограничения на представление исследуемых объектов, а позволяет анализировать показатели различных типов данных (интервальным данным, частотам, бинарным данным). При этом переменные должны измеряться в сравнимых шкалах [1].

Смыслом педагогической профессии является педагогическая деятельность, которая представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Для этой деятельности педагог должен решать огромное количество задач различных типов, классов и уровней. Специфической особенностью решения педагогических задач является то, что они нередко требуют напряженной работы мысли, анализа множества факторов, условий и обстоятельств. Очень трудно разработать алгоритм решения той или иной педагогической задачи, так как каждый случай по-своему уникален, поэтому в решении каждой задачи имеются свои нюансы. Если же такой алгоритм существует, его применение разными педагогами может привести к различным результатам. Это объясняется тем, что творчество педагогов связано с поиском новых решений педагогических задач [2]. Рассмотрим различные трактовки понятия «Педагогическая деятельность» (табл.1).

Таблица 1. Подходы к раскрытию термина «Педагогическая деятельность»

№ Источник Содержание термина

1 Современный словарь по педагогике [3] Разновидность профессиональной деятельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания

2 Педагогическая психология [4] Воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования

3 Введение в педагогику [5] Педагогическая деятельность включает профессиональную активность учителя, направленную на решение задач развития и обучения подрастающего поколения

Детально рассмотреть это понятие может помочь один из методов анализа - «метод кластеров». Преимущество данного метода анализа в том, что он позволяет сократить размерность материала, выполнив сбор данных (в нашем случае, это термин «педагогическая деятельность» с точки зрения разных авторов), содержащий некоторую информацию, по этой информации можно выделить некоторое количество объектов и затем упорядочить эти объекты в сравнительно однородные группы [6].

Рассмотрим понятие «педагогическая деятельность» с использованием метода кластерного анализа. В данном случае он позволяет представить содержание табл. 1 в другой форме представления информации, а именно на языке схем (схема 1).

Исходя из рассмотренного выше содержания термина «педагогическая деятельность» (табл. 1) методом кластерного анализа (схема 1), можно сделать вывод о том, что «педагогическая деятельность» включает в себя профессиональную деятельность учителя, направленную на решение задач, касающихся воспитания и обучения ученика, способствуя саморазвитию и самосовершенствованию его личности, что соответствует ФГОС.

Схема 1. Кластерный анализ понятия «педагогическая деятельность» Литература

1. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.

/

В. А. И. Ф. Шиянов;

В. А. - М.:

центр 2002. -

Заведений.

Сластенин,

Исаев, Е. Н.

Под ред. Сластенина. Издательский «Академия»,

576 с.

2. Боженко С. В., Брут-Бруляко А. А. Кластерный анализ в экономических исследованиях: направления и опыт использования. Вестник КГТУ № 18 2009. [Электронный ресурс] URL: kstu.edu.ru/science/vestnik/18/doc/2-5.doc (дата обращения: 25.04.2015).

3. Современный словарь по педагогике. / Сост. Е. С. Рапацевич. - Мн.: Современное слово, - 2001. - 928 с.

4. Айсмонтас Б. Б. Педагогическая психология. / [Электронный ресурс] URL: http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/12.html (дата обращения: 20.04.2015).

5. Дука Н. А. Введение в педагогику: учеб. Пособие. / Н. А. Дука; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. - 108 с.

6. Райзин Дж. Вэн, Классификация и кластер. / Под ред. Дж. Вэн Райзина. / М.: Мир, 1980, 390 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.