Научная статья на тему 'Кластерный подход к вопросам обучения физике'

Кластерный подход к вопросам обучения физике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / ПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ СВЯЗЕЙ / КЛАСТЕР МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ / МЕЖПРЕДМЕТНЫЙ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ МЕТОД / КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ / ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ФИЗИКЕ / CLUSTER / SUBJECT CONNECTIONS / SYSTEMATIZATION OF LINKS / A CLUSTER OF INTERDISCIPLINARY LINKS / INTERDISCIPLINARY MEANINGFUL CLUSTER / QUANTITATIVE METHOD FOR THE QUANTITATIVE ESTIMATION INTERDISCIPLINARY CONNECTIONS / THE SELECTION OF THE CONTENT OF PHYSICS EDUCATIONAL MATERIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гнитецкая Т. Н., Гнитецкий П. В., Иванова Е. Б., Соппа И. В.

В статье проанализированы содержание и определение понятия кластера. Установлена уместность кластеризации при рассмотрении вопроса классификации предметных связей в физике. Выделены два подхода к кластеризации предметных связей и введены соответствующие им понятия кластеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLUSTERING WAY TO ISSUES IN TRAINING PHYSICS

This article provides an overview on the content and definition of the cluster. Established the relevance of clustering when considering the classification of bonds in the training material, such as interdisciplinary connections in physics. Identified two approaches to the clustering of subject links.

Текст научной работы на тему «Кластерный подход к вопросам обучения физике»

Залогом успешности и эффективности политехнического образования в процессе обучения физике является системный подход к нему. Нами разработана концептуальная модель педагогической системы политехнического образования в процессе обучения физике в средней школе, состоящая из трех подсистем:

- целей и задач политехнического образования в средней школе;

- механизма реализации принципа политехнизма в курсе физики;

- результатов политехнического образования в процессе обучения физике.

Целевой компонент системы политехнического образования формируется под воздействием следующих факторов: социально-экономических потребностей общества, научно-технического прогресса, экологических условий. Целью политехнического образования является формирование всестороннего развития личности школьника и подготовка его к труду в сфере современной техники в процессе обучения физике. Эта основная цель достигается посредством решения следующих основных задач: формирование знаний о научных основах современного производства; формирование системы политехнических умений и навыков и практическое овладение элементами, объектами техники и технологии; развитие творческих способностей и технического мышления школьников; подготовка учащихся к труду в сфере современной техники. В соответствии с определенными задачами формируется содержание политехнического образования, которое реализуется как взаимосвязанная деятельность учителя и учащегося. Причем, деятельность учителя, направленная на раскрытие физических основ современного производства, предполагает руководство восприятием учащимся политехнического материала с учетом уровня сформированности умений и навыков, показ практического применения изученных законов и теорий в технике. Ученик не должен быть пассивным слушателем: предполагается его активная познавательно-пре-образующая, научно-производственная, самостоятельная продуктивная, поисково-творческая, исследовательская, трудовая деятельность [5].

Механизм реализации принципа политехнизма в курсе физики включает:

- изучение физической основы действия конкретного технического устройства;

Библиографический список

1. Атутов, П.Р Политехническое образование школьников: сближение общеобразовательной и профессиональной школы. - М., 1986.

2. Бугаев, А.И. Методика преподавания физики в средней школе. - М., 1981.

3. Имашев, Г.И. Политехническое образование учащихся в процессе обучения физике в средней школе: монография. - Атырау, 2006.

4. Имашев, Г.И. Политехническая подготовка учащихся в средних школах Казахстана // Современный научный вестник: сб. научных трудов: экономика: проблемы теорий и практики. - Днепропетровск, 2007. - Выпуск 228. - Т. 2.

5. Имашев, Г. Политехнический аспект курса физики в средней школе // Современный научный вестник. - Днепропетровск. - 2007. - № 3 (11). - Серия педагогика и психология.

Bibliography

1. Atutov, P.R. Politekhnicheskoe obrazovanie shkoljnikov: sblizhenie obtheobrazovateljnoyj i professionaljnoyj shkolih. - M., 1986.

2. Bugaev, A.I. Metodika prepodavaniya fiziki v sredneyj shkole. - M., 1981.

3. Imashev, G.I. Politekhnicheskoe obrazovanie uchathikhsya v processe obucheniya fizike v sredneyj shkole: monografiya. - Atihrau, 2006.

4. Imashev, G.I. Politekhnicheskaya podgotovka uchathikhsya v srednikh shkolakh Kazakhstana // Sovremennihyj nauchnihyj vestnik: sb. nauchnihkh

trudov: ehkonomika: problemih teoriyj i praktiki. - Dnepropetrovsk, 2007. - Vihpusk 228. - T. 2.

5. Imashev, G. Politekhnicheskiyj aspekt kursa fiziki v sredneyj shkole // Sovremennihyj nauchnihyj vestnik. - Dnepropetrovsk. - 2007. - № 3 (11).

- Seriya pedagogika i psikhologiya.

Статья поступила в редакцию 10.01.12

УДК 372.853.

Gnitetskaya T.N., Gnitetskiy P V., Ivanova E.B., Soppa I. V. CLUSTERING WAY TO ISSUES IN TRAINING PHYSICS. THis article provides an overview on the content and definition of the cluster. Established the relevance of clustering when considering the classification of bonds in the training material, such as interdisciplinary connections in physics. Identified two approaches to the clustering of subject links.

Key words: Cluster, subject connections, systematization of links, a cluster of interdisciplinary links, interdisciplinary meaningful cluster, quantitative method for the quantitative estimation interdisciplinary connections, the selection of the content of physics educational material.

- понимание учащимся технического принципа, лежащего в основе конструктивных свойств устройства;

- обучение умению использовать конкретные технические устройства, реализующие изученный физико-технический принцип.

В результате целенаправленной взаимосвязанной работы учителя и учащегося с опорой на указанный механизм формируются политехнические знания, умения и навыки. Проведенное исследование показало, что применение конкретных методов и средств обучения, форм организации учебных занятий предопределено в конечном счете целями и задачами политехнического обучения. Отдельные методы и средства обучения, формы организации учебных занятий направлены, как правило, на решение одной цели (задачи) политехнической подготовки учащихся. Поэтому для решения изучаемой проблемы в целом требуется применение комплекса методов и средств обучения, форм организации учебных занятий.

В настоящем исследовании достигнуты следующие конкретные результаты.

1. Выявлены роль и место политехнического образования в деле совершенствования преподавания физики в средней общеобразовательной школе, определены основные педагогические требования к политехнической подготовке учащихся на современном этапе.

2. Определено содержание политехнического материала в современных условиях преподавания школьного курса физики на основе учета социально-экономического аспекта в соответствии с требованиями научно-технического прогресса.

3. Разработаны конкретная методика изучения физических основ современного производства и модель методической системы политехнического образования в процессе изучения физики.

В перспективе работа по исследованию политехнического образования учащихся в процессе обучения физике может проводиться в следующих направлениях:

- развитие политехнического способа мышления путем инициативного, творческого подхода к решению проблем политехнического образования;

- усиление связи преподавания физики с производительным трудом школьников;

- развитие у учащихся мировоззренческих взглядов и научно-технического мышления.

Т.Н. Гнитецкая, д-р пед. наук, проф.; П.В. Гнитецкий, аспирант;

Е.Б. Иванова, канд. пед. наук, доц; И.В.Соппа, канд. ф.-м. наук, проф. ДВФУ, г. Владивосток, E-mail-.gnts@phys.dvgu. ги

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД К ВОПРОСАМ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ

В статье проанализированы содержание и определение понятия кластера. Установлена уместность кластеризации при рассмотрении вопроса классификации предметных связей в физике. Выделены два подхода к кластеризации предметных связей и введены соответствующие им понятия кластеров.

Ключевые слова: Кластер, предметные связи, систематизация связей, кластер межпредметных связей, межпредметный содержательный кластер, количественный метод, количественная оценка межпредметных связей, отбор содержания учебного материала по физике.

Не секрет, что одним из важных видов научной деятельности, является классификация. Как правило, именно с классификации начинается любое научное исследование. Классификация - это упорядочение объектов по схожести. А само понятие схожести является неоднозначным. Принципы классификации также могут быть различными. Поэтому часто процедуры, используемые в кластерном анализе для формирования классов, основываются на фундаментальных процессах классификации, присущих людям и, возможно, другим живым существам [1].

Под классификацией (от лат. classis — разряд, класс и ?асю — делаю, раскладываю) понимается система соподчиненных понятий (классов объектов) какой-либо области знания или деятельности человека, часто представляемая в виде различных по форме схем (таблиц) и используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов, а также для точной ориентировки в многообразии понятий или соответствующих объектов (Например, Большая советская энциклопедия). Классификация должна фиксировать закономерные связи между классами объектов с целью определения места объекта в системе, которое указывает на его свойства.

Различают естественные классификации, основания которых - существенные признаки объектов и искусственные классификации, в которых используются несущественные признаки; к искусственным классификациям относятся так же вспомогательные классификации (Например, Большой энциклопедический словарь). Объединение различных объектов в непересека-ющиеся группы, на основе близости каких-либо признаков называется кластеризацией. В результате кластеризации в каждом кластере будут находиться объекты, схожие по своим свойствам и отличающиеся от объектов, расположенных в других кластерах.

Кластерный анализ строит систему классификации исследуемых объектов и переменных в виде дерева (дендрограммы) или осуществляет разбиение объектов на заданное число удаленных друг от друга классов.

Методы кластерного анализа можно разделить на:- внутренние (признаки классификации равнозначны) и внешние (существует один главный признак, остальные определяют его). Внутренние методы в свою очередь можно разделить на: - иерархические (процедура классификация имеет древовидную структу-

ру);- неиерархические. Иерархические подразделяются на: - аг-ломеративные (объединяющие) и - дивизивные (разъединяющие,). Многие методы кластерного анализа отличаются от других методов многомерного анализа отсутствием обучающих выборок, т.е. априорной информации о распределении соответствующих переменных генеральной совокупности [2].

Необходимость использования кластерного анализа возникает тогда, когда имеется большое количество объектов с различными характеристиками, которые необходимо упорядочить по каким-либо признакам.

Термин кластер (англ. cluster гроздь, скопление), имеет различные значения в математике, астрономии, социологии и других областях знаний. Таблица иллюстрирует широкий спектр трактовок этого понятия. Одни определения, например, в экономике и социологии, раскрывают кластер как набор элементов, объединенных в одну группу и обладающих схожими

Таблица 1

Определение понятия кластера в различных областях знаний

№ Область знаний Определение понятия кластера

1 Математика • класс родственных элементов статистической совокупности.

2 Экономика • совокупность однородных элементов, идентичных объектов, образующих группу единиц (Современный экономический словарь [3])

3 Нанотехнологии • наночастицы упорядоченного строения, имеющие заданную упаковку атомов и правильную геометрическую форму. • объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определенными свойствами. (Азбука нанотехнологий [4])

4 Музыка • созвучие, звуки которого расположены по большим и малым секундам, причем обязательно в тесном (“скученном”) расположении (^Краткий музыкальный словарь [5])

5 Химия • соединения, в которых содержатся группировки из двух и большего непосредственно связанных друг с другом атомов с!- элемента. (Неорганическая химия [6])

6 Астрономия • звездный кластер — группа звёзд, связанных друг с другом силами гравитации: • галактический кластер— суперструктура, состоящая из нескольких галактик.

7 Социология • группа объектов, выделенная с помощью одного из методов кластерного анализа по формальному критерию их близости друг к другу. • структурная часть генеральной совокупности, выделяемая при построении выборки...

S Другие области знаний • группа серверов (программных или аппаратных), объединённых логически, способных обрабатывать идентичные запросы и использующихся как единый ресурс. Чаще всего серверы группируются посредством локальной сети (информационные технологии)

• группа близких языков или диалектов (лингвистика)

• единица хранения данных на гибких и жестких дисках.

свойствами и характеристиками. В других определениях (химия, астрономия) под кластером понимается «...группа каких-либо элементов, связанных между собой.» различными способами: химической связью, силами гравитации и т.д. В целом же, под кластером понимают группу близких по какому-либо критерию объектов.

Кластеризация вполне уместна при рассмотрении вопроса классификации предметных связей, например, межпредметных связей физики с химией. Здесь возможны два подхода. Первый нацелен на систематизацию связей по их функциям, а второй на классификацию того, с помощью чего связи устанавливаются, то есть объектов связи (например, физические понятия). Каждый из подходов ориентирован на специфичное содержание понятия кластера, что привело к введению соответствующих определений кластера. В первом случае - это кластер межпредметных связей, а во втором - межпредметный содержательный кластер.

Кластер межпредметных связей - это группа связей, объединенных логически по их свойствам или функциям. Исходя из классификации межпредметных связей по их функциям, приведенной в работе [7], можно выделить кластеры межпредметных связей: содержательный, методический, операционный и организационный. Схематично межпредметные связи можно представить в виде четырех кластеров, как это представлено на рис. 1.

Содержание приведенных кластеров требует своего определения в рамках второго подхода. Ведь организационный кластер включает в себя урочные, тематические, сквозные, внутри-цикловые и межцикловые межпредметные связи, которые реализуются через определенные объекты связи, а операционный кластер включает в себя причинно-следственные, сравнительные, индуктивные, дедуктивные, аналитические, синтетические и обобщающие межпредметные связи, которые устанавливаются с помощью других объектов связи. То же относится к методическому и содержательному кластеру. В соответствии с предложенным нами ранее определением МПС [8], объектами связи в содержательном кластере являются элементы учебного материала или понятия, законы, теории, модели, принципы. Поэтому межпредметный содержательный кластер - это группа элементов учебного материала (понятий, законов, теорий, моделей, принципов), связывающих содержание фундаментальных и специальных дисциплин в структуре подготовки выпускника. Например, фундаментальные физические понятия, законы, теории, модели, принципы, которые используются при изложении учебного материала специальных дисциплин, изучаемых будущими биологами-экологами и необходимыми для освоения и успешной реализации их профессиональной деятельности.

Межпредметный содержательный кластер в структуре подготовки студента - будущего биолога - эколога был нами сформирован на примере связи дисциплин естественнонаучного цикла (физика и химия) и специальной дисциплины «Техногенные системы и технологический риск». Из пособия «Опасные химические объекты и техногенный риск» в кластер вошли, выделенные по определенной методике, сорок три межпредметных физико-химических понятия, а из пособия «Экологический мониторинг: шаг за шагом» двадцать три. Причем, все двадцать три принадлежат списку из сорока трех наименований. Очевидно, что межпредметный содержательный кластер состоит из двадцати трех понятий, которые можно отнести и к физическим, и к химическим. В кластере выделены классы по следующим признакам: 1) степень межпредметности - определя-

Рис. 1. Кластеры межпредметных связей 1- межпредметная связь (МПС), 2- содержательные МПС, 3- МПС по понятиям, 4 - МПС по законам, 5 - МПС по теориям, 6 - МПС по методам наук, 7 - МПС по фактам, 8 - МПС по способу взаимодействия связеобразующих элементов, 9 - МПС по направлению действия, 10 - хронологические МПС, 11 - хронометрические МПС, 12 - односторонние МПС, 13 - двусторонние МПС, 14 - N -сторонние МПС, 15 - предшествующие МПС, 16 -сопутствующие МПС, 17 - перспективные МПС, 18 - локальные МПС, 19 - среднедействующие МПС, 20 - длительнодействующие МПС, 21 - прямые МПС, 22 - обратные МПС, 23 - методические МПС, 24 - операционные МПС, 25 - организационные МПС, 26 - причинно-следственные МПС, 27 - сравнительные МПС, 28 - индуктивные МПС, 29 - дедуктивные МПС, 30 - аналитические МПС, 31 - синтетические МПС, 32 - обобщающие МПС, 33 - урочные МПС, 34 - тематические МПС, 35 - сквозные МПС, 36 - внутрицикловые МПС, 37 - межцикловые МПС.

ется числом специальных курсов, в которых используется межпредметное физическое понятие; 2) степень фундаментальности - определяется относительными количественными характеристиками используемого метода (длиной и силой межпредметной связи). Они качественно сопоставляются числу разделов специального курса, в которых используется межпредметное физическое понятие. Например, многие физические понятия используются в обоих рассматриваемых курсах дисциплины. Вместе с тем, понятия вещества, температуры, массы, энергии, давления составляют класс понятий с высокой степенью фундаментальности.

Количественный подход, изложенный в работе Т.Н. Гнитец-кой [8], применим для оценки содержательных межпредметных кластеров. Кроме степени взаимосвязи межпредметных понятий мы можем оценивать «емкость» кластера, которая определяется количеством физических понятий, законов, теорий входящих в содержательный межпредметный (например, физикохимический) кластер. А так же выявить кластер наиболее значимых межпредметных элементов учебного материала в учебных дисциплинах для конкретного направления подготовки. Сформулированная задача была выполнена нами на примере подготовки по физике студентов - будущих биологов-экологов, описание чего приведено в работе [7].

Библиографический список

1. Классификация и кластер / под ред. Дж. Вэн Райзина; пер. с англ. П.П. Кольцова; под ред. Ю.И. Журавлева. - М., 1980.

2. Савченко, Т.Н. Применение методов кластерного анализа для обработки данных психологических исследований // Экспериментальная психология. - 2010.

3. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь. / Райзберг, Б.А., Лозовский, Л.Ш., Стародубцева, Е.Б. - М., 2007.

4. Нанотехнологии. Азбука для всех. / под ред. Ю.Д. Третьякова. — М., 2008.

5. Булучевский, Ю. Краткий музыкальный словарь / Булучевский, Ю., Фомин, В. — М., 2005.

6. Ахметов, Н.С. Общая и неорганическая химия: учеб. для вузов. - М., 2002.

7. Гнитецкая, Т.Н. Межпредметный физический кластер в структуре подготовки биолога-эколога / Т.Н. Гнитецкая, Е.Б. Иванова // Физическое образование: проблемы и перспективы развития: сб. материалов X Международной научно-практической конф. - М., 2011.

8. Гнитецкая, Т.Н. Информационные модели внутри- и межпредметных связей как основа технологии обучения физике: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2006.

Bibliography

1. Klassifikaciya i klaster / pod red. Dzh. Vehn Rayjzina; per. s angl. P.P. Koljcova; pod red. Yu.I. Zhuravleva. - M., 1980.

2. Savchenko, T.N. Primenenie metodov klasternogo analiza dlya obrabotki dannihkh psikhologicheskikh issledovaniyj // Ehksperimentaljnaya

psikhologiya. - 2010.

3. Rayjzberg, B.A. Sovremennihyj ehkonomicheskiyj slovarj. / Rayjzberg, B.A., Lozovskiyj, L.Sh., Starodubceva, E.B. - M., 2007.

4. Nanotekhnologii. Azbuka dlya vsekh. / pod red. Yu.D. Tretjyakova. — M., 2008.

5. Buluchevskiyj, Yu. Kratkiyj muzihkaljnihyj slovarj / Buluchevskiyj, Yu., Fomin, V. — M., 2005.

6. Akhmetov, N.S. Obthaya i neorganicheskaya khimiya: ucheb. dlya vuzov. - M., 2002.

7. Gniteckaya, T.N. Mezhpredmetnihyj fizicheskiyj klaster v strukture podgotovki biologa-ehkologa / T.N. Gniteckaya, E.B. Ivanova // Fizicheskoe obrazovanie: problemih i perspektivih razvitiya: sb. materialov X Mezhdunarodnoyj nauchno-prakticheskoyj konf. - M., 2011.

8. Gniteckaya, T.N. Informacionnihe modeli vnutri- i mezhpredmetnihkh svyazeyj kak osnova tekhnologii obucheniya fizike: dis. ... d-ra ped. nauk. - M., 2006.

Статья поступила в редакцию 10.01.12

УДК 316.61

Dunaeva N.I. RELIGIOUSNESS IS SOCIAL FACTOR AT RESISTIBILITY OF THE PERSON TO NEGATIVE REALITY SITUATIONS. In article the analysis of a phenomenon of religiousness of the person is given, religiousness as social factor is considered at an exit from a negative reality situation, the data of empirical research of the relation of students to belief and influences of religiousness on resistibility of the person to negative reality situations is cited.

Key words: belief, religiousness as an individual phenomenon, resistibility factors, resources, adverse reality situations, students.

Н.И. Дунаева, канд. психол. наук, доц. каф. социальной психологии и педагогики, Нижегородский филиал

Института Бизнеса и Политики (НФ ИБП), г. Нижний Новгород, E-mail: natasha468@rambler.ru

РЕЛИГИОЗНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТОР ПРИ СОПРОТИВЛЯЕМОСТИ ЛИЧНОСТИ НЕГАТИВНЫМ ЖИЗНЕННЫМ СИТУАЦИЯМ

В статье дается анализ феномена религиозности человека, рассматривается религиозность как социальный фактор при выходе из негативной жизненной ситуации, приведены данные эмпирического исследования отношения студентов к вере и влияния религиозности на сопротивляемость личности негативным жизненным ситуациям

Ключевые слова: вера, религиозность как индивидуальный феномен, факторы сопротивляемости, ресурсы, неблагоприятные жизненные ситуации, студенты.

В начале XXI века проблемы веры, религиозности человека как фактора при преодолении негативной жизненной ситуации становятся предметом психологического исследования. В условиях современного социального состояния России, отмечающегося высоким уровнем невротизации основной массы населения, ростом экстремальных ситуаций, социальной дезадаптации, нагнетанием социальной напряженности, вопросы изучения факторов сопротивляемости приобретают особую научнопрактическую актуальность.

Известно, что на преодоление негативной жизненной ситуации оказывают влияние как личностные, так и ситуационные факторы (R. H. Moss, J. A.Schaefer, 1993 и др.). Некоторые авторы кроме личности субъекта и реальной ситуации выделяют в качестве фактора социальную поддержку (D.Terry, 1991; H. Weber, 1992). Мы считаем, что религиозность является социальным фактором при сопротивляемости личности негативным жизненным ситуациям.

Человечество, несмотря на огромное желание уйти от Бога, так и не смогло создать никаких надежных основ для преодоления жизненных трудностей, кроме традиционных религиозных ценностей. Эти ценности аккумулировали в себя опыт преодоления кризисных ситуаций многих десятков поколений, разработали экзистенциальные объяснения смысла жизни, включили в себя опыт помощи людям, находящимся на грани, в трудной жизненной ситуации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На сегодняшний день нет единой научной позиции, однозначно объясняющей феномен религиозности человека. Генезис религиозности по-разному, противоречиво изучали в рамках основных направлений психологии. Психоаналитики причины возникновения религии рассматривали в бессознательной сфере человека, связывая их сексуальными потребностями (З. Фрейд, В. Райх, О. Ранк), влиянием коллективного бессознательного (К.Юнг), с потребностью людей в объекте поклонения (Э. Фромм). Представители гуманистической психологии причины религиозности человека, усмотрели в сугубо человеческих влечениях, таких как стремление к смыслу существования и самореализации (В. Франкл, К. Роджерс, А. Маслоу и др.).

В поведенческой психологии, в зависимости от основного предмета исследования, существует четыре теоретических направления, в рамках которых объясняют генезис религиозности. Одни исследователи находят причины религии сугубо в ин-стинктивно-потребностной сфере (Дж. Коул, У. Мак-Даугалл, У. Кларк, П. Джонсон, П.Б. Ганнушкин, Крафт-Эбинг, 3. Зуттер, М. Грант, Д.М. Угринович), другие в особенностях мыслительной сферы (В. Вундт, Л. Леви-Брюль, У. Джемс, Л.С. Выготский), третьи - в особых психических состояниях человека и его ценностных ориентациях (Н. Мэлони, К.К. Платонов, Б.Д. Парыгин, Н.Д. Левитов, А.В. Сидоренков и др.), четвертые видят множественную причинность религиозности (Г. Оллпорт, Р. Туллес,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.