УДК 78.2 ББК 526
Курносова Светлана Александровна
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра общей и профессиональной педагогики Челябинский государственный университет г. Челябинск Kurnosova Svetlana Alexandrovna Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor Chair of General and Professional Pedagogics Chelyabinsk State University Chelyabinsk
Кластерный подход как конкретно-научная основа подготовки студентов вуза к проектированию педагогического дизайна Cluster Approach as a Concrete Scientific Basis of Students’ Training for
Pedagogical Design Projecting
В статье автор обосновывает необходимость применения кластерного подхода в качестве конкретно-научной основы подготовки студентов вуза к проектированию педагогического дизайна тем, что стратегия данного уровня решает задачи научного проектирования и точного воспроизведения гарантирующих эффективность педагогических действий, позволяет уточнить цели педагогической концепции подготовки студентов вуза к проектированию педагогического дизайна, её содержание, ряд принципов организации обучения в высшей школе, а также указывает на закономерности выбора образовательной технологии исследуемого процесса.
In the article the author proves the necessity of application the cluster approach as a concrete scientific basis of higher school students’ training for pedagogical design projecting. It is proved by the fact that the strategy of the given level solves the problems of scientific designing and exact reproduction of pedagogical actions guaranteeing the efficiency, which allows to specify the purposes of the pedagogical concept of higher school students’ training for pedagogical design projecting, its content, a number of principles of the training organization at higher school, and specifies the laws of educational technology choice of the investigated process.
Ключевые слова: кластерный подход, подготовка студентов,
проектирование педагогического дизайна
Key words: cluster approach, students’ training, pedagogical design
projecting.
Современные экономические системы характеризуются важнейшей долговременной тенденцией - прогрессом знаний и нарастанием сложности социально-экономической жизни, порождающей социальные и тактические
проблемы. В этих условиях инновационный, образовательный фактор вышел на первый план. Решение такой перспективной проблемы в области высшей школы, как подготовка студентов вуза к проектированию педагогического дизайна, требует чёткого методологического регулятива к своей организации, в котором должны быть заложены ведущие тенденции развития общества, социокультурные детерминанты его эволюции в целом и педагогического образования в частности. Методологический регулятив является необходимым атрибутом научной концепции, поскольку он определяет комплекс стратегических направлений исследования, что обеспечивает решение ряда проблем, среди которых: 1) упорядочение понятийного поля; 2) определение новых особенностей и свойств процесса подготовки студентов вуза к проектированию педагогического дизайна; 3) выявление закономерностей и принципов данного процесса; 4) обозначение слабо изученных сторон рассматриваемой проблемы; 5) определение перспектив развития изучаемого направления и, в связи с этим, педагогической науки в целом. Как уже отмечалось, проблема и предмет настоящего исследования многоаспектны. Одним из важнейших аспектов является разработка комплексного подхода к решению проблемы. При этом мы исходим из необходимости учета положений философского (диалектика и теория познания) и общенаучного (теория систем и психология) уровней методологии. Разработка и реализация теоретикометодологической основы, на наш взгляд, осуществлялись по определенному алгоритму:
1) выявление положений в основании подхода;
2) выделение ключевых понятий подхода;
3) установление признаков ключевых понятий подхода, их структуры и взаимосвязи;
4) формулировка положений подхода, выполняющих роль требований к деятельности исследователя;
5) описание процедуры реализации подхода в процессе решения поставленной проблемы.
При разработке данного алгоритма мы исходили из понимания подхода как теории, имеющей следующую структуру: основания теории; ядро теории (понятия, закономерности и принципы); следствия теории (требования и процедура их реализации на практике). При этом понятие «подход» мы рассматриваем как теоретическое основание, базу исследования, определяющие: а) выбор предмета исследования; б) постановку цели,
формулировку задач исследования; в) процесс решения задач; г) оценку полученных результатов. Нами разделяется мнение Е.Ю. Никитиной [2, с. 87] о том, что подход - это основа исследования изучаемого процесса, проявляющаяся в определенных закономерностях и особенностях.
Анализ практики образования, работ по теории обучения, воспитания и развития личности привели к выводу о необходимости комплексного использования положений современных подходов к решению педагогических проблем. Изучение диссертационных исследований последних лет также показывает невозможность решить ту или иную проблему исследования в рамках одного какого-либо подхода (О.Ю. Афанасьева, Е.Ю.Никитина, З.Р.Танаева и др.). С нашей точки зрения, подготовка студентов вуза к проектированию педагогического дизайна является сложным педагогическим феноменом, что требует применения комплекса методологических подходов, обеспечивающих получение разноплановых характеристик исследуемого явления. В таком качестве выступает совокупность теоретико -методологических подходов, так как исследуемое педагогическое явление в силу своей сложности не должно изучаться с одной точки зрения. Правомерность такой позиции обуславливается ещё и органической связью научных подходов между собой, которая вытекает из внутренней взаимосвязи категорий, составляющих семантическое ядро каждого подхода. Специфика проектирования педагогического дизайна такова, что подготовка студентов вуза в данной области требует поиска новых теоретико-методологических подходов.
Болонский процесс вызван жизнью, проблемами стратификации государств, которые входят в Европейский союз. Сегодня сложилась
трехуровневая структура политического и экономического неравенства между странами содружества. Одним из показателей, которые определяют эту неравность, есть образование. Так, гармонизация образования с потребностями экономики колеблется по 10-бальной шкале от 7,78 в Финляндии; 7,3 в Австрии; 5,84 и 5,22 соответственно в Германии и Франции до 4,44 в Польше; 3,88 в Италии. У вновь принятых членов ЕС этот показатель на порядок ниже. Россия в настоящий время переживает этап адаптации понятия «кластерная политика» к российским специфическим условиям функционирования государственной власти, науки и образования, бизнеса и общества [2, с. 365].
В Современном экономическом словаре «кластер» (англ. С1ш1ег — гроздь, скопление) определяется как структура, состоящая из нескольких равноправных частей, сохраняющая свою полноценную функциональную работоспособность при выходе из строя произвольных составляющих его компонентов [3, с.348]. Ведущие положения кластерного подхода сформулированы А.В. Байгильдеевым, Л.В. Воронцовой, Д.Ю. Лапыгиным,
А.В. Тимирясовой, Г.Р. Хамидуллиной, Р.И. Хикматовым, Т.И. Шамовой, О.Е. Яворским и др. Проект «Концепции кластерной политики в Российской Федерации», разработанный Министерством экономического развития РФ [2], делит все кластеры на два основных вида: территориально-производственные кластеры - «объединение предприятий, поставщиков оборудования,
комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг (при этом кластеры могут размещаться на территории как одного, так и нескольких субъектов Российской Федерации»), и производственные кластеры - сеть поставщиков и потребителей, связанная цепочкой формирования добавленной стоимости и локализованная на определённой территории [2]. В обиходе российского научного сообщества господствуют пять типов кластеров: дискретные,
процессные, инновационные, туристические и транспортно-логистические [2].
В современной отечественной системе высшего профессионального образования, как показывает опыт работы, сформировались все условия для реализации инноваций - творчески привнесенные изменения в цели, методы и средства обучения, обеспечивающие ее позитивный результат. При этом учитывается взаимосвязь педагогических и экономических аспектов в развитии инновационных подходов. Все сказанное выше позволяет выявить новые, не исследованные ранее в педагогике явления в их развитии, а также причины, которые препятствуют внедрению и распространению инновационных подходов. По мнению ряда российских ученых, педагогов наилучшим образом для решения этих задач служит кластерный подход (М. Джентри, С.М. Рейс, Дж. С. Рензулли, Е.Ю. Селюк и др.) Его целесообразность и актуальность практически не вызывают сомнений и в зарубежной научно-педагогической мысли.
Кластерный подход к подготовке студентов вуза, её организации, повышению конкурентоспособности в образовательной системе является признанным в зарубежных научных исследованиях (Р.Блэшфилд, М.Жамбю, М.С. Олдендерфер, Д.Вэн Райзинг). Существенный вклад в формирование понимания кластерного подхода и кластеризации внес М. Б. Портер, рассматривая проблемы конкурентоспособности страны в целом и ее образовательной системы - в частности. Согласно его теории, эффективность любой системы следует оценивать через призму не отдельных составляющих, а кластеров - взаимосвязанных компонентов, элементов и т.д. Проблема кластеров в образовании исследовалась многими учеными, в трудах которых анализировался процесс их формирования, этапы развития, структурирование (В.П. Бурдаков, В.Т. Волов, Т.М. Давыденко, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, Ю.Н. Юров и др.). Теоретическую основу для исследования образовательных кластеров составляют: кластерный подход в профессиональном образовании (Г.В.Мухаметзянова, Е.А.Корчагин, Н.Б.Пугачева, А.В. Леонтьев и др.); теории деятельности и педагогического проектирования (В .В. Давыдов, А.Н. Леонтьев,
В.П. Беспалько, Г.И. Ибрагимов, B.C. Леднев, М.И. Махмутов, В. А. Сластенин и др.); концепция непрерывного образования (Б.С. Гершунский,
Г.В. Мухаметзянова, A.M. Новиков и др.); исследования, раскрывающие проблемы социального партнерства и управления качеством образования в профессиональной школе (Анисимова П.Ф., Мухаметзяновой Г.В., Ибрагимова Г.И., Шуберта Ю.Ф., Корчагина Е.А., В.П.Панасюк, М.М.Поташник, А.С. Субетто и др.); региональные аспекты развития системы высшего образования исследовали Абросимов А.Г., Васильченко Н., Иванов В.С., Ковалевский В.П., Майбуров И.А., Миляева Л.Г., Рыкун А.Ю., Смирнов С.Б и др..; изучение образовательной услуги проводится в работах Коваленко А.И., Белякова С.А., Бутаковой М.М., Балаевой М., Предводителевой М., Лукашенко М.А и др.; исследования рынка образовательных услуг отражены в работах Аветисова А.А., Березина И.С., Валиева Ш.З., Запесоцкого А.С., Молчановой И.Н., Немцова С.И., Степановой В.В., Лукашенко М.А. и др. Вместе с тем установлено, что кластерная теория недостаточно исследована применительно к подготовке студентов вуза в области проектирования педагогического дизайна.
Реализация концепции кластеризации образования в процессе подготовки специалистов с высшим образованием означает применение этих принципов в цепочке: рынок образовательных услуг - ВУЗ - рынок труда. Кроме того, реализация концепции маркетинга неразрывно связана с повышением качества образовательных услуг, что представляется крайне важным в связи с необходимостью повышения конкурентоспособности ВУЗа в свете программы модернизации высшей школы (Рис. 1).
Информационно-образовательное пространство вуза
Когнитивные, аффективные, психомоторные ресурсы подготовки студентов вуза к проектированию педагогического дизайна
.0
Я
си
СО
О
ф
т
5
2
О
х
§
Ё
та
о.
с
та
со
та
Ш
Лаборатория проектирования педагогического дизайна Компьютеризация управленческой деятельности, электронный документооборот Научно-исследовательская и проектная деятельность студентов
Коллекция цифровых образовательных ресурсов Дистанционное обучение Дополнительное образование Социально-психологический мониторинг становления компетентного специалиста Электронные бибилиотеки, телекоммуникационные ресурсы
Структура образовательной программы
Дисциплина
специализации
«Основы
педагогического
дизаина»
Практика и/или
научно-исследовательская работа
Проектирование
объектов
информационно-
образовательного
пространства
ТЗ I
5 2 Я
а
ОСП) И 5 .С
О) о ГО
£ ы е п х о т
азе ц
онни
з§|
с и I с й в
ии
X 5 в о и с О' о -О. р
Студент вуза, компетентный в сфере проектирования объектов педагогического дизайна
Рис. 1 Структура подготовки студентов вуза к проектированию педагогического дизайна (кластер 3-го уровня).
Обобщим результаты теоретико-методологического исследования
кластерного подхода как методологического регулятива подготовки студентов вуза к проектированию педагогического дизайна (Таблица 1).
Таблица 1
Реализация кластерного подхода в педагогической концепции подготовки студентов вуза к проектированию педагогического дизайна
Актуальность применения В современной системе высшего профессионального образования учитывается взаимосвязь педагогических и экономических аспектов в развитии инновационных подходов. По мнению ряда ученых, педагогов наилучшим образом для решения этих задач служит кластерный подход, основанный на партнерстве заинтересованных друг в друге субъектов, применяемый в исследованиях проблем их конкурентоспособности, а также как метод стимулирования инновационной деятельности всей системы высшего образования.
Цель применения Создание условий и эффективного механизма для поэтапного перехода к новому уровню образовательного процесса, ориентированного на эффективную подготовку студента вуза посредством подготовки к проектированию педагогического дизайна
Категориальный аппарат Кластер- совокупность согласованно действующих субъектов для решения общей стратегической цели Образовательный кластер- совокупность согласованно действующих образовательных учреждений (или структурных подразделений), обладающих общей стратегической целью, взаимодополняемой материальнотехнической базой и научно-информационным потенциалом, обеспечивающими их конкурентные свойства и устойчивое развитие
Кластерные основы технологии подготовки студентов вуза к проектированию педагогического дизайна 1) Учет требований рынка труда (как местного, так и рынка труда других регионов); 2) тщательное изучение групп потенциальных потребителей образовательных услуг (принцип прямой связи); 3) адаптация учебного процесса на основе изучения ситуации на рынке труда и рынке образовательных услуг; 4) разработка блока дисциплин, а также междисциплинарных модулей, обеспечивающих подготовку студентов к проектированию педагогического дизайна
Результат применения Эффективное использование имеющиеся внутрикластерных и внешних ресурсов, обеспечивающее подготовку компетентного специалиста, всесторонне готового к проектированию педагогического дизайна
Дефиниция «кластерный подход» Основа исследования, которая позволяет уточнить цели педагогической концепции подготовки студентов вуза к проектированию педагогического дизайна, её содержание, ряд принципов организации обучения в высшей школе, а также указывает на закономерности выбора образовательной технологии исследуемого процесса
Применяя кластерный подход в качестве конкретно-научной основы подготовки студентов вуза к проектированию педагогического дизайна, мы руководствовались тем, что стратегия данного уровня решает задачи научного проектирования и точного воспроизведения гарантирующих эффективность педагогических действий (И.П.Волков, В.М.Монахов и др.). Профессиональная деятельность в качестве преподвателей высшей школы позволила зафиксировать следующее: создав кластеры подготовки студентов вуза к проектированию педагогического дизайна, а также получив необходимые ресурсы, мы создадим условия для «погружения» будущих специалистов в проектную деятельность, что станет предпосылкой для развития их проектной компетенции, необходимой сегодня, а тем более, в ближайшем будущем во всех сферах профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Концепция кластерной политики: [пресс-релиз по итогам заседания правления Российского союза ректоров, сентябрь 2009 г.] [Текст] // Alma mater. - 2009. - № 10. - С. 2634.
2. Никитина, Е.Ю. Педагогическое проектирование цифровых образовательных ресурсов при обучении будущего учителя иностранного языка: теоретико-методологическое сопровождение / [Текст] // Е.Ю. Никитина, А. Л. Тихонова. - М.: ГИЦ «Владос», 2009. - 234 с.
3. Олдендерфер, М. С. «Кластерный анализ» / «Факторный, дискриминантный и кластерный анализ» [Текст]: пер. с англ. / М.С. Олдендерфер, Р.К. Блэшфид / Под. ред. И. С. Енюкова. — М.: «Финансы и статистика», 1999—215 с.
4. Современный экономический словарь [Текст] / 2-е изд., стер. - М.: Рус. яз., 1999. -
742 с.
Bibliography
1. Nikitina, E.Yu. Pedagogical Designing of Digital Educational Resources While Training Future Foreign Language Teachers: Theoretical-and-Methodological Accompaniment [Text] / E.Yu.Nikitina, A.L.Tikhonova. - М.: "Vlados", 2009. - 234 p.
2. Oldenderfer, M.S. Cluster Analysis / «Factorial, Discriminant and Cluster Analysis» [Text]: Transl. from English / M.S. Oldenderfer, R.K. Blashfid / Under the Edit. of I.S. Enukov. — М.: Finance and Statistics, 1999. - 215 p.
3. The Concept of Cluster Politicians: Press Release Following the Results of the Board Meeting of the Russian Rector Union, September, 2009] [Text] // Alma Mater. - 2009. - № 10. - P. 26-34.
4. The Modern Economic Dictionary [Text] / 2nd Ed., Stereotyp. - М.: The Russian
Language, 1999. - 742 p.