Научная статья на тему 'Принципы подготовки студентов вуза к проектированию педагогического дизайна'

Принципы подготовки студентов вуза к проектированию педагогического дизайна Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
421
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА / ПРИНЦИП / PEDAGOGICAL OBJECTS PROJECTING / PEDAGOGICAL DESIGN / PEDAGOGICAL DESIGN PROJECTING / PRINCIPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курносова Светлана Александровна

Проектирование педагогического дизайна это многоуровневый процесс, освоение которого является составляющей компетентности современного педагога. В связи с инновационными тенденциями в образовании, подготовка к данной деятельности является актуальной проблемой высшей школы. Анализ научной литературы позволил сформулировать три группы принципов подготовки студентов к проектированию педагогического дизайна:1)принципы педагогики высшей; 2)принципы проектирования педагогических объектов;3)принципы педагогического дизайна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

principles of higher educational establishment students' preparing to pedagogical design projecting

Pedagogical design projecting is a multilevel process. Its digestion is one of modern teachers' competence components. In connection with innovative education tendencies preparing to this type of activity is considered to be a topical problem of higher education. Analysis of the scientific literature has made it possible to lay down three groups of principles of students' preparing to pedagogical design projecting: 1) higher education pedagogy principles; 2) pedagogical objects projecting principles; 3) pedagogical design principles.

Текст научной работы на тему «Принципы подготовки студентов вуза к проектированию педагогического дизайна»

УДК 74.09 ББК 82.11

Курносова Светлана Александровна

кандидат педагогических наук, доцент г. Челябинск Kurnosova Svetlana Alexandrovna Candidate of Pedagogics,

Associate Professor Chelyabinsk Принципы подготовки студентов вуза к проектированию педагогического дизайна Principles of Higher Educational Establishment Students’

Preparing to Pedagogical Design Projecting

Проектирование педагогического дизайна - это многоуровневый процесс, освоение которого является составляющей компетентности современного педагога. В связи с инновационными тенденциями в образовании, подготовка к данной деятельности является актуальной проблемой высшей школы. Анализ научной литературы позволил сформулировать три группы принципов подготовки студентов к проектированию педагогического дизайна: 1) принципы педагогики высшей; 2) принципы проектирования педагогических объектов; 3) принципы педагогического дизайна.

Pedagogical design projecting is a multilevel process. Its digestion is one of modern teachers’ competence components. In connection with innovative education tendencies preparing to this type of activity is considered to be a topical problem of higher education. Analysis of the scientific literature has made it possible to lay down three groups of principles of students’ preparing to pedagogical design projecting: 1) higher education pedagogy principles; 2) pedagogical objects projecting principles; 3) pedagogical design principles.

Ключевые слова: проектирование педагогических объектов, педагогический дизайн, проектирование педагогического дизайна, принцип.

Key words: pedagogical objects projecting, pedagogical design, pedagogical design projecting, principle.

Модернизация российского образования связывается в настоящее время с

его информатизацией, в результате чего возникает проблема подготовки студентов, обучающихся на педагогических специальностях, способных максимально эффективно использовать ресурсы компьютера и возможности разнообразных компьютерных программ для решения проблем профессионального характера: от разработки отдельной задачи в цифровом формате до создания комплексных электронных пособий, интегрирующих учебный предмет в целостную образовательную область. Одним из средств на пути решения этой про-

блемы может стать подготовка студентов к проектированию педагогического дизайна, опирающаяся на научно обоснованные положения разработки и использования информационно-компьютерных технологий и представляющая собой развёрнутую систему, учитывающую различные компоненты подготовки будущего учителя.

Процесс проектирования педагогических объектов сравнительно хорошо исследован в литературе. В качестве отправных могут использоваться, к примеру, работы В.Е.Радионова - по проектированию педагогических систем, В.А.Козырева - по проектированию гуманитарной образовательной среды педагогического университета, Е.С.Заир-Бек [2] - по обучению проектированию и проектированию учебных программ. В самом общем виде, процесс проектирования педагогических объектов и систем предполагает осуществление определенной последовательности шагов (Рис.1).

Рис.1. Схема проектирования педагогических объектов

Солидаризируясь с точкой зрения О.Г. Прикот, мы будем рассматривать проектирование педагогических объектов как ценностно-ориентированную, глубоко мотивированную, высокоорганизованную, целенаправленную профессиональную деятельность по изменению педагогической действительности [1]. Понимая дефиницию «педагогический объект» как все явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества, мы в качестве одного из важнейших на современном этапе развития образовательной системы педагогических объектов определяем педагогический дизайн.

Словосочетание «педагогический дизайн», впервые заимствованное и адаптированное из иностранной литературы несколько лет назад, в настоящее время всё чаще появляется на страницах образовательных изданий. Немалое внимание педагогическому дизайну уделяется в работах зарубежных педагогов и психологов. Педагогический дизайн представляет собой систематическую разработку педагогических спецификаций с использованием учебных и педагогических теорий для обеспечения высокого качества преподавания, охватывает весь процесс анализа потребностей и целей обучения, а также разработки системы преподавания для удовлетворения этих потребностей, предусматривает разработку педагогических материалов и видов деятельности, а также тестирования и оценки эффективности всех педагогических и учебных видов деятельности [5].

Педагогический дизайн охватывает всю деятельность по форматированию содержания, подготовленного специалистом-предметником, с целью сделать его доступным и понятным для обычного пользователя (учащегося). В мультимедийном формате для доведения сообщения может использоваться текст, аудиозаписи, графические изображения, видео или другие экранные элементы. Проектирование педагогического дизайна представляет собой спланированный и систематический процесс, предусматривающий прохождение проекта через пять стадий (Рис.2).

Рис. 2 Этапы проектирования педагогического дизайна

Так как указанные отдельные элементы часто формируются узкими экспертами, специализирующимися на разработке конкретных средств обучения, то специалист в области педагогического дизайна должен быть способен эффективно наладить взаимодействие как со специалистами-предметниками, так и со специалистами, занятыми в производстве средств обучения. Таким образом, компетентность современного педагога связана со знаниями о границах применимости компьютерной техники, анализом целевой аудитории, компетенций и результатов обучения, структурированием содержания, выбором средств обучения, определением онлайновых педагогических стратегий, разработкой стратегий предварительной оценки, работой с системами управления обучением. разработкой методических рекомендаций в отношении стиля учебного контента, анализом и переформатированием содержания, оценкой эффективности педагогического дизайна.

Подготовка студентов к проектированию педагогического дизайна представляет собой сложную, многоуровневую систему, элементы которой взаимосвязаны и взаимодействуют между собой, а её целостность обеспечивается существованием системообразующих факторов. Нам представляется продуктивной идея В.А. Якунина, который на роль одного из ведущих внутренних системообразующих факторов выдвигает принципы функционирования педагогической системы [4]. Определение принципов, на наш взгляд, является ключевым моментом концепции подготовки студентов к проектированию педагогического дизайна, так как, будучи базисной категорией дидактики, они отражают основные закономерности учебно-профессиональной деятельности, определяя требования ко всей системе обучения, уточняя и конкретизируя цель, способствуя формированию содержания, определяя выбор форм и методов подготовки. Таким образом, по отношению к цели, принципы - это способы её реализации, а по отношению к содержанию, методам и формам - критерии их определения. Принципы не являются раз и навсегда установленными догмами, они синтезируют в себе достижения современной науки и обновляются под их влиянием.

При выделении принципов подготовки студентов к проектированию педагогического дизайна, мы руководствуемся следующими положениями:

- объективность - каждый принцип формулируется с учётом объективных условий учебно-профессиональной подготовки студентов;

- регулятивность - принцип определяет нормы педагогического проектирования;

- системность - действие принципа распространяется на каждый элемент системы подготовки студентов к проектированию педагогического дизайна;

- оптимизация - каждый принцип способствует оптимизации усилий субъектов образовательного процесса на всех этапах подготовки.

На основе контент-анализа теоретических и научно-методических работ по проблемам высшего профессионального образования, собственного педагогического опыта, нами сформулированы следующие группы принципов подготовки студентов педагогических специальностей к проектированию педагогического дизайна (Рис. 3).

Рис. 3 Принципы подготовки студентов к проектированию педагогического дизайна

Принципами педагогики высшей школы принято называть положения, выражающие зависимость между целями подготовки специалистов с высшим образованием и закономерностями, направляющими практику обучения в вузе. Учеными в области дидактики они рассматриваются, по утверждению С.И. Архангельского, «как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность

и учебный процесс в целом, как способы достижения педагогических целей с учетом закономерностей и условий протекания учебно-воспитательного процесса, как система общих и принципиально важных ориентиров, которые определяют содержание, методы, организацию обучения и способы анализа его результатов» [2]. Исследования показывают, что можно выделить группы стратегических принципов педагогики высшей школе, синтезирующих все существующие дидактические принципы и отражающие специфику высшего образования, это: принцип соответствия содержания тенденциям развития науки (техники) и технологий; рационального применения современных методов и средств обучения на различных этапах подготовки специалистов; соответствия результатов подготовки специалистов требованиям профессиональной деятельности.

К группе принципов проектирования педагогических объектов относятся человеческих приоритетов, саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуаций и принцип дискретности. Принцип человеческих приоритетов, ориентирующий на человека - участника подсистем, процессов или ситуаций. Этот приоритет означает гуманистический и природосообразный характер обучения. При этом в качестве правил для студентов могут служить следующие указания: 1)подчинение проектируемые педагогических объектов и ситуации реальным потребностям и возможностям личности учащегося; 2) личностно - ориентированный подход в определении и выполнении учебных целей.

Принцип саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуаций предполагает создание их динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению. Педагогический дизайн относится к такому типу системных объектов, который характеризуется развитием, в ходе которого происходит переход от одного вида саморегуляции к другому. Саморазвивающимся системам присуща иерархия уровневой организации элементов, способность порождать в процессе развития новые уровни. Причем каждый такой новый уровень оказывает обратное воздействие на ранее сложившиеся, перестраивает их, в результате чего система обретает новую це-

лостность. С появлением новых уровней организации система дифференцируется, в ней формируются новые, относительно самостоятельные подсистемы. Вместе с тем перестраивается блок управления, возникают новые параметры порядка, новые типы прямых и обратных связей. Сложные саморазвивающиеся системы характеризуются открытостью, обменом энергией и информацией с внешней средой [3].

Принцип дискретности (пошаговости) проектирования педагогических объектов восходит к принципу пошагового выполнения операций в технологиях установки и функционирования компьютерных программ («принцип пошагового Мастера», «принцип пошагового руководства»). Принцип дискретности существует и в психологии, где он определяет, наряду с принципом сочетания сильных и слабых связей, уровень активности человеческого сознания. Он предполагает построение алгоритма и связан с выделением чёткой целенаправленной последовательности допустимых элементарных действий, приводящих к требуемому результату. Организованная совокупность этих действий образует определённую структуру описания алгоритма, сообщающую ему чёткость и ясность.

В теории педагогического проектирования принцип пошаговости относится к общим регулятивам, нормирующим деятельность и объективно обусловленным природой проектирования. Природа проектной деятельности предполагает постепенный переход от проектного замысла к формированию образа цели и образа действий. От него - к программе действий и к реализации. Причём каждое последующее действие основывается на результатах предыдущего. В проектировании педагогического дизайна принцип дискретности логически вытекает из уровневого характера его организации и технологически неизбежен, так как речь идёт о создании компьютерного продукта. Принцип пошаго-вости связан со сценарной технологией, которая является одним их процессуально-технологических условий проектирования педагогического дизайна.

Принципы педагогического дизайна представлены принципами обеспечения индивидуального темпа, семантического диалога, мультимедийного пред-

ставления учебной информации. Объем информации, предлагаемый обучающимся за определенный промежуток времени, варьируется в зависимости от их индивидуальных особенностей. Существует целый ряд формальных приемов, позволяющих выяснить имеющийся уровень знаний, однако далеко не всегда даже опытный преподаватель в состоянии адекватно оценить настроение аудитории, ее контактность, готовность к восприятию материала и соответственно скорректировать ход занятия. Доза информации, перерабатываемая сознанием за фиксированный промежуток времени, образует информационную нагрузку. Положительное или отрицательное воздействие на организм данной ему нагрузки зависит от соотношения ориентировочных и оборонительных реакций. Информационная нагрузка считается положительной, если, вызывая ориентировочные реакции, она в минимальной степени затрагивает оборонительный рефлекс. Очевидно, что достичь высокой эффективности процесса обучения можно только в том случае, когда не возникает информационной перегрузки. Основная проблема на пути оптимизации обучения с точки зрения сохранности и развития адаптационных резервов - оценка и коррекция состояния человека в процессе получения новых знаний [12]. Отсюда следует четвертый принцип, который следует учитывать при подготовке студентов к проектированию педагогических объектов - принцип обеспечения индивидуального темпа.

Принцип семантического диалога обусловлен тем, что одним из основных элементом педагогического дизайна является текст (лат. 1ех1ш - соединение) -носитель определенной информации. В этой связи А. А. Гончаров и Р.П. Миль-руд отмечают, что смысл имеет не сам текст, а процесс его создания и восприятия [4]. Коммуникативный смысл текста - это отношение его содержания к достигаемой цели коммуникации. Таким образом, при проектировании педагогического дизайна студенты должны учитывать тексты, исходя из коммуникативной цели и ситуации. Следовательно, для порождения и восприятия высказываний и текстов необходима целенаправленная методика обучения их порождению и восприятию. Необходимо обратить на следующие требования к тексту: 1)структура; 2) объем; 3)формат. Текст с экрана должен выступать как

единица общения. Он носит или подчиненный характер, помогающий учителю усилить смысловую нагрузку, или является самостоятельной единицей информации, которую учитель умышленно не озвучивает. Вполне естественно, когда на экране появляются определения терминов, ключевые фразы. Часто на экране мы видим своеобразный тезисный план урока. В таком случае, главное, не переусердствовать, не загромоздить экран текстом. Давно очевидно, что большой объем написанного плохо воспринимается с экрана. Учитель должен стремиться по возможности заменить печатный текст наглядностью. По сути это тоже текст, но предъявленный другим языком. Немаловажным является и то, как будет представлен печатный текст с экрана. Так же, как и наглядность, текст должен появиться в заранее продуманное учителем время. Учитель или комментирует предъявленный текст, или усиливает предъявленную им устную информацию. Очень важно, чтобы учитель ни в коем случае не дублировал текст с экрана. Тогда у учеников не возникнет иллюзии лишнего звена поступающей информации. Хотя могут быть и случаи, когда дублирование печатного текста учителем или учеником дидактически оправдано: например, при проведении мультимедийных дидактических игр. Этим самым учитель добивается равных условий для всех учеников: как тех, кто легче воспринимает устную информацию, так и легче усваивающих информацию печатного текста.

Большой объем информации требует использования соответствующего носителя. Хорошо отработанная и широко распространенная технология СБ-ИОМ вполне подходит для мультимедиа курсов. Интерактивный мультимедиа курс дает возможность интегрировать различные среды представления информации

- текст, статическую и динамическую графику, видео и аудио записи в единый комплекс, позволяющий обучаемому стать активным участником учебного процесса, поскольку выдача информации происходит в ответ на соответствующие его действия. Использование мультимедиа позволяет в максимальной степени учесть индивидуальные особенности восприятия информации, что чрезвычайно важно при опосредованной компьютером передаче учебной информации от преподавателя студенту. Таким образом, третий принцип, который сле-

дует учитывать при проектировании педагогического дизайна - принцип мультимедийного представления учебной информации.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что реализация указанных принципов при обучению студентов проектированию педагогического дизайна позволяет подготовить специалистов, обладающих навыками в различных отраслях, что исключительно важно для разработки учебных материалов высокого качества. Эти навыки включают управление проектом, знания предметной области и преподавания, программирование, редактирование графический и медийный дизайн.

Библиографический список

1. Вострикова, Т.В. Педагогическое проектирование информационно-образовательной среды общеобразовательного учреждения: дис. ... канд.пед.наук / Т.В. Вострикова. - Ростов н/Д, 2006. - 219 с.

2. Заир-Бек, Е.С. основы педагогического проектирования: учебное пособие / Е.С. Заир-Бек. - СПб, 2005. - 234 с.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. // Вестн. Образования. - 2002. - №6 - С. 10-40.

4. Никитина, Е.Ю. Педагогическое проектирование цифровых образовательных ресурсов при обучении будущего учителя иностранного языка: теоретико-методологическое сопровождение / Е.Ю. Никитина, А.Л. Тихонова. - М.: ГИЦ «Владос», 2009. - 234 с.

5. Уваров, А.Ю. Педагогический дизайн /А.Ю. Уваров // Информатика: прил. к газ. «Первое сентября». - Б.м. - 2003.-8-15 авг. (№30). - С.2-31.

Bibliography

1. Concept of Modernization of the Russian Education for the Period up to 2010 // Education News. - 2002. - № 6. - P. 10-40.

2. Nikitina, E. Yu. Pedagogical Projecting of Multimedia Educational Resources While a Future Foreign Language Teacher Training: Theoretical-and- Methodological Maintenance / Е^а Nikitina, A.L. Tikhonova. - М.: «Vlados», 2009. - 234 p.

3. Uvarov, А^^ Pedagogical Design M_.Yu. Uvarov // Computer Science: Enclosing to the Newspaper «1st September». - В.м. - 2003.-8-15 Aug. (№30). - P.2-31.

4. Vostrikova, T.V. Pedagogical Projecting of General Education Establishments’ Informa-tive-and Educational Environment: Diss. ... Cand. of Pedagogics / T.V. Vostrikova. - Rostov-on-Don, 2006. - 219 p.

5. Zair-Bek, E.S. Pedagogical Projecting Bases: Study Guide / Е^. Zair-Bek. - SPb., 2005. -

234 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.