УДК 74.59 ББК 569
Курносова Светлана Александровна
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра общей и профессиональной педагогики Челябинский государственный университет г. Челябинск Kurnosova Svetlana Alexandrovna Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor Chair of General and Professional Pedagogics Chelyabinsk State University Chelyabinsk
Этапы проектирования педагогического дизайна Projecting Stages of Pedagogical Design
В статье представлен структурный анализ процесса проектирования педагогического дизайна, а также краткая характеристика подготовительного, рефлексивного этапов и реализации проекта: особенности взаимодействия участников, цели и задачи каждого этапа.
The article presents the structural analysis of the process of pedagogical design projecting, as well as the brief characteristics of preparatory and reflective stages and project realization: features of participantsDinteraction, the purposes and problems of the each stage.
Ключевые слова: педагогический дизайн, информационно-
образовательное пространство, этапы проектирования.
Key words: pedagogical design, information-and-educational space, projecting stages.
В российской педагогике термин «педагогический дизайн □ предложен разработчиками проекта «Информатизация системы образования» [4, c.26] как собирательное понятие для обозначения направления педагогической науки и практики, изучающего вопросы разработки учебных материалов, формирования учебной среды и построения эффективного образовательного процесса (Табл.1). Анализируя понятийно-терминологическую лестницу исследования, зафиксировано, что понятие «Педагогический дизайн□ включает все перечисленные компоненты и представляет собой интегративную научную отрасль, обеспечивающую разработку, реализацию и мониторинг информационно-образовательного пространства, способствующего
формированию у субъекта образовательной деятельности уровня
информационной зрелости, достаточного для обеспечения самостоятельности личности в различных сферах жизнедеятельности информационного общества.
Таблица 1
Сущностные характеристики педагогического дизайна
Научное обоснование педагогического дизайна Обоснован педагогически и когнитивнопсихологически; основан на концепции преподавания и подготовки компетентного специалиста к будущей профессии; ориентирован не на описание, а на форму (гештальт) и цель восприятия, которые важны и необходимы для практической работы
Цель педагогического дизайна Направлен на эмпирическое обоснование теоретических положений и доказательство эффективности выбранной стратегии и методов обучения, определяющих успешность процесса изучения как крупных разделов учебных дисциплин, так и малых фрагментов предметных блоков независимо от уровней сложности
Методы педагогического дизайна Методы являются более вероятными, чем детерминированными, то есть они не требуют причинности (каузальности); представляют более или менее вероятные взаимосвязи между ИЪслиП и «ГоП - компонентами в дизайне, основанными на эмпирических данных
Применение педагогического дизайна Взаимосвязан с использованием информационных и коммуникационных технологий в учебно-методических целях; может быть рассмотрен в качестве дидактических принципов и тем самым использоваться при планировании педагогических ситуаций
Процесс проектирования педагогических объектов сравнительно полно и обстоятельно исследован в психолого-педагогической литературе. Так, по мнению О.С. Газмана [3, с.52], одной из отличительных особенностей проектной деятельности является автодидактизм □ способность параллельно с непосредственным созданием проекта обеспечивать формирование новых представлений, появление новых смыслов, динамику ценностей. Это свойство связано с получением в период реализации проекта новой информации, освоением новых видов активности, в том числе совместно с другими, с переживанием позиции творца, позиции управляющего обстоятельствами человека. За счёт этого включение в проектную деятельность меняет позицию человека, проектная деятельность становится средством развития и
саморазвития личности в целом, выступая универсальным источником обучения, воспитания и творческого взаимодействия.
Педагогическое проектирование как особое направление в педагогике выделилось в 80-90-ые гг. XX века. В.В. Краевским, Н.В. Кузьминой и др. проектировочный компонент выделен в структуре деятельности педагога. Терминологический аппарат педагогики пополнился новыми понятиями: «педагогическое проектирование □, «Педагогический проект»] Объектом
педагогического проектирования в данном случае выступают идеальные средства: содержание, методы, формы педагогической деятельности, что согласуется с позицией Г.П. Щедровицкого и продолжает намеченную им линию. По мнению Н.Л. Коршуновой, «педагогическое проектирование выступает как своеобразная форма осуществления и фиксации социального целеполагания, где проектирование встроено в систему педагогического производства. Оно представляет собой своеобразную и многоярусную сферу, в которой продукты деятельности, полученные на предыдущем уровне, передаются последующему и становятся либо средствами, либо регулятивными установками» [3 , с. 83]. В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, И.А. Колесникова, А.А. Орлов, В.А. Сластенин и др. при анализе творческой педагогической деятельности указывали на проектировочные компоненты. И.Я. Зязун, Л.Ф. Спирин и др. через проектирование обосновывали способности, необходимые для развития педагогического мастерства. Выделение проектирования как особого вида педагогической деятельности стало правомерным в тот период, когда стало востребованной интеграция знаний в единую систему вокруг решения педагогических задач. В современной педагогической науке представлены различные точки зрения на исследуемый феномен: педагогическое проектирование рассматривается как структурные и процессуальные характеристики деятельности, направленной на решение различных проблем в педагогическом процессе; специфический вид деятельности, направленный на создание проекта как особого вида продукта; форма порождения инноваций (Таблица 2).
Таблица 2
Понятие «Педагогическое проектирование □ в современной науке
Авторы Определение Доминанта в определении
Колесникова И. А. Прикладное научное направление педагогики в организуемой педагогической деятельности, ориентированное на решение задач развития, преобразования, совершенствования, разрешения противоречий в функциональных системах, модернизации педагогических процессов в конкретных условиях План деятельности
Родионов B.C. Полифункциональная педагогическую деятельность, посредством которой можно предопределить создание новых или преобразование имеющихся педагогических условий развития субъектов образовательных систем Управленческая процедура
Заир-Бек E.C. Деятельность по совершенствованию и реконструкции образовательных систем Способ оптимизации образовательного процесса
Монахов B.M. Сложный процесс, организация осуществление которого возможно на четырёх уровнях □ концептуальном, процедурном, предметно □ конкретном, внедренческом Специфический процесс, направленный на создание проектов различного уровня
Крюкова E. А. Деятельность по определению условий реализации определённой педагогической системы Предполагаемый результат
Проектирование педагогического дизайна связано с возможностью организовать для студентов информационно-образовательного пространства, в котором они полнее бы раскрыли свои возможности и способности, проявили необходимые личностные качества. Успешность проектировочной
деятельности будет определяться, в том числе, и учётом механизмов возникновения и протекания тех или иных действий и процессов, а также чёткостью представления объекта проектирования. Е.С. Заир □ Бек [1, с.12] связывает логику проектировочного процесса с такими этапами, как определение замысла проекта; разработка модели действия; планирование реальных стратегий на уровне задач и условий реализации; организация обратной связи; оценка процесса; оценка и анализ результатов; оформление
документации. В.В. Сериков [6, с. 54] предлагает следующую
последовательность: разработка замысла, диагностическое задание цели, определение состава и условий действий, ведущих к личностным новообразованиям; формирование обобщённой характеристики педагогической ситуации, динамическое структурирование процесса, подбор педагогических средств, прогнозирование вариантов, диагностика результатов.
Представляется, что этапы проектирования педагогического дизайна на основе вышесказанного можно свести к следующим (Таблица 3).
Таблица 3
Этапы проектирования педагогического дизайна
Подготовительный этап Этап реализации проекта Рефлексивный этап
диагностика реальности (изучение, проведение исследований разной степени научности); формирование(актуализация, осмысление, поиск) ценностей; -создание образа результата (определение желаемых результатов, планирование стиля оформления, разработка вариаций исполнения будущего образовательного ресурса) поэтапное планирование (совместных) действий по достижению проектной цели во времени; обмен, согласование и коррекция намеченных действий в ходе коммуникации; разработка образовательного ресурса и его реализация; комплексная экспертиза результатов проекта (техническая, дидактическая, психологическая, педагогическая и др.)
Дадим краткую характеристику названным этапам.
Подготовительный этап. Проектирование педагогического дизайна ориентировано на создание и преобразование разных объектов и предметов. Объектом проектирования как правило являются педагогический процесс, образовательные системы различного уровня и характера или их структурные компоненты, которые также исследуются во взаимосвязи с системой в целом; образовательное и информационно-коммуникативное пространство, социальнопедагогическая среда, система педагогических отношений, все виды педагогической деятельности. Объектом проектирования педагогического дизайна является образовательный процесс, представляющий собой педагогически организованное взаимодействие участников и являющийся также информационным процессом, связанным с производством, хранением, Вестник ЧГПУ92011 76
обменом и потреблением различного рода информации. В силу этого среду, в которой он протекает можно рассматривать в качестве единой информационной среды □ педагогически и технически организованной сферы информационного взаимодействия участников образовательного процесса. Анализ объекта проектирования предполагает, прежде всего, рассмотрение его структур, состояние каждой из них в отдельности, а также связей между ними. В ходе анализа выявляется противоречие, то есть наиболее существенное несоответствие между компонентами объекта или его состояние в целом и требования к нему. Именно этот узел будет подвергаться изменениям в ходе проектирования.
Выбор формата проекта □ своеобразный способ ограничения (нормирования) активности участников проектной деятельности через определение её границ и масштаба. Обоснованный выбор формата включает в себя определение времени, пространства, контекста проекта, круга его участников. Любой формат должен быть целесообразным и соответствующим возможностям и особенностям педагогов и учащихся. Теоретическое обеспечение проектирования предполагает поиск информации об опыте деятельности подобных объектов, об опыте проектирования подобных объектов, о результатах теоретических и эмпирических исследований влияния подобных проектов на субъектов образовательной деятельности, на её успешность. Главными задачами на этом этапе проектирования педагогического дизайна являются:
1) анализ целевой аудитории (учащихся);
2) анализ компетенций и ожидаемых результатов учения;
3) анализ и структурирование учебных материалов;
4) отбор средств учения и обучения.
Этап реализации проекта. Выбор системообразующего фактора необходим для создания целостного проекта во взаимосвязи его составных частей. Установление связей и зависимостей компонентов является центральной процедурой проектирования. Существует множество видов связей между компонентами в объекте педагогического дизайна. Основные из них □
вязи содержания и управления. Связи содержания затрагивают сущность взаимодействующих компонентов □ состава и содержания. Связи управления, сохраняя традиционный подход к объекту планирования, позволяют его изменить, приспосабливая к новой среде, к соседствующим системам, процессам и ситуациям. Основными задачами этапа реализации проекта являются:
1) определение используемых методов учебной деятельности;
2) разработка методов оценки;
3) разработка стиля оформления учебного материала;
4) проверка и методическое редактирование подготовленного учебного контента;
5) принятие решения о применении проекта
Рефлексивный этап включает в себя экспертную оценку проекта □ проверку специалистами в области педагогического дизайна, а также специалистами, заинтересованными в его реализации. Возможным последствием экспертной оценки проекта может явиться его корректировка. Следует отметить, что рефлексивный этап проектирования педагогического дизайна предполагает не только продуктивную, но и субъективную оценку результатов. Смысл рефлексии как особого познавательного действия заключается в уточнении будущим специалистом (или профессионалом) своих знаний, в мониторинге необходимых для профессиональной деятельности умений. Рефлексивная деятельность предполагает готовность к переосмыслению и преодолению проблемных моментов, эффективному выходу из внутренних и внешних конфликтных ситуаций, обретению новых смыслов и ценностей, постановке и решению практических задач. Особенно важно развитие рефлексивной деятельности в тех областях профессиональной деятельности, которые определяют перспективы развития общества, а именно -в сфере образования.
Педагогические исследования (Н.И. Торопова, Д. Фрид-Бут и др.) показывают, что при диагностике проектировочных умений многие студенты либо не осознают цели предстоящей деятельности, либо определяют и
формулируют цели только с помощью руководителя, испытывают затруднения в прослеживании логических цепочек, составляют планы проектной деятельности в общих чертах, с минимальным отрывом от примеров и образцов, без специфических деталей. Исследованием установлено, что выявленных трудностей, роль преподавателя высшей школы на каждом этапе прохождения проекта может быть определена следующим образом:
1. На первой стадии проекта определяется его актуальность и продолжительность. Преподаватель, выступая в роли фасилитатора, помогает обозначить тематическую направленность проекта, методы работы и принципы образования рабочих групп, этапы работы (план, время и сроки выполнения отдельных частей проектного задания), конечный продукт и вид продукта, источники информации.
2. Во время работы над проектом преподаватель играет роль консультанта, что подразумевает выполнение таких функций, как оказание помощи в случае затруднения, разрешение спорных и конфликтных ситуаций, объективная оценка промежуточных результатов.
3. На заключительном этапе работы преподавателя необходимо оказать помощь участникам проекта в части организации презентации, а затем подготовить развёрнутый экспертный анализ готового продукта.
При осуществлении проектирования педагогического дизайна рекомендуется постепенно увеличивать долю автономной деятельности студентов, содействовать самостоятельности и осознанному решению проблемы, опираться на личный и профессиональный опыт и интегрировать профессиональный знания, то есть активизировать все составляющие профессиональной направленности для обеспечения успешности её развития. Между тем, как справедливо отмечает Ю.З. Гильбух: «Совместная
деятельность не может осуществляться без координации усилий её участников, следовательно, без руководящего начала. Пусть руководство будет распределённым, переходящим (в зависимости от характера решаемой задачи) от одного партнёра к другому и вновь к первоначальному лидеру, но оно должно бытьП [3, с. 61]. Несмотря на то, что в педагогическом процессе сложно говорить о равновесных позициях преподавателя и студента, Е.В. Коротаева [3,
с.68] подчёркивает, что именно неравновесность, именно разница в знаниях, опыте, восприятии, ассиметричность (иерархическая, рефлексивная, предметно-учебная, возрастная и пр.) и составляет поле напряжения, в рамках которого разворачивается совместная деятельность. Эта асимметричность является необходимым фактором совместной деятельности.
На всех этапах проектирования педагогического дизайна студенты берут на себя роль руководителей и координаторов, одновременно являясь исполнителями. Одновременной состояние субъекта и объекта деятельности позволяет студентам быть одновременно в позициях ведомого и ведущего, что ориентирует их на педагогическую деятельность как профессиональную.
Библиографический список
1. Заир-Бек, Е.С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию [Текст]: автореф. дисс. докт. пед. наук / Е.С.Заир-Бек. - СПб.: РГПУ, 1995. - 35 с.
2.Извозчиков, В.А. Концепция педагогики информационного общества [Текст] / В.А.Извозчиков, В В.Лаптев, М.Н.Потемкин // Наука и школа. -1999.- № 1. □ С. 32-39
3. Никитина, Е.Ю. Педагогическое проектирование цифровых образовательных ресурсов при обучении будущего учителя иностранного языка: теоретико-методологическое сопровождение / Е.Ю. Никитина, А.Л. Тихонова. □ М.: ГИЦ «ВладосЦ 2009. □ 234 с.
4.Педагогический дизайн [Текст] // Журнал «ALTD □ 2007.-Т.1.- Вып.1. □ 74 с.
5. Психологический словарь [Текст] / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1999.— 440 с.
6. Сериков, В.В. Обучение как вид педагогической деятельности [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Сериков. □ М.: Издательский центр «Академия»] 2008. □ 256 с.
7. Уваров, А.Ю. Педагогический дизайн [Текст] /А.Ю. Уваров // Информатика: прил. к газ. «Первое сентября»] □ Б.м. □ 2003.-8-15 авг. (№30). □ С.2-31.
8. Философский энциклопедический словарь [Текст] / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. □ М.: Сов. энциклопедия, 1983.-840 с.
Bibliography
1. Izvozchikov, V.A. Pedagogical Concept of Information Society [Text] / V.A. Izvozchikov, V.V. Laptev, M.N. Potemkin // Science and School. - 1999. - № 1. □ P. 32-39.
2.Nikitina, E.Yu. Pedagogical Design of Digital Educational Resources at Future Foreign Language Teachers» Training: Theoretical-and-Methodological accompaniment / E.Yu. Nikitina,
A.L.Tikhonova. □ М: "Vlados", 2009. □ 234 p.
3.Pedagogical Design [Text] // "ALT" Magazine. □ 2007. - V.1. - Iss.1. □ 74 p.
4.Philosophical Encyclopedic Dictionary [Text] / Ch.. Edition by L.F. Ilichev, P.N.Fedoseev, S.M.Kovalev, V.G. Panov. □ М.: The Soviet Encyclopedia, 1983. - 840 p.
5.Psychological Dictionary [Text] / Under the Editorship of V.P. Zinchenko,
B.G.Meshcheryakov. □ М.: Pedagogika-Press, 1999. - 440 p.
6. Serikov, V.V. Teaching As a Kind of Pedagogical Activity [Text]: Study Guide for Higher School Students / V.V.Serikov. □ М: "Academy" Publishing Centre, 2008. □ 256 p.
7.Uvarov, A.Yu. Pedagogical Design / A.Yu. Uvarov // Computer Science: Enclosing to the Newspaper «1st September». □ B.m. □ 2003. - 8-15 Aug. (№30). □ P. 2-31.
8.Zair-Beck, E.S. Theoretical Bases of Pedagogical Design Training [Text]: Synopsis of Diss. □ Dr of Ped. / E.S. Zair-Beck. - SPb.: RSPU, 1995. - 35 p.