Научная статья на тему 'Проектирование физкультурного образования студентов'

Проектирование физкультурного образования студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / PROJECTING / МОДЕЛИРОВАНИЕ / MODELING / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / PEDAGOGICAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фадина О.О., Мартыненко А.Ю.

Целью работы явилось теоретическое исследование возможности использования термина «проектирование» в рамках высшего физкультурного непрофильного образования. В результате исследования освещены основные определения «педагогического проектирования», его этапы, функции и возможности реализации в рамках образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECTING CAPABILITY OF STUDENTS PHYSICAL TRAINING EDUCATION

The focus of the work is the theoretical analysis of the «Projecting» term usability within a framework of higher phisical training non-core education. In the research issue the «pedagogical projecting» basic definitions, its stages, functions and realisation possibilities within a framework of pedagogical process were covered.

Текст научной работы на тему «Проектирование физкультурного образования студентов»

УДК 176.01:378

О.О. Фадина, O.O. Fadina, e-mail:aofadin@yandex.ru А.Ю.Мартыненко, A.Y.Martynenko, e-mail:anastasiya_zhidik@mail.ru Омский государственный технический университет, г. Омск, Россия Omsk State Technical University, Omsk, Russia

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ PROJECTING CAPABILITY OF STUDENTS PHYSICAL TRAINING EDUCATION

Целью работы явилось теоретическое исследование возможности использования термина «проектирование» в рамках высшего физкультурного непрофильного образования. В результате исследования освещены основные определения «педагогического проектирования», его этапы, функции и возможности реализации в рамках образовательного процесса.

The focus of the work is the theoretical analysis of the «Projecting» term usability within a framework of higher phisical training non-core education. In the research issue the «pedagogical projecting» basic definitions, its stages, functions and realisation possibilities within a framework of pedagogical process were covered.

Ключевые слова: образование, проектирование, моделирование, педагогический процесс

Keywords: education, projecting, modeling, pedagogical process

Одним из решающих условий успешного протекания педагогического процесса является его проектирование. Термин «проектирование» пришел в педагогику из технического знания, но помимо инженерного проектирования важным направлением проектной деятельности является создание моделей общественных явлений и институтов, а также решение сложных социальных задач. К идеям и методам проектирования в сфере образования ученые и практики приходят различными путями, привнося при этом соответствующие ценности, концепции, стили и формы организации собственно педагогической преобразующей деятельности.

Объектом проектирования в данном случае выступают идеальные средства: содержание, методы и формы педагогической деятельности.

В то же время в современном прочтении проектирование - это «деятельность, под которой понимается в предельно сжатой характеристике промысливание того, что должно быть», то есть установка на целе-ценностное представление о будущем состоянии чего-либо, непосредственного используемого в практике (И. А. Колесникова, 2007).

Следовательно, педагогическое проектирование понимается как практико-ориентированная деятельность, целью которой является разработка новых, не существующих в практике образовательных систем и видов педагогической деятельности (А.П. Тряпицына, 1994).

В образовании проектная деятельность часто выступает в качестве средства обучения (воспитания), выполняя вспомогательную роль по отношению к другим видам педагогической деятельности.

В то же время Е.С. Заир-Бек (1995) в свою очередь трактует педагогическое проектирование как прикладное научное направление педагогики и организуемой практической деятельности, нацеленное на решение задач развития, совершенствования в современных образовательных системах. При этом автор связывает логику проектирования с такими этапами, как: определение замысла; разработка моделей действия; планирование реальных стратегий и условий реализации; организация обратной связи; оценка процесса и результатов; оформление документации.

Подобную последовательность предлагает В.В. Сериков (1999): разработка замысла, задание цели, определение состава действий; динамическое структурирование процесса; подбор педагогических средств; прогнозирование вариантов результата; диагностика результатов.

Под педагогическим проектированием понимается особый вид профессионально-педагогической деятельности, направленный на преобразование педагогической реальности в информационную подготовку некоторых планируемых изменений в педагогической системе, осмысление и описание этих изменений в форме конкретных действий участников образовательного процесса (А.И. Федоров, 2006).

Изучение теоретических источников (В.И. Загвязинский, 2003; Л.М. Куликова, 2008 и др.), раскрывающих сущность процессов моделирования и проектирования, позволило выделить наиболее значимые их характеристики.

Основными функциями педагогического проектирования являются: информационно -познавательная; развивающе-воспитательная; системно-интегрирующая; организационно -управляющая; мотивационно-стимулирующая; самообразовательная; экспериментально-поисковая; специально-предметная (А.П. Аношкин, 1997).

И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская (2007) считают, что проектная деятельность как специфическая форма творчества является универсальным средством развития человека. Ее можно использовать в педагогических целях при работе практически с людьми любого возраста.

Деятельность в философии трактуется как «активность субъекта, направленная на мир объектов во взаимоотношении с другими субъектами» (М.С. Каган, 1996). Следуя этому определению физ-культурно-образовательная деятельность человека, в нашем исследовании студентов технического вуза, проявляется в соответствующей сфере ее приложения, то есть: коммуникативной, языковой, информационной, методологической, социальной, в сфере здорового образа жизни и т. д.

Ориентация образовательного процесса направлена на личностный рост его субъектов, поиск в действиях педагогов и обучаемых позитивного эффекта в развитии на основе самоактуализации и самосовершенствования, позволяющих проявлять творчество, инициативу, рефлексивность. Изложенные тезисы могут быть реализованы в процессе расширения и углубления общегуманитарной ценностной базы культуры физического развития, так как сам предмет «Физическая культура», являясь интегративным отображением общей культуры, формирует у человека способность к проектированию собственной деятельности.

Основными принципами проектной деятельности считаются: прогностичность, пошаговость, нормирование, обратная связь, продуктивность, культурная аналогия, саморазвитие.

Проектная деятельность находится в контексте пошаговой образовательной стратегии. Н.А. Масюкова (1999) выделяет в проектировании такие шаги, как: 1) диагностика реальности; 2) формирование ценностей, смыслов, целей; 3) создание образа результата; 4) поэтапное планирование совместных действий по достижению проектной цели; 5) обмен, согласование и коррекция намеченных действий.

Цикл процесса проектирования систем включает в себя три этапа. Как правило, на первом этапе определяются системообразующий фактор, структура системы и ее функционирования. Этот этап принято называть формированием стратегии или планированием процесса проектирования. Затем происходит оценивание разработанного варианта (второй этап) и его практическая реализация (третий этап).

На наш взгляд более приемлемы этапы проектной деятельности, предложенные И.А. Колесниковой (2007), а именно: предпроектный этап (диагностика ситуации, проблематизация, целепола-гание, концептуализация, форматирование проекта, его предварительная социализация); этап реализации проекта; рефлексивный этап; послепроектный этап. Это связано со сферой деятельности выбранного объекта и предмета исследования, а именно процесса профессионально-прикладной физической подготовки.

Необходимой составной частью проектирования любой инновационной деятельности, позволяющей сравнивать и оценивать варианты проектных решений, имитировать реальные процессы развития, принимать решения о выборе альтернатив является ее моделирование. Моделирование широко используется в проектировании для представления и преобразования объектов, явлений или процессов, которых еще нет в реальности или они по каким-то причинам недоступны.

В рамках проектирования модель позволяет: создавать образы объектов или явлений; имитировать реальные процессы будущей деятельности; проигрывать, сравнивать и оценивать возможные результаты проектирования; делать обоснованный выбор одного из альтернативных вариантов решения проблем (И.А. Колесникова, 2007).

По мнению А.Н. Дахина (2003) и И.А. Колесниковой (2007), модель - это искусственно созданный образец в виде схемы, описания, физических конструкций или формул, подобный исследуемому объекту (явлению) и отражающий или воспроизводящий в более простом виде структуру, свойства и отношения между элементами объекта. Она позволяет установить взаимосвязи структурных

компонентов, определенные особенности и условия развития каждого этапа экспериментальной работы.

Построение модели - один из способов для предстоящей организации практических действий, как бы образцово правильных практических действий и их результатов (М.Н. Ахметова, 2004).

При этом необходимо соблюдение требований, предъявляемых к моделям: ингерентность (достаточная степень согласованности создаваемой модели со средой, в которой ей предстоит функционировать); простота (из-за необходимости оперирования с ней как с рабочим инструментом) и адекватность.

Библиографический список

1. Аношкин, А. П. Педагогическое проектирование систем и технологий обучения / А. П. Аношкин. - Омск. 1997. - 147 с.

2. Загвязинский, В. И. Социально-педагогическое прогнозирование и проектирование региональных образовательных систем / В. И. Загвязинский // Образовательная стратегия в начале 21 века и проектирование региональных образовательных систем : материалы Всерос. науч. конф. / ТюмГУ. -Тюмень, 2003. - С. 3- 8.

3. Заир-Бек, Е. С. Основы педагогического проектирования / Е. С. Заир-Бек. - СПб., 1995.

4. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. - СПб., 1996.

5. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская. - М. : Изд. центр «Академия», 2007. - 284 с.

6. Куликова, Л. М. Технология проектирования содержания профессиональной подготовки студентов / Л. М. Куликова // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 4. - С. 77-80.

7. Масюкова, Н. А. Проектирование в образовании / Н. А. Масюкова. - Минск, 1999.

8. Сериков, В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. - М. : Издательская корпорация «Лотос», 1999. - 272 с.

9. Слободчиков, В. И. Инновационное образование / В. И. Слободчиков // Школьные технологии : науч.-практ. журн. школ. технолога (завуча). - М., 2005. - № 2. - С. 4-11.

10. Тряпицына, А. П. Теория проектирования образовательных программ / А. П. Тряпицына // Петербургская школа. - СПб., 1994. - С. 79-90.

11. Федоров, А. И. Методические аспекты проектирования содержания образования и разработки образовательных программ / А. И. Федоров // Вестник учебных заведений. - 2006. - № 1. -С. 7-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.