Научная статья на тему 'Цели, структура и содержание методического проектирования'

Цели, структура и содержание методического проектирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2670
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / PLAN / PLANNING / PEDAGOGICAL PLANNING / METHODOLOGICAL PLANNING / PEDAGOGICAL SYSTEM / PEDAGOGICAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляев Антон Алексеевич

Посвящено комплексному изучению понятия «методическое проектирование». Актуальность исследования данного понятия объясняется тем, что, несмотря на широкое использование методического проектирования в современных учебных заведениях, оно остается малоизученным с теоретической точки зрения. Именно теоретическое обоснование данного понятия позволяет корректно и комплексно использовать его в практической деятельности. В основе исследования лежит метод теоретического и сравнительного анализа. Изучены различные позиции и суждения отечественных и зарубежных ученых, которые занимаются исследованиями проектирования как общего понятия, так и педагогического и методического проектирования. Установлено, что методическое проектирование является одной из составных частей более широкого понятия педагогического проектирования. Помимо этого, методическое проектирование является одним из основополагающих этапов педагогического процесса, который входит в состав педагогической системы. На основании сравнительного анализа определений сформулировано собственное определение понятия «методическое проектирование». На примере последовательного алгоритма были рассмотрены этапы методического проектирования, а также возможные пути его реализации. Доказано, что использование методического проектирования в педагогике необходимо для реализации главной цели педагогического процесса успешного усвоения знаний учениками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OBJECTIVES, STRUCTURE AND SUBJECT OF A METHODOLOGICAL PLANNING

The research is devoted to the full review of the notion of a methodological planning. This research is very actually now because despite a big using of the methodological planning in modern educational institutions, this notion stays insufficiently explored from theoretical point of view. The theoretical basis of this notion allows to use it completely and correctly in practice. This research is based on the methods of the theoretical and comparative analyses. Different opinions and comments of Russian and foreign scientists, who examine the general fact of the planning and the methodological and pedagogical planning, are studied. It was found that the methodological planning is a part of the larger notion the pedagogical planning. At plus the methodological planning is one of the stages of the pedagogical process which is a part of the pedagogical system. As illustrations some examples of the methodological planning’s using in schools and in universities of the Russian Federation were used. It was proved that the methodological planning is one of the most important stages of the pedagogical process. In virtue of the comparative analysis of the definitions of others authors, our own definition of the methodological planning is offered. As example of the sequential algorithm stages of the methodological planning and possible ways of its realization were studied. It is necessary to use the methodological planning in the pedagogy for the realization of the most important purpose of a pedagogical process it is the good knowledge assimilation by pupils and students.

Текст научной работы на тему «Цели, структура и содержание методического проектирования»

УДК 37.02

DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-172-49-59

ЦЕЛИ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

© Антон Алексеевич БЕЛЯЕВ

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: aragon_rw@mail.ru

Аннотация. Посвящено комплексному изучению понятия «методическое проектирование». Актуальность исследования данного понятия объясняется тем, что, несмотря на широкое использование методического проектирования в современных учебных заведениях, оно остается малоизученным с теоретической точки зрения. Именно теоретическое обоснование данного понятия позволяет корректно и комплексно использовать его в практической деятельности. В основе исследования лежит метод теоретического и сравнительного анализа. Изучены различные позиции и суждения отечественных и зарубежных ученых, которые занимаются исследованиями проектирования как общего понятия, так и педагогического и методического проектирования. Установлено, что методическое проектирование является одной из составных частей более широкого понятия - педагогического проектирования. Помимо этого, методическое проектирование является одним из основополагающих этапов педагогического процесса, который входит в состав педагогической системы. На основании сравнительного анализа определений сформулировано собственное определение понятия «методическое проектирование». На примере последовательного алгоритма были рассмотрены этапы методического проектирования, а также возможные пути его реализации. Доказано, что использование методического проектирования в педагогике необходимо для реализации главной цели педагогического процесса - успешного усвоения знаний учениками.

Ключевые слова: проект; проектирование; педагогическое проектирование; методическое проектирование; педагогическая система; педагогический процесс

Методическое проектирование педагогического процесса является одним из важнейших компонентов деятельности как педагогов, так и учащихся любого учебного учреждения. Данное понятие рассматривается многогранно. Реализация методического проектирования зависит от множества факторов, которые будут внимательно проанализированы в ходе педагогической деятельности. Но прежде чем начинать детальное изучение данного понятия, необходимо рассмотреть сведения о данном концепте.

Понятие проектирование восходит к латинскому термину projectus, что в переводе с латинского языка означает «брошенный вперед». В первую очередь перед нами возникает концепт понятия «проектирование», когда речь заходит о таких сферах деятельности, как любые виды строительства, техническое обслуживание, инженерная деятельность. Но при подробном рассмотрении этимологии латинского термина обнаруживается, что данный термин берет начало от латинского глагола projectare, который дословно переводится как «гнать вперед» [1]. Таким образом, уже в самом понятии заложена его лексическая составляющая - быть двигателем про-

гресса, вести что-либо к каким-либо изменениям. Поэтому понятие «проектирование» широко применяется во всех сферах человеческой деятельности и не ограничивается указанными ранее областями. Данное понятие заставляет смотреть вперед, думать о будущем, учиться планировать.

Существует множество устойчивых определений понятия «проектирование». Данные определения отличаются друг от друга в зависимости от различных сфер деятельности и культурно-исторического периода. Проведем анализ наиболее распространенных из них.

В.М. Разин под термином «проектирование» понимает следующее: один из основных (наряду с инженерной деятельностью) способов создания техники и других изделий и сооружений [2]. При этом ученый рассматривает понятие «проектирование» именно с точки зрения строительства и инженерии. В соответствии с моделью В.М. Разина можно выделить два основных типа проектирования: традиционное и нетрадиционное. По мнению ученого, традиционное проектирование является четко сформировавшейся моделью, применимой для узкого круга дея-

тельности, обозначенного ранее. Данный тип состоит из шести основополагающих признаков: независимость, реализуемость, соответствие, завершенность, конструктивная целостность и оптимальность. К нетрадиционным типам проектирования, с его точки зрения, относятся процессы замышления, конструктивизации, реализации и проектной онтологизации.

В настоящее время, учитывая скорость развития не столько технологий, сколько научного мышления, необходимо отметить, что границы типов проектирования, упомянутые В.М. Разиным, стерлись. Вследствие большого прогресса последних десятилетий произошло смешение концептов и их реализации, что, по мнению ученого, не было возможным ранее.

Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИС Госстроя СССР) рассматривает проектирование как «процесс разработки и выпуска проектной документации, необходимой для строительства объекта»1. Таким образом, в данную эпоху речь шла в первую очередь о проектировании с целью составления проектной документации, что показывает влияние социокультурного слоя и исторического периода времени на интерпретацию понятия. Данное определение невозможно считать наиболее емким из предложенных, хотя оно также отражает одну из сторон данного концепта.

Во французской языковой среде термин «проектирование» представлен следующим образом: "Travaux d'études en deux phases <...> les études du projet et la réalisation des travaux" (пер с фр. на рус.: исследовательская работа, состоящая из двух этапов <... > собственно изучение проекта и реализация работ). На первый взгляд, данное определение является очень лаконичным, но при этом, взяв за пример и внимательно рассмотрев отчет Министерства экологии, устойчивого развития, транспорта и жилищного строительства Франции по составлению и реализации дорожных проектов (Projets Routiers du Ministère de l'Ecologie du Developpement Durable et de l' Energie), можно сделать вывод, что данный концепт является намного

1 Справочник технического переводчика. Интент. 2009-2013. URL: http://techrncal_translator_dictionary. academic.ru/193089/проектирование (дата обращения: 01.05.2017).

более комплексным по сравнению с определением, приведенным выше. Каждый из двух этапов подразделяется на подэтапы. Так, например, собственно изучение проекта делится на предварительное изучение, углубленное изучение, что приводит к завершению документационных работ по проекту. После этого начинается вторая фаза, которая включает в себя не только реализацию проекта, но и его оценку2.

Самым полным из всех определений можно назвать одно из английских определений понятия «проектирование». С точки зрения английских авторов Э. Ханна и С. Рэнс, проектирование - это деятельность или процесс, который определяет требования и затем определяет решение, которое направлено на достижение данных требований [3].

На основании приведенных выше определений можно сделать вывод, что проектирование - это процесс планирования последовательности действий, целью которого является детерминация решения, позволяющего реализацию данного процесса в практической деятельности.

Проектирование имеет свою собственную четко выраженную структуру и состоит из нескольких этапов.

1. Стадия замысла проекта - проектирование в узком понимании понятия.

2. Стадия первичного алгоритма - построение первоначальной схемы действия для реализации проекта.

3. Стадия углубленного изучения структуры проекта.

4. Стадия реализация проекта.

5. Подведение итогов результата проекта.

При этом четвертый и пятый этапы могут быть опущены ввиду того, что они уже являются этапами постпроектной деятельности, а именно результатом первых трех действий.

Проектирование сопровождает все аспекты жизнедеятельности. Каждое действие человека - это результат проектирования, результат обработки определенной информации для достижения целей.

При этом, так как было отмечено, что проектирование сопровождает человека во всех сферах его деятельности, невозможно

2 Ministère de la Transition Écologique et Solidaire. URL: http://www.developpement-durable.gouv.fr/Princi-pales-etapes-de-l.html (дата обращения: 01.05.2017).

отрицать, что проектирование широко применяется в области педагогики. Поэтому такие понятия, как проектирование, проектная парадигма, проектное мышление, проектное знание, проектный язык, проектный метод, проектоника, проектировочная компетенция все чаще и чаще проникают в терминологический лексикон педагогической науки [4]. В данной сфере деятельности выделяют понятие «методическое проектирование».

В классических определениях проектирования такие ученые, как В.И. Слободчи-ков, В.П. Бедерханова, Г.П. Щедровицкий различают разные типы проектирования:

1) психолого-педагогическое проектирование образовательных процессов, имея в виду обучение как освоение способов деятельности, формирование как освоение совершенной формы действия, воспитание как взросление и социализацию и социально-педагогическое проектирование образовательных институтов и образовательной среды, в которых реализуются соответствующие процессы (В.И. Слободчиков) [5]. А также адаптацию к социальной среде и ее условиям и преобразование среды в соответствии со своими ценностями, целями и убеждениями (Г.П. Щедровицкий) [6];

2) социально-педагогическое проектирование образовательных институтов и образовательной среды, в которых реализуются соответствующие процессы. Оно предполагает изучение и учет содержания социального заказа, особенностей социальной среды, уклада жизни, национальных и других социокультурных факторов, влияющих на функционирование образовательных учреждений (В.И. Слободчиков);

3) проектирование и создание проектов в интенсивных формах, к которым относятся организационно-деятельностные, инновационные, продуктивные игры и проектировочные игры и пошаговое проектирование образовательного процесса всеми его участниками, где сам процесс проектирования рассматривается как один из факторов становления образовательного учреждения гуманистической ориентации (В.П. Бедерханова) [7].

Действительно, данные виды педагогического проектирования являются очень важными, а главное, они не могут существовать друг без друга. При более детальном

изучении данных типов мы также можем рассмотреть их подтипы.

Таким образом, под психолого-педагогическим проектированием мы можем понимать:

- создание форм организации педагогической деятельности;

- создание форм и моделей по обучению и воспитанию учащихся, а также планирование различных модификаций;

- постановку целей обучения, а также возможное преобразование данных целей.

В социально-педагогическое проектирование входит:

- изменение различных социальных условий посредством педагогического влияния;

- решение социальных проблем педагогическими средствами.

Помимо данных типов, можно выделить третий, самый обширный тип педагогического проектирования, это образовательное проектирование, к которому мы можем отнести:

- проектирование качества образования в целом;

- создание институтов образования;

- создание и внедрение общеобразовательных стандартов.

Методическое проектирование основывается на проектировании методов обучения различным предметам. Так же, как и другие типы проектирования, методическое проектирование является частью педагогического проектирования.

Метод (от греч. methodos - путь, способ исследования, обучения, изложения) - это совокупность приемов и операций познания и практической деятельности. Это способ достижения определенных результатов в познании и практике [8].

Всякий метод опирается на определенное знание об объектах познания или практической деятельности.

Основываясь на вышеуказанном определении метода, сформулируем определение понятия «методическое проектирование». Это планирование определенной деятельности посредством совокупности приемов и операций, то есть методов для достижения конечной цели.

Данное определение характеризует понятие методического проектирования, которое может быть применимо в любой сфере

человеческой деятельности. В рамках данного исследования следует рассматривать методическое проектирование как базовую и основополагающую часть педагогического проектирования. По сути, в педагогике эти процессы выражают собой один концепт и являются сходными по своей сущности. При этом необходимо отметить, что педагогическое проектирование строится на выработке методов для достижения образовательной цели, что находится в полной корреляции с поставленным нами определением методического проектирования. Важно отметить, что педагогическое проектирование является более широким понятием, которое включает в себя методическое проектирование, иначе говоря, методическое проектирование можно определить как педагогическое проектирование учебно-методической базы.

Методическое проектирование основывается на нескольких основополагающих принципах:

- принципе целостности;

- последовательности в дидактико-ме-тодической деятельности;

- культурно-социально-лингвистической ориентированности;

- результативности (определенный уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции, личностных качеств обучающегося на основе воспитательного потенциала иностранного языка как учебного предмета) [9].

Методическое проектирование содержания иноязычного образования всегда учитывает объем учебного материала, актуальность данного материала. Помимо этого, необходимо учитывать воспитательный и развивающий потенциал, а также его межтематическую связь и соответствие по основным параметрам современному состоянию языковой науки. Базовой единицей методического проектирования является содержание обучения иностранным языкам. В данном контексте содержание обучения иностранным языкам является широким понятием, которое необходимо рассматривать как комплексный объект, который находится в состоянии перманентной эволюции. Так, например, Б.С. Гершунский выделяет четыре аспекта содержания образования: образование как ценность, образование как система, образование как процесс, образование как

результат. Необходимо отметить, что данные компоненты являются основными объектами методического проектирования.

Таким образом, методическое проектирование рассматривается как многогранный феномен. При изучении данного вопроса можно столкнуться с большим количеством подходов к определению сущности этого понятия. Проектирование может рассматриваться с противоположных точек зрения.

1. Методологический принцип - в соответствии с данным принципом личностный смысл педагогического действия непосредственно влияет на осуществление деятельности педагога, проектная деятельность является смыслообразующей, именно она подразумевает под собой построение четкого плана и дальнейшее следование ему [10]. Методологический компонент связан с овладением учащимися приемами учения, познаниями нового для них предмета, развитием самостоятельной деятельности.

2. Лингвистический принцип строится на методическом проектировании с целью собственно формирования лингвистических навыков и знаний. Данный принцип включает в себя проектирование методики преподавания отдельных языковых компонентов, таких как фонетические, лексические и другие компоненты.

3. Принцип педагогического диспута также является одним из принципов методического проектирования с целью формирования навыков и умений построения научной дискуссии. Это процесс поиска и вовлечения других участников во время проработки проекта. Смысл данного понятия заключается в поиске возможностей для многогранного рассмотрения проекта, проведения всевозможных дискуссий, диспутов, обмена мнениями и опытом. Все это в совокупности позволяет детально проработать проект, рассмотреть проблемы и трудности, которые могут возникнуть при его реализации.

Разработка педагогической технологии строится на основе методического проектирования. Педагогическая технология непосредственно зависит от методического проектирования. Цель методического проектирования при этом остается неизменной - организация обучения иностранным языкам. При этом при разработке методов педагогической технологии необходимо обя-

зательно руководствоваться названными ранее принципами. Также необходимо учитывать выполнение сопровождающих второстепенных целей по общему психолого-педагогическому развитию учеников. Таким образом, проектировать в педагогике значит не только составить модель по изучению какой-либо темы или феномена, но также детально спроектировать все второстепенные явления, которые играют не менее важную роль, чем сама основная цель [11].

Одним из основополагающих и самым главным объектом методического проектирования является содержание обучению иностранным языкам. Но, как уже было рассмотрено ранее, Б.С. Гуршенский и другие ученые разделяют данное понятие на множество других подтипов.

Таким образом, в широком понимании объектами методического проектирования являются педагогические системы, педагогический процесс, педагогические ситуации. В то время, как методическое проектирование иноязычного образования в узком смысле -это проектирование методов обучения иностранному языку на вышеуказанных уровнях: педагогической системы, процесса и ситуации.

Педагогическая система - единство системы целей образования и всех факторов педагогического процесса, способствующих достижению этих целей.

Педагогическая система обладает рядом особых признаков:

- педагогическая система имеет ярко выраженную цель. Данная цель заключается в развитии. Причем речь идет не только о развитии учащихся, но также о развитии самого педагога;

- субъектом данной системы всегда является учащийся. Все, что относится к педагогическому процессу, любое действие, процесс, модель, все это направлено на ученика, который является главным звеном педагогической системы;

- педагогическая система всегда подстраивается под обстоятельства. Речь идет о том, что она способна изменяться под действием внешних факторов.

Помимо этого, педагогическая система имеет многоуровневую структуру. Можно отдельно рассматривать такие понятия, как педагогическая система отдельного общеоб-

разовательного учреждения, а можно рассмотреть его в более широком или узком смыслах. Так, мы можем говорить о существовании педагогической системы преподавателя, ведь каждый педагог строит свою работу по собственно выработанному плану, основываясь на своих знаниях и опыте. Помимо этого, существует педагогическая система отдельного курса.

Если же мы рассмотрим педагогическую систему в более широком смысле, то здесь речь идет о педагогической системе целой страны, системе единых государственных стандартов. В самом широком смысле можно говорить о международной педагогической системе. В данном контексте имеется в виду общность педагогических целей или же, например, предметов обучения. Несмотря на разницу образования во всем мире, в каждой стране учащиеся обязаны изучать родной язык, математику, другие базовые науки. Все вместе это складывается в понятие интернациональной педагогической системы.

Помимо педагогической системы, ученые, такие как В.С. Безрукова, Н.Ф. Радионова и другие, выделяют следующие объекты.

В.С. Безрукова в своем труде «Проективная педагогика», помимо педагогической системы, выделяет понятие педагогического процесса - объединение в единое целое тех компонентов, которые способствуют развитию учащихся и педагогов в их непосредственном взаимодействии. Педагогический процесс является главным для педагога объектом проектирования [12, с. 94, 97].

Любой педагог непосредственно сталкивается с методическим процессом ежедневно в процессе своей деятельности. Педагогические процессы отличаются в зависимости от разных уровней педагогической системы. На самом нижнем уровне педагогический процесс рассматривается как форма контакта и взаимодействия между учащимися и педагогом во время учебного занятия. На уровне образовательного учреждения - это урок, зачет, экзамен, коллоквиум, тестирование и многие другие педагогические процессы. На самом высоком уровне, указанном в предыдущем пункте (регион или государство), речь идет о проведении педагогических совещаний, съездов, конференций, выпуске педагогических изданий и т. п.

Таким образом, педагогический процесс можно сравнить с мотором, двигателем педагогики в целом. Именно большая вариабельность педагогических процессов позволяет преподавателю по-разному строить различные учебные ситуации и добиваться необходимых целей обучения.

Педагогический процесс подразделяется на ряд определенных форм, таких как концепция, модель, план и методический замысел.

Концепция - это одна из основополагающих форм методического проектирования, посредством которой излагается главенствующая точка зрения, замысел педагогического процесса, теоретические исходные принципы построения педагогических систем. Концепция основывается на результатах научных исследований. Главная цель концепции - изложить теорию в конструктивной, прикладной форме. Таким образом, в любой концепции отражаются именно те идеи, взгляды, которые могут иметь практическое воплощение в тех или иных педагогических системах или процессах.

Модель является эквивалентом педагогического процесса, который мы подробно рассмотрели ранее. Можно лишь отметить, что под моделью можно понимать не только лишь процесс, но и модель субъектов педагогического процесса. Можно четко составить модель идеального педагога или модель учащегося, и данные модели могут служить эталоном, к которому следует стремиться.

План - это документ, который составляется по определенным моделям и правилам, в котором содержится перечень учебных мероприятий, а также порядок и место их проведения. В процессе проектирования план занимает основополагающее место и повсеместно используются, как, например, план занятия или же план всего учебного процесса и т. д. Соответственно, каждый из этих типов отличается друг от друга по ряду признаков [13].

Методический замысел - это самый начальный уровень методического проектирования, который запускает выполнение всех последующих уровней. Именно с замысла начинается построение любой методики. Методический замысел в педагогике подобен метроному в музыке, который задает нужный ритм музыкальному произведению. Именно он служит первой стадией для последующей реализации педагогического процесса. Стоит

отметить, что в работах некоторых современных ученых понятию «методический замысел» иногда присваивается определение педагогической мечты, как, например, в работах Е.Г. Шароновой [14].

Третьим объектом методического проектирования является педагогическая ситуация.

Педагогическая ситуация - это непосредственная часть педагогического процесса, которая характеризует его состояние в определенное время и в определенном пространстве.

Педагогическая ситуация неотделима от педагогического процесса, они всегда возникают во время определенного педагогического процесса, урока, экзамена и т. д.

Именно благодаря педагогическим ситуациям возможно определить, достигается ли цель обучения или нет. Как указывает В.С. Безрукова, педагогическая ситуация является важнейшим индикатором успешности педагогического процесса. Так, например, различные проблемы между педагогом и учащимися, возникающие во время урока, являются показателями нарушения одного из объектов педагогического проектирования. Это могут быть нарушения как на уровне педагогического процесса, так и на уровне всей педагогической системы. Последняя ситуация является важнейшей ситуацией, которая показывает необходимость модификации или полного изменения всей педагогической системы, чаще всего на уровне отдельного учебного заведения, но также данный процесс возможен и на самом высоком уровне [12, с. 98].

Тем не менее другие ученые рассматривают педагогическую ситуацию под иным углом зрения. Так, например, с точки зрения представителя отечественной школы педагогики В.В. Серикова, педагогическая ситуация является специфичным педагогическим механизмом, который ставит учащегося в новые условия, которые изменяют его обычный ход жизнедеятельности, они требуют от него новую модель поведения, чему предшествуют рефлексия, осмысление, переосмысление сложившейся ситуации [15]. В таком случае задача педагога - это проектирование методики обучения, подходящей для нового вида жизнедеятельности учащегося. Специфика подобного развития состоит в осмысливании (наделении смыслами), субъективировании,

переживании определенной жизненной ситуации. При этом данная ситуация создается самим субъектом и является для него определенным событием.

Важнейшим моментом при этом является личностный опыт. Именно благодаря такому опыту субъект способен адекватно оценивать, осмыслять различные ситуации. Таким образом, учащийся учится быть независимым от ситуации, уметь подстраивать ее под свои собственные потребности и даже преобразовывать ее [16].

Методическое проектирование строится на строгом соблюдении двух главенствующих принципов: принципа человеческих приоритетов и принципа саморазвития.

Принцип человеческих приоритетов является самым главным и предполагает следующие аспекты:

- цель методического проектирования должна быть подчинена истинным потребностям учащихся. При этом педагог должен учитывать возможности своих учеников. В связи с этим варьируется и проектирование методов педагогического процесса. Они должны находиться в полной корреляции с целью учебной программы;

- из первого аспекта логично следует то, что методическое проектирование должно быть лабильным. Педагог должен быть всегда готов совершить необходимые модификации в методике преподавания или даже отказаться от определенного метода в случае его неработоспособности для достижения положительного результата. Таким образом, обобщая вышесказанное, метод не может рассматриваться как структура, которая в обязательном порядке будет выполнена в соответствии с исходным планом. Методика должна быть гибкой, поэтому педагог всегда должен продумывать гипотетическую возможность модификации методов обучения. К тому же необходимо отметить, что педагог обязан ставить себя на место учащихся. Важную роль здесь играет прогнозирование ситуации. Опытный педагог всегда чутко реагирует на изменение поведения учащихся вследствие различных педагогических ситуаций. Таким образом, прогнозирование является еще одним важным принципом методического проектирования.

Второй основной принцип - принцип саморазвития - означает создание таких ме-

тодик, которые дают учащимся возможность саморазвития.

Только лишь строгое соблюдение данных педагогических принципов делает возможным успешную реализацию педагогического проекта и достижение положительной цели [17].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассматривая этапы методического проектирования, нужно отметить, что данный вопрос рассматривается многими учеными, такими как Дж. ван Гиг, В.М. Шепель, Н.А. Масюкова, Н.Е. Седова, И.А. Колесникова, Е.С. Заир-Бек, В.И. Волынкин, В.Е. Ра-дионов, В.В. Сериков и др. Некоторые из них составляют общий алгоритм действий. Другие же создают комплексные классификации, включающие в себя множество пунктов и подпунктов.

Приведем примеры классификации различных ученых.

Дж. ван Гиг выделяет три фазы проектирования:

1) формирование стратегии и предварительное планирование;

2) оценивание вариантов;

3) реализация, анализ результатов и коррекция [18].

H.Е. Седова более детально рассматривает каждую ступень педагогического проектирования, выделяя 14 этапов.

I. Анализ объекта проектирования.

2. Выбор форм проектирования.

3. Теоретическое обеспечение проектирования.

4. Методическое обеспечение проектирования.

5. Пространственно-временное обеспечение.

6. Материально-техническое обеспечение.

7. Правовое обеспечение.

8. Выбор систематизирующего фактора.

9. Установление связей и зависимостей.

10. Составление документа.

11. Мысленное применение проекта.

12. Экспертная оценка проекта.

13. Корректировка.

14. Принятие решения об использовании проекта [19].

В классификации Н.Е. Седовой методическому проектированию отводится место в начале проектной деятельности, на уровне методического обеспечения проектирования. При этом дальнейшие этапы, в том числе

этапы составления, применения и корректировки проекта строятся на базе уже выработанной методики.

С точки зрения И.А. Колесниковой, проектирование осуществляется посредством четырех этапов.

1. Предпроектный этап - этап, который включает в себя замысел проекта, а также его документальное отражение, а именно составление планов, проектов и т. п.

2. Этап реализации проекта - собственно реализация проекта на практике посредством создания педагогических ситуаций и процессов.

3. Рефлексивный этап - этап осмысления итогов проекта, анализ положительных и отрицательных сторон проекта.

4. Постпроектный этап - финальный этап, который включает в себя распространение результатов и продуктов проектной деятельности [20].

В.И. Волынкин и Г.В. Палаткина предлагают рассматривать этапы педагогического проектирования как ступени, каждая из которых необходима. Без одной ступени нет возможности достичь верхушки, то есть цели проектирования. Таких ступеней в его концепции обнаруживается три: моделирование, собственно проектирование и конструирование. На основании классификации В.И. Во-лынкина формируется деление методического проектирования на три ступени.

1. Методическое моделирование - это разработка методов создания педагогических систем, процессов или ситуаций, а также методов для основных путей их достижения.

2. Методическое проектирование -дальнейшая разработка созданных методов и их доведение до уровня практического использования.

3. Методическое конструирование - это дальнейшая детализация методов в рамках созданного проекта, приближающая их к использованию в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений [21].

На основании рассмотренных классификаций различных видов проектирования возможно составление простой алгоритм-схемы (рис. 1), которая отражает в себе понятие методического проектирования и его реализации.

Несомненно, деятельность по методическому проектированию намного более комплексная, чем данный алгоритм, но на его примере можно отметить отражение главной

цели методического проектирования обучения иностранному языку - это достижение результата изначального проекта, иначе говоря, усвоения обучающимися навыков владения иностранным языком. При этом необходимо отметить, что результат необязательно должен быть положительным, так как достижение отрицательного результата, тем не менее, также является определенным завершением работы, которая впоследствии приводит к определенным изменениям методики.

В заключение отметим, что каждая из рассмотренных нами концепций четко отражает структуру методического проектирования. Только лишь следование данным этапам позволяет достичь положительного результата в педагогическом процессе. Каждый этап требует большого количества сил, умения и опыта от преподавателя, а также большого терпения и гибкости. Только совокупность данных черт позволяет выполнить главную образовательную и воспитательную цель педагогического процесса.

Рис. 1. Алгоритм методического проектирования

Нами рассматривалась основополагающая роль методического проектирования для формирования образовательных навыков у учащихся. Методическое проектирование представляет собой скелет педагогического процесса, его основу. Тем не менее, несмотря на всю важность замысла и реализации методического проекта, нельзя забывать, что главной целью образования остается усвоение учащимися навыков владения иностранным языком, а значит, этап корректировки методики является одним из важнейших для успешного функционирования всей педагогической системы.

Список литературы

1. Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. М., 1976. 1096 с.

2. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / под ред. В.С. Степина. М.: Мысль, 2001.

3. Ханна Э., Рэнс С. Словарь терминов и определений ITIL на русском языке. URL: http:// itsmforum.ru/ZAM-test/Russian_2011_Glossa-ry_v2.0.pdf (дата обращения: 21.05.2017).

4. Ломакина О.Е. Этапы проектирования деятельности // Высшее образование в России. 2003. № 3. С. 127-130.

5. Слободчиков В.И. Новое образование - путь к новому обществу // Школьные технологии. 1997. № 3. С. 3-6.

6. Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований (Методологический анализ) // Педагогика и логика. М.: Касталь, 1993.

7. Бедерханова В.П. Становление личностно ориентированной позиции педагога. Краснодар, 2001.

8. Энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. М.: Гардарики, 2004.

9. Григорьева Е.Я. Методическое проектирование содержания школьного иноязычного об-

разования в условиях его модернизации // Иностранные языки в школе. 2014. № 8. С. 2-6.

10. Байбородова Л.В., Важнова О.Г., Рожков М.И. Проектирование педагогической деятельности школы: из опыта школы-комплекса № 87 г. Ярославля. Ярославль: ЯГПУ, 1997. 77 с.

11. Бедерханова В.П., Бондарев П.Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности. Краснодар, 2000.

12. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург: Деловая книга, 1999.

13. Кириченко Е.Б. Практическая педагогика: материалы к занятиям. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008.

14. Шаронова Е.Г. Технология социально-экологического воспитания учащейся молодежи в Чувашской Республике. М., 2013.

15. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование: поиск новой парадигмы. М., 1998.

16. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. 272 с.

17. Батышев С.Я. Профессиональная педагогика. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. 904 с.

18. Гиг Дж. ван. Прикладная общая теория систем: в 2 кн. М., 1981.

19. Седова Н.Е. Основы практической педагогики. М., 2008.

20. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование / под ред. И.А. Колесниковой. М.: Изд. центр «Академия», 2005. 288 с.

21. Волынкин В.И., Палаткина Г.В. Педагогическое сопровождение в социокультурной деятельности. Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2011.

Поступила в редакцию 12.11.2017 г. Отрецензирована 18.12.2017 г. Принята в печать 20.02.2018 г.

Информация об авторе

Беляев Антон Алексеевич, ассистент кафедры иностранных языков в сфере профессиональной коммуникации. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: aragon_rw@mail.ru

Для цитирования

Беляев А.А. Цели, структура и содержание методического проектирования // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23, № 172. С. 49-59. БО!: 10.20310/1810-0201-2018-23-172-49-59.

DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-172-49-59

OBJECTIVES, STRUCTURE AND SUBJECT OF A METHODOLOGICAL PLANNING

Anton Alekseevich BELYAEV

Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation E-mail: aragon_rw@mail.ru

Abstract. The research is devoted to the full review of the notion of a methodological planning. This research is very actually now because despite a big using of the methodological planning in modern educational institutions, this notion stays insufficiently explored from theoretical point of view. The theoretical basis of this notion allows to use it completely and correctly in practice. This research is based on the methods of the theoretical and comparative analyses. Different opinions and comments of Russian and foreign scientists, who examine the general fact of the planning and the methodological and pedagogical planning, are studied. It was found that the methodological planning is a part of the larger notion - the pedagogical planning. At plus the methodological planning is one of the stages of the pedagogical process which is a part of the pedagogical system. As illustrations some examples of the methodological planning's using in schools and in universities of the Russian Federation were used. It was proved that the methodological planning is one of the most important stages of the pedagogical process. In virtue of the comparative analysis of the definitions of others authors, our own definition of the methodological planning is offered. As example of the sequential algorithm stages of the methodological planning and possible ways of its realization were studied. It is necessary to use the methodological planning in the pedagogy for the realization of the most important purpose of a pedagogical process - it is the good knowledge assimilation by pupils and students.

Keywords: plan; planning; pedagogical planning; methodological planning; pedagogical system; pedagogical process

References

1. Dvoretskiy I.K. Latinsko-russkiy slovar' [Latin-Russian Dictionary]. Moscow, 1976, 1096 p. (In Russian).

2. Stepin V.S. (ed.). Novayafilosofskaya entsiklopediya: v 4 t. [New Philosophy Encyclopedia: in 4 vols.]. Moscow, Mysl Publ., 2001. (In Russian).

3. Hanna A., Rance S. Slovar' terminov i opredeleniy ITIL na russkom yazyke [Dictionary of ITIL terms and definitions in Russian]. (In Russian). Available at: http://itsmforum.ru/ZAM-test/Russian_2011_Glossary_v2.0.pdf (accessed 21.05.2017).

4. Lomakina O.E. Etapy proektirovaniya deyatel'nosti [Stages of activity planning]. Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher Education in Russia, 2003, no. 3, pp. 127-130. (In Russian).

5. Slobodchikov V.I. Novoe obrazovanie - put' k novomu obshchestvu [New education - a way to new society]. Shkol'nye tekhnologii [School Technologies], 1997, no. 3, pp. 3-6. (In Russian).

6. Shchedrovitskiy G.P. Sistema pedagogicheskikh issledovaniy (Metodologicheskiy analiz) [System of pedagogic researches (Methodological analysis)]. Pedagogika i logika [Pedagogy and Logic]. Moscow, Kastal Publ., 1993. (In Russian).

7. Bederkhanova V.P. Stanovlenie lichnostno orientirovannoy pozitsii pedagoga [Development of Personal-Oriented Position of a Teacher]. Krasnodar, 2001. (In Russian).

8. Ivin A.A. (ed.). Entsiklopedicheskiy slovar' [Encyclopaedical Dictionary]. Moscow, Gardariki Publ., 2004. (In Russian).

9. Grigoreva E.Y. Metodicheskoe proektirovanie soderzhaniya shkol'nogo inoyazychnogo obrazovaniya v usloviyakh ego modernizatsii [Methodological planning of school foreign language education in the conditions of modernization]. Inos-trannye yazyki v shkole - Foreign Languages at School, 2014, no. 8, pp. 2-6. (In Russian).

10. Bayborodova L.V., Vazhnova O.G., Rozhkov M.I. Proektirovanie pedagogicheskoy deyatel'nosti shkoly: iz opyta shko-ly-kompleksa № 87 g. Yaroslavlya [Planning of Pedagogic Activity of School from the Experience of School-Complex no. 87 of Yaroslavl]. Yaroslavl, Yaroslavl State Pedagogical University Publ., 1997, 77 p. (In Russian).

11. Bederkhanova V.P., Bondarev P.B. Pedagogicheskoe proektirovanie v innovatsionnoy deyatel'nosti [Pedagogic Planning in Innovative Activity]. Krasnodar, 2000. (In Russian).

12. Bezrukova V.S. Pedagogika. Proektivnayapedagogika [Pedagogy. Planning Pedagogy]. Yekaterinburg, Delovaya kniga Publ., 1999. (In Russian).

13. Kirichenko E.B. Prakticheskaya pedagogika: materialy k zanyatiyam [Practical Pedagogy: Materials for Lessons]. Yaroslavl, Yaroslavl State Pedagogical University Publ., 2008. (In Russian).

14. Sharonova E.G. Tekhnologiya sotsial'no-ekologicheskogo vospitaniya uchashcheysya molodezhi v Chuvashskoy Respub-like [Technology o Social-Ecological Education of Students in Chuvash Republic]. Moscow, 2013. (In Russian).

15. Serikov V.V. Lichnostno orientirovannoe obrazovanie: poisk novoy paradigmy [Personal Oriented Education: Search for New Paradigm]. Moscow, 1998. (In Russian).

16. Serikov V.V. Obrazovanie i lichnost'. Teoriya i praktika proektirovaniya pedagogicheskikh sistem [Education and Personality. Theory and Practice of Pedagogic Systems Planning]. Moscow, Logos Publ., 1999, 272 p. (In Russian).

17. Batyshev S.Y. Professional'nayapedagogika [Professional Pedagogy]. Moscow, "Professional'noe obrazovanie" Association Publ., 1999, 904 p. (In Russian).

18. Gig J. van. Prikladnaya obshchaya teoriya system: v 2 kn. [Applied Theory Systems: in 2 bks.]. Moscow, 1981. (In Russian).

19. Sedova N.E. Osnovyprakticheskoypedagogiki [Basics of Practical Pedagogy]. Moscow, 2008. (In Russian).

20. Kolesnikova I.A., Gorchakova-Sibirskaya M.P. Pedagogicheskoe proektirovanie [Pedagogic Planning]. Moscow, Publishing Centre "Akademiya", 2005, 288 p. (In Russian).

21. Volynkin V.I., Palatkina G.V. Pedagogicheskoe soprovozhdenie v sotsiokul'turnoy deyatel'nosti [Pedagogic Accompaniment in Social and Cultural Activity]. Astrakhan, Publishing House "Astrakhan University", 2011. (In Russian).

Received 12 November 2017 Reviewed 18 December 2017 Accepted for press 20 February 2018

Information about the author

Belyaev Anton Alekseevich, Assistant of Foreign Languages in the Professional Sphere Department. Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation. E-mail: aragon_rw@mail.ru

For citation

Belyaev A.A. Tseli, struktura i soderzhanie metodicheskogo proektirovaniya [Objectives, structure and subject of a methodological planning]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2018, vol. 23, no. 172, pp. 49-59. DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-172-49-59. (In Russian, Abstr. in Engl.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.