УДК 78.091 ББК 54.6
Курносова Светлана Александровна
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра педагогики, психологии и предметных методик Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Kurnosova Svetlana Alexandrovna Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor Chair of Pedagogics and Subject Teaching Methods Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk
Подготовка студентов вуза к проектированию педагогического дизайна: постановка проблемы
Higher School Students’ Training for Pedagogical Design Projecting
В статье на уровне научно-педагогической теории, современной образовательной практики, нормативно-правовой базы обоснована актуальность подготовки студентов вуза к проектированию педагогического дизайна, сформулированы противоречия, являющиеся движущей силой исследуемой проблемы.
The article proves the topicality of the higher school students’ training for pedagogical design projecting on the level of the scientific-and-pedagogical theory, modern educational practical work and regulatory-and-legal framework; the contradictions, which are the main driving motives of the problem under research, are formulated.
Ключевые слова: педагогический дизайн, информационно-
образовательное пространство, проектирование.
Key words: pedagogical design, information-and-educational space,
pedagogical design projecting.
Развитие глобальных процессов информатизации общества ведет к формированию информационного пространства и нового, информационного, уклада жизни и профессиональной деятельности. Исторически сложилось так, что именно образование является одной из первых областей информатизации социума, призванной формировать новую информационную культуру человека - личности, умеющей работать в условиях внедрения информационных технологий, информатизации всех сфер деятельности человека. Новые целевые установки образования основываются на приоритете человеческой личности, развитие которой должно стать главной ценностью и важнейшим результатом образования.
В выступлении Президента РФ В.В.Путина на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» (2008 г.) отмечается, что переход на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал: «Развитие человека -это и основная цель, и необходимое условие прогресса современного общества. Будущее России зависит от образования людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов. От мотивации к инновационному поведению граждан и от отдачи, которую приносит труд каждого человека, будет зависеть будущее России. Развитие национальных систем образования становится ключевым элементом глобальной конкуренции и одной из наиболее важных жизненных ценностей» [1]. Эти новые ориентиры системы образования проявляются в различных направлениях ее развития: в построении системы непрерывного образования, появлении форм альтернативного обучения, разработке новых подходов к формированию содержания образования, создании нового информационнообразовательного пространства.
Под информационно-образовательным пространством понимается, как правило, единое пространство [5], построенное с помощью интеграции информационных образовательных ресурсов (объектов педагогического дизайна): информации на традиционных и электронных носителях,
компьютерно - телекоммуникационных технологий взаимодействия, включающих в себя виртуальные библиотеки, распределенные базы данных, учебно-методические комплексы и расширенное дидактическое обеспечение. Проектирование педагогического дизайна предусматривает возможность организовать для студентов такое информационно-образовательное пространство, в котором они смогут полнее раскрыть свои возможности и способности, проявить необходимые личностные качества.
В этой связи, одной из основных становится проблема подготовки студентов, способных максимально эффективно использовать информационные образовательные ресурсы и возможности разнообразных компьютерных программ для решения проблем профессионального характера: от разработки отдельной задачи в цифровом формате до создания комплексных электронных
пособий, интегрирующих предмет в целостную образовательную область. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, в том числе и по непедагогическим направлениям и специальностям, в характеристику профессиональной деятельности включают организационно-управленческую и нормативно-методическую деятельность, к числу общекультурных компетенций относят способности приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии, навыки работы с компьютером, базовые знания в области информационных технологий, к профессиональным компетенциям - владение основами педагогического мастерства (бакалавриат), разработку учебнометодических материалов(магистратура). В таких условиях вопрос совершенствования содержания теоретико-методологической, методической и практической подготовки студентов вуза к проектированию педагогического дизайна, опирающегося на научно обоснованные положения разработки и использования информационно-компьютерных технологий и представляющего собой развёрнутую систему, учитывающую различные компоненты подготовки студентов вуза, получает все большую актуальность.
В теоретическом плане отдельные аспекты подготовки студентов вуза к проектированию педагогического дизайна освещены в трудах отечественных и зарубежных исследователей: основы профессиональной готовности будущего специалиста изучались А.Абдуллиной, С.И.Архангельского, Е.П.Белозерцева, К.М.Дурай-Новаковой, Н.В.Кузьминой, М.М. Левиной, А.В.Петровского,
В.А.Сластенина, Л.Ф.Спирина, А.И.Шербакова и др.; методология определения содержания профессионального образования и готовности студентов к профессиональной деятельности представлена в исследованиях А.Л.Денисовой, Э.И.Кузнецова, Б.С.Митина, В.Ф.Мануйлова и др.; подходы к использованию информационных технологий в образовании В.С.Адольф, Н.Е.Астафьевой, Е.П.Велихова, С.Г.Григорьева, К.К.Колина, В.М.Монахова, Е.С.Полат,
В.Г.Разумовского, И.В.Роберт, А.Ю. Уварова и др. Сущность информационной культуры, ее содержание и структура, а также функционирование информационно-образовательного пространства рассматриваются в работах М.И.Башмакова, Г.А.Бордовского, Г.Г.Воробьева, Н.И.Гендиной, А.П.Ершова,
В.А.Извозчикова, Е.Я.Когана, В.М.Монахова, Ю.А.Первина, С.Н.Позднякова, И.В.Роберт и др.
Отдельные вопросы, связанные с педагогической подготовкой преподавательских кадров для вузов как в России, так и за рубежом рассматриваются в работах Э.Ш. Абдюшева, В.А. Антиповой, В.С. Бабкиной, Н.В. Бачмановой, Е.В. Бережновой, Б.Л. Вульфсона, К.К. Гомоюнова, В.Н. Гончарова, С.И. Григорьева, М.П. Громковой, Л.Г. Егоровой, М.И. Ерецкого, 3.Ф. Есаревой, В.И. Загвязинского, М. А. Ивановой, А. Кабош,
B.М. Ковалевой, С.Ю. Ключникова, В.Б. Колаховского, В.А. Кузнецова, Н.В. Кузьминой, Ж. М.Леклерк, Р.А. Лозовской, В.М. Рогинского, Ж.Руэ,
C.С. Савончик, В. Сенашенко, Н.А. Томина, Ю.Е. Штейнсапир, Ю.К. Янковского и др. В контексте непрерывного образования эта проблема рассматривалась В.Г. Онушкиным, Н.В. Седовой, В.Н. Скворцовым, Г.П. Чепуренко и др.
Вопросы формирования содержания подготовки студента вуза к применению и проектированию информационных ресурсов в профессиональной деятельности, обновлении методологии и методики обучения информатике в вузах исследуются в работах Г.А.Бордовского, Ю.С.Брановского, Я.А.Ваграменко, В.А.Далингера, Т.В.Добудько,
С.А.Жданова, В.Л.Извозчикова, А.Ю.Кравцовой, А.А.Кузнецова,
Э.И.Кузнецова, В.В.Лаптева, М.П.Лапчика, В. Л .Матросова, А.В.Петрова, Н.В. Софроновой, М. В. Швецкого и др. Отдельные направления процесса проектирования информационных образовательных ресурсов научно обоснованы Я.С. Дымарским, В.П. Мороз, С.А. Христочевский, И.А. Цвелая, М.В. Шугриной, автоматизация процесса проектирования образовательных ресурсов - А.В. Тряпельниковым, В.В. Фоминым, В.В. Яхненко; вопросы человеко-компьютерного взаимодействия раскрыты И.У. Алиевой. Многие исследователи (В.Г. Кинелев, К.К. Колин, А.А. Кузнецов и др.) вполне обоснованно полагают, что цели, содержание и технологии подготовки студентов к проектированию педагогического дизайна в существующей образовательной практике не соответствуют современным требованиям и не могут обеспечить адекватную подготовку человека к стремительно
приближающейся панинформационной будущности. Современное высшее профессиональное образование должно быть направлено не просто на повышение уровня образованности, профессиональной компетентности человека, а на формирование нового типа интеллекта, иного образа и способа мышления, приспособленных к весьма быстро меняющимся экономическим, технологическим, социальным и информационным реалиям окружающего мира; деятельности самого человека; информационной культуры гражданина информационного общества.
Данное требование нашло отражение в нормативных и программных документах международного (Всемирный доклад ЮНЕСКО по коммуникации и информации) и федерального («Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 г», Приказ Минобрнауки № 63 от 1 марта 2005 года «Порядок разработки и использования образовательных технологий», Проект Программы информатизации профессионального образования,
Федеральный закон от 01.07.2002 №110819-3 «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части дистанционных образовательных технологий)) уровней. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» подтверждает, что «модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни». В качестве отдельной задачи, обеспечивающей совершенствование педагогического корпуса, становится привлечение в образовательные учреждения учителей, не имеющих базового педагогического образования: «пройдя психолого-педагогическую подготовку, освоив новые образовательные технологии, они смогут продемонстрировать учащимся свой богатый профессиональный опыт» [2]. В Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года
указаны перспективы развития профессионального образования, в соответствии с которыми требуется привнесение существенных изменений в процесс подготовки специалистов с учётом потребностей личности и социального заказа, с целью становления и развития у студентов вузов профессиональных компетенций, обеспечивающих их полноценное функционирование в обществе и самореализацию в будущей профессиональной деятельности. Одной из перспективных тенденций профессионального образования является подготовка студентов вуза к проектированию педагогического дизайна.
Анализ нормативных документов, реальной образовательной практики показал, что существующая подготовка специалистов в современном высшем профессиональном образовании пока ориентирована в основном на формирование знаний и умений, необходимых для осуществления профессиональной деятельности, на приоритетное использование традиционных средств профессиональной подготовки и крайне редкое применение потенциала педагогического дизайна. Однако при этом набирают темп процессы информатизации образования. Сложившаяся система профессионального образования оказывается неспособной подготовить специалиста, способного проектировать объекты педагогического дизайна и интегрировать их в информационное образовательное пространство. Между тем педагогический дизайн, по сути, является необходимым средством профессиональной подготовки на современном этапе становления информационного общества, а готовность к его проектированию -необходимым компонентом информационной культуры
высококвалифицированного специалиста.
Актуальность проблемы подтверждают и статистические данные. В процессе социологического исследования, проводимого в 2007-2010 гг. среди студентов и преподавателей ГОУ ВПО «Челябинский государственный университет», «Московский педагогический государственный университет», филиал в г.Челябинске, «Челябинский государственный педагогический
университет», «Южно-Уральский профессиональный институт», «Южно-
Уральский государственный университет», было выявлено, что менее 30% преподавателей вузов используют педагогический дизайн в учебном процессе,
только 20% - обращаются к интернет-ресурсам и только 7% умеет самостоятельно создавать информационные образовательные ресурсы, востребованные в образовательной практике, при этом они не осознают необходимости интегрировать их в информационно-образовательное пространство вуза. Студентам был задан вопрос о сущности и возможностях педагогического дизайна. Среди опрошенных не оказалось тех, кто бы абсолютно ни использовал в процессе обучения персональный компьютер и ресурсы Интернета. Большинство студентов (84%) имеют возможность использовать сеть Интернет в образовательных целях, и используют интенсивно, практически ежедневно, 63% опрашиваемых, и, как следствие, считают данную форму обучения доступной 84% респондентов. Об отсутствии необходимых навыков, позволяющих самостоятельно создавать
информационные образовательные ресурсы, сказали 98% респондентов, абсолютное большинство (100%) не имеет представления о теоретических и методических основах проектирования объектов педагогического дизайна.
Таким образом, есть основания утверждать, что в социальнопедагогической практике, в педагогической науке и деятельности каждого педагога высшей школы существуют противоречия на следующих уровнях:
• социально-педагогическом: между обострением проблемы
подготовки студентов вуза к проектированию педагогического дизайна и необходимостью построения информационного общества с одной стороны, и не в полной мере реализованными возможностями высших учебных заведений в образовании таких граждан, обладающих высокой информационнопедагогической культурой, основой которой является готовность студентов вуза к проектированию педагогического дизайна, с другой стороны;
• научно-педагогическом: между наличием научных разработок по теории подготовки студентов вуза к проектированию педагогических ресурсов, наличием современных концептуальных подходов к подготовке будущих педагогов и отсутствием методологической базы подготовки студентов вуза к проектированию педагогического дизайна и, как следствие, недостаточными возможностями высших учебных заведений в его осуществлении;
• научно-методическом: между необходимостью выработки общих
требований к подготовке студентов вуза к проектированию педагогического дизайна и их неопределенностью в реальных условиях высшего образования; между необходимостью развития мотивационно-смыслового, когнитивного, деятельностного компонентов готовности студентов вуза к проектированию педагогического дизайна и неразработанностью комплекса профессиональнопедагогических задач информационно-педагогической направленности для их достижения; между необходимостью объективной оценки состояния
подготовки студентов вуза к проектированию педагогического дизайна и недостаточной разработанностью системы соответствующих оценочных показателей; между необходимостью эффективного подготовки студентов вуза к проектированию педагогического дизайна и необоснованностью
соответствующего комплекса педагогических условий.
Итак, актуальность настоящего исследования определяется: 1)
эволюционными тенденциями в образовании, связанными с необходимостью подготовки студентов вуза к проектированию педагогического дизайна; 2) неразработанностью концептуальных оснований подготовки студентов вуза к проектированию педагогического дизайна, отражающих диалектическое единство теоретической и технологической сторон данного процесса; 4) недостаточной разработанностью методико-технологического аппарата подготовки студентов вуза к проектированию педагогического дизайна; 5) необходимостью создания инфраструктуры подготовки студентов вуза к проектированию педагогического дизайна и накопления банка данных в этом аспекте.
Библиографический список
1. Выступление Президента РФ В.Путина на расширенном заседании
Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» - ЦКЬ:
http://archive.kremlin.ru/text/appears/2008/02/159528.shtml (Дата обращения 10.11.2009)
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - ЦКЬ:
http://www.educom.ru/ru/nasha пруауа shkola/school.php (Дата обращения 01.03.2010)
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской
Федерации на период до 2020 года - ЦКЬ:
http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=82134 (Дата обращения -05.04.2010)
4. Никитина, Е.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вуза: перспективные подходы/ Е.Ю. Никитина, О.Ю. Афанасьева. - М.: МАНПО,2006. - 154 с.
5. Уваров, А.Ю. Педагогический дизайн /А.Ю. Уваров // Информатика: прил. к газ. «Первое сентября». - Б.м. - 2003.-8-15 авг. (№30). - С.2-31.
Bibliography
1. Nikitina, E.Yu. Higher School Students’ Communicative Education Pedagogical
Management: Perspective Approaches [Text] / E.Yu. Nikitina, O.Yu. Afanasieva. - M.: MANPO, 2006. - 154 p.
2. The Conception of Long-Time Socio-Economic Development of the Russian Federation
for a Period up to 2020 [Electronic Resource]. - Access Mode:
http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=82134(05.04.2010).
3. The National Educational Initiative “Our New School” [Electronic Resource] - Access Mode: http://www.educom.ru/ru/nasha novaya shkola/school.php(01.03.2010).
4. The President of the Russian Federation V. Putin’s Public Speech at the Enlarged State Council Meeting “About Russia’s Development Strategy up to 2020 [Electronic Resource]. - Access Mode: http://archive.kre^mlin.ru/text/appears/2008/02/159528.sht^ml (Application Date 10.11.2009).
5. Uvarov, A.Yu. Pedagogical Design [Text] / A.Yu. Uvarov // Computer Science:
Enclosing to «1st September» Newspaper. - B.m. - 2003. - Aug., 8-15 (№30). - P. 2-31.