Научная статья на тему 'Методологический регулятив подготовки студентов к проектированию педагогического дизайна'

Методологический регулятив подготовки студентов к проектированию педагогического дизайна Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РЕГУЛЯТИВ / ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ВУЗА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / ФРЕЙМ / ФРЕЙМОВЫЙ ПОДХОД / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION STUDENTS' TRAINING / METHODOLOGICAL REGULATOR / PROJECTING / PEDAGOGICAL DESIGN / FRAME / FRAME APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курносова Светлана Александровна

Статья посвящена выявлению методологического регулятива подготовки студентов вузов к проектированию педагогического дизайна, в качестве методико-технологического уровня которого автор видит фреймовый подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курносова Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL REGULATOR TO HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION STUDENTS'' TRAINING FOR PEDAGOGICAL DESIGN PROJECTING

The article is devoted to the drawing out methodological regulator to higher educational institution students’ training for pedagogical design projecting. The frame approach is seen by the author as a methodical-and-technological level.

Текст научной работы на тему «Методологический регулятив подготовки студентов к проектированию педагогического дизайна»

УДК 74.08 ББК 34.7

Курносова Светлана Александровна

кандидат педагогических наук, доцент г. Челябинск Kurnosova Svetlana Alexandrovna Candidate of Pedagogics, Assistant Professor Chelyabinsk

Методологический регулятив подготовки студентов вузов к проектированию педагогического дизайна Methodological Regulator to Higher Educational Institution Students'

Training for Pedagogical Design Projecting Статья посвящена выявлению методологического регулятива подготовки студентов вузов к проектированию педагогического дизайна, в качестве мето-дико-технологического уровня которого автор видит фреймовый подход.

The article is devoted to the drawing out methodological regulator to higher educational institution students' training for pedagogical design projecting. The frame approach is seen by the author as a methodical-and-technological level.

Ключевые слова: методологический регулятив, подготовка студентов вуза, проектирование, педагогический дизайн, фрейм, фреймовый подход.

Key words: methodological regulator, higher educational institution students' training, projecting, pedagogical design, frame, frame approach.

Решение такой значительной проблемы, как подготовка студентов вуза к

проектированию педагогического дизайна, требует чёткого методологического регулятива к своей организации, в котором должны быть заложены ведущие тенденции развития общества, социокультурные детерминанты его эволюции в целом и педагогического образования в частности. Методологический регуля-тив является необходимым атрибутом научной концепции, поскольку он определяет комплекс стратегических направлений исследования, что обеспечивает решение ряда проблем, среди которых: 1) упорядочивание понятийного поля; 2) определение новых особенностей и свойств процесса подготовки студентов вуза к проектированию педагогического дизайна; 3) выявление закономерностей и принципов данного процесса; 4) обозначение слабо изученных сторон рассматриваемой проблемы; 5) определение перспектив развития изучаемого направления и, в связи с этим, педагогической науки в целом.

В качестве методологического регулятива выступает совокупность теоретико-методологических подходов, так как исследуемое педагогическое явление в силу своей сложности не должно изучаться с одной точки зрения. Необходимо отметить, что термин «подход» является полисемичным и может рассматриваться как:

- комплекс парадигматических, синтагматических и прагматических структур и механизмов в познании, практике, характеризующий конкурирующие между собой стратегии и программы в науке, политике или организации жизнедеятельности человека;

- мировоззренческая категория, отражающая социальные установки субъектов обучения как носителей общественного сознания;

- глобальная и системная организация и самоорганизация образовательного процесса, и как принципиальная методологическая ориентация исследования;

- совокупность принципов, которые определяют общую цель и стратегию соответствующей деятельности;

- базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с обучаемым и коллективом [3, С. 48].

Нами разделяется мнение Е.Ю. Никитиной, Н.А. Стефанова [3, С.96] о том, что подход - это стратегия исследования изучаемого процесса, проявляющаяся в определенных закономерностях и особенностях. Решение любой исследовательской задачи предполагает выбор теоретико-методической основы, которая является доминирующей для решения научно-исследовательской задачи. Эти определения мы приняли в качестве рабочих.

С нашей точки зрения, подготовка студентов вуза к проектированию педагогического дизайна является сложным педагогическим феноменом, что требует применения комплекса методологических подходов, обеспечивающих получение разноплановых характеристик исследуемого явления. Правомерность такой позиции обуславливается ещё и органической связью научных подходов между собой, которая вытекает, как отмечает Э.П. Семенюк [3, С.58], из внутренней взаимосвязи категорий, составляющих семантическое ядро каждого

подхода. Специфика проектирования педагогического дизайна такова, что подготовка студентов вуза в данной области требует не столько поиска новых, сколько синтеза уже известных теоретико-методологических подходов.

Взаимодополняющая разработка методологических подходов предполагает установление диалектической связи между ними, взаимосвязанное использование при выявлении характерных свойств исследуемого феномена, определение сильных и слабых сторон каждого подхода для решения поставленной проблемы с позиции продуктивности его использования, установление функционального назначения каждого из них и раскрытие результатов их использования в соответствии с иерархической значимостью для изучения процесса подготовки студентов вуза к проектированию педагогического дизайна.

Фреймовый подход выбран нами в качестве методико-технологической основы подготовки студентов вуза к проектированию педагогического дизайна. Фреймовая опора (от англ. framework - рамка, каркас) - стандартная ситуация или структура для представления стереотипных ситуаций. Фреймовая опора может быть выражена в словесной форме, в виде схемы с применением знаков и символов; может быть смешанного типа, т.е. содержать информацию в виде и знаков, и символов, и слов. Понятие «фрейм» было введено М.Минским [2, с.12] в процессе анализа способностей человека к получению информации с использованием зрительного канала восприятия, который сформулировал парадигму для представления знаний с целью использования этих знаний компьютером. Применение фреймовых опор пришло в общую методику из методики преподавания языка. Дидактические возможности фреймовых технологий были доказаны в работах Колодочки Т.Н., Минского М., Гуриной Р.В. и др.

В первоначальном толковании «фрейм» - это «структуры данных для представления стереотипной ситуации зрительного восприятия». Фреймовая модель представления знаний представляет психологическую (когнитивную) модель памяти человека. В ее основе лежит положение о восприятии действительности через сопоставление имеющихся в памяти фреймов, каждый из которых связан с конкретным концептуальным объектом памяти, и информацией,

получаемой из мира действительности. Понятие фрейма широко применяется в современной зарубежной психологии и аналитической философии. Но единообразия в понимании термина нет. Общее во всех определениях - сходство фрейма с модулем технического устройства и с рамкой в кино. В концепции Ч.Филлмора фрейм ассоциирован с секционной модульной мебелью: фреймы комбинируются в более крупные модули или рамки. С.Ойянг дала следующее толкование этому понятию - фрейм, или каркасная структура, рассматривается как общая категориальная структура. Понимание термина мы можем сгруппировать следующим образом: 1)это любая система языковых выборов - все, что имеет статус прототипа сцены; 2)фрейм ассоциируется со словом «каркас» (Э.Гоффман) и указывает на «аналитические леса» - подпорки, с помощью которых человек постигает свой собственный опыт; 3)фреймы - это базисные элементы, которые человек в состоянии идентифицировать в рамках ситуаций; ситуации подчинены организующим принципам, генерирующим те или иные события; 4)фрейм - общее родовое обозначение набора понятий типа «схема», «сценарий», «когнитивная модель»; 5)фрейм - это структура данных (образ), связанная с концептуальными объектами в памяти и необходимых для представления некоторой типичной, стереотипной ситуации (Ч.Филлмор); 6)фрейм (В.З.Демьянков) - это единица знаний, организованная вокруг некоторого понятия, но, в отличие от ассоциаций, содержит данные о существенном, типичном и возможным для данного понятия. Фреймы организуют наше понимание мира в целом, и наше обыденное поведение; 7)фрейм - структура данных для представления стереотипной ситуации. С каждым фреймом связаны несколько видов информации: об его использовании, о том, что следует ожидать затем, что делать, ели ожидания не подтвердятся. Формально фрейм представим как структура узлов и отношений.

Солидаризируясь с Т.Н. Колодочкой [4, с.8] - автором, рассматривающим понятие «фрейм» применительно к образовательному процессу, под фреймом мы будем понимать периодически повторяющийся способ организации учебного материала (фрейм как концепт) и учебного времени (фрейм как сценарий)

для дисциплин, теоретический материал которых подвергается «сгущению» и имеет универсальную каркасную структуру. Концепт рассматривается преподавателем в виде схемы, таблицы, алгоритма, структуры - то есть в той форме, какая более удобна для образного восприятия обучающихся. Концепт представляет собой «каркас», структуру ключевой идеи учебного материала, которую можно наложить на все последующие темы, разделы.

Фреймирование - высокоэффективный способ сжатия информации за счет подачи материала крупными блоками в результате содержательного обобщения. Фреймирование позволяет моделировать понимание посредством следующего процесса: активация фрейма, выдвижение на первый план фрейма-кандидата и конкуренция фреймов. Начиная интерпретировать текст, обучающийся активизирует определенную контурную схему, в которой многие позиции («слоты») еще не заняты. Более поздние эпизоды текста заполняют эти пробелы, вводят новые сцены, комбинируемые в различные связи - исторические, причинно-следственные, логические и др. Интерпретатор постепенно создает внутренний мир, с продвижением по тексту все более конкретизируемый в зависимости от подтверждаемых или отвергаемых ожиданий. Интерпретация текста - важный случай обращения с фреймами. В результате ее вырабатывается «сценарий»: ключевые слова и идеи текста создают тематические, сценарные структуры, извлекаемые из памяти на основе стандартных, стереотипных значений. Сценарный фрейм представляет типовую структуру некоторого события, объединяющую характерные признаки этого события. Действия, предусмотренные сценарием, выполняются в зависимости от обстоятельств. Сценарный фрейм допускает два хода: обычная последовательность действий или ее нарушение, в результате чего возможен выход из сцены - ситуации.

В механизме мыслительной деятельности при обучении с применением фреймов следует учитывать аспекты:

- в долговременной памяти человека хранится большой набор систем фреймов, которые используются, например, при распознавании человеком зрительных образов;

- при встрече с новой ситуацией в памяти активизируется такой фрейм (или система), который в наибольшей степени соответствует гипотезе о воспринимаемом объекте, что и обеспечивает большую скорость его распознавания и осмысления;

- в том случае, если не удаётся найти необходимый фрейм, то «происходит приспособление наилучшего из обнаруженных фреймов к реальной картине, и он запоминается для последующих применений».

Таким образом, фреймы для представления знаний имеют следующие признаки: стереотипность, повторяемость, наличие рамки (ограничения), возможность визуализации, ключевые слова, ментальность, универсальность, скелетную форму (наличие каркаса с пустыми окнами), ассоциативные связи, фиксацию аналогий, обобщений, правил и принципов. Фреймы сдержат обобщённые знания, поэтому их количество исчисляется единицами, и они легко укладываются в долговременной памяти. Безусловными плюсами фреймов является то, что легко «состыковываются» с проблемным обучением и, кроме того, предполагают самостоятельную работу по ним студентов. Фреймовые схемы относятся к знаково-символьным средствам обучения, выполняющим функции кодирования, замещения, моделирования, предметной соотнесённости информации, что позволяет эффективно использовать зрительный канал, через который поступает от 80 до 90% всей информации.

Под фреймовым подходом к проблеме подготовки студентов вуза к проектированию педагогического дизайна мы понимаем подход, акцентирующий внимание на изучении учебного материала (концепт) структурированного определенным образом в специально организованной периодической временной последовательности (сценарий), результатом чего явится увеличение объемов изучаемых знаний («сгущение») без увеличения учебного времени. Мы предполагаем, что использование фреймового подхода в процессе подготовки студентов вуза к проектированию педагогического дизайна позволит решить проблему интенсификации образовательного процесса, проблему активизации познавательных процессов, повысит систематизацию и цельность учебного мате-

риала, что облегчит его усвоение, создаст условия экономии учебного времени, повысит эффективность образовательного процесса.

Сущность фреймового подхода к подготовке студентов вуза к проектированию педагогического дизайна заключается именно в смысловой компрессии учебного материала. Специфика смысловой компрессии в том, что она содержит одновременно два процесса усвоения: непосредственное свёртывание информации и языковое выражение свёрнутой информации. Вид, степень и способ свертывания материала зависят от первоисточника - от его содержания, формы изложения, степени сложности и т.д. Безусловно, в этом виде преподавания есть и свои «подводные камни». В частности, сложность смысловой компрессии в том, что процесс свертывания информации требует от преподавателя, во-первых, значительного опыта работы, необходимого для адекватного выделения из текста первоисточника стержневой информации, во-вторых, достаточно четкого владения способами представления сжатой информации в виде фреймовых моделей и схем. Необходимость обучать способам компрессии не вызывает сегодня сомнений, и квалифицированными преподавателями высшей школы не оспаривается, так как ее обучающий потенциал в методике преподавания чрезвычайно высок и еще не достиг предела.

Сложность фреймового подхода в том, что он требует высокого уровня понимания основного содержания темы, владение реферативной формой изложения материала (и преподавателем, и студентом). Но эти же требования содержатся и в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования. Основными положениями фреймового подхода являются следующие: а)разумность - проявление работы небольшого количества механизмов общего (логического) вывода с большими объемами конкретных и специальных знаний, что чрезвычайно актуально в процессе профессиональной подготовки; б)образовательный процесс сопровождается использованием «библиотеки фреймов» (П.Хайерс), пакетов знаний, дающих описания типовых объектов и событий. Такие описания содержат и абстрактную схему - скелет для описания единичного случая, и множество действий по умолчанию, которые

позволяют информационной системе восполнять отсутствующие детали, строить ожидания и замечать отклонения от рутинных состояний дел, что призвано моделировать добавление новых знаний в базу данных при учете текущего состояния системы знаний в целом.

Таким образом, проведённая нами опытно-поисковая работа по подготовке студентов вуза к проектированию педагогического дизайна выявила, что адекватным методологическим регулятивом методико-технологического уровня является фреймовый подход, позволяющий использовать периодически повторяющийся способ организации учебного материала в условиях значительного объёма разноплановой информации, направленной на достижение образовательных целей.

Библиографический список

1. Григорьев, С.Г. Интегративные подходы к формированию электронных учебных пособий/ С.Г. Григорьев, И.Б. Лобов// Журнал «Вестник РУДН» серия «Информатизация образования».- 2007.- №4. URL: http://ido.rudn.ru/vestnik/2007/2007-3/6.pdf (дата обращения 11. 09. 2009).

2. Колодочка, Т.Н. Фреймовое обучение как педагогическая технология: Автореф. дис.. .кад.пед.наук./ Т.Н. Колодочка. - Краснодар, 2004 - 24 с.

3. Никитина, Е.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вуза: перспективные подходы/ Е.Ю. Никитина, О.Ю. Афанасьева. - М.: МАН-ПО,2006. - 154 с.

4. Уваров, А.Ю. Педагогический дизайн /А.Ю. Уваров // Информатика: прил. к газ. «Первое сентября». - Б.м. - 2003.-8-15 авг. (№30). - С.2-31.

Bibliography

1. Grigoriev, S.G. Григорьев, С.Г. Integrative Approaches to E-Study Guides Forming [Electronic Resource] / S.G. Grigoriev, I.B. Lobov // Journal «Herald of RUNF» «Education Informatization». - 2007. - №4. - Access Mode: http://ido.rudn.ru/vestnik/2007/2007-3/6.pdf (Application Date 11. 09. 2009).

2. Kolodochka, T.N. Frame Education as a Pedagogical Technology: Synopsis of the Thesis ... Cand. of Ped. / Т.К Kolodochka. - Krasnodar, 2004 - 24 p.

3. Nikitina, E. Yu. Pedagogical Projecting of Multimedia Educational Resources While a Future Foreign Language Teacher Training: Theoretical-and- Methodological Maintenance / Е^^ Nikitina, A.L. Tikhonova. - М.: «Vlados», 2009. - 234 p.

4. Uvarov, АТа Pedagogical Design M_.Yu. Uvarov // Computer Science: Enclosing to the Newspaper «1st September». - В.м. - 2003.-8-15 Aug. (№30). - P.2-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.