К вопросу о раскрытии понятия «методическое сопровождение» методом кластерного анализа Тесевич А. А.
Тесевич Анастасия Андреевна / Tesevich Anastasija Andreevna - магистрант, кафедра теоретической физики и информационных технологий в образовании,
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, г. Абакан
Аннотация: прежде чем выстраивать методическое сопровождение, необходимо четко понимать значение данного понятия. В полной мере осуществить анализ этого понятия позволяет метод кластерного анализа.
Abstract: before you build a methodological support necessary to clearly understand the importance of this concept. To fully implement this concept allows the analysis method of cluster analysis.
Ключевые слова: методика, сопровождение, методическое сопровождение, методический комплект, методическое обеспечение, метод кластерного анализа.
Keywords: technique, accompaniment, methodical support of, methodical set, methodical maintenance, cluster analysis method.
Прежде чем выстраивать методическое сопровождение, необходимо четко понимать значение данного понятия. Для этого необходимо определить значение понятий: «методика», «сопровождение»,
«методическое сопровождение», «методический комплект» и «методическое обеспечение».
Под методикой в толковом словаре Ушакова. Д. Н. [1] понимается: система правил, изложение методов обучения чему-нибудь или выполнения какой-нибудь работы.
В словаре русского языка Ожегова С. И. [2] термин сопровождение представляет собой следующее: сопровождать, значит следовать вместе с кем-нибудь, сопутствовать чему-нибудь, служить приложением, дополнением к чему-нибудь.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что методическое сопровождение это система правил, сопутствующая, служащая приложением, дополнением к изложению методов обучения или к выполнению какой-нибудь работы.
Чтобы получить полную картину о том, что является методическим сопровождением, необходимо рассмотреть, как трактуется понятие в других источниках. В статье Овчинниковой Т. В. [3] понятие методическое сопровождение раскрывается как взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего, направленное на реализацию основной общеобразовательной программы в соответствии с комплексно -тематическим принципом.
Методическое сопровождение содержит методический комплект, под которым можно определить совокупность различных дидактических средств обучения, в том числе печатных пособий, технических средств обучения, обучающих программ и средств, призванных качественно реализовать поставленные цели и задачи.
Зарубина Е. А. [4] определяет понятие методическое сопровождение как процесс, направленный на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности, включающей актуализацию и диагностику существующих проблем, информационный поиск возможного пути решения проблемы, консультации на этапе формирования индивидуальных образовательных маршрутов. В данном случае важно отличать понятие «методическое сопровождение» от понятия «методическое обеспечение».
Понятие «методическое обеспечение» в узком понимании представляет собой разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации профессиональной педагогической деятельности, а в более широком смысле - это процесс, направленный на создание программ, методических разработок и дидактических пособий, включающий совместную продуктивную работу коллектива, апробацию и внедрение в практику более эффективных методик и технологий, информирование, повышение квалификации педагогических кадров.
В представленных выше определениях методического содержания можно заметить, что в них выделяют составляющие, такие как «методический комплект» и «методическое обеспечение», которые схожи по смыслу, исходя из определений авторов, и представляют собой некоторые средства, могущие более качественно сопровождать образовательный процесс.
Детально рассмотреть понятие «методическое сопровождение» может помочь один из методов анализа -«метод кластеров». Преимущество данного метода анализа в том, что он позволяет сократить размерность материала, выполнив сбор данных (в нашем случае, это определения «методическое содержание» с точки зрения трех авторов), содержащий некоторую информацию, по этой информации можно выделить некоторое количество объектов и затем упорядочить эти объекты в сравнительно однородные группы [5, 6].
Для рассмотрения примера кластерного анализа совершим первичную обработку данных методом перевода информации из текстовой формы в табличную.
Рассмотрим различные трактовки понятия «Методическое содержание» (табл. 1).
Таблица 1. Подходы к раскрытию термина «Методическое содержание»
№ Источник Содержание термина
1 Т олковые словари Тотема правил, сопутствующая, служащая приложением, дополнением к изложению методов обучения или к выполнению какой-нибудь работы
2 Овчинникова Т. В. [3] Взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего, направленное на реализацию основной общеобразовательной программы в соответствии с комплексно-тематическим принципом
3 Зарубина Е. А. [4] Процесс, направленный на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности, включающей актуализацию и диагностику существующих проблем, информационный поиск возможного пути решения проблемы, консультации на этапе формирования индивидуальных образовательных маршрутов
Далее рассмотрим понятие «методическое сопровождение» с использованием метода кластерного анализа. В данном случае он позволяет представить содержание табл. 1 в другой форме представления информации, а именно на языке схем (схема 1).
Схема. 1. Кластерный анализ понятия «методическое сопровождение»
Исходя из рассмотренного выше содержания термина «методическое сопровождение» (табл. 1) методом кластерного анализа (схема 1), можно сделать вывод о том, что «методическое сопровождение» включает в себя систему правил, помогающих осуществлять процесс взаимодействия сопровождаемого и сопровождающего, направленный на решение задач, касающихся методического обеспечения образовательного процесса.
Литература
1. Толковый словарь Ушакова. Д. Н. Ушаков. 1935-1940. - 495 с.
2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
3. Овчинникова Т. В. Методическое сопровождение образовательной деятельности в ДОУ как условие повышения качества дошкольного образования в соответствии с ФГТ. [Электронный ресурс]. URL: http://ped-kopilka.ru/vospitateljam/sotvetstvi-s-fgt.html. (Дата обращения: 11.11.2015).
4. Зарубина Е. А. Система методического сопровождения педагогов по формированию метапредметных
результатов в условиях подготовки и введения Федеральных государственных образовательных стандартов. [Электронный ресурс]. URL: http://pandia.ru/text/79/074/47621.php (Дата обращения:
4.12.2015).
5. Тесевич А. А., Итпекова Г. С. К вопросу об использовании метода кластерного анализа // Наука, техника и образование. 2015, № 7 (37) 2015.
6. Райзин Дж. Вэн Классификация и кластер / Под ред. Дж. Вэн Райзина / М.: Мир, 1980, 390 с.