Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВAНИИ ИНФОРМЛЦИОННЪТХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НЛРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТAРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРAСТA'

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВAНИИ ИНФОРМЛЦИОННЪТХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НЛРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТAРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРAСТA Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
85
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / SENIOR PRESCHOOL CHILDREN / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF THE SPEECH / СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС / LEXICON / ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ / GRAMMATICAL SYSTEM / СВЯЗНАЯ РЕЧЬ / COHERENT SPEECH / LOGOPEDIC CORRECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Васильева Виктория Сергеевна, Абрамовских Алена Андреевна

В статье рассматриваются вопросы использования информационных технологий в качестве одного из наиболее эффективных средств коррекции нарушений словарного запаса, грамматического строя и связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень). Применение современных информационных технологий позволяет значительно повысить эффективность процесса логопедической работы наряду с использованием традиционных форм коррекционно-развивающей работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Васильева Виктория Сергеевна, Абрамовских Алена Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO A QUESTION OF USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE COURSE OF CORRECTION OF SPEECH VIOLATIONS AT CHILDREN OF THE ADVANCED PRESCHOOL AGE

In article questions of use of information technologies as one of the most effective remedies of correction of violations of a lexicon, a grammatical system and the coherent speech at children of the advanced preschool age with the general underdevelopment of the speech (the III level) are considered. Application of modern information technologies allows to increase considerably efficiency of process of logopedic work along with use of traditional forms of the correctional developing work.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВAНИИ ИНФОРМЛЦИОННЪТХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НЛРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТAРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРAСТA»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 376.112.4+372.3

В. С. Васильева, А. А. Абрамовских

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В процессе развития современной системы специального (кор-рекционного) образования детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, проявляется все больший интерес к разработке и использованию специализированных информационных технологий. Это позволяет с одной стороны повысить эффективность образовательного процесса, с другой — в большей степени применять индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания детей дошкольного возраста, в том числе с различными нарушениями речи.

Согласно статистике, количество детей с нарушениями речи в последние годы имеет тенденцию к увеличению. Самую многочисленную группу из них составляют дошкольники с общим недоразвитием речи (ОНР), при котором у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при сохранном слухе и интел-

лекте [1—2]. Поэтому в настоящее время одной из актуальных задач логопедии является оптимизация коррекционно-развивающей работы с данной категорией детей.

Кроме нарушений звуко-произносительной стороны

речи и фонематических процессов у данной категории детей наблюдается недостаточное развитие словарного запаса, грамматического строя и связной речи, играющих важную роль не только в речевом, но и в психическом развитии ребенка. Нарушение формирования указанных компонентов речевой системы у детей старшего дошкольного возраста с ОНР создает серьезные препятствия при подготовке к школьному обучению, полностью или частично препятствует речевому общению, и, следовательно, ограничивает возможности социальной адаптации.

Наиболее разнородную группу составляют дошкольники с ОНР (III уровень), для которых характерен недостаточный уро-

вень рaзвития сaмостоятельной рaзвёрнутой фрaзовой речи с элементaми лексико-грaммaти-ческого и фонетико-фонемaти-ческого недорaзвития [3].

Тaким обрaзом, сложнaя структурa вышеукaзaнных

тарушений речи у детей стaршего дошкольного возрaстa с ОНР определяет необходимость проведения птаномерной системной коррекционной рaботы с опорой нa сохрaнные виды восприятия.

Оптимгльному решению

дaнной зaдaчи способствуют информaционные технологии(ИТ), предстaвляющие собой достaточно широкий клaсс взaимосвязaнных нaучных, технологических дисциплин и облaстей деятельности, облaдaющих уникгльными возможностями [4], интегрировaнных в рaзличные сферы жизнедеятельности обществa, в том числе в систему специального (коррекци-онного) обрaзовaния в общем, и в логопедическую прaктику дошкольных обрaзовaтельных учреждений в чaстности, с целью повышения уровня коррекционно-обрaзовaтельного процессa.

Использовaние информa-

ционных технологий в спeциaльном (коррекционном) обрaзовaнии детей с рaзличными проблемaми в рaзвитии, в том числе речевыми, бaзируется нa основных положениях исследовaний, проведенных отечественными (А. П. Ершов, И. В. Роберт, Е. И. Мaшбиц,

В. В. Рубцов и др.) и зарубежными (Р. Вильямс, G. M. Kleimanидр.) учеными в облaсти общей педaгогики; нa результaтaх исследовaний отечественных (Б. И. Лйзенберг, О. П. Белоножко, В. И. Голод, Т.К.Королевская, О.И.Кукушкина) и зaрубежных ученых (Ж. Сaго,

D. Mооres, Н. Strоng Levitt, S. Papert) в облaсти специальной педaгогики и психологии.

Учитывая современные тенденции, логопедия все чаще обращается к вариантам сочетания традиционных и компьютерных методов, как при диагностике речевых нарушений, так и непосредственно при проведении индивидуальных и фронтальных занятий (О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова, З. A. Репина, Л. Р. Лизунова). Использование информационных технологий является важным условием формирования и поддержания у ребенка с ОНР необходимого уровня мотивации, формирования устойчивого познавательного интереса, предотвращает утомление и способствует повышению эффективности коррекционной работы в целом.

Изучение состояния речевого развития детей старшего дошкольного возраста представлено в работах многих исследователей:

E. Ф. Архиповой, Г. A. Волковой, О. Е. Грибовой, Н. В. Серебряковой и Л. С. Соломахи, Е. А. Стре-белевой, Т. А. Ткаченко, О. С. Ушаковой, Г. В. Чиркиной и др.

В ходе нашего исследования с целью диагностики состояния уровня речевого развития у старших дошкольников с ОНР использовалась методика Н. В. Серебряковой и Л. С. Соломахи [5]. В качестве количественной оценки полученных данных мы использовали 4-х-балльную систему, предложенную Е. Ф. Архиповой.

Для обследования были выбраны следующие параметры:

- исследование состояния словарного запаса: номинативный словарь, предикативный и атрибутивный словарь;

- исследование состояния грамматического строя речи: словообразование и словоизменение;

- исследование состояния связной речи: составление рассказа по серии сюжетных картинок, пересказ прочитанного текста.

Анализ результатов обследования словарного запаса у старших дошкольников с ОНР (III уровень) экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп показал, что у данной категории детей словарный запас развит недостаточно. Это проявляется в следующем: отмечаются незнание многих обобщающих понятий, затруднения в назывании глаголов, близких по значению, значительные трудности при подборе антонимов и наречий.

Обследование состояния

грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР

(III уровень) позволило выявить следующие особенности: дети допускают множественные ошибки при изменении существительных по падежам, при согласовании существительных и прилагательных в роде и числе, в согласовании числительных и существительных. Значительные трудности у исследуемой категории детей наблюдаются при образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением, приставочных глаголов, в назывании детенышей животных. Малодоступно дошкольникам образование относительных и притяжательных прилагательных.

В ходе анализа состояние связной речи у исследуемой категории детей были выявлены следующие особенности: бедность и однообразие употребляемых языковых средств, аграмматизмы, выпадение смысловых звеньев, нарушение связности рассказа, искажение смысла. При составлении рассказа и пересказа дошкольникам требуется стимулирующая помощь со стороны логопеда.

Таким образом, результаты, полученные в процессе констатирующего эксперимента, позволяют сделать следующий вывод: словарный запас, грамматический строй и связная речь у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) имеют недостаточный уровень развития. Описанные

Таблица 1

Удельный вес дошкольников с различными уровнями развития словярного зяпяся, грамматического строя и связной речи на констатирующем этапе

эксперимента

Исследуемые параметры/ Уровни

Группа Словарный запас

Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий

% А.ч. % А.ч. % А.ч. % А.ч. % А.ч.

ЭГ 16,67 2 25,0 3 41,67 5 16,67 2 0 0

КГ 8,33 1 25,0 3 41,67 5 25 3 0 0

Грамматический строй речи

ЭГ 16,67 2 25,0 3 41,67 5 16,67 2 0 0

КГ 16,67 2 16,67 2 41,67 5 25,0 3 0 0

Связная речь

ЭГ 25,0 3 41,67 5 33,33 4 0 0 0 0

КГ 16,67 2 50,0 6 33,33 4 0 0 0 0

нарушения разнообразны по степени выраженности и тяжести проявления. Данные представлены в таблице 1.

Для анализа статистической значимости имеющихся различий

средних значений общего балла в экспериментальной и контрольной группах мы использовали ^критерий Стьюдента. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Состояние словарного запаса, грамматического строя и связной речи у старших дошкольников с ОНР (III уровень) на констатирующем этапе

эксперимента (в баллах)

Группа Среднее значение на констатирующем этапе эксперимента (Меап) t — критерий Стьюдента (t-уаЫе) Значимость различий (p)

Словарный запас

ЭГ 15,5 -0,15 <0,87 Не значимы

КГ 15,83

Грамматический строй речи

ЭГ 18,5 -0,11 <0,9 Не значимы

КГ 18,83

Связная речь

ЭГ 2,5 -0,17 <0,86 Не значимы

КГ 2,58

Тaким обрaзом, рaзличия средних зтачений общего бaллa в ЭГ и КГ стaтистически не зтачимы.

Н основе выявленных нaрушений речевого рaзвития нaми было определено содержaние логопедической рaботы по коррекции тарушений словaрного зaпaсa, грaммaтического строя и связной

речи у детей стaршего дошкольного возрaстa с ОНР (III уровень) с использовaнием ИТ, построенное с учетом «Прогрaммы логопедической рaботы по преодолению общего недорaзвития речи у детей» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, преднaзнaченной для дошкольников старшей группы [6].

1 период

2 р/нед.

Организация логопедической работы по коррекции нарушений словарного запаса, грамматического строя и связной речи у старших дошкольников с ОНР (III уровень)

X

Форма работы i?-^

Фронтальная

II период 3 р/нед.

III период 3 р/нед.

УНГ7

Индивидуальная

1 период

2 р/нед.

х

II период 2 р/нед.

III период 2 р/нед.

Используемые компьютерные средства обучения: мультимедийные презентации в соответствии с лексическими темами, согласно периоду обучения (25 мин.)

г__1_л

Подгото- Основ-

вит. этап ной этап

Заключит. этап

Используемые компьютерные средства обучения: игровые обучающие программы

7ZIjLA

Подготовит. этап

Основной этап

Заключит. этап

рап

К ё

55 is

Рис. 1. Оргянизяция логопедическойряботы покоррекциинярушений словярного зяпяся, грамматического строяисвязной речи у старших дошкольников

с ОНР (III уровень)

Организацию логопедической работы по коррекции нарушений словарного запаса, грамматического строя и связной речи у старших дошкольников с ОНР (III уровень) с использованием информационных технологий можно отразить в виде схемы, представленной на рисунке 1.

В I периоде обучения коррекционно-развивающая работа по формированию лексико-грамматического строя речи с использованием информационных технологий направлена на: развитие умения выделять названия предметов, действий, признаков; понимание обобщающего значения слов; практическое усвоение простых способов словообразования; усвоение некоторых форм словоизменения; усвоение притяжательных местоимений.

Коррекция нарушений связной речи проводится по следующим направлениям: овладение навыками составления простых предложений, усвоение навыка построения короткого рассказа.

Содержание фронтальных логопедических занятий по развитию лексико-грамматического строя и связной речи во II периоде обучения включает в себя: практическое образование относительных прилагательных, различение и выделение название признаков, усвоение согласования прилагательных с существительными, употребление

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

предлогов; сравнение предметов, составление простого описания предмета, распространение предложений с однородными членами, первоначальное усвоение наиболее конструктивно доступных сложных предложений, составление коротких рассказов, пересказов.

В III периоде обучения фронтальныелогопедическиезаня-тия по формированию лексико-грамматического строя и разви-тиюсвязнойнаправленына:закреп-ление употребления приставочных глаголов, образования относительных и притяжательных прилагательных, уменьшительно-ласкательной формы существительных, согласования прилагательных с существительными, усвоение слов-антонимов, расширение значений предлогов; распространение предложений, составление предложений, рассказа, усвоение конструкции сложноподчинённых предложений.

Реализация предложенного нами содержания коррекционной работы с использованием информационных технологий позволила на этапе контрольного сравнительного эксперимента получить результаты, представленные в таблице 3, и сделать следующий вывод: уровень развития обследуемых компонентов речевой системы у дошкольников ЭГ в целом стал значительно выше, чем у детей КГ.

Таблица 3

Удельный вес дошкольников с различными уровнями развития словарного запаса, грамматического строя и связной речи на контрольном этапе эксперимента

Исследуемые параметры / Уровни

Группа Словарный запас

Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий

% А.ч. % А.ч. % А.ч. % А.ч. % А.ч.

ЭГ 0 0 0 0 16,67 2 33,33 4 50,0 6

КГ 0 0 8,33 1 58,33 7 25 3 8,33 1

Грамматический строй речи

ЭГ 0 0 0 0 16,67 2 41,67 5 41,67 5

КГ 0 0 16,67 2 50,0 6 25,0 3 8,33 1

Связная речь

ЭГ 0 0 0 0 33,33 4 25,0 3 41,67 5

КГ 0 0 16,67 2 58,33 7 16,67 2 8,33 1

Таблица 4

Состояние словарного запаса, грамматического строя речи и связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня на контрольном этапе эксперимента (в баллах)

Группа Среднее значение на контрольном этапе эксперимента (Меап) t — критерий Стьюдента (t-уаЫе) Значимость различий (p)

Словарный запас

ЭГ 25,58 2,81 < 0,01 Значимы

КГ 20,5

Грамматический строй речи

ЭГ 30,75 2,23 < 0,03 Значимы

КГ 24,0

Связная речь

ЭГ 5,66 2,64 < 0,01 Значимы

КГ 4,25

Обработка полученных в про- статистики подтвердила достовер-цессе контрольного эксперимента ность результатов формирующего данных методами математической эксперимента на уровне

згачимости <0,05. Результаты предстaвлены в таблице 4.

Итак, сопоставительные дaнные результатов обследовaния словaр-ного зaпaсa, грaммaтического строя и связной речи у старших дошкольников с ОНР (III уровень) экспериментальной и контрольной групп на итоговом этапе эксперимента покaзывaют, что в коррекции выявленных тарушений речевого рaзвития у детей

экспериментальной группы имеется большaя положительтая динaмикa, по срaвнению с контрольной группой.

Тaким обрaзом, результaты срaвнительного контрольного экспериментa до^з^ли эффективность использовaния информa-ционных технологий в кaчестве средствa коррекции тарушений речи у старших дошкольников с ОНР (III уровень).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волкова Л. С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. С. Волковой. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 704 с.

2. Селеверстов В. И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В. И. Селеверстова. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. 400 с.

3. Абрамовских А. А. Использование информационных технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://www.stienceforam. ru (датаа обращения: 12.11.2016).

4. Васильева В. С., Абрамовских А. А. Дидактические возможности информационных технологий в процессе логопедической работы

по коррекции речевых трутений у старших дошкольников // ^тегория «социaльного» в современной педa-гогике и психологии: мaтериaлы 2-й нaучно-прaктической конференции Точной) с междутродным учaстием. Чaсть 1. Ульяновск: SIMJET, 2014. С. 24-28.

5. Серебряковa Н. В., Соломa-хa Л. С. Схемa обследовaния ребёнга с общим недорaзвитием речи // Диaгностикa крушений речи у детей и оргaнизaция логопедической рaботы в условиях дошкольного обрaзовaтельного учреждения: Сб. методических рекомендaций. СПб.: Детсво-Пресс, 2001. 240 с.

6. Филичевa Т. Б. Коррекция крушений речи. Прогрaммы для дошкольных обрaзовaтельных учреждений компенсирующего ви-дa / Т. Б. Филичевa, Г. В. Чиркинa, Т. В. Тумaновa. М.: Просвещение, 2010. 272 с.

REFERENCES

1. Volkova L. S. Logopediya: uchebnik dlya stud. defektol. fak. ped. vyssh. ucheb. zavedenij / pod red. L.S. Volkovoj. 5-e izd., pererab. i dop. [Speech therapy: tutorial for Stud. defektol. fak. ped. lebedevka. Stud. institutions]. Moscow, Humanitarian. Ed. VLADOS Center Publ., 2004.704 p. (In Russ.).

2. Seleverstov V. I. Ponyatijno-terminologicheskij slovar' logopeda / pod red. V. I. Seleverstova [Concepts and glossary of speech therapy]. Moscow, Humanitarian Publishing Center VLADOS Publ., 1997. 400 p. (In Russ.).

3. Abramovskih A. A. The use of information technology in speech therapy work with children under school age with ONR. Materialy VII Mezhdunarodnoj studencheskoj ehlektronnoj nauchnoj konferencii «Studencheskij nauchnyj forum» [«Student Research Forum». Proc. of the VII International student e-Science Conference] Available at: http://www.scienceforum.ru (accessed 12.11.2016).

4. Vasil'eva V. S., Abramovskih A. A. Didactic features of information technology in the process of work on speech correction logopedic disorders in older preschoolers. Kategoriya «social'nogo» v sovremennoj pedagogike i psihologii: materialy 2-j nauchno-prakticheskoj konferencii (zaochnoj) s mezhdunarodnym uchastiem. Chast 1.

[Category of "social" in contemporary pedagogy and Psychology: proceedings of the 2nd scientific practical Conference (part-time) with international participation. Part 1.]. Ulyanovsk: SIMJET Publ., 2014. P. 24-28. (In Russ.).

5. Serebryakova N. V, Solomaha L. S. Skhema obsledovaniya rebyonka s obshchim nedorazvitiem rechi // Diagnostika narushenij rechi u detej i organizaciya logopedicheskoj raboty v usloviyah doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya: Sb. metodicheskih rekomendacij [Child survey scheme with shared underdevelopment speech// diagnosis of speech in children and organization of logopedic work in conditions of pre-school educational institutions: a compilation of methodological recommendations]. St. Petersburg, CHILDHOOD-PRESS Publ., 2001. 240 p. (In Russ.).

6. Filicheva T. B. Korrekciya narushenij rechi. Programmy dlya doshkol'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdenij kompensiruyushchego vida / T. B. Filicheva, G. V. CHirkina, T. V. Tumanova [Correction of speech. Programs for preschool educational institutions of compensating form]. Moscow, Education Publ., 2010. 272 p. (In Russ.).

Поступила в редакцию 18.10.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.