Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ ВУЗА КАК СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ'

К ВОПРОСУ ОБ ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ ВУЗА КАК СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
12
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ВУЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мукасеев Е.В.

Инновационное развитие высшей школы рассматривается как процесс качественных изменений системы, предпосылкой, условием и содержанием которых выступают инновации. Показана роль высшей школы в инновационной структуре национальной экономики, место вуза в инновационном процессе в масштабах отдельных регионов и всей страны. Рассмотрена модель исследовательского вуза, сочетающего образование и исследовательскую работу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мукасеев Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF INNOVATION DEVELOPMENT OF THE UNIVERSITY AS A SUBJECT OF THE RUSSIAN INNOVATION SYSTEM

The innovative development of the higher school is considered as a process of qualitative changes of the system, the prerequisite condition and content of which are innovation. Shows the role of higher education in the innovative structure of the national economy, the location of the University in the innovation process at the scale of individual regions and the whole country. The model of the research University, combining education and research work.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ ВУЗА КАК СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ»

К ВОПРОСУ ОБ ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ ВУЗА КАК СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Мукасесв Е.В.. аспирант Института мировой экономики и информатизации

Инновационное развитие высшей школы рассматривается как процесс качественных тиснений системы, предпосылкой, условием и содержанием которых выступают инновации. Показана роль высшей школы в инновационной структуре национальной экономики, чес-то «уза в инновационном процессе « масштабах отдельных регионов и всей страны. Рассмотрена модель исследовательского вуза, сочетающего образование и исследовательскую работу.

Ключевые слова: высшая школа, инновационное развитие. исследовательский вуз.

ТО THE PROBLEM OF INNOVATION DEVELOPMENT OK THE UNIVERSITY AS A SUBJECT OF THE RUSSIAN INNOVATION SYSTEM

Mukasey E.. the post-graduate student. Institute о/ world economy and Informatization

The innovative development of the higher school is considered as a process of qualitative changes of the system, the prerequisite condition arid content of which are innovation Shows the role of higher education in the innovative structure of the national economy, the location of the University in the innovation process at the scale of individual regions and the whole country. The model til the research University, combining education and research work.

Keywords: higher school, innovative development, research University.

Продолжающаяся в стране реформа системы высшего образования ставит перед вузами все новые задачи, по определяющей является задача утверждения инноваций в качестве доминирующего фактора развития высшей школы. Это обусловлено тем. что способность к восприятию инноваций и выбор инновационного пути развития позволяет выживать и развиваться высшей школе в условиях нарастающей динамики социальных изменении и всё более ожесточающейся конкуренции. Потребность вуза в своем инновационном развитии всё более заявляет о себе как явно прослеживаемая тенденция, связанная с выработкой устойчивой реакции на динамизм развития общества.

Инновационное развитие высшей школы рассматривается как процесс качественных изменений системы, предпосылкой, условием и содержанием которых выступают инновации, обеспечивающие ее оптимальное и устойчивое развитие. Инновационный тип развития предполагает не только изменения, но одновременно и сохранение системного качества развивающегося вуза [1].

Когда речь заходит о месте инноваций в системе высшего профессионального образования, то возможно два понимания данной категории [2]. Во-первых, высшие учебные заведения могут рассматриваться с точки зрения их особой роли в инновационной структуре национальной экономики и их места в инновационном процессе в масштабах отдельных регионов и всей страны, если предположить. что именно вузы являются источниками возникновения инноваций. Во-вторых, можно рассматривать инновации в высшем образовании как некий внутренний процесс, главным образом касающийся самих учебных заведений.

Остановимся подробнее на этих двух подходах.

Высшие учебные заведения играют особую роль в инновационной инфраструктуре современной России, прежде всего потому, что совмещают в себе несколько функций: учебных центров, наукоградов. инновационных центров. Гак, по данным Регионального центра инвестиций и трансфера технологий, университеты являются ведущими поставщиками инноваций в России: в их стенах зарождаются 80-95% всех новаторских проектов страны.

Мировая практика показывает, что основные инновации рождаются в центрах университетской науки, гас сосредоточена большая масса интеллектуальной молодежи и ученых, способных создавать новое и представлять этот продукт в виде диссертаций, дипломных проектов, научных публикаций и, что у нас гораздо реже, в виде законченных машин, аппаратов, технологий [3].

Общеизвестны крупные университетские центры, которые доводят свои разработки до практического использования. К примеру. Оксфорд, Массачусетс, Калифорнийский университет, в которых функционируют сотни малых инновационных форм, возглавляемых. как правило, учёными - разработчиками и инициаторами новых технологий. Эти малые предприятия, помимо прекрасных мест практики для студентов и аспирантов, дают миллионные прибыли. в том числе пополняющие бюджет университета.

В России подобного направления придерживаются такие университеты, как Томский политехнический. Томский государственный университет систем управления п радиоэлектроники. Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана. Московский инженерно-физический институт и некоторые другие, которые сегодня претендуют на звание исследовательских университетов (4|.

Одна из главных проблем наших вузов - отсутствие связей между исследованиями и образованием в университетах. Именно исследования двигают инновации. Поэтому для поддержки инновационного развития, помимо чисто обучающих университетов, необходимо наличие вузов, сочетающих образование и исследовательскую работу. Такая модель действует во всех развитых странах, и в первую очередь в США. где большинство университетов являются исследовательскими. Они не только готовят бакалавров и магистров. но и содержат собственные научные центры, в которых работают как профессора, так и студенты.

Большинство российских вузов представляют собой обучающие университеты, решающие задачу массового обучения стандартному набору знаний и навыков, которые востребованы на рынке труда. По если ставится цель инновационного развития экономики. то университеты необходимо сделать центром проведения всей исследовательской работы в стране. Подобная трансформация очень непростой процесс, в котором все проблемы неразрывно связаны. Чтобы вести исследования, нужны знающие профессора, имеющие к тому же достаточно свободного времени. Следовательно, требуется менять систему контрактов с преподавателями, уменьшать их учебную нагрузку, которая сейчас чрезвычайно высока даже в ведущих вузах.

Чтобы коллектив устойчиво работал, он должен количественно формироваться по принципу наличия «критической массы» опытных профессиональных специалистов, способных обеспечить выполнение крупных заказов, связанных непосредственно с разработкой и внедрением в производство новых наукоемких технологий В этом случае соотношение специалистов-аспирантов-магистров 1:1:1 дает возможность обеспечить не только выполнение промышленного заказа, но и получить полноценное научное и инженерное образование молодым кадрам науки [3].

В научной сфере конкуренция носит международный характер, поэтому целью российских вузов должна быть глобальная конкуренция. поскольку только она мотивирует к развитию. Многие крупные российские вузы считают себя самодостаточными, а конку ренция для них локализована на уровне факультетов, кафедр или даже отдельных личностей; стремление же достичь глобальной конкурентоспособности. сопоставить себя с ведущими университетами мира, встречается достаточно редко. Сложившуюся ситуацию отлично иллюстрируют международные рейтинга, моторыс наши вуты постепенно покидают. Еще один пример: российские ишплнии ежегодно тратят на переобучение сотрудников - недавни* -•-."■.<

пиков вузов сумму, в пять рач превышающую бюджет всего российского образования [4|.

В каждом вузе имеются свои точки роста. Задача любого университета - выявить их и сконцентрировать на них внимание и ресурсы. Частный это вуз или государственный, крупный или маленький, в данном случае не так важно.

Процесс превращения обычного университета в исследовательский начинается с обретения миссии. Многие российские вузы такую миссию не сформулировали, в то время как она имеет ключевое значение.

После формулирования миссии необходимо разработать стратегический план развития, детально и позтапно расписав, чего вуз хочет добиться в течение определенного времени - как правило, пяти лет. План должен содержать четкие критерии оценки достижении. выраженные в количестве выпускников, качестве профессорско-преподавательского состава и исследований, которые они производят, других показателях.

В процессе формирования миссии важно участие внешних экспертов. людей из бизнес-сообщества н представителей власти, с которыми работает университет. Это дает дополнительные преимущества самому вузу: так университет сможет не только точнее определить свое место в системе координат, но и вовлечь сторонних специалистов в процесс собственного развития.

Инновационная стратегия как бы осуществляет видение долгосрочной перспективы, взгляд «из будущего в настоящее». Стратегия определяет «что изменить» и «как изменить». Ответы на эти вопросы дают возможность проектировать механизм инновационного развития вуза как системы. Такая стратегия должна опережать спрос на научно-образовательную деятельность.

Одной из причин несостоятельности многих высших учебных заведений является отсутствие понимания необходимости разработки стратегии, или отсутствие возможностей для ее реализации. Однако осознать необходимость определения стратегии развития вуза явно недостаточно. Требуется профессионализм определения стратегии и тактики как взаимосвязанных и взаимообусловленных действий по реализации целей инновационного развития вуза. Необходимость инновационной стратегии признается большинством руководителей, однако разрабатывают ее пока немногие вузы в силу недостаточных знаний у ректората, отсутствия квалифицированных специалистов, отсутствия опыта разработки такой стратегии и т.п.

В рамках инновационной стратегии вузы проводят политику ориентации и переключения на потребительский спрос, тщательное изучение будущих контрагентов, контактов с конкурентами, новыми коммерческими структурами, их надежности н перспектив и т.д. Долгосрочные цели в инновационной стратегии оказываются результатом анализа изменений во внешней и внутренней среде вуза.

Инновационная стратегия предполагает реализацию следующих целей [2]:

- эффективное распределение и перераспределение по мере необходимости инновационного потенциала вуза между траекториями инновационного развития:

- обеспечение конкурентоспособности вуза на основе повышения качества научно-образователытой деятельности и уровня инновационного развития;

- оптимизация соотношения численности научно-педагогических кадров к величине затрат на инновационную деятельность;

- активная адаптация вуза к изменению объективных и субъективных факторов.

Главное в инновационной стратегии - это разработка альтернативных версий развития будущего вуза, при этом выбор цели должен выть адекватным типу выбранной стратегии.

Рассмотрим теперь второй подход в понимании инновационного развития вузов. Под инновацией во внутренней среде вуза следует понимать нововведение, направленное на разрешение проблемной ситуации с целью оптимизации учебного процесса и других сфер деятельности вуза для обеспечения заданного уровня качества. Кроме этого, внедрение инноваций, прежде всего, повышает эффективность процессов, происходящих во внутренней среде учебного заведения. Важным также является тот факт, что именно во внутренней среде следует искать возможности и потенциал, на которые необходимо опираться в конкурентной борьбе.

Остановимся более подробно на видах таких инноваций. Первое. на что следует обратить внимание сфера их внедрения не ограничивается только системой управления вуза; она гребуст наибольших изменении в связи с необходимостью адаптации к усло-

виям внешней среды, но есть и другие аспекты внутренней с требующие совершенствования.

Прежде всего, это основной процесс, ради которого и ствуют высшие учебные заведения - учебный. Отсюда первый нововведений - инновации учебного процесса. К данному относятся и инновации, которые заключены внутри предмета < пример, применение авторских методик) и те. что универсам по своей сути и потому могут быть применены при преподе-разных дисциплин (ориентация на самостоятельную работу сту та, использование дистанционных форм обучения, разработка ческих заданий, применение групповых форм работы, деловых и др.). В самом общем виде учебный процесс насчитывает рял ставляющих: учебные планы, технологии обучения, квалнфн преподавателей, обеспечение и контингент обучающихся, и для инноваций существует в каждой из этих сфер.

Компонент внутренней среды, требующий особого вни - это система управления вуза. Она также нуждается в ново ннях, которые являются административными инновациями. К относят создание и поддержку инновационных структур внутри (технопарки, инкубаторы малых наукоемких предприятий, от защиты интеллектуальной собственности и маркетинга разра" инновации общей системы управления (внедрение системы м жмента качества, применение принципов стратегического > ления, публикация основных показателей деятельности вуза), а же на уровне отдельных подразделений и обслуживающих ные процессы служб.

Вуз. как н любая организация, представляет собой от систему и не может существовать без влияния извне. Особую ность этого влияния отражает третий вид нововведений - ид гические инновации. Они обусловлены веяниями времени и ваннями общества. Этот вид инноваций является первичным отношению к первым двум, так как чаще всего именно он п дает все остальные. Более того, все три вида инноваций вн\ ней среды тесно связаны между собой и часто являются при ми возникновения друг друга.

Развитие начинается гам. где руководство вуза ставит собой соответствующие цели. К сожалению, ректорское с ство чрезвычайно консервативно. Оно полностью осознает ности. связанные с любыми трансформациями в такой инер ной и сложной структуре, как вуз, и отказывается от борьбы того, чтобы начались положительные процессы и в частных, г государственных вузах, их руководители должны воспринн необходимые изменения как часть личной жизненной миссии

Безусловно, финансирование определяет возможность тня любого вуза. В государственных вузах доля бюджетного нансировання недостаточна для того, чтобы достичь тех це.те*. которых говорилось выше. Небольшим вузам в некотором с даже легче: им проще сформулировать правильную и нацеле на результат миссию и стратегический план развития, чем т" огромному образованию, как. например, МГУ.

Сейчас в нашей стране, как и во всем мире, бизнес расе вает финансовую поддержку образовательных учреждений как соб инвестирования: помогая экономическим вузам, инвестор ледствии получит выгоду в виде хорошей экономической п~ ки государства: в случае технологических вузов это будут ин ционные продукты, созданные выпускниками. Часто бизнес рассчитывают на то, что подготовленные с их помощью кадры дут работать в их же компании.

Огромное количество частных вузов существуют исклкга но за счет платы за обучение, что не является эффективным, как в таком случае вуз не заинтересован в отчислении студс двоечников. Рациональным представляется такое соотнош плата за обучение составляет около 20% дохода вуза, а .N0% сре поступает из других источников: пожертвований частных Л1 компаний, доходов от инвестиций и целевого капитала, про ния платных исследований и оказания консультационных частному сектору и государственным органам [4).

Решение проблем инновационного развития вузов видите* следующем [3]:

- целевая постановка фундаментальных научных нсследо как залог реализации их результатов в виде новых наукоемких пологий:

- создание научно-технических центров вместо бизнес-баторов с формированием на их основе малых наукоемких приятий, типа ООО, возглавляемых выпускниками вута;

I среды,

■ суще-Ый вид г. виду гга (на-кальны здании 1студен-и твор-вых 11171 ряд со-Ь'Каппя

■ место

ммання овведе-К ним грн вуза отделы йоток). ченед-управ-к а так-основ-

фытую ю важ-иеоло-требо-еым по порож-|угрен-нчина-

псред юбще-гтруд-рцион-ы. Для

IX. и в I и мать И.

развито филей. о мыс л с енную •акому

цатри-к спо-1вп0с-

)лити-шова-:мены 4 при-

«тель-м. так :нтов-кние: тедств ниц и 1веде-услуг

гтся в

заний 1тех-

инку-пред-

- формирование банков потенциальных заказчиков регионального уровня:

- заключение долгосрочных соглашений с крупными государственными и промышленными финансовыми группами;

- создание эффективной системы поиска и закрепления при центрах и кафедрах талантливых, увлеченных студентов и школьников:

- системная работа по заявкам на отечественные и международные научные гранты:

- активная поддержка администрацией вуза материальными и финансовыми средствами начальных стартов новых научно-техни-ческих центров:

- создание жилого фонда для молодых научных сотрудников и преподавателей (это мощнейший стимул стабилизации кадров).

Вуз. как ни одна из Других организаций и предприятий, способен переломить сырьевую направленность экономики страны в сторону инновационных технологии. Но, учитывая масштабы и роль

российского высшего образования, можно утверждать. что процесс его обновления займет немало времени.

Литература:

1. Ворошилова Л.Л. Вузовские ветры (Инновации и конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг) Российское предпринимательство. 2002. №11.

2. Леонтьева O.A. Болонский процесс: идеологическая инновация внутренней среды вуза. Научный журнал «Фундаментальные исследования». 2007. №6 '/ Электронный ресурс. Режим доступа http://www.rae.ru.

3. Шайдуров Г.Я. Инновации в вузе: проблемы и решения Газета «Новая университетская жизнь» // Электронный ресурс. Режим доступа http://gazeta.sfu-kras.ru.

4. Ситников А. Как создать инновационный вуз. Бюджет. 200Х. №5 Электронный ресурс. Режим доступа http://bujet.ru.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ

КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

Сапачена И.В. соискатель ФАОУДПО ГАСИС

Обоснована актуальность и описан алгоритм совершенствования методов управлении инновационным развитием коммерческого банка.

Ключевые слова: методы управления, инновационное развитие, коммерческий банк.

SOME ASPECTS OF THE INNOVATION DEVELOPMENT OF THE COMMERCIAL

BANK

Sapacheva I., the applicant. FAOU DPO GASIS The urgency is proved ami the algorithm of perfection of management methods is described hv innovative development of commercial hank. Keywords: management methods, innovative development, commercial bank.

Переход отечественной экономики от экспортно-орнентнрован-ной сырьевой модели к социально ориентированной инновационной требует кардинальной трансформации не только обрабатывающих отраслей, по и адекватных инновационных преобразований финансового рынка в целом и банковского сектора в частности.

Развитие финансового рынка и банковского сектора как составляющей высококонкурентной институциональной среды согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации предполагает, что до 2020 года будет произведена адаптация экономических институтов к требованиям глобальной мобильности факторов производства и трансграничной производственной кооперации; обеспечена глобальная конкурентоспособность банковского сектора и снижена инфляция до 3 - 3.5% годовых. На следующем этапе предполагается адаптация институциональной среды к сетевым международным формам ведения бизнеса, системам глобальной кооперации, включая интеграцию банковской и финансовой систем в мировое хозяйство, а также снижение инфляции до уровня менее 3% годовых.

Инновационное развитие банковской среды в Российской Федерации, адекватное общему вектору социально-экономического развития общества, сопряжено с целым комплексом проблем.

Во-первых, в условиях становления и развития банковской сферы существует проблема выделения ресурсов времени руководством коммерческих банков на поддержку продуктивных идей, разработку и внедрение инноваций. При этом объективно руководство коммерческих банков вынуждено значительную часть времени заниматься текущими проблемами, что затрудняет возможности со-здания условии для непрерывного генерирования инновационных идей.

Во-вторых, в отличие от производственной сферы постоянное экспериментирование и апробирование предлагаемых инновационных идей в коммерческих банках затруднено в силу того, что для потребителя (клиента) вопрос стабильности условий взаимоотношений с банками является основным. Тем более, что создание новых видов продукции и услуг происходит не одномоментно, а является результатом серии проб и ошибок. Поэтому банк, желаю-

щий внедрить в своих стенах дух предпринимательства, прежде всего, нуждается в установлении атмосферы терпимости к ошибкам и неудачам.

В-третьих, существует проблема обеспечения возможности свободного творческого инновационного развития, с одной стороны. и жесткой регламентации деятельности сотрудников, включая барьеры взаимоотношений между подразделениями, с другой стороны. Это требует создания необходимых условий для творчества.

Существуют и другие проблемы на пути инновационного развития банковской среды в Российской Федерации, среди них: проблема изыскания достаточных инвестиционных и людских ресурсов для поддержки инновационных инициатив; проблема формирования малых междисциплинарных рабочих групп инновационного развития; проблемы действенного комплексного материального и морального стимулирования участников инновационной деятельности; проблема привлечения сторонников инноваций, поддерживающих и гибко подходящих к вопросам выдвижения и реализации инновационных идей в банковской сфере, и др.

I(«достаточноеразвитие механизмов инновационного развития коммерческих банков в современных условиях развития национальной экономики приводит к существенному снижению эффективности использования инвестиционных ресурсов КБ. а это в свою очередь сокращает доходность банковской деятельности и влечет за собой потерю конкурентных позиций отечественных КБ на международном финансовом рынке.

Таким образом, развитие подходов к инновационному развитию коммерческих банков в условиях формирования инновационной модели отечественной экономики представляет собой актуальную научную задачу, имеющую важное народнохозяйствен н.чг ¡мочение.

Решение поставленной задачи осуществлялось в рамках следующих этапов.

IIa этапе исследования теоретико-методологических основ управления инновационным развитием компании были выявлены сущность и содержание основных понятий и харзктернсткж апи-рата управления инновационным развитием кампании, ооаремеа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.