Научная статья на тему 'Переход университетов к инновационной модели развития как фактор инновационного развития России'

Переход университетов к инновационной модели развития как фактор инновационного развития России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / INNOVATION DEVELOPMENT MODEL / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS / RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хегай Елена Валентиновна, Бабак Лариса Николаевна, Филаткина Марина Дмитриевна, Филаткина Ирина Дмитриевна

Включение высших учебных заведений (вузов) в инновационный процесс страны является актуальной задачей. Одним из способов такого включения является переход университетов к инновационной модели развития. Недостаточное освещение в научной литературе данного способа повышения инновационной активности российских вузов сдерживает реализацию стратегии инновационного развития регионов и России в целом. В связи с этим предлагается исследование, направленное на определение роли инновационно ориентированных вузов в инновационном развитии Российской Федерации. В качестве объекта исследования было выбрано инновационное развитие России. Для достижения поставленной цели применяли анализ основных исследований в инновационной сфере, опубликованных за период 1993-2016 годов. Полученные данные могут быть использованы руководством российских университетов для повышения инновационной активности вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хегай Елена Валентиновна, Бабак Лариса Николаевна, Филаткина Марина Дмитриевна, Филаткина Ирина Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The transition of universities to the innovational development model as a factor of innovational development in Russian

Inclusion of HEIs in the innovative process of the country is a relevant task. One of the options for such inclusion is the transition of universities to the innovational education model. Insufficient attention that the scientific literature pays to this means of boosting the innovative activities of Russian HEIs obstacles the implementation of the strategy of innovational development of the regions and Russia as a whole. In this connection it is proposed to conduct a research aimed at determination of the role of innovation-oriented HEIs in the innovation development of the Russian Federation. Innovative development in Russia has been chosen as the research subject. To achieve the set goals, the authors have analyzed the main research works in the innovation sphere that were published in the period from 1993 to 2016. The obtained data may be used by the executive staff of Russian HEIs to increase the innovative activities of HEIs.

Текст научной работы на тему «Переход университетов к инновационной модели развития как фактор инновационного развития России»

ИССЛЕДОВАНИЕ

Хегай Е.В.1, Бабак Л.Н.1, Филаткина М.Д.1, Филаткина И.Д.1

1 Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Переход университетов к инновационной модели развития как фактор инновационного развития России

АННОТАЦИЯ:

Включение высших учебных заведений (вузов) в инновационный процесс страны является актуальной задачей. Одним из способов такого включения является переход университетов к инновационной модели развития. Недостаточное освещение в научной литературе данного способа повышения инновационной активности российских вузов сдерживает реализацию стратегии инновационного развития регионов и России в целом. В связи с этим предлагается исследование, направленное на определение роли инновационно ориентированных вузов в инновационном развитии Российской Федерации. В качестве объекта исследования было выбрано инновационное развитие России. Для достижения поставленной цели применяли анализ основных исследований в инновационной сфере, опубликованных за период 1993-2016 годов. Полученные данные могут быть использованы руководством российских университетов для повышения инновационной активности вузов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инновационная модель развития, высшие учебные заведения, Российская Федерация

JEL: 123, 125, 031

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Хегай Е.В., БабакЛ.Н., Филаткина М.Д., Филаткина И.Д. Переход университетов к инновационной модели развития как фактор инновационного развития России // Креативная экономика. — 2016. — Т. 10. — № 11. — С. 1207-1220. — doi: 10.18334^.10.11.36978

Хегай Елена Валентиновна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Школы экономики и менеджмента, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток (аlеnkаhеgау1405@maM.ш)

Бабак Лариса Николаевна, кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента Школы экономики и менеджмента, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Филаткина Марина Дмитриевна, кафедра менеджмента Школы экономики и менеджмента, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Филаткина Ирина Дмитриевна, кафедра менеджмента Школы экономики и менеджмента, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 14.10.2016 / ОПУБЛИКОВАНО: 30.11.2016 ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/ce.10.ll.36978

(с) Хегай Е.В., Бабак Л.Н., Филаткина М.Д., Филаткина И.Д. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика" Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский

Введение

Процессы мировой глобализации, революция в области информационных технологий и возрастающая роль знаний как главного фактора развития экономики изменили характер деятельности университетов и научно-педагогических работников высших учебных заведений (вузов).

Традиционные вузы были ориентированы на развитие фундаментальных исследований и распространение знаний через подготовку студентов. Однако по мере развития технологий, появления широкого доступа к информации знание перестало считаться достоянием отдельных институтов и вузов, а превратилось в реальное конкурентное преимущество, определяющее производительную силу коммерческих компаний и позицию России на мировой арене [1].

В связи с этим экономические потребности общества требуют от университетов практического использования научных результатов, способных значительно повлиять на инновационное развитие регионов и страны в целом.

В ответ на это вузы вынуждены перестраивать свою научную деятельность, изменять корпоративную культуру и разрабатывать механизмы, обеспечивающие трансфер научных технологий. Другими словами, вузам приходится переходить на инновационную модель развития, предполагающую эффективную реализацию инновационного процесса, а также усиление взаимодействия ученых вуза с представителями органов власти и бизнеса [3].

В настоящее время проблеме развития и реализации инновационного потенциала вуза посвящено большое количество публикаций, авторами которых являются О.В. Васюхин, О.В. Горшкова, Е. Фахрутдинова, K.J. Samson, M. Wright и другие.

Анализ научных трудов данных ученых позволил предположить, что переход российских университетов к инновационной модели развития способствует распространению наукоемкого бизнеса и влияет на реализацию стратегии инновационного развития страны и регионов.

Цель исследования - определить роль инновационно ориентированных вузов в инновационном развитии Российской Федерации.

Поставленная в исследовании цель предопределила решение следующих задач:

— изучить процесс инновационного развития России;

—определить сущность модели «Инновационный университет»;

—изучить способы взаимодействия ученых вузов, представителей бизнеса и органов власти в области инновационного развития Российской Федерации.

Объект исследования - инновационное развитие Российской Федерации.

Предмет исследования - роль инновационно ориентированных вузов в инновационном развитии Российской Федерации.

Методологическую основу исследования составил анализ 22 научных публикаций, опубликованных за период 1993-2016 годов в инновационной сфере.

Результаты данного исследования могут быть использованы руководством российских университетов для повышения инновационной активности ученых и усиления взаимодействия с представителями бизнеса и органами власти.

Влияние инновационно ориентированных университетов на инновационное развитие России

На современном этапе процесс революционных изменений в обществе обусловлен распространением инноваций, выступающих во многих странах мира неотъемлемой частью успешного национального развития, а также определяющим фактором обеспечения

конкурентоспособности всех сфер производства [8].

Термин «инновация» происходит от латинского «mnovatю», что в переводе означает «направление к изменениям». В научных исследованиях понятие «инновация» впервые появилось в конце XIX века, что было обусловлено зарождением инновационного менеджмента в Соединенных Штатах Америки (США).

Свое современное значение понятие «инновация» получило в начале XX века в научных работах австрийского экономиста Й.А. Шумпетера, который в 1911 году определил инновацию как нововведение, обеспечивающее получение прибыли и реализующееся благодаря активному участию компании в инновационном процессе [4].

По мнению исследователей, в основе любой инновации лежит интеллектуальное знание, коммерциализация которого способствует инновационному развитию страны, региона и/или отдельного хозяйствующего субъекта [14].

Как в большинстве развитых и развивающихся стран мира, в Российской Федерации (РФ) знание также рассматривается в качестве основного способа повышения конкурентоспособности российской экономики, о чем неоднократно указывалось в Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ.

Так, еще в Послании на 2001 год В.В. Путиным была поставлена стратегическая задача перехода к инновационному развитию. А в 2007 году, открывая заседание Государственного совета, Президент России Владимир Путин отметил исключительную важность привлечения в российские регионы масштабных и долгосрочных инвестиций, направленных на реализацию крупных инновационных и инфраструктурных проектов [2].

Отметим, что в последнее время Правительство Российской Федерации значительно активизировало инновационную политику. В частности, начиная с 2006 года, в федеральном бюджете формируется инвестиционный фонд, осуществляют деятельность Банк развития и Российская венчурная корпорация, развивается инновационная инфраструктура и разрабатывается законодательство в области защиты интеллектуальной собственности [12].

Также значительное внимание коммерциализации

интеллектуальных знаний было уделено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года, согласно которой формирование высоких технологий рассматривается как одно из ведущих направлений развития национальной экономики [6].

По мнению Е. Фахрутдиновой и ее коллег, одним из основных источников высоких технологий являются высшие учебные заведения (вузы), первоочередными задачами которых являются производство, хранение и распространение знаний [16].

Нацеленность Российской Федерации на переход к инновационной экономике способствует тому, что вузы постепенно отходят от своей традиционной роли и переходят на новую модель развития, в научной литературе получившей название «инновационный университет» [11].

Исследователи отмечают, что основными характеристиками данной модели являются развитая предпринимательская культура, высокая инновационная активность научно-педагогического и административно-управленческого состава вуза, широкие профессиональные сети с бизнес-сообществами и научно-исследовательскими институтами (НИИ), развитая

научно-исследовательская и венчурная инфраструктура, а также активное участие студентов и молодых ученых в инновационном процессе вуза [7, 13].

Следует отметить, что впервые о переходе к инновационной модели развития стали задумываться руководители американских бизнес-школ и университетов во второй половине 1970-х годов, что было связано с необходимостью повышения конкурентных свойств американской продукции на международном рынке транспорта и технического оборудования.

Вовлечению американских вузов в инновационное предпринимательство также способствовало принятие закона Бэйя-Доула (Bayh-Dole Act), закрепившего права ученых на интеллектуальную собственность, и строительство венчурной инфраструктуры (бизнес-инкубаторы, офисы трансфера технологий, технопарки) [18, 22].

В России положительный опыт американских вузов начал распространяться только в первой половине 2000-х годов, чему во многом способствовало принятие закона «О патентах», сокращение государственного финансирования научных исследований, развитие научно-исследовательской инфраструктуры и вовлечение коммерческих компаний в деятельность российских вузов [1].

В настоящее время переход к инновационной модели развития имеет приоритетное значение для большинства технологических вузов России и осуществляется для достижения следующих целей:

—сокращение инновационного лага наукоемких разработок, создаваемых в вузах;

—привлечение инвесторов к исследованиям, реализуемым в вузах;

—повышение конкурентной позиции вуза в различных мировых рейтингах;

— построение эффективной системы управления инновациями, включая коммерциализацию учебной, научной и инновационной продукции вуза;

— привлечение большего числа студентов;

— интеграция с учреждениями науки и образования, промышленными компаниями для решения стратегических задач развития инновационной среды и экономики региона;

—развитие инновационной инфраструктуры региона;

— привлечение ученых с мировым именем для проведения совместных исследователей;

— опережающая подготовка кадров для развития отечественного образования, науки, а также экономики региона;

— содействие распространению знаний в регионе;

—развитие региональной экономики и другое [3, 7, 14].

Отметим, что степень достижения обозначенных целей зависит от эффективности организации инновационного процесса, реализуемого в отдельно взятом российском вузе.

Так, согласно модели J.P.J. De Jong, эффективно организованный инновационный процесс должен включать в себя 4 стадии: исследование возможностей, генерация идей, продвижение идей и практическое применение идей.

Исследование возможностей предполагает обнаружение несоответствия между реальными и идеальными характеристиками предмета, явления или процесса. По мнению исследователей, эта стадия является основой для реализации инновационного процесса, поэтому она должна носить систематический характер и сопровождаться поиском наиболее оптимальных вариантов изменения сложившейся ситуации и решения обнаруженных проблем.

Второй стадией инновационного процесса вуза является генерация творческих идей, дальнейшая коммерциализация которых может быть направлена на решение любых проблем, интересующих ученых вуза, представителей власти или бизнеса (создание нового продукта, совершенствование действующего процесса, освоение нового рынка / фактора производства и другое).

Третьей стадией инновационного процесса является продвижение идей, предполагающее формирование исследовательской команды, поиск финансирования, получение поддержки у руководства вуза, представителей власти и бизнеса. Данная стадия является решающей в инновационном процессе вуза, так как определяет возможность создания инновации и скорость ее дальнейшей коммерциализации.

Заключительной стадией инновационного процесса De Jong считает коммерциализацию результатов научных исследований, сопровождающуюся выведением инноваций на рынок или их внедрением в практическую деятельность вуза или партнеров вуза в области бизнеса и власти [5].

Отметим, что на процесс коммерциализации инноваций оказывают влияние несколько факторов.

1. Наличие офиса по передаче технологий.

Офис по передаче технологий - структурное подразделение вуза, в обязанности которого входит создание благоприятных условий для ученого, желающего заниматься инновационным предпринимательством, а именно:

—консультирование по вопросам патентования, лицензирования, создания малого инновационного предприятия или спин-офф компании;

— предоставление необходимой научно-исследовательской инфраструктуры;

— поиск финансирования;

— обеспечение защиты интеллектуальной собственности;

— подбор исследовательской команды для создания и коммерциализации инновации;

—поиск партнеров в сфере власти и бизнеса [19].

2. Наличие бизнес-инкубатора.

Бизнес-инкубатор - организация, создаваемая при поддержке университета с целью упрощения запуска малого инновационного предприятия или спин-офф компании. Как правило, в обязанности таких организаций входит консультирование ученого по вопросам регистрации и запуска бизнеса, ведения деловой и отчетной документации, поиска деловых партнеров и инвесторов, определения рынка сбыта продукции и портрета основного потребителя [20].

3. Наличие предпринимательской культуры в вузе.

Предпринимательская культура в вузе предполагает ориентацию

ученых и руководства университета на систематический поиск возможностей и создание инноваций. Кроме того, в университетах с предпринимательской культурой коммерциализация результатов научных исследований рассматривается в качестве основного источника доходов, а также фактора привлечения студентов, инвесторов и партнеров [21].

В настоящее время в российской системе высшего образования насчитывается около 400 университетов, более 25% из которых нацелены на переход к инновационной модели развития и усиление взаимодействия с представителями власти и бизнеса [14].

Исследователи отмечают, что инновационная деятельность в таких университетах носит систематический характер и проявляется в следующих формах:

1. выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ по созданию нового или усовершенствованного продукта (процесса);

2. написание научных статей, отчетов, учебных пособий, монографий, брошюр и т.п.;

3. открытие спин-офф компании или малого инновационного предприятия;

4. проведение экспертизы нового или усовершенствованного продукта (процесса);

5. оказание консультационных, информационных, юридических и иных услуг по созданию или практическому применению нового или усовершенствованного продукта (процесса) и другое [13, 15,17].

В целях усиления взаимодействия ученых вуза с представителями власти и бизнеса, руководство инновационно-ориентированных университетов применяет следующие механизмы:

1. создание на территории вуза центров известных отечественных и зарубежных фирм с целью распространения накопленного опыта через переподготовку кадров и создание малых инновационных предприятий;

2. создание филиалов кафедр технических вузов на базе промышленных предприятий с целью практической апробации результатов научных исследований ученых вуза;

6. создание научно-исследовательских комплексов, специализирующихся на разработке технических и технологических инноваций, а также на развитии производственного сектора региональной экономики;

3. формирование бизнес-инкубаторов при поддержке коммерческих компаний и органов власти с целью развития малого инновационного предпринимательства и создания спин-офф компаний и другое.

Отметим, что в настоящее время среди вузов, достигших наибольших результатов в инновационной деятельности и перешедших на инновационную модель развития, исследователи выделяют Московский государственный университет им. Ломоносова, Томский политехнический университет, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Нижегородский государственный технический университет им. Алексеева, Уральский государственный технический университет, Московский физико-технический университет и другие [3].

Однако исследователи отмечают, что, несмотря на имеющиеся примеры успешных университетов инновационного типа, в России до сих пор отсутствуют масштабные инициативы, направленные на прямое взаимодействие вузовской науки и промышленности, что негативно сказывается на инновационном развитии России и распространении наукоемкого бизнеса [16].

Среди основных причин, препятствующих реализации инновационного потенциала российских ученых и усилению взаимодействия ученых вузов с представителями бизнеса и власти, исследователи называют следующие:

—нежелание ученых заниматься инновационной деятельностью;

—недостаток знаний и навыков, необходимых ученым для осуществления инновационной деятельности;

— недостаток научно-исследовательской и венчурной инфраструктуры в регионе;

— отсутствие или недостаток финансирования публикационной деятельности вуза;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— непонимание представителями бизнеса преимуществ, связанных с инновационной организацией производства;

— нежелание руководства университетов переходить на инновационную модель развития;

—недостаток поддержки со стороны органов власти и другое [1, 9,

10].

Исследователи отмечают, что решающая роль во взаимодействии между наукой, бизнесом и властью принадлежит государственным структурам, ответственным за реализацию инновационной стратегии России и инновационное развитие регионов.

Поэтому в целях усиления сотрудничества между учеными российских вузов, представителями бизнеса и власти в российских регионах необходимо вести гибкую политику, направленную на стимулирование инновационной активности представителей коммерческих компаний и разработку механизмов, упрощающих процесс трансфера технологий из науки в промышленность [16].

Заключение

В рамках статьи было описано исследование, основанное на анализе 22 научных публикаций, опубликованных за период 19932016 годов в инновационной сфере. В ходе исследования было выяснено,

что инновации рассматриваются Правительством Российской Федерации в качестве ключевого способа повышения конкурентоспособности российской экономики.

Среди основных источников высоких технологий исследователи называют инновационно ориентированные вузы, стратегическое развитие которых основывается на модели «Инновационный университет». Ключевыми характеристиками данной модели являются эффективно организованный инновационный процесс, усиление взаимодействия ученых вуза с представителями бизнеса и органами власти, предпринимательская культура, а также развитая научно-исследовательская и венчурная инфраструктура.

Эффективная организация инновационного процесса имеет приоритетное значение для инновационного развития вуза и включает в себя 4 стадии: исследование возможностей, генерация идей, продвижение идей, практическое применение идей (коммерциализация новшеств). Продвижение идей является ключевым этапом инновационного процесса в вузе, так как определяет возможность создания инновации и скорость ее дальнейшей коммерциализации.

Сотрудничество ученых вузов с представителями бизнеса и органами власти в России развито слабо. Поэтому в целях вовлечения коммерческих компаний в деятельность вузов руководство университетов применяет ряд механизмов, нацеленных на распространение фундаментальных знаний и практического опыта, а также на формирование объектов инновационной инфраструктуры.

Тем не менее, исследователи отмечают, что российские вузы слабо вовлечены в процесс инновационного развития регионов, что в первую очередь связано с неэффективной реализацией государственной инновационной политики, нежеланием представителей бизнеса участвовать в инновационном процессе вузов, а также с низкой инновационной активностью академических ученых.

По мнению исследователей, в целях повышения инновационной активности российских вузов в регионах необходимо вести гибкую политику, нацеленную на усиление сотрудничества академических ученых с представителями бизнеса и органами власти, а также на развитие механизмов трансфера технологий.

Данное исследование носит теоретический характер и может быть использовано для дальнейших исследований в области инновационного предпринимательства. В качестве вопросов для

будущих исследований авторы выделяют факторы, влияющие на развитие академического предпринимательства в России, а также сотрудничества российских вузов и коммерческих компаний в процессе распространения знаний.

ИСТОЧНИКИ:

1. Академическое предпринимательство как фактор инновационного развития региона:

Россия и Китай / Л.Н. Бабак, Е.Б. Гаффорова, Е.В. Хегай [и др.] // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 7. - С. 274-284.

2. Васюхин О.В., Павлова Е.А. Управление развитием инновационного потенциала ВУЗа //

Современные проблемы науки и образования. - 2009. - № 6. - С. 94-96.

3. Управленческие инновации в ВУЗе: Учебное пособие / О.В. Горшкова, В.В. Крюков, Г.И.

Лазарев [и др.]. - Владивосток: Издательство ВГУЭС, 2007. - 300 с.

4. Илышева Н.Н., Илышев А.М., Воропанова И.Н. Инновационный потенциал крупных

технических ВУЗов: проблемы использования для ускорения экономического роста // Экономика образования. - 2005. - № 2. - С. 47-60.

5. Ким Т.Д., Первухина Е.С. Многоуровневая модель инновационного потенциала

профессионала и подходы к ее операционализации: Ч. II // Вестник ЮУрГУ. - 2010. - № 40. - С. 38-48.

6. Комарова А.В. Управление знаниями как новая функция менеджмента // Труды

Российского государственного университета нефти и газа им. Губкина. - 2010. -№ 3. - С. 165-173.

7. Кортов С.В. Инновационный потенциал и инновационная активность ВУЗов УРФО //

Университетское управление: практика и анализ. - 2004. - № 1. - С. 61-68.

8. Лупанов В.Н. Управление знаниями и стратегия развития научно-исследовательского

университета // Вестник ИНЖЭКОНА. Серия: гуманитарные науки. - 2011. - № 4. -С. 139-146.

9. Нарышкин С.Е. Инновационный потенциал современного российского общества //

Журнал российского права. - 2009. - № 8. - С. 3-13.

10. Пилипчук Н.В. К вопросу об управлении человеческими ресурсами ВУЗа в условиях

формирования экономики знаний // Транспортное дело России. - 2013. - № 5. -С. 76-78.

11. Подвербных О.Е., Гасенко Е.В. Механизм управления инновационным потенциалом

персонала наукоемкого предприятия // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева. - 2012. - № 1. -С. 206-210.

12. Рябых В.Н. К вопросу об инновационном потенциале российской экономики //

Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 3. - С. 245-246.

13. Мотивация и факторы академического предпринимательства / Е.В. Хегай, Л.Н. Бабак,

И.Д. Филаткина [и др.] // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 11. -С. 1075-1085.

14. Чванова М. Инновационный потенциал классического регионального университета /

М. Чванова // Высшее образование в России. - 2004. - № 12. - С. 86-88.

15. The impact of academic patenting on university research and its transfer / G. Crespia, P.

D'Este, R. Fontana [et al.] // Research Policy. - 2011. - № 40. - P. 55-68.

16. Universities as A Driving Force of Economic Development in The Creation of Innovation

System of Russia / E. Fakhrutdinova, V. Zagidullina, T. Suleimanov [et al.] // Procedia Economics and Finance. - 2015. - № 23. - P. 1662-1665.

17. Glebova I., Yasnitskaya Y., Maklakova N. The Evaluation Of The Innovative Activity Of

Modern Russia's Higher Educational Establishments And Ways Of Its Fostering // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2015. - Vol. 191. - P. 2374-2381.

18. 30 years after Bayh-Dole: Reassessing academic entrepreneurship / R. Grimaldia, M.

Kenney, D. S. Siegel [et al.] // Research Policy. - 2011. - Vol. 40. - P. 1045-1057.

19. Samson K. J., Gurdon M. A. University scientists as entrepreneurs: a special case of

technology transfer and high-tech venturing // Technovation. - 1993. - Vol. 13. - № 2. - P. 63-71.

20. Soh P. H. When do firms benefit from university - industry R&D collaborations? The

implications of firm R&D focus on scientific research and technological recombination // Journal of Business Venturing. - 2014. - Vol. 29. - P. 807-821.

21. Wright M. Academic entrepreneurship, technology transfer and society: where next? //

Journal of Technology Transfer. - 2014. - № 39. - P. 322-334.

22. Academic entrepreneurship and business schools / M. Wright, E. Piva, S. Mosey [et al.] //

Journal of Technology Transfer. - 2009. - Vol. 34. - P. 560-587.

Elena V Khegai, Candidate of Science, Economics, Associate professor of the Chair of Management of the School of Economics and Management, Far Eastern Federal University, Vladivostok

Larisa N. Babak, Candidate of Science, Engineering, Associate professor of the Chair of Management of the School of Economics and Management, Far Eastern Federal University, Vladivostok

Marina D. Filatkina, the Chair of Management of the School of Economics and Management, Far Eastern Federal University, Vladivostok

Irina D. Filatkina, the Chair of Management of the School of Economics and Management, Far Eastern Federal University, Vladivostok

The transition of universities to the innovational development model as a factor of innovational development in Russian

ABSTRACT

Inclusion of HEIs in the innovative process of the country is a relevant task. One of the options for such inclusion is the transition of universities to the innovational education model. Insufficient attention that the scientific literature pays to this means of boosting the innovative activities of Russian HEIs obstacles the implementation of the strategy of innovational development of the regions and Russia as a whole. In this connection it is proposed to conduct a research aimed at determination of the role of innovation-oriented HEIs in the innovation development of the Russian Federation. Innovative development in Russia has been chosen as the research subject. To achieve the set goals, the authors have analyzed the main research works in the innovation sphere that were published in the period from 1993 to 2016. The obtained data may be used by the executive staff of Russian HEIs to increase the innovative activities of HEIs.

KEYWORDS: innovation development model, higher educational institutions, Russian Federation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.