Научная статья на тему 'Учебно-научно-инновационный комплекс вуза как способ обеспечения трансфера высокотехнологичной продукции в реальный сектор экономики'

Учебно-научно-инновационный комплекс вуза как способ обеспечения трансфера высокотехнологичной продукции в реальный сектор экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-НАУЧНО-ИННОВАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС / RESEARCH AND INNOVATION / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / INNOVATION INFRASTRUCTURE / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ИДЕЙ / COMMERCIAL APPLICATION OF SCIENTIFIC CONCEPTS / РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / REAL ECONOMY / CENTER FOR EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федорец Ольга Вячеславовна, Скворцова Инга Викторовна, Нурулин Юрий Рифкатович

Статья посвящена проблемам укрепления научно-инновационного потенциала высшей школы и интеграции учебного и научного потенциалов вуза в инновационно-экономическую систему страны. Указаны основные факторы, сдерживающие дальнейшую интеграцию учебно-научно-инновационного комплекса вуза с бизнес-структурами, даны рекомендации по их устранению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Федорец Ольга Вячеславовна, Скворцова Инга Викторовна, Нурулин Юрий Рифкатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

University as Center for Education, Research and Innovation: Way of Transferring Hi-Tech Products to Real Economy

The paper is devoted to the problems of consolidation of the innovative potential in science and higher education and to integration of university education and research into the innovative economic system of this country. The main obstacles are listed that hinder further cooperation of university as center for education, research and innovation with business structures, and recommendations are given for neutralizing those obstacles.

Текст научной работы на тему «Учебно-научно-инновационный комплекс вуза как способ обеспечения трансфера высокотехнологичной продукции в реальный сектор экономики»

_Аннотация

Статья посвящена проблемам укрепления научно-инновационного потенциала высшей школы и интеграции учебного и научного потенциалов вуза в инновационно-экономическую систему страны. Указаны основные факторы, сдерживающие дальнейшую интеграцию учебно-научно-инновационного комплекса вуза с бизнес-структурами, даны рекомендации по их устранению.

Ключевые слова: учебно-научно-инновационный комплекс, инновационная инфраструктура, коммерциализация научных идей, реальный сектор экономики

Федорец Ольга Вячеславовна

аспирантка кафедры экономики и менеджмента в энергетике и природопользовании факультета экономики и менеджмента olgafedorets@mail.ru

Скворцова Инга Викторовна

доцент кафедры экономики и менеджмента в энергетике и природопользовании факультета экономики и менеджмента ingaskvor@list.ru

Нурулин Юрий Рифкатович

заведующий кафедрой инвестиционного инжиниринга, факультета инноватики nurulin@acea.neva.ru

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

инновационные разработки вузов - на службу экономике

учебно-научно-инновационный комплекс вуза как способ обеспечения трансфера высокотехнологичной продукции в реальный сектор экономики

На сегодняшний день в рамках повышения эффективности научного сектора экономики наиболее остро стоит проблема принятия мер, направленных на повышение объемов исследований с одновременной интенсификацией процесса

коммерциализации результатов научной деятельности. Важная роль в решении данного вопроса отводится высшей школе, а именно, интеграции учебного и научного потенциала вуза в инновационно-экономическую систему страны.

В настоящее время инновационная инфраструктура вуза не в полной мере реализует свои возможности, Приходится констатировать, что технические университеты России, и даже лучшие из них, находятся под воздействием ряда негативных факторов объективного и субъективного характера,

Существующие проблемы

Не зависящие от вуза проблемы:

1) недостаточное регулирование инновационной деятельности вузов со стороны государства, Федеральным законом от 02,08,2009 № 217-ФЗ (1) было разрешено бюджетным вузам и НИИ создавать хозяйственные общества в целях коммерциализации интеллектуальной собственности, Однако на практике лишь треть созданных в рамках закона малых инновационных предприятий (МИП) реально функционирует, Вузам и МИП не оказывается реальной методической и информационной поддержки, что зачастую приводит к большому количеству неточностей и ошибок в действиях учебных заведений;

2) быстрое устаревание научно-лабораторной базы, являющейся основой для осуществления инновационной деятельности;

3) проблемы воспроизводства кадрового потенциала вуза, влекущие за собой сокращение числа ведущих научных школ;

4) высокая конкуренция со стороны зарубежных университетов и инновационных структур;

5) сокращение объемов централизованного финансирования вузов, особенно в условиях финансового кризиса;

6)снижение возможностей охраны интеллектуальной собственности от конкурентов путем ее утаивания и хранения в секрете,

Проблемы, которые вуз может решить самостоятельно:

1) недостаточное понимание роли интеллектуальной собственности (ИС) в деятельности российских вузов, недостаток знаний, Деятельность по коммерциализации не является основной для вуза, поэтому получение доходов от такой деятельности может носить неравномерный, эпизодический характер, который не может полностью покрыть расходы на управление ИС,

2) несовершенство организационных и экономических механизмов управления правами на объекты ИС,

3) разрывы в инновационном процессе - между появлением изобретения и его коммерциализацией, Между исследованиями и внедрением конечных продуктов в промышленность существует значительный временной лаг, в течение которого данное подразделение может не получать совершенно никаких доходов, но вести текущую работу;

4) отсутствие опыта, стартового капитала и инфраструктуры для вовлечения инновационных технологий и интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот;

6) невозможность концентрации всех ресурсов на одном, пусть даже очень перспективном, научно-инновационном направлении;

7) недостаточная степень соответствия научно-лабораторной базы мировому уровню;

8) разобщенность ученых и специалистов, работающих в различных предметных областях,

Создание учебно-научно-инновационных комплексов

В целях укрепления научно-инновационного потенциала высшей школы появляется необходимость формиро-

инновационное развитие

вания на базе ведущих университетов учебно-научно-инновационных комплексов (УНИК).

УНИК представляет собой организационную форму развития университета, которая обеспечивает комплексность и единство как образовательного процесса, так и научно-исследовательской, научно-технической и инновационной деятельности на всех стадиях и этапах подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров. Деятельность УНИК в основе своей направлена на создание благоприятной среды для последующей генерации и продвижения инновационных проектов от первоначальной идеи до непосредственной коммерциализации готового продукта. В дальнейшем УНИК может быть успешно интегрирован с бизнес-структурами реального сектора экономики путем совместной реализации комплексных проектов в научной, образовательной и инновационной сферах, что в свою очередь будет способствовать развитию предпринимательской деятельности вуза. УНИК как форма функционирования университета предполагает осуществление инфраструктурных и коммерческих преобразования в первую очередь во внутренней и, как следствие, во внешней структуре вуза (2). Основной эффект от развития УНИК заключается в том, что, с одной сто.. .на практике лишь треть созданных в рамках закона малых инновационных предприятий реально функционирует

роны, будет проводиться подготовка специалистов более высокого уровня для рынка интеллектуального труда, а с другой - вуз станет полноправным субъектом рыночной экономики как разработчик и поставщик объектов интеллектуальной собственности и высокотехнологичной продукции.

Основные задачи учебно-научно-инновационных комплексов

Эффективное осуществление деятельности комплекса заключается в практической реализации основных задач по следующим направлениям.

1. В сфере образования:

- усиление фундаментальных основ многопрофильного образования;

- совместная разработка баз данных, методик оценки и управления качеством образования, научной и инновационной деятельности, а также создания единых центров для экспериментальной проверки предлагаемых инноваций;

- организация и проведение производственных и преддипломных практик студентов (содействие в трудоустройстве выпускников), а также программ повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и организацию стажировок на российских и зарубежных предприятиях.

2. В сфере научно-исследовательской деятельности:

- проведение совместных работ по крупным научно-техническим программам;

- создание системы постоянного мониторинга текущих и прогнозирование перспективных потребностей рынка наукоемкой продукции, а также системы менеджмента качества научно-технической продукции УНИК;

- проведение совместных научных профильных школ-семинаров и науч-

но-практических конференций для молодых ученых и аспирантов с целью апробации диссертационных работ, 3. В инновационной сфере:

- формирование условий для реализации полного цикла инновационного процесса - от фундаментальных научных исследований до коммерческого освоения нововведений, передачи готовой продукции и технологий в промышленность и социальную сферу;

- создание совместного центра трансфера технологий и информационно-аналитического центра;

- создание совместных венчурных подразделений и малых предприятий;

- проведение совместных маркетинговых исследований для выявления потенциальных заказчиков и потребителей наукоемкой продукции;

- формирование общего «портфеля» инновационных проектов, перспективных для их коммерческого освоения и передачи в реальный сектор экономики (3),

Задачи по развитию внутривузовской инфраструктуры

Роль вуза как производителя инновационной продукции подразумевает решение следующих задач по развитию внутривузовской инфраструктуры:

1) выделение инновационной деятельности (наряду с научной и образовательной) в миссии и стратегических целях вуза, включая ориентацию на международное сотрудничество;

2) формирование инфраструктуры стратегического и оперативного инновационного менеджмента вуза, опирающейся на специализированные подразделения трансфера технологий и интеллектуальной собственности (Инновационно-технологический бизнес-инкубатор, Отдел коммерциализации НИОКР);

деятельность учебно-научно-инновационных комплексов в основе своей направлена на создание благоприятной среды для последующей генерации и продвижения инновационных проектов

3) формирование системы передачи части результатов инновационной деятельности в учебный и научный процессы с целью их расширенного воспроизводства;

4) создание постоянно действующих институтов, необходимых для продвижения на рынок инновационной продукции - выставок, конкурсов, ярмарок, необходимых для развития спроса и конкурентной среды;

5) разработка и внедрение политики распределения доходов от коммерциализации и трансфера технологий («Положение о деятельности университета в области интеллектуальной собственности», «Порядок правовой охраны и учета результатов научно-технической деятельности»);

6) развитие структуры предпринимательской деятельности и сети малых инновационных предприятий, обеспеченных современной материально-технической базой и с широким привлечением внешних разработок;

7) воспроизводство кадрового потенциала научно-инновационной сферы, развитие механизмов вовлечения студентов в высокотехнологичные научно-инновационные разработки,

Заключение

Постепенная реализация вышеуказанных мер может способствовать дальнейшему развитию научно-инновационной деятельности современного вуза как процесса, направленного на создание новых и реализацию уже завершенных научных исследований и разработок в сфере новых или усовершенствованных высокотехнологичных продуктов с целью их последующей коммерциализации и практического внедрения в реальный сектор экономики.

Литература

1. Федеральный закон от 02.08.2009 № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Рос-

сийской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности»,

2. Боровская М.А., Корецкий А.А. Формирование учебно-научно-инновационного комплекса в системе технического университета // Известия ТРТУ. Конференция. -2005.

3. Рыбалкин Д.В. Организационно-экономические основы инновационной деятельности в сфере вузовской науки: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - М., 2007.

Olga V. Fedorets

Postgraduate Student, Department of Economics and Energy and Environmental Management, Faculty of Economics and Management, St. Petersburg State Polytechnic University Inga V. Skvortsova

Associate Professor, Department of Economics and Energy and Environmental Management, Faculty of Economics and Management, St. Petersburg State Polytechnic University Yuri R. Nurulin

Head of Department of Investment Engineering, Faculty of Innovation, St. Petersburg State Polytechnic University

University as Center for Education, Research and Innovation: Way of Transferring Hi-Tech Products to Real Economy

_Abstract

The paper is devoted to the problems of consolidation of the innovative potential in science and higher education and to integration of university education and research into the innovative economic system of this country. The main obstacles are listed that hinder further cooperation of university as center for education, research and innovation with business structures, and recommendations are given for neutralizing those obstacles.

Keywords: center for education, research and innovation, innovation infrastructure, commercial application of scientific concepts, real economy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.