Научная статья на тему 'Инновационная политика вуза как фактор повышения конкурентоспособности высшей школы'

Инновационная политика вуза как фактор повышения конкурентоспособности высшей школы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ВНУТРИВУЗОВСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ ВУЗА / INNOVATION POLICY / HIGHER SCHOOL / HIGHER SCHOOL TRANSFORMATION / INNOVATION PROFITABILITY OF HIGHER SCHOOL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федорец О. В.

Статья посвящена анализу инновационной политики вуза, как основы повышения эффективности научно-исследовательской деятельности и усиления конкурентоспособности высшей школы в современных условиях, ориентации экономики РФ на инновационный путь развития. Описаны основные направления государственной политики в области поддержки и развития инновационной инфраструктуры высшей школы; освещены проблемы реализации инновационного развития российских вузов; обоснована актуальность разработки внутривузовской инновационной политики и рассмотрена укрупненная система показателей ее эффективности. Рассмотрен ряд мероприятий, позволяющих осуществить практическую реализацию инновационной политики вуза, а также потенциальных положительных результатов, которые вуз может достичь благодаря эффективной инновационной политике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Федорец О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION POLICY OF THE UNIVERSITYAS A FACTOR OF COMPETITIVENESS INCREASE OF HIGHER SCHOOL

The article in question analyzes the higher educational institutions` innovation policy as a basis for improving the research activities effectiveness and increasing the higher school competitiveness when modern Russian economy focuses on innovation development. Basic areas of the state policy in the field of support and development of higher school innovation infrastructure were described. The main issues of innovation implementation in Russian universities were highlighted. The relevance of high innovation policy development was substantiated and consolidated efficiency indicators were considered. The article considers a number of measures that enable the implementation of higher school innovation policy as well as positive results that can be achieved due to efficient innovation policy.

Текст научной работы на тему «Инновационная политика вуза как фактор повышения конкурентоспособности высшей школы»

О. В. Федорец, аспирант кафедры экономики и менеджмента в энергетике и природопользовании отделения экономики и менеджмента инженерно-экономического института, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет e-mail: olgafedorets@mail.ru

ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ВУЗА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Статья посвящена анализу инновационной политики вуза, как основы повышения эффективности научно-исследовательской деятельности и усиления конкурентоспособности высшей школы в современных условиях, ориентации экономики РФ на инновационный путь развития. Описаны основные направления государственной политики в области поддержки и развития инновационной инфраструктуры высшей школы; освещены проблемы реализации инновационного развития российских вузов; обоснована актуальность разработки внутривузовской инновационной политики и рассмотрена укрупненная система показателей ее эффективности.

Рассмотрен ряд мероприятий, позволяющих осуществить практическую реализацию инновационной политики вуза, а также потенциальных положительных результатов, которые вуз может достичь благодаря эффективной инновационной политике.

Ключевые слова: инновационная политика, высшая школа, внутривузовские преобразования, инновационная полезность вуза.

В современных условиях ориентации экономики РФ на инновационный путь развития происходит активное становление высших учебных заведений не только как центров генерации новых знаний, но и как важнейших субъектов инновационной деятельности, ориентированных на коммерциализацию результатов исследований и разработок путем вывода на рынки наукоемкой продукции [1].

Высшее учебное заведение выступает связующим звеном между образованием, наукой, производством и рынком, так как совмещает в

себе интеллектуальные, кадровые, материально-технические, информационные и административные ресурсы [15].

Современная инфраструктура высшей школы сочетает в себе фундаментальную науку, образовательную деятельность, научно-исследовательские работы, кадровое обеспечение современной экономики, а также коммерциализацию результатов научной деятельности и интеграцию учебного и научного потенциала вуза в инновационно-экономическую систему страны (рис. 1).

Рис. і. Структура инновационной деятельности высшей школы

Роль университетов достаточно многогранна и заключается в следующем:

- генерация объектов интеллектуальной собственности, пригодных для дальнейшего вовлечения в хозяйственный оборот;

- формирование внутривузовской инновационной инфраструктуры в виде технопарков, бизнес-инкубаторов, малых инновационных предприятий;

- многоуровневая подготовка кадрового обеспечения инновационной сферы;

- формировании инновационной культуры в бизнес-среде [2].

В современных условиях непрерывно растущей глобализации, интернационализации всех сфер деятельности общества, в т.ч. и сферы образования можно выделить следующие основные направления развития высшей школы как части национальной инновационной системы:

- постоянное расширение рынка образовательных услуг;

- повышение требований со стороны государства и реального сектора экономики к качеству подготовки и переподготовки специалистов;

- необходимость интеграции образования, науки и производства;

- усиление конкуренции между образовательными учреждениями;

- рост мобильности человеческого капитала;

- усиление роли интеллектуальной собственности как основного конкурентного преимущества высшей школы [14].

С учетом вышеуказанных тенденций развития современного общества инновационная деятельность высшей школы рассматривается как ключевое условие модернизации образовательного процесса и экономики в целом, поэтому вопрос становления и развития эффективной инновационной политики вузов приобретает крайнюю актуальность [7].

В последнее время особое внимание со стороны государства уделяется необходимости всестороннего использования научно-инновационного потенциала высшей школы [5]. Государственная политика направлена на поддержку и развитие инновационной инфраструктуры вузов, кадрового потенциала, укрепление связей высшей школы и реального сектора экономики:

1. Принятие национального проекта «Образование», направленного на приоритетную

поддержку ведущих вузов, инновационных образовательных программ и проведение научных исследований в образовательном секторе.

2. Реализация многочисленных федеральных целевых программ (например, «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы», «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы»), способствующие эффективному воспроизводству кадрового и научно-технического потенциала высшей школы.

3. Принятие 2 августа 2009 года Федерального закона № 217 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности», разрешившего бюджетным вузам и НИИ создавать малые инновационные предприятия (МИП) в целях коммерциализации интеллектуальной собственности.

4. Создание в России сети национальных исследовательских и федеральных университетов.

6. Поддержка программ развития МГУ и СПбГУ, призванных стать частью мировой элиты классических университетов, объединяющих в себе научные, образовательные, экономические и социальные процессы.

7. Формирование технологических платформ как площадок коммуникации образовательных, производственных и научных секторов экономики.

8. Дополнительные средства государственной поддержки выделены Правительством РФ в рамках Постановлений от 9 апреля 2010 г. № 218 (кооперация вузов и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства), № 219 (развитие инновационной инфраструктуры вузов), № 220 (гранты вузам по привлечению ведущих мировых ученых).

9. Федеральные программы фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере «СТАРТ» и «РАЗВИТИЕ».

10. Организация региональных конкурсов, направленных на поддержку кадровой и инфраструктурной составляющей вузов - пре-

мии, гранты, субсидии, стипендии Правительства Санкт-Петербурга, предназначенные для студентов, аспирантов, молодых ученых, профессорско-преподавательского состава вузов и хозяйственных обществ, создаваемых высшими учебными заведениями.

11. Федеральные и региональные программы повышения квалификации: Президентская программа подготовки управленческих кадров, «Региональный университет малого бизнеса».

Ряд основополагающих государственных документов [17-29] регламентирует следующие направления поддержки инновационного развития высшей школы:

- обеспечение подготовки инновационноориентированных кадров для нужд высокотехнологичных секторов экономики;

- генерация новых знаний и компетенций;

- развитие интеграции вузовской и академической науки с организациями реального сектора экономики;

- создание условий для привлечения и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, эффективного воспроизводства научных кадров и обеспечения их научной мобильности;

- повышение качества подготовки и эффективности использования кадрового потенциала вузов для решения реальных задач развития наукоемкого производства;

- рост международного признания российской высшей школы, появление сети университетов мирового уровня, интернационализация научной деятельности и внедрение в мировое образовательное пространство;

- развитие и эффективное использование материально-технической базы, научно-технического и образовательного потенциала высшей школы.

Все вышеуказанное позволяет говорить о существовании серьезной законодательной базы, направленной на поддержку инновационного развития высшей школы. Однако. несмотря на значительные изменения, произошедшие за последнее время в системе образования России, эффективность инновационной системы высшей школы является низкой, что в свою очередь напрямую влияет на результаты инновационного развития как отдельных регионов, так и страны в целом [11].

Подтверждением тому является тот факт, что из 1115 существующих на сегодня высших учебных заведений к группе образовательных

учреждений, имеющих признаки неэффективности, связанные со спецификой их деятельности относится 30 вузов и 41 филиал; к группе образовательных учреждений, нуждающихся в оптимизации деятельности, можно отнести 48 вузов и 103 филиала; к группе образовательных учреждений, являющихся неэффективными и нуждающихся в реорганизации - 25 вузов и 218 филиалов [30].

Подобная же проблема имеется и в отношении кадрового потенциала высшей школы. Несмотря на приток аспирантов и докторантов в научную сферу, наблюдается постепенное снижение количества докторов и кандидатов наук среди ППС, равно как и защищенных диссертаций. В связи с этим можно сделать вывод, что в целом в России на сегодняшний день нет недостатка в научных и инновационных кадрах высшей школы, вопрос состоит в их «качестве», т.е. в способности успешно заниматься наукой [32].

Можно выделить следующие основные проблемы, препятствующие эффективной реализации инновационного развития российских вузов:

Не зависящие от вуза проблемы:

1. Низкий уровень законодательного регулирования инновационной деятельности высшей школы, в особенности в области управления и защиты интеллектуальной собственности вуза.

2. Снижение престижности осуществления научной деятельности в высшей школе.

3. Недостаточная конкурентоспособность высшей школы и науки.

4. Снижение социального статуса и мобильности научно-педагогических кадров, их низкая закрепляемость и отток в иные сферы деятельности.

5. Избыток выпускаемых вузами специалистов одних профессий при недостатке специалистов других профессий.

6. Нехватка и старение научно-педагогического состава, влекущее за собой утрату знаний, навыков и опыта.

7. Замедление развития и сокращение числа ведущих научных школ.

8. Неразвитость бизнес-окружения вузов.

9. Увеличение количества вузов и высокая степень неравенства между ними.

10. Обострение конкуренции между российскими и зарубежными вузами.

11. Устаревание материально-технической базы вузов.

12. Несоответствие структуры спроса, предъявляемого со стороны бизнеса, и имеющейся структуры научно-технологических заделов высшей школы.

13. Проблемы воспроизводства кадров, в особенности «проблемы молодых ученых» (низкий уровень заработной платы, нерешенный жилищный вопрос, отсутствие определенности перспектив карьерного роста в научной сфере, низкий уровень обмена опытом с зарубежными коллегами).

14. Проблемы бухгалтерского учета нематериальных активов вуза [1].

Проблемы субъективного характера:

1. Стихийный характер инновационной деятельности вузов и отсутствие системного подхода к управлению ею.

2. Неготовность в научно-образовательной среде к потенциальным рискам, в т.ч. финансовым, связанным с участием в инновационных проектах.

3. Разрывы в инновационном цикле и в переходе от фундаментальных исследований через научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы к коммерческим технологиям.

4. Невозможность концентрации всех ресурсов вуза на одном научно-инновационном направлении.

5. Несовершенство правовых, организационных и экономических механизмов управления правами на объекты интеллектуальной собственности.

6. Разобщенность ученых и специалистов, работающих в различных предметных областях [6].

7. Отсутствие стимулирующей кадровой политики университета.

8. Слабые механизмы вуза в области закрепления молодых кадров.

9. Затруднено выполнение комплексных проектов с участием коллективов нескольких вузов.

10. Отсутствие целенаправленной маркетинговой политики вуза.

11. Недостаточны объемы привлечения внебюджетных средств для выполнения инновационных проектов и развития инфраструктуры

[4].

12. Низкий уровень взаимодействия с зарубежными коллегами.

13. Недооснащенность рабочего пространства современным материально-техническим и лабораторным оборудованием [31].

14. Недостаточные знания и навыки работы в бизнес среде административно-управленческого персонала вуза.

15. Отсутствие надежных связей вузов с промышленностью, экономикой, социальной сферой регионов.

Вышеперечисленные проблемы являются причиной низкой инновационной полезности вузов в процессе инновационного развития государства в целом, которая в настоящее время должна увеличиваться. Важно отметить, что процесс управления и коммерциализации результатов инновационной деятельности высшей школы становится возможным только при существовании определенных условий, предпосылок, сформированных не только государством, но и самим вузом, в связи с чем разработка эффективной инновационной политики становится наиболее актуальной.

Инновационную политику вуза можно определить как комплекс мероприятий, направленных на обеспечение высокого качества образовательных услуг, повышение интеллектуального потенциала и инновационной активности вуза, разработку и внедрение результатов научных исследований и разработок в реальный сектор экономики и учебный процесс, создание условий для формирования инновационной инфраструктуры, соответствующей современным требованиям, а также для саморазвития вуза на высококонкурентном рынке образовательных услуг (рис. 2).

Базовые категории инновационной политики вуза

► Кадровый потенциал

► Конкурентоспособность

► Инновационный потенциал

► Инновационная активность

► Инвестиционная привлекательность

► Стратегическое партнерство

► Качество услуг, менеджмента

Рис. 2. Базовые категории инновационной политики вуза

Традиционно вуз является производителем особого вида продукции - образовательных услуг и программ, поэтому разработка инновационной политики вуза имеет свои существенные особенности по сравнению с другими предприятиями и организациями [11].

Формирование инновационной политики вуза в научно-образовательной сфере строится на следующих принципах:

- единство научного и образовательного процессов и их направленность на социальноэкономическое развитие общества;

- концентрация научных и финансовых ресурсов на приоритетных направлениях исследований, проведении полного цикла исследований и разработок вплоть до создания готового продукта;

- поддержка ведущих научных школ и коллективов, отдельных ученых, способных обеспечить высокий уровень научных исследований и разработок;

- поддержка предпринимательской деятельности вузовских структур;

- применение новых информационных технологий и современных учебных программ;

- формирование и расширение вузовской инновационной инфраструктуры (центров коллективного пользования, дистанционных образовательных технологий, уникального оборудования, научно-технических лабораторий);

- развитие систем подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, программ корпоративного обучения по заказам промышленных предприятий;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- непрерывное развитие инновационного потенциала и инновационной активности вуза;

- получение синергического эффекта от внедрения инноваций во все сферы деятельности вуза;

- соблюдение баланса интересов всех участников инновационной деятельности;

- введение системы стимулирования персонала вуза;

- совершенствование системы управления вузом;

- повышение инновационной активности

вуза;

- повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности вуза как на внутреннем, так и на внешнем рынке [14].

Формирование инновационной политики вуза происходит под воздействием ряда внешних факторов, представленных на рис. 3. Влияние региональных особенностей на инновационную политику вуза проявляется в специфике ее направлений и содержания, которое должно быть увязано с региональной политикой в области образования, науки и инноваций, особенно если вуз выполняет государственный заказ на подготовку, переподготовку кадров или НИР.

Реализация инновационной политики вуза предполагает осуществление следующих мероприятий:

- определение стратегии инновационного развития вуза;

- разработку планов и программ инновационной деятельности;

- контроль за ходом разработки и внедрением инноваций;

- координацию инновационной деятельности всех подразделений вуза;

- обеспечение кадровыми, финансовыми и материально-техническими ресурсами.

Последовательность формирования инновационной политики вуза приведена на рис. 4.

Механизм реализации инновационной политики вуза включает в себя организационную

Деятельность партнеров вузов,потребителей вузовских услуг

Правовое обеспечение деятельности вуза

Фундаментальная и отраслевая наука (филиалы кафедр вузов в научных учреждениях РАН, коммерческих организациях и пр.)

I

Инновационная политика вуза

I

Региональная политика в в области образования, науки, предпринимательства и инноваций

Инновационная и социально-экономическая политика государства

Деятельность конкурентного окружения, межвузовских структур

Рис. 3. Основные факторы, влияющие на формирование инновационной политики вуза

Рис. 4. Этапы формирования инновационной политики вуза

(административное, кадровое, научно-методическое и информационное обеспечение) и экономическую (прогнозирование, текущее и перспективное планирование, финансирование, кредитование, налоговые льготы, ценообразование, стимулирование) составляющие. Информационная поддержка процессов формирования инновационной политики вуза осуществляется посредством мониторинга рынка образовательных услуг.

Инновационная политика высшего учебного заведения в зависимости от решаемых целей подразделена на внешнюю и внутреннюю. Внешняя инновационная политика определяет принципы поведения вуза на рынке, посредством которых развивается система взаимосвязей вуза с организациями, производящими знания, обеспечивается взаимовыгодное сотрудничество по реализации приоритетных инновационных проектов и программ, формируется репутация вуза. Вуз активно участвует в разработке, экспертизе и реализации комплексных федеральных и региональных программ и проектов социально-экономического развития,

обеспечивает методическую поддержку инновационной деятельности субъектов реального сектора экономик, организует и участвует в проведении международных и национальных симпозиумов, конференций, семинаров.

Внутренняя инновационная политика обеспечивает развитие стержневых компетенций вуза, его отличительных особенностей, так как устанавливает принципы организации проведения внутренних НИР, охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, определяет механизм стимулирования сотрудников, участвующих в инновационной деятельности, снижения сопротивления персонала инновационным изменениям и т.д.

В современных условиях эффективность инновационной деятельности вуза оказывает большое влияние на его конкурентоспособность на рынке образовательных услуг. Однако осуществления мер государственной поддержки недостаточно для эффективного инновационного развития высшей школы. Необходим ряд внутривузовских преобразований, затрагивающих все составляющие вуза: образовательную, научную, кадровую, материально-техническую, инфраструктурную.

Инновационная политика, ориентированная на активное взаимодействие с коммерческими структурами, а также на адаптацию и позиционирование вуза как экономического агента может осуществляться в следующих направлениях:

1. Выделение инновационной деятельности (наряду с научной и образовательной) в миссии и стратегических целях вуза, включая ориентацию на международное сотрудничество.

2. Формирование инновационной инфраструктуры вуза, направленной на координацию инновационной деятельности (центры инновационного развития, научно-учебные лаборатории, малые инновационные предприятия, научно-образовательные центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, службы по защите интеллектуальной собственности, отдел по коммерциализации и передаче технологий).

3. Организация взаимодействия вуза с российскими и зарубежными предприятиями и организациями по вопросам проведения исследований и разработок, коммерциализации полученных научных результатов [15].

4. Формирование и практическая реализация «Политики в области интеллектуальной

собственности Университета», которая определяет основные положения в области распределения прав на результаты интеллектуальной деятельности.

5. Разработка и документирование процесса управления человеческими ресурсами.

6. Создание системы горизонтальной мобильности кадров за счет введения возрастного ценза на занятие административных должностей и должностей руководителей подразделений, что приведет к омоложению кадрового состава вуза.

7. Создание механизмов привлечения и закрепления молодых специалистов в науке (введение системы индивидуальных грантов, адресная поддержка наиболее результативно работающих научных групп) [31].

8. Увеличение числа рабочих мест для профессорско-преподавательского состава и научных работников и мест практики для студентов, аспирантов за счет создания новых хозяйственных обществ на базе вузов.

9. Повышение уровня квалификации кадров в предпринимательской сфере (в т.ч. за счет опыта работы в малых инновационных предприятиях при вузах).

10. Укрепление взаимодействия устойчивых вузовских научных коллективов с предприятиями реального сектора экономики, эффективно работающими на рынке наукоемкой продукции, что способствует повышению профессионального уровня профессорско-преподавательского состава и выпускаемых специалистов российских высших учебных заведений [3].

11. Проведение семинаров, организация краткосрочных стажировок и практик для студентов, аспирантов, молодых ученых, научных сотрудников вузов на предприятиях реального сектора экономики.

12. Привлечение преподавателей к проведению передовых НИОКТР и последующее использование их результатов в учебном процессе.

13. Привлечение к преподаванию и разработке учебных программ сотрудников научноисследовательских отделов реального сектора экономики.

14. Сохранение и расширение практики стажировок (в т.ч. долгосрочных) и программ обмена для студентов, аспирантов, молодых исследователей в ведущих российских и зарубежных университетах с целью вливания в международное научное сообщество [2].

15. Оказание инновационным предприятиям аутсорсинговых услуг в виде консультаций, проведения экспертиз, НИОКР.

16. Кооперация с зарубежными партнерами в области фундаментальных и прикладных исследований, обмен опытом в сфере управления инновационной деятельностью и защиты интеллектуальной собственности, формирование международных программ и проектов сотрудничества совместно с зарубежными партнерами.

17. Формирование конкурентной среды за счет диверсификации деятельности малых инновационных предприятий по приоритетным направлениям развития вуза, региона, страны в целом.

18. Внедрение системы управления качеством научной и инновационной деятельности вуза [4].

Реализация вышеуказанных направлений развития инновационной политики вуза будет стимулировать непрерывное развитие специализированных знаний, способствовать интеграции обучения с решением конкретных проблем совершенствования производства, а также повышению конкурентоспособности кадров.

Широкое внедрение новых экономических элементов инновационной инфраструктуры способствует приближению вуза к коммерческим организациям, созданию новых рабочих мест для представителей профессорско-преподавательского состава и молодых ученых, расширению источников получения доходов и взаимовыгодному сотрудничеству с реальным сектором экономики [12].

Оценка эффективности инновационной политики может производиться через результаты инновационной деятельности вуза, где важное значение имеют количественные и качественные индикаторы образовательной, научно-исследовательской и административноуправленческой деятельности:

1. Создание новых и сохранение существующих научных школ.

2. Общий объем выполняемых научных исследований и разработок.

3. Объем бюджетного и внебюджетного финансирования исследований и разработок.

4. Актуализация научной деятельности профессорско-преподавательского состава (число публикаций и их цитируемость в ведущих журналах).

5. Объем научных грантов, контрактов, договоров с внешними заказчиками проектов, в т.ч. международных, федеральных и региональных.

6. Результативность научно-исследовательской деятельности (число зарегистрированных открытий, патентов, сертифицированных разработок на единицу приведенного штатного состава профессорско-преподавательского состава и единицу времени).

7. Наличие элементов системы менеджмента качества всех составляющих инновационной деятельности вуза.

8. Количественная и качественная (доля докторов и кандидатов наук, преподавателей-практиков) обеспеченность образовательной и научно-исследовательской деятельности вуза персоналом.

9. Количество приглашенных зарубежных профессоров и преподавателей.

10. Аспиранты вуза, успешно защитившие кандидатские диссертации в срок.

11. Объем продаж научно-технической продукции, разработанной в рамках инновационных проектов.

12. Численность студентов, аспирантов, и представителей профессорско-преподавательского состава, привлекаемых на оплачиваемой основе к исследованиям в рамках деятельности инновационных структур.

13. Наличие в вузе инновационной инфраструктуры (в т.ч. материально-технической и информационной базы, научных кадров по «прорывным» направлениям и уникальных научных школ, бизнес-инкубаторов, технопарков, центров трансфера, малых инновационных предприятий и т.д.), объем выполняемых на ее базе работ и услуг и число создаваемых новых рабочих мест.

Предложенная система критериев позволяет оценить эффективность инновационной политики вуза, как синергетический результат взаимодействия всех направлений ее реализации.

Эффективно построенная инновационная политика вуза позволит достичь следующих положительных результатов инновационного развития высшей школы:

- обеспечить комплексность и стратегическую направленность управления человеческими ресурсами;

- активизировать научно-исследовательскую работу преподавателей, студентов, аспирантов и молодых ученых;

- повысить результативность и качество образовательной, научной и других основных видов деятельности университета;

- содействовать укреплению и развитию международных научных связей;

- повысить уровень взаимодействия между производственными предприятиями, научными учреждениями и высшими учебными заведениями;

- повысить рейтинг вуза, осуществить его становление как саморазвивающейся, конкурентоспособной организации, восприимчивой к изменениям [10];

- способствовать возникновению новых и развитию уже существующих научных школ;

- повысить профессиональный уровень профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников вузов за счет кооперации с предприятиями реального сектора экономики и обмена опытом с российскими и зарубежными коллегами [9];

- повысить конкурентоспособность научноисследовательского сектора российских высших учебных заведений в проведении научноисследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по заказу организаций реального сектора экономики;

- стимулировать воспроизводство и омоложение кадрового состава за счет закрепления молодежи в инновационной деятельности университетов;

- осуществить подготовку высококвалифицированных специалистов, отвечающих современным направлениям развития инновационной экономики [10].

На сегодняшний день большинство вузов в той или иной степени стремится к повышению своей конкурентоспособности, достижению инновационной и инвестиционной привлекательности на региональном, государственном и мировом уровне, разрабатывают различные подходы к осуществлению инновационной деятельности, вводят новые образовательные программы, осуществляют управление интеллектуальной собственностью в целях ее эффективного использования [13].

В то же время развитие инновационной инфраструктуры вузов получило толчок (в т.ч. и со стороны государства) сравнительно недавно, и многие университеты еще не успели перейти от традиционной научно-исследовательской и образовательной деятельности к инновационной сфере развития.

В связи с этим наличие высокоразвитой инновационной политики вуза позволит ускорить процесс воспроизводства и качественного изменения высшей школы, будет способствовать интенсификации процесса вовлечения в хозяйственный оборот результатов научно-инновационной деятельности, подготовке высококвалифицированных инновационных кадров,

интеграции с академической наукой и реальным сектором экономики.

Совокупность эффектов от развития инновационной политики выходит за пределы развития вуза, показывая возможности системного воздействия на научно-образовательный потенциал и инновационную систему региона. [8].

Литература

1. Владыка, М. В. Развитие и реализация инновационного потенциала вуза : автореф. дис. ... д-ра эконом. наук / М. В. Владыка. - Белгород, 2010. - 50 с.

2. Каллас, М. С. Взаимодействие науки, образования и бизнеса как основа формирования инновационной среды в России / М. С. Каллас // Вестник Томского государственного университета.

- 2011. - Экономика. - № 4(16). - С. 185-191.

3. Красикова, Т. Ю. Формирование и развитие образовательного кластера как часть механизма интеграции вузовской науки в инновационную национальную систему / Т. Ю. Красикова // Экономика, управление, финансы : материалы междунар. заоч. науч. конф. - Пермь : Меркурий,

2011. - С. 61-64.

4. Кулябина, Е. И. Совершенствование инновационной деятельности вузов : монография / Е. И. Кулябина. - Иркутск : Изд-во Иркут, гос. ун-та, 2009. - 100 с.

5. Нестерчук, О. А. Инновационное развитие высших учебных учреждений в контексте государственной образовательной политики России / О. А. Нестерчук // Педагогические науки.

- № 4. - 2009.

6. Нурулин, Ю. Р. Анализ методов открытых инноваций в политехническом университете / Ю. Р. Нурулин, И. В. Скворцова, Д. Ю. Нурулин // Научно-технические ведомости СПбГПУ. -2010. - № 3(106). - С. 221-226.

7. Олейникова, Е. Н. Инновационная деятельность вуза, основные ее цели и задачи на примере Красноярского государственного аграрного университета / Е. Н. Олейникова, В. Г. Данилин. -Красноярск, 2011.

8. Пономарева, С. А. Кластерный подход обеспечения конкурентоспособности и повышения эффективности реализации инновационного процесса вуза / С. А. Пономарева // Инновации в образовании. - ИнВестРегион. - № 4. - 2011. - С. 66-70.

9. Родионова, Е. М. Развитие теории воспроизводства интеллектуального капитала научноинновационных кадров на основе методологии институционально-эволюционного анализа : автореф. дис. ... д-ра эконом. наук: 08.00.05 / Е. М. Родионова. - Орел, 2009. - 48 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Сидорова, Н. А. Инновационный механизм современного вуза: становление и тенденции развития в условиях глобализации экономики : автореф. дис. ... канд. эконом. наук: 08.00.01 / Н. А. Сидорова. - М., 2012. - 24 с.

11. Скибицкий, Э. Г. Реализация инновационной стратегии вуза / под общ. ред. Н. В. Фадейки-ной ; Э. Г. Скибицкий, Л. Е. Чередникова, М. В. Черепанова. - Новосибирск : САФБД, 2008. - 187 с.

12. Сорокин, А. П. Инновационный потенциал вузов и его реализация в перспективных планах и программах подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров / А. П. Сорокин. - Минск : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2011.

13. Хао, Сюэ. Принципы формирования инновационной политики вуза в научно-образовательной сфере : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Хао Сюэ. - М., 2009. - 25 с.

14. Чередникова, Л. Е. Инновационная политика вуза: методологические подходы и модели / Л. Е. Чередникоав, М. В. Черепанова. Новосибирск : Сибирская академия финансов и банковского дела, 2008. - С. 94-108.

15. Шарова, О. О. Формирование механизма развития инновационной среды вуза : автореф. дис. ... канд. эконом. наук: 08.00.05 / О. О. Шарова. - Уфа, 2012. - 25 с.

16. Ярмоленко, И. В. Оценка и управление инновационной деятельностью высшего учебного заведения : дис. ... канд эконом. наук : 08.00.05 / И. В. Ярмоленко. - Белгород, 2008. - 182 с.

17. Концепция развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования РФ на период до 2015 года.

18. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

19. Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы.

20. Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России 2009-2013 гг.».

21. Проект «ИННОВАЦИОННАЯ РОССИЯ - 2020» (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года).

22. Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года.

23. Федеральный закон от 02.08.2009 № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».

24. Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства».

25. Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 № 219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования».

26. Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 № 220 «О мерах по привлечению ведущих учёных в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования».

27. Указ Президента РФ № 599 от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

28. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 2 ноября 2010 г. № 1481 «О плане мероприятий по развитию высшей школы Санкт-Петербурга на 2011-2015 годы».

29. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28 июня 2011 г. № 835 «О Комплексной программе «Наука. Промышленность. Инновации» в Санкт-Петербурге на 2012-2015 годы».

30. Протокол заседания Межведомственной комиссии по проведению мониторинга деятельности государственных образовательных учреждений в целях оценки эффективности их работы и реорганизации неэффективных государственных учреждений № ДЛ-15/05 пр от 22.11.2012 г.

31. Наука, образование и инновации в России: взгляд молодых ученых на проблемы и перспективы / Доклад Совету при Президенте Российской Федерации по науке и образованию. - М.,

2012. - 172 с.

32. Данные Национального центра по мониторингу инновационной инфраструктуры, научно-технической деятельности и региональных инновационных систем [Электронный ресурс].

- иЯЬ: http://www.miiris.ru/. - Дата доступа: 15.04.2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.