Научная статья на тему 'Инновационная модель взаимодействия системы высшего образования и национальной экономики как инструмент реализации модернизационной политики'

Инновационная модель взаимодействия системы высшего образования и национальной экономики как инструмент реализации модернизационной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
276
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ / INNOVATION / INNOVATION POLICY / INNOVATION DEVELOPMENT / MODERNIZATION OF THE ECONOMY / THE MANAGEMENT OF INNOVATION DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куликова Юлия Павловна

В статье представлена авторская модель взаимодействия инновационной системы национального образования и рыночной экономики в период модернизации; представлено описание одного из условий инновационного развития высшей школы в субъектах РФ – системной региональной политики в области образовательной, научной и инновационной деятельности, определяющей цели, траектории развития данных сфер, ресурсы, требуемые для достижения целей, и механизмы контроля. Автором утверждается, что развитие межвузовского взаимодействия в регионах должно осуществляться преимущественно по инициативе и при поддержке органов власти. В ходе исследования автором доказано, что стратегической перспективой развития международных отношений российских вузов является участие ведущих университетов в глобальных исследовательских консорциумах, что возможно после реализации задачи увеличения количества российских вузов, входящих в мировые рейтинги университетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An innovative model of interaction between the higher education and the national economy as a tool of modernization policy

The paper presents the author's model of the interaction of the innovation system of national education and market economy in the period of modernization. The work describes one of the conditions for innovative development of higher education in the subjects of the Russian Federation, namely: the system regional policy in the field of education, science and innovation, defining objectives, trajectory of development of these areas, the resources required to achieve the objectives and mechanisms of control. The author argues that the development of inter-university cooperation in the regions should be carried out primarily on the initiative and with support from the authorities. In the study, the author proves that the strategic vision of international relations of Russian universities is participation of the leading universities in the global research consortiums. This is possible after the implementation of the objectives to increase the number of Russian universities included in the global rankings of universities.

Текст научной работы на тему «Инновационная модель взаимодействия системы высшего образования и национальной экономики как инструмент реализации модернизационной политики»

УДК 330.341 ББК 65.011.1 К 90

Ю.П. Куликова

Соискатель Российской Академии народного хозяйства и государственной службы

при Президенте РФ, г. Москва Тел.: (495) 790 49 92, е-mail: kulikova@kulikova-julia.ru.

Инновационная модель взаимодействия системы высшего образования и национальной экономики как инструмент реализации модернизационной политики

(Рецензирована)

Аннотация. В статье представлена авторская модель взаимодействия инновационной системы национального образования и рыночной экономики в период модернизации; представлено описание одного из условий инновационного развития высшей школы в субъектах РФ - системной региональной политики в области образовательной, научной и инновационной деятельности, определяющей цели, траектории развития данных сфер, ресурсы, требуемые для достижения целей, и механизмы контроля. Автором утверждается, что развитие межвузовского взаимодействия в регионах должно осуществляться преимущественно по инициативе и при поддержке органов власти.

В ходе исследования автором доказано, что стратегической перспективой развития международных отношений российских вузов является участие ведущих университетов в глобальных исследовательских консорциумах, что возможно после реализации задачи увеличения количества российских вузов, входящих в мировые рейтинги университетов.

Ключевые слова: инновации, инновационная политика, инновационное развитие, модернизация экономики, управление инновационным развитием.

Yu.P. Kulikova

Applicant for Candidate’s degree of Russian Academy of Economy and State Service at

President of Russian Federation, Moscow. Ph.: (495) 790 49 92, е-mail:

kulikova@kulikova-julia.ru.

An innovative model of interaction between the higher education and the national economy as a tool of modernization policy

Abstract. The paper presents the author's model of the interaction of the innovation system of national education and market economy in the period of modernization. The work describes one of the conditions for innovative development of higher education in the subjects of the Russian Federation, namely: the system regional policy in the field of education, science and innovation, defining objectives, trajectory of development of these areas, the resources required to achieve the objectives and mechanisms of control. The author argues that the development of inter-university cooperation in the regions should be carried out primarily on the initiative and with support from the authorities.

In the study, the author proves that the strategic vision of international relations of Russian universities is participation of the leading universities in the global research consortiums. This is possible after the implementation of the objectives to increase the number of Russian universities included in the global rankings of universities.

Keywords: Innovation, innovation policy, innovation development, modernization of the economy, the management of innovation development.

В программных документах и заявлениях Правительства РФ высшим учебным заведениям отводится ключевая роль при переходе Российской Федерации на инновационный путь развития. Это объясняется необходимостью подготовки высококвалифицированного человеческого капитала для обеспечения задачи модернизации страны, что может быть обеспечено качественным функционированием системы высшего образования. Также высшие учебные заведения представляют собой наиболее благоприятную среду для интеграции науки и образования. При этом, как отмечалось ранее, развитие высшего образования должно быть согласовано с общими задачами социальноэкономического развития, а деятельность высших учебных заведений интегрирована в инновационные процессы на уровне национальной и региональных инновационных систем.

С целью обеспечения эффективности управления требуется выявление основных связей, определяющих влияние высшего образования на инновационную систему страны и влияющих, в свою очередь, на развитие высшей школы.

Составление схемы позволяет определить роль отдельных участников инновационной деятельности в процессе модернизации экономики страны, что в свою очередь дает возможность учитывать их интересы для более целенаправленного и результативного взаимодействия.

В качестве основных элементов национальной инновационной системы нами выделены организации сферы образования, организации сферы науки, предприятия реального сектора экономики, инновационная инфраструктура, органы государственного регулирования, а также интегрирующие элементы. Интегрирующие элементы выделены в отдельный блок национальной инновационной системы, поскольку их функции шире функций инновационной инфраструктуры за счет более масштабного влияния на взаимодействие субъектов инновационной системы, их цели не совпадают с целями отдельно взятых образовательных, научных, производственных организаций.

Если представить инновационные процессы, протекающие в инновационной системе, в виде упрощенной линейной модели, то основная система связей будет «образование-наука-бизнес», а дополнительная система связей будет включать органы власти, интегрирующие элементы, инновационную инфраструктуру (эти субъекты создают рамочные и операционные условия инновационного процесса).

В Российской Федерации к органам власти, осуществляющим государственное регулирование сферы образования, относятся Президент РФ, Правительство РФ, министерства, ведомства, департаменты. Их основными функциями являются стратегическое планирование, мониторинг, нормативно-правовое регулирование образовательной, научноисследовательской и инновационной деятельности. Органы власти принимают участие в финансировании деятельности образовательных и научных учреждений. Органы власти могут выступать инициаторами как процессов объединения вузов (федеральные университеты), так и процессов межвузовской кооперации, оказывая различные виды поддержки.

При Президенте РФ созданы совещательные и консультативные органы по вопросам развития образования и науки.

В 2012 г. создан Совет при Президенте РФ по экономике и инновационному развитию РФ (расформирована Комиссия при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России) - совещательный орган, образованный в целях обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с модернизацией экономики и инновационным развитием России.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, является Министерство образования и науки РФ. Министерство образования и науки разрабатывает и

реализует программы развития высшей школы, в том числе на основе интеграции образования и науки. Министерство также может стать разработчиком программы интеграции высшей школы в национальную инновационную систему РФ и мероприятий, содействующих развитию межвузовского взаимодействия, для повышения эффективности использования образовательного и научно-исследовательского потенциала системы высшего образования [1].

Сфера образования в рамках инновационной системы обеспечивает подготовку трудовых ресурсов разной степени квалификации, а также профессиональное и творческое развитие личности. При этом типы учебных заведений подразделяются на дошкольные учреждения, общеобразовательные учреждения, учреждения профессионального образования (включая учреждения высшего профессионального образования), другие типы учреждений (школы-интернаты, учреждения дополнительного образования детей и т.д.).

Одним из направлений развития сотрудничества российских высших учебных заведений с международными партнерами является установление отношений с уже существующими международными объединениями. Реализация данного направления может осуществляться в рамках совместных программ, которые могут быть представлены в виде совместных публикаций, участия в совместных исследованиях, проведения форумов и т.д. С учетом низких показателей цитируемости российских ученых по гуманитарным дисциплинам, в том числе экономическим, важность приобретает развитие студенческих и преподавательских обменов в данной области. При этом в международных отношениях могут выступать как отдельные вузы, так и их объединения. Так одной из перспектив развития консорциума вузов Томской области является установление партнерских отношений с вузами Китая. Основой для участия российских вузов в многосторонних межвузовских объединениях зарубежных стран могут стать консорциум российских, белорусских и казахстанских вузов, а также университетская сеть АТЭС [2].

Стратегической перспективой развития международных отношений российских вузов является участие ведущих университетов в глобальных исследовательских консорциумах, что возможно после реализации задачи увеличения количества российских вузов, входящих в мировые рейтинги университетов.

На примере университетской сети АСЕАН и ряда других международных организаций среди основных проблем международного взаимодействия вузов можно выделить общие проблемы, возможности решения которых определяются на межправительственном уровне:

- неформальная организация ряда партнерств (на основе многосторонних соглашений университетов), что создает сложности при выборе форм и механизмов решения финансово-экономических вопросов. На практике основными источниками финансирования международных партнерств в сфере высшего образования являются членские взносы, доходы от публикаций, бюджетное финансирование (гранты, субсидии), средства донорских организаций, средства партнеров по диалогу, доходы по контрактам, доходы от конференций и реализации образовательных программ;

- отсутствие единой нормативно-правовой базы для взаимного признания дипломов, совместных дипломов, учета результатов совместной научно-исследовательской деятельности всеми государствами-участниками;

- несовпадение образовательных стандартов, требований к вузам и систем контроля над качеством образования государств-участников, что обусловлено историческими различиями систем образования;

- различия государственной политики в целом и в области высшего образования;

- необходимость использования прогрессивных средств коммуникации для преодоления территориальной отдаленности вузов требует доступа к интернет-линиям высокой пропускной способности.

Вузами-участниками международных партнерств должны решаться следующие проблемы, обусловленные международным характером взаимодействия:

- определение законодательных основ деятельности, что выражается в выборе

организационно-правовой формы и страны регистрации (например, Всемирная сеть университетов зарегистрирована в Великобритании как компания с ограниченной ответственностью, неформальный Университет Арктики планируется преобразовать в фонд);

- определение вида диплома - двойной, совместный, дополнительные сертификаты;

- система контроля качества образования во всех вузах-участниках;

- организационные и финансово-экономические вопросы академической и преподавательской мобильности (взимание платы за обучение, условия контрактов и т.д.);

- поддержание равной активности участников международного партнерства и баланса их интересов (более развитые страны часто выступают в роли доноров);

- определение языка обучения и общения [3].

Инновационное развитие высшей школы, в том числе на основе межвузовского взаимодействия по рассмотренным направлениям, требует решения проблемы координации деятельности вузов и создания общего информационного поля в системе высшего образования.

Недостаточная степень координации во многом обусловливает низкий уровень инновационной активности в сфере высшей школы, что отражается на результирующих показателях деятельности высших учебных заведений. В 2009 г. научные исследования и разработки осуществляли 45% вузов. Треть малых инновационных предприятий при вузах, созданных в соответствии с Федеральным законом №217, не осуществляет реальной деятельности. По данным социологических опросов, более 50% выпускников вузов не работают по специальности, что отражает несоответствие полученного образования потребностям рынка труда.

Одной из основных проблем в области управления инновационным развитием высшей школы РФ является отсутствие единой и актуальной информационной базы учета инновационных образовательных программ, научно-исследовательских проектов и инновационных предприятий при вузах в высшей школе. Это затрудняет оценку инновационного развития в системе высшего образования, а следовательно - и оценку участия вузов в реализации задачи модернизации. Непрозрачность информации снижает возможность контактов между потенциальными партнерами [4].

С учетом изложенного для обеспечения масштабной задачи модернизации экономики РФ необходимо скоординированное использование интеллектуального потенциала, материально-технической базы и распределения финансирования вузов.

В настоящее время в данной области существует ряд разрозненных информационных ресурсов:

- база данных хозяйственных обществ, созданных на базе высших учебных заведений, при ФГБНУ Центр исследований и статистики науки;

- RUNNet - федеральная университетская компьютерная сеть России, созданная в 1994 году в рамках государственной программы как 1Р-сеть, объединяющая региональные сети, а также сети крупных научно-образовательных учреждений;

- региональные ресурсы, аккумулирующие информацию о инновационных разработках вузов;

- общие ресурсы сети (например, Портал «Инновации и предпринимательство» при НДП «Альянс-Медиа» содержит базу данных по инновационным проектам российских предприятий).

Однако существующие ресурсы ограничены с функциональной точки зрения, с точки зрения охвата и актуализации материалов, а также не предоставляют системной информации о деятельности высшей школы.

В связи с этим с целью содействия интеграции вузов в национальную инновационную систему автором предложено расширить проект Министерства образования и науки РФ по созданию базы данных хозяйственных обществ, учрежденных при вузах (база данных учета уведомлений о создании научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ).

Базу данных необходимо включить в полнофункциональный Интернет-портал, способный выступить информационной площадкой для взаимодействия малых инновационных предприятий, научно-исследовательских коллективов, инвесторов, организаций инновационной инфраструктуры и других участников инновационной деятельности.

Целью формирования Интернет-портала инновационного развития высшей школы является обеспечение мониторинга инновационных проектов вузов и создание условий для повышения роли системы высшего образования в социально-экономическом развитии страны на основе предоставления актуальной и полной информации всем заинтересованным участникам.

Основными субъектами информирования выступают органы власти; общественные организации; представители сферы образования и высшего образования (руководство, преподаватели, сотрудники, студенты); представители инновационной инфраструктуры; предприятия реального сектора экономики; международные партнеры.

Следует обеспечить наличие на Интернет-портале следующих информационных блоков:

- реестр малых инновационных предприятий, созданных на базе вузов;

- образовательные проекты;

- инновационную инфраструктуру;

- участие вузов в государственных проектах;

- новостной блок - информацию о ключевых событиях инновационной сферы;

- мониторинг доступных программ и конкурсов по реализации образовательных и научно-исследовательских проектов.

Для поддержания Интернет-портала и обеспечения согласованного участия вузов в реализации задачи модернизации страны предлагается создание Центра координации инновационной деятельности вузов, выполняющего аналитические, информационные, консалтинговые и координационные функции.

При создании Центра может быть учтен опыт Европейского центра по стратегическому управлению университетами (European Centre for Strategic Management of Universities) и Координационного Центра кадровой поддержки инновационной деятельности в Московской области.

Европейский центр по стратегическому управлению университетами основан в 1986 г. как международная некоммерческая ассоциация. Современная цель - содействие повышению конкурентоспособности вузов на основе стратегического управления для реализации задач стратегии развития Европейского Союза на период до 2020 г. Центр предлагает программы развития управления, бенч-маркетинг и участвует в образовательных программах в сфере управления.

Координационный Центр кадровой поддержки инновационной деятельности в Московской области создан в 2006 г. как структурное подразделение Академии социального управления (на основании приказа Министерства образования Московской области). Цель центра - координация системной деятельности по обеспечению квалифицированными кадрами инновационного развития Московской области.

Первоначально Центр координации инновационной деятельности вузов может быть создан на конкурсной основе на базе одного из ведущих российских вузов. В последующем Центр может быть преобразован в организационно-правовую форму некоммерческого партнерства.

Создание центра будет способствовать повышению числа участников инновационной деятельности из числа вузов, своевременному выявлению кадровых потребностей социально-экономического развития, поиску партнеров в научно-исследовательской, образовательной и инновационной деятельности, повышению эффективности инновационной инфраструктуры вузов [5].

Цель Центра координации инновационной деятельности может быть сформулирована

как координация системной деятельности высшей школы по интеграции в национальную инновационную систему для реализации задач модернизации экономики РФ на основе:

- формирования и развития системы кадрового обеспечения инновационной деятельности на основе интеграции науки и образования;

- формирования и развития инновационной инфраструктуры и систем управления инновационной деятельностью вузов;

- поддержки реализации национальных проектов в области образования и научных исследований;

- формирования системы информационно-аналитического обеспечения сотрудничества между вузами и участниками национальной инновационной системы;

- содействия развитию инновационного предпринимательства при высших учебных заведениях;

- содействия развитию международного сотрудничества [6].

Задачи межвузовского центра координации инновационной деятельности могут включать:

- информационное обеспечение инновационного развития высшей школы посредством поддержки единого информационного портала;

- изучение, обобщение и распространение положительного опыта в области нормативно-правовых, организационно-управленческих и финансово-экономических основ инновационной деятельности вузов;

- обеспечение справочной информацией органов государственной власти, высших учебных заведений и участников инновационной деятельности по запросам;

- обеспечение аналитической информацией органов государственной власти и высших учебных заведений по запросам, в том числе маркетинг образовательных услуг по подготовке кадров для осуществления и сопровождения инновационной деятельности;

- консультирование и проведение экспертизы проектов межвузовского взаимодействия и других видов стратегических партнерств;

- консультирование и проведение экспертизы стратегических и нормативных документов вузов в области создания систем управления инновационной деятельностью и систем менеджмента качества;

- участие в формировании нормативно-правовой базы в области инновационной деятельности вузов посредством подготовки предложений в законодательные и нормативные акты;

- координацию и научно-методическое обеспечение создания и развития инновационной инфраструктуры высшей школы;

- координацию и сопровождение национальных и международных научноисследовательских и образовательных проектов;

- содействие в организации участия вузов в национальных выставках и ярмарках;

- содействие в организации межвузовских конференций, семинаров, круглых столов

и т.д.;

- содействие проведению согласованных мероприятий вузов на рынке международных образовательных услуг (координация, объединение ресурсов, идей и т.п.);

- координацию и содействие программ академической мобильности в области обмена научными и научно-педагогическими кадрами, студентами, аспирантами [7].

Таким образом, организации межвузовского взаимодействия могут выступить органичным элементом национальной и региональных инновационных систем и явиться одним из инструментов инновационного развития высшей школы РФ в условиях модернизации экономики. При этом развитие межвузовского сотрудничества на региональном, национальном и международном уровнях расширяет возможности отдельных высших учебных заведений по повышению эффективности деятельности на основе интеграции науки и образования. В качестве одного из способов координации

инновационного развития высшей школы в Российской Федерации может быть рассмотрено создание Центра координации инновационной деятельности вузов.

Примечания:

1. Евгеньева А. Консорциум томских вузов и НИИ - по любви или по расчету? // Томский обзор. 24.11.2011. URL: http://obzor.westsib.ru/article/357690

2. Критерии университета инновационного типа // Национальный исследовательский Томский политехнический университет: официальный сайт. URL: http://past.tpu . ru/html/innov-criteria.htm

3. Положение о Координационном Центре кадровой поддержки инновационной деятельности. М.: ГОУ ВПО МО «Академия социального управления», 2006. URL: http:// ckp. momos. ru/rdocs/

4. Путин В.В. О наших экономических задачах // Ведомости Власть. 30.01.2012. URL: http://www.putin2012.ru/events/149

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Рейтинг инновационной активности в России в 2011 году// Ассоциация инновационных регионов России: официальный сайт. URL: i-regions.org > events/Reiting2.doc

6. Российский инновационный индекс / Под ред. Л.М. Гохберга. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2011

7. Стерлигов И. Треть малых предприятий при вузах существует лишь на бумаге // Наука

и технологии России: 02.08.2011. URL: http://www.strf.ru/material.aspx?

d_no=41450&CatalogId=223&print= 1

References:

1. Evgenyeva A. A consortium of the Tomsk higher education institutions and scientific

research institutes: on love or by calculation? // Tomsk Review. 24.11.2011. URL:

http://obzor.westsib.ru/article/357690

2. Criteria of university of innovative type // Tomsk National Research Polytechnic University: official site. URL: http://past.tpu.ru/html/innov-criteria.htm

3. Provision on the Coordination Center of personnel support of innovative activity. M.: Public Educational Institution of Higher Professional Training MO “Academy of Social Management”, 2006. URL: http://ckp.momos.ru/rdocs/

4. Putin V.V. About our economic tasks // Vedomosti. Vlast. 30.01.2012. URL: http://www.putin2012.ru/events/149.

5. A rating of innovative activity in Russia in 2011 // Association of innovative regions of Russia: official site. URL: i-regions.org>events/Reiting2.doc.

6. The Russian innovative index / Ed. L.M.Gokhberg. M.: National Research University “Higher School of Economy”, 2011

7. Sterligov I. A third of small enterprises at higher education institutions exists only on paper // Science and Technologies of Russia: 02.08.2011. URL: http://www.strf.ru/material.aspx? d_no=41450&CatalogId=223&print=1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.